в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 16.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2001 ГОД" (утв. ЦБ РФ 05.01.2001)
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2001 ГОД" (утв. ЦБ РФ 05.01.2001)

II. Цели денежно - кредитной политики на 2001 год

Перспективы макроэкономического развития в 2001 году

Основными задачами экономической политики на 2001 год являются закрепление и развитие тенденции устойчивого роста экономики, последовательное повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, развитие институциональной инфраструктуры рыночной экономики.

При всей значимости внешнеэкономических факторов основой для успешного развития российской экономики и решения намеченных на 2001 год задач является накопленный за последние два года позитивный потенциал внутренних факторов:

- взвешенная денежно - кредитная политика способствует снижению инфляционных ожиданий, обеспечивает поддержку экономического роста и занятости, создает условия для роста реальной заработной платы;

- политика плавающего валютного курса повышает степень эффективности денежно - кредитной политики, позволяет сохранить и накапливать золотовалютные резервы, обеспечивая запас макроэкономической стабильности;

- проведение налоговой реформы формирует основу для нахождения эффективного соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов, создания условий для улучшения инвестиционного климата и достижения сбалансированности государственного бюджета;

- улучшение бюджетной дисциплины и повышение собираемости налогов содействуют улучшению макроэкономической ситуации;

- улучшение финансового положения предприятий способствует снижению рисков, связанных с кредитованием реального сектора экономики;

- рост заинтересованности в техническом перевооружении производства способствует повышению инвестиционной активности.

Несмотря на то что и в 2001 году рост производства будет поддерживаться повышением спроса со стороны практически всех секторов экономики, результаты экономического развития в предстоящем году в значительной степени будут зависеть от того, насколько активно Правительство Российской Федерации будет осуществлять меры структурного и институционального характера.

Параметры федерального бюджета на 2001 год, а также реализация намеченных мер по повышению эффективности функционирования бюджетной системы и снижению государственного долга могут оказать позитивное влияние на сдерживание инфляционных процессов. Этому будет также способствовать возможное сохранение положительного сальдо платежного баланса страны. Умеренный, но стабильный рост золотовалютных резервов наряду с обеспечением плавного движения валютного курса рубля, соответствующего фундаментальным характеристикам экономики, позволит сохранить низкими инфляционные ожидания.

Правительство Российской Федерации полагает, что увеличение потребительских цен в 2001 году на 12% будет соответствовать целевым параметрам роста производства и социального развития с учетом ожидаемых внутренних и внешних условий развития экономики. Предсказуемость в динамике инфляции будет способствовать рациональной хозяйственной политике предприятий, снижению рисков и на этой основе - повышению деловой активности.

На развитие инфляционных процессов существенное влияние в краткосрочном аспекте оказывают факторы, находящиеся вне сферы действия денежно - кредитной политики. К их числу относятся политика тарифов и налогов, политика регулирования цен естественных монополий, значительный разрыв в ценах мирового и внутреннего рынков на некоторые виды энергоресурсов, отсутствие эффективной конкуренции для большинства крупных отечественных товаропроизводителей.

В целях дальнейшего снижения макроэкономических рисков, развития позитивных тенденций, сформированных в 1999 - 2000 годах, роста сбережений и инвестиций, повышения монетизации экономики и поддержания долговременного экономического роста Банк России полагает необходимым в 2001 году проводить политику, направленную на снижение инфляции до уровня 12 - 14% (декабрь к декабрю).

Достижение таких темпов инфляции в предстоящем году должно быть поддержано мерами Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики, повышения эффективности функционирования бюджетной системы, снижения государственного долга, обеспечения платежеспособности страны. Основными из них являются:

а) продолжение Правительством Российской Федерации политики реформирования естественных монополий и ограничения необоснованного роста цен и тарифов на их продукцию (услуги). В частности, поэтапное повышение цен на природный газ должно быть увязано с концепцией по развитию рынка газа. Необходимы развитие и совершенствование рынка электроэнергии, обеспечение условий для деятельности независимых производителей электроэнергии. Должно быть осуществлено упорядочение государственного регулирования тарифов железнодорожного транспорта с учетом реструктуризации отрасли. Необходимы либерализация рынка телекоммуникаций, усовершенствование механизма регулирования цен (тарифов) на услуги связи;

б) улучшение состояния федерального бюджета, характеризующегося сбалансированностью доходов и расходов, позволит осуществлять рациональную политику расходов, не прибегать к дополнительным заимствованиям на внутреннем и внешнем рынках;

в) проведение налоговой и таможенной политики, направленной на повышение эффективности экономики, снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, а также снижение и унификация таможенных тарифов;

г) регулирование внешнеэкономической деятельности, направленное на постепенное обеспечение эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров и услуг, будет способствовать уменьшению негативного влияния внешних факторов на ценообразование;

д) формирование политики доходов, осуществляемой в рамках Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000 - 2001 годы исходя из возможностей экономического роста, динамики производительности труда и структурных реформ в области политики доходов;

е) осуществление мер по созданию равных условий конкуренции, а также по снижению административных барьеров для экономической деятельности.

Ситуация на мировых рынках будет оказывать значительное воздействие на развитие российской экономики и в 2001 году. По оценке международных экспертов, прогнозируемое в настоящее время замедление темпов экономического роста в США, странах ЕС и Юго - Восточной Азии может привести к снижению темпов роста международной торговли, что, в свою очередь, может отразиться на объемах российского экспорта.

Возможное изменение в 2001 году конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей в сторону определенного снижения цен скажется на уменьшении по сравнению с 2000 годом экспорта, окажет влияние на результаты деятельности экспортоориентированных предприятий. Вместе с тем, по оценкам, продолжение роста спроса на импортозамещающую продукцию обеспечит дальнейшее развитие производств, ориентированных на внутренний рынок. Учитывая предполагаемый уровень доходов населения, структуру их использования, а также уровень валютного курса, следует ожидать и в 2001 году роста спроса на товары отечественного производства. В целом это позволит обеспечить и в 2001 году достаточно высокие темпы роста промышленного производства.

Экономический рост в 2001 году будет базироваться в определенной степени на задействовании новых производственных мощностей, введенных на основе инвестиций 1999 - 2000 годов. Сохраняющиеся в отдельных производствах резервы повышения загрузки действующих мощностей также будут способствовать наращиванию объемов выпуска.

Действенным фактором экономического развития в 2001 году будет дальнейший рост производительности труда. Основными его предпосылками являются техническое переоснащение производства, более активное использование производственных мощностей, а также имеющиеся резервы повышения средней продолжительности рабочего дня в отдельных отраслях промышленности.

В 2001 году существенное влияние на формирование совокупного спроса в экономике будет оказывать рост инвестиций в основной капитал. По оценке, они могут увеличиться за год на 7 - 12%. В условиях предполагаемого снижения бюджетного участия в инвестиционных проектах финансирование инвестиций в основной капитал будет осуществляться, как и прежде, преимущественно за счет собственных средств предприятий.

Улучшение производственных и финансовых показателей деятельности предприятий и организаций, произошедшее в 1999 - 2000 годах, позволяет инвесторам и кредиторам оценивать вложения в реальный сектор экономики как менее рискованные. Для сохранения в 2001 году высокого уровня инвестиций необходима активная государственная политика, направленная на обеспечение благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для долгосрочного вложения капиталов в реальный сектор экономики. Упрощение налоговой системы, существенное снижение налогового бремени, создание равных условий конкуренции, а также снижение административных барьеров для экономической деятельности являются необходимыми элементами создания благоприятного инвестиционного климата.

Особое значение в переориентации имеющихся свободных финансовых ресурсов секторов экономики на цели инвестирования в секторе нефинансовых предприятий имеет усиление роли банков как финансовых посредников. Очевидно, что в складывающихся новых экономических условиях, когда риски снизились и продолжают снижаться, формируются предпосылки для повышения посреднической роли банков. В этих целях им предстоит активно развивать службы кредитного анализа. На базе их информации банки будут способны активизировать свое участие в кредитовании реального сектора, оказывать эффективную помощь предприятиям в осуществлении модернизации производства.

Дальнейшее развитие потребительского кредита является перспективным направлением деятельности для банков. Важным направлением является также активизация ипотечного кредитования, включая создание нового сегмента фондового рынка - рынка закладных и облигаций, обеспеченных ипотекой. Программы ипотечного кредитования населения являются необходимым условием активизации совокупного спроса в экономике, создания дополнительных импульсов экономического роста. Внедрение ипотеки даст банкам возможность эффективной перестройки их активов.

Однако широкое развитие и распространение потребительского и ипотечного кредитования возможно только при условии дальнейшего повышения уровня жизни, продолжения роста реальных денежных доходов населения. Эти вопросы должны быть в центре внимания проводимой государственной экономической политики в 2001 году.

Особое значение для активизации инвестиционной деятельности будет иметь процентная политика Банка России, ориентированная на поддержание реальных процентных ставок на уровне, стимулирующем расширение спроса на заемные ресурсы. Продолжение Банком России политики плавающего валютного курса будет способствовать дальнейшему росту золотовалютных резервов, стабильности финансовой системы, формированию показателей платежного баланса, соответствующих эффективному функционированию экономики, что позволит увеличить доверие к проводимой денежно - кредитной политике, улучшить инвестиционный климат. В этих условиях расширение внутренней инвестиционной активности будет способствовать притоку иностранного капитала в российскую экономику, что может стать важным фактором экономического роста в 2001 году. Активная инвестиционная политика позволит расширить производство инвестиционной продукции и даст импульс к увеличению выпуска других отраслей экономики.

Структура совокупного спроса в настоящее время такова, что только рост валового накопления основного капитала не может обеспечить стабильных темпов экономического роста. Реальные денежные доходы населения пока еще далеки от докризисного уровня (в 2000 году, по оценкам, они составят примерно 77% от уровня 1997 года). Поэтому по-прежнему актуальным остается всемерное поддержание доходов и стимулирование спроса населения на товары и услуги.

Динамика реального ВВП (1993 год = 100%)

(График не приводится)

Рост производства и замедление инфляции будут способствовать росту реальной заработной платы. Проведение намеченных Правительством Российской Федерации мер по повышению минимальной заработной платы и пенсий приблизит средний размер пенсии и минимальной зарплаты к прожиточному минимуму. Снижение налогового бремени на физических лиц также будет способствовать росту располагаемых доходов населения. В целом за 2001 год реальные доходы населения могут возрасти на 5 - 8%.

В условиях продолжения роста реальных денежных доходов населения можно ожидать изменения структуры использования доходов в сторону некоторого снижения доли расходов на покупку товаров и услуг. При этом возможное увеличение расходов на покупку товаров длительного пользования и недвижимости станет важным стимулом для развития отечественного производства, роста валового накопления.

Осуществление запланированных мер по сбалансированию бюджета и повышению эффективности функционирования бюджетной системы, расширение государственных закупок товаров и услуг коллективного и общественного пользования также будут служить фактором роста совокупного спроса.

Таким образом, в 2001 году для роста ВВП есть все необходимые объективные предпосылки, обусловленные как имеющимися возможностями по наращиванию предложения товаров и услуг, так и поддержанием производства со стороны спроса. Прирост ВВП в 2001 году может составить около 4 - 5%. Границы его изменения определяются неоднозначностью в оценках формирования в 2001 году внешнеэкономических условий функционирования рынков товаров и капитала и их влияния на внутриэкономические процессы, и в первую очередь на инвестиционную активность.

Инфляция и уровень безработицы (%)

(График не приводится)

Ожидаемые внешнеэкономические условия в 2001 году

Отмечаемые в текущем году высокие темпы роста мировой экономики, по оценкам ведущих международных организаций, в 2001 году замедлятся. По предварительному прогнозу МВФ, темпы роста ВВП США в 2001 году снизятся. Понижение темпов экономического роста этой страны может замедлить увеличение спроса на товары, ввозимые из стран - основных торговых партнеров США: Канады, Мексики, Японии, КНР и других стран Азиатско - Тихоокеанского региона. В 2001 году эксперты прогнозируют некоторое понижение темпов экономического роста в странах Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС). Основными причинами будут не только предполагаемое замедление темпов роста экспорта товаров, но и недостаточно высокий внутренний спрос. Понижение темпов экономического роста в странах ЕЭВС может привести к замедлению роста спроса в других государствах ЕС, странах Восточной Европы, СНГ и Балтии.

Прогнозируемое замедление темпов роста экономики практически во всех регионах мира отразится на темпах роста международной торговли. В этих условиях конкурентные возможности России на мировых товарных рынках снизятся. Росту экспорта России в 2001 году будут препятствовать прогнозируемое ведущими международными организациями определенное ухудшение конъюнктуры на мировых энергетических рынках, а также ограничение спроса на поставляемые на внешние рынки товары из России. По оценкам МВФ, в 2001 году относительно 2000 года цены на энергоносители снизятся. Тем не менее их уровень ожидается выше, чем в 1998 и 1999 годах. Большинство международных экспертов прогнозируют рост цен на алюминий и медь и снижение цен на никель.

В 2001 году, как и в 2000 году, профицит счета текущих операций платежного баланса России будет определяться величиной активного сальдо торгового баланса. Прогнозируемое снижение цен на энергоносители может негативно отразиться на экспорте товаров. Тем не менее его объем в 2001 году будет значительно выше, чем в 1998 и 1999 годах. Темпы роста импорта в 2001 году будут зависеть от курса национальной валюты и состояния внутреннего спроса. В условиях сохранения стабильного реального курса национальной валюты возможно некоторое ускорение роста импорта, в том числе товаров производственного назначения, при условии создания в стране благоприятной инвестиционной среды и осуществления комплексного реформирования таможенно - тарифной и налоговой политики. Рост инвестиционного импорта создаст основу для достижения в последующие периоды более высоких темпов экономического роста, повышения конкурентоспособности отечественного производства.

Профицит торгового баланса в 2001 году ожидается ниже, чем в 2000 году, вместе с тем он существенно превысит уровень 1994 - 1999 годов. Увеличение дефицита баланса услуг в 2001 году будет связано со все еще низкой конкурентоспособностью отечественных услуг, ростом потребляемых иностранных услуг, особенно туристических. Баланс инвестиционных доходов, как и в предшествующие годы, будет дефицитным. Величина дефицита будет зависеть от результатов переговоров по реструктуризации долгов Парижскому клубу кредиторов. В итоге профицит текущего счета будет ниже, чем в 2000 году, но значительно выше, чем в 1994 - 1999 годах.

Состояние финансового счета во многом будет определяться результатами переговоров по реструктуризации долгов Парижскому клубу кредиторов, а также инвестиционным климатом в стране.

