Последнее обновление: 06.04.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- ПРИКАЗ ФФОМС от 19.01.94 N 3 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ В ФОНДАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ"

I. Общие положения
1. Настоящими методическими указаниями устанавливается порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в фондах обязательного медицинского страхования (Федеральном и территориальных фондах обязательного медицинского страхования, филиалах последних и т.д.).
Фондами обязательного медицинского страхования обеспечивается аккумулирование страховых взносов (платежей). Совместно с налоговыми органами осуществляется контроль за своевременным и полным поступлением указанных взносов на счета Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Совместно с органами здравоохранения определяется направление расходования средств, перечисляемых из соответствующих бюджетов, страховых взносов и других источников на цели обязательного медицинского страхования и осуществляется контроль за их использованием.
Средства фондов обязательного медицинского страхования направляются на финансирование медицинской помощи населению в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Распорядителем средств в фондах обязательного медицинского страхования является исполнительный директор, назначаемый Администрацией субъекта Федерации.
На исполнительного директора возложена ответственность за правильное расходование и сохранность средств фонда.
Документы на расходование средств подписываются исполнительным директором и главным бухгалтером фонда обязательного медицинского страхования или их заместителями.
2. Главный бухгалтер фонда обязательного медицинского страхования в своей работе руководствуется "Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации", утвержденным приказом Министра финансов Российской Федерации от 20.03.93 г. N 10, дополнениями и изменениями к нему.
Бухгалтерский учет исполнения смет учреждений, фондов, независимо от источников финансирования, ведется на едином балансе по нижеприведенному плану счетов.
План счетов бухгалтерского учета в системе обязательного медицинского страхования
3. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в фонде несет исполнительный директор, который обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и службами, работниками фонда, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.
4. В обязанности бухгалтерских служб входит:
- обеспечение правильной организации бухгалтерского учета в соответствии с действующими инструкциями и отдельными указаниями;
- осуществление контроля за своевременным и правильным оформлением и законностью совершаемых операций;
- контроль за правильным, экономным и целевым расходованием внебюджетных и иных средств по утвержденным сметам с учетом внесенных в установленном порядке изменений, а также за сохранностью денежных средств и материальных ценностей;
- своевременное финансирование фондов и их филиалов, ведущих учет самостоятельно, а также контроль за исполнением ими смет и правильной постановкой бухгалтерского учета;
- учет операций по внебюджетным средствам;
- участие в проведении инвентаризации денежных средств, расчетов, а также материальных ценностей, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете;
- инструктирование материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;
- широкое применение современных средств вычислительной техники при выполнении учетно-вычислительных работ;
- составление и предоставление в установленные сроки бухгалтерской отчетности;
- составление и согласование с руководителем фонда (при отсутствии плановых отделов или других аналогичных структурных подразделений) смет и расчетов к ним;
- осуществление контроля за сохранностью основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и других материальных ценностей и денежных средств в местах их хранения и эксплуатации;
- систематическое выполнение положений, инструкций, методических указаний по вопросам учета и отчетности, других нормативных документов, относящихся к компетенции бухгалтерских служб;
- хранение бухгалтерских документов, регистров учета, смет, расчетов к ним, других документов, а также сдача их в архив в установленном порядке.
5. Главный бухгалтер разрабатывает служебные обязанности работников бухгалтерии с тем, чтобы каждый работник знал свои обязанности и нес ответственность за их выполнение.
Распределение служебных обязанностей в бухгалтерии производится по функциональному признаку, т.е. за каждой группой работников или отдельным работником закрепляется определенный участок. Все подразделения, входящие в состав фонда, обязаны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы: выписки из приказов и распоряжений, сметы, договоры, нормативы и т.д.
Требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления в бухгалтерию необходимых документов и информации являются обязательными для всех работников подразделений и служб фонда.
6. Все банковские документы (чеки и платежные поручения), а также приходные, расходные кассовые ордера и расчетно-платежные ведомости на заработную плату по срокам и суммам выплат из кассы подписываются исполнительным директором фонда или его заместителем. Документы без подписи исполнительного директора (его заместителя) и главного бухгалтера (его заместителя) считаются недействительными и не принимаются к исполнению.
