Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 16.05.2003 N 31 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИФТОВ"
Приложения
Башмак - устройство, обеспечивающее положение узлов лифта относительно направляющих.
Блок отклоняющий (отводной, направляющий) - устройство, отклоняющее канат в требуемом направлении.
Блочное помещение - отдельное помещение для установки блоков.
Буфер - устройство для амортизации и остановки движущейся кабины (противовеса) при переходе крайних рабочих положений.
Ввод в эксплуатацию - событие, фиксирующее готовность лифта к использованию по назначению и документально оформленное в установленном порядке.
Вводное устройство - электротехническое устройство, основное назначение которого состоит в подаче и снятии напряжения с питающих линий на вводе в лифт.
Вид управления - совокупность способов подачи команд управления при использовании лифта по назначению.
Внутреннее управление - вид управления, при котором команды управления на пуск лифта подаются только из кабины.
Гибкий тяговый элемент - элемент (канат, цепь, ремень), на котором подвешена кабина (противовес) и предназначенный для передачи тягового усилия.
Групповое управление - система управления совместной работой двух и более лифтов.
Команда управления - команда в систему управления, подаваемая пассажиром, пользующимся лифтом, или обслуживающим персоналом, или формируемая самой системой управления.
Лебедка - электромеханическое устройство с электродвигателем, предназначенное для создания тягового усилия, обеспечивающего движение кабины лифта.
Лебедка барабанная - лебедка, у которой тяговое усилие создается за счет жесткого крепления тяговых элементов к барабану и их трения с барабаном.
Лебедка со шкивом или барабаном трения - лебедка, у которой тяговое усилие создается за счет трения тяговых элементов со шкивом или барабаном.
Лебедка со звездочкой - лебедка, у которой тяговое усилие создается за счет зацепления звездочки с тяговой цепью.
Лифт - стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей и (или) грузов в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15°.
Лифтовое оборудование - отдельные узлы, механизмы и устройства, входящие в состав лифта.
Ловители - устройство безопасности, предназначенное для остановки и удержания кабины (противовеса) на направляющих при превышении рабочей скорости или обрыве тяговых элементов.
Ловители плавного торможения - ловители, содержащие упругий элемент (пружина и т.п.), деформация которого определяет величину усилия, действующего на тормозной орган (клин, колодка и т.п.).
Ловители резкого торможения - ловители, не содержащие упругого элемента.
Машинное помещение - отдельное помещение для размещения оборудования лифтов.
Многослойное стекло - пакет из двух и более слоев стекла, скрепленных посредством полимерной пленки.
Монтажный чертеж - чертеж, согласно которому устанавливается и монтируется оборудование лифта.
Наружное управление - вид управления, при котором команда управления на пуск лифта подается только с этажных площадок.
Номинальная грузоподъемность - наибольшая масса груза, для транспортировки которой предназначен лифт.
Номинальная скорость - скорость движения кабины, на которую рассчитано оборудование лифта.
Одиночное управление - система управления работой одного лифта.
Полезная площадь пола кабины - площадь пола кабины, ограниченная внутренними поверхностями стен и дверью (дверями) кабины (за вычетом площади, перекрываемой одной из створок распашных дверей и поручней).
Приямок - часть шахты лифта, расположенная ниже уровня крайней нижней этажной площадки.
Рабочая скорость - фактическая скорость движения кабины лифта, которая может отличаться от номинальной в пределах 15%.
Рабочее освещение кабины - электрическое стационарное освещение, обеспечивающее нормированную освещенность кабины.
Режимы управления - совокупность функциональных возможностей работы лифта, обеспечиваемых системой управления.
Система управления - совокупность устройств управления, обеспечивающих работу лифта.
Смешанное управление - вид управления, при котором команда управления на пуск лифта подается как из кабины, так и с этажных площадок.
Собирательное управление - смешанное управление, при котором после регистрации одной команды управления могут быть зарегистрированы и последующие, при этом выполнение команд управления происходит в соответствии с заданной программой.
Специализированная по лифтам организация - организация, располагающая техническими средствами и квалифицированными специалистами для осуществления соответствующего вида деятельности.
