Последнее обновление: 20.05.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- ПРИКАЗ Минтранса РФ от 20.02.2003 N 19 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "СЕРТИФИКАЦИЯ НАЗЕМНОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ"

Приложения
Приложение N 1
к Правилам (п. 1)
Настоящие требования предъявляются к наземной авиационной технике, обеспечивающей:
обслуживание пассажиров, багажа, почты и грузов;
техническое обслуживание воздушных судов;
эксплуатационное содержание и ремонт аэродромов;
авиатопливообеспечение.
НАТ должна обеспечить безопасность полетов, безопасность для жизни, здоровья авиапассажиров и авиационного персонала; сохранность воздушных судов, имущества авиапассажиров и авиапредприятий; охрану окружающей среды; техническую и технологическую совместимость с воздушными судами и другими объектами гражданской авиации, стабильность функциональных характеристик.
Требования к НАТ сгруппированы по следующим направлениям:
требования безопасности;
требования к технической документации;
требования к применяемым материалам и изделиям;
требования устойчивости к внешним воздействиям;
требования к маневренности;
конструктивные требования;
требования к изготовлению и испытанию.
1. Требования безопасности:В конструкцию наземной авиационной техники должны быть заложены основные компоненты безопасности, которые учитывают отрицательные факторы, действующие на перроне, например: плотность движения транспортных средств, воздействие погодных условий, работа в ночное время, шум от воздушного судна, затрудненная связь и т.д.
Площадки для работы персонала и проходы должны иметь поверхность, обеспечивающую хорошее сцепление, а также поручни или защитные ограждения. Лестницы, ступени, пандусы и т.п. должны изготавливаться из нескользких материалов.
Управление оборудованием и рабочие зоны должны обеспечиваться достаточным освещением.
Двери должны быть снабжены фиксаторами, удерживающими их в открытом и/или закрытом состоянии при ударе или напоре ветра.
Топливные баки по своему расположению должны быть максимально защищены от повреждения при столкновении.
НАТ, предназначенная для работы в зоне обслуживания воздушного судна (далее - ВС), должна быть укомплектована упорными колодками.
НАТ должна обеспечиваться защитным устройством для того, чтобы избежать любого неконтролируемого движения в случае выхода системы из строя.
На НАТ должны постоянно находиться замки безопасности или стойки, позволяющие производить обслуживание под платформами.
НАТ должна быть обеспечена предупредительными звуковыми сигналами, подаваемыми при подаче задним ходом.
Система тормозов должна обеспечивать остановку оборудования, как в порожнем, так и в полностью загруженном состоянии.
Конструкция НАТ должна предусматривать наличие приспособления для опломбирования кабин, крышек люков, горловин и т.д. в целях предотвращения несанкционированного доступа.
2. Требования к технической документации:Техническая документация, разрабатываемая производителем НАТ, должна включать:
ведомость спецификаций;
ведомость покупных изделий;
сборочные чертежи, схемы (электромонтажа, гидромонтажа, пневмомонтажа и др.);
технические условия (стандарт, техническое задание, иной нормативно-технический документ, содержащий требования, совокупность всех показателей, норм, правил и положений к технике, ее изготовлению, контролю, приемке, поставке и безопасной эксплуатации);
программу и методику испытаний;
эксплуатационные документы, предназначенные для использования при эксплуатации и обслуживании техники в процессе эксплуатации, подготовке оператора;
ремонтные документы, содержащие данные для проведения ремонтных работ на специализированных предприятиях (для ремонтопригодной техники).
3. Требования к применяемым материалам и изделиям:В конструкции НАТ должны использоваться стандартные серийно выпускаемые материалы и изделия, опыт применения и/или испытания которых показали их пригодность и надежность для использования в авиационной технике.
Технические характеристики применяемого транспортного средства должны удовлетворять условиям эксплуатации НАТ по мощности, маневренности.
Для самоходной НАТ надлежит применять стандартные агрегаты, узлы, органы управления, используемые в автомобилях.
Материалы и изделия, применяемые при производстве НАТ, должны подвергаться входному контролю.
4. Требования устойчивости к внешним воздействиям:НАТ должна конструироваться и изготавливаться из материалов и изделий, позволяющих эксплуатировать ее в умеренном и холодном климате.