В 2001 году ожидаемый рост притока в страну иностранных капиталов может быть следствием улучшения экономического положения России. Препятствиями для существенного увеличения притока иностранных инвестиций остаются все еще низкие кредитные рейтинги России, а также усиливающаяся на международных рынках конкуренция за привлечение иностранного капитала.

В общей структуре иностранных инвестиций в экономику России по-прежнему основную долю будут составлять прямые инвестиции. Наибольший интерес для портфельных инвесторов, по оценке, будет представлять покупка обязательств органов государственного управления и акций крупных корпораций.

Величина российских инвестиций в зарубежную экономику в 2001 году во многом будет зависеть от привлекательности вложений внутри страны.

Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, высокий профицит торгового баланса и улучшение макроэкономической ситуации в стране позволят Правительству Российской Федерации в 2001 году выполнять обязательства по внешнему долгу, предусмотренные в проекте бюджета, создадут условия для дальнейшего роста золотовалютных резервов.

В случае значительного ухудшения конъюнктуры мировых товарных рынков активное сальдо торгового баланса может заметно сократиться. Необходимость обслуживания внешнего долга и отсутствие существенного притока иностранных инвестиций в страну могут привести к замедлению темпов роста международных резервов.

Таким образом, в 2001 году состояние счета текущих операций, финансового счета и возможности увеличения золотовалютных резервов будут зависеть как от конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей (в первую очередь от цен на нефть), так и от результатов переговоров по реструктуризации задолженности Парижскому клубу кредиторов и получения кредитов от МВФ, как это предусмотрено проектом федерального бюджета на 2001 год.

Нерешенность вопросов реструктуризации государственного внешнего долга и получения международных кредитов усиливают неопределенность в формировании отдельных доходных и исполнении расходных статей бюджета, что может привести к изменению некоторых условий проведения макроэкономической политики в 2001 году и необходимости в этой связи внесения корректив в денежно - кредитную политику Банка России.

Основные параметры денежно - кредитной политики на 2001 год

Основные параметры денежно - кредитной политики рассчитаны с учетом прогнозов социально - экономического развития страны и параметров, предусмотренных в проекте Федерального бюджета на 2001 год, подготовленных Правительством Российской Федерации.

При формировании бюджета выбирается наиболее вероятное сочетание показателей в виде их точечных значений с целью проектирования реалистичного бюджета на предстоящий год. Макроэкономический прогноз Банка России допускает более широкий интервал прогнозных значений основных макроэкономических показателей, поскольку центральный банк обязан предусмотреть возможный диапазон параметров развития экономики, чтобы иметь возможность гибко реагировать на изменения внутренней и внешней экономической конъюнктуры в течение года. При этом важным принципом денежно - кредитной политики на ближайшие годы, пока инфляция не достигла низкого уровня и значительно превышает соответствующие показатели стран - основных торговых партнеров России, Банк России считает неуклонное постепенное снижение годовой инфляции, то есть каждый год целевые показатели по инфляции должны быть ниже ее фактического значения в предыдущем году. Низкая и стабильная инфляция является необходимым условием для здорового, сбалансированного, долгосрочного экономического роста.

На фоне ценовой стабильности деловые круги могут с большей эффективностью полагаться на сигналы, подаваемые рынком, с целью формирования бизнес - планов, расширения деятельности, развития новых технологий. Низкая инфляция снижает риски долгосрочных сбережений и инвестиций, позволяет поддерживать сбалансированность между инвестициями и потреблением. В этих условиях появляется возможность наращивания более высокими темпами реальных доходов населения и обеспечения роста его благосостояния. Кроме того, только при стабильно низкой инфляции возможно устойчивое повышение монетизации экономики.

В то же время выбор темпа снижения инфляции требует очень осторожного подхода. Банк России считает оптимальным снижение инфляции до такого уровня, достижение которого монетарными методами не будет препятствовать сбалансированному сочетанию максимально возможного экономического роста, повышения реальных доходов населения, осуществления инвестиций в объемах, необходимых для поддержания устойчивых темпов экономического роста и в последующие годы.

Такой подход к формированию основной цели единой государственной денежно - кредитной политики на ближайшие годы предусмотрен "Основными направлениями социально - экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу". В соответствии с этим документом конечной целью денежно - кредитной политики в предстоящие 10 лет должно быть снижение, а в дальнейшем, при достижении низких значений, сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для устойчивого экономического роста. Конкретное сочетание параметров инфляции и экономического роста ежегодно должно определяться в рамках общегосударственной экономической программы с учетом изменения внутренних и внешних факторов развития экономики. При этом, как показывает анализ преодоления высокой инфляции в других странах, именно плавность и постепенность этого процесса при режиме плавающего валютного курса дает наилучшие результаты, минимизируя стоимость дезинфляционных мер для экономики. В этом проявляется последовательность денежно - кредитной политики, которая должна учитывать процесс адаптации экономических агентов и их ожиданий к более низкой инфляции, способствовать закреплению всех позитивных тенденций в экономике, сложившихся в предыдущие годы, и быть адекватной задачам обеспечения динамичного экономического роста.

Банк России в 2001 году будет проводить политику, направленную на снижение инфляции до уровня 12 - 14% за год (декабрь к декабрю).

Этому будут способствовать параметры проекта федерального бюджета на 2001 год, реализация намеченных мер по повышению эффективности бюджетной системы и снижению государственного долга. Учитывая высокую долю нерыночного государственного долга в активах Банка России, достижение поставленной цели по инфляции будет определяться в том числе и степенью погашения или реструктуризации на рыночных условиях этого долга перед Банком России.

Такому значению инфляции соответствует прирост объема ВВП около 4 - 5%.

В 2001 году Банк России не предполагает менять режим валютного курса. В условиях сохранения режима плавающего валютного курса рубля и накопления Банком России золотовалютных резервов при сильном платежном балансе посредством покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке важным элементом денежно - кредитной политики является воздействие на денежную массу путем контроля за денежным предложением со стороны Банка России.

Однако эффективность метода денежного таргетирования снижается в силу того, что по мере замедления инфляционных процессов происходит ослабление связи между ростом денежной массы и инфляцией, фактические данные о динамике показателей инфляции и денежной массы за последние три года свидетельствуют о сохранении значительной роли структурных факторов в развитии инфляционных процессов, нарушается стабильность скорости реакции экономики на сигналы органов денежно - кредитного регулирования.

Поскольку роль денежных агрегатов в анализе и управлении инфляционными процессами в последнее время снижается, то при проведении денежно - кредитной политики на современном этапе возрастает роль анализа целого комплекса макроэкономических индикаторов.

Эти соображения, а также высокая степень вероятности сохранения тенденций предыдущих лет, практика проведения денежно - кредитной политики в 2000 году предопределяют целесообразность проведения в 2001 году денежно - кредитной политики с использованием элементов механизма целевой инфляции. Банк России определяет ориентир по темпам роста денежной массы, рассматривает его как один из важнейших индикаторов проведения денежно - кредитной политики.

При осуществлении конкретных действий Банк России, как и в текущем году, будет опираться на анализ всей имеющейся информации о состоянии экономики, включая характеристики торгового баланса, изменения условий торговли и мировых цен, величину золотовалютных резервов, динамику валютного курса, положение с внешним долгом страны, процентные ставки банковского сектора, доходности инструментов финансового рынка, и настроения в обществе, а также на прогнозы изменения факторов, способных серьезным образом повлиять на изменение тенденций в инфляционных процессах, например, изменения в социальной политике, налоговой политике и другие. Опыт текущего и предшествующих лет свидетельствует о реалистичности прогнозных оценок Банком России этих показателей и адекватном их использовании в целях денежно - кредитной политики.

