Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ ГТК РФ от 16.05.2001 N 442 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ПРАВИЛ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ"
Приказ
В целях упорядочения проведения таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые типовые правила таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (далее - Правила).
2. Начальникам таможен и таможенных постов обеспечить:
- внесение на основании Правил в месячный срок со дня подписания настоящего Приказа изменений в технологические схемы таможенного оформления и таможенного контроля с учетом конкретных условий деятельности отделов таможенного оформления и контроля, таможенных постов, в том числе и акцизных;
- применение при проведении таможенного оформления и таможенного контроля автоматизированных систем обработки информации, а также комплексных автоматизированных систем.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа осуществлять первому заместителю председателя ГТК России В.И. Мещерякову.
Председатель Комитета
генерал - полковник таможенной службы
М.В.ВАНИН
Приложение
к Приказу ГТК России
от 16.05.2001 N 442
1. В настоящих типовых правилах таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (далее - Правила), на основе принципа разделения таможенного контроля на документальный и фактический (таможенный досмотр) определены перечень и последовательность действий должностных лиц таможенных органов, являющихся сотрудниками отделов таможенного оформления и таможенного контроля таможенных органов Российской Федерации или таможенных постов (далее - сотрудники), при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, за исключением товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности.
2. Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2397; 1996, N 1, ст. 4; 1997, N 30, ст. 3586; 1997, N 47, ст. 5341; 1999, N 7, ст. 879), Законом Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 23, ст. 821; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 32, ст. 3204, N 48, ст. 4567; 1996, N 1, ст. 4; 1997, N 6, ст. 709; 1999, N 7, ст. 879, N 18, ст. 2221), иными актами законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами, а также иными нормативными актами ГТК России.
3. Таможенное оформление и таможенный контроль осуществляют отделы таможенного оформления и таможенного контроля (ОТОТК) и таможенные посты (ТП) в местах их расположения и иных местах, определяемых законодательством о таможенном деле и нормативными актами ГТК России о местах таможенного оформления.
4. Основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим предшествуют предварительные операции.
II. Предварительные операции5. Целью предварительных операций является облегчение и ускорение производства основного таможенного оформления товаров и транспортных средств и их помещения под определенный таможенный режим.
При предварительном таможенном оформлении сотрудники осуществляют:
- прием уведомлений о пересечении таможенной границы при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации;
- прием уведомлений о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- оформление таких товаров в соответствии с правилами доставки товаров под таможенным контролем - в случае перевозки товаров под таможенным контролем;
- прием уведомлений о прибытии товаров и транспортных средств в места доставки;
- контроль за помещением товаров и транспортных средств на склады временного хранения и оформление такого помещения;
- прием документа, подтверждающего помещение товаров и транспортных средств на СВХ, либо краткой декларации;
- взятие проб и образцов товаров, контроль за взятием проб и образцов другими органами государственного контроля, а также лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями;
- контроль за соблюдением условий нахождения товаров и транспортных средств в местах доставки и на складах временного хранения и их учет;
- передачу оформленных документов и сведений сотрудникам, осуществляющим основное таможенное оформление, подготовку и передачу документов и сведений в соответствующие специализированные подразделения таможенного органа согласно установленному порядку <*>;
<*> Передача документов и сведений в специализированные подразделения таможенного органа непосредственно сотрудниками, ответственными за осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, на конкретных этапах таможенного оформления производится в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России, предусматривающими оперативный обмен информацией между различными подразделениями и таможенными органами Российской Федерации различных уровней.
Во всех иных случаях сведения, необходимые для работы специализированных подразделений, передаются после таможенного оформления через этап приема, регистрации и учета таможенных деклараций.
- иные операции, предусмотренные нормативными правовыми актами ГТК России и направленные на облегчение и ускорение производства основного таможенного оформления.
III. Основное таможенное оформление6. Целью основного таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.
Основное таможенное оформление товаров и транспортных средств включает следующие этапы:
а) прием, регистрация и учет таможенных деклараций;
б) контроль за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД России и страны происхождения, а также за соблюдением законодательства Российской Федерации, устанавливающего запреты и ограничения (статьи 19, 20, 21 и 130 Таможенного кодекса Российской Федерации) (далее - запреты и ограничения);
в) валютный контроль и контроль таможенной стоимости;
г) контроль таможенных платежей;
д) таможенный досмотр и выпуск.
7. На этапе приема, регистрации и учета таможенных деклараций проводится:
- проверка соблюдения условий, необходимых для принятия таможенной декларации, в том числе проверка соблюдения порядка проведения предварительных операций;
- прием таможенной декларации и других документов, подлежащих обязательному представлению таможенному органу, а также электронной копии таможенной декларации;
- регистрация таможенной декларации;
- общая проверка таможенной декларации и ее электронной копии на соответствие правилам заполнения согласно заявленному режиму, а также соответствия сведений в электронной копии таможенной декларации сведениям на бумажном носителе как в процессе приема таможенной декларации, так и после выпуска товаров и транспортных средств;
- сбор таможенных деклараций и прилагаемых к ним документов после завершения таможенного оформления и передача их в соответствующие структурные подразделения таможенного органа;
- учет таможенных деклараций, по которым таможенное оформление не завершено.
Сотрудник таможенного органа, осуществлявший первый этап, после завершения проверки таможенной декларации и ее электронной копии на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой "1" делает запись "Проверено", проставляет дату, время окончания проверки, подпись, оттиск личной номерной печати (ЛНП) и передает декларацию для дальнейшего оформления.
8. На этапе контроля за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД России и страны происхождения, а также за соблюдением законодательства Российской Федерации, устанавливающим запреты и ограничения (статьи 19, 20, 21 и 130 Таможенного кодекса Российской Федерации), проводится:
- контроль за достоверностью и достаточностью сведений, заявленных в таможенной декларации для целей идентификации товара, а также классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России;
- проверка правильности описания товара в таможенной декларации согласно установленным требованиям, соответствия этого описания характеристикам товара, представленного к таможенному оформлению, а также проверка количественных данных о товаре (количество мест, вес и пр.);
- контроль за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД России в случаях, отнесенных к компетенции ТП (ОТОТК);
- проверка документов по предварительной классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России в случаях осуществления уполномоченными таможенными органами предварительной классификации товаров, а также проверка соответствия заявленных сведений о товарах данным, содержащимся в документах о предварительной классификации товаров;
- контроль за достоверностью и достаточностью сведений, заявленных в таможенной декларации для определения страны происхождения товара и предоставления соответствующих тарифных льгот и преференций;
- проверка документов и сведений, подтверждающих происхождение товаров и предоставление в связи с этим тарифных льгот и преференций, в случаях, отнесенных к компетенции ТП (ОТОТК);
- проверка документов о предварительном решении о происхождении товаров, принятом уполномоченными таможенными органами, а также проверка соответствия заявленных сведений о товарах данным, содержащимся в документах о предварительном решении о происхождении товаров;
- контроль за достоверностью и полнотой сведений, заявленных в таможенной декларации, в целях соблюдения лицом, перемещающим товары, запретов и ограничений;
- проверка полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в реестр ГТК России;
- проверка наличия и правильности заполнения разрешений, лицензий, сертификатов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также сведений, подтверждающих прохождение ветеринарного, фитосанитарного и иных видов государственного контроля;
- контроль за соблюдением условий помещения товаров под соответствующий таможенный режим (за исключением определения таможенной стоимости и уплаты таможенных платежей);
- контроль за достоверностью и полнотой сведений, заявленных в таможенной декларации для других таможенных целей, за исключением сведений о таможенной стоимости, таможенных платежах и сведений, используемых для осуществления валютного контроля;
- проверка документов и сведений, необходимых для таможенного контроля, за исключением документов и сведений о таможенной стоимости, таможенных платежах и документов и сведений, необходимых для валютного контроля;
- передача в соответствии с устанавливаемым ГТК России порядком в специализированные подразделения таможенных органов <*> исходных сведений, необходимых для составления отчетности, а также информации, необходимой для контроля за правильностью определения происхождения товаров и их классификации в соответствии с ТН ВЭД России;
- передача согласно установленному порядку полного пакета предъявленных для таможенного оформления документов в специализированные подразделения таможенных органов для принятия решения в отношении соблюдения запретов и ограничений, происхождения товаров и их классификации в соответствии с ТН ВЭД России в случаях, определенных нормативными правовыми актами ГТК России <*>;
<*> Передача документов и сведений в специализированные подразделения таможенного органа непосредственно сотрудниками, ответственными за осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, на конкретных этапах таможенного оформления производится в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России, предусматривающими оперативный обмен информацией между различными подразделениями и таможенными органами Российской Федерации различных уровней.
Во всех иных случаях сведения, необходимые для работы специализированных подразделений, передаются после таможенного оформления через этап приема, регистрации и учета таможенных деклараций.
- принятие решения в отношении товаров на основании решений о применении запретов и ограничений, прав интеллектуальной собственности, о происхождении товаров и их классификации в соответствии с ТН ВЭД России, принятых соответствующими таможенными органами;
- подготовка и передача согласно установленному порядку в специализированные подразделения таможенного органа сведений о товарах и транспортных средствах и их выпуске в случае, если указанные подразделения в соответствии с правовыми актами ГТК России осуществляют централизованный контроль и учет товаров и транспортных средств.
Сотрудник таможенного органа после завершения контроля на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой "2" делает запись "Проверено", проставляет дату, время окончания проверки, подпись, оттиск ЛНП и передает декларацию для дальнейшего оформления.
9. На этапе валютного контроля и контроля таможенной стоимости проводится:
- проверка наличия всех документов, необходимых для целей валютного контроля;
- проверка соответствия условий внешнеторговых договоров и иных документов, на основании которых производится таможенное оформление, требованиям валютного законодательства Российской Федерации;
- проверка соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, информации, содержащейся в документах, представленных для осуществления валютного контроля;
- проверка правильности выбора декларантом метода оценки товаров в таможенных целях;
- проверка правильности заявления таможенной стоимости товаров в соответствии с выбранным методом определения таможенной стоимости и документами, ее подтверждающими, а также анализ документов, предъявленных декларантом для подтверждения заявленной им таможенной стоимости товаров, относительно их достоверности и достаточности, а также всех составляющих таможенной стоимости;
- сбор дополнительной информации (в том числе запрос дополнительных документов от декларанта), необходимой для выяснения обстоятельств сделки, повлиявших на ее цену, а также для подтверждения всех составляющих таможенной стоимости или для обоснования оценки товара по методам 2 - 6;
- корректировка таможенной стоимости и таможенных платежей в ходе таможенного оформления в случаях, отнесенных правовыми актами ГТК России к компетенции ТП (ОТОТК), и внесение соответствующих изменений в электронные копии таможенной декларации и декларации таможенной стоимости;
- временная (условная) оценка товара при отсутствии необходимого документального подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости и (или) ее составляющих, соответствующая корректировка таможенной стоимости и таможенных платежей;
- представление в соответствии с устанавливаемым ГТК России порядком в специализированные подразделения таможенных органов <*> исходных сведений, необходимых для составления отчетности по таможенной стоимости товаров, а также информации, необходимой для контроля за правильностью решений о таможенной стоимости товаров;
- передача согласно установленному порядку полного пакета предъявленных к таможенному оформлению документов в специализированные подразделения таможенных органов для принятия решения относительно таможенной стоимости товаров и валютного контроля в случаях, определенных соответствующими нормативными правовыми актами ГТК России <*>;
<*> Передача документов и сведений в специализированные подразделения таможенного органа непосредственно сотрудниками, ответственными за осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, на конкретных этапах таможенного оформления производится в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России, предусматривающими оперативный обмен информацией между различными подразделениями и таможенными органами Российской Федерации различных уровней.
