в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 20.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПРИКАЗ ГТК РФ от 20.05.2002 N 480 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ ГТК РОССИИ"
отменен/утратил силу Редакция от 20.05.2002 Подробная информация
ПРИКАЗ ГТК РФ от 20.05.2002 N 480 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ ГТК РОССИИ"

III. Разработка законопроекта. Основные требования к подготовке концепции законопроекта, проекта технического задания на его разработку, а также текста законопроекта

17. Одним из основных этапов разработки законопроекта является разработка его концепции и проекта технического задания на его разработку.

18. Разработку концепции, а также проекта технического задания на разработку законопроекта (далее - техническое задание) в зависимости от сложности законопроекта, объема предполагаемого регулирования общественных отношений ГТК России может осуществлять самостоятельно или с привлечением научно - исследовательских организаций.

19. К разработке концепции законопроекта привлекаются квалифицированные специалисты, обладающие необходимым знанием законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

При ее разработке изучается, обобщается и анализируется экономическая, социологическая, статистическая информация, проводятся необходимые расчеты, учитывается зарубежный опыт.

20. В концепции законопроекта должны быть определены:

- основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых будет распространено действие закона, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся;

- место будущего закона в действующем законодательстве с указанием отрасли законодательства, к которой он относится, положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и системообразующих законов Российской Федерации, на реализацию которых направлен данный закон, а также значение, которое будет иметь закон для правовой системы;

- общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативных правовых актов (при этом указываются пробелы и противоречия в действующем законодательстве, наличие устаревших норм права, фактически утративших силу, а также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации, рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования. Общая характеристика состояния правового регулирования должна также содержать анализ соответствующей российской и зарубежной правоприменительной практики, а также результаты проведения статистических, социологических и политологических исследований);

- социально - экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона.

21. Проект технического задания должен содержать следующие разделы:

а) "Основание для разработки законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование";

б) "Заказчик и разработчики законопроекта";

в) "Перечень документов, подлежащих разработке";

г) "Примерная структура законопроекта";

д) "Виды, этапы и сроки работы";

е) "Порядок финансирования и смета расходов (при заключении заказчиком договора на разработку законопроекта)";

ж) "Порядок приемки работы".

22. В разделе "Основание для разработки законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование" указывают полное наименование документа, на основании которого разрабатывается законопроект, его форму, вид, а также рабочее наименование.

23. В разделе "Заказчик и разработчики законопроекта" указывают полное наименование заказчика и разработчиков, их местонахождение, банковские реквизиты. В случае проведения конкурса среди разработчиков законопроекта в разделе указывают только основные требования к разработчику: наличие соответствующей квалификации, опыта работы в определенной сфере и т.п.

Заказчиком является, как правило, ГТК России. По законопроектам, имеющим особо важное значение, заказчиком может выступать Правительство Российской Федерации.

24. В разделе "Перечень документов, подлежащих разработке" указывают подлежащие разработке документы: законопроект или пакет законопроектов; проекты или основное содержание иных нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации будущего закона; перечень нормативных правовых актов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием нового закона; пояснительную записку; финансово - экономическое обоснование; расчеты социально - экономических последствий принятия закона, другие необходимые документы.

25. В разделе "Виды, этапы и сроки работы" определяют этапы, сроки и содержание работ, выполняемых в процессе подготовки законопроекта, с указанием работ, подлежащих приемке заказчиком, которая проводится так же, как и приемка разработанного законопроекта. В качестве этапов разработки законопроекта могут рассматриваться разработка его концепции, отдельных глав (разделов), доработка законопроекта с учетом высказанных замечаний и т.п.

26. В разделе "Примерная структура законопроекта" определяется порядок расположения составных частей (разделов, глав) законопроекта. Его структура должна обеспечивать логическое развитие темы, являющейся предметом правового регулирования.

27. В разделе "Порядок финансирования и смета расходов" определяются источники и порядок финансирования разработки законопроекта. Если разработка законопроекта проводится на договорной (контрактной) основе, приводится смета расходов с распределением по источникам финансирования.