Достижение цели по уровню инфляции сохраняет необходимость анализа и количественной оценки возможного спроса на деньги в 2001 году, что позволит формировать адекватное этому спросу предложение денег.

В 2001 году будут действовать факторы, способствующие дальнейшему росту спроса на деньги. Среди них можно выделить такие, как:

- проводимая государством политика доходов, которая оказывает воздействие на постепенный рост доли доходов домашних хозяйств в ВВП и увеличение нормы накопления в денежных доходах населения;

- сокращение уровня налогов, определяемое введением с 01.01.2001 новой редакции второй части Налогового кодекса Российской Федерации, которое может привести к росту располагаемых доходов юридических и физических лиц;

- бездефицитность федерального бюджета;

- рост спроса на рублевые активы в условиях дальнейшего укрепления реального обменного курса рубля при сохранении сильного платежного баланса;

- повышение доли денежных расчетов в экономике.

В 2000 году достигнута положительная тенденция снижения скорости обращения денег. Этому процессу способствовали осторожная и взвешенная политика Банка России на денежном и валютном рынках, улучшение состояния банковского сектора, рост доходов предприятий и населения, что сопровождалось не только ростом остатков на текущих и расчетных банковских счетах, но и позитивной тенденцией к увеличению срочных вкладов и депозитов. Однако степень доверия к банковской системе полностью не восстановлена, а рост доходов населения не достиг того уровня, при котором возможен рост личных сбережений в существенных объемах. У экономических агентов все еще сохраняются инфляционные ожидания и неуверенность в необратимости позитивных экономических процессов, высока неопределенность в своих как текущих, так и перспективных предпочтениях. Все это сдерживает дальнейшее более существенное снижение скорости обращения денег. В то же время поведение скорости обращения денег и денежного мультипликатора содержит большую степень неопределенности и неподвластно прямому директивному воздействию со стороны органов денежно - кредитного регулирования. В основе динамики обоих показателей в желаемом направлении прежде всего лежит принятие Правительством Российской Федерации и законодательными органами страны структурных и институциональных мер, способствующих улучшению структуры денежной массы и снижению всех видов рисков.

В соответствии с макроэкономическими целями денежный агрегат М2 в 2001 году может увеличиться на 27 - 34%. Денежная масса по-прежнему будет являться одним из важнейших индикаторов в целой системе используемых Банком России показателей.

Целевые ориентиры денежно - кредитной политики на 2001 год (%)

(График не приводится)

В 2001 году Банк России сохранит действующую в настоящее время операционную процедуру денежно - кредитного регулирования, воздействуя на величину денежной базы, контроль за изменением которой будет осуществляться на краткосрочной основе. Кроме того, на ежедневной основе Банк России будет осуществлять анализ состояния ликвидности банковской системы, оперативно принимая меры в случаях как резкого ее недостатка, так и появления устойчивой тенденции к накоплению свободных банковских резервов. При этом будет продолжено активное использование рыночных методов корректировки уровня ликвидности.

Прогнозируется, что в 2001 году, так же как и в текущем, расширение денежной базы будет осуществляться преимущественно за счет роста чистых международных резервов органов денежно - кредитного регулирования. При этом наиболее вероятно, что снижение денежного мультипликатора прекратится. В перспективе более желательным представляется рост денежной массы за счет более сдержанных темпов роста денежной базы и возросшей роли мультипликатора.

Внешнеэкономическая конъюнктура по определенному кругу основных товаров российского экспорта в настоящее время, по-видимому, близка к пику благоприятности, что не позволяет предполагать сохранения прежних высоких темпов роста цен на эти товары в предстоящем году. Поэтому интенсивность поступления в экономику денежных средств от покупки Банком России валюты в золотовалютные резервы в 2001 году может быть несколько ниже, чем в текущем году.

В то же время при условии сохранения сильного платежного баланса в целях поддержания конкурентоспособности российской экономики Банк России будет стремиться не допускать номинального повышения курса рубля и продолжит накопление золотовалютных резервов. Этот источник денежного предложения представляет собой обеспеченную эмиссию и является низкоинфляционным. Однако при складывающемся превышении денежного предложения над спросом на деньги Банк России будет продолжать проведение необходимых стерилизационных мероприятий.

Для этого Банк России продолжит практику проведения депозитных операций с банками, используя при этом различные формы осуществления этих операций и регулируя процентные ставки по ним. Банк России сможет также возобновить свои операции на открытом рынке в секторе государственных ценных бумаг, если часть нерыночного государственного долга, находящегося в портфеле Банка России, будет переоформлена в рыночные ценные бумаги Правительства Российской Федерации. В случае решения в 2001 году всех необходимых правовых вопросов эмиссии и обращения облигаций Банка России это позволит осуществлять стерилизацию с их помощью. В крайнем случае при значительной угрозе роста инфляции Банк России может прибегнуть к изменению норм обязательного резервирования.

Необходимо сохранить проявившуюся в текущем году положительную тенденцию улучшения структуры денежной массы и увеличения доли ее менее ликвидной части. Это будет способствовать созданию долгосрочных ресурсов для инвестиций, снижению инфляционности роста денежной массы и продолжению начавшегося процесса ремонетизации российской экономики. На фоне снижающихся макроэкономических рисков этот процесс требует применения ряда институциональных мер.

Достижение прогнозируемого уровня инфляции на 2001 год может быть обеспечено только при сокращении задолженности Правительства Российской Федерации перед Банком России в условиях бездефицитного бюджета.

Концепция бездефицитного бюджета на 2001 год означает, что не будет происходить роста задолженности Правительства Российской Федерации за счет новых заимствований у Банка России. Наоборот, при сохранении благоприятной ситуации с фактическим исполнением бюджета Правительство сможет погашать свою задолженность, позитивно влияя на динамику денежной массы в обращении. Ресурсы банковского сектора позволят банкам при необходимости производить краткосрочное кредитование бюджета.

Большая степень зависимости состояния государственных финансов от получаемых страной доходов от экспорта топливно - энергетических ресурсов определяет необходимость проведения таких реформ в области бюджетно - налоговой политики, которые смогут уменьшить ее уязвимость от колебаний мировых цен на товары российского экспорта. Этой же цели может служить направление части дополнительных доходов бюджета, полученных от предприятий - экспортеров, в специальный резервный фонд под предстоящие выплаты.

Динамика мировых цен на нефть и связанное с этим состояние платежного баланса страны во многом будут определять степень жесткости денежно - кредитной политики. Кроме того, несмотря на то что инфляция в 2000 году ниже, чем в предшествующем году, и ее отклонение от установленного ориентира незначительно, низкие инфляционные ожидания все еще недостаточно устойчивы. Банк России в оперативном режиме будет отслеживать условия достижения цели и при необходимости корректировать денежно - кредитную политику. С помощью всех имеющихся у Банка России инструментов он будет противостоять прежде всего внешним шоковым воздействиям, которые могли бы привести к нарушению внутренней ценовой стабильности в средне- и долгосрочной перспективе.

Инструменты денежно - кредитной политики в 2001 году

Банк России применяет достаточно широкий набор инструментов денежно - кредитной политики. При этом в 2001 году Банк России предполагает не просто сохранить те инструменты, которые он использовал для целей денежно - кредитного регулирования в текущем году, но и в отдельных случаях совершенствовать их для того, чтобы увеличить возможности регулирования ликвидности банковской системы. Кроме того, Банк России предполагает также расширить по сравнению с текущим годом спектр используемых инструментов своей политики. Выбор конкретного инструмента или их комбинаций, продолжительность и масштабы их применения будут определяться необходимостью повышения оперативности и эффективности денежно - кредитного регулирования в складывающихся экономических условиях.

Обязательные резервы

В целях создания условий для снижения темпов инфляции, а также в целях регулирования темпов роста денежной массы в обращении Банк России в 2001 году продолжит работу по совершенствованию действующего механизма обязательного резервирования.

Для всех кредитных организаций будут унифицированы сроки представления расчета регулирования обязательных резервов и сроки проведения перерасчетов по обязательным резервам; уточнен порядок проведения регулирования по тем кредитным организациям, которым подлежат возврату излишне перечисленные обязательные резервы; предполагается уточнить перечень резервируемых балансовых счетов; установить период расчета обязательных резервов исходя из количества календарных дней в месяце.

Операции на открытом рынке

В 2000 году Банком России для текущего регулирования банковской ликвидности практически не использовались операции на открытом рынке, тем не менее в 2001 году Банк России намерен активизировать свое участие в нем.

Решение необходимых законодательных проблем, связанных с эмиссией и обращением облигаций Банка России, ограничивающих в настоящее время спектр и масштабы операций Банка России на открытом рынке, позволило бы ему в предстоящем году более активно использовать их при реализации денежно - кредитной политики, особенно в целях оперативного регулирования банковской ликвидности.

Облигации Банка России для банковской системы будут играть роль краткосрочного высоколиквидного инструмента денежного рынка, а также воздействовать на структуру стоимости заимствований в секторе инструментов со сроком обращения до 1 года.

Кроме того, переоформление части бумаг из портфеля Банка России в соответствии со статьями 108 - 114 и статьей 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" и предложениями Банка России по статье 84 проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" в рыночные инструменты сделало бы возможным возобновление прямых операций Банка России с государственными ценными бумагами на вторичном рынке. Основной формой участия Банка России на рынке государственных ценных бумаг могла бы быть продажа им по рыночным ставкам государственных бумаг из своего портфеля, переоформленных в соответствии с указанными законами о федеральном бюджете.

Предполагаемый выход на открытый рынок Банка России будет способствовать оптимизации процентных ставок на денежном рынке и даст возможность участникам рынка использовать обращающиеся инструменты для самостоятельного сглаживания остроты проблем управления банковской ликвидностью (например, через операции РЕПО).

Рефинансирование банков

Банк России в 2001 году намерен сохранить существующую систему рефинансирования банков, включая предоставление внутридневных кредитов, кредитов "овернайт" и ломбардных кредитов, и при необходимости будет их модифицировать. Предполагается ввести в действие единый порядок предоставления банкам внутридневных кредитов и кредитов "овернайт" в ряде территориальных учреждений Банка России, а также проводить необходимую работу по автоматизации этого процесса и переходу на электронный документооборот между всеми участниками операций рефинансирования.

Банк России, исходя из оценки результатов "пилотного" проекта по предоставлению банкам кредитов Банка России, обеспеченных залогом и поручительствами, реализуемого в 2000 году на базе Главного управления Банка России по г. Санкт - Петербургу, планирует провести работу по совершенствованию указанного механизма рефинансирования и определить возможность его распространения на другие регионы Российской Федерации.

Кроме того, Банк России продолжит участие в работе по реализации программы развития системы ипотечного жилищного кредитования в России.

Депозитные операции

В целях стерилизации временно свободной ликвидности Банк России и в 2001 году планирует активно осуществлять операции по привлечению в депозиты свободных средств банков.

При этом Банк России намерен с помощью указанных операций регулировать не только краткосрочную ликвидность банков, но и использовать этот инструмент для регулирования ликвидности в среднесрочном периоде.

Банк России намерен расширить круг банков - участников депозитных операций путем подключения (по мере технической готовности) к системе "Рейтерс - Дилинг" региональных банков, т.е. банков, располагающих терминалами указанной системы и имеющих возможность осуществлять расчеты по депозитным сделкам через корреспондентские субсчета московских филиалов, открытых в подразделениях расчетной сети Банка России, а также путем проведения депозитных операций с региональными банками.

Банк России продолжит работу по совершенствованию действующего механизма проведения Банком России депозитных операций в целях "связывания" свободной ликвидности как на фиксированные сроки, так и на условиях "до востребования".

Процентная политика

Банк России, осуществляя свою деятельность в области денежно - кредитного регулирования, будет стремиться к тому, чтобы процентная политика была направлена на достижение и поддержание низкого реального положительного уровня процентных ставок, что обеспечит, с одной стороны, снижение номинальных процентных ставок в экономике, удешевление кредитных ресурсов для реального сектора по мере замедления инфляционных процессов, а с другой стороны - будет способствовать стимулированию склонности к сбережению временно свободных средств всеми экономическими агентами.

В целях регулирования ликвидности банковской системы Банк России будет изменять ставки по своим операциям в зависимости от потребности банковской системы в дополнительных ресурсах, текущего состояния денежного рынка, конъюнктуры валютного рынка. При этом определяющее значение будет иметь анализ состояния экономики и динамики инфляционных процессов.

Политика валютного курса в 2001 году

Политика валютного курса является неотъемлемой составной частью денежно - кредитной политики и должна соответствовать ее главной цели - снижению инфляции.

В качестве механизма курсообразования в 2001 году сохраняется использование режима плавающего валютного курса. При этом важными задачами Банка России остаются сглаживание резких колебаний валютного курса, не обусловленных объективными экономическими причинами, а также поддержание официальных валютных резервов на уровне, необходимом для обеспечения макроэкономической стабильности.

Режим плавающего валютного курса позволяет Банку России:

- проводить денежно - кредитную политику, более независимую от внешних шоков, ограничивая влияние фактора нестабильности мировых цен, прежде всего на энергоносители;

- сохранять и накапливать золотовалютные резервы;

- сглаживать резкие колебания обменного курса рубля, минимизируя использование золотовалютных резервов, в условиях отсутствия обязательств по поддержанию обменного курса на определенном уровне.

Несмотря на то что главные задачи политики плавающего валютного курса остаются в целом прежними, ее содержание в 2001 году значительно отличается от курсовой политики, проводившейся после финансово - экономического кризиса 1998 года. В тот период в условиях высокой инфляции и кризиса финансовой системы в рамках перехода к режиму плавающего валютного курса происходила масштабная коррекция курса российского рубля с выходом его на новый уровень равновесия. При этом важнейшее значение придавалось сохранению и пополнению официальных валютных резервов в ситуации, когда требовалось восстановить доверие к органам денежно - кредитного регулирования и использовать золотовалютные резервы для финансирования выплат по внешнему государственному долгу.

Качественное изменение ситуации началось уже в 2000 году и продолжится в 2001 году. Банк России будет поддерживать такие условия деятельности участников внутреннего валютного рынка, при которых формирование обменного курса рубля в наибольшей степени определяется объективными фундаментальными экономическими процессами, а влияние конъюнктурных и спекулятивных факторов на процесс курсообразования минимизируется. Банк России исходит из того, что уровень обменного курса рубля должен стимулировать экспорт, в то же время не носить запретительного характера для импорта и обеспечивать возможность дальнейшего накопления золотовалютных резервов.

Определяющую роль в динамике валютного курса рубля в 2001 году будет играть состояние платежного баланса.

Исходя из прогноза платежного баланса на 2001 год на внутреннем валютном рынке России должно сохраниться превышение предложения иностранной валюты, продаваемой экспортерами, над спросом на нее, связанным с оплатой импорта товаров и услуг и погашением внешнего долга. Конкретный уровень предложения валюты будет зависеть от величины положительного сальдо торгового баланса, определяемого в основном динамикой цен на нефть.

Банк России продолжит совершенствование механизма валютного регулирования в целях сокращения незаконного оттока капитала и стимулирования притока прямых иностранных инвестиций.

При проведении политики валютного курса в 2001 году Банк России будет рассматривать и учитывать результаты анализа колебаний мировых цен на товары, составляющие основу российского экспорта, приводящие к значительным изменениям условий торговли для России, а также результаты анализа существенных изменений кросс - курсов валют ведущих развитых стран, являющихся основными экономическими партнерами России.

На процесс формирования спроса и предложения иностранной валюты на валютном рынке в 2001 году будет воздействовать ряд неоднозначных факторов:

во-первых, нельзя полностью исключить вероятность значительных колебаний цен мирового рынка на товары, составляющие основу российского экспорта, что несомненно отразится на показателях торгового баланса;

во-вторых, увеличение иностранных инвестиций может привести к росту предложения иностранной валюты на рынке;

в-третьих, неопределенность в получении средств от международных финансовых организаций и незавершенность процесса реструктуризации внешнего долга в рамках Парижского клуба кредиторов будут оказывать влияние на состояние внутреннего валютного рынка.

Указанные выше факторы могут оказывать разнонаправленное влияние на динамику курса рубля и темпы накопления золотовалютных резервов.

Однако исходя из имеющихся прогнозов макроэкономического развития предполагается дальнейшее продолжение процесса некоторого укрепления реального курса рубля.

Банк России в 2001 году продолжит еженедельную публикацию размера официальных золотовалютных резервов страны в целях обеспечения доверия экономических агентов к политике валютного курса.

Бюджетная политика в 2001 году

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу" основной целью и задачей бюджетной политики в будущем году является сбалансированность ресурсов и обязательств государства, осуществление новых заимствований только в пределах погашения сумм основного долга.

В качестве приоритетов бюджетной политики на 2001 год определены: завершение формирования эффективной налоговой системы; инвентаризация и оценка эффективности всех бюджетных расходов и обязательств, приведение расходов в соответствие с возможностями государства и концентрация их на наиболее важных направлениях; четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между различными уровнями бюджетной системы, урегулирование кредиторской задолженности федерального бюджета; завершение реструктуризации госдолга и создание эффективной системы управления им. Завершение организации казначейской системы государства, обеспечение прозрачности бюджетов и бюджетных процедур будут способствовать реализации указанных направлений бюджетной политики.

Федеральный бюджет в 2001 году запланирован бездефицитным: его доходы и расходы составят 1193,5 млрд. рублей.

В условиях нулевого дефицита федерального бюджета объем привлечения средств на внутреннем и внешнем рынках должен соответствовать объему погашения государственного долга Российской Федерации.

Достижению в 2001 году поставленных задач по снижению инфляции, поддержанию экономического роста, обеспечению устойчивости рубля будет способствовать осуществление следующих мер в области бюджетной политики:

- обеспечение сбалансированности федерального бюджета и достижения в 2001 году его нулевого дефицита;

- обеспечение Минфином России возврата части кредитов, полученных от Внешэкономбанка в 1998 - 1999 годах за счет средств Банка России в иностранной валюте для расчетов по государственному внешнему долгу, и уплаты всех начисленных процентов по ним;

- в целях создания условий для стерилизации свободной ликвидности банковской системы Министерству финансов Российской Федерации в 2001 году целесообразно переоформить часть имеющегося портфеля низколиквидных государственных ценных бумаг у Банка России с длительными сроками погашения в государственные ценные бумаги с рыночными условиями и более короткими сроками погашения;

- в целях реализации Концепции функционирования единого счета федерального казначейства Минфина России необходимо перейти на учет доходов и средств федерального бюджета через единый счет федерального казначейства;

- продолжение совершенствования исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по соглашениям через органы федерального казначейства;

- перевод счетов бюджетных учреждений по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в органы федерального казначейства.

Ситуация на мировых рынках будет оказывать воздействие не только на развитие российской экономики в 2001 году, но и на бюджетную политику.

Сохранение в 2001 году благоприятной конъюнктуры на мировых энергетических рынках и улучшение макроэкономической ситуации в стране будут способствовать поддержанию профицита федерального бюджета и выполнению обязательств Правительства Российской Федерации по обслуживанию внешнего долга без оказания инфляционного давления на экономику страны и как следствие - улучшению инвестиционного имиджа страны.

В случае значительного ухудшения в 2001 году конъюнктуры на мировых рынках товаров, составляющих основу российского экспорта, медленных темпов структурных преобразований в российской экономике, оказывающих влияние на формирование ресурсной базы доходов бюджета, а также нерешенности вопросов по реструктуризации задолженности Парижскому клубу кредиторов и получению кредитов от МВФ могут возникнуть проблемы с обеспечением сбалансированности бюджета. Обслуживание внешнего долга в условиях снижения профицита текущего счета платежного баланса может потребовать внесения корректировок в фискальную и денежно - кредитную политику.

Развитие банковской системы и финансовых рынков

В целях успешной реализации денежно - кредитной политики и устойчивого динамичного развития экономики требуется постановка задачи совершенствования системы финансового посредничества в стране. В связи с этим Правительству Российской Федерации, Банку России и законодательным органам власти необходимо направить усилия на повышение эффективности системы финансового посредничества в экономике, в том числе банковской системы, страховых компаний, пенсионных и инвестиционных фондов и других финансовых институтов. Финансовое посредничество призвано обеспечить эффективное аккумулирование временно свободных средств физических и юридических лиц и на этой основе экономически целесообразное удовлетворение спроса экономических агентов на ресурсы как кратко- и среднесрочного, так и долгосрочного характера. Неполнота инфраструктуры, недостаточная по сравнению с необходимыми масштабами инвестиционной деятельности глубина финансового рынка наряду с внешними для финансовой системы негативными факторами пока не обеспечивают должным образом формирование организованных сбережений и их трансформацию в инвестиции в сферу реальной экономики.

Развитие банковской системы и банковского надзора в 2001 году

Развитие банковской системы России в 2001 году будет определяться прежде всего целями и задачами ее реформирования. Решение этих задач позволит обеспечить условия для дальнейшего повышения финансовой устойчивости банковской системы, более активного участия банков в кредитовании реального сектора экономики при сохранении взвешенного подхода к предоставлению ссуд и инвестированию средств, расширения роли банковских продуктов как инструмента сбережений, а также развития транспарентности банковской деятельности и конкуренции на рынке банковских услуг.

В свою очередь, существенным условием решения этих задач является внесение ряда изменений в действующее законодательство, подготовленных Банком России, касающихся банкротства и ликвидации кредитных организаций, допуска организаций на рынок банковских услуг и лицензирования банковской деятельности, пруденциального банковского надзора.

Тенденции развития экономики и банковской системы в 1999 - 2000 годах дают основания предполагать в ближайшей перспективе рост реальных объемов банковских операций, переориентацию операций банков на обслуживание реального сектора экономики и, соответственно, увеличение доли кредитов в активах банковской системы, что в конечном счете должно привести к улучшению соотношения основных показателей банковской деятельности и ВВП страны.

В значительной степени перспективы расширения кредитной активности банков будут зависеть от величины их капитала. Учитывая, что возможности расширения капитальной базы за счет прибыльной деятельности банков пока недостаточны, по-прежнему актуальной остается проблема привлечения инвестиций в капитал банков. В связи с этим весьма насущными являются в настоящее время вопросы о совершенствовании налоговой политики, осуществлении мер по страхованию странового риска. Для стимулирования притока иностранных инвестиций в банковскую систему необходимо укрепление законодательного обеспечения прав инвесторов и кредиторов, снижение некоммерческих рисков вложений, отмена налога на переоценку иностранной валюты, которой оплачен уставный капитал кредитных организаций - резидентов. С точки зрения внутренних источников расширения капитальной базы банковского сектора возможности инвестиций в капитал банковской системы будут в значительной степени обусловлены финансовым состоянием отечественных предприятий.

Существенное воздействие на развитие кредитных операций банков окажут темпы и характер структурных преобразований в экономике, меры по повышению транспарентности информации о финансовом состоянии предприятий и структуре собственности в реальном секторе, а также ситуация в финансовой сфере, включая политику заимствований на внутреннем финансовом рынке, а также ряд внешних факторов как экономического (цены на основные товары российского экспорта), так и внеэкономического характера. Важным направлением развития кредитных операций банков могут стать операции с розничными клиентами, а именно - кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование и потребительский кредит.

Важнейшим элементом обеспечения финансовой стабильности банковского сектора является развитие системы требований, предъявляемых к кредитным организациям.

Банк России намерен при содействии международных экспертов (в рамках деятельности Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России) продолжить данную работу по следующим основным направлениям:

- совершенствование и приближение к международным стандартам учета, бухгалтерской и финансовой отчетности банков;

- совершенствование системы обязательных нормативов путем повышения эффективности их регулирующего воздействия на уровень рисков кредитных организаций;

- развитие практики оценки рисков на консолидированной основе, в том числе путем включения операций с небанковскими организациями, входящими в состав банковских групп.

По-прежнему актуальным является совершенствование методики анализа финансового состояния как отдельных банков, так и банковской системы в целом. В связи с этим Банк России планирует уделить значительное внимание разработке показателей, ориентированных на выявление системных рисков банковской деятельности (так называемых макропруденциальных показателей финансовой стабильности).

Важную роль в решении задачи обеспечения финансовой устойчивости банковской системы должны сыграть меры по совершенствованию требований, предъявляемых на стадии лицензирования банковской деятельности. Особое внимание Банк России предполагает уделить анализу финансового положения учредителей (участников) кредитной организации и изучению возможного влияния взаимозависимости учредителей (участников) и их корпоративных групп на деятельность кредитных организаций. Более пристально Банк России намерен отслеживать структуру реальных владельцев кредитных организаций, способность кредитных организаций выполнять пруденциальные нормы деятельности после реорганизационных процедур, более строго оценивать качество управления банком.

Значительное внимание будет уделено продолжению работы по выведению с рынка банковских услуг нежизнеспособных банков, чье присутствие на рынке отрицательно сказывается на доверии кредиторов и инвесторов к банковской системе. Будет активизирована и работа по ликвидации банков с отозванной лицензией.

Одной из важных задач по развитию банковской системы Банк России считает укрепление рыночной дисциплины. В этих целях Банк России намерен усилить контроль за отражением в учете и отчетности реального положения дел в кредитных организациях. Фактором повышения эффективности данной работы является законодательное предоставление Банку России права производить переоценку активов и обязательств кредитных организаций, а также корректировку величины собственных средств (капитала) кредитных организаций.

Другим фактором укрепления рыночной дисциплины является повышение транспарентности банковской деятельности через расширение перечня и повышение регулярности публикаций банками информации о своем состоянии. Для решения этой задачи необходимо дополнить действующее законодательство требованиями ежеквартальной публикации в печати балансов и финансовых результатов банков, а также таких ключевых финансовых показателей, как коэффициенты достаточности капитала и величина резервов на покрытие сомнительных активов. Кроме того, предполагается обязать кредитные организации, являющиеся головными в составе банковских групп, ежегодно публиковать консолидированный балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках.

Финансовый рынок

Создание условий для стабильной и сбалансированной работы российского финансового рынка является важным направлением экономической политики на 2001 год. Выполнение этой задачи, в частности, будет способствовать эффективному проведению денежно - кредитной политики и дальнейшей нормализации работы банковской системы. В рамках своей компетенции Банк России будет направлять свои усилия на:

- расширение использования рыночных инструментов в оперативном регулировании банковской ликвидности;

- совершенствование нормативной и инфраструктурной базы рынка, обеспечивающее использование более широкого набора инструментов.

Недостаточные по сравнению с потребностями растущей реальной экономики масштабы финансового рынка требуют усиления роли Банка России и как непосредственного участника межбанковских операций, и как органа контроля за банками.

Любое серьезное изменение конъюнктуры валютного рынка резко меняет соотношение привлекательности рублевых и валютных инструментов и переориентирует финансовые потоки. В связи с этим задаче поддержания стабильности валютного рынка придается огромное значение. Стабильность валютного рынка будет обеспечиваться путем проведения политики плавающего валютного курса, предполагающей сглаживание и повышение предсказуемости динамики обменного курса рубля, а также последовательного и эффективного контроля за оттоком капитала из страны. Среднесрочные прогнозы профицита текущего счета платежного баланса подтверждают наличие макроэкономических предпосылок для превышения предложения иностранной валюты над спросом и стабильности валютного рынка.

Решению проблемы развития краткосрочных инструментов на рынке внутреннего долга будет способствовать реализация разработанной Минфином России совместно с Банком России программы выпуска стрипов - купонов по уже существующим ОФЗ, которые обращались бы отдельно от основной облигации.

Растущий интерес к российским ценным бумагам со стороны иностранных инвесторов, вызванный позитивными сдвигами в российской экономике и на финансовом рынке, повышает значимость задачи построения эффективной системы контроля за движением иностранного капитала. Такая система должна обеспечивать возможность сглаживания резкого притока капитала в форме портфельных инвестиций и, соответственно, недопущения крупного оттока средств в будущем. Жесткость ограничений должна обеспечивать передвижение через границу такого объема капитала и в таких формах, чтобы это не вызывало резких колебаний конъюнктуры внутреннего финансового рынка.

Перспективным направлением стимулирования притока на рынок государственных ценных бумаг средств мелких инвесторов, в том числе населения, является развитие программы выпуска ОГСЗ, индексируемых по инфляции. Вложение средств населения в государственные ценные бумаги позволит увеличить объемы рынка, стабилизировать его конъюнктуру, поскольку население обычно выполняет роль консервативного инвестора, держащего облигации до погашения, а также ограничить объемы приобретения населением наличной иностранной валюты как формы сбережений.

В 2001 году будет продолжена работа по развитию инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг, которая будет направлена на повышение стабильности рынка путем предотвращения недобросовестной конкуренции среди участников и связанных с ней значительных необоснованных колебаний цен.

В рамках существующей рыночной инфраструктуры расширение возможностей обращения уже реально представленных на рынке инструментов (например, муниципальных и субфедеральных ценных бумаг, а также корпоративных ценных бумаг) благодаря повышению их ликвидности, а также в связи с улучшением финансового состояния многих предприятий будет способствовать активизации рынков.

В условиях постепенного исчерпания такого ресурса экономического роста, как использование незагруженных производственных мощностей, и необходимости масштабных производственных инвестиций особую роль приобретает рынок корпоративных ценных бумаг, который может подняться на качественно новый уровень. Необходимым условием для этого является выход на рынок эмитентов с надежной репутацией и прозрачной финансовой отчетностью, предлагающих малорисковые инструменты, поскольку техническая и законодательная базы работы рынка уже достаточно развиты.

С учетом уроков финансового кризиса для финансовых институтов на современном этапе и в перспективе более привлекательными представляются инструменты, имеющие меньший риск, нежели высокую доходность. Существует потребность и в инструментах управления рисками, в том числе различных фьючерсных и опционных контрактах, рынки которых нуждаются в более совершенной законодательной и нормативной базах.

Банк России считает, что новым перспективным элементом фондового рынка может стать возникающий рынок ценных бумаг, обеспеченных ипотекой. Программы ипотечного кредитования и потребительских кредитов для населения рассматриваются как способ активизации совокупного спроса, создания дополнительных импульсов экономического роста. В условиях повышения доходов населения, в том числе продекларированных доходов, может возрасти спрос на ипотечные кредиты. Это повышает актуальность работы законодательных органов власти и Правительства Российской Федерации по развитию правовой базы для выпуска и обращения ценных бумаг, оформляющих ипотечное кредитование, включая ипотечные банковские облигации, как основу вторичного рынка ипотечных ценных бумаг.

Развитие других институтов системы финансового посредничества

Повышение эффективности функций финансового посредничества вызывает необходимость не только в дальнейшем развитии и совершенствовании банковской системы, но и в формировании и развитии других институтов финансового посредничества на основе принципа многообразия форм финансовых институтов.

Проведение структурных реформ российской экономики обусловливает потребность в масштабных инвестициях, требует принятия адекватных и эффективных мер, корректирующих нынешнюю ситуацию. В связи с этим принципиально важным представляется решение вопросов о целесообразности активизации работы специализированных финансовых институтов с участием государства, которые по функциональному признаку можно объединить термином "институты развития". В рамках формирования долгосрочной стратегии экономического развития страны должен быть определен ограниченный ряд приоритетных направлений. Деятельность институтов развития целесообразно ориентировать в первую очередь на реализацию проектов в рамках приоритетных направлений, создающих мультипликативный эффект в смежных отраслях. При этом создание и функционирование институтов развития должно быть свободно от политического давления или вмешательства.

Активизация экономического роста усиливает заинтересованность отечественных предприятий в привлечении инвестиционных ресурсов через размещение на фондовом рынке корпоративных ценных бумаг. Определенную роль в этом могут сыграть крупные российские инвестиционные компании. Их появление на национальном фондовом рынке способно изменить нынешнюю ситуацию, при которой этот рынок в значительной мере пока является источником получения спекулятивного дохода для его участников, а не инструментом непосредственного привлечения инвестиций в нефинансовый сектор экономики.

Потенциальными источниками долгосрочных ресурсов, мобилизуемых для финансирования проектов развития, могут стать институциональные инвесторы - страховые компании, паевые инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды. Существенным преимуществом использования страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов как финансовых посредников в процессе транформации сбережений в инвестиции является определенная предсказуемость предстоящих выплат, поэтому эти финансовые институты, возможно, более, чем какие-либо другие, склонны осуществлять инвестирование в долгосрочные ценные бумаги.

Задача финансирования экономического роста в России требует не только поиска долгосрочных источников для инвестиционной деятельности, но и создания механизмов, обеспечивающих заемщикам незатрудненный доступ к краткосрочным заемным ресурсам. Существенной активизации денежного рынка будет способствовать приход на него средств мелких инвесторов, прежде всего населения. Одним из путей привлечения сбережений населения на денежный рынок могло бы стать развитие институциональной инфраструктуры денежного рынка, в частности, в перспективе органичным элементом этой инфраструктуры станут паевые (взаимные) фонды денежного рынка, способные формировать пулы денежных средств населения и размещать их в краткосрочные финансовые инструменты.

Существующие паевые инвестиционные фонды также имеют перспективы развития. Посредством их мелкий инвестор получает возможность инвестирования своих средств на фондовом рынке. Таким образом, паевые инвестиционные фонды формируют свои ресурсы за счет продажи населению паев, а привлеченные средства направляют на приобретение разнообразных акций и облигаций. Положительной стороной такого рода инвестиционных посредников является диверсификация портфеля ценных бумаг, недоступная индивидуальному инвестору.

Одним из элементов системы финансовых институтов, ориентированных на финансирование разработок новых перспективных товаров и технологий, могут стать фонды венчурного капитала, особенностью которых является готовность к финансовой поддержке проектов, с одной стороны, обещающих высокие доходы, но с другой - связанных со значительным риском.

Для финансовых посредников важность задач принятия на себя и перераспределения рисков определяется тем, что эффективность денежно - кредитной политики зависит от их уровня и динамики, поскольку они закладываются в цену финансовых инструментов.

С учетом важности проблемы перераспределения рисков их уровень должен быть оптимизирован как в разрезе конкретного вида риска, так и с точки зрения их объективной взаимосвязи и взаимозависимости. Основными направлениями оптимизации уровня всех видов рисков кредитных организаций будет являться дальнейшая работа по их снижению и диверсификации. Для этой цели необходимо:

а) развитие адекватной нормативно - правовой базы, обеспечивающей снижение уровня правового риска;

б) принятие Правительством Российской Федерации мер, направленных на повышение заинтересованности финансовых институтов в кредитовании экономики, продолжение работы по реструктуризации и рекапитализации предприятий реального сектора с целью снижения риска невозврата средств, а следовательно, и инвестиционного риска;

в) проведение целенаправленной работы по обеспечению более высокой степени сбалансированности привлеченных и размещенных средств по срокам с целью снижения риска потери ликвидности.

Важным фактором, препятствующим снижению рисков в деятельности финансовых посредников, является уровень транспарентности и достоверности информации о финансовом состоянии как самих финансовых институтов, так и их клиентов и контрагентов. Без введения в полном объеме международных стандартов финансовой отчетности нельзя считать, что участники рынка владеют адекватными данными для принятия обоснованных экономических решений.

Достижение цели повышения эффективности системы финансового посредничества потребует осуществления целого ряда мер инфраструктурного характера. Одним из основных направлений этой работы должно стать формирование более прозрачной и прогнозируемой ситуации в различных секторах экономики, что будет способствовать снижению уровня неопределенности и расширению возможностей по управлению рисками. Для этого необходимо уделить внимание вопросам формирования на российском рынке таких институтов, как кредитные бюро, рейтинговые агентства.

Основными способами оптимизации уровня рисков посредством их диверсификации могут являться:

а) предоставление синдицированных кредитов;

б) страхование инвестиционных и кредитных рисков, с помощью которого кредитные и портфельные риски диверсифицируются между кредитными организациями и страховыми компаниями;

в) хеджирование портфельных рисков путем создания компенсирующей позиции для каждой конкретной рисковой операции;

д) форфейтирование валютных и портфельных рисков, когда форфейтер берет на себя все риски экспортера без права регресса.

  • Главная
  • "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2001 ГОД" (утв. ЦБ РФ 05.01.2001)