Последнее обновление: 22.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ ГТК РФ от 23.05.96 N 315 (ред. от 16.07.2001) "О КОНТРОЛЕ ЗА ЭКСПОРТОМ ТОВАРОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ И РАКЕТНЫХ СРЕДСТВ ЕГО ДОСТАВКИ"
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ КОНТРОЛЯ ЗА ЭКСПОРТОМ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ ЗАБОЛЕВАНИЙ (ПАТОГЕНОВ) ЧЕЛОВЕКА, ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ, ИХ ГЕНЕТИЧЕСКИ ИЗМЕНЕННЫХ ФОРМ, ФРАГМЕНТОВ ГЕНЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И ОБОРУДОВАНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНЫ ПРИ СОЗДАНИИ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО (БИОЛОГИЧЕСКОГО) И ТОКСИННОГО ОРУЖИЯ
1. Настоящим Положением определен комплекс мероприятий по контролю за экспортом (передачей, обменом) из Российской Федерации возбудителей заболеваний, их генетически измененных форм и фрагментов генетического материала, а также оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия (далее именуются - возбудители заболеваний и оборудование двойного применения), указанных в Списке возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 14 июня 1994 г. N 298-рп (далее именуется - Список).
2. Требования настоящего Положения распространяются на всех субъектов хозяйственной деятельности, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации независимо от форм собственности.
3. Экспорт, а также реэкспорт из Российской Федерации возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения, включенных в Список, на основании решений Организации Объединенных Наций запрещен в государства, нарушающие Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 г. и Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 года.
В случае обнаружения фактов нарушения странами - импортерами указанных международных актов или невыполнения ими принятых обязательств контракт (соглашение, договор) подлежит расторжению.
4. Порядок контроля за экспортом возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения предусматривает:
подготовку и выдачу заключения о возможности экспорта возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения, перечисленных в Списке;
лицензирование экспорта возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения;
таможенный контроль и таможенное оформление экспорта возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения.
5. При заключении субъектами хозяйственной деятельности Российской Федерации контрактов (соглашений, договоров) на экспорт (передачу, обмен) из Российской Федерации возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения, включенных в Список, в тексте контракта (соглашения, договора) в обязательном порядке должны быть указаны: конечные пользователи; цель использования экспортируемого товара; обязательства импортера, гарантирующие, что эти возбудители заболеваний и оборудование двойного применения будут использованы только в заявленных целях, не связанных прямо или косвенно с производством бактериологического (биологического) и токсинного оружия, и не будут применены в качестве такового, а также не будут реэкспортированы или переданы кому бы то ни было без письменного разрешения на это экспортера.
Обязательства должны быть специально оформлены импортером в уполномоченном государственном органе страны - импортера по каждой конкретной сделке на поставку каждого объекта экспорта (передачи, обмена), включенного в Список, в виде международного (национального) импортного сертификата или его аналога, а в случае отсутствия процедуры оформления импортного сертификата - в виде документа, содержащего указанные обязательства, с заверенным переводом на русский язык.
Если импортер является посредником, то соответствующие обязательства конечного пользователя должны быть специально оформлены по каждой конкретной сделке на поставку каждого объекта экспорта (передачи, обмена), включенного в Список, в виде сертификата конечного пользователя или другого документа, содержащего обязательства конечного пользователя.
Указанные документы, содержащие обязательства, направляются российскому экспортеру для дальнейшего представления в Комиссию по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации (Экспортконтроль России).
6. Лицензирование экспорта (передачи, обмена) возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения, включенных в Список, осуществляется по всем видам внешне-экономической деятельности, включая прямые производственные и научно - технические связи, прибрежную и приграничную торговлю, товарообменные операции в соответствии с настоящим Положением.
Экспорт (передача, обмен) возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения, включенных в Список, осуществляется только по разовым лицензиям, выдаваемым Министерством внешних экономических связей Российской Федерации.
Основанием для выдачи лицензии является заключение Экспортконтроля России о возможности экспорта (передачи, обмена) возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения.
Для получения заключения о возможности экспорта (передачи, обмена) каждого отдельного возбудителя заболевания или каждого отдельного вида оборудования двойного применения экспортер представляет в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю заявление на выдачу лицензии, оформленное в соответствии с требованиями, установленными, Министерством внешних экономических связей Российской Федерации; заверенную копию контракта (соглашения, договора) на экспорт (передачу, обмен) возбудителя заболевания или оборудования двойного применения; заверенную копию контракта (договора, соглашения) между российскими изготовителем и экспортером (в случае, если экспорт возбудителя заболевания или оборудования двойного применения осуществляется через посредника); оригиналы документов, содержащих обязательства импортера, конечного пользователя и уполномоченного государственного органа страны - импортера, предусмотренные пунктом 5 настоящего Положения; заверенную копию паспорта штамма возбудителя заболевания или токсина.
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю имеет право запрашивать и получать дополнительные информацию и документы, необходимые для подготовки заключения.
При необходимости заключение согласовывается с Государственным комитетом санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации или Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Заключение о возможности экспорта выдается в течение не более чем 20 дней после получения вышеперечисленных документов и направляется Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю в Министерство внешних экономических связей Российской Федерации и заявителю.
Министерство внешних экономических связей Российской Федерации направляет (по согласованной форме) Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю информацию о выданных на основании заключений Экспортконтроля России лицензиях на право экспорта возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения.
7. Разрешение на реэкспорт странами - импортерами импортированных из Российской Федерации возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения выдается российским экспортером на основании заключения Экспортконтроля России о возможности реэкспорта.
Для этого российский экспортер представляет в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю заверенные копии контракта зарубежного импортера с третьим лицом, содержащего условия, предусмотренные в пункте 5 настоящего Положения, и документа, содержащего вытекающие из контракта обязательства, оформленного в уполномоченном государственном органе страны - третьего лица в виде международного (национального) импортного сертификата или иного документа, предусмотренного ее национальным законодательством.
8. Временный вывоз за пределы Российской Федерации оборудования двойного применения, содержащегося в Списке, для демонстрации на выставках, ярмарках и в рекламных целях осуществляется без лицензии на основании заключения Экспортконтроля России.
Для получения заключения о возможности временного вывоза в адрес Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю направляются:
заявление, в котором указываются наименование объекта вывоза (с указанием кода ТН ВЭД), его количество, цель вывоза и характер использования объекта, страна назначения, название выставки (ярмарки), места использования объекта, сроки нахождения вывозимого объекта за границей, наименование и адрес российской организации, осуществляющей вывоз, иностранные контрагенты, наименование таможенного органа, который будет осуществлять таможенное оформление объекта;
обязательства российской организации, осуществляющей вывоз объекта, по его обратному ввозу.
К заявлению должны быть приложены оригиналы или заверенные копии документов, на основании которых осуществляется вывоз оборудования двойного применения (приглашение для участия в выставке, ярмарке, контракт (соглашение) с зарубежной фирмой или организацией).
Заключение о возможности временного вывоза выдается в течение не более чем 20 дней после получения правильно оформленных выше перечисленных документов.
Заключение направляется Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю заявителю для представления в указанный в заключении таможенный орган и в Государственный таможенный комитет Российской Федерации.
9. При оказании экстренной помощи зарубежным странам в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, связанных с опасностью массовых заболеваний людей, животных и растений, подготовка Экспортконтролем России заключения о возможности экспорта (передачи) штаммов возбудителей заболеваний или токсинов, а также оформление Министерством внешних экономических связей Российской Федерации лицензий на их поставку осуществляются в кратчайшие сроки.
В этом случае основанием для получения заключения о возможности экспорта (передачи) служат официальное обращение главы государства - импортера к Президенту Российской Федерации или Правительству Российской Федерации, в котором изложена просьба о срочной передаче необходимых штаммов возбудителей заболеваний или токсинов, указана цель применения, дается обязательство их использования только в заявленных целях, и решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации об оказании экстренной помощи.
Государственный комитет санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации или Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации направляет в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю:
обращение главы зарубежного государства;
решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации об оказании экстренной помощи;
заявление, в котором указываются наименование штаммов возбудителей заболеваний или токсинов (с указанием кода ТН ВЭД), объем поставки, цель вывоза штаммов возбудителей заболеваний или токсинов и характер их использования, страна назначения, место (места) использования, наименование и адрес российской организации, осуществляющей вывоз, наименование таможенного органа, который будет осуществлять таможенное оформление вывозимых штаммов возбудителей заболеваний или токсинов;
заверенную копию паспорта штамма возбудителя заболеваний или токсина.
Заключение о возможности экспорта (передачи) выдается в течение не более чем 3 дней после получения правильно оформленных вышеперечисленных документов.
Заключение направляется Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю Министерству внешних экономических связей Российской Федерации и российской организации, осуществляющей вывоз, для представления уполномоченному Министерства внешних экономических связей Российской Федерации в соответствующем регионе и последующего оформления лицензии.
Лицензии на вывоз штаммов возбудителей заболеваний или токсинов оформляются Министерством внешних экономических связей Российской Федерации на основании заключений Экспортконтроля России в течение не более чем 2 дней с момента представления заявления на выдачу лицензии.
При поставке штаммов возбудителей заболеваний или токсинов в порядке оказания безвозмездной помощи плата за оформление лицензий не взимается.
10. Возбудители заболеваний и оборудование двойного применения, включенные в Список, при перемещении за пределы Российской Федерации подлежат обязательному таможенному оформлению в установленном порядке.
Экспортер представляет таможенным органам полученную лицензию, которая служит основанием для пропуска объекта за пределы Российской Федерации.
В случае временного вывоза оборудования двойного применения, включенного в Список, экспортер представляет таможенному органу соответствующее заключение Экспортконтроля России.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации представляет (по согласованной форме) Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю информацию о вывозе за пределы Российской Федерации возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения (и обратном ввозе оборудования в случае его временного вывоза), на которые были выданы заключения и лицензии, предусмотренные пунктами 6, 8 и 9 настоящего Положения.
11. Вывоз за пределы Российской Федерации материалов и оборудования (изделий), которые составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О государственной тайне".
12. Лица, осуществляющие экспорт возбудителей заболеваний и оборудования двойного применения с нарушением порядка, установленного настоящим Положением, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение 9
к Приказу ГТК России
от 23.05.96 N 315
Утвержден
Указом Президента
Российской Федерации
от 16.08.96 N 1194
- Главная
- ПРИКАЗ ГТК РФ от 23.05.96 N 315 (ред. от 16.07.2001) "О КОНТРОЛЕ ЗА ЭКСПОРТОМ ТОВАРОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ И РАКЕТНЫХ СРЕДСТВ ЕГО ДОСТАВКИ"