28. В разделе "Порядок приемки работы" устанавливают порядок предварительного согласования законопроекта и требования к его приемке, определяется ответственный за его приемку. Ответственным за приемку законопроекта является, как правило, заказчик - федеральный орган исполнительной власти, ответственный за его разработку. К приемке законопроекта могут привлекаться в соответствии с установленным порядком специалисты Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Минюста России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

29. По законопроектам об установлении, о введении или об отмене налогов и сборов, об освобождении от их уплаты, об изменении условий налогообложения, об осуществлении государственных займов (заимствований), изменении финансовых обязательств государства, а также по законопроектам, предусматривающим расходование средств из федерального бюджета, составляется финансово - экономическое обоснование, являющееся документом, содержащим финансово - экономическую оценку законопроекта, в том числе расчетные данные об изменении размеров доходов и расходов федерального бюджета, а также определяющим источники финансирования реализации будущего закона.

30. ГТК России направляет концепцию законопроекта и проект технического задания после согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением, для проведения правовой экспертизы в Минюст России и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

31. При внесении предложения о разработке законопроекта и о включении его в План Правительства концепция законопроекта и проект технического задания представляются в соответствии с установленным порядком в Минюст России.

32. Если разработка законопроекта предусмотрена правовыми актами и поручениями Правительства Российской Федерации, концепция и проект технического задания с заключениями Минюста России и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации по результатам проведенной ими правовой экспертизы направляются на утверждение в Правительство Российской Федерации.

33. ГТК России осуществляет контроль за реализацией концепции и выполнением технического задания.

34. К тексту законопроекта предъявляются следующие требования:

1) структура текста должна обеспечивать логическое развитие темы и соответствовать раскрытию предмета правового регулирования;

2) законопроект, направленный на регулирование широкой сферы общественных отношений, может содержать преамбулу (вступительную часть), в которой излагаются цели и мотивы принятия закона, его регулятивное значение (положения нормативного характера в преамбулу не включаются);

3) определение основных понятий и обозначающих их терминов, используемых в законопроекте, целесообразно размещать в начале текста;

4) нормативное содержание законопроекта в зависимости от предмета правового регулирования, его объема и формы должно иметь следующую структуру:

- общие положения (определяются предмет и основные принципы правового регулирования, указывается на соответствие положений законопроекта Конституции Российской Федерации, действующему законодательству Российской Федерации и др.);

- определение используемых понятий (если они не определены уже в действующем законодательстве);

- изложение конкретных правовых норм по регулируемому вопросу;

- определение санкций за нарушение установленных правовых норм;

- переходные и заключительные положения;

- отдельная статья о вступлении закона в силу;

5) нормативные предписания оформляются, как правило, в виде статей, имеющих единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами и наименование;

6) значительный по объему законопроект можно разделять на разделы, главы, параграфы, имеющие нумерацию и наименование; разделы нумеруются римскими цифрами, главы, параграфы - арабскими;

7) статьи можно разделять на части с нумерацией арабскими цифрами, но без наименования, части статей можно разделять на пункты и подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита со скобкой, а также на абзацы (пункты, подпункты и абзацы начинаются со строчной буквы и заканчиваются точкой с запятой);

8) в кодифицированных актах можно выделять общую часть, содержащую положения общенормативного значения, и особенную часть, содержащую конкретные нормативные предписания;

9) содержание правовых норм должно быть логически последовательным, не допускающим различного толкования; следует правильно использовать официально установленные наименования, общеизвестные термины, не перегружать текст специальными, узкопрофессиональными терминами, а также иностранной терминологией, не допускать использования эмоционально - экспрессивных языковых средств, образных сравнений (эпитеты, метафоры, гиперболы и др.), не включать в законопроект положения ненормативного характера и бланкетные нормы;

10) в законопроекте, подготавливаемом на основании, во исполнение или в развитие Конституции Российской Федерации, действующего федерального конституционного закона, федерального закона, следует обязательно указывать соответствующую статью Конституции Российской Федерации или официальные реквизиты соответствующего акта;

11) положения об изменениях, дополнениях или признании нормативных правовых актов утратившими силу, о приостановлении действия ранее принятых актов в связи с принятием данного закона включаются в текст законопроекта отдельной статьей;

12) в заключительной главе или статье располагают заключительные и переходные положения законопроекта, в которых указывают:

- порядок введения закона в действие;

- поручения Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о подготовке и принятии нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию закона, а также о приведении своих нормативных правовых актов в соответствие принятому закону;

- порядок и условия применения нормативных правовых актов СССР и РСФСР, сохраняющих свое действие после вступления закона в силу.

35. Структурное подразделение - основной исполнитель по законопроекту в соответствии с планом законопроектной работы ГТК России на текущий год направляет в Правовое управление подготовленный в соответствии с требованиями Положения законопроект, согласованный с соисполнителями, пояснительную записку и финансово - экономическое обоснование законопроекта (при необходимости, а также в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации).

36. Подготовку финансово - экономического обоснования по запросу основного исполнителя или Правового управления осуществляет Главное финансово - экономическое управление. Обоснование должно основываться на тщательном финансовом, экономическом, статистическом анализах и содержать точные расчеты и сведения об источниках финансирования на текущий и (или) последующие годы.

37. В пояснительной записке к законопроекту излагаются:

- обоснование необходимости разработки;

- предмет, цели и основные положения;

- условия реализации;

- прогноз социально - экономических и иных последствий реализации законопроекта, его место в системе действующего законодательства Российской Федерации;

- перечень актов законодательства Российской Федерации, подлежащих в связи с принятием данного законопроекта признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или разработке.

38. Правовое управление направляет в Управление по взаимодействию с органами законодательной и исполнительной власти подготовленные в соответствии с планом законопроектной работы ГТК России и завизированные председателем ГТК России текст законопроекта, пояснительную записку и финансово - экономическое обоснование для обеспечения процесса согласования законопроекта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также перечень федеральных органов исполнительной власти, указанных в данном плане. Согласование осуществляется в соответствии с порядком, установленным Регламентом Правительства Российской Федерации. В процессе согласования текста законопроекта Управление по взаимодействию с органами законодательной и исполнительной власти вправе при необходимости привлекать сотрудников других структурных подразделений ГТК России для решения в рабочем порядке возникших разногласий.

39. При наличии разногласий по законопроекту Управление по взаимодействию с органами законодательной и исполнительной власти организовывает, а Правовое управление обеспечивает его обсуждение с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с целью поиска взаимоприемлемого решения. Если такое решение не найдено, законопроект направляется в Правительство Российской Федерации с протоколом согласительного совещания, перечнем разногласий, мотивировками и замечаниями (подлинники), подписанными руководителями федеральных органов исполнительной власти. В случае доработки текста законопроекта в соответствии с результатами согласительного совещания Управление по взаимодействию с органами законодательной и исполнительной власти обеспечивает его повторное согласование.

40. Согласованный законопроект подлежит возврату в Правовое управление.

41. Правовое управление направляет законопроект на правовую экспертизу в Минюст России и при получении положительного заключения передает завизированный председателем ГТК России законопроект в трехдневный срок в Управление по взаимодействию с органами законодательной и исполнительной власти для направления в Правительство Российской Федерации с приложением материалов в соответствии с пунктами 35 и 37, а также проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания и заключения Минюста России по результатам правовой экспертизы законопроекта.

42. Если законопроектом предусматривается возложение на Правительство Российской Федерации обязанности регулирования правоотношений, к законопроекту прилагается примерный текст предполагаемых норм.

43. При отрицательном заключении Минюста России Правовое управление обеспечивает устранение замечаний, приведенных в заключении. При невозможности их устранения Правовое управление в целях исключения законопроекта из Плана Правительства готовит и направляет в Правительство Российской Федерации согласованный с Минюстом России проект распоряжения Правительства Российской Федерации об исключении законопроекта из Плана Правительства с приложением пояснительной записки к нему и текста законопроекта.

  • Главная
  • ПРИКАЗ ГТК РФ от 20.05.2002 N 480 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ ГТК РОССИИ"