в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 27.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТА ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ" (утв. ФЭК РФ 16.04.97)
отменен/утратил силу Редакция от 16.04.1997 Подробная информация
"МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТА ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ" (утв. ФЭК РФ 16.04.97)

I. Общие положения

1. Настоящие "Методические указания о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке" (далее - Методические указания) утверждены во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.97 N 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию".

2. Методические указания определяют методические вопросы ценообразования на потребительском рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности), устанавливают порядок расчета, введения в действие тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность), отпускаемую потребителям, и являются обязательными для исполнения всеми региональными энергетическими комиссиями и коммерческими организациями (включая потребителей - перепродавцов), осуществляющими поставку потребителям электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).

3. Понятия, используемые в Методических указаниях, означают следующее:

ценообразование - формирование органами исполнительной власти и коммерческими организациями тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги);

рыночная цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке без государственного воздействия на эту цену;

регулируемая цена - цена товара (тариф), складывающаяся на товарном рынке при прямом государственном воздействии на эту цену, в том числе путем установления ее предельной или фиксированной величины;

тарифы на электрическую и тепловую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность);

размер платы за услуги - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за услуги, предоставляемые на оптовом и потребительском рынках;

регулируемая деятельность - деятельность в сфере производства, передачи и распределения электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности), подлежащая государственному регулированию в соответствии с Федеральным закономгосударственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации";

период регулирования - временной интервал (квартал, полугодие, год), принимаемый для расчетов показателей, включаемых в предложения по установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги);

энергоснабжающая организация - коммерческая организация независимо от организационно - правовой формы, осуществляющая в обслуживаемом регионе продажу потребителям произведенной и (или) купленной электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности);

избыточная энергоснабжающая организация - энергоснабжающая организация, собственное производство электрической энергии (мощности) которой превышает объем потребления в обслуживаемом регионе;

дефицитная энергоснабжающая организация - энергоснабжающая организация, собственное производство электрической энергии (мощности) которой не обеспечивает объем потребления в обслуживаемом регионе;

регион - территория, на которой обязанности и права по поставкам (продаже) потребителям электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) закреплены за соответствующей энергоснабжающей организацией;

акционерное общество энергетики и электрификации (АО-энерго) - энергоснабжающая организация в форме акционерного общества открытого типа;

РАО "ЕЭС России" - Российское акционерное общество энергетики и электрифицикации, созданное на основании Указа Президента Российской Федерации от 15.08.92 N 923;

производитель энергии - коммерческая организация независимо от организационно - правовой формы, осуществляющая производство и продажу электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности) на оптовый или потребительский рынок для дальнейшей переработки, транспортировки, распределения и продажи потребителям;

потребитель - физическое или юридическое лицо, пользующееся электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью);

оптовый рынок (ФОРЭМ) - федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) (сфера купли - продажи электрической энергии (мощности), осуществляемой его субъектами в пределах Единой энергетической системы России);

субъекты оптового рынка - юридические лица, осуществляющие куплю - продажу электрической энергии (мощности) и (или) предоставляющие услуги на оптовом рынке;

потребительский рынок - сфера купли - продажи энергоснабжающими организациями и потребителями электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности);

Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации - (далее - Федеральная комиссия) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование тарифов по вопросам, отнесенным к ее полномочиям в соответствии с Федеральными законами "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "О естественных монополиях" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

региональная энергетическая комиссия субъекта Российской Федерации (далее - Региональная комиссия) - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий, исходя из основ ценообразования, установленных Правительством Российской Федерации, государственное регулирование тарифов по вопросам, отнесенным к ее полномочиям в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации";

потребитель - перепродавец - организация, приобретающая электрическую энергию (мощность) и (или) тепловую энергию (мощность) как для собственного потребления, так и для осуществления регулируемой деятельности - энергоснабжения других потребителей, осуществляемого на основании лицензии, полученной в установленном порядке.

4. На территории Российской Федерации поставки электрической и тепловой энергии всем потребителям и оказание услуг на потребительском рынке электроэнергии и мощности осуществляются по тарифам (нормативам), утвержденным в соответствии с Закономгосударственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основами ценообразования, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, и Методическими указаниями, утвержденными Федеральной комиссией.

5. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) и тарифов на услуги, оказываемые на указанном рынке.

6. Регулирование тарифов на электрическую энергию и тепловую энергию производится по инициативе энергоснабжающей организации или по инициативе регулирующего органа.

7. Энергоснабжающая организация имеет право обратиться в Региональную комиссию с просьбой о пересмотре тарифов на электрическую и тепловую энергию при наличии хотя бы одного из следующих условий:

изменение затрат на производство и передачу электрической и тепловой энергии более чем на 2 процента, вызванное изменением баланса электрической энергии и мощности, ростом цен на топливо, оборудование, другие материальные ресурсы или пересмотром условий тарифного соглашения по заработной плате;

изменения перечня и размера установленных нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обязательных отчислений и платежей;

изменение процентной ставки Центрального банка Российской Федерации и коммерческих банков по долгосрочным кредитам на внутреннем рынке более чем на 3 процента;

наступление событий, появление которых было маловероятно и которые оказали существенное воздействие на состояние энергоснабжающей организации (форс - мажорные обстоятельства).

8. Регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию по инициативе Региональной комиссии осуществляется в следующем порядке:

Региональная комиссия при наличии одного или нескольких условий, перечисленных в пункте 7 настоящих Методических указаний, может выдать энергоснабжающей организации предписание представить в месячный срок предложения по установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги).

Внесение предложений, их рассмотрение и принятие решений осуществляется в соответствии с разделами II и III "Порядка утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. N 121.

В случае если энергоснабжающая организация, осуществляющая деятельность на потребительском рынке, не представила в установленный срок предложения, Региональная комиссия может самостоятельно подготовить предложения в соответствии с настоящими Методическими указаниями и представить их в Федеральную комиссию на рассмотрение в качестве разногласий при государственном регулировании тарифов.

Федеральная комиссия рассматривает предложения и принимает решение об уровне тарифов и сроках их введения в соответствии с "Порядком утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. N 121 и порядком рассмотрения разногласий при обращении в Комиссию, установленным Правительством Российской Федерации.

9. Процедура рассмотрения, утверждения и применения тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) устанавливается в соответствии с "Порядком утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. N 121.

10. Региональные комиссии в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за экономическую обоснованность величин утверждаемых ими тарифов (нормативов), за своевременность их введения, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.

11. Основой расчетов по обоснованию и регулированию тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) является баланс электрической энергии (мощности) энергоснабжающей организации, разработанный исходя из утвержденного Федеральной комиссией баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам ФОРЭМ (баланс электроэнергии и мощности ФОРЭМ).

Утвержденный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергосистемы России по субъектам ФОРЭМ является обязательным при установлении региональными энергетическими комиссиями тарифов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность).

12. Тарифы на электрическую энергию (мощность) дифференцируются по категориям (группам) потребителей исходя из:

соответствия устанавливаемых для различных категорий потребителей тарифов реальным затратам энергоснабжающих организаций по производству, передаче и распределению электрической энергии для конкретной категории (группы) потребителей;

равноприбыльности энергоснабжения различных категорий потребителей;

в качестве основного фактора дифференциации принимается уровень напряжения в точке подключения потребителя к электрической сети энергоснабжающей организации; кроме этого, учитывается режим использования потребителями различных категорий заявленной максимальной электрической мощности (значения плотности индивидуальных графиков нагрузки потребителей);

13. До утверждения Федеральной комиссией (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. N 121) "Порядка применения тарифов на электрическую и тепловую энергию", включающего в себя классификацию потребителей по категориям (группам) и особенности применения тарифов и расчетов за потребленную электрическую и тепловую энергию использовать:

а) три категории потребителей электрической энергии (мощности):

потребители, получающие электрическую энергию (мощность) от энергоснабжающей организации на высоком напряжении - 110 кВ (60 кВ) и выше;

потребители, получающие электрическую энергию (мощность) от энергоснабжающей организации на среднем напряжении - 35 - 6 кВ;

потребители, получающие электрическую энергию (мощность) от энергоснабжающей организации на низком напряжении - 0,4 кВ (и ниже);

б) распределение потребителей электрической и тепловой энергии по группам - в соответствии с утвержденной в установленном порядке формой отраслевой статистической отчетности N 46-эс "Полезный отпуск электрической и тепловой энергии".

