в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 25.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
не действует Редакция от 05.08.2000 Подробная информация
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ

Глава 24. Единый социальный налог (взнос)

Статья 234. Общие положения

Настоящей главой Кодекса вводится единый социальный налог (взнос) (далее в настоящей главе - налог), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (далее в настоящей главе - фонды) - и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Статья 235. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками признаются:

1) работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе:

организации;

индивидуальные предприниматели;

родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

крестьянские (фермерские) хозяйства;

физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.

2. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи Кодекса, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

3. Не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативными (правовыми) актами субъектов Российской Федерации на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности.

Статья 236. Объект налогообложения

Объектом налогообложения для исчисления налога признаются:

1) для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, - выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением налогоплательщиков - физических лиц, в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором. Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1 000 рублей в расчете на календарный месяц;

2) для налогоплательщиков указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, - доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением; для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом обложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Статья 237. Налоговая база

1. Налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, определяется как сумма доходов, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.

При определении налоговой базы учитываются любые доходы (за исключением доходов, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме, в виде предоставленных работникам материальных, социальных или иных благ или в виде иной материальной выгоды.

При осуществлении налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением налогоплательщиков - физических лиц, выплат в виде материальной помощи или иных безвозмездных выплат в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором, налоговая база определяется как сумма указанных выплат в течение налогового периода. Указанные выплаты не учитываются при исчислении налоговой базы, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, включаются в налоговую базу в части сумм, превышающих 1 000 рублей в расчете на календарный месяц.

2. Налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей. В случае, если работник получает налогооблагаемые доходы от нескольких работодателей и совокупная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, подпадает под иную ставку социального налога, право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога не возникает.

3. Налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма доходов, предусмотренных пунктом 2 статьи 236 настоящего Кодекса, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в Российской Федерации и исчисляемых в соответствии со статьей 210 настоящего Кодекса, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, предусмотренных в пункте 1 статьи 221 настоящего Кодекса. При расчете указанного дохода не производятся налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218-220 настоящего Кодекса.

4. Доходы, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), учитываются в составе налогооблагаемых доходов как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день получения таких доходов, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), определенных с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.

При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, налога с продаж, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

В аналогичном порядке в составе доходов учитываются следующие виды дополнительных материальных выгод, получаемых работником и (или) членами его семьи за счет работодателя, за исключением случаев, когда материальная выгода образуется в результате получения услуг или сумм взамен этих услуг, на основании законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации или решений органов местного самоуправления. К такой дополнительной материальной выгоде относится, в частности:

дополнительная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника;

дополнительная выгода от приобретения работником и (или) членами его семьи у работодателя товаров (работ, услуг) на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами);

материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая по правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 212 настоящего Кодекса;

материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 9 пункта 1 статьи 238 настоящего Кодекса) в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем.

5. Сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части авторского и лицензионного договоров, определяется в соответствии со статьей 210 с учетом расходов, предусмотренных пунктом 3 статьи 221 настоящего Кодекса.

6. Налоговые базы, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, определяются независимо друг от друга.

Статья 238. Суммы, не подлежащие налогообложению

1. Не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг;

оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

выполнением работником трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

При оплате работодателем расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты могут быть освобождены от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями:

работникам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, решений представительных органов местного самоуправления;

членам семьи умершего работника или наемным работникам в связи со смертью члена (членов) его семьи;

работникам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

4) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (за исключением туристических путевок), выплачиваемые работодателями своим работникам и (или) членам их семей, за счет средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций;

5) суммы, уплаченные работодателями из средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, за лечение и медицинское обслуживание работников, их супругов, родителей или детей, при наличии у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также при наличии документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.

Указанные доходы освобождаются от налогообложения как в случае безналичной оплаты работодателями медицинским учреждениям расходов на лечение и медицинское обслуживание работников (членов их семей), так и при выдаче денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно работнику (членам его семьи) или зачислении средств, предназначенных на эти цели, на счета работников (членов их семей) в учреждениях банков;

6) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством Российской Федерации;

7) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства.

