Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минтранса РФ от 17.05.2001 N 88 "О СИСТЕМЕ СЕРТИФИКАЦИИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ СЕРТИФИКАЦИИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящий документ устанавливает цели, принципы, структуру и основные правила Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (далее - ССГА).
Настоящий документ предназначен для применения участниками ССГА.
Документ разработан в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации (Doc 7300), Международными стандартами и Рекомендуемой практикой (Приложениями к Конвенции), принятыми Советом Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ с дополнением, внесенным Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 150-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483), Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г. N 5151-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 27 декабря 1995 г. N 221-ФЗ, от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ, от 31 июля 1998 г. N 154-ФЗ (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 26, ст. 966, Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 4; 1998, N 10, ст. 1143; 1998, N 31, ст. 3832), Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2000 г. N 560 "Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3388), Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 3, ст. 235), Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. N 26 и зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2000 г., регистрационный N 2284 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, N 28), Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. N 15 и зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 1995 г., регистрационный N 826 (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1995, N 7), с изменением N 1, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 15 и зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный N 1139 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1996, N 5), Правилами проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 1999 г. N 18 и зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 1999 г., регистрационный N 1795 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 26), Правилами применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 4 и зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный N 1138 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1996, N 4), с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 20 октября 1999 г. N 54 и зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 1999 г., регистрационный N 1968 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 47), Общими правилами по проведению аккредитации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1999 г. N 72 и зарегистрированными Министерством юстиции России 7 февраля 2000 г., регистрационный N 2094 (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 2000, N 9).
В настоящем документе реализованы положения руководств ИСО / МЭК и Европейских стандартов, охватывающих вопросы испытаний, сертификации и аккредитации.
Настоящий документ используется совместно с другими документами ССГА.
II. ОпределенияВ настоящем документе используются следующие определения, приведенные в Законе Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", Воздушном кодексе Российской Федерации и Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации, а также дополнительные определения, необходимые для обеспечения взаимопонимания между участниками сертификации ССГА:
2.1. Объект сертификации в ССГА (объект ГА) - продукция, юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности.
2.2. Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации - федеральный орган исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или Постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на который возложена ответственность этого органа.
2.3. Сертификация объектов ГА (далее - сертификация) - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (поставщика, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что объект ГА соответствует установленным требованиям.
2.4. Сертификат соответствия (далее - сертификат) - документ, выданный по правилам ССГА для подтверждения соответствия сертифицированных объектов ГА установленным требованиям.
2.5. Центральный орган ССГА - орган, возглавляющий ССГА.
2.6. Орган по сертификации - организация, проводящая сертификацию определенных объектов ГА.
2.7. Центр по сертификации - аккредитованная в установленном порядке организация, независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, проводящая по поручению органа по сертификации оценку соответствия объекта ГА требованиям нормативных документов.
2.8. Испытательная лаборатория (центр) - лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции.
2.9. Аккредитация - процедура, посредством которой аккредитующие органы официально признают компетентность организации выполнять конкретные работы по оценке соответствия или испытания.
2.10. Аккредитующий орган - орган, который организует и проводит аккредитацию (специально уполномоченный орган в области гражданской авиации и специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации).
2.11. Учебный центр - организация, осуществляющая обучение в области сертификации объектов ГА и испытаний продукции, имеющая лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования и аккредитованная в установленном порядке.
2.12. Эксперт по сертификации - физическое лицо, прошедшее процедуру аттестации на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации и имеющее соответствующий документ ССГА, выданный по установленным в системе правилам.
2.13. Заявитель - индивидуальный предприниматель, юридическое или физическое лицо, обратившееся с заявкой на проведение работ по подтверждению соответствия, по аккредитации или аттестации.
2.14. Инспекционная проверка объекта ГА - оценка соответствия объекта ГА, осуществляемая с целью установления соответствия объекта ГА заданным требованиям.
2.15. Инспекционный контроль за сертифицированными объектами ГА - контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что объекты ГА продолжают соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.
III. Общие положения3.1. В соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 года), Международными стандартами и Рекомендуемой практикой (Приложениями к Конвенции) и Воздушным кодексом Российской Федерации юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, подлежат обязательной сертификации.
3.2. Требования к проведению обязательной сертификации и порядок ее проведения, установленные федеральными авиационными правилами, обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами.
3.3. ССГА создана специально уполномоченным органом в области гражданской авиации в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" и Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации.
3.4. Компетентность органов по сертификации, центров по сертификации и испытательных лабораторий (центров) подтверждается их аккредитацией в ССГА.
3.5. ССГА обеспечивает проведение обязательной сертификации на всей территории Российской Федерации путем аккредитации в установленном порядке органов по сертификации, центров по сертификации и испытательных лабораторий (центров) по всей номенклатуре объектов ГА, подлежащих обязательной сертификации, и выдачи им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ).
3.6. В ССГА сертификация отечественных и зарубежных объектов проводится по правилам, установленным в этой системе в соответствии с Законом "О сертификации продукции и услуг" и Воздушным кодексом Российской Федерации.
3.7. В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации проведение сертификации в ССГА осуществляется возмездно.
3.8. Работы по сертификации и аккредитации в ССГА проводятся в соответствии с документами нормативной базы ССГА.
3.9. Взаимодействие ССГА с другими системами сертификации, создаваемыми федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, осуществляется на основе соглашений.
3.10. ССГА может взаимодействовать с международными, региональными и национальными системами сертификации в гражданской авиации других стран по вопросам подтверждения соответствия, включая признание сертификатов, знаков соответствия и протоколов испытаний.
3.11. ССГА имеет формы сертификатов, установленные в федеральных авиационных правилах, зарегистрированных в установленном порядке, и в Приложении 1 к настоящему Положению, и знаки соответствия.
IV. Основные цели и принципы системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации4.1. Основными целями ССГА являются:
подтверждение соответствия объектов ГА требованиям воздушного законодательства Российской Федерации и нормативных актов в области гражданской авиации федеральных органов исполнительной власти;
содействие повышению безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности, безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;
создание условий для эффективной деятельности гражданской авиации Российской Федерации;
защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
содействие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим и обеспечивающим воздушные перевозки и авиационные работы на авиационном рынке Российской Федерации, в эффективном участии в международном экономическом и научно - техническом сотрудничестве;
содействие потребителям в компетентном выборе авиационных работ и услуг;
создание условий для взаимного признания результатов сертификации на национальном и международном уровне.
4.2. ССГА базируется на следующих основных принципах:
если международными договорами (соглашениями) Российской Федерации устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в документах ССГА, то применяются правила международного договора;
оценка соответствия объектов ГА нормативным требованиям обеспечивается на основе организации работы и контроля деятельности экспертов центром по сертификации группы однородных объектов;
ССГА осуществляет информирование потребителей (заявителей), изготовителей (поставщиков, исполнителей), органов по сертификации, центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров), а также других заинтересованных организаций о правилах и результатах сертификации и аккредитации, об участниках сертификации;
официальным языком ССГА является русский язык. Все документы, используемые, регистрируемые и выдаваемые в ССГА, а также переписка оформляются на русском языке;
в ССГА могут выдаваться также сертификаты, аттестаты аккредитации, переведенные на английский язык по просьбе заявителя;
при сертификации в ССГА должны соблюдаться требования неразглашения сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну.
V. Структура системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации и функции ее участников5.1. Участниками обязательной сертификации в ССГА являются:
специально уполномоченный орган в области гражданской авиации;
органы по сертификации;
центры по сертификации;
испытательные лаборатории (центры);
заявители.
Схема организационной структуры ССГА приведена в Приложении 2.
5.2. Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации осуществляет следующие функции, определенные статьей 9 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", Воздушным кодексом Российской Федерации, Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации и Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации:
создает систему сертификации, устанавливает правила процедуры и управления для проведения сертификации в ССГА;
определяет Центральный орган ССГА;
осуществляет выбор способа подтверждения соответствия объектов ГА требованиям нормативных документов (формы сертификации);
совместно со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации устанавливает правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации, аккредитует органы по сертификации, центры по сертификации, испытательные лаборатории (центры) и учебные центры;
разрабатывает и утверждает номенклатуру объектов ГА, подлежащих обязательной сертификации в ССГА;
регулирует состав, количество и дислокацию органов по сертификации, центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и учебных центров;
выдает лицензии на проведение работ по обязательной сертификации;
ведет Государственный Реестр участников, объектов сертификации ССГА и реестр федеральных авиационных правил и информирует о них специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации в установленном порядке;
устанавливает порядок оплаты работ по обязательной сертификации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов;
устанавливает правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;
рассматривает апелляции по вопросам сертификации;
организует и проводит государственный контроль и надзор, устанавливает порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированными объектами ГА;
формирует предложения о приостановке либо отмене (аннулировании) действия выданных сертификатов;
организует разработку и утверждает документы ССГА;
создает соответственно Технический центр по аккредитации и Совет по подготовке экспертов для проведения работ по аккредитации органов по сертификации, центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и учебных центров и аттестации экспертов.
5.3. Центральный орган ССГА формируется специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Центральный орган ССГА осуществляет следующие основные функции:
организует работы по формированию ССГА;
руководит деятельностью ССГА;
координирует деятельность органов по сертификации, центров по сертификации и испытательных лабораторий (центров), входящих в ССГА;
разрабатывает предложения по номенклатуре объектов ГА, сертифицируемых в ССГА;
участвует в работах по совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в ССГА;
рассматривает апелляции по поводу действий органов по сертификации, центров по сертификации и испытательных лабораторий (центров), участвующих в ССГА;
ведет учет органов по сертификации, центров по сертификации и испытательных лабораторий (центров), входящих в ССГА, выданных, аннулированных (отмененных) сертификатов, аттестатов и лицензий на применение знака соответствия, обеспечивает информацией о них, а также о правилах ССГА.
Центральный орган ССГА имеет в своем составе:
Административное руководство;
Управляющий Совет;
Апелляционную комиссию;
Секретариат.
5.4. Органы по сертификации ССГА образуются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации и аккредитуются аккредитующим органом.
Орган по сертификации ССГА осуществляет следующие функции:
проводит идентификацию объектов ГА, представленных для сертификации, в соответствии с правилами ССГА;
проводит сертификацию объектов ГА, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;
поручает центру по сертификации и (или) испытательной лаборатории (центру) проведение оценки соответствия объектов ГА установленным требованиям;
осуществляет инспекционный контроль за сертифицированными объектами ГА;
приостанавливает либо отменяет (аннулирует) действие выданных им сертификатов;
формирует и актуализирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;
представляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
5.5. Центр по сертификации осуществляет следующие основные функции:
проводит по поручению органа по сертификации оценку соответствия объекта ГА установленным требованиям на основе рассмотрения (экспертизы) доказательной документации заявителя (в т.ч. протоколов испытаний или проверок);
выдает заключения о соответствии объектов ГА требованиям нормативных документов;
организует и проводит по поручению органа по сертификации инспекционную проверку заявителя в порядке, установленном действующими нормативными документами;
осуществляет контроль деятельности экспертов;
участвует по поручению органа по сертификации в проведении испытаний;
участвует по поручению органа по сертификации в инспекционном контроле за сертифицированными объектами ГА.
5.6. Испытательная лаборатория (центр) проводит испытания конкретных объектов ГА или конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей сертификации.
5.7. Заявители (держатели сертификата) обязаны:
реализовывать продукцию, выполнять работы только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом;
обеспечивать соответствие сертифицированного объекта ГА требованиям нормативных документов, на соответствие которым он был сертифицирован, и маркирование его знаком соответствия в установленном порядке;
указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате и нормативных документах, которым должны соответствовать объекты ГА, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя;
приостанавливать или прекращать реализацию продукции, выполнение работ, если объект ГА не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирован, по истечении срока действия сертификата или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено (аннулировано) решением органа по сертификации;
обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию объектов ГА и контроль за сертифицированными объектами ГА;
извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции или работ, выполняемых сертифицированным объектом ГА.
5.8. В рамках ССГА осуществляется подготовка и аттестация экспертов для работы в области сертификации объектов ГА.
5.9. В структуру ССГА могут входить учебные центры, которые реализуют образовательные программы и выдают свидетельства о повышении квалификации установленного образца заявителям.
5.10. Конкретные функции Центрального органа ССГА, Технического центра по аккредитации, Совета по подготовке экспертов, органов по сертификации, центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и учебных центров устанавливаются в соответствующих Положениях.
VI. Объекты гражданской авиации, сертифицируемые в системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации6.1. Объекты ГА, подлежащие обязательной сертификации в ССГА, определены статьей 8 Воздушного кодекса Российской Федерации.
6.2. Номенклатуру подлежащих обязательной сертификации видов продукции, работ (услуг), а также юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, в ССГА утверждает специально уполномоченный орган в области гражданской авиации.
6.3. В номенклатуре приводятся сведения о наименовании объекта ГА, его классификационной группировке (при необходимости), нормативных документах, устанавливающих требования к объекту ГА и методам его испытаний и (или) оценки соответствия.
6.4. Порядок разработки, согласования, утверждения и изменения номенклатуры объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в ССГА, устанавливается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
VII. Правила проведения работ по сертификации в системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации7.1. Работы по обязательной сертификации в ССГА проводят органы по сертификации, центры по сертификации и испытательные лаборатории (центры), при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии разрешения на право проведения этих работ (лицензии).
7.2. Сертификация объектов ГА проводится по установленным в ССГА формам сертификации. Выбор формы сертификации осуществляет орган по сертификации с учетом процедуры сертификации конкретного объекта ГА, установленной документами нормативной базы ССГА.
7.3. При сертификации проверяются характеристики (показатели) объектов ГА и используются методы испытаний и (или) оценки соответствия, позволяющие провести идентификацию и подтвердить соответствие объекта ГА установленным требованиям.
7.4. Сертификация объектов ГА в общем случае включает следующие основные этапы:
подачу заявки на сертификацию;
рассмотрение и принятие решения по заявке;
проведение необходимых проверок;
анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата;
оформление, регистрация и выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия;
инспекционный контроль за сертифицированным объектом ГА (в соответствии со схемой сертификации);
информация о результатах сертификации.
7.5. Для проведения сертификации объекта ГА заявитель подает заявку в соответствующий орган по сертификации (при отсутствии на момент подачи заявки органа по сертификации заявка направляется в специально уполномоченный орган в области гражданской авиации). Орган по сертификации рассматривает заявку и поручает центру по сертификации проведение работ по оценке соответствия объекта ГА нормативным требованиям.
7.6. Рассмотрение документов, представленных заявителем, проводит центр по сертификации по поручению органа по сертификации.
7.7. В случае отсутствия аккредитованного органа по сертификации его функции выполняет специально уполномоченный орган в области гражданской авиации.
7.8. Испытания для целей сертификации проводят испытательные лаборатории (центры), аккредитованные на проведение тех испытаний, которые предусмотрены в нормативных документах, используемых при сертификации объектов ГА.
Результаты испытаний заносятся в протокол испытаний.
7.9. Инспекционную проверку заявителя проводит комиссия, назначенная решением центра по сертификации. Комиссия проводит проверку в соответствии с программой, утвержденной органом по сертификации.
Результаты проверки заявителя оформляют актом (протоколом).
7.10. Решение о возможности выдачи сертификата принимает орган по сертификации на основании комплексного заключения о соответствии объекта ГА требованиям нормативных документов.
7.11. Комплексное заключение разрабатывается центром по сертификации на основании результатов рассмотрения акта (протокола) инспекционной проверки, протокола испытаний (отчета об испытаниях), заключения по документации заявителя и другой информации, полученной в процессе экспертизы, проверки и испытаний.
7.12. В случае отсутствия аккредитованного центра по сертификации работу по оценке соответствия объекта ГА установленным требованиям проводит орган по сертификации.
Допускается по поручению Центрального органа ССГА работу по оценке соответствия конкретного объекта ГА установленным требованиям проводить органу по сертификации при наличии аккредитованного центра по сертификации.
7.13. На объекты ГА, для которых по результатам сертификации подтверждено соответствие требованиям нормативных документов, выдается сертификат.
Сертификат выдается на срок до двух лет. Сроки действия сертификата могут продлеваться по основаниям и в порядке, установленным в федеральных авиационных правилах.
7.14. Сертификат вступает в силу с момента (даты) его регистрации в Государственном Реестре ССГА.
7.15. Инспекционный контроль за сертифицированными объектами ГА организуют и проводят в установленном порядке органы по сертификации, выдавшие сертификаты на эти объекты ГА, при необходимости привлекая к работам по инспекционному контролю центры по сертификации.
Инспекционный контроль осуществляется по программе, утвержденной органом по сертификации, проводившим сертификацию соответствующего объекта ГА.
Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором на основании полученных результатов дается оценка возможности сохранения действия сертификата.
Сертификат может быть аннулирован (отменен) либо действие сертификата может быть приостановлено, а равно в его действие могут быть введены ограничения органом, выдавшим этот сертификат, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.
7.16. Правила инспекционного контроля за сертифицированными объектами ГА устанавливаются документами ССГА.
7.17. Информация о приостановлении, отмене (аннулировании) действия сертификата доводится приостановившими или отменившими (аннулировавшими) их органами по сертификации до сведения держателя сертификата, специально уполномоченного органа в области гражданской авиации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также соответствующих лицензирующих органов.
7.18. Решение о приостановке или отмене (аннулировании) действия сертификата принимается органом по сертификации, выдавшим сертификат, и вступает в силу с момента (даты) регистрации решения в Государственном Реестре ССГА.
VIII. Правила по проведению аккредитации в системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации8.1. Аккредитации в ССГА подлежат органы по сертификации, центры по сертификации, испытательные лаборатории (центры) и учебные центры.
8.2. Аккредитацию в ССГА осуществляет аккредитующий орган.
8.3. Официальным документом, удостоверяющим аккредитацию заявителей, является аттестат аккредитации. Форму аттестатов аккредитации устанавливает аккредитующий орган.
8.4. Аттестация экспертов осуществляется специально уполномоченным органом в области гражданской авиации по правилам, установленным в ССГА.
8.5. В качестве органа по сертификации в ССГА может быть аккредитована организация, соответствующая установленным в ССГА требованиям.
8.6. В качестве центра по сертификации может быть аккредитована организация, независимо от организационно - правовой формы и формы собственности, если она не является изготовителем (продавцом, исполнителем) и потребителем (покупателем) сертифицируемых ею объектов ГА.
8.7. В качестве испытательных лабораторий (центров) могут быть аккредитованы технически компетентные организации независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции.
Допускается аккредитация испытательной лаборатории (центра) в качестве технически компетентной лаборатории. При этом условии проведение испытаний в лаборатории осуществляется под контролем представителя органа по сертификации или центра по сертификации.
Испытательные лаборатории должны соответствовать установленным в ССГА требованиям.
8.8. В качестве экспертов по сертификации могут быть аттестованы физические лица, соответствующие установленным в ССГА требованиям.
Области и порядок аттестации экспертов ССГА устанавливаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации совместно со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.
8.9. Аккредитация в ССГА включает следующие основные этапы:
подача заявки и комплекта документов на аккредитацию;
рассмотрение и принятие решения по заявке;
проведение экспертизы в установленном порядке комплекта документов, представленных заявителем;
проверка заявителя в соответствии с установленными правилами;
принятие решения об аккредитации заявителя или об отказе в аккредитации по результатам экспертизы и проверки;
оформление, регистрацию и выдачу аттестата аккредитации и лицензии;
проведение инспекционного контроля за аккредитованным субъектом;
распространение информации о результатах аккредитации.
Каждый последующий этап аккредитации проводится при положительном результате предыдущего этапа.
8.10. Процедура проведения аккредитации и инспекционного контроля устанавливается в правилах по проведению аккредитации в ССГА, утверждаемых специально уполномоченным органом в области гражданской авиации и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.
8.11. Инспекционный контроль аккредитованного субъекта организует специально уполномоченный орган в области гражданской авиации. Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия аттестата аккредитации.
Результаты инспекционного контроля за деятельностью аккредитованных субъектов и внеплановых проверок оформляются актом, в котором дается оценка результатов, делается заключение о сохранении, сокращении области аккредитации, приостановлении или отмене действия выданного аттестата аккредитации.
Решение о сокращении области аккредитации, приостановлении или отмене действия выданного аттестата аккредитации принимает в установленном порядке специально уполномоченный орган в области гражданской авиации.
8.12. Информация о результатах аккредитации заявителей и инспекционного контроля аккредитованных субъектов доводится до сведения заинтересованных организаций и участников ССГА в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
8.13. Аккредитация в дополнительной области и аккредитация на новый срок в связи с истечением срока действия аттестата аккредитации проводятся в установленном порядке на основании заявки, представленной аккредитованным субъектом в специально уполномоченный орган в области гражданской авиации.
IX. Рассмотрение апелляций9.1. При возникновении спорных вопросов участник сертификации или аккредитации ССГА может подать апелляцию (жалобу) в Центральный орган системы сертификации. Если участник сертификации или аккредитации не удовлетворен результатом рассмотрения апелляции, то он может подать апелляцию в специально уполномоченный орган в области гражданской авиации. Указанные органы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью органов по сертификации, центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров), учебных центров, экспертов и заявителей по вопросам сертификации, аккредитации, применения знаков соответствия, выдачи, отмены или приостановления действия сертификатов и аттестатов аккредитации.
9.2. Для рассмотрения апелляций специально уполномоченным органом в области гражданской авиации формируется Апелляционная комиссия.
Состав Апелляционной комиссии и ее Руководитель утверждаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
9.3. Конкретные правила процедуры рассмотрения апелляций устанавливаются в Положении об Апелляционной комиссии, утверждаемом специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
9.4. При несогласии заявителя с решением Апелляционной комиссии оно может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
X. Правила применения знаков соответствия10.1. При обязательной сертификации объектов ГА осуществляется маркирование соответствующими знаками соответствия в порядке, установленном Правилами применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции.
10.2. Право на применение знака соответствия в ССГА представляется заявителям, получившим сертификат, посредством лицензии, выдаваемой органом по сертификации в соответствии с установленными правилами выдачи лицензий на применение знака соответствия.
XI. Признание зарубежных сертификатов, знаков соответствия и работ по аккредитации11.1. Признание зарубежных сертификатов и знаков соответствия осуществляется в установленном порядке специально уполномоченным органом в области гражданской авиации в пределах своей компетентности в соответствии с Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации и Общими правилами по проведению аккредитации в Российской Федерации.
11.2. Процедуры признания сертификатов и знаков соответствия на конкретные объекты ГА устанавливаются в документах нормативной базы ССГА.
11.3. На основе признанных зарубежных сертификатов и знаков соответствия выдаются сертификаты и лицензии на применение знаков соответствия ССГА, а сертифицированные объекты ГА вносятся в Государственный Реестр ССГА.
XII. Нормативные и организационно - методические документы системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации12.1. Нормативную базу при сертификации в ССГА составляют федеральные авиационные правила, иные нормативные правовые акты, государственные стандарты и другие документы, которые устанавливают обязательные требования к объектам ГА, а также введенные в действие в Российской Федерации в установленном порядке Международные стандарты и Рекомендуемая практика ИКАО и стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО).
12.2. Указание на конкретные нормативные документы, на соответствие которым проводится сертификация в ССГА, содержится в номенклатуре объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в ССГА, утверждаемой специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
12.3. Основополагающие организационно - методические документы ССГА представляются Центральным органом ССГА на утверждение специально уполномоченному органу в области гражданской авиации.
12.4. Нормативные документы на методы испытаний (оценки соответствия) должны содержать четко сформулированные объективные методы, обеспечивающие необходимую точность, достоверность и воспроизводимость результатов испытаний (оценки соответствия).
XIII. Информационное обеспечение системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации13.1. Основой информационного обеспечения деятельности в ССГА является Государственный Реестр ССГА, содержащий сведения об аккредитованных органах по сертификации, центрах по сертификации, испытательных лабораториях (центрах), учебных центрах и экспертах по сертификации, федеральных авиационных правилах, а также о сертифицированных объектах ГА (юридических лицах, продукции, работах, процессах (деятельности), услугах и других объектах).
13.2. Данные об участниках и сертифицированных объектах вносятся в Государственный Реестр ССГА в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", Воздушным кодексом Российской Федерации и периодически публикуются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации в периодических изданиях или в специальных справочниках.
13.3. Представление информации о деятельности ССГА производится в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
XIV. Оплата работ по сертификации и аккредитации14.1. Оплата работ по обязательной сертификации конкретных объектов ССГА производится заявителем в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области гражданской авиации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов.
XV. Ответственность участников сертификации системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации15.1. В соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско - правовую ответственность.
- Главная
- ПРИКАЗ Минтранса РФ от 17.05.2001 N 88 "О СИСТЕМЕ СЕРТИФИКАЦИИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"