Последнее обновление: 24.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Госгортехнадзора РФ от 06.07.98 N 149 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ"
6. Проверка состояния надзорной и контрольной деятельности
Проверки надзорной и контрольной деятельности территориальных органов Госгортехнадзора России по надзору на железнодорожном транспорте осуществляются с целью оценки работы железнодорожных отделов и государственных инспекторов, оказания им необходимой помощи в организации надзорной и контрольной деятельности.
6.1. Проверка состояния надзорной и контрольной деятельности железнодорожного отдела Управления округа
Железнодорожный отдел Управления округа подвергается проверке не реже одного раза в три года. Сроки проведения проверки работы железнодорожного отдела и состав комиссии определяются начальником отдела по надзору на железнодорожном транспорте Госгортехнадзора России в годовом плане работы Госгортехнадзора России.
Проверка осуществляется специалистами отдела по надзору на железнодорожном транспорте с привлечением руководителей и специалистов базового Управления округа.
Проверка железнодорожного отдела может быть проведена вне плана работы Госгортехнадзора России по инициативе базового Управления округа (Управления) или Госгортехнадзора России.
Срок проверки и план ее проведения доводятся до железнодорожного отдела и Управления округа не позднее чем за 2 недели до начала проверки.
При проверке работы необходимо обращать внимание на:
качество планирования работы, контроль за выполнением намеченных работ и мероприятий;
полноту и уровень контроля за состоянием безопасности на поднадзорных предприятиях;
качество выдаваемых предписаний и эффективность контроля за их выполнением;
обеспечение систематических проверок работы государственных инспекторов, а также качество таких проверок и эффективность намечаемых мер по улучшению их работы;
работу по анализу состояния безопасности, причин травматизма и аварийности на подконтрольных предприятиях и действенности принимаемых мер по их предупреждению;
принципиальность и требовательность руководства инспекции и инспекторского состава при осуществлении надзорной и контрольной работы;
полноту использования предоставленных прав на приостановку работ, по привлечению к ответственности нарушителей требований безопасности и т.п.;
правильность применения и оформление санкций (приостановок, штрафов и т.п.);
организацию лицензионной деятельности и контроля условий действия лицензий;
организацию взаимодействия с другими контролирующими организациями, а также своевременность и качество информирования органов власти на местах о состоянии безопасности, производственного травматизма и аварийности на подконтрольных предприятиях;
практику заслушивания в инспекциях руководителей подконтрольных предприятий, допустивших неудовлетворительное состояние безопасности или рост травматизма и аварийности;
использование средств массовой информации для информирования общественности о своей деятельности, состоянии аварийности и травматизма на поднадзорных предприятиях и объектах.
В ходе проверки рассматривается также выполнение мероприятий по профилактике аварий и производственного травматизма, оценивается их практическая направленность и конкретность, а также возможность и уровень контроля за их выполнением. Проверяется выполнение постановлений, приказов и указаний Госгортехнадзора России и Управления округа.
Учитывая особую важность контроля за выполнением предписаний, этот вопрос должен быть одним из определяющих при проведении проверки работы железнодорожного отдела. С этой целью изучается организация контроля за выполнением предписаний, полнота представленных в инспекцию уведомлений.
В ходе проверки рассматриваются акты расследования и анализы причин травматизма и аварийности. Оценивается уровень и качество расследования, в том числе правильность определения причин травматизма, эффективность намеченных мероприятий.
При ознакомлении с предписаниями по комплексным и целевым проверкам предприятий необходимо оценить глубину и полноту обследований, последовательность, четкость изложения, конкретность и эффективность предложений, направленных на устранение выявленных недостатков.
В ходе проверки работы железнодорожного отдела рассматриваются планы и материалы проверки работы государственных инспекторов.
В ходе проверки следует проанализировать также замечания, которые были сделаны в предыдущую проверку, и проверить выполнение рекомендаций по ее результатам.
Обязательным этапом проверки работы железнодорожного отдела является обследование ряда подконтрольных железнодорожному отделу предприятий. К такой проверке, как правило, привлекаются работники железнодорожного отдела.
Результаты проверки разбираются со всеми работниками железнодорожного отдела, дается оценка состояния безопасности и надзорной деятельности, высказываются требования и предложения по улучшению работы железнодорожного отдела, решаются вопросы, возникающие у работников, и рассматриваются их предложения по улучшению работы.
Как правило, результаты проверки работы железнодорожного отдела рассматриваются на Совете Управления округа и оформляются в виде протокола (в необходимых случаях - приказа) с конкретными предложениями по улучшению надзорной и контрольной работы.
6.2. Проверка работы государственного (главного государственного) инспектора
Работа каждого государственного инспектора должна проверяться не реже одного раза в год. При возможности проверку государственного инспектора необходимо проводить при проведении комплексного обследования закрепленных за ним предприятий.
Проверку работы инспектора проводят начальник железнодорожного отдела или его заместитель.
При проверке работы государственного инспектора необходимо обращать внимание на следующие вопросы:
состояние безопасности, производственного травматизма и аварийности на закрепленных за государственным инспектором предприятиях и объектах, полноту и качество надзора;
знание государственным инспектором требований правил и норм безопасности, а также своих должностных обязанностей и прав;
требовательность и принципиальность при осуществлении надзорной и контрольной деятельности;
выполнение нормативов обследований и проверок, а также соблюдение установленной периодичности проведения обследования;
качество оформления предписаний и эффективность контроля за их выполнением.
Для более полной оценки профессиональной подготовки государственного инспектора и его деловых качеств необходимо произвести совместно с ним обследование участков или объектов подконтрольных предприятий для выяснения:
способности инспектора всесторонне и полно обследовать состояние безопасности на предприятии, вскрыть нарушения, выделять основные нарушения безопасности;
способности объективно и правильно принимать решения в конкретной обстановке;
взаимоотношений, складывающихся между инспектором, руководителями и специалистами поднадзорных предприятий.
После окончания проверки на совещании с инспекторским составом железнодорожного отдела заслушивается отчет проверяемого государственного инспектора, который оформляется протоколом.
Ознакомление с содержанием предписаний проверяемого инспектора за продолжительный (до года) период времени позволит установить, каким должностным лицам они вручаются, разделы правил безопасности, в пределах требований которых он проводит контроль состояния безопасности, эффективность надзора.
Одновременно с этим в соответствии с содержанием установленного государственным инспектором нарушения производится оценка предлагающего раздела предписаний, выданных сроков на устранение нарушений, устанавливаются: наличие требований о наказании виновных лиц, обоснованность и необходимость приостановки работ, необходимые ссылки на параграфы требований правил безопасности.
При изучении предписания определяется качество его оформления, четкость и техническая грамотность при изложении и построении предписания.
В процессе проверки следует рассмотреть служебную документацию проверяемого инспектора (учет работы - дневник, рабочая тетрадь, план работы и т.д.).
Проверку работы государственного инспектора следует строить таким образом, чтобы выяснить уровень знаний требований безопасности, а также подготовленности и технической грамотности инспектора. Следует составить представление об инициативности проверяемого в постановке вопросов по улучшению контрольной работы, состояния безопасности на предприятиях и о его участии в решении конкретных вопросов.
Результаты проверки оформляются краткой справкой с предложениями по устранению недостатков в работе и обсуждаются в железнодорожном отделе. В необходимых случаях результаты проверки обсуждаются на Совете Управления округа и оформляются протоколом или приказом по Управлению округа.
6.3. Первичный учет работы государственных инспекторов
Государственный инспектор для подготовки отчетов о работе, анализов и сборов материалов по целевым и другим вопросам ведет первичный учет своей работы, а также подборку необходимых документов и сведений (накопительных данных о травматизме, инцидентах и авариях при перевозке опасных грузов, копий предписаний, выписки из решений Госгортехнадзора России, Управления округа, исполнение которых находится на контроле и т.п.), а также учет своего рабочего времени.
Для учета рабочего времени и первичного учета своей работы инспектор обязан вести дневник.
Расчет рабочего времени, проведенного на поднадзорных предприятиях и объектах, инспектор ведет самостоятельно. В дневнике инспектора фиксируется дата и время выезда и возвращения, номер поезда, наименование и номер документа по итогам обследования.
Кроме того, в дневнике систематически фиксируются выполняемые инспектором работы, а также принятые инспектором меры по результатам обследования. В дневнике фиксируются полученные от предприятий уведомления о выполнении предписаний.
В дневнике фиксируется также и участие инспектора в других мероприятиях железнодорожного отдела, аналитическая и другая работа по обработке различных материалов, составлению справок по заданию железнодорожного отдела.
Участие в проведении учебных тревог, расследование инцидентов и аварий при перевозке опасных грузов и случаев травматизма, участие в совещаниях, проводимых на предприятиях, заседаниях комиссий КЧС Управления и отделений дорог, участие в комиссиях по приему экзаменов и т.п. отмечается в дневнике отдельной строкой.
Еженедельно для оперативного контроля за работой инспектора и возможности корректировки работы инспектор докладывает начальнику железнодорожного отдела о проведенной на прошедшей неделе работе и о планируемых мероприятиях на следующую неделю.
- Главная
- ПРИКАЗ Госгортехнадзора РФ от 06.07.98 N 149 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ"