Техническое обслуживание - комплекс операций (работ), выполняемых по поддержанию исправности и работоспособности лифта.
Точность остановки кабины (точность остановки) - расстояние по вертикали между уровнем пола кабины и уровнем этажной площадки после автоматической остановки кабины.
Устройство безопасности - техническое устройство для обеспечения безопасного пользования лифтом.
Цепь безопасности - электрическая цепь, содержащая электрические устройства безопасности.
Цепь главного тока электродвигателя - электрическая цепь, содержащая элементы предназначенные для передачи электрической энергии электродвигателю.
Цепь силовая - электрическая цепь, содержащая элементы, функциональное назначение которых состоит в производстве или передаче части электрической энергии, ее распределении, преобразовании в электрическую энергию с другими значениями параметров.
Цепь управления - электрическая цепь, содержащая элементы, функциональное назначение которых состоит в приведении в действие электрооборудования и (или) отдельных электрических устройств, или в изменении их параметров.
Шахта - пространство, в котором перемещается кабина, противовес и (или) уравновешивающее устройство кабины.
Электрическое устройство безопасности - электрическое устройство для обеспечения безопасного пользования лифтом.
Экспертная организация - организация, имеющая лицензию Госгортехнадзора России на проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Приложение 2
ПАСПОРТ ЛИФТА1. Общие сведенияТип (колодочный, дисковый, конусообразный и т.п) | |
Диаметр тормозного шкива (диска, барабана), мм | |
Тормозной момент, Н/м |
* Таблица заполняется по документации предприятия-изготовителя тягового элемента.
** Заполняется для тяговых элементов.
2.9. Устройства безопасностиНаименование документа | Обозначение документа | Количество листов |
Монтажный чертеж | ||
Принципиальная электрическая схема с перечнем элементов | ||
Ведомость эксплуатационных документов |
АКТ ПРИЕМКИ ЛИФТА В ЭКСПЛУАТАЦИЮНа бланке экспертной организации
\r\n
\r\nг. _______________ "__"__________ 200_г.
\r\n
\r\n Акт
\r\n полного технического освидетельствования лифта
\r\n
\r\nзаводской N ____, установленного по адресу:
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (город, улица, дом, корпус, подъезд)
\r\nМною, экспертом (специалистом) ___________________________________
\r\n (ФИО)
\r\nв присутствии представителя организации, смонтировавшей лифт, ____
\r\n (должность,
\r\n__________________________________________________________________
\r\n ФИО, наименование организации)
\r\nи представителя генподрядной строительной организации ____________
\r\n (должность,
\r\n__________________________________________________________________
\r\n ФИО, наименование организации)
\r\n проведено полное техническое освидетельствование лифта в
\r\nсоответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации
\r\nлифтов (ПУБЭЛ)
\r\n
\r\n При освидетельствовании установлено:
\r\n
\r\n1 Характеристика лифта:
\r\nтип, модель ______________________________________________________
\r\nноминальная грузоподъемность, кг _________________________________
\r\nноминальная скорость м/с _________________________________________
\r\nчисло этажей _____________________________________________________
\r\n2 Лифтовое оборудование соответствует сведениям, указанным в
\r\nпаспорте лифта
\r\n3 Установка лифта соответствует монтажному чертежу и ПУБЭЛ
\r\n4 Лифт функционирует во всех режимах в соответствии с Руководством
\r\nпо эксплуатации
\r\n5 Испытание в соответствии с разделом 11 ПУБЭЛ лифт выдержал
\r\n6 Комплект технической документации, поставленной с лифтом,
\r\nсоответствует пункту 1.6 ПУБЭЛ
\r\n7 Акт на скрытые работы и протоколы по пункту 10.2.1 ПУБЭЛ имеются
\r\n
\r\n Результаты освидетельствования лифта
\r\n
\r\n1 Лифт соответствует паспортным данным и Правилам устройства и
\r\nбезопасной эксплуатации лифтов
\r\n2 Лифт находится в исправном состоянии, обеспечивающем его
\r\nбезопасную работу
\r\n
\r\nЭксперт (специалист) ________________________________/___________/
\r\n (Штамп) (Подпись) (ФИО)
\r\n
\r\nПредставитель организации, смонтировавшей лифт ________/_________/
\r\n (Подпись) (ФИО)
\r\n
\r\nПредставитель генподрядной строительной организации _______/_____/
\r\n (Подпись) (ФИО)
\r\n
\r\nНастоящий акт хранить с паспортом лифта.
\r\n
\r\n
\r\n
г. _______________ "__"__________ 200_г.
\r\n
\r\n Акт
\r\n приемки лифта в эксплуатацию
\r\n
\r\nКомиссия в составе:
\r\nПредседатель комиссии (уполномоченный представитель
\r\nэксплуатирующей организации)
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (Должность, ФИО, наименование эксплуатирующей организации)
\r\nЧлены комиссии:
\r\n- представитель монтажной организации ____________________________
\r\n (Должность, ФИО)
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (наименование организации)
\r\nпредставитель генподрядной строительной организации ______________
\r\n (Должность, ФИО)
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (наименование организации)
\r\nспециалист, ответственный за техническое обслуживание лифта ______
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (Должность, ФИО)
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (наименование организации)
\r\nпредставитель Заказчика (при наличии) ____________________________
\r\n (Должность, ФИО)
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (наименование организации)
\r\nинспектор Госгортехнадзора России ________________________________
\r\n (наименование органа госгортехнадзора, ФИО)
\r\nсоставила настоящий акт о приемке в эксплуатацию лифта, заводской
\r\nN ____, установленного по адресу: ________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (город, улица, дом, корпус, подъезд)
\r\nКомиссия провела проверку представленных документов:
\r\n- "Акта полного технического освидетельствования лифта";
\r\n- документов по организации безопасной эксплуатации лифта, а также
\r\nконтрольный осмотр лифта.
\r\n
\r\n Результаты приемки лифта
\r\n
\r\n1 Лифт находится в исправном состоянии, обеспечивающем его
\r\nбезопасную работу
\r\n2 Организация безопасной эксплуатации лифта соответствует Правилам
\r\nустройства и безопасной эксплуатации лифтов.
\r\n
\r\nЛифт сдали:
\r\n
\r\nУполномоченный представитель монтажной организации _______________
\r\n (Подпись, ФИО)
\r\n
\r\nУполномоченный представитель
\r\nгенподрядной строительной организации ____________________________
\r\n (Подпись, ФИО)
\r\nЛифт приняли:
\r\nУполномоченный представитель эксплуатирующей организации__________
\r\n (Подпись, ФИО)
\r\nСпециалист, ответственный за техническое
\r\nобслуживание лифта _______________________________________________
\r\n (Подпись, ФИО)
\r\nЗапись о разрешении на ввод лифта в эксплуатацию сделана в
\r\nпаспорте лифта.
\r\n
\r\nИнспектор Госгоретхнадзора России ________________________________
\r\n(Штамп) (Подпись, ФИО)
\r\n
\r\nНастоящий акт хранить с паспортом лифта.
\r\n
\r\n
\r\n
Приложение 5
АКТ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ЛИФТАНа бланке экспертной организации\r\n
\r\nг. _______________ "__"__________ 200_г.
\r\n
\r\n Акт
\r\n периодического технического освидетельствования лифта
\r\n
\r\nРегистрационный N _________, установленного по адресу: ___________
\r\n (Город,
\r\n__________________________________________________________________
\r\n улица, дом, корпус, подъезд)
\r\nМною, экспертом (специалистом) ___________________________________
\r\n (ФИО)
\r\nв присутствии представителей _____________________________________
\r\n (должность, ФИО, наименование организации)
\r\n__________________________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\nпроведено периодическое техническое освидетельствование лифта в
\r\nсоответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации
\r\nлифтов (ПУБЭЛ)
\r\n
\r\n При освидетельствовании установлено:
\r\n
\r\n1 Размеры по установке лифтового оборудования находятся в
\r\nпределах, регламентированных ПУБЭЛ
\r\n2 Лифт функционирует во всех режимах в соответствии с Руководством
\r\nпо эксплуатации
\r\n3 Испытание в соответствии с разделом 11 ПУБЭЛ лифт выдержал
\r\n
\r\n Результаты освидетельствования лифта
\r\n
\r\n1 Лифт находится в исправном состоянии, обеспечивающем его
\r\nбезопасную работу
\r\n2 Организация эксплуатации лифта соответствует Правилам устройства
\r\nи безопасной эксплуатации лифтов
\r\n
\r\n Рекомендации:
\r\n
\r\n__________________________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\nЭксперт (специалист) ______________________________/_____________/
\r\n (Штамп) (Подпись) (ФИО)
\r\nС актом ознакомлен
\r\n__________________________________________________/______________/
\r\n (Должность) (Подпись) (ФИО)
\r\n
\r\nНастоящий акт хранить с паспортом лифта до срока следующего
\r\nосвидетельствования.
\r\n
\r\n
Приложение 6
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ УЗЛОВ БЕЗОПАСНОСТИ1.1. Испытаниям подлежат следующие устройства безопасности: замок двери шахты, ловители, ограничитель скорости, буфера, печатные платы электрических цепей безопасности.
1.2. Испытания устройств безопасности проводит аккредитованная в установленном порядке Испытательная лаборатория.
1.3. Испытания устройств безопасности производятся в объеме, предусмотренном настоящим Приложением.
1.4. Испытания устройств безопасности проводятся по программам и методикам, согласованным в установленном порядке.
1.5. Для проведения испытаний устройств безопасности Заявитель (Изготовитель или его полномочный представитель) представляет в Испытательную лабораторию заявку, комплект технической документации, предусмотренный настоящим Приложением для конкретного устройства безопасности, и образец устройства безопасности.
1.6. Испытания устройств безопасности проводятся на аттестованных испытательных стендах Испытательной лаборатории.
Допускается проводить стендовые испытания на аттестованных испытательных стендах Изготовителя
1.7. Испытательная лаборатория проверяет представленную техническую документацию и проводит испытания представленного образца устройства безопасности.
1.8. По результатам проверки и испытаний оформляется "Протокол испытаний устройства безопасности" в соответствии с разделом 2 настоящего Приложения.
1.9. "Протокол испытаний устройства безопасности" передается Заявителю. Копия протокола хранится в Испытательной лаборатории в течение срока действия "Протокола".
1.10. При необходимости внесения изменений в конструкцию аттестованного устройства безопасности Заявитель информирует Испытательную лабораторию о соответствующих изменениях. Испытательная лаборатория проверяет изменения и принимает решение о подтверждении аттестации устройства безопасности или необходимости проведения его испытания.
1.11. При отрицательных результатах испытаний устройства безопасности Испытательная лаборатория информирует Заявителя о выявленных несоответствиях устройства безопасности установленным требованиям. Заявитель может обратиться в Испытательную лабораторию для проведения повторных испытаний устройства безопасности после устранения выявленных несоответствий.
2. Содержание протокола* испытаний устройства безопасности
В протоколе указывается следующая информация:
- номер протокола, присвоенный Испытательной лабораторией;
- сведения об Испытательной лаборатории (название, юридический адрес, номер аттестата аккредитации Испытательной лаборатории, телефон/факс, место нахождения испытательных стендов);
- сведения об Изготовителе (название, юридический адрес, телефон/факс);
- сведения о полномочном представителе Изготовителя (название, юридический адрес, телефон/факс)**;
- дата выдачи Протокола испытаний;
- сведения об устройстве безопасности (наименование, тип устройства, идентификационный номер), а также указанные в разделах 3-7 настоящего Приложения технические характеристики конкретного устройства безопасности;
- наименование нормативной документации, на соответствие которой проводились испытания;
- сведения о документах Испытательной лаборатории, отражающих результаты испытаний устройства безопасности (отчеты, акты и т.п.) с указанием их номеров и даты проведения испытания;
- срок действия аттестации устройства безопасности;
- подпись руководителя Испытательной лаборатории;
- Печать (штамп) Испытательной лаборатории
3.1. Предмет испытания.
Замок двери шахты должен быть испытан для проверки его соответствия требованиям настоящего раздела. Каждый элемент, участвующий в запирании двери шахты и в контроле запирания, входит в состав замка,
Если замок должен отвечать дополнительным требованиям (водонепроницаемость, пыленепроницаемость или взрывобезопасность), должны быть проведены дополнительные проверки и/или испытания для подтверждения соответствия этим требованиям.
3.2. Требование к документации
К заявке на проведение испытания замка должен быть приложен сборочный чертеж замка, на котором показаны:
а) работа замка в нормальных условиях эксплуатации;
б) величина зацепления запирающего элемента, в том числе при срабатывании электрического устройства безопасности;
в) работа устройства механического контроля запирания, при наличии такого устройства;
г) работа устройства аварийного отпирания замка;
д) вид тока (постоянный и/или переменный), номинальное напряжение и номинальный ток электрического устройства безопасности.
На чертеже должны быть изображены детали, участвующие в работе замка. В прилагаемой к чертежу спецификации должны быть перечислены основные детали, виды используемых материалов и характеристики крепежа.
3.3. Требование к образцу замка для испытания
Для проведения испытаний должен быть представлен один экземпляр серийно изготавливаемого замка. Если для испытания представлен опытный образец замка, тот# испытание должно быть повторено на серийном образце.
Если испытание замка возможно только совместно с дверью шахты лифта, то для испытаний должен быть представлен замок, установленный в рабочем положении на полностью собранной двери. Допускается уменьшение размера двери по сравнению с серийным образцом, если это не влияет на результаты испытаний.
Устройства, обеспечивающие прямую или косвенную связь (канат, ремень, цепь и т.п.) между панелями горизонтально-раздвижной или вертикально-раздвижной двери считаются элементами замка.
3.4. Требования к испытаниям
3.4.1. Функциональные испытания
Цель испытаний - проверка соответствия работы механических и электрических элементов замка требованиям настоящего раздела, а также соответствие замка данным, указанным в заявке.
В частности должна быть проверена величина вхождения запирающего элемента, до срабатывания электрического устройства безопасности.
3.4.2. Цель испытаний - подтверждение прочности и долговечности механических и электрических элементов.
Управление установленным в рабочее положение замком должно осуществляться элементом, воздействующим на него в нормальных условиях работы. Если замок может устанавливаться в нескольких рабочих положениях или на него могут воздействовать различные элементы, то проверка на долговечность должна проводиться в условиях, вызывающих наибольшие напряжения в элементах замка.
Перед проведением испытаний замок должен быть смазан в соответствии с требованиями, указанными в документации изготовителя.
Число полных циклов работы и перемещений запирающего элемента должно быть зарегистрировано механическим или электрическим счетчиком.
3.4.3. Запирающий элемент замка должен совершить 1000000+-1% полных циклов: цикл состоит из одного полного хода запирающего элемента вперед и одного полного хода запирающего элемента назад
Должно быть обеспечено плавное, без толчков перемещение запирающего элемента с частотой 60+-10% циклов в минуту.
В случае, если замок снабжен механическим устройством для контроля положения запирающего элемента, то это устройство должно быть подвергнуто испытанию на долговечность продолжительностью 100000+-1% циклов.
Должно быть обеспечено плавное, без толчков перемещение механического устройства для контроля запирающего элемента с частотой 60+-10% циклов в минуту.
3.4.4. Замок распашных дверей должен быть испытан на постепенно возрастающую в течение 300 с от 0 до 3000 Н статическую нагрузку.
Замок раздвижных дверей должен быть испытан на постепенно возрастающую в течение 300 с от 0 до 1000 Н статическую нагрузку.
Нагрузка должна быть приложена в направлении открывания двери.
3.4.5. Испытания динамические
Замок, находящийся в запертом положении, должен быть испытан на удар твердым предметом, направленный в направлении открывания двери. Энергия удара должна быть равна энергии тела массой 4 кг, падающего с высоты 0,5 м.
3.4.6. Оценка результатов механических испытаний
Испытания считаются положительными, если в результате испытаний на долговечность, статических и динамических, отсутствуют износ, деформации или поломки, отрицательно влияющие на безопасность.
3.5. Испытание электрических элементов замка.
3.5.1. Испытание на долговечность электрических контактов замка
При проведении механических испытаний на долговечность электрический контакт замка должен замыкать цепь при номинальном напряжении и при величине тока вдвое превышающей номинальное значение.
3.5.2. Испытание на способность разрыва электрической цепи
3.6. Результат испытания замка двери шахты
3.6.1. Результаты испытания должны быть оформлены документально. Один экземпляр документа передается Заявителю.
3.6.2. Протокол должен содержать информацию, указанную в разделе 2 настоящего Приложения, а также информацию о виде (постоянный и/или переменный) и величине номинального напряжения и тока на контактах электрического устройства безопасности.
4. Ловители
4.1. Требование к заявке на проведение испытаний и сопроводительной документации
В заявке на проведение испытаний должна быть указана:
а) минимальная и максимальная улавливаемая масса;
б) номинальная скорость лифта, минимальная и максимальная скорость срабатывания ограничителя скорости;
в) для регулируемых ловителей - способ регулировки (плавный, ступенчатый).
К заявке на проведение испытания ловителей должны быть приложены следующие документы:
а) чертежи деталей и сборочные чертежи ловителей с описанием конструкции, работы, используемых материалов, размеров и количества деталей конструкции;
б) информация о типе и материале применяемых направляющих, состоянии их поверхности (тянутая, фрезерованная и т.п.);
в) график нагрузки на упругие элементы для ловителей плавного торможения;
г) формулы или графики, показывающие изменение усилия торможения, как функция заданного параметра, для ловителей плавного торможения, рассчитанных на улавливание различных масс.
4.2. Ловители мгновенного действия
4.2.1. Требования к образцу для испытаний
Для проведения испытаний должны быть представлены два комплекта ловителей в сборе с клиньями или зажимами и по два отрезка направляющих каждого типа, с которыми будут взаимодействовать ловители. Если разные типы направляющих имеют одинаковую толщину и необходимую для наложения ловителей ширину и такое же качество поверхности, то повторное испытание не требуется. Длина отрезков направляющих определяется производящей испытание лабораторией.
Установка направляющих и необходимый для них крепеж определяется Испытательной лабораторией в соответствии с используемым ее оборудованием.
4.2.2. Требования к испытаниям
Испытание следует производить с использованием пресса или аналогичного устройства, способного перемещаться без резких изменений скорости. При этом измеряются:
а) пройденное расстояние, как функция силы;
б) деформация деталей ловителей как функция силы или как функция пройденного расстояния.
4.2.2.2. Процедура испытаний
Ловители должны быть установлены на направляющие. На детали ловителей должны быть нанесены реперные метки, обеспечивающие возможность измерения их деформации.
Пройденное расстояние должно быть зарегистрировано как функция силы.
После испытания необходимо:
а) сравнить твердость клиньев или захватных приспособлений ловителей с исходными величинами, указанными Заявителем;
б) убедиться в отсутствии разрушения конструкции, деформации и других изменений (например, трещины, деформации или износ схватывающих элементов, наличие задиров на направляющих поверхностях);
в) сфотографировать, при необходимости, блок ловителей, схватывающие элементы и направляющие для подтверждения наличия деформаций или разрушений.
4.2.2.3. Оформление наблюдений за испытаниями
По результатам испытаний должны быть построены графики:
а) пройденное расстояние, как функция силы
б) деформация ловителей, как функция силы или пройденного расстояния.
Энергия, поглощенная ловителями определяется путем интегрирования площади графика "Расстояние - сила". При интегрировании учитывается следующая площадь:
а) если отсутствует остаточная деформация - общая площадь;
б) если имеется остаточная деформация:
1) или площадь, ограниченная значениями, при которых был достигнут предел упругости;
2) или площадь, до значения, соответствующего максимальной силе.
4.2.2.4. Определение допустимой улавливаемой массы.
а) если в результате испытаний отсутствует остаточная деформация, то при коэффициенте безопасности равном 2 допустимая улавливаемая масса определяется по формуле
где:
Р - масса пустой кабины и прикрепленных к ней элементов, таких как часть подвесного кабеля, уравновешивающие канаты/цепи, и т.д. (кг);
Q - номинальная нагрузка (кг);
К - энергия, поглощенная одним ловителем, определенная путем интегрирования п.4.2.2.3.а) (Дж);
g_n - стандартная величина ускорения свободного падения (9,81 м/с2);
h - высота свободного падения (м), определяемая по формуле
где:
V_1 - максимальная скорость срабатывания ограничителя скорости (м/с);
0,10 м - соответствует расстоянию, пройденному за время срабатывания ограничителя скорости;
0,03 м - соответствует перемещению за время устранения зазора между схватывающими элементами и направляющими.
б) если в результате испытаний имеются остаточные деформации, то величина допустимой улавливаемой массы определяется по формулам:
1) при коэффициенте безопасности равном 2
где
K1 - энергия, поглощенная ловителями, определенная путем интегрирования по п.п.4.2.2.3.б)1) (Дж);
2) при коэффициенте безопасности равном 3,5
где
K2 - энергия, поглощенная ловителями, определенная путем интегрирования по п.п.4.2.2.3.б)2) (Дж).
Из двух полученных значении Заявитель имеет право выбрать любое.
4.3. Ловители плавного торможения
4.3.1. Требования к образцу для испытаний.
Для проведения испытаний должен быть представлен один комплект ловителей, установленный на балке, имеющей указанные Испытательной лабораторией размеры, а также необходимое для проведения испытаний в полном объеме количество тормозных элементов и по два отрезка направляющих каждого типа, с которыми будут взаимодействовать ловители. Длина отрезков направляющих определяется производящей испытание лабораторией.
Установка направляющих и необходимый для них крепеж определяется Испытательной лабораторией в соответствии с используемым ее оборудованием.
4.3.2. Требования к испытаниям.
4.3.2.1. Методика испытаний
Испытание должно быть проведено при свободном падении удерживаемого ловителями элемента. При этом должны быть проведены прямые или косвенные измерения следующих величин:
а) общая высота падения;
б) длина тормозного пути на направляющих;
в) величина проскальзывания каната ограничителя скорости или заменяющего устройства;
в) суммарное перемещение упругих элементов
Величины а) и б) должны быть зарегистрированы в функции времени.
Должны быть определены:
а) среднее значение силы торможения;
б) максимальное мгновенное значение силы торможения;
в) минимальное мгновенное значение силы торможения.
4.3.2.2. Процедура испытаний
4.3.2.2.1. Нерегулируемые ловители, предназначенные для улавливания конкретной массы
Должно быть проведено четыре испытания ловителей по улавливанию свободно падающей массы равной (P + Q). После каждого испытания должна быть сделана пауза для восстановления нормальной температуры трущихся элементов.
Во время испытаний допускается использовать несколько идентичных комплектов трущихся элементов. При этом один комплект трущихся элементов должен выдерживать:
а) три испытания, для номинальной скорости не более 4 м/с;
б) два испытания для номинальной скорости более 4 м/с.
Высота свободного падения должна быть рассчитана исходя из максимальной скорости срабатывания ограничителя скорости, при которой возможно использование данных ловителей.
4.3.2.2.2. Регулируемые ловители, предназначенные для улавливания различных масс
Независимо от способа регулирования тормозного усилия (плавного или ступенчатого), должны быть проведены две серии испытаний для максимальной и минимальной величины заявленной улавливаемой массы.
Должны быть проверены представленные Заявителем формулы или графики, показывающие изменение тормозного усилия, в функции заданного параметра.
4.3.2.3. Определение усилия торможения
4.3.2.3.1. Нерегулируемые ловители, предназначенные для улавливания конкретной массы
Усилие торможения, развиваемое ловителями при использовании направляющих одного типа, определяется как средняя величина средних усилий торможения, определенных в процессе проведения испытаний.
Каждое испытание должно проводиться на новом участке направляющих. Средняя величина усилия торможения, полученная в результате одного испытания, не должна отличаться от