Во всех иных случаях сведения, необходимые для работы специализированных подразделений, передаются после таможенного оформления через этап приема, регистрации и учета таможенных деклараций.
- принятие решения о выполнении правовых актов ГТК России об осуществлении валютного контроля, принятых специализированным подразделением таможенного органа в пределах его компетенции;
- передача в подразделение по валютному контролю таможенного органа информации об обнаруженных нарушениях валютного законодательства, не входящих в компетенцию таможенных органов <*>.
<*> Передача документов и сведений в специализированные подразделения таможенного органа непосредственно сотрудниками, ответственными за осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, на конкретных этапах таможенного оформления производится в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России, предусматривающими оперативный обмен информацией между различными подразделениями и таможенными органами Российской Федерации различных уровней.
Во всех иных случаях сведения, необходимые для работы специализированных подразделений, передаются после таможенного оформления через этап приема, регистрации и учета таможенных деклараций.
Сотрудник таможенного органа после завершения контроля на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой "3" делает запись "Проверено", проставляет дату, время окончания проверки, подпись, оттиск ЛНП и передает декларацию для дальнейшего оформления.
10. На этапе контроля таможенных платежей проводится проверка:
- наличия у лица, ответственного за уплату таможенных платежей, задолженности по уплате таможенных платежей, процентов за использованную отсрочку или за рассрочку уплаты таможенных платежей по ранее произведенным поставкам, сумм штрафов при совершенных нарушениях таможенных правил, пеней за просрочку уплаты таможенных платежей;
- соблюдения декларантом установленных сроков подачи таможенной декларации (в случае нарушения сроков подачи таможенной декларации производится начисление пеней за просрочку уплаты таможенных платежей);
- правильности заполнения таможенной декларации и ее электронной копии, достаточности и достоверности заявленных в них сведений, влияющих на исчисление таможенных платежей;
- обоснованности заявленных тарифных и налоговых льгот и преференций, документов, определяющих заявленные льготы либо устанавливающих особый порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, при наличии соответствующих подтверждений подразделения таможенного органа, осуществляющего контроль и учет таможенных платежей;
(Предоставление тарифных и налоговых льгот или применение особого порядка уплаты таможенных платежей производится только при наличии соответствующего подтверждения указанного подразделения. Передача полного пакета предъявленных к таможенному оформлению документов в специализированное подразделение таможенного органа, осуществляющее контроль и учет таможенных платежей, для принятия решения о возможности предоставления тарифных и налоговых льгот или о применении особого порядка уплаты таможенных платежей осуществляется согласно порядку, определяемому соответствующими нормативными правовыми актами ГТК России.)
- соблюдения условий заявленного таможенного режима по уплате таможенных платежей либо обеспечения их уплаты;
- правильности исчисления таможенных платежей с составлением документа контроля таможенных платежей (далее - документ контроля);
- правильности уплаты таможенных платежей, в том числе заполнения реквизитов платежного документа об уплате таможенных платежей и наличия выписки банка плательщика из лицевого счета плательщика с отражением произведенного платежа, а также соответствие сумм, указанных в платежных документах по видам таможенных платежей, суммам, указанным в документе контроля;
- наличия решения соответствующих руководителей таможенного органа о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, а также наличия документа, подтверждающего обеспечение уплаты таможенных платежей, зарегистрированного в установленном порядке в специализированном подразделении таможенного органа, осуществляющем контроль и учет таможенных платежей;
- фактического поступления денежных средств на счет таможенного органа (через специализированное подразделение таможенного органа, осуществляющее контроль и учет таможенных платежей), если денежные средства должны были уже поступить на счета таможенного органа к моменту таможенного оформления, в случае их непоступления таможенная декларация остается на данном этапе.
Сотрудник таможенного органа также производит:
- начисление пеней за просрочку уплаты таможенных платежей в случае отсутствия подтверждения специализированного подразделения таможенного органа, осуществляющего контроль и учет таможенных платежей, о поступлении денежных средств, которые должны были уже поступить на счета таможенного органа к моменту таможенного оформления;
- подготовку и передачу согласно установленному порядку документов и сведений в соответствующее специализированное подразделение таможенного органа, если это подразделение на основании нормативных правовых актов ГТК России осуществляет централизованный учет таких сведений.
Сотрудник таможенного органа после завершения контроля на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой "4" делает запись "Проверено", проставляет дату, время окончания проверки, подпись, оттиск ЛНП и передает декларацию для дальнейшего оформления.
11. На этапе досмотра и выпуска проводится:
- проверка прохождения предыдущих этапов таможенного оформления и контроля;
- принятие решения о таможенном досмотре путем выдачи поручения по форме, устанавливаемой нормативными правовыми актами ГТК России;
- таможенный досмотр и фиксирование его результатов в акте таможенного досмотра по форме, устанавливаемой нормативными правовыми актами ГТК России;
- завершение таможенного оформления путем принятия решения о выпуске товаров и транспортных средств либо о невозможности их выпуска.
Решение о выпуске принимает начальник ТП (ОТОТК) либо сотрудник, им уполномоченный. Решение подтверждается путем проставления штампа "Выпуск разрешен" на таможенной декларации, а также на транспортном документе с указанием в его правом верхнем углу номера таможенной декларации. Штамп и номер заверяют оттиском ЛНП.
После выпуска таможенная декларация и прилагаемые к ней документы передаются на этап приема, регистрации и учета таможенных деклараций.
В случае проведения таможенного досмотра на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой "5" сотрудник, осуществлявший выпуск товара, делает запись "Досмотрено" с указанием результатов досмотра, названия и номера акта таможенного досмотра, ставит дату, подпись и оттиск ЛНП.
Решение о необходимости таможенного досмотра можно принимать и на предыдущих этапах таможенного оформления. В этом случае соответствующий сотрудник на оборотной стороне таможенной декларации делает запись "С досмотром", указывая краткое обоснование такого решения, и информирует об этом сотрудника, ответственного за выпуск, который и дает поручение на досмотр.
Таможенный досмотр проводят сотрудники отдела (отделения) таможенного досмотра ТП (ОТОТК), не участвующие в документальном контроле, за исключением случаев, предусмотренных правовыми актами ГТК России, либо случая принятия разового решения начальником ТП (ОТОТК).
Помимо таможенного досмотра сотрудники отдела (отделения) таможенного досмотра проводят:
- осмотр транспортных средств, помещений, а также других мест, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства;
- осмотр товара и его упаковки;
- идентификацию товаров, транспортных средств, помещений и других мест, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, путем использования таможенных средств идентификации;
- отдельные предварительные операции таможенного оформления.
После завершения таможенного досмотра иные документы и сведения, подтверждающие результаты досмотра, передаются сотруднику, ответственному за выпуск.
12. Изменение порядка проведения этапов основного таможенного оформления и (или) выполнение отдельных элементов указанных этапов при проведении предварительных операций таможенного оформления допускается при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенными постами "Центр таможенного оформления", а также в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами ГТК России.
IV. Меры, принимаемые при выявлении таможенных правонарушений13. Сотрудник таможенного органа в случае обнаружения нарушения таможенных правил (НТП), за исключением случаев нарушений, при которых допускается использование упрощенной формы применения взыскания за НТП, докладывает начальнику ТП (ОТОТК) и составляет протокол о НТП по форме, установленной нормативным правовым актом ГТК России.
При обнаружении признаков НТП, являющегося одновременно нарушением валютного законодательства, информация о нем немедленно передается в подразделение таможенного органа по валютному контролю.
14. При непосредственном обнаружении признаков НТП или при получении материалов, в которых имеются достаточные данные, указывающие на такие признаки, протокол о НТП оформляется немедленно, в случаях, требующих предварительной проверки поступившей информации, - в пределах сроков, установленных статьей 294 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В отдельных случаях при составлении протокола целесообразно проводить оперативную консультацию со специализированным подразделением таможенного органа.
15. Копия протокола о НТП вручается под расписку лицу, привлекаемому к ответственности за НТП, или высылается указанному лицу.