Приходные кассовые ордера действительны при наличии подписи главного бухгалтера или его заместителя и кассира. Основанием для отражения операций в учетных регистрах являются надлежаще оформленные первичные документы. Первичные документы должны составляться своевременно в момент совершения операций и содержать достоверные данные. Первичные документы для придания им юридической силы должны иметь следующие реквизиты: наименование документа (формы), код формы, дату составления, содержание хозяйственной операции, измерители в количественном и стоимостном выражении, наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.
Записи в первичных документах производятся чернилами, пастой шариковой ручки, химическими карандашами или на пишущей машинке или других средствах. Свободные строки - прочеркиваются. Как в тексте, так и в цифровых данных подчистка и неоговоренные исправления не допускаются. Ошибки исправляются зачеркиванием тонкой чертой неправильного текста или суммы с надписанием над зачеркнутым правильного текста или суммы. При исправлении ошибки на полях в первичном документе должна быть сделана пометка "исправлено" и подтверждено подписями лиц, подписавшими документ, с указанием даты исправления.
7. В банковских и кассовых документах исправления не допускаются. Документы должны создаваться на бланках типовых форм, а также на бланках специализированных форм, разработанных и утвержденных министерствами, ведомствами и фондами обязательного медицинского страхования.
8. Поступившие в бухгалтерию первичные документы обязательно подвергаются проверке как по форме (полнота и правильность оформления первичных документов, заполнения реквизитов), так и по содержанию (заполняемость документируемых операций, логическая увязка отдельных показателей).
Материально-ответственные лица представляют первичные документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей при реестре сдачи документов формы 442.
С материально-ответственными лицами за хранение денежных средств и товарно-материальных ценностей заключается письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
9. Главному бухгалтеру учреждения запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер письменно сообщает исполнительному директору фонда. При получении от исполнительного директора письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету, главный бухгалтер исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет исполнительный директор фонда. За достоверность содержащихся в документах данных несут ответственность должностные лица, подписавшие эти документы.
10. При учете средств, находящихся на текущих счетах, применяются мемориальные ордера - накопительные ведомости ф.381 по каждому источнику средств с присвоением ими постоянных номеров. Мемориальные ордера нумеруются с начала месяца в последовательном порядке, начиная с номера один за каждый месяц в отдельности. Мемориальные номера подписываются главным бухгалтером или его заместителем.
Все мемориальные ордера регистрируются в книге "Журнал-главная" ф.308. Учет в этой книге ведется по субсчетам.
11. Книга "Журнал-главная" открывается записями сумм остатков на начало года в соответствии с балансом за истекший год. Записи в ней производятся по мере составления мемориальных ордеров. Сумма мемориального ордера записывается сначала в графу "Сумма по ордеру", а затем в дебет и кредит соответствующих субсчетов. Сумма оборотов за месяц по всем субсчетам как по дебету, так и по кредиту должна быть равна итогу графы "Сумма по ордеру". Второй строкой после оборотов за месяц выводится остаток на начало следующего месяца по каждому субсчету. В регистрах аналитического учета подсчитываются итоги оборотов за месяц и выводятся остатки по соответствующему субсчету на начало следующего месяца. Исправление ошибок, обнаруженных в записях бухгалтерского учета за текущий год, производится в следующем порядке:
а) обнаруженная ошибка за данный отчетный период до момента представления бухгалтерского отчета, не требующая изменения данных мемориального ордера, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и над зачеркнутым пишется исправленный текст и сумма. Одновременно на полях напротив зачеркнутой строки за подписью главного бухгалтера делается оговорка "исправлено";
б) обнаруженная ошибочная запись до момента представления бухгалтерского отчета, вызванная ошибкой в мемориальном ордере, в зависимости от ее характера исправляется дополнительным мемориальным ордером или по способу "Красное сторно". Точно так же исправляются ошибки во всех случаях, когда они обнаружены в записях бухгалтерского учета за тот отчетный период, за который отчет уже представлен. Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "Красное сторно" оформляются мемориальными ордерами, в которых помимо обычных реквизитов делается ссылка на номер и дату мемориального ордера, исправляемого данными мемориального ордера.
- Главная
- ПРИКАЗ ФФОМС от 19.01.94 N 3 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ В ФОНДАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ"