Последнее обновление: 19.05.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- ПРИКАЗ Минтранса РФ от 20.02.2003 N 19 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "СЕРТИФИКАЦИЯ НАЗЕМНОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ"

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАЗЕМНОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ
Настоящие требования предъявляются к наземной авиационной технике, обеспечивающей:
обслуживание пассажиров, багажа, почты и грузов;
техническое обслуживание воздушных судов;
эксплуатационное содержание и ремонт аэродромов;
авиатопливообеспечение.
НАТ должна обеспечить безопасность полетов, безопасность для жизни, здоровья авиапассажиров и авиационного персонала; сохранность воздушных судов, имущества авиапассажиров и авиапредприятий; охрану окружающей среды; техническую и технологическую совместимость с воздушными судами и другими объектами гражданской авиации, стабильность функциональных характеристик.
Требования к НАТ сгруппированы по следующим направлениям:
требования безопасности;
требования к технической документации;
требования к применяемым материалам и изделиям;
требования устойчивости к внешним воздействиям;
требования к маневренности;
конструктивные требования;
требования к изготовлению и испытанию.
1. Требования безопасности:В конструкцию наземной авиационной техники должны быть заложены основные компоненты безопасности, которые учитывают отрицательные факторы, действующие на перроне, например: плотность движения транспортных средств, воздействие погодных условий, работа в ночное время, шум от воздушного судна, затрудненная связь и т.д.
Площадки для работы персонала и проходы должны иметь поверхность, обеспечивающую хорошее сцепление, а также поручни или защитные ограждения. Лестницы, ступени, пандусы и т.п. должны изготавливаться из нескользких материалов.
Управление оборудованием и рабочие зоны должны обеспечиваться достаточным освещением.
Двери должны быть снабжены фиксаторами, удерживающими их в открытом и/или закрытом состоянии при ударе или напоре ветра.
Топливные баки по своему расположению должны быть максимально защищены от повреждения при столкновении.
НАТ, предназначенная для работы в зоне обслуживания воздушного судна (далее - ВС), должна быть укомплектована упорными колодками.
НАТ должна обеспечиваться защитным устройством для того, чтобы избежать любого неконтролируемого движения в случае выхода системы из строя.
На НАТ должны постоянно находиться замки безопасности или стойки, позволяющие производить обслуживание под платформами.
НАТ должна быть обеспечена предупредительными звуковыми сигналами, подаваемыми при подаче задним ходом.
Система тормозов должна обеспечивать остановку оборудования, как в порожнем, так и в полностью загруженном состоянии.
Конструкция НАТ должна предусматривать наличие приспособления для опломбирования кабин, крышек люков, горловин и т.д. в целях предотвращения несанкционированного доступа.
2. Требования к технической документации:Техническая документация, разрабатываемая производителем НАТ, должна включать:
ведомость спецификаций;
ведомость покупных изделий;
сборочные чертежи, схемы (электромонтажа, гидромонтажа, пневмомонтажа и др.);
технические условия (стандарт, техническое задание, иной нормативно-технический документ, содержащий требования, совокупность всех показателей, норм, правил и положений к технике, ее изготовлению, контролю, приемке, поставке и безопасной эксплуатации);
программу и методику испытаний;
эксплуатационные документы, предназначенные для использования при эксплуатации и обслуживании техники в процессе эксплуатации, подготовке оператора;
ремонтные документы, содержащие данные для проведения ремонтных работ на специализированных предприятиях (для ремонтопригодной техники).
3. Требования к применяемым материалам и изделиям:В конструкции НАТ должны использоваться стандартные серийно выпускаемые материалы и изделия, опыт применения и/или испытания которых показали их пригодность и надежность для использования в авиационной технике.
Технические характеристики применяемого транспортного средства должны удовлетворять условиям эксплуатации НАТ по мощности, маневренности.
Для самоходной НАТ надлежит применять стандартные агрегаты, узлы, органы управления, используемые в автомобилях.
Материалы и изделия, применяемые при производстве НАТ, должны подвергаться входному контролю.
4. Требования устойчивости к внешним воздействиям:НАТ должна конструироваться и изготавливаться из материалов и изделий, позволяющих эксплуатировать ее в умеренном и холодном климате.
Обозначение вида климатического исполнения, предельные значения климатических факторов, допустимые отклонения сроков службы и (или) других параметров изделий, а также дополнительные требования по обслуживанию изделий, связанные с ее эксплуатацией в осенне-зимний и весенне-летний периоды, должны содержаться в технической документации, в том числе эксплуатационной.
Узлы, агрегаты и механизмы НАТ, нормальная работа которых нарушается при попадании в них пыли, песка, атмосферных осадков, инея и росы, влиянии солнечной радиации и биологическом воздействии, должны иметь соответствующие предохранительные устройства (кожухи, чехлы, уплотнения и т.д.).
Противокоррозионная защита НАТ должна быть рассчитана на предохранение ее при эксплуатации и хранении, а также быть стойкой к рабочим жидкостям и газам.
5. Требования к маневренности:Технические возможности НАТ в общем случае должны обеспечивать выполнение регламентирующих положений схем их расстановки на аэродроме, а также схем подъезда, отъезда и маневрирования при обслуживании воздушных судов.
НАТ не должна терять проходимость и маневренность на снегу и льду, а ведущие колеса должны иметь достаточный зазор, допускающий установку и применение цепей.
Конструкция НАТ, предполагающей по своему функциональному назначению стыковку с воздушным судном (пассажирские трапы, доставщики бортового питания и т.д.), должна обеспечивать:
подъезд на малой скорости, без рывков, до мягкого соприкосновения амортизирующих устройств НАТ с облицовкой фюзеляжа воздушного судна;
управление подъездом и стыковкой одним оператором (водителем) с удобного места;
постоянное автоматическое совмещение высоты платформы с порогом люка воздушного судна.
6. Конструктивные требования:Конструкция НАТ должна обеспечить соответствие параметров и безопасность сопряжения с обслуживаемыми воздушными судами. Характеристики техники должны учитывать:
значение верхних и нижних точек обслуживания ВС по типам;
типоразмеры и технические характеристики применяемых наконечников, стыковочных фишек и других соединений с ВС;
габаритные и весовые характеристики загружаемых (заправляемых) грузов и жидкостей в ВС;
возможность удобного и безопасного размещения НАТ в зоне обслуживания;
исключение возможности неправильного подключения НАТ, а также больших усилий при фиксации заданных положений;
обеспечение характеристик подаваемых на борт жидкостей и газов в требуемых эксплуатационных пределах по давлению, температуре, тонкости фильтрации;
обеспечение требуемых параметров подаваемой электроэнергии и помехозащищенности.
НАТ должна быть оборудована стоками, отводными канавками и т.д. для удаления грязи.
При разработке конструкции конкретной НАТ должны учитываться рекомендации Международной ассоциации воздушного транспорта по соответствующим функциональным спецификациям.
7. Требования эргономики:Конструкция органов управления должна соответствовать принципам эргономики. Органы управления и сигнализации должны группироваться и располагаться с учетом удобства работы оператора на обычном рабочем месте или местах. При наличии более одного рабочего места, на каждом из них должны быть предусмотрены блокировочные устройства выключения органов управления на всех других местах.
Управление режимами работы НАТ должно быть логически простым, легкозапоминающимся и выполняться в минимальные сроки, не должно требовать постоянного внимания оператора для поддержания вновь установленного режима.
9. Требования к изготовлению и испытанию:Организация-изготовитель НАТ должна обладать производственными условиями, которые обеспечивают стабильность заявленных характеристик производимой техники, гарантировать качество ее изготовления и испытания.
Организация-изготовитель НАТ должна иметь документированную систему управления качеством.
Организация-изготовитель НАТ должна обеспечить контроль качества в процессе производства и проведение испытаний продукции.
В общем случае должны выполняться следующие процедуры:
разработка методик и инструкций контроля качества на этапах производства и проведения испытаний;
управление испытательным подразделением;
контроль и испытания в процессе производства;
контроль готовой продукции и испытания (приемочные и периодические), подтверждающие технические характеристики изделия;
ведение протоколов контроля и испытаний каждого изделия;
управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием, метрологическое обеспечение;
управление несоответствующей продукцией, изоляция брака;
корректирующие и предупреждающие действия;
управление регистрацией данных о качестве, внутренние проверки качества.
Организация-изготовитель НАТ должна документально подтверждать проведение в полном объеме приемочных испытаний каждого образца выпускаемой техники.
Приложение N 2
к Правилам (п. 8)
- Главная
- ПРИКАЗ Минтранса РФ от 20.02.2003 N 19 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "СЕРТИФИКАЦИЯ НАЗЕМНОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ"