Последнее обновление: 25.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ МВД РФ от 15.06.92 N 197 (ред. от 10.10.97) (извлечение)
ИНСТРУКЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Основными задачами следственных подразделений* являются:
* Здесь и далее имеются в виду следственные подразделения горрайлинорганов.
- быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона;
- принятие в ходе следствия мер по возмещению гражданам и юридическим лицам ущерба, причиненного преступлениями;
- осуществление предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.
1.2. В зависимости от оперативной обстановки и штатных возможностей распределение служебных обязанностей следственных работников осуществляется посредством:
- закрепления определенных территориальных зон (участков);
- установления специализации на расследовании отдельных категорий преступлений. Изменение участка или специализации производится руководителем соответствующего следственного подразделения.
1.3. Правовую основу деятельности следственных подразделений составляют: Конституция и законодательство Российской Федерации, указы Президента и правовые акты Правительства Российской Федерации, приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам предварительного следствия, положения международных договоров, а также договоров и соглашений МВД Российской Федерации с органами государственной власти и управления других государств Содружества, нормативные акты МВД Российской Федерации и его Следственного комитета.
1.4. Процессуальная деятельность следователей регламентирована уголовно-процессуальным законодательством. Ведомственные акты, направленные на регулирование деятельности следственных подразделений, не вправе отменять или изменять нормы действующего уголовно-процессуального закона. В случаях противоречия ведомственных нормативных актов уголовно-процессуальному Закону действует закон.
1.5. Надзор за законностью процессуальной деятельности следователей органов внутренних дел осуществляется прокурором в соответствии с Законом "О прокуратуре Российской Федерации".
1.6. Ведомственный контроль за процессуальной деятельностью и организацией работы следственных подразделений осуществляется начальниками следственных управлений, отделов, отделений и их заместителями. Другие работники следственных управлений, отделов, отделений вправе давать оценку процессуальной деятельности следователей подчиненных подразделений и проверять у них уголовные дела и материалы по поручению начальников соответствующих следственных подразделений и их заместителей.
1.7. Никто, кроме специально уполномоченных на то законом лиц, не вправе проверять уголовные дела и материалы, находящиеся в производстве следователей, давать по ним указания, оценивать процессуальные действия, а также решения следователей, не отмененные в установленном законом порядке.
1.8. Оценка эффективности, полноты и качества следствия, законности следственной деятельности осуществляется руководителями следственных подразделений на основе всестороннего анализа материалов следствия, учетно-статистических данных, результатов процессуального и ведомственного контроля, материалов служебного расследования по фактам нарушений уголовно-процессуального законодательства и служебной дисциплины, сведений о защите прав и законных интересов граждан от преступных посягательств.
1.9. В штаты следственных подразделений могут вводиться должности младших следователей.
Права и обязанности младшего следователя регламентируются действующим законодательством и ведомственными нормативными актами.
1.10. При исполнении служебных обязанностей начальствующему составу всех следственных подразделений разрешается ношение гражданской одежды и табельного оружия.
2. Организация работы следственных подразделений (следователей) городских, районных органов внутренних дел, органов внутренних дел на транспорте и режимных объектах.2.1. Организация следственной работы в горрайорганах внутренних дел, органах внутренних дел на транспорте и режимных объектах осуществляется начальниками следственных подразделений, являющихся по должности заместителями начальников органов внутренних дел, в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказами, указаниями МВД России, настоящей Инструкцией.
2.2. Организационная деятельность следственных подразделений проводится на основе текущих и перспективных планов работы органа внутренних дел и его следственного подразделения. Плановые мероприятия разрабатываются исходя из потребностей следственной практики, на основе анализа ее результатов, с учетом проблем борьбы с преступностью на закрепленной территории или объекте.
2.3. Следователь планирует свою работу, составляя календарный план-график работы по всем имеющимся у него в производстве делам и материалам, а также памятку по каждому уголовному делу.
2.4. Работа следователей в каждом органе внутренних дел организуется так, чтобы обеспечить безотлагательный выезд на место совершения тяжких и особо тяжких преступлений в любое время суток. При поступлении сообщений об умышленных убийствах, совершенных несовершеннолетними или при их участии, нарушениях правил безопасности движения, повлекших гибель двух или более лиц, крупных пожарах и других преступлениях, представляющих повышенную общественную опасность, на место происшествия в составе следственно-оперативной группы, как правило, выезжает начальник следственного подразделения или его заместитель.
В этих случаях руководитель следственного подразделения возглавляет следственно-оперативную группу и пользуется полномочиями следователя.
2.5. Следователь лично производит осмотр места происшествия и несет полную ответственность за его качество. Участвующие в осмотре специалисты и оперативные работники органов внутренних дел действуют на месте происшествия под руководством следователя и по его указанию в пределах своей компетенции. При выезде на место происшествия без соответствующего специалиста следователь обязан иметь при себе и квалифицированно использовать комплект технико-криминалистических средств для фиксации обстановки, обнаружения и изъятия следов, вещественных доказательств.
2.6. Не допускается передача составленного следователем протокола осмотра места совершения подследственного ему преступления в подразделения, выполняющие функции органа дознания.
2.7. Заявления и сообщения о преступлениях принимаются следователем к рассмотрению после регистрации их в дежурной части органа внутренних дел и получения соответствующего письменного указания руководителя следственного подразделения.
При поступлении заявления (сообщения) непосредственно следователю он обязан произвести немедленную его регистрацию в дежурной части и принять решение в соответствии с законом.
2.8. Работа следователя по находящимся в его производстве уголовным делам и материалам выполняется в тесном взаимодействии с работниками других служб органов внутренних дел. Это взаимодействие строится на основе взаимного обмена информацией, согласованного планирования, четкого разграничения компетенции, прав и обязанностей органа предварительного следствия и органа дознания, предусмотренных уголовно-процессуальным законом и Законом "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".
2.9. В следственном отделе (отделении, группе) ведется ежемесячный учет работы каждого следователя и подразделения в целом. В этих целях учитываются:
а) поступившие заявления и сообщения о преступлениях, сроки их разрешения, а также материалы, по которым отказано в возбуждении уголовного дела; выезды следователей на места происшествий;
б) возбужденные следователями данного органа внутренних дел и поступившие из других органов уголовные дела; дела и материалы, выделенные в отдельное производство; поручения о производстве следственных действий, поступившие для исполнения; лица, привлеченные к уголовной ответственности, а также задержанные по подозрению в совершении преступлений; результаты расследования по уголовным делам; размеры причиненного преступлениями материального ущерба и обеспечение его возмещения; результаты рассмотрения уголовного дела в суде;
в) выявленные в ходе следствия ранее неизвестные преступления; преступления, раскрытые по ранее приостановленным делам;
г) представления прокуроров, частные определения судов;
д) профилактические мероприятия по материалам следствия, ответы на представления;
е) мероприятия воспитательной работы и служебной подготовки с личным составом.
2.10. Начальники следственных отделов (отделений), старшие следователи групп в установленном порядке составляют и передают в МВД, УВД, УВДТ согласованные с прокурорами единые статистические отчеты о результатах следственной работы.
2.11. По каждому факту освобождения из-под стражи, прекращения уголовного дела в отношении обвиняемых по реабилитирующим основаниям (оправдательный приговор, вынесение постановления о прекращении уголовного дела за отсутствием события, состава преступления, недоказанностью предъявленного обвинения), а также при освобождении задержанных за неподтверждением подозрения начальник следственного отдела (отделения), старший следователь группы в течение 3 суток представляют в следственное управление (отдел) МВД, УВД, УВДТ сообщение с изложением оснований, наличествовавших на момент принятия соответствующего решения.
3. Права и обязанности начальника следственного подразделения.Помимо процессуальных полномочий, предусмотренных ст.127 УПК РСФСР, начальник следственного подразделения, являясь по должности заместителем начальника органа внутренних дел, обладает соответствующими правами и несет ответственность за организацию работы следственного подразделения.
Для выполнения поставленных перед следственным подразделением задач заместитель начальника органа внутренних дел - начальник следственного подразделения:
3.1. Определяет распорядок работы следственного подразделения и контролирует его соблюдение личным составом.
3.2. Ходатайствует в установленном порядке о поощрении следователей либо привлечении их к дисциплинарной ответственности за нарушение служебной дисциплины, законности, ведомственных нормативных актов, представляет следователей к присвоению специальных званий, перемещению по службе.
3.3. В пределах предоставленных полномочий поощряет следователей за успешную работу по раскрытию и расследованию преступлений.
3.4. Рассматривает поступившие в следственное подразделение заявления и сообщения, содержащие объективные данные о совершении преступлений подследственных следователям органов внутренних дел, и принимает по ним решения в соответствии с требованиями ст.109 УПК РСФСР. Заявления и сообщения, поступившие из органа дознания в случаях, когда для установления признаков преступления требуется предварительная проверка, возвращает начальнику органа дознания (милиции, госпожарнадзора, ИТУ, СИЗО, ВТК) для производства таковой.
3.5. Дает указания о направлении следователей для производства осмотра места происшествия по сообщениям о преступлениях, отнесенных законом к подследственности следователей органов внутренних дел, по согласованию с начальником органа привлекает к работе по раскрытию преступлений необходимые силы и средства, формирует следственно-оперативную группу и организует своевременный ее выезд по сообщениям о совершении тяжких преступлений.
3.6. Заслушивает следователей по вопросам их взаимодействия с работниками других служб в раскрытии и расследовании преступлений, выполнения планов работы, внедрения передового опыта, новых криминалистических средств и методов, повышения профессионального мастерства.
3.7. В объеме полномочий, предоставленных уголовно-процессуальным законом, осуществляет процессуальный контроль за ходом расследования уголовных дел, законностью процессуальных действий следователей, принимает меры по предотвращению нарушений закона.
3.8. Осуществляет согласованное с планом работы органа внутренних дел планирование работы следственного отдела (отделения) и контролирует выполнение намеченных мероприятий.
3.9. Координирует работу следственного подразделения с органами прокуратуры, безопасности, юстиции, другими государственными учреждениями по вопросам расследования преступлений.
3.10. Организует внедрение в работу следователей рекомендаций по научной организации труда, использованию современной криминалистической техники, передового опыта и новых методик расследования преступлений.
3.11. Систематически анализирует оперативную обстановку, состояние работы по раскрытию и расследованию преступлений, результаты деятельности следственного подразделения и каждого следователя; разрабатывает и осуществляет меры по совершенствованию предварительного следствия, вносит соответствующие предложения начальнику органа внутренних дел и следственного управления (отдела) МВД, УВД, УВДТ.
3.12. На основе имеющейся в следственном подразделении информации анализирует причины и условия, способствующие совершению преступлений, вносит обобщенные представления руководителям предприятий, учреждений и организаций, направляет информацию и предложения в соответствующие органы власти и управления.
3.13. Рассматривает жалобы на действия следователей, представления прокуроров, частные определения судов о нарушениях норм уголовно-процессуального законодательства, принимает по ним меры по устранению недостатков, вносит предложения об ответственности виновных работников в следственное управление (отдел) МВД, УВД, УВДТ.
3.14. Лично проводит со следователями занятия по служебной подготовке, обеспечивает своевременное изучение каждым сотрудником новых законодательных и нормативных актов, регламентирующих следственную деятельность.
3.15. Распределяет функциональные обязанности между своими заместителями, следователями, устанавливает территорию обслуживания (участок) или специализацию по расследованию конкретных видов преступлений.
3.16. Согласно утвержденному в отделе внутренних дел распорядку работы устанавливает время дежурства следователей в следственно-оперативной группе, предоставляет в соответствии с законодательством время для еженедельного отдыха, а также отдыха после дежурства; вносит руководству отдела внутренних дел предложения о времени предоставления очередных ежегодных отпусков следственным работникам.
3.17. Информирует руководителей следственного аппарата МВД, УВД, УВДТ о положении дел в работе следственного подразделения и в необходимых случаях ставит вопрос об оказании помощи.
3.18. Совместно с начальником органа внутренних дел обеспечивает своевременное и качественное выполнение органами дознания обязанностей, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, а также поручений и указаний следователей, данных ими в установленном порядке.
3.19. Не допускает необоснованного привлечения следователей к выполнению функций, не связанных с расследованием уголовных дел их подследственности, контролирует соблюдение ими правил внутреннего распорядка.
Пресекает факты вмешательства в процессуальную деятельность следователей не уполномоченных на то законом лиц.
3.20. Обеспечивает следственных работников согласно установленным нормам служебными кабинетами, телефонами, средствами оргтехники, транспортом, а также выполнение машинописных работ; создает условия для хранения и должной охраны материалов расследования, вещественных доказательств и изъятых по делам ценностей; принимает меры по обеспечению сотрудников следствия жильем, квартирными телефонами и другими льготами с соблюдением условий, предусмотренных статьями 12-34 Закона РСФСР "О милиции" и пунктом 6 постановления Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 года "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции".
3.21. Выделяет для хранения вещественных доказательств и изъятых в ходе следствия материальных ценностей специальные помещения; из числа работников, не связанных с производством дознания и предварительного следствия, по согласованию с начальником органа внутренних дел назначает лицо, ответственное за хранение и учет принятых вещественных доказательств и ценностей. (Порядок приема и сроки сдачи вещественных доказательств, денег, ценных бумаг, драгоценностей определяется соответствующей инструкцией).
Обеспечивает каждого сотрудника следственного подразделения для хранения уголовных дел и материалов, находящихся в производстве, сейфом или металлическим шкафом.
4. Старший следователь группы (при отсутствии в городских, районных отделах внутренних дел штатной должности начальника следственного отделения) имеет права и обязанности руководителя следственного подразделения, перечисленные в пунктах 3.8-3.12, 3.14, 3.17 настоящей Инструкции.
Обязанности, указанные в пунктах 1-3.6, 3.15-3.21 настоящей Инструкции, выполняют начальники органов внутренних дел, в составе которых функционирует следственная группа.
Обязанности, предусмотренные пунктами 3.3, 3.7, 3.13, выполняют руководители вышестоящего следственного подразделения.
Функции руководителя следственной группы старший следователь совмещает с непосредственным расследованием уголовных дел.
Приложение 4
к приказу МВД РФ
N 197 от 5 июня 1992 года
- Главная
- ПРИКАЗ МВД РФ от 15.06.92 N 197 (ред. от 10.10.97) (извлечение)