Обозначение вида климатического исполнения, предельные значения климатических факторов, допустимые отклонения сроков службы и (или) других параметров изделий, а также дополнительные требования по обслуживанию изделий, связанные с ее эксплуатацией в осенне-зимний и весенне-летний периоды, должны содержаться в технической документации, в том числе эксплуатационной.
Узлы, агрегаты и механизмы НАТ, нормальная работа которых нарушается при попадании в них пыли, песка, атмосферных осадков, инея и росы, влиянии солнечной радиации и биологическом воздействии, должны иметь соответствующие предохранительные устройства (кожухи, чехлы, уплотнения и т.д.).
Противокоррозионная защита НАТ должна быть рассчитана на предохранение ее при эксплуатации и хранении, а также быть стойкой к рабочим жидкостям и газам.
5. Требования к маневренности:Технические возможности НАТ в общем случае должны обеспечивать выполнение регламентирующих положений схем их расстановки на аэродроме, а также схем подъезда, отъезда и маневрирования при обслуживании воздушных судов.
НАТ не должна терять проходимость и маневренность на снегу и льду, а ведущие колеса должны иметь достаточный зазор, допускающий установку и применение цепей.
Конструкция НАТ, предполагающей по своему функциональному назначению стыковку с воздушным судном (пассажирские трапы, доставщики бортового питания и т.д.), должна обеспечивать:
подъезд на малой скорости, без рывков, до мягкого соприкосновения амортизирующих устройств НАТ с облицовкой фюзеляжа воздушного судна;
управление подъездом и стыковкой одним оператором (водителем) с удобного места;
постоянное автоматическое совмещение высоты платформы с порогом люка воздушного судна.
6. Конструктивные требования:Конструкция НАТ должна обеспечить соответствие параметров и безопасность сопряжения с обслуживаемыми воздушными судами. Характеристики техники должны учитывать:
значение верхних и нижних точек обслуживания ВС по типам;
типоразмеры и технические характеристики применяемых наконечников, стыковочных фишек и других соединений с ВС;
габаритные и весовые характеристики загружаемых (заправляемых) грузов и жидкостей в ВС;
возможность удобного и безопасного размещения НАТ в зоне обслуживания;
исключение возможности неправильного подключения НАТ, а также больших усилий при фиксации заданных положений;
обеспечение характеристик подаваемых на борт жидкостей и газов в требуемых эксплуатационных пределах по давлению, температуре, тонкости фильтрации;
обеспечение требуемых параметров подаваемой электроэнергии и помехозащищенности.
НАТ должна быть оборудована стоками, отводными канавками и т.д. для удаления грязи.
При разработке конструкции конкретной НАТ должны учитываться рекомендации Международной ассоциации воздушного транспорта по соответствующим функциональным спецификациям.
7. Требования эргономики:Конструкция органов управления должна соответствовать принципам эргономики. Органы управления и сигнализации должны группироваться и располагаться с учетом удобства работы оператора на обычном рабочем месте или местах. При наличии более одного рабочего места, на каждом из них должны быть предусмотрены блокировочные устройства выключения органов управления на всех других местах.
Управление режимами работы НАТ должно быть логически простым, легкозапоминающимся и выполняться в минимальные сроки, не должно требовать постоянного внимания оператора для поддержания вновь установленного режима.
9. Требования к изготовлению и испытанию:Организация-изготовитель НАТ должна обладать производственными условиями, которые обеспечивают стабильность заявленных характеристик производимой техники, гарантировать качество ее изготовления и испытания.
Организация-изготовитель НАТ должна иметь документированную систему управления качеством.
Организация-изготовитель НАТ должна обеспечить контроль качества в процессе производства и проведение испытаний продукции.
В общем случае должны выполняться следующие процедуры:
разработка методик и инструкций контроля качества на этапах производства и проведения испытаний;
управление испытательным подразделением;
контроль и испытания в процессе производства;
контроль готовой продукции и испытания (приемочные и периодические), подтверждающие технические характеристики изделия;
ведение протоколов контроля и испытаний каждого изделия;
управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием, метрологическое обеспечение;
управление несоответствующей продукцией, изоляция брака;
корректирующие и предупреждающие действия;
управление регистрацией данных о качестве, внутренние проверки качества.
Организация-изготовитель НАТ должна документально подтверждать проведение в полном объеме приемочных испытаний каждого образца выпускаемой техники.
Приложение N 2
к Правилам (п. 8)
Руководителю Органа по сертификации ССГА
\r\n ________________________________________
\r\n
\r\n ЗАЯВКА
\r\n НА ПРОВЕДЕНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ НАЗЕМНОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
\r\n В СИСТЕМЕ СЕРТИФИКАЦИИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
\r\n РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
\r\n
\r\n1. _______________________________________________________________
\r\n (наименование предприятия-изготовителя, поставщика
\r\n (далее - заявитель)
\r\nЮридический адрес ________________________________________________
\r\nТелефон _____________ Факс _______________ Телекс ________________
\r\nв лице ___________________________________________________________
\r\n (Ф.И.О. руководителя)
\r\nзаявляет, что ____________________________________________________
\r\n (наименование техники, код ОКП, код ТН ВЭД)
\r\nпроизводимой серийно, партиями (каждое изделие - при единичном
\r\nпроизводстве) выпускаемая <*> по _________________________________
\r\n (наименование, реквизиты
\r\n документации изготовителя (ТУ,
\r\n стандарт и т.д.)
\r\nсоответствует требованиям ________________________________________
\r\n (наименование и обозначение
\r\n нормативных документов)
\r\nи просит провести сертификацию данной наземной авиационной техники
\r\nна соответствие требованиям нормативных документов Системы
\r\nсертификации в гражданской авиации Российской Федерации.
\r\n2. Заявитель:
\r\n выполняет установленные процедуры сертификации;
\r\n выполняет сертификационные требования;
\r\n оплачивает расходы по обязательной сертификации в соответствии
\r\nс действующим законодательством.
\r\n3. Дополнительные сведения _______________________________________
\r\n4. Приложения:
\r\n 1. Учредительные документы (копии), справка о деятельности
\r\nпредприятия.
\r\n 2. Основные технические характеристики, внешний вид техники.
\r\n 3. Руководство по эксплуатации техники.
\r\n
\r\nРуководитель предприятия _________________________________________
\r\n (подпись, инициалы, фамилия)
\r\n
\r\nГлавный бухгалтер ________________________________________________
\r\n (подпись, инициалы, фамилия)
\r\n
\r\nПечать Дата
\r\n
\r\nОтметка об оформлении Сертификата ________________________________
\r\n (регистрационный номер, дата,
\r\n подпись, Ф.И.О.)
\r\n
\r\n
\r\n <*> Если заявителем является продавец, то после слова
\r\n"выпускаемая" записывается "изготовителем".
\r\n
\r\n
\r\n
Приложение N 3
к Правилам (п. 9)
Руководителю Заявителя\r\n _________________________
\r\n
\r\n Руководителю
\r\n центра по сертификации,
\r\n испытательной лаборатории
\r\n (центра) ССГА
\r\n _________________________
\r\n
\r\n РЕШЕНИЕ
\r\n ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ ПО ЗАЯВКЕ НА ПРОВЕДЕНИЕ
\r\n СЕРТИФИКАЦИИ НАЗЕМНОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
\r\n
\r\nРассмотрев заявку ________________________________________________
\r\n (наименование заявителя, номер, дата заявки)
\r\nЮридический адрес ________________________________________________
\r\nТелефон _____________ Факс __________ Телекс _____________________
\r\nНа сертификацию __________________________________________________
\r\n (наименование, вид НАТ, код ОКП)
\r\nорган по сертификации принимает решение:
\r\n1. Провести сертификацию указанной НАТ по схеме __________________
\r\n (номер схемы
\r\n сертификации)
\r\nна соответствие требований _______________________________________
\r\n (перечень нормативных документов ССГА)
\r\n2. Поручить ______________________________________________________
\r\n (наименование центра по сертификации, испытательной
\r\n лаборатории (центра))
\r\nпроведение оценки (испытания) указанной наземной авиационной
\r\nтехники на соответствие установленным нормативным требованиям по
\r\nдоговору с Заявителем.
\r\n3. Центру по сертификации представить на утверждение комплексное
\r\nзаключение по результатам оценки соответствия.
\r\n
\r\nРуководитель Органа по сертификации ССГА _________________________
\r\n (Ф.И.О., подпись)
\r\n
\r\nРегистрационный N ____________
\r\nДата _________________________
\r\n
\r\n
Приложение N 4
к Правилам (п. 10)
При подаче заявки в орган по сертификации (приложение к заявке):
1. Учредительные документы (копии), справка о деятельности предприятия.
2. Основные технические характеристики, внешний вид техники.
3. Руководство по эксплуатации техники.
При выполнении сертификационных работ (по требованию центра по сертификации):
1. Структура управления предприятия-изготовителя; подразделения, ответственного за качество, сертификацию изделия.
2. Документ предприятия, устанавливающий функциональные и эксплуатационные требования, правила испытаний и приемки техники (стандарт, технические условия и т.п.).
3. Перечень стандартов, используемых при разработке изделия.
4. Копии имеющихся сертификатов, выданных в других системах сертификации.
5. Информация (справки) по изделию:
соблюдение требований пожарной безопасности;
техника безопасности при эксплуатации;
уровень внешнего и внутреннего шума, создаваемых радиопомех;
содержание вредных веществ на рабочем месте и выбросы в окружающую среду;
санитарное заключение;
климатическое исполнение техники (предельные температура, влажность, атмосферное давление);
сведения о воздействии внешних факторов (ветровая нагрузка, проходимость и др.);
надежность техники (установленный срок службы, наработка на отказ).
6. Копия титульного листа и оглавления документированной системы качества (при наличии).
7. Справка об организации входного контроля.
8. Копии чертежей общего вида, основных узлов, образцов технологических документов.
9. Копии заводских регистрационных документов, подтверждающих контроль изделия в процессе производства.
10. Копии протоколов заводских приемочных испытаний.
11. Перечень испытательных лабораторий, обслуживающих производство по кооперации, протоколы, отчеты о проведенных испытаниях.
12. Перечень организаций, проводящих метрологическое обслуживание контрольного, измерительного и испытательного оборудования.
13. Справка по организации сервисного обслуживания и ремонта изделий.
14. Перечень запасных частей на изделие.
15. Список основных потребителей техники, отзывы эксплуатирующих организаций.
Примечание. Документация должна быть выполнена на русском языке (с переводом на русский язык).
Приложение N 5
к Правилам (п. 11)
Приложение N 6
к Правилам (п. 17)
РЕШЕНИЕ
\r\n О ВОЗМОЖНОСТИ ВЫДАЧИ (ОБ ОТКАЗЕ В ВЫДАЧЕ)
\r\n СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ
\r\n
\r\n В соответствии с заявкой ____________________________________,
\r\n (наименование предприятия-заявителя,
\r\n номер, дата заявки)
\r\nпринятым по ней решением N ____ от "__" _________________ 200_ г.,
\r\nруководствуясь Положением о Системе сертификации в гражданской
\r\nавиации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минтранса
\r\nРоссии от 17.05.2001 N 88, проведена сертификация следующей
\r\nназемной авиационной техники:
\r\n__________________________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n На основании комплексного заключения от "__" _________ 200_ г.
\r\nо соответствии указанной НАТ требованиям нормативных документов
\r\nССГА, выполненного _______________________________________________
\r\n (наименование органа (центра)
\r\n по сертификации)
\r\nорган по сертификации ССГА принимает решение:
\r\n о выдаче сертификата соответствия на указанную НАТ со сроком
\r\nдействия до "__" _________ 200_ г.
\r\n об отказе в выдаче сертификата соответствия по причинам ______
\r\n__________________________________________________________________
\r\n В действие сертификата соответствия вводятся следующие
\r\nограничения, включаемые в "Карту данных" сертификата:
\r\n__________________________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n Инспекционный контроль за сертифицированной техникой проводить
\r\nв установленном порядке в соответствии со схемой сертификации с
\r\nпривлечением
\r\n_________________________________________________________________.
\r\n (наименование центра по сертификации, испытательной лаборатории
\r\n (центра))
\r\n
\r\nРуководитель Органа по сертификации ССГА _________________________
\r\n (Ф.И.О., подпись)
\r\n
\r\nРегистрационный N ________________
\r\n
\r\n Дата __________________
\r\n __________________
\r\n
- Главная
- ПРИКАЗ Минтранса РФ от 20.02.2003 N 19 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "СЕРТИФИКАЦИЯ НАЗЕМНОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ"