Последнее обновление: 24.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Госгортехнадзора РФ от 06.07.98 N 149 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ"
5. Организация и осуществление надзорной деятельности
5.1. Общие положения
Основой организации и осуществления надзорной деятельности являются систематические обследования (проверки) состояния безопасности подконтрольных предприятий, производств, объектов и работ.
Результаты обследований (проверок) должны позволять охарактеризовать состояние безопасности перевозок опасных грузов, технологической дисциплины, уровень профилактической работы на предприятиях и объектах, эффективность работы лиц командного состава, работников ведомственного контроля, уровень подготовленности специалистов и персонала, связанного с перевозкой опасных грузов, других вопросов, связанных с обеспечением безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом.
При проведении обследований и проверок должны вскрываться не только нарушения правил и норм безопасности, но и причины и условия, приводящие к этим нарушениям, а также недостатки работы служб ведомственного контроля на предприятиях.
При обследованиях (проверках) должностные лица органов Госгортехнадзора России должны строго руководствоваться Положением о Госгортехнадзоре России, требованиями соответствующих норм и правил безопасности, а также Перечнем прав должностных лиц системы Госгортехнадзора России, утвержденным Госгортехнадзором России 26.04.93.
При работе с документами, сведениями, технологической и другой информацией, содержащей государственную, военную или коммерческую тайну, органы Госгортехнадзора России должны строго руководствоваться действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации по этим вопросам, а также соответствующими руководящими документами Госгортехнадзора России.
5.2. Виды обследований
При проведении контрольно-профилактической и надзорной деятельности применяются следующие виды обследований: комплексное, целевое, оперативное.
5.3. Комплексное обследование
Целью проведения комплексного обследования является детальная проверка выполнения руководителями и персоналом предприятия или организации требований правил и норм безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
При комплексном обследовании проверяют профилактическую работу служб, отделов, их взаимодействие между собой, компетентность специалистов и работников, непосредственно связанных с вопросами обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов, а также организаторскую и координационную работу руководителей по вопросам обеспечения безопасности и работу служб ведомственного контроля.
Комплексное обследование в зависимости от его сложности, а также от состояния аварийности и травматизма на поднадзорных предприятиях и объектах должно проводиться не реже одного раза в 1 - 3 года.
Продолжительность такого обследования должна составлять от 7 до 15 дней.
Комплексному обследованию, как правило, подлежат: управления и отделения железных дорог, транспортные компании, крупные предприятия, фирмы и другие организации, занимающиеся или участвующие в процессе перевозки опасных грузов.
Перечень таких предприятий определяется заместителем начальника округа, ведущим вопросы перевозок опасных грузов, или начальником железнодорожного отдела Управления округа. Ими же возглавляются комиссии по проведению комплексного обследования.
При необходимости для проведения комплексного обследования в состав комиссии, кроме инспекторов по надзору на железнодорожном транспорте, могут быть включены инспектора других видов надзора, а также работники прокуратуры, пожарного надзора, санэпиднадзора, гражданской обороны и другие специалисты.
Комплексное обследование должно проводиться в присутствии руководителя предприятия или его заместителя, а также лиц, осуществляющих ведомственный надзор и ответственных за безопасность перевозок опасных грузов.
При обследовании в обязательном порядке осуществляется контроль за выполнением условий действия лицензий.
Перед началом комплексного обследования осуществляются следующие мероприятия:
разрабатывается план-задание с указанием участников проверки, проверяемых вопросов и объектов контроля;
изучаются условия действия выданных предприятию лицензий;
производится ознакомление с материалами предыдущих комплексных и других проверок на проверяемом предприятии;
уточняются и разрабатываются маршруты и объекты между участниками проверки;
намечается перечень решений, приказов и постановлений Госгортехнадзора России и Управления округа, выполнение которых следует проверить в ходе обследования;
проводится обсуждение плана проведения комплексной проверки с входящими в группу работниками.
В целом план определяет состав группы, время начала и окончания обследований, распределение обязанностей, объектов, участков (маршрутов) между участниками обследования, какие разделы должны быть подготовлены каждым работником для включения в итоговой документ по проверке.
План утверждается руководителем проверки и доводится до сведения руководителя обследуемого предприятия не менее чем за 5 дней до начала проверки.
5.4. Целевое обследование
Целевое обследование проводится для детального изучения отдельных вопросов, связанных с обеспечением безопасности перевозок опасных грузов.
Как правило, оно проводится для оценки основных критериев, определяющих безопасность перевозок опасных грузов, но вместе с тем целевые обследования могут организовываться для выявления нарушений безопасности при перевозке опасных грузов отдельных классов или наименований (перевозка хлора, аммиака, сжиженных газов, взрывчатых материалов и т.д.).
В первом случае при оценке основных критериев рассматриваются вопросы эффективности влияния управленческих структур на непосредственных исполнителей, а также их взаимодействие между собой.
При этом проверяются предприятия, относящиеся к одной отрасли или одному направлению отрасли железнодорожного транспорта, начиная с вышестоящих и заканчивая исполнителями на местах.
Во втором случае при проверке перевозочного процесса в первую очередь оцениваются уровень безопасности предприятий, участвующих в перевозке, а также их взаимодействие в едином транспортном процессе.
При этом в обязательном порядке на предприятиях должно проверяться выполнение организационных и технических мероприятий по снижению степени риска от воздействия опасных факторов при возникновении аварийной ситуации на персонал, население, окружающую среду, а также осуществляться контроль за выполнением условий действия лицензий.
Целевое обследование может проводиться одновременно на ряде предприятий, объектов, если контролируемые вопросы характерны для них.
Оно может проводиться одним государственным инспектором или группой инспекторов под методическим руководством начальника железнодорожного отдела или его заместителя, а также главного государственного инспектора отдела. По плану продолжительность целевого обследования в зависимости от его сложности и поставленных задач не должна превышать 5 - 7 дней.
Перед началом целевого обследования в инспекции проводится инструктаж с участниками проверки, где ставятся задачи и цели проверки, а также дополнительно изучается подлежащий проверке вопрос.
Целевые проверки, как правило, осуществляются по методикам, разработанным Госгортехнадзором России, Управлением округа или железнодорожным отделом.
Материалы по результатам комплексных и целевых обследований предприятий магистральных железных дорог в обязательном порядке направляются начальнику соответствующей железной дороги. Материалы по результатам комплексных и целевых проверок (при необходимости) направляются в соответствующие органы управления, органы исполнительной власти на местах и местные органы самоуправления.
5.5. Оперативное обследование
Оперативное обследование проводится с целью плановой проверки состояния безопасности перевозок опасных грузов на закрепленном за государственным инспектором предприятии, производстве или объекте и принятия оперативных мер по ликвидации нарушений требований безопасности.
Этот вид обследования является основной формой надзорной деятельности государственного инспектора. Оперативное обследование поднадзорного государственному инспектору предприятия или объекта должно быть проведено, как правило, в течение 1 - 3 рабочих дней (с выдачей предписания по результатам обследования).
При проведении оперативного обследования необходимо проверять наличие и соответствие установленным требованиям технической документации, а также выполнение ранее выданных предписаний по результатам проверок. При оперативном обследовании также рекомендуется проводить проверки знаний рабочими безопасных приемов работ, правил поведения в аварийных ситуациях и т.п., а у специалистов и инженерно-технических работников - знания требований нормативных документов, регламентирующих вопросы безопасности перевозки опасных грузов, знаний планов ликвидации аварий, технической документации.
При оперативном обследовании проверяющий должен выявлять все имеющиеся нарушения требований правил, норм и инструкций, давать указания об их устранении, в необходимых случаях принимать запретные меры. В процессе обследования государственным инспектором лично или по его требованию должны производиться контрольные замеры, а также испытания аппаратуры, приборов контроля и устройств, предназначенных для обеспечения безопасности.
При проведении проверок необходимо руководствоваться законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Положением о Госгортехнадзоре России, приказами, указаниями и постановлениями Госгортехнадзора России, "Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом", утвержденными Госгортехнадзором России 16.08.94, "Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам", утвержденными МПС России 27.12.94, "Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам", утвержденными МПС России и МЧС России 25.11.96, другими действующими нормативно-техническими документами, регулирующими безопасность перевозки опасных грузов.
В случае обнаружения нарушений требований безопасности перевозки опасных грузов, угрожающих жизни и здоровью людей, состоянию окружающей природной среды, в ходе проведения обследований выдается предписание на приостановку работ.
При этом, если на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта выявляются такие нарушения, то кроме предписания на приостановку работ, выдаваемую руководителю предприятия, инспектор выдает предписание начальнику железнодорожной станции примыкания о запрете подачи и уборке вагонов, загруженных опасными грузами, на подъездные пути предприятия.
Копия предписания на приостановку работы направляется инспектором в железнодорожный отдел.
5.6. Оформление результатов проведенных обследований
По результатам проведенных обследований выдаются предписания.
Если целевое обследование проводится одновременно по группе предприятий, то предписания выдаются руководителю каждого предприятия. По вопросам, требующим неотложного решения или приостановки работ, соответствующее указание дается во время обследования, а промежуточные (оперативные) предписания или предписания на приостановку работ выдаются немедленно после окончания обследования государственным инспектором или другим должностным лицом, выявившим нарушения безопасности.
По оперативному обследованию, как правило, в тот же рабочий день выдается предписание на устранение выявленных нарушений и при необходимости в нем делается запись о запрещении работы с указанием объекта, на который наложена пломба.
Изложение характера нарушений и предлагаемых мер должно быть конкретным, четким и кратким, с использованием положений нормативных документов, требования которых нарушены. В предписаниях не следует допускать записей "немедленно", "с получением предписания", "не допускать эксплуатацию... без средств защиты" и тому подобных.
Срок выполнения пунктов предписаний, устанавливаемый государственным инспектором или другим должностным лицом (в отдельных случаях по согласованию с предприятиями), не должен превышать времени, необходимого для устранения нарушений при условии незамедлительного начала работ по их ликвидации. Если требуется значительный срок на устранение нарушений, то он определяется по согласованию с железнодорожным отделом.
Приостановка работ должна производиться, как правило, с наложением пломбы в таком технологическом звене или на оборудовании, исключение которого из технологии работ не препятствовало бы проведению мероприятий по устранению нарушений и не приводило к развитию аварийной ситуации.
В предписаниях по результатам комплексного или целевого обследования должна быть отражена оценка работы руководителей предприятия и служб ведомственного контроля, состояние дел с обеспечением безопасности перевозки опасных грузов, причины обнаруженных недостатков.
В предписаниях по результатам комплексного и целевого обследования необходимо включать крупные нарушения требований безопасности, существенно влияющих на безопасность перевозки опасных грузов. Другие нарушения отмечаются в промежуточных предписаниях.
Предписания по результатам комплексных и целевых проверок подписываются лицом, возглавляющим проверку, и вручаются первому руководителю предприятия под расписку для разработки и осуществления организационно-технических мероприятий, направленных на повышение безопасности.
Для организации контроля за выполнением предписаний второй экземпляр предписания направляется в железнодорожный отдел или Управление округа, а третий остается у государственного инспектора, закрепленного за проверенным предприятием.
После проведения комплексного и целевого обследования проводится разбор по результатам обследования с участием руководителей и специалистов предприятия.
После проведения обследования и разбора материалов проверки руководитель предприятия должен направить в железнодорожный отдел приказ по результатам проверки, устанавливающий конкретных ответственных лиц и сроки устранения выявленных недостатков, план организационно-технических мероприятий, направленных на повышение безопасности перевозки опасных грузов, и приказ о наказании виновных должностных лиц.
Материал комплексного или целевого обследования предприятий и организаций магистрального железнодорожного транспорта, а также материалы разбора направляются железнодорожным отделом начальнику соответствующей железной дороги для информации и принятия мер.
5.7. Проверка выполнения предписаний и выдача разрешения на возобновление работы приостановленных объектов
Контроль за выполнением предписаний является важнейшей частью работы инспекторов и железнодорожных отделов и осуществляется посредством проверок при проведении комплексных, целевых и оперативных обследований, а также специальных целевых проверок хода выполнения предписаний.
Руководитель предприятия, организации обязан после выполнения пунктов предписания направить письменный отчет в железнодорожный отдел с указанием выполненных пунктов предписания.
В случае невозможности выполнения отдельных пунктов предписания в указанные сроки руководитель предприятия направляет в отдел письменное ходатайство с указанием причины невыполнения и принимаемых мерах по повышению безопасности перевозки опасных грузов. После рассмотрения представленного ходатайства принимается решение о возможности переноса сроков выполнения.
После рассмотрения предоставленных отчетов в железнодорожный отдел принимается решение о проведении инспектором целевой проверки выполнения предписаний на отдельных предприятиях или заслушивании руководителей отдельных предприятий о ходе выполнения выданных предписаний в железнодорожном отделе или Управлении округа.
Пуск в работу приостановленных объектов должен производиться лицом, выдавшим предписание на приостановку работ, после получения письменного уведомления руководителя предприятия об устранении выявленных нарушений, а также копии приказа с мероприятиями, исключающими повторение подобных случаев нарушений правил безопасности. Пуск в работу приостановленных объектов осуществляется после устранения нарушения требования правил (норм) безопасности, приведшего к приостановке работ инспектором на предприятии.
- Главная
- ПРИКАЗ Госгортехнадзора РФ от 06.07.98 N 149 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ"
