в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 05.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ от 26.11.96 N 391 "О ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ"
действует Редакция от 26.11.1996 Подробная информация
ПРИКАЗ Минздрава РФ от 26.11.96 N 391 "О ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ"

Типовая ПРОГРАММА И ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Название: Подготовка по медицинской психологии

Объяснительная записка

Программа предназначена для выпускников факультетов медицинской психологии вузов, а также выпускников психологических факультетов университетов, получивших дополнительную подготовку по медицинской психологии (прошедших додипломную подготовку по медицинской психологии в соответствии с Программой, приведенной в Приложении 2 к настоящему Приказу).

Основные задачи: теоретическая подготовка предполагает изучение новейших достижений отечественной и зарубежной медицинской психологии как в области психодиагностики, так и психологической коррекции, психологической поддержки лечебного процесса, в организации медико-психологической помощи, имея своей основной целью восполнение недостающих теоретических знаний;

активное применение теоретических знаний в целях повышения эффективности профессиональной деятельности, для чего используется опыт наиболее квалифицированных специалистов в основных разделах медицинской психологии и ведущих клиник и лабораторий;

практическая подготовка предполагает освоение специфики деятельности медицинских психологов в основных учреждениях службы охраны психического здоровья с учетом опыта и тенденций развития форм организации психиатрической и психотерапевтической помощи, для чего основная часть времени выделяется для обучения практической деятельности в разных подразделениях психиатрических стационаров, психоневрологических диспансеров, психотерапевтических кабинетов;

часть времени практической подготовки выделяется также для освоения специфики деятельности медицинского психолога в лечебно - профилактических учреждениях другого профиля (хосписы, отделения ВИЧ-инфекции, центры медико-психологической реабилитации лиц с нейротравмами, патологией речи и пострадавших при стихийных бедствиях и катастрофах);

значительная часть времени в практической подготовке отводится личностно- и профессионально-ориентированным тренингам, а также практической работе с супервизором, что способствует не только профессиональному, но и личностному росту и формированию у обучающихся тех личностных качеств, которые необходимы медицинскому психологу для успешной работы с пациентами;

спецификой последипломной подготовки является сочетание очного и заочного обучения. Последнему придается особое значение, поскольку помимо решения чисто производственных задач (работа по специальности) при его эффективной организации оно способствует мотивированному освоению теоретических знаний и формированию профессиональных умений и навыков.

В Программе предусмотрены:

общее время подготовки - 1296 часов, из них: теоретическая подготовка - 210 часов, практическая - 986 часов, личностно- и профессионально-ориентированные тренинги - 120 часов, супервизия - 70 часов.

Очная подготовка проводится в виде трех циклов (каждый продолжительностью один месяц) и включает в себя в общей сумме 158 часов лекций и семинаров по актуальным вопросам медицинской психологии; 380 часов практических занятий в клинике по организации и проведению психодиагностических исследований пациентов, участию в психокоррекционной и психотерапевтической работе и проведении тренингов в качестве котерапевтов; участию в практических семинарах по современным методам и подходам в медицинской психологии; 120 часов личностно- и профессионально - ориентированного тренинга; 70 часов отводится работе с супервизором, где прорабатываются результаты собственной практической деятельности обучающегося, его особенности личности, обсуждаются ошибки в работе.

Время, отведенное для заочной подготовки, - 648 часов (до 50%).

Заочное обучение включает теоретическую подготовку - 48 часов (10 литературных обзоров, рефератов), практическую подготовку - 600 часов (выполнение 30 контрольных заданий и отчетов о полученных результатах).

8 часов отводится на проведение проверочных испытаний.

Тематический план подготовки

Очное обучение

Проводится в виде трех одномесячных циклов и включает в себя теоретическую подготовку, практические занятия, личностно- и профессионально-ориентированные тренинги и супервизию.

Теоретическая подготовка

Примерные темы циклов лекций и семинаров по наиболее актуальным проблемам медицинской психологии:

1. Современные методы психодиагностики при нервно-психических заболеваниях.

2. Современные методы психологической коррекции и психологического консультирования.

3. Организационные аспекты деятельности медицинского психолога в учреждениях службы охраны психического здоровья населения.

Практическая подготовка

Примерные темы занятий:

1. Психодиагностическая работа.

2. Психокоррекционная работа (индивидуальная, семейная, групповая).

3. Оптимизация социально-психологического климата и лечебного процесса в медицинском учреждении.

4. Ознакомление с основными задачами и спецификой деятельности медицинского психолога в психиатрической больнице.

5. Ознакомление с основными задачами и спецификой деятельности медицинского психолога в неврологическом диспансере.

6. Ознакомление с основными задачами и спецификой деятельности медицинского психолога в психотерапевтическом кабинете.

7. Ознакомление с основными задачами и спецификой деятельности медицинского психолога в лечебно-профилактических учреждениях непсихиатрического профиля.

Тренинговая подготовка

1. Тренинг личностного роста.

2. Методический тренинг.

3. Социально-психологический тренинг.

4. Балинтовская группа.

Супервизия

1. Супервизия психодиагностической работы.

2. Супервизия психокоррекционной работы.

Заочное обучение

Проводится по основному месту работы обучающегося и включает в себя теоретическую и практическую подготовку.

Теоретическая подготовка

Темы литературных обзоров и рефератов (не мене одного печатного листа) разрабатываются в учреждении, проводящем последипломную подготовку, в зависимости от уровня додипломной подготовки и специфики будущего места работы специалиста.

Примерные темы литературных обзоров и рефератов:

1. Предмет, задачи, методы, и основные разделы медицинской психологии.

2. Задачи деятельности медицинского психолога в психиатрической больнице (психоневрологическом диспансере, психотерапевтическом кабинете, центре патологии речи и нейрореабилитации).

3. Сравнительная эффективность личностных тестов, сравнение их валидности и надежности, показания к применению.

4. Современные тенденции в кетодологии и практике медицинской психологии (на основе анализа периодической литературы за последние пять лет).

5. Актуальные исследования в отечественной медицинской психологии (на основе анализа тематики и содержания защищенных диссертаций по медицинской психологии за последние пять лет).

6. Организация и проведение обследования пациентов при решении задач дифференциальной диагностики (например, шизофрении и органического заболевания головного мозга, вялотекущей шизофрении и невротического развития, субклинических вариантов эндогенной депрессии и невротической депрессии и пр.).

7. Современные подходы в экспертной работе медицинского психолога (участие в судебно-психиатрической, судебно - психологической, военно-врачебной и других видах экспертизы).

8. Основные психологические подходы и методы оценки эффективности лечебного процесса и реабилитационных мероприятий.

9. Психологическая коррекция и психотерапия, различия в их целях, задачах и методах.

10. Участие медицинского психолога в психотерапевтической работе (в качестве котерапевта, при бригадном обслуживании пациентов и др.).

Практическая подготовка

Примерные темы контрольных работ:

1. Исследование психических процессов у 110 больных с различной психической патологией и интерпретация полученных данных.

2. Исследование эмоционально-волевой сферы у 10 больных с различной психической патологией и интерпретация полученных данных.

3. Исследование личностных особенностей у 10 больных с различной психической патологией и интерпретация полученных данных.

4. Представление 5 историй болезни со всеми результатами психологических исследований, проведенных обучающимися в ходе обследования больных с различной психической патологией.

5. Составление индивидуальных программ исследования эффективности лечения и прогноза с помощью адекватно подобранных психологических методик у больных с неврозами, другими пограничными состояниями, эндогенными и экзогенно-органическими психозами.

6. Создание программы оптимизации социально-психологического климата в коллективе лечебного учреждения (подразделения) на основании собственных исследований и наблюдений.

7. Создание программы и реализация мероприятий по организации терапевтического сообщества в лечебном учреждении психиатрического или психотерапевтического профиля.

8. Представление материала (стенограмма, аудио-, видеозаписи) об участии в индивидуальной, семейной и групповой психокоррекционной и психотерапевтической работе с его интерпретацией.

9. Отчет о планировании и проведении тренинга личностного роста с персоналом лечебно-профилактического учреждения (подразделения) или пациентами.

Начальник Управления
учебных заведений
Н.Н.ВОЛОДИН

Заместитель
Начальника Управления
научных исследований
Н.Н.САМКО

Приложение 3
к Приказу Минздрава РФ
от 26 ноября 1996 г. N 391

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ от 26.11.96 N 391 "О ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ"