в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ ГТК РФ от 24.12.2003 N 1524 (ред. от 11.01.2010) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИИ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
отменен/утратил силу Редакция от 11.01.2010 Подробная информация
ПРИКАЗ ГТК РФ от 24.12.2003 N 1524 (ред. от 11.01.2010) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИИ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

МЕТОДОЛОГИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Приказа ФТС РФ от 11.01.2010 N 6)

I. Общие положения

1. В Методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации (далее - Методология) изложены основные правила и процедуры учета данных внешней торговли, которые базируются на положениях таможенного законодательства Российской Федерации.

2. Методология подготовлена в связи с принятием Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066), а также в связи с выходом в 1998 году второго пересмотренного варианта публикации "Статистика международной торговли товарами: концепции и определения", подготовленного Статистическим отделом ООН.

3. Цель Методологии - дать пересмотренные концепции и определения для формирования статистики внешней торговли, наиболее полно отвечающие потребностям многочисленных пользователей, в том числе таможенных органов и других органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, национальных и международных организаций, исследовательских учреждений и общественности в целом.

4. Методология в значительной мере учитывает накопленный Россией опыт ведения таможенной статистики внешней торговли, результаты проведения сопоставительного анализа данных о взаимной торговле Российской Федерации с другими государствами.

5. Методология будет использоваться для формирования таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, выпуска статистических изданий, подготовки аналитических материалов, проведения сопоставительного анализа данных о торговле Российской Федерации с различными государствами - торговыми партнерами.

II. Основные термины

В Методологии использованы следующие термины:

1. Таможенная территория <*> - единая таможенная территория Российской Федерации, а также находящиеся в исключительных экономических зонах Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны (далее - территории).


<*> Ст. 2 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

2. Таможенная граница - пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы территорий, приведенных в п. 1 в соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов территорий, приведенных в п. 1 в соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Российской Федерации.

3. Товары <*> - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, указанные в подпункте 4 настоящего раздела, к товарам не относятся.


<*> Ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

4. Транспортные средства <*> - любое морское (речное) судно (в том числе самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (в том числе прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.


<*> Ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

5. Российские товары <*> - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, полностью произведенные в Российской Федерации, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации.


<*> Ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

6. Иностранные товары <*> - товары, не являющиеся российскими товарами в соответствии с пунктом 5 настоящего раздела.


<*> Ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

7. Таможенный режим <*> - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.


<*> Ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

Основные таможенные режимы

8. Выпуск для внутреннего потребления <*> - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.


<*> Ст. 163 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

9. Экспорт <*> - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.


<*> Ст. 165 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

10. Международный таможенный транзит <*> - таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.


<*> Ст. 167 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

Экономические таможенные режимы

11. Переработка на таможенной территории <*> - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок.


<*> Ст. 173 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

12. Переработка для внутреннего потребления <*> - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.


<*> Ст. 187 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

13. Переработка вне таможенной территории <*> - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.


<*> Ст. 197 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

14. Временный ввоз <*> - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.


<*> Ст. 209 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

15. Таможенный склад <*> - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.


<*> Ст. 215 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

16. Свободная таможенная зона (свободный склад) <*> - таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.


<*> Ст. 75 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 г. (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224).

Завершающие таможенные режимы

17. Реимпорт <*> - таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.


<*> Ст. 234 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

18. Реэкспорт <*> - таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.


<*> Ст. 239 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

19. Уничтожение <*> - таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.


<*> Ст. 243 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

20. Отказ в пользу государства <*> - таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.


<*> Ст. 248 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

Специальные таможенные режимы

21. Временный вывоз <*> - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, могут временно использоваться за пределами таможенной территории Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.


<*> Ст. 252 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

22. Беспошлинная торговля <*> - таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Российской Федерации, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.


<*> Ст. 258 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

23. Перемещение припасов <*> - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.


<*> Ст. 264 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

Иные специальные таможенные режимы

Иные специальные таможенные режимы устанавливаются в отношении перемещаемых через таможенную границу <*>:


<*> Ст. 268 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

1) товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации и предназначенных для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств Российской Федерации за рубежом;

2) товаров, перемещаемых через таможенную границу между воинскими частями Российской Федерации, дислоцированными на таможенной территории Российской Федерации и за пределами этой территории;

3) товаров, перемещаемых через таможенную границу и предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товаров, предназначенных для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товаров, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований;

4) товаров, вывозимых в государства - бывшие республики СССР и предназначенных для обеспечения деятельности расположенных на территориях этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых находится в собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, а также для проведения на территориях указанных государств российскими организациями научно-исследовательских работ в интересах Российской Федерации на некоммерческой основе;

5) российских товаров, перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранного государства.

III. Задачи таможенной статистики внешней торговли

1. Таможенная статистика внешней торговли учитывает торговлю товарами и не затрагивает торговлю услугами.

2. Таможенная статистика внешней торговли предназначена для решения следующих задач:

- содействие развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей;

- обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте Российской Федерации;

- анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товаропотоков Российской Федерации в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации;

- разработка внешнеторговой политики Российской Федерации;

- информационное обеспечение органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации данными таможенной статистики внешней торговли (далее - внешнеторговые данные) для принятия ими решений в области таможенной политики Российской Федерации и государственного регулирования внешней торговли Российской Федерации в пределах компетенции;

- предоставление внешнеторговых данных международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;

- представление данных таможенной статистики внешней торговли для контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей;

- использование внешнеторговых данных для валютного контроля в пределах компетенции таможенных органов и органов валютного контроля;

- представление внешнеторговых данных для разработки платежного баланса Российской Федерации;

- расчет различного рода индексных показателей (например, индексов цен и физического объема и т.д.);

- подготовка исходных данных для прогнозирования макроэкономических показателей в рамках системы национальных счетов и платежного баланса Российской Федерации;

- обеспечение сопоставимости данных взаимной торговли между Российской Федерацией и ее внешнеторговыми партнерами;

- представление внешнеторговых данных для анализа мероприятий в области тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

- другие задачи, обусловленные таможенной политикой Российской Федерации.

IV. Источники формирования таможенной статистики внешней торговли

1. Исходными данными при формировании таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации являются сведения, содержащиеся в грузовых таможенных декларациях.

2. В таможенной статистике внешней торговли учет ввоза и вывоза при водных, железнодорожных, автомобильных, воздушных перевозках при декларировании товара ведется по дате выпуска товара, проставленной в грузовых таможенных декларациях.

3. Учет товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (нефть, нефтепродукты, газ, вода и др.) и по линиям электропередач, осуществляется в связи с особенностью их декларирования по дате последнего транспортного документа, а для природного газа и электроэнергии - по дате последнего дня месяца, в котором осуществлялась поставка товара.

V. Границы сферы статистического наблюдения

1. Под границами сферы статистического наблюдения понимается статистический порог, то есть такое минимальное значение стоимости, нетто-тоннажа, других показателей, характеризующих перемещаемые товары, ниже которой они не учитываются в таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации.

2. Статистическому наблюдению подлежат все декларируемые товары, оформленные в соответствии с таможенным законодательством с подачей грузовых таможенных деклараций. По массе, количеству и другим показателям ограничения не установлены.

VI. Сфера охвата данных таможенной статистики внешней торговли

1. В таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации учитываются все товары, которые добавляются к запасам материальных ресурсов страны или вычитаются из них в результате их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоза с таможенной территории Российской Федерации.

2. Транзитные товары, товары, временно допущенные в Российскую Федерацию или временно вывозимые из нее, не включаются в таможенную статистику внешней торговли Российской Федерации, за исключением товаров, предназначенных для внутренней или внешней переработки, а также арендуемых на срок более одного года.

VI. Системы учета торговли

1. В таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации учет ввоза и вывоза товаров ведется на основании общей системы учета торговли, специальная система учета торговли в Российской Федерации не используется.

2. Учет данных в таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации осуществляется в соответствии с таможенными режимами.

При общей системе учета торговли в таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации учитываются товары:

импорт

- товары, ввозимые для выпуска для внутреннего потребления;

- товары, ввозимые и помещаемые под таможенный режим реимпорта;

- товары, ввозимые для переработки на таможенной территории;

- товары, ввозимые после переработки вне таможенной территории;

- товары, ввозимые в соответствии с таможенным режимом переработки для внутреннего потребления;

- товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемые на таможенный склад;

- ввозимые товары, от которых лицо отказывается в пользу государства;

- иностранные товары, ввозимые для реализации в магазинах беспошлинной торговли;

- иностранные товары, временно ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации сроком на один год и более;

- товары, ввозимые с территории иностранных государств и помещаемые под таможенный режим свободной таможенной зоны;

- товары, ввозимые с территории иностранных государств и помещаемые под таможенный режим свободного склада;

- товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товары, предназначенные для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований;

экспорт

- товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом экспорта;

- товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации при завершении действия таможенного режима переработки на таможенной территории;

- товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации при завершении действия таможенного режима переработки для внутреннего потребления;

- товары, вывозимые для переработки вне таможенной территории;

- товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации и помещаемые под таможенный режим реэкспорта;

- российские товары, помещаемые в магазины беспошлинной торговли для реализации;

- российские товары, временно вывозимые за пределы таможенной территории Российской Федерации сроком на один год и более;

- товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товары, предназначенные для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований.

Из товаров, учитываемых в таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации и перечисленных в пункте 2 раздела VI, исключаются:

- товары, перемещаемые физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд;

- товары, ввозимые для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранных государств;

- товары для обеспечения деятельности российских организаций за границей;

- товары (припасы) для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажа, предназначенные для реализации пассажирам и членам экипажа морских и воздушных судов;

- предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимые за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских или арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел;

- продукция морского промысла, ввозимая российскими или арендованными (зафрахтованными) российскими лицами судами;

- топливо и смазочные материалы, вывозимые для бункеровки российских или арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, находящихся за пределами таможенной территории Российской Федерации;

- топливо и смазочные материалы для бункеровки российских и арендованных российскими лицами судов, находящихся за пределами таможенной территории Российской Федерации;

- валюта Российской Федерации и иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), ценные бумаги;

- товары, предназначенные для гарантийного обслуживания;

- ошибочно поставленные товары;

- товары для представительских целей;

- выставочные экспонаты;

- рекламные материалы и сувениры;

- товары, временно ввозимые (вывозимые) сроком до 1 года, в том числе по соглашениям о разделе продукции;

- товары для зрелищных и спортивных мероприятий;

- многооборотная тара;

- образцы товаров;

- товары, поставляемые по рекламации;

- товары, поставляемые для ремонта или после ремонта;

- российские товары, выпускаемые для свободного обращения в связи с их нереализацией в магазине беспошлинной торговли;

- российские товары, выпускаемые для свободного обращения с таможенного склада в связи с отказом от их вывоза с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта;

- природный газ, поставляемый в подземные хранилища газа;

- товары, перемещаемые трубопроводным транспортом, необходимые для проведения его пусконаладочных работ;

- материальные носители, разработанные на заказ, содержащие объекты интеллектуальной деятельности, в т.ч. военного, специального и двойного назначения, и не предназначенные непосредственно для реализации на потребительском рынке;

- товары, в отношении которых приостанавливается действие таможенного режима;

- отходы, образовавшиеся в результате переработки товаров на таможенной территории Российской Федерации и переработки для внутреннего потребления;

- товары, поставляемые в счет залога.

3. Товары, ранее ввезенные и помещенные под иной таможенный режим на таможенной территории Российской Федерации, которые были учтены в импорте России, при изменении таможенного режима повторно не учитываются в таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации.

VII. Товары, не включаемые в таможенную статистику внешней торговли, но учитываемые отдельно федеральными органами исполнительной власти

Для расчета общих показателей внешней торговли товарами, используемых для составления национальных счетов и платежного баланса в таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации, учитываются товары следующих категорий:

- выловленная рыба, морепродукты, минералы с морского дна и спасенный груз, проданные российским судном в иностранном порту или российским судном иностранному судну в открытом море;

- бункерное топливо, бортовые запасы, балласт, крепежная оснастка и иные материалы, приобретенные российским судном или летательным аппаратом за пределами таможенной территории Российской Федерации;

- бункерное топливо, бортовые запасы, балласт и крепежная оснастка и иные материалы, предоставленные российским судном или летательным аппаратом иностранному судну или летательному аппарату за пределами таможенной территории Российской Федерации или сгруженные российским судном или летательным аппаратом в иностранном порту;

- товары, перемещаемые через границу Российской Федерации в целях ремонта.

VIII. Показатели таможенной статистики внешней торговли

Для формирования таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации используются следующие показатели:

1) отчетный период;

2) направление товаропотока (ввоз или вывоз);

3) страна происхождения;

4) страна назначения;

5) торгующая страна;

6) страна отправления;

7) статистическая стоимость;

8) код и наименование товара;

9) вес нетто;

10) вес брутто;

11) количество товара в дополнительных единицах измерения;

12) код и наименование дополнительных единиц измерения;

13) характер сделки;

14) таможенный режим;

15) особенность декларирования товара;

16) специальная таможенная процедура;

17) регион (автономный округ, область, край и т.д.).

IX. Учет данных о взаимной торговле при отсутствии таможенного оформления

В случае отмены таможенного оформления товаров, перемещаемых между Российской Федерацией и другим государством, учет данных о взаимной торговле осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

X. Классификация товаров

Для классификации и кодирования товаров в таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации применяется классификатор Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

(в ред. Приказа ФТС РФ от 11.01.2010 N 6)

Десятизначный цифровой код ТН ВЭД ТС сформирован следующим образом:

(в ред. Приказа ФТС РФ от 11.01.2010 N 6)

- первые шесть цифр полностью соответствуют описанию и кодированию товаров по Гармонизированной системе;

- те же шесть цифр плюс седьмой и восьмой знаки соответствуют описанию и кодированию товаров по Комбинированной номенклатуре Европейского союза;

- девятый знак предназначен для детализации товаров в интересах СНГ (ТН ВЭД СНГ);

- десятый знак предназначен для детализации товаров в интересах Российской Федерации (см. табл.).

КЛАССИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ТН ВЭД ТС
(в ред. Приказа ФТС РФ от 11.01.2010 N 6)

Уровень классификации Код
Раздел Римские цифры (в формировании кода не используются)
Группы два знака
Товарная позиция четыре знака
Субпозиция шесть знаков
Подсубпозиции семь, восемь, девять, десять знаков

Неотъемлемую часть ТН ВЭД ТС составляют примечания к разделам и группам, а также Основные правила интерпретации ТН ВЭД. Эти примечания комментируют содержащиеся в ТН ВЭД ТС группы, товарные позиции, субпозиции и подсубпозиции и предназначены для единообразного применения классификационных группировок ТН ВЭД ТС.

(в ред. Приказа ФТС РФ от 11.01.2010 N 6)

XI. Статистическая стоимость товаров

В целях обеспечения сопоставимости данных таможенной статистики внешней торговли статистическая стоимость определяется:

- для экспортируемых товаров - в ценах ФОБ;

- для импортируемых товаров - в ценах СИФ.

Стоимость в ценах ФОБ включает стоимость товаров и стоимость услуг по доставке товаров на границу страны-экспортера. Стоимость в ценах СИФ включает стоимость товаров, стоимость услуг по доставке товаров на границу страны-экспортера и стоимость услуг по доставке товаров от границы страны-экспортера до границы страны-импортера.

Статистическая стоимость получается путем пересчета стоимости товаров в доллары США по курсу, устанавливаемому Банком России на день подачи ГТД.

Виды условий поставки товаров, которые применяются в международной торговле, определяются в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов "ИНКОТЕРМС", 2000.

Статистическая стоимость экспортируемых товаров, вывозимых морским (или другим водным) транспортом, рассчитывается в ценах ФОБ ("свободно на борту") в пункте вывоза.

Если товары отправляются из Российской Федерации другими видами транспорта и цены ФОБ неприменимы, в порту вывоза применяются цены ФСА ("франко-перевозчик").

Статистическая стоимость экспортируемых товаров в условиях, когда не применимы ни ФОБ, ни ФСА (например, экспорт товаров железнодорожным или трубопроводным транспортом), рассчитывается в ценах ДАФ ("доставлено на границу") страны-экспортера.

Статистическая стоимость импортируемых товаров, ввозимых морским (или другим водным) транспортом, рассчитывается в ценах СИФ ("стоимость, страхование, фрахт") (порт ввоза).

Статистическая стоимость импортируемых товаров, в случаях их ввоза другими видами транспорта и в случае, когда условия СИФ неприменимы, определяется в ценах СИП ("перевозка и страхование оплачены") в порту ввоза.

Статистическая стоимость отдельных товаров определяется в соответствии со следующими рекомендациями:

а) немонетарное золото, драгоценные металлы, драгоценные камни, коллекционные монеты из драгоценных металлов, которые не выступают в качестве платежного средства, учитываются в экспорте и импорте по их коммерческой стоимости;

б) ценные бумаги, банкноты и монеты, не находящиеся в обращении, оцениваются по стоимости бумаги, металла и затрат на их печатание и штамповку, а не по их номинальной стоимости;

в) товары, используемые в качестве носителей информации и средств программного обеспечения, таких как упакованные комплекты дискет или лазерных дисков CD-ROM с записанными на них компьютерными программами и (или) данными, разработанными для общего или коммерческого использования (но не разработанными по индивидуальному заказу), оцениваются на основе суммы стоимости носителей информации (дискеты, компакт-диски и т.п.) и стоимости самой информации;

г) товары, ввозимые (вывозимые) на переработку, оцениваются по их полной стоимости, а не по стоимости, добавленной в процессе переработки.

XII. Количественный учет товаров

В таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации применяются утвержденные Всемирной таможенной организацией стандартные единицы количественного учета, указанные в ТН ВЭД ТС.

(в ред. Приказа ФТС РФ от 11.01.2010 N 6)

Показатели веса учитываются на основе веса нетто, в килограммах. Вес "нетто" декларируемых товаров:

а) для товаров, перемещаемых в упакованном виде:

- масса декларируемых товаров с учетом только первичной упаковки, если в такой упаковке, исходя из потребительских свойств, товары представляются для розничной продажи и первичная упаковка не может быть отделена от товара до его потребления без нарушения потребительских свойств товаров;

- масса декларируемых товаров без учета какой-либо упаковки в остальных случаях;

б) для товаров, перемещаемых без упаковки (насыпью, наливом, навалом) или трубопроводным транспортом, - общая масса товаров.

Под термином "упаковка" понимаются любые изделия и материалы, служащие или предназначенные для упаковки, защиты, размещения и крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов (солома, бумага, стекловолокно, стружка и т.д.), ввозимых навалом.

В необходимых случаях для сбора и обработки статистических данных ведется параллельный учет товаров по количеству, выраженному в дополнительных единицах измерения (в штуках, в литрах, в кубических метрах и др.). Эти единицы измерения указаны в соответствующей графе ТН ВЭД ТС "Дополнительные единицы измерения".

(в ред. Приказа ФТС РФ от 11.01.2010 N 6)

XIII. Страны-партнеры

В таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации странами-партнерами считаются:

при экспорте - страна последнего известного назначения товара;

при импорте - страна происхождения товара.

Учет экспорта товаров ведется по торгующей стране, если на момент вывоза товара страна последнего назначения неизвестна.

Учет импорта товаров ведется по стране отправления:

- для товаров, в момент поставки которых страна происхождения неизвестна;

- для реимпортных товаров;

- для товаров, включенных в группу 97 ТН ВЭД ТС (произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат).

(в ред. Приказа ФТС РФ от 11.01.2010 N 6)

Страна последнего известного назначения товара - является последняя страна, в которую (насколько это известно на момент вывоза) должны быть доставлены товары независимо от того, куда они были отправлены первоначально и были они или нет по пути в эту последнюю страну предметом любых коммерческих сделок или других операций, которые меняют их юридический статус.

Торгующая страна при экспорте - страна, в которую товары проданы, то есть страна, в которой зарегистрировано или постоянно проживает лицо, выступающее контрагентом российского лица по совершенной им внешнеэкономической сделке.

Страна происхождения товара - страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями или порядком, определенным Таможенным кодексом Российской Федерации. При этом под страной происхождения товара могут пониматься либо группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товара.

Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на его морском дне;

2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

3) животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

4) продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней животных;

5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;

7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте 6;

8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

10) продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;

11) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах 1 - 10.

Если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки в соответствии с положениями настоящего раздела.

Если в отношении товаров отдельных видов или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, особо не оговариваются, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД ТС - на уровне любого из первых четырех знаков.

(в ред. Приказа ФТС РФ от 11.01.2010 N 6)

Независимо от положений, указанных выше, не отвечают критериям достаточной переработки:

1) операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;

2) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

3) простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояния товара, по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации;

4) смешивание товаров, происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

Для определения страны происхождения товаров используются также, в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, следующие критерии достаточной переработки:

1) выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

При установлении порядка применения критериев достаточной переработки для отдельных товаров, ввозимых из стран, которым Российская Федерация предоставляет тарифные преференции, для предоставления тарифных преференций Правительство Российской Федерации вправе определять условия применения правил непосредственной закупки и прямой отгрузки.

XIV. Распространение данных таможенной статистики

Для повышения доверия к публикуемым данным таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации и для их правильной интерпретации:

- в статистические публикации включается информация об источниках и методах сбора данных;

- заранее объявляется о сроках публикации данных;

- пользователи ежемесячно информируются о состоянии внешней торговли в виде специальных бюллетеней или передачи данных по электронной почте;

- данные регулярно обновляются (при получении дополнительной информации) с учетом потребности пользователей в достоверных статистических данных.

Обобщающие показатели экспорта и импорта Российской Федерации, а также данные по основным странам-партнерам и товарным группам ТН ВЭД ТС публикуются ежемесячно.

(в ред. Приказа ФТС РФ от 11.01.2010 N 6)

Подробные данные таможенной статистики внешней торговли, характеризующие состояние внешней торговли Российской Федерации, публикуются в квартальных, годовых сборниках и включают:

- экспорт и импорт в целом и в разрезе по странам и группам стран;

- долю отдельных стран и групп стран во внешней торговле Российской Федерации;

- данные по экспорту и импорту Российской Федерации в натуральном и стоимостном выражении по товарам в кодах ТН ВЭД ТС;

(в ред. Приказа ФТС РФ от 11.01.2010 N 6)

- данные по экспорту и импорту Российской Федерации в разрезах "товар - страна" и "страна - товар";

- публикации индексов внешней торговли, обеспечивающих возможность более глубокого анализа тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, в частности индексов цен и физического объема, как в отношении агрегированных значений экспорта и импорта, так и наиболее важных товарных групп.

XV. Конфиденциальность информации

1. Информация по внешней торговле, предоставленная таможенным органам Российской Федерации государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, может использоваться исключительно в таможенных целях.

2. Конфиденциальной считается содержащаяся в ГТД информация о конкретных сделках, совершаемых участниками внешнеэкономических связей.

К конфиденциальной информации, в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, могут быть отнесены другие данные и показатели, возникающие в процессе формирования таможенной статистики внешней торговли.

3. Во избежание появления искажений статистических данных о внешней торговле Российской Федерации, вызванных применением режима конфиденциальности, а также в целях сохранения полноты охвата публикуемых данных в таможенной статистике внешней торговли используется ряд специальных технических приемов, позволяющих не выделять конфиденциальную информацию в общем массиве публикуемых данных. Например, данные о торговле со странами-партнерами по конкретному товару в режиме конфиденциальности должны включаться (например, по шестизначному коду ТН ВЭД ТС) в данные о торговле по странам-партнерам на более агрегированном уровне классификации, который обеспечивает конфиденциальность.

(в ред. Приказа ФТС РФ от 11.01.2010 N 6)

4. Таможенные органы передают в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, имеющуюся в их распоряжении информацию федеральным органам исполнительной власти и иным государственным органам для решения задач, возложенных на них федеральными законами, в соответствии с порядком, согласованным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны и другой конфиденциальной информации.

XVI. Обеспечение сопоставимости данных

1. Наличие расхождений в данных о взаимной торговле Российской Федерации со странами-контрагентами, что затрудняет их использование в практической работе, а также их анализ, может быть вызвано различными причинами, в частности следующими:

- различия в определении охвата данных, в частности в несовпадении списков включаемых в таможенную статистику внешней торговли и исключаемых из нее товаров;

- применение различных систем торговли;

- применение неодинаковых критериев при определении страны-партнера;

- различия в интерпретации одной и той же классификации товаров;

- различия в статистической стоимости одних и тех же товаров (вызванные, например, применением разных методов определения таможенной стоимости и курсов валют);

- включение данных, относящихся к одной и той же сделке, в различные периоды времени;

- различия в подходе к принципам учета конфиденциальных данных;

- недостоверное декларирование товаров, а именно не своим наименованием или кодом ТН ВЭД ТС, или недостоверное заявление страны происхождения товаров.

(в ред. Приказа ФТС РФ от 11.01.2010 N 6)

С целью повышения достоверности данных о таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации и обеспечения их международной сопоставимости проводятся обмен данными со странами-контрагентами, а также двухсторонние и многосторонние исследования расхождений и согласования данных внешней торговли.

Начальник
Управления таможенной
статистики и анализа
генерал-майор
таможенной службы
В.В.ОРЛОВ

Приложение
к Методологии
таможенной статистики
внешней торговли
Российской Федерации

УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ

Условия поставки означают ответственность продавца и покупателя товаров по договору купли-продажи. Условия поставки были стандартизированы Международной торговой палатой и опубликованы как ИНКОТЕРМС в 1980 году, пересмотрены в 1990 и 2000 годах. Основные виды условий поставки описаны ниже <*>.


<*> Комментарий МТП к Инкотермс 2000. Толкование и практическое применение. М.: Консалтбанкир, 2001.

1. Франко-завод (EXW) означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставляет товар в распоряжение покупателя на своем предприятии (заводе, фабрике, складе и т.п.) без осуществления выполнения таможенных формальностей, необходимых для вывоза, и без погрузки товара на транспортное средство. В этом случае у продавца минимальные обязанности, а покупатель должен нести все расходы и риски в связи с принятием товара на предприятии продавца. Если по согласию на продавца возлагается ответственность за погрузку товара в месте отправки, а также за все риски и расходы, связанные с такой погрузкой, то это делается путем внесения соответствующего дополнения в договор купли-продажи.

Франко-завод (EXW) не следует применять, если покупатель не в состоянии осуществить сам или обеспечить выполнение экспортных формальностей. В этом случае при согласии продавца на осуществление погрузки за свой счет и на свой риск целесообразно использовать условие Франко-перевозчик (FCA).

2. Франко-перевозчик (FCA) означает, что продавец осуществляет передачу товара, прошедшего таможенные процедуры для вывоза указанному покупателем перевозчику, в обусловленном месте. Следует отметить, что выбор места передачи товара имеет значение в отношении обязательств о погрузке и разгрузке товара в этом месте. При осуществлении поставки в своих помещениях отвечает за погрузку товара. Продавец при осуществлении поставки в любом другом месте не несет ответственность за разгрузку товара.

Данное условие может быть использовано при перевозке любым видом транспорта, в том числе при использовании смешанных перевозок.

Перевозчик - это любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется выполнить или обеспечить перевозку товара железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским, внутренним водным транспортом или в смешанной перевозке. Если покупатель уполномочивает продавца поставить товар лицу, не являющемуся перевозчиком, продавец считается выполнившим свою обязанность по поставке товара с момента передачи его данному лицу.

3. Свободно вдоль борта судна (FAS) означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке, когда товар размещен вдоль борта судна в согласованном порту отгрузки. С этого момента покупатель должен нести все расходы и ответственность за риски утраты или повреждения товара. Согласно FAS на продавца возлагается обязанность по выполнению таможенных формальностей, необходимых для вывоза товара. Данное условие представляет собой полный отход от предыдущих редакций ИНКОТЕРМС, которые требовали от покупателя обеспечения выполнения таможенных формальностей, необходимых для вывоза. Если стороны желают возложить на покупателя таможенное оформление товара для вывоза, им следует добавить в договоре купли-продажи ясную формулировку. Данное условие может быть использовано только при морской перевозке или при перевозке внутренним водным транспортом.

4. Свободно на борту (FOB) означает, что продавец выполняет поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки. С этого момента покупатель несет все риски утраты или повреждения товара. Согласно FOB от продавца требуется выполнение таможенных формальностей, необходимых для вывоза. Данное условие может быть использовано только при перевозке морским или внутренним водным транспортом. Если стороны не намерены осуществлять передачу товара через поручни судна, следует использовать условие FCA.

5. Стоимость и фрахт (CFR) означают, что продавец осуществляет поставку с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в согласованный порт назначения, однако риск случайной гибели или случайного повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, обусловленные событиями, возникающими после передачи товара, переносятся с продавца на покупателя. Согласно CFR на продавца возлагается выполнение таможенных процедур, необходимых для вывоза товара. Условие CFR может быть использовано только при морской перевозке или при перевозке внутренним водным транспортом. Если в намерение сторон не входит передача товара через поручни судна, целесообразно использование условия CPT.

6. Стоимость, страхование и фрахт (CIF) означают, что продавец осуществляет поставку с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в согласованный порт назначения. Однако риск случайной гибели или случайного повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, обусловленные событиями, возникшими после передачи товара, переносятся с продавца на покупателя. Согласно CIF продавец обязан также обеспечить морское страхование товара от риска покупателя в связи со случайной гибелью или случайным повреждением товара во время перевозки. Следовательно, продавец заключает договор страхования и выплачивает страховую премию. Покупатель должен принять к сведению, что согласно условию CIF от продавца требуется лишь обеспечение страхования на условиях минимального возмещения расходов. При намерении покупателя обеспечить защиту путем более широкого возмещения ему целесообразно либо в определенной форме договориться об этом с продавцом, либо за свой счет осуществить дополнительное страхование. Согласно CIF на продавца возлагается выполнение таможенных процедур, необходимых для вывоза товара. Данное условие может быть использовано только при морской перевозке или при перевозке внутренним водным транспортом. Если в намерение сторон не входит передача товара через поручни судна, целесообразно использование условия CPT.

7. Перевозка оплачена до (CPT) означает, что продавец передает товар названному им перевозчику, а также оплачивает стоимость перевозки, необходимой для доставки товара до согласованного пункта назначения. Это говорит о том, что покупатель несет все риски и дополнительные расходы, возникающие после передачи товара.

В данном случае перевозчик - это любое лицо, которое согласно договору перевозки обязуется осуществить или организовать перевозку железнодорожным или автомобильным транспортом, морским или воздушным транспортом, по внутренним водным линиям или путем смешанной перевозки. При транспортировке несколькими последовательными перевозчиками в согласованном направлении за риск случайной гибели или случайного повреждения товара ответственность несет первый перевозчик с момента передачи товара в его распоряжение. Согласно CPT на продавца возлагается выполнение таможенных процедур, необходимых при вывозе товара. Данное условие может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, в том числе и при смешанных перевозках.

8. Перевозка и страхование оплачены до (CIP) означает, что продавец передает товар номинированному им перевозчику и в дополнение к этому оплачивает стоимость перевозки, необходимой для доставки товара до согласованного пункта назначения. Покупатель несет ответственность за все риски и дополнительные расходы, возникающие после передачи товара. Согласно CIP продавец обязан обеспечить страхование товара от риска покупателя в связи со случайной гибелью или случайным повреждением товара во время перевозки. Следовательно, продавец заключает договор страхования и выплачивает страховую премию. Покупатель должен принять к сведению, что по условию CIP от продавца требуется лишь обеспечение страхования на условиях минимального возмещения. Если покупатель желает иметь большее возмещения, то он должен договориться об этом с продавцом либо самостоятельно заключить договор страхования на сумму, превышающую размер минимального покрытия.

В данном случае перевозчик - это лицо, которое согласно договору перевозки обязуется осуществить или организовать перевозку любым видом транспорта. При транспортировке несколькими последовательными перевозчиками в согласованном направлении ответственность за риск случайной гибели или случайного повреждения товара несет первый перевозчик с момента передачи товара в его распоряжение. Согласно CIP на продавца возлагается выполнение таможенных процедур, необходимых при вывозе товара. Данное условие может применяться для перевозки товара различными видами транспорта, в том числе и при смешанных перевозках.

9. Поставка на границе (DAF) означает, что продавец осуществляет поставку товара с момента предоставления его в распоряжение покупателя неразгруженным на прибывшем транспортном средстве, прошедшего таможенное оформление, необходимое для вывоза товара, но не прошедшего таможенное оформление, необходимое для ввоза товара, в согласованном пункте или месте на границе до поступления на таможенную границу сопредельного государства.

В данном случае граница - это любая граница, в том числе граница страны вывоза. В связи с этим при использовании данного условия важно точно определить соответствующую границу путем указания конкретного пункта или места. Если согласно намерению сторон предполагается возложить на продавца ответственность за разгрузку товара с прибывшего перевозочного средства и связанные с этим риски, а также расходы на проведение разгрузочных операций, то это должно быть четко выражено в соответствующем пункте, который дополняет договор купли-продажи. Условие DAF может быть использовано независимо от способа транспортировки, когда передача товара осуществляется на сухопутной границе. Если передача товара происходит в порту назначения с борта судна или с причала, целесообразно использовать условие DES или DEQ.

10. Поставка с судна (DES) означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента предоставления его в распоряжение покупателя на борту судна в согласованном порту назначения и не прошедшим таможенное оформление, необходимое для ввоза товара. Все расходы и ответственность за риски, связанные с доставкой товара в согласованный порт назначения, но до его разгрузки, несет продавец. При намерении сторон возложить на продавца расходы на проведение разгрузочных операций и ответственность за связанные с этим риски целесообразно использовать условие DEQ. Данное условие может применяться только при перевозке товара морским, внутренним водным транспортом или путем смешанной перевозки при доставке товара в порт назначения на судне.

11. Поставка с причала (DEQ) означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента предоставления его в распоряжение покупателя на причале (пристани) в согласованном порту назначения и не прошедшим таможенное оформление, необходимые для ввоза товара. Все расходы и ответственность за риски, связанные с доставкой товара в согласованный порт назначения и его разгрузкой на причал (пристань), несет продавец. Согласно DEQ на покупателя возлагается выполнение таможенных процедур, необходимых для ввоза товара, а также оплата выполнения всех расходов, связанных с таможенным оформлением при ввозе товара. Это принципиальное изменение по сравнению с предыдущими редакциями ИНКОТЕРМС, согласно которым выполнение таможенных процедур, необходимых для ввоза товара, возлагалось на продавца. Если стороны намерены включить в обязанности продавца полную или частичную оплату расходов, взимаемых при ввозе товара, то это должно быть в ясной форме выражено в соответствующем пункте, который дополняет договор купли-продажи. Условие DEQ может использоваться только при перевозке товара морским, внутренним водным транспортом или в смешанной перевозке, если его разгрузка на причал (пристань) в порту назначения производится с судна. Если стороны намерены возложить на продавца ответственность за расходы на перемещение товара с причала в иное место (склад, терминал, станцию и т.п.) в порту или за его пределами, должно быть использовано условие DDU или DDP.

12. Поставка без оплаты пошлин (DDU) означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности с момента предоставления покупателю товара, не прошедшего таможенное оформление, необходимые для ввоза товара, и не разгруженным с перевозочного средства, прибывшего в согласованный пункт назначения. На продавца возлагаются все расходы и ответственность за риски, связанные с передачей товара, а также оплата, если потребуется, иных сборов - "any duty" (сюда входит ответственность за выполнение таможенных процедур и за риски, которые могут возникнуть в этот период, а также оплата таможенных пошлин, налогов и иных сборов), взимаемых при ввозе товара в страну назначения. На покупателя возлагаются сборы, расходы и риски, связанные с несвоевременным выполнением им таможенных процедур, необходимых при ввозе товара. При намерении сторон включить в обязанности продавца выполнение таможенных процедур и возмещение всех связанных с этим расходов и несение ответственности за возникающие при этом риски, а также оплату некоторых расходов, взимаемых при ввозе товара, необходимо дополнить соответствующим пунктом в договор купли-продажи в ясной форме. Условие DDU может быть использовано независимо от способа перевозки. При передаче товара в порту назначения на борту судна или на причале (пристани) следует использовать условия DES и DEQ.

13. Поставка с оплатой пошлин (DDP) означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности с момента предоставления покупателю товара, прошедшего таможенное оформление, необходимые для ввоза товара, и не разгруженным с перевозочного средства, прибывшего в согласованный пункт назначения. На продавца возлагаются все расходы и ответственность за риски, связанные с такой передачей товара, в том числе оплата, если потребуется, иных сборов - "any duty" (сюда входит ответственность за выполнение таможенных процедур и за риски, которые могут возникнуть в этот период, а также оплата таможенных пошлин, налогов и иных сборов), взимаемых при ввозе товара в страну назначения. При использовании условия EXW на продавца возлагаются минимальные обязанности, при DDP - максимальные. Условие DDP не может использоваться, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии. При намерении сторон исключить из обязанностей продавца оплату некоторых расходов, взимаемых при ввозе товара (например, НДС), в договор купли-продажи должно быть внесено дополнение. Если стороны намерены возложить на покупателя ответственность за все риски и возмещение всех расходов, связанных с выполнением таможенных процедур, необходимых при ввозе товара, целесообразно использовать условие DDU. Условие DDP может применяться независимо от способа перевозки товара. При передаче товара в порту назначения на судне или на причале (пристани) следует использовать условия DES или DEQ.

  • Главная
  • ПРИКАЗ ГТК РФ от 24.12.2003 N 1524 (ред. от 11.01.2010) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИИ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"