Последнее обновление: 20.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.07.2001 N 540 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Федеральная целевая программа "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 1776-р.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с резким ростом заболеваемости артериальной гипертонией, являющейся не только одним из основных факторов риска развития заболеваний системы кровообращения и смертности населения от них, но и самым распространенным заболеванием.
Результаты выборочного обследования населения показали, что общее количество больных артериальной гипертонией в возрасте 15 лет и старше достигает в России более 41,6 млн. человек, хотя, по данным официальной статистики, в стране зарегистрировано всего 7,2 млн. таких больных, в том числе 2,5 млн. больных ишемической болезнью сердца с гипертонией и 2,1 млн. больных цереброваскулярными болезнями (инсульты) с гипертонией.
В структуре причин общей смертности населения России смертность от болезней системы кровообращения составляет 56 процентов. Из них на долю ишемической болезни сердца и цереброваскулярных болезней основных осложнений артериальной гипертонии приходится соответственно 46,9 и 37,6 процента.
Борьба с артериальной гипертонией является проблемой, эффективно решить которую можно только на государственном уровне.
Ведущая роль в профилактике и диагностике на ранней стадии артериальной гипертонии и в лечении неосложненных форм отводится участковым врачам-терапевтам и семейным врачам амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения.
Специализированная помощь больным сердечно-сосудистыми заболеваниями оказывается в кардиологических диспансерах, кардиологических кабинетах поликлиник и стационарах.
В настоящее время в системе здравоохранения Российской Федерации функционирует 26 кардиологических диспансеров (18 из них имеют стационары), 2652 кардиологических кабинета, 55,2 тыс. кардиологических коек (4,1 тыс. из них в диспансерах) и 1162 специализированные кардиологические бригады скорой медицинской помощи, численность врачей-кардиологов составляет 9,2 тыс. человек.
Несмотря на принимаемые меры, в организации кардиологической помощи населению остается много нерешенных проблем.
Из-за недостаточного финансирования кардиологические учреждения и амбулаторно-поликлинические учреждения плохо оснащены современным диагностическим оборудованием, ультразвуковой аппаратурой, испытывают острую нужду в современных гипотензивных и других сердечно-сосудистых препаратах (потребность в них удовлетворяется не более чем на 50 процентов). Серьезную тревогу вызывает снижение ассортимента таких препаратов.
Отсутствует системный подход в организации и проведении профилактических мероприятий, не определен порядок взаимодействия учреждений здравоохранения различной ведомственной принадлежности, не разработаны критерии оценки эффективности проводимых ими мероприятий.
Сокращение объема профилактической работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях, отсутствие постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, целью которой были бы формирование у населения стремления к здоровому образу жизни и профилактика заболеваний, приводят к тому, что более 80 процентов больных артериальной гипертонией не выявляются.
Квалификация участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, педиатров, неврологов и врачей-кардиологов не всегда соответствует современному уровню медицинской помощи, оказываемой кардиологическим больным, в первую очередь больным артериальной гипертонией, что связано с нехваткой специальной литературы, отсутствием программы непрерывного последипломного образования. Также не разработаны эффективные программы по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний среди взрослого населения, детей и подростков для медицинских работников и педагогов школ. В стране нет базового центра для получения профессионального образования и повышения квалификации медицинских работников в области кардиологии.
Сложившаяся за последние годы в Российской Федерации эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом сердечно-сосудистых заболеваний, представляет собой прямую угрозу здоровью населения, а наносимые ею потери приводят к значительному экономическому ущербу.
Экономический ущерб, обусловленный временной или стойкой утратой трудоспособности, преждевременной смертью из-за артериальной гипертонии и ее осложнений - ишемической болезни сердца и цереброваскулярных болезней, только в 1999 году составил около 29,3 млрд. рублей.
Мировой опыт показывает, что проблема людских и материальных потерь разрешима и основную роль в этом играет профилактическая деятельность.
Снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в таких странах, как США, Канада, Финляндия, произошло не вследствие улучшения качества лечения больных, а главным образом в результате активизации деятельности по предупреждению возникновения новых случаев заболевания. В 1960-1970 годах в этих странах на общегосударственном уровне начали проводить профилактические мероприятия, направленные на снижение риска возникновения артериальной гипертонии, вызываемой питанием с избыточным количеством насыщенного жира и поваренной соли, курением, злоупотреблением алкоголем, сидячим образом жизни, повышением холестерина в крови, сахарным диабетом и др.
Среди населения Российской Федерации такие факторы риска распространены очень широко, и соответствующая профилактическая работа может существенно снизить заболеваемость, нетрудоспособность и смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний.
Поскольку проблема борьбы с артериальной гипертонией требует комплексного подхода, решить ее можно путем целенаправленных скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, ведомственных служб здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций в рамках федеральной целевой и региональных программ.
Чтобы добиться эффективных результатов, необходимо прежде всего сформировать у людей приоритетное отношение к проблеме своего здоровья. Важную роль в этом играет информирование населения об опасности артериальной гипертонии и ее последствиях, пропаганда медицинских и гигиенических знаний о здоровом образе жизни и рекомендации по искоренению вредных привычек. В этих целях Министерству здравоохранения Российской Федерации, другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и Российской академии медицинских наук необходимо осуществлять совместную деятельность по созданию постоянно действующей информационно-пропагандистской системы с целью формирования здорового образа жизни, профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и снижения факторов риска их развития. Основным проводником этих знаний являются средства массовой информации.
Весьма эффективные результаты дают программы по укреплению здоровья школьников, для чего Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству образования Российской Федерации предлагается разработать научно обоснованные методики профилактики сердечно-сосудистых заболеваний среди детей и подростков.
Эффективность мероприятий по профилактике и лечению артериальной гипертонии напрямую связана с решением данной проблемы в каждом регионе, области, городе с учетом местных условий и имеющихся возможностей при поддержке на федеральном уровне. При этом инициативу в сотрудничестве с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, средствами массовой информации и общественными организациями должны взять на себя органы и учреждения здравоохранения.
Профилактическая направленность Программы, ее принципиальная новизна в части проведения системных мероприятий увязываются с целями, задачами и основными принципами Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года.
При разработке Программы учитывались рекомендации Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения по борьбе с артериальной гипертонией, предложения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Принятие Программы будет способствовать реализации государственной политики в сфере борьбы с артериальной гипертонией и ее осложнениями, позволит внедрить в практику эффективные методы профилактики, ранней диагностики, лечения и реабилитации больных, сократить число осложнений и неблагоприятных исходов, вызванных этими заболеваниями.
Программа призвана стать ориентиром для заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке программ по борьбе с артериальной гипертонией или при решении конкретных задач в деле повышения качества кардиологической помощи населению.
Борьба с артериальной гипертонией является одним из важнейших направлений деятельности по снижению сердечно-сосудистых заболеваний, и реализация мероприятий Программы создаст реальные предпосылки для успешного решения всей проблемы в целом.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.07.2001 N 540 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"