Настоящая норма применяется в отношении доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой, как члены другого подобного хозяйства;

8) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, зарегистрированных в установленном порядке, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

9) суммы страховых платежей (пенсионных взносов), выплачиваемых организацией по договорам добровольного страхования (договорам добровольного пенсионного обеспечения) своих работников, заключенным со страховщиками и (или) негосударственными пенсионными фондами, соответственно, за счет средств, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на доходы организаций;

суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию, осуществляемому в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и оплаты страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам;

10) суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;

11) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая работодателем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в выборный орган местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы муниципального образования, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, конституцией, уставом субъекта Российской Федерации и избираемых непосредственно гражданами, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на иную должность в органе местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений и избирательных блоков за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных компаний;

13) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

14) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

15) оплата расходов на содержание детей своих работников в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях, являющихся российскими юридическими лицами, и лагерях, находящихся на балансе работодателей, при условии, что указанные выплаты осуществляются из прибыли, остающейся в распоряжении работодателя после уплаты налога на доходы организаций;

16) выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 рублей в год.

2. Не включаются в состав доходов доходы, не превышающие 2 000 рублей по каждому из следующих оснований:

суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.

3. В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации), за исключением выплат, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Статья 239. Налоговые льготы

1. От уплаты налога освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм - с сумм доходов, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода, начисленных работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп;

2) следующие категории работодателей - с сумм доходов, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника:

общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, и их структурные подразделения;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработанной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;

учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Указанные в настоящем подпункте льготы не распространяются на организации, занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;

3) налогоплательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, являющиеся инвалидами I, II и III групп, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода;

4) налогоплательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, в части сумм налога, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации.

2. В случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования, они освобождаются от уплаты налога в части, зачисляемой в соответствующие фонды.

Освобождаются от уплаты налога налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, с подлежащих налогообложению доходов, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.

Статья 240. Налоговый период

Налоговым периодом признается календарный год.

Статья 241. Ставки налога

1. Если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, применяются следующие ставки:

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования территориальные фонды обязательного медицинского страхования
1 2 3 4 5 6
До 100 000 рубля 28,0 процента 4,0 процента 0,2 процента 3,4 процента 35,6 процента
От 100 001 рубля до 300 000 рублей 28 000 рублей +15,8 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 4 000 рублей +2,2 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 200 рублей +0,1 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 3 400 рублей+ 1,9 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 35 600 рублей+ 20,0 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
От 300 001 рубля до 600 000 рублей 59 600 рублей +7,9 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 8 400 рублей +1,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 400 рублей +0,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 7 200 рублей+ 0,9 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 75 600 рублей+ 10,0 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 83 300 рублей +2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей 11 700 рублей 700 рублей 9 900 рублей 105 600 рублей+ 2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей

Если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств применяются следующие ставки:

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования территориальные фонды обязательного медицинского страхования
1 2 3 4 5 6
До 100 000 рублей 20,6 процента 2,9 процента 0,1 процента 2,5 процента 26,1 процента
От 100 001 рубля до 300 000 рублей 20 600 рублей +15,8 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 2 900 рублей+ 2,2 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 100 рублей +0,1 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 2 500 рублей+ 1,9 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 26 100 рублей+ 20,0 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
От 300 001 рубля до 600 000 рублей 52 200 рублей +7,9 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 7 300 рублей+ 1,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 300 рублей +0,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 6 300 рублей+ 0,9 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 66 100 рублей+ 10,0 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 75 900 рублей +2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей 10 600 рублей 600 рублей 9 000 рублей 96 100 рублей+ 2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей

2. Ставки, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, при условии, что в предыдущем налоговом периоде величина налоговой базы в среднем на одного работника превышала 50 000 рублей. Если налогоплательщик осуществляет деятельность менее одного налогового периода, но не менее трех месяцев, в целях расчета величины налоговой базы в среднем на одного работника накопленная за последний квартал величина налоговой базы в среднем на одного работника умножается на четыре. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника в организациях с численностью работников свыше 30 человек не учитываются 10 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) - 30 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы. Налогоплательщики, не соответствующие критерию, установленному частью первой настоящего пункта, уплачивают налог по ставкам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 рублей, независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

В случае, если на момент уплаты налога за истекший месяц накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника становится менее суммы, равной 4 200 рублям, умноженным на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, то такие налогоплательщики уплачивают налог по ставкам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 рублей, независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие ставки:

Налоговая база нарастающим итогом с начала года Пенсионный фонд Российской Федерации Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования территориальные фонды обязательного медицинского страхования
1 2 3 4 5
До 100 000 рублей 19,2 процента 0,2 процента 3,4 процента 22,8 процента
От 100 001 рубля до 300 000 рублей 19 200 рублей +10,8 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 200 рублей+ 0,1 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 3 400 рублей+ 1,9 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 22 800 рублей+ 12,8 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
От 300 001 рубля до 600 000 рублей 40 800 рублей +5,5 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 400 рублей 7 200 рублей+ 0,9 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 48 400 рублей+ 6,4 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 57 300 рублей +2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей 400 рублей 9 900 рублей 67 600 рублей+ 2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей

4. До вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок оплаты труда адвокатов за счет средств бюджетов, в случаях, если в соответствии с законом юридическая помощь адвокатами оказывается физическим лицам бесплатно, адвокаты уплачивают налог по следующим ставкам:

Налоговая база нарастающим итогом с начала года Пенсионный фонд Российской Федерации Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования территориальные фонды обязательного медицинского страхования
1 2 3 4 5
До 300 000 рублей 14 процента 0,2 процента 3,4 процента 17,6 процента
От 300 001 рубля до 600 000 рублей 42 000 рублей +8,0 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 600 рублей+ 0,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 10 200 рублей +1,9 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 52 800 рублей+ 10,0 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 66 000 рублей +2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей 900 рублей 15 900 рублей 82 800 рублей+ 2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей

5. Сумма налогов (взносов), зачисляемая в государственные внебюджетные фонды обязательного социального страхования, определяется на основании актуарных расчетов по каждому виду социального риска в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. При этом общая нагрузка на фонд заработной платы не может увеличивать предельную ставку консолидированного тарифа, установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Статья 242. Определение даты получения доходов (осуществления расходов)

В целях исчисления налога дата получения доходов и осуществления расходов определяется как:

день начисления доходов в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для доходов, начисленных налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса;

день фактической выплаты (перечисления) или получения соответствующего дохода - для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также иных доходов, включая материальную выгоду.

При расчетах с использованием банковских счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных организациях, датой перечисления дохода считается день списания денежных средств со счета налогоплательщика.

Статья 243. Порядок исчисления и уплаты налога налогоплательщиками-работодателями

1. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

2. Сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на произведенные ими самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Налогоплательщики производят уплату авансовых платежей по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

Банк не вправе выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не представил платежных поручений на перечисление налога.

4. Налогоплательщики должны вести учет отдельно по каждому из работников (физических лиц, в пользу которых осуществляются безвозмездные выплаты) о суммах выплаченных им доходов и суммах налога, относящихся к этим доходам.

5. Налогоплательщики представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования.

6. В сроки, установленные для уплаты налога, налогоплательщики обязаны представить в Фонд социального страхования Российской Федерации сведения о суммах:

1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;

2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение;

3) направленных ими на приобретение путевок;

4) расходов, подлежащих зачету;

5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Статья 244. Порядок исчисления и уплаты налога налогоплательщиками, не являющимися работодателями

1. Исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период, подлежащих уплате налогоплательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением адвокатов, производится налоговым органом. Сумма авансовых платежей на текущий налоговый период определяется исходя из суммы предполагаемого дохода (с учетом расходов, связанных с его извлечением), указанного в налоговой декларации, подаваемой налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 229 настоящего Кодекса, или из суммы фактической налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и ставок, указанных в пункте 3 статьи 241 настоящего Кодекса. Исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента подачи декларации с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий год.

2. В случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, доходов, полученных от осуществления предпринимательской или иной профессиональной деятельности, такие лица обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком по согласованию с налоговым органом.

3. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

4. В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения дохода в налоговом периоде, налогоплательщик обязан (а в случае значительного уменьшения дохода - вправе) представить новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей налога на текущий год по не наступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации.

5. Окончательный расчет налога производится налогоплательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением адвокатов, самостоятельно, с учетом всех полученных в налоговом периоде доходов, включаемых в налоговую базу. При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными в течение налогового периода, и суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за отчетным налоговым периодом, либо зачету в счет будущих налоговых платежей или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

6. Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляются юридическими консультациями в порядке, предусмотренном статьей 243 настоящего Кодекса.

Статья 245. Переходные положения

В течение 2001 года ставки, предусмотренные пунктом 1 статьи 241 настоящего Кодекса, применяются налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, при условии, что фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете платежей в государственные внебюджетные фонды во втором полугодии 2000 года, превышал 25 000 рублей. При расчете фактического размера выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете платежей в государственные внебюджетные фонды, в организациях с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты 10 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты, а в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты 30 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты.

Налогоплательщики, не соответствующие критерию, установленному частью первой настоящего пункта, уплачивают налог по ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 241 при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 рублей, независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль

5 августа 2000 года

N 117-ФЗ

  • Главная
  • "НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