14. В процессе рассмотрения и утверждения тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) энергоснабжающая организация представляет на рассмотрение РЭК предложения по утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию, включая:

определение (экономическое обоснование) общей потребности в финансовых средствах (себестоимости и прибыли) по регулируемым видам деятельности на период регулирования;

определение видов и объемов продукции (услуг) в натуральном выражении, поставляемых энергоснабжающей организацией потребителям по регулируемой деятельности;

распределение общей потребности в финансовых средствах (себестоимости и прибыли) между видами продукции по регулируемой деятельности;

расчет тарифов (размера платы за услуги): среднего по энергоснабжающей организации и по категориям (группам) потребителей.

По результатам рассмотрения представленных энергоснабжающей организацией материалов Региональная комиссия утверждает тарифы на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) по категориям (группам) потребителей региона, обслуживаемого данной энергоснабжающей организацией.

15. Экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах (себестоимости и прибыли) энергоснабжающих организаций по регулируемым видам деятельности производится ими исходя из действующих норм и нормативов расходования топлива, основных и вспомогательных материалов для эксплуатационных и ремонтных нужд и прогнозируемых цен и тарифов.

Расчет средств, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), производится по следующим составляющим затрат:

а) сырье, основные и вспомогательные материалы, запасные части для ремонта оборудования - исходя из действующих норм и прогнозируемых на период регулирования цен на сырье и материалы;

б) работы и услуги производственного характера - исходя из необходимости проведения регламентных (ремонтных и других) работ и цен и тарифов на указанные работы и услуги, прогнозируемых на период регулирования;

в) топливо на технологические цели при производстве электрической и тепловой энергии:

для тепловых электростанций - на основании норм удельных расходов топлива при производстве электрической и тепловой энергии (рассчитываются на базе утвержденных в установленном порядке нормативных характеристик энергетического (генерирующего) оборудования и планируемого режима работы оборудования на период регулирования), прогнозируемых цен на топливо и тарифов на его перевозку;

г) топливо всех видов на иные технологические цели (отопление зданий, обслуживание производства транспортом предприятия и т.п.) - исходя из действующих норм и цен, прогнозируемых на период регулирования;

д) покупная энергия всех видов:

электрическая энергия (мощность), приобретенная на оптовом рынке и (или) от других производителей для дальнейшей переработки, транспортировки, распределения и продажи потребителям, а также на технологические цели, - исходя из утвержденных в установленном порядке баланса электрической энергии и мощности и тарифов на электрическую энергию; тепловая энергия (мощность) от сторонних производителей тепла - исходя из планируемых объемов потребления и тарифов, прогнозируемых на период регулирования;

электрическая и тепловая энергия, приобретенная на хозяйственные (производственные) нужды, - исходя из нормативных (расчетных) объемов потребления и тарифов, прогнозируемых на период регулирования;

е) затраты на оплату труда персонала, занятого в регулируемой (основной) деятельности, - в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями;

ж) отчисления на социальные нужды (на социальное страхование, в фонд занятости, на обязательное медицинское страхование, в пенсионный фонд и другие отчисления, предусмотренные действующим законодательством) - в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации;

з) амортизация основных фондов - по нормам амортизационных отчислений, утвержденным в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке;

и) прочие затраты, в том числе:

целевые средства организаций, формируемые энергоснабжающими организациями и производителями энергии, в т.ч. средства на проведение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ - в размере 1,5 процента себестоимости продукции (работ, услуг) для финансирования работ по научно - техническому развитию, инвестиционные и страховые средства - в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду - в соответствии с действующими экологическими нормативами;

уплата процентов по полученным кредитам и по бюджетным ссудам (в том числе на создание сезонных запасов топлива) - в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке;

затраты на подготовку и переподготовку кадров (в части, относимой на себестоимость) - в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке;

амортизация по нематериальным активам - в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

абонентная плата за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России и плата за иные услуги, предоставляемые на оптовом рынке, - в соответствии с утвержденным Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации размером;

отчисления в ремонтный фонд (в случае его формирования) - на основе норм и программ проведения ремонтных работ и норм расходования материальных и трудовых ресурсов и прогнозируемых на период регулирования цен;

непроизводственные расходы (налоги и другие обязательные сборы, отчисления и платежи), относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), - в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

финансирование работ по конверсии оборонных производств на особо опасных объектах в размере 3 процентов себестоимости реализуемой продукции (для организации атомной энергетики, включенных в перечень особо опасных объектов);

финансирование мероприятий по социальной защите населения, проживающего на прилегающих к особо опасным объектам территориях, а также по развитию соответствующей социальной инфраструктуры - в размере 1 процента себестоимости реализуемой продукции (для организаций атомной энергетики, включенных в перечень особо опасных объектов);

другие затраты, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), - исходя из нормативных правовых актов Российской Федерации.

Расчет средств, расходуемых из прибыли, производится по следующим составляющим:

а) развитие производства, в том числе на капитальные вложения, - исходя из программы производственного развития, согласованной в установленном порядке;

б) социальное развитие, включая капитальные вложения и образование фонда потребления, - исходя из программы социального развития, согласованной с регулирующим органом;

в) дивиденды по акциям - с учетом развития производства, состояния фондового рынка и уровнем дивидендов в отраслях со схожими видами деятельности;

г) налоги, уплачиваемые за счет прибыли, - в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

д) расходы на прочие цели, включая платежи за превышение предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, уплату процентов по полученным кредитам и по бюджетным ссудам в части, относимой на прибыль, отчисления из прибыли в резервные и другие фонды, а также отчисления из прибыли на другие цели - в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Расчет потребности энергоснабжающих организаций в финансовых средствах на производственное, научно - техническое и социальное развитие производится с учетом всех источников финансирования на основании принятых в установленном порядке схем развития и инвестиционных программ.

Недостаток (избыток) средств энергоснабжающих организаций, возникший по независящим от них причинам в предшествующий период регулирования и выявленный на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности субъекта регулирования, учитывается Региональной комиссией при установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию.

16. Виды и объемы продукции (услуг) в натуральном выражении, поставляемые энергоснабжающими организациями, определяются на основании утвержденных и согласованных в установленном Федеральной комиссией порядке балансов электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).

17. Распределение общей потребности в финансовых средствах энергоснабжающей организации производится между всеми видами продукции (услуг).

Общая потребность в финансовых средствах распределяется между электрической энергией (мощностью), тепловой энергией (мощностью) и услугами в соответствии с калькуляцией себестоимости продукции. Калькулирование себестоимости электрической и тепловой энергии осуществляется на основании "Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии", утвержденной Минэнерго СССР 18.03.70 (до утверждения Федеральной комиссией новой редакции).

Распределение расхода топлива тепловых электростанций между электрической и тепловой энергией, осуществляемое в процессе калькулирования себестоимости электрической и тепловой энергии проводится в соответствии с "Методическими указаниями по составлению отчета электростанции и акционерного общества энергетики и электрификации о тепловой экономичности оборудования", СПО ОРГРЭС, 1995 г. (РД 34.08.552-95).

18. При расчете тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), отпускаемую потребителям, в калькуляции себестоимости энергии выделяется 40% от стоимости покупной энергии, относимой к условно - постоянным затратам и 60% - к переменным составляющим затрат. При расчетах за покупную энергию по двухставочным тарифам, в расчет условно - постоянных затрат энергоснабжающей организации включаются затраты на покупку мощности (по ставке тарифа на мощность), и в расчет переменных составляющих затрат включаются затраты на покупку энергии (по ставке тарифа на электрическую (тепловую) энергию).

19. При расчетах тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), отпускаемую энергоснабжающими организациями другим энергоснабжающим организациям, приобретающим электрическую и тепловую энергию для перепродажи (потребителям - перепродавцам), последние рассматриваются в качестве потребителей с установлением для них тарифов на электрическую и тепловую энергию на общих с другими потребителями основаниях исходя из диапазонов напряжений, на которых они получают энергию.

  • Главная
  • "МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТА ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ" (утв. ФЭК РФ 16.04.97)