16. Сотрудник, составивший протокол о НТП, представляет его для регистрации в подразделение по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил таможенного органа <*>, которое осуществляет учет и регистрацию дел о НТП, заведенных ТП (ОТОТК), согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России.
<*> Передача документов и сведений в специализированные подразделения таможенного органа непосредственно сотрудниками, ответственными за осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, на конкретных этапах таможенного оформления производится в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России, предусматривающими оперативный обмен информацией между различными подразделениями и таможенными органами Российской Федерации различных уровней.
Во всех иных случаях сведения, необходимые для работы специализированных подразделений, передаются после таможенного оформления через этап приема, регистрации и учета таможенных деклараций.
17. Производство по делу о НТП может вести сотрудник, непосредственно обнаруживший правонарушение, если расследование не вызывает затруднений и не влияет на осуществление таможенного оформления других товаров и транспортных средств, в иных случаях по решению начальника таможенного органа (его заместителя) ведение производства по делу о НТП поручается сотрудникам подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил. При этом дело о НТП передается в указанное подразделение после производства не терпящих отлагательства процессуальных действий по закреплению доказательств о совершенном правонарушении, принятию мер по изъятию товаров, транспортных средств и иных предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, по обеспечению их сохранности и т.п.
На последующих стадиях производства и рассмотрения дела о НТП сотрудники, непосредственно обнаружившие правонарушение, могут привлекаться к участию в проведении конкретных процессуальных действий и к рассмотрению дела о НТП.
18. При использовании упрощенной формы применения взыскания за НТП дело о НТП не заводится, протокол о правонарушении не составляется, процессуальные действия не проводятся, а взыскание налагают, как правило, на месте обнаружения НТП специально уполномоченные начальником таможни сотрудники в соответствии с правилами, установленными нормативными правовыми актами ГТК России.
19. Проверка сообщений, заявлений и иной информации о НТП, полученных сотрудниками при таможенном оформлении и таможенном контроле, осуществляется в ходе их проведения.
К проведению таких проверок при необходимости привлекаются сотрудники других подразделений таможенного органа.
20. В случае обнаружения в процессе таможенного оформления и таможенного контроля признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также признаков преступлений, производство по которым не отнесено к компетенции таможенных органов, сотрудник незамедлительно ставит об этом в известность начальников ТП (ОТОТК) и соответствующих специализированных подразделений таможенного органа с последующим документальным оформлением (рапорт начальнику таможенного органа (его заместителю) о выявленных признаках преступления, причастных к нему лицах, о принятых мерах, о том, кто поставлен в известность, и пр.).
21. В ситуациях, не терпящих отлагательств, для осуществления разыскных и процессуальных действий вызываются сотрудники соответствующих специализированных подразделений таможенного органа.
V. Документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, сроки проверки таможенной декларации, документов и досмотра товаров и транспортных средств22. Для осуществления таможенного оформления и таможенного контроля лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России.
Если эти документы не в полном объеме содержат информацию, необходимую для выпуска товаров и транспортных средств, либо имеется необходимость подтверждения информации, содержащейся в представленных документах и сведениях, либо имеются основания полагать, что представленные документы и сведения недостоверны, могут представляться дополнительные документы и сведения, необходимые для таможенных целей.
Решение о представлении дополнительных документов и сведений принимает в каждом конкретном случае начальник ТП (ОТОТК) на основании письменного мотивированного предложения сотрудника, установившего необходимость представления дополнительных документов и сведений. Решение в письменном виде с указанием сроков представления доводится до лица, которое должно представить указанные документы и сведения.
23. Решение о выпуске товаров и транспортных средств принимается не позднее окончания следующего рабочего дня после принятия таможенной декларации.
Продление указанного срока в пределах, установленных ст. 194 Таможенного кодекса Российской Федерации, допускается только с разрешения начальника ТП (ОТОТК) либо лица, его замещающего.
VI. Заключительные положения24. Если в процессе оформления на одном из этапов сотрудник таможенного органа устанавливает невозможность выпуска товара, то вместо записи "Проверено" делает запись "Выпуску не подлежит" и кратко указывает причину, по которой не может быть осуществлен выпуск.
Таможенная декларация передается на этап досмотра и выпуска.
25. Если на этапах таможенного контроля и таможенного оформления сотрудник ТП (ОТОТК) выявляет ошибки технического характера (опечатки, грамматические и лексические ошибки и т.п.), он составляет сопроводительную записку с их перечислением. Ошибки технического характера, обнаруженные на последующих этапах таможенного оформления, также вносятся в эту сопроводительную записку. На основании этой записки декларант имеет право в присутствии сотрудника ТП (ОТОТК) исправить эти ошибки, проставив свою подпись и оттиск печати.
Сотрудник ТП (ОТОТК) вносит соответствующие изменения в электронную копию таможенной декларации.
Во всех иных случаях применяются меры, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации.
26. Решение о невозможности выпуска товара может принимать только начальник ТП (ОТОТК) либо лицо, его замещающее.
При принятии решения о невозможности выпуска товара на таможенной декларации и транспортных документах проставляется штамп "Выпуск запрещен", а в правом верхнем углу транспортного документа - номер таможенной декларации. Штамп и номер сотрудник подписывает и заверяет оттиском ЛНП.
Указанная декларация и прилагаемые к ней документы передаются согласно установленному порядку в специальный архив (за исключением экземпляра декларации, подлежащего возврату декларанту).
До истечения предельного срока временного хранения лицо, перемещающее товары и транспортные средства, может поместить их под другой таможенный режим, а при вывозе товаров (за исключением случая, когда фактический вывоз товаров с территории Российской Федерации является обязательным) при отсутствии таможенного правонарушения - распорядиться товарами по собственному усмотрению. При этом таможенные сборы за таможенное оформление возврату не подлежат.
27. Изменения в таможенной декларации и ее изъятие могут быть произведены только при соблюдении условий, установленных ст. 176 Таможенного кодекса Российской Федерации, с учетом п. 25 настоящих Правил.
28. Признание таможенной декларации недействительной с последующим ее изъятием допускается только в случае неосуществления вывоза товара, выпущенного в соответствии с таможенным режимом экспорта, либо иного режима, условия отказа от которого допускают возможность оставления товара на таможенной территории Российской Федерации и свободного распоряжения таким товаром, на основании письменного обращения лица, его перемещающего, с приложением к нему возвратного 3-го экземпляра таможенной декларации, а также ее 4-го экземпляра, если он ранее направлялся в таможенный орган, в регионе деятельности которого располагается пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.
При этом изъятие таможенной декларации может производиться только до установления таможенным органом недостоверности указанных в ней сведений.
При принятии таможенным органом решения о признании таможенной декларации недействительной товары и транспортные средства, на которых они перемещались, по требованию таможенного органа фактически предъявляются для проведения таможенного контроля.
Признание таможенной декларации недействительной с последующим ее изъятием производится на основании письменного решения начальника таможни. При этом все листы, входящие в ее комплект, перечеркивают и делают запись "Аннулировано". Указанная декларация и прилагаемые к ней документы (в том числе и документы, на основании которых она изъята) остаются в специальном архиве таможенного органа.
Также вместе с экземплярами таможенной декларации представляются транспортные документы, на которых имеются таможенные штампы, печати и записи. Указанные средства таможенной идентификации перечеркиваются сотрудником таможенного органа.
О признании таможенной декларации недействительной информируются специализированные подразделения таможни, а также территориальный орган МНС России, в регионе деятельности которого зарегистрировано лицо, перемещающее товары. При этом таможенные сборы за таможенное оформление возврату не подлежат.
Номера таможенных деклараций, признанных недействительными, а также деклараций, в которых заявлены сведения о товарах, выпуск которых запрещен, не могут быть присвоены другим таможенным декларациям.
- Главная
- ПРИКАЗ ГТК РФ от 16.05.2001 N 442 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ПРАВИЛ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ"