Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.07.2004 N 391 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ МОРСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВО ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ, В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ И НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В ПУНКТ 9 ПОРЯДКА СОЗДАНИЯ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННЫХ ОСТРОВОВ, СООРУЖЕНИЙ И УСТАНОВОК ВО ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ И В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ МОРСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВО ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ, В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ И НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, включая порядок представления запросов на проведение указанных исследований (далее - запросы), их оценки и принятия по ним решений.
Настоящие Правила не распространяются на прикладные научно-исследовательские работы, направленные на изучение, разведку и промысел живых ресурсов, а также на изучение, разведку и разработку неживых ресурсов указанных морских районов.
2. Морские научные исследования могут проводиться:
а) федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с установленными для этих органов функциями и сферами ведения, а также гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами (далее - российские заявители);
б) иностранными государствами и компетентными международными организациями, а также иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, уполномоченными иностранными государствами или компетентными международными организациями (далее - иностранные заявители).
3. Основанием для проведения морских научных исследований является разрешение, выдаваемое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере научной, научно-технической деятельности (далее соответственно - разрешение, федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям).
4. Наличие у российского или иностранного заявителя лицензии на осуществление определенного вида деятельности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, не является основанием для осуществления морских научных исследований без разрешения.
5. В случае если район морских научных исследований частично находится во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации, такие исследования во всем районе, в том числе в части, которая находится за пределами территориального моря Российской Федерации, осуществляются в порядке, определенном настоящими Правилами для внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.
6. Размещение и использование во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации научно-исследовательских установок и оборудования любого типа, за исключением непосредственно предназначенных для проведения исследований неживых или живых ресурсов, а также обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для проведения морских научных исследований в указанных морских районах. При этом такие установки и оборудование должны нести опознавательные знаки с указанием государства регистрации или компетентной международной организации, которой они принадлежат, а также иметь надлежащие согласованные в международном порядке средства предупреждения для обеспечения безопасности морской и воздушной навигации с учетом норм и стандартов, установленных компетентными международными организациями.
7. В случае если морские научные исследования осуществляются в районах, покрытых льдом, на них распространяются положения соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность в указанных районах.
8. Таможенное оформление и таможенный контроль оборудования, припасов и транспортных средств при перемещении через таможенную границу Российской Федерации производятся в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.
II. Представление и рассмотрение запросов российских заявителей9. Российский заявитель не позднее чем за 6 месяцев до начала года проведения морских научных исследований представляет в федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям запрос по форме согласно приложению N 1. При этом на каждый проект морских научных исследований запрос направляется в 8 экземплярах с приложением электронной копии на магнитном носителе, составленной в одном из общепринятых текстовых редакторов.
10. К запросу прилагаются:
а) подробная карта (схема) каждого района морских научных исследований, которая составляется в одной из общепринятых картографических проекций и на которую наносятся:
географическая сетка координат;
границы района морских научных исследований;
маршрут движения судна (другого транспортного средства) в период выполнения морских научных исследований;
пункты постановки автономных измерительных средств, используемых в морских научных исследованиях;
б) удостоверенные в нотариальном порядке копии лицензий на осуществление видов деятельности, предусмотренных программой морских научных исследований и подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) информация о формах и степени участия в морских научных исследованиях иностранных граждан, иностранных юридических лиц или международных организаций - если такое участие предполагается;
г) информация о последнем морском научном исследовании, которое заявитель осуществил во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации, включающая в себя:
дату и номер разрешения федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям, на основании которого осуществлялось морское научное исследование;
название морского научного исследования;
название судна (тип транспортного средства), на котором выполнено морское научное исследование;
географические координаты района морского научного исследования;
срок проведения морского научного исследования;
документы, подтверждающие представление в государственные научные организации Российской Федерации образцов и копий данных, полученных в результате проведения указанного морского научного исследования, либо объясняющие причину непредставления образцов и копий данных, при этом указываются возможные сроки такого представления;
д) иные материалы, относящиеся к морским научным исследованиям, на проведение которых запрашивается разрешение, и поясняющие такие исследования.
11. Запросы, оформленные с нарушением настоящих Правил, не рассматриваются, о чем федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям сообщает российскому заявителю в течение 10 дней с даты получения запроса.
12. В случае если в соответствии с программой морских научных исследований планируется прокладка подводных кабелей и трубопроводов, а также бурение в научно-исследовательских целях, российские заявители направляют в федеральный орган исполнительной власти в области геологии и использования недр соответствующую заявку. Указанная заявка, направляемая одновременно с запросом, рассматривается в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Запрос на проведение таких морских научных исследований рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 22-29 настоящих Правил.
13. Федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям на основании запросов, принятых к рассмотрению, ежегодно формирует проект плана морских научных исследований по форме согласно приложению N 2 (далее - план).
14. Проект плана вместе с запросами федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям не позднее чем за 4 месяца до начала года проведения морских научных исследований направляет для согласования в федеральные органы исполнительной власти в области обороны, безопасности, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, охраны окружающей среды, геологии и использования недр, рыболовства, гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды, таможенного дела. Проект плана и запросы согласовываются с другими федеральными органами исполнительной власти, если необходимость такого согласования вытекает из характера запроса и компетенции соответствующего федерального органа исполнительной власти.
15. Федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 14 настоящих Правил, представляют в федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям заключения в отношении морских научных исследований, входящих в проект плана, и в отношении проекта плана в целом не позднее чем через 45 дней с даты получения ими указанных документов. Если в течение указанного срока федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям не получил от соответствующего федерального органа исполнительной власти мотивированное заключение, считается, что его согласие получено.
16. Из проекта плана исключаются морские научные исследования, в отношении которых:
а) по мнению федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям или по заключениям федеральных органов исполнительной власти, полученным в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, требуется представление дополнительной информации;
б) по заключению федерального органа исполнительной власти в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, полученному в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, требуется проведение экспертизы указанных в запросе иностранных технических средств исследований, предусмотренной Положением о размещении и использовании на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации иностранных технических средств наблюдения и контроля, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 633;
в) заявитель по собственной инициативе после того, как проект плана был направлен на согласование, представил в федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям информацию об изменении сведений, указанных в запросе, или дополнительную информацию по такому запросу;
г) федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил получил противоречивые или немотивированные заключения федеральных органов исполнительной власти.
17. Запросы, предусмотренные подпунктами "а" - "в" пункта 16 настоящих Правил, рассматриваются в порядке, предусмотренном пунктами 24-29 настоящих Правил. Срок рассмотрения таких запросов исчисляется с даты получения федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям дополнительной информации (изменений запроса, результатов экспертизы). При этом запросы, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, не требуют согласования с федеральным органом исполнительной власти в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
18. Каждый запрос, в отношении которого федеральными органами исполнительной власти были вынесены противоречивые или немотивированные заключения, рассматривается на совещании представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти под председательством руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям. Совещание проводится не позднее 2 месяцев с даты утверждения плана.
19. План, согласованный в порядке, установленном пунктами 13-16 настоящих Правил, утверждается приказом руководителя федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям и в течение 10 дней с даты утверждения направляется в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 14 настоящих Правил.
20. Федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям не позднее чем за 2 месяца до начала года проведения морских научных исследований направляет заявителю соответствующее разрешение, выданное на основании плана и оформленное на бланке федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям по форме согласно приложению N 3, либо уведомляет его:
а) об отказе в выдаче разрешения;
б) о необходимости представления дополнительной информации в отношении морских научных исследований;
в) о необходимости проведения предусмотренной подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил экспертизы иностранных технических средств исследований, указанных в запросе;
г) о несоответствии информации, указанной в запросе, характеру и целям морских научных исследований, а также методам их проведения;
д) о дате и месте проведения совещания, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил.
21. Копии разрешения направляются в федеральные органы исполнительной власти в области безопасности, обороны, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, геологии и использования недр.
III. Исключительный порядок представления и рассмотрения запросов российских заявителей22. Запросы российских заявителей могут быть рассмотрены в исключительном порядке, в случае если:
а) в силу объективных обстоятельств запрос не был представлен в сроки, предусмотренные пунктом 9 настоящих Правил;
б) в соответствии с программой морских научных исследований планируется прокладка подводных кабелей и трубопроводов, а также бурение в научно-исследовательских целях;
в) в соответствии с программой морских научных исследований планируется создание в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов, сооружений и установок.
23. Запросы, предусмотренные пунктом 22 настоящих Правил, представляются в федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям не позднее чем за 4 месяца до предполагаемой даты начала морских научных исследований. Запрос представляется в соответствии с пунктами 9-12, подпунктом "а" пункта 68 и подпунктом "а" пункта 69 настоящих Правил.
24. Запросы, принятые к рассмотрению федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям, направляются для согласования в другие федеральные органы исполнительной власти, предусмотренные пунктом 14, подпунктом "а" пункта 68 и подпунктом "а" пункта 69 настоящих Правил.
25. Федеральные органы исполнительной власти, предусмотренные пунктом 24 настоящих Правил, представляют в федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям свои заключения по запросам не позднее чем через 45 дней с даты получения ими запроса. Если в течение указанного срока федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям не получил от соответствующего федерального органа исполнительной власти мотивированное заключение, считается, что его согласие получено.
26. Запросы, в отношении которых федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил получил противоречивые или немотивированные заключения, рассматриваются на совещании представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти под председательством руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям. Совещание созывается не позднее чем за 40 дней до начала проведения морских научных исследований с уведомлением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти о дате и месте проведения совещания не позднее чем за 5 дней до его проведения.
27. Федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям не позднее чем за 35 дней до начала проведения морских научных исследований направляет российскому заявителю:
а) разрешение, выданное на основании согласований, предусмотренных пунктами 24-26 настоящих Правил;
б) уведомление об отказе в выдаче разрешения;
в) уведомление о необходимости представления дополнительной информации в отношении морских научных исследований, на осуществление которых сделан запрос;
г) уведомление о необходимости проведения предусмотренной подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил экспертизы иностранных технических средств исследований, указанных в запросе.
28. Срок рассмотрения запроса исчисляется с даты получения федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям от российского заявителя:
а) дополнительной информации - если по мнению федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям или по заключению соответствующего федерального органа исполнительной власти, полученному в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, требуется дополнительная информация;
б) результатов экспертизы - если по заключению федерального органа исполнительной власти в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, полученному в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, требуется экспертиза указанных в запросе иностранных технических средств исследований, предусмотренная подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил;
в) изменения сведений, указанных в запросе, - если заявитель по собственной инициативе представил в федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям информацию об изменении сведений, указанных в запросе, или дополнительную информацию к нему.
29. Копии разрешения или уведомления об отказе в выдаче разрешения направляются в федеральные органы исполнительной власти в области безопасности, обороны, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, геологии и использования недр.
IV. Представление и рассмотрение запросов иностранных заявителей30. Иностранный заявитель не позднее чем за 6 месяцев до предполагаемой даты начала проведения исследований по дипломатическим каналам, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, представляет в федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям запрос по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, на русском языке и языке заявителя.
31. К запросу иностранного заявителя прилагаются:
а) подробная карта (схема) каждого района морских научных исследований, которая составляется в одной из общепринятых картографических проекций и на которую наносятся:
географическая сетка координат;
границы района морских научных исследований;
маршрут движения судна (иного транспортного средства) в период выполнения морских научных исследований;
пункты постановки автономных измерительных средств, используемых в морских научных исследованиях;
б) информация о последнем морском научном исследовании, которое иностранный заявитель осуществил во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации, включающая в себя:
дату и номер разрешения федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям, на основании которого осуществлялось морское научное исследование;
название морского научного исследования;
название судна (тип транспортного средства), на котором выполнено морское научное исследование;
географические координаты района морского научного исследования;
срок проведения морского научного исследования;
документы, подтверждающие представление в государственные научные организации Российской Федерации образцов и копий данных, полученных в результате проведения указанного морского научного исследования, либо объясняющие причину непредставления образцов и копий данных, при этом указываются возможные сроки такого представления;
в) информация о формах и степени участия граждан Российской Федерации и российских юридических лиц в морских научных исследованиях;
г) иные материалы, относящиеся к морским научным исследованиям, на проведение которых запрашивается разрешение, и поясняющие такие исследования.
32. В случае если в соответствии с программой морских научных исследований планируется прокладка подводных кабелей и трубопроводов, а также бурение в научно-исследовательских целях, иностранные заявители направляют в федеральный орган исполнительной власти в области геологии и использования недр соответствующую заявку. Указанная заявка, направляемая одновременно с запросом, рассматривается в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
33. В случае представления иностранным заявителем дополнительной информации в отношении морских научных исследований по требованию федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям или по собственной инициативе срок рассмотрения такого запроса исчисляется со дня получения этим органом указанной информации.
34. Запрос иностранного заявителя, принятый к рассмотрению федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям, направляется для согласования в федеральные органы исполнительной власти в области обороны, безопасности, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, охраны окружающей среды, геологии и использования недр, рыболовства, гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды, а также в федеральный орган исполнительной власти в области таможенного дела в случае, если морские научные исследования осуществляются в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящих Правил. Запрос согласовывается с другими федеральными органами исполнительной власти, если необходимость такого согласования вытекает из характера запроса и компетенции соответствующего федерального органа исполнительной власти.
35. Федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям по дипломатическим каналам в течение 4 месяцев с даты получения запроса направляет иностранному заявителю разрешение, оформленное на бланке федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям по форме, предусмотренной приложением N 3 к настоящим Правилам, либо уведомление:
а) об отказе в выдаче разрешения;
б) о необходимости представления дополнительной информации в отношении морских научных исследований;
в) о несоответствии информации, указанной в запросе, характеру и целям морских научных исследований, а также методам их проведения.
36. Копии разрешения или уведомления об отказе в выдаче разрешения направляются в федеральные органы исполнительной власти в области обороны, безопасности, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, геологии и использования недр.
37. В случае если федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям не направил иностранному заявителю в порядке, предусмотренном пунктом 35 настоящих Правил, соответственно разрешение или уведомление, то за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, иностранный заявитель может приступать к проведению морских научных исследований в сроки, указанные в запросе, но не ранее чем по истечении 6 месяцев с даты направления запроса или дополнительной информации, указанной в пункте 33 настоящих Правил.
V. Основания для отказа в выдаче разрешения38. Российским и иностранным заявителям может быть отказано в выдаче разрешения, если вызывает сомнение исключительно мирный характер этих исследований, а также если эти исследования:
а) имеют непосредственное отношение к изучению, поиску, разведке и разработке неживых ресурсов или к изучению, разведке и промыслу живых ресурсов;
б) несовместимы с требованиями защиты морской среды, живых или неживых ресурсов;
в) включают буровые работы на континентальном шельфе, использование взрывчатых веществ, пневмоустройств или привнесение вредных веществ в морскую среду;
г) включают строительство, эксплуатацию или использование искусственных островов, установок и сооружений;
д) создают неоправданные помехи деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществление своих суверенных прав и юрисдикции в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.
39. Российским и иностранным заявителям может быть отказано в выдаче разрешения, если морские научные исследования не соответствуют информации о характере или целях исследований, указанных в запросе.
40. Российским и иностранным заявителям может быть отказано в выдаче разрешения, если они имеют не выполненные перед Российской Федерацией обязательства, вытекающие из ранее проведенных морских научных исследований.
41.Российскому и иностранному заявителю не может быть отказано в выдаче разрешения со ссылкой на подпункт "а" пункта 38 настоящих Правил, если морские научные исследования, на проведение которых сделан запрос, предполагается провести на континентальном шельфе Российской Федерации в районе за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, за исключением районов, в которых по объявлению Правительства Российской Федерации ведутся или будут вестись региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведка или разработка неживых ресурсов либо изучение, разведка или промысел живых ресурсов. Информация о таких районах публикуется в "Извещениях мореплавателям".
VI. Особенности проведения компетентными международными организациями морских научных исследований в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации42. В случае если компетентная международная организация, членом которой является Российская Федерация или которая имеет двусторонний договор с Российской Федерацией, планирует осуществить морские научные исследования в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации, до официального обсуждения и утверждения проекта таких исследований федеральный орган исполнительной власти, в чью компетенцию входит сотрудничество с этой организацией, согласовывает с федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям, федеральными органами исполнительной власти в области обороны, безопасности, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, иностранных дел и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти позицию Российской Федерации по этому вопросу.
43. В случае если Российская Федерация одобрила проект морских научных исследований, указанных в пункте 42 настоящих Правил, или выразила желание в нем участвовать, компетентная международная организация не позднее чем за 6 месяцев до предполагаемой даты начала проведения исследований по дипломатическим каналам направляет в федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям информацию о сроках и районе их осуществления, а также о непосредственном руководителе исследований на судне (другом транспортном средстве), которая рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 32-34 настоящих Правил.
44. В случае если федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям не представил компетентной международной организации в течение 4 месяцев с даты получения информации, указанной в пункте 43 настоящих Правил, возражения относительно сроков и района проведения морских научных исследований, по истечении согласованного срока компетентная международная организация может приступить к проведению исследований в соответствии с утвержденной программой и настоящими Правилами. Положения данного пункта не распространяются на морские научные исследования, осуществляемые в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.
VII. Обязанности заявителя, получившего разрешение45. Российский заявитель, получивший разрешение, направляет в указанные в разрешении территориальные управления (органы) федеральных органов исполнительной власти в области безопасности и противодействия техническим разведкам и технической защиты информации и в штаб флота (флотилии) Военно-Морского Флота:
не позднее чем за 30 дней до начала проведения морских научных исследований - информацию о программе исследований, сроках их выполнения, а также список иностранных граждан, непосредственно участвующих в исследованиях;
не позднее чем за 5 дней до начала исследований - информацию об их начале;
в день окончания исследований - информацию об их окончании.
46. Российские и иностранные заявители, а также руководители морских научных исследований и капитаны судов, на которых эти исследования осуществляются, обязаны в ходе исследований:
а) обеспечивать выполнение настоящих Правил, законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации;
б) обеспечивать беспрепятственный доступ на судно, исследовательский объект или в места расположения экспедиции на берегу или льду должностных лиц федеральных органов исполнительной власти в области безопасности, геологии и использования недр, охраны окружающей среды, горного и промышленного надзора, рыболовства, таможенного дела для осмотра оборудования и технических средств, предназначенных для выполнения исследований, а также средств, обеспечивающих экологическую безопасность и охрану окружающей среды от загрязнения, в целях установления их соответствия информации, указанной в запросе, и сопровождать осмотр необходимыми пояснениями;
в) регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации, указанными в разрешении;
г) немедленно информировать федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям о любых, в том числе предполагаемых и вызванных чрезвычайными обстоятельствами, изменениях программы исследований, о перерывах в выполнении исследований, вынужденных отклонениях от маршрута или задержках на маршруте, а также о возведении и демонтаже в процессе исследований научно-исследовательских объектов, об установке (свертывании) навигационного, геофизического, гидроакустического и иного оборудования. Российские заявители направляют данную информацию также в территориальные управления (органы) федеральных органов исполнительной власти в области безопасности и противодействия техническим разведкам и технической защиты информации и в штаб флота (флотилии) Военно-Морского Флота, указанные в разрешении;
д) представлять, как только это становится возможным, копии данных метеорологических, гидрологических, гидрохимических, гидробиологических наблюдений, наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также других наблюдений, предусмотренных разрешением, в государственные фонды данных Российской Федерации, места нахождения которых указываются в разрешении;
е) при наличии на исследовательских судах, летательных аппаратах, установках и сооружениях необходимого оборудования передавать в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации в основные международные синоптические сроки через береговой радиоцентр (береговую радиостанцию) в ближайший гидрометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических, гидрологических и аэрологических наблюдений, если такие наблюдения предусмотрены разрешением, сообщать об обнаруженных случаях загрязнения морской среды нефтью, токсичными веществами, мусором и сточными водами;
ж) не создавать неоправданных помех деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществление своих суверенных прав и юрисдикции.
47. Российские и иностранные заявители обязаны за счет собственных средств обеспечить участие в проводимых ими морских научных исследованиях представителей Российской Федерации, специально уполномоченных федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям для контроля за соблюдением условий разрешения (далее - представители Российской Федерации), в том числе:
а) размещение и полное обеспечение на борту исследовательских судов, летательных аппаратов, на установках и сооружениях наравне с командным (руководящим) составом;
б) доступ к оборудованию и техническим средствам, предназначенным для выполнения морских научных исследований, в целях установления их соответствия информации, указанной в запросе, а также к средствам связи;
в) доступ ко всем данным и образцам, полученным в ходе морских научных исследований, и в случаях, предусмотренных разрешением, - получение данных, с которых можно сделать копии, и образцов, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности.
48. После завершения морских научных исследований заявители обязаны:
а) представлять, как только это становится возможным, в федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям предварительный отчет о выполненных исследованиях, а не позднее 3 месяцев с даты завершения морских научных исследований - окончательный отчет. Указанные материалы представляются иностранными заявителями на русском языке и на языке заявителя;
б) представлять в федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям информацию о передаче данных и образцов, предусмотренных пунктами 56 и 71 настоящих Правил;
в) удалять установки, сооружения и устройства по завершении морских научных исследований, если иное не предусмотрено разрешением на их проведение.
VIII. Порядок изменения программы морских научных исследований49. В случае если до начала морских научных исследований у российского или иностранного заявителя возникла необходимость внесения изменений в программу исследований или в условия их проведения, указанные в разрешении, он должен согласовать такие изменения с федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям.
50. Изменение программы морских научных исследований считается согласованным, если федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям, подтвердив получение уведомления о внесении изменений, не сообщит о своих возражениях в течение 60 дней с даты получения уведомления.
51. Федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям согласовывает свое решение о возможности внесения изменений с федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 14 настоящих Правил, в зависимости от характера изменений.
Изменение сроков проведения исследований, замена используемых или включение дополнительных транспортных средств, принадлежащих иностранным заявителям, расширение района исследований или включение дополнительных районов, а также расширение программы исследований согласовываются с федеральными органами исполнительной власти в области обороны, безопасности, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
52. Заключения федеральных органов исполнительной власти о возможности внесения изменений, указанных в пункте 49 настоящих Правил, представляются в федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям не позднее 40 дней с даты получения ими соответствующей информации. Если в течение указанного срока федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям не получил от соответствующего федерального органа исполнительной власти мотивированное заключение, считается, что его согласие на внесение изменений получено.
53. В случае если в ходе осуществления морских научных исследований возникли чрезвычайные обстоятельства, вследствие которых необходимо внести изменения в программу исследований или в условия их проведения, указанные в разрешении, то российский или иностранный заявитель, непосредственный руководитель исследований или капитан судна немедленно направляет соответствующую информацию в федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям, в указанные в разрешении территориальные управления (органы) федеральных органов исполнительной власти в области безопасности и противодействия техническим разведкам и технической защиты информации и в штаб флота (флотилии) Военно-Морского Флота.
54. В случае если в течение 3 дней с даты получения информации о необходимости внесения изменений, предусмотренных пунктом 53 настоящих Правил, территориальные управления (органы) федеральных органов исполнительной власти в области безопасности, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации или штаб флота (флотилии) Военно-Морского Флота не сообщат в федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям свое заключение о возможности внесения таких изменений, считается, что их согласие получено.
55. Изменения считаются согласованными, если федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям, подтвердив получение информации о предполагаемых изменениях, не сообщит о своих возражениях в течение 5 дней с даты ее получения.
IX. Передача данных и образцов, полученных в ходе морских научных исследований, и опубликование результатов56. Полученные в ходе морских научных исследований данные, с которых можно сделать копии, образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности (за исключением переданных представителю Российской Федерации в порядке, предусмотренном подпунктом "в" пункта 47 настоящих Правил), окончательные результаты их обработки, а также заключения по этим исследованиям российские и иностранные заявители обязаны представлять в государственные научные организации Российской Федерации, места нахождения которых указываются в разрешении.
57. Иностранные заявители, проводившие морские научные исследования и передавшие Российской Федерации все полученные данные, через национальные или международные каналы обеспечивают международному сообществу доступ к результатам исследований, за исключением тех, которые касаются сведений, указанных в подпункте "а" пункта 38 настоящих Правил. Эти сведения могут быть опубликованы с согласия Правительства Российской Федерации.
X. Приостановление или прекращение морских научных исследований58. Морские научные исследования, проводимые с нарушениями настоящих Правил, могут быть приостановлены по решению федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям, органов охраны или представителей Российской Федерации, указанных в пункте 47 настоящих Правил, либо прекращены по решению федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям.
59. Морские научные исследования могут быть приостановлены, если они проводятся:
а) с изменившим проект морских научных исследований отступлением от сведений, указанных в запросе или в информации, предусмотренной пунктом 43 настоящих Правил;
б) без соблюдения заявителем своих обязательств перед Российской Федерацией, предусмотренных настоящими Правилами.
60. Возобновление морских научных исследований осуществляется по письменному указанию федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям после устранения в установленные сроки допущенных нарушений и представления в федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям, орган охраны или представителю Российской Федерации, указанному в пункте 47 настоящих Правил, принявшим решение о приостановлении морских научных исследований, письменного обязательства о том, что в дальнейшем подобные нарушения допускаться не будут.
61. Морские научные исследования подлежат немедленному прекращению, если:
а) они проводятся без разрешения на их проведение, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 37 и 44 настоящих Правил;
б) российский или иностранный заявитель возобновил приостановленные морские научные исследования, не устранив в установленные сроки нарушения, из-за которых указанные исследования были приостановлены.
XI. Контроль за проведением морских научных исследований62. Контроль за проведением морских научных исследований осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области безопасности, геологии и использования недр, охраны окружающей среды, рыболовства и их территориальными органами путем наблюдения и инспектирования, а также федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям путем направления представителя Российской Федерации, предусмотренного пунктом 47 настоящих Правил.
XII. Порядок создания искусственных островов, сооружений и установок в целях морских научных исследований63. В случае если программа морских научных исследований предусматривает создание в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов, сооружений и установок (далее - установки), запрос российского или иностранного заявителя направляется и рассматривается в порядке, предусмотренном соответственно пунктами 22-29 и 30-37 настоящих Правил. При этом в рассмотрении и согласовании запросов принимает участие федеральный орган исполнительной власти в области таможенного дела.
64. Кроме информации, представляемой в соответствии с пунктами 9, 10, 30 и 31 настоящих Правил, к запросу прилагаются:
а) информация о цели, назначении и географических координатах установки;
б) информация о судах и иных плавучих средствах, которые предполагается использовать при выполнении работ;
в) предпроектная документация создаваемой установки, включающая технологические методы и технические средства проведения проектируемых работ;
г) положительное заключение государственной экологической экспертизы в отношении представленной предпроектной документации;
д) сроки начала и окончания работ по созданию установки, а также сроки начала и окончания ее использования;
е) меры по предупреждению или снижению возможного ущерба морской среде, живым и неживым ресурсам, включая создание замкнутых систем технического водоснабжения, плавучих или стационарных очистных сооружений и средств для приема нефтесодержащих вод и других вредных веществ;
ж) перечень мероприятий по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций;
з) сведения о средствах связи (мощность радиопередатчика, частоты, международные позывные), которые будут использоваться при эксплуатации установки.
65. Федеральный орган исполнительной власти в области обороны по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области безопасности и транспорта устанавливает вокруг установок зоны безопасности протяженностью не более 500 метров от каждой точки внешнего края установки и определяет меры по обеспечению безопасности судоходства и установок. Установки не создаются на признанных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства. Информацию о создании установок, о зонах безопасности вокруг них и о мерах безопасности федеральный орган исполнительной власти в области обороны публикует в "Извещениях мореплавателям".
66. Права и полномочия федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов (за исключением федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям) по контролю за осуществлением морских научных исследований, предусмотренных пунктом 63 настоящих Правил, в части приостановления, прекращения и возобновления таких исследований распространяются на федеральный орган исполнительной власти в области таможенного дела и его территориальные органы.
67. После завершения морских научных исследований, предусмотренных пунктом 63 настоящих Правил, российский или иностранный заявитель направляет информацию о полном или частичном удалении установок с указанием глубины, географических координат, размеров установок, которые удалены не полностью, в федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям, а также в федеральный орган исполнительной власти в области обороны для опубликования в "Извещениях мореплавателям".
XIII. Особенности проведения морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации или с использованием береговой инфраструктуры68. В случае если морские научные исследования осуществляются во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации:
а) российский заявитель направляет запрос в 9 экземплярах, а также электронную копию запроса на магнитном носителе, составленную в одном из общепринятых текстовых редакторов, в федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям, который рассматривает запрос в порядке, предусмотренном пунктами 10-21 и 22-29 настоящих Правил, при этом в рассмотрении и согласовании запроса участвует федеральный орган исполнительной власти в области таможенного дела;
б) иностранным заявителем может быть иностранное государство или компетентная международная организация, которые имеют с Российской Федерацией соответствующий международный договор, а также компетентная международная организация, членом которой является Российская Федерация. Иностранный заявитель направляет запрос в федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям, который рассматривает его в порядке, предусмотренном пунктами 30-36 настоящих Правил, при этом в рассмотрении и согласовании запроса участвует федеральный орган исполнительной власти в области таможенного дела;
в) права и полномочия федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов (за исключением федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям) по контролю за осуществлением морских научных исследований, предусмотренных настоящим пунктом, в части приостановления, прекращения и возобновления таких исследований распространяются на федеральный орган исполнительной власти в области таможенного дела и его территориальные органы;
г) российским и иностранным заявителям может быть отказано в выдаче разрешения по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "г" пункта 38, в пунктах 39 и 40 настоящих Правил, а также если такое исследование:
создает или может создать угрозу безопасности Российской Федерации;
несовместимо с требованиями защиты окружающей среды, в том числе живых или неживых ресурсов;
включает буровые работы на морском дне внутренних морских вод и территориального моря, использование взрывчатых веществ, пневмоустройств или привнесение вредных веществ в морскую среду;
создает помехи деятельности, проводимой Российской Федерацией во внутренних морских водах и в территориальном море;
д) создание установок в целях морских научных исследований осуществляется в соответствии с Порядком создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2000 г. N 44.
69. В случае если морские научные исследования частично осуществляются на побережье Российской Федерации или с использованием ее береговой инфраструктуры:
а) российский заявитель направляет запрос в 10 экземплярах, а также электронную копию запроса на магнитном носителе, составленную в одном из общепринятых текстовых редакторов, в федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям, который рассматривает запрос в порядке, предусмотренном пунктами 10-21 и 22-29 настоящих Правил, при этом в рассмотрении и согласовании запроса принимают участие федеральный орган исполнительной власти в области таможенного дела и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых примыкают к району проведения морских научных исследований или используются для этого;
б) иностранным заявителем может быть иностранное государство или компетентная международная организация, которые имеют с Российской Федерацией соответствующий международный договор, а также компетентная международная организация, членом которой является Российская Федерация. Иностранный заявитель направляет запрос в федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям, который рассматривает его в порядке, предусмотренном пунктами 30-36 настоящих Правил, при этом в рассмотрении и согласовании запроса участвуют федеральный орган исполнительной власти в области таможенного дела и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых примыкают к району проведения морских научных исследований или используются для этого;
в) права и полномочия федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов (за исключением федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям) по контролю за осуществлением морских научных исследований, предусмотренных настоящим пунктом, в части приостановления, прекращения и возобновления таких исследований распространяются на федеральный орган исполнительной власти в области таможенного дела и его территориальные органы, а также на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых примыкают к району проведения морских научных исследований или используются для этого.
70. Морские научные исследования, указанные в пунктах 68 и 69 настоящих Правил, подлежат немедленному прекращению в случае, если они проводятся:
а) без разрешения;
б) с изменившим проект морских научных исследований отступлением от сведений, представленных в запросе;
в) без соблюдения российскими или иностранными заявителями своих обязательств перед Российской Федерацией.
71. Полученные в ходе морских научных исследований данные и образцы (за исключением переданных представителю Российской Федерации в порядке, предусмотренном подпунктом "в" пункта 47 настоящих Правил), окончательные результаты обработки указанных данных и образцов, а также заключения по этим исследованиям российские и иностранные заявители обязаны представлять в государственные научные организации Российской Федерации, места нахождения которых указываются в разрешении. Окончательные результаты и заключения иностранные заявители передают на русском языке и на языке заявителя.
72. Российские и иностранные заявители, осуществившие морские научные исследования и выполнившие перед Российской Федерацией свои обязательства по передаче данных и образцов, полученных в ходе этих исследований, могут предоставить доступ к результатам исследований третьей стороне с согласия федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям. Иностранные заявители запрашивают такое согласие по дипломатическим каналам, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
XIV. Представитель Российской Федерации, специально уполномоченный для контроля за соблюдением условий разрешения73. Представитель Российской Федерации назначается приказом руководителя федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям, в том числе по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. В случае если федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям направляет в качестве представителя Российской Федерации сотрудника другого федерального органа исполнительной власти, учреждения, научной организации или иного юридического лица, по месту постоянной работы (службы) такого сотрудника с ним заключается трудовое соглашение (контракт), предусматривающее, что данный сотрудник в период выполнения им функций представителя Российской Федерации принимает на себя обязательства выполнять указания федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям.
74. Все расходы, связанные с командированием представителя Российской Федерации, в том числе в иностранной валюте, за исключением расходов, предусмотренных пунктом 47 настоящих Правил, несет федеральный орган исполнительной власти, по представлению которого назначен этот представитель.
75. Представитель Российской Федерации должен быть компетентен в вопросах проведения морских научных исследований, обладать опытом осуществления таких исследований, базовыми знаниями законодательства Российской Федерации и международного права.
76. Представитель Российской Федерации во время исполнения служебных обязанностей должен иметь действительный документ на право пересечения государственной границы Российской Федерации, удостоверение, оформляемое на бланке федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям по форме согласно приложению N 4, а также техническое задание. К техническому заданию прилагаются копии запроса и разрешения, а также другие документы, касающиеся проведения соответствующих морских научных исследований.
77. Представитель Российской Федерации имеет право:
а) присутствовать и размещаться на борту исследовательских судов, исследовательских объектов, в местах расположения экспедиции на берегу или льду, полностью обеспечиваться наравне с командным (руководящим) составом экспедиции, выполняющей морские научные исследования, включая продовольственное, бытовое, медицинское обеспечение, обеспечение климатической и специальной одеждой и другие виды обеспечения;
б) доступа к оборудованию и техническим средствам, предназначенным для выполнения и обеспечения морских научных исследований, в целях установления их соответствия информации, указанной в запросе, а также к средствам связи;
в) участвовать во всех совещаниях, присутствовать при экспериментах и других мероприятиях, связанных с морскими научными исследованиями;
г) доступа ко всем данным и образцам, полученным в ходе морских научных исследований, а в случаях, когда это предусмотрено разрешением, - получать данные, с которых можно сделать копии, и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности;
д) приостанавливать морские научные исследования в порядке, предусмотренном пунктами 58-60 настоящих Правил.
78. Представитель Российской Федерации обязан:
а) следить за тем, чтобы выполнение морских научных исследований осуществлялось в соответствии с разрешением;
б) не реже одного раза в неделю поддерживать связь с федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям и докладывать о начале и об окончании морских научных исследований в целом и их важнейших этапов, а также обо всех отступлениях от разрешения.
79. В случае приостановления морских научных исследований представитель Российской Федерации немедленно сообщает в федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям о принятом решении с подробным изложением обстоятельств происшедшего, а также информирует указанные в разрешении территориальные управления (органы) федеральных органов исполнительной власти в области безопасности и противодействия техническим разведкам и технической защиты информации и штаб флота (флотилии) Военно-Морского Флота.
80. При возобновлении морских научных исследований в соответствии с пунктом 60 настоящих Правил представитель Российской Федерации информирует об этом федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям, а также указанные в разрешении территориальные управления (органы) федеральных органов исполнительной власти в области безопасности и противодействия техническим разведкам и технической защиты информации и штаб флота (флотилии) Военно-Морского Флота.
81. В течение 30 дней после окончания морских научных исследований представитель Российской Федерации направляет в федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям отчет о выполненной работе, а копии данных и образцы, предусмотренные подпунктом "г" пункта 77 настоящих Правил, - в научные организации Российской Федерации, указанные в разрешении на проведение морских научных исследований.
XV. Ответственность за нарушение настоящих Правил82. За нарушение настоящих Правил должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также граждане и юридические лица Российской Федерации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
83. Граждане и юридические лица, привлеченные к ответственности за нарушение настоящих Правил, не освобождаются от возмещения в соответствии с законодательством Российской Федерации нанесенного в результате морских научных исследований вреда (ущерба).
84. Возмещение вреда (ущерба), нанесенного в результате морских научных исследований, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.07.2004 N 391 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ МОРСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВО ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ, В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ И НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В ПУНКТ 9 ПОРЯДКА СОЗДАНИЯ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННЫХ ОСТРОВОВ, СООРУЖЕНИЙ И УСТАНОВОК ВО ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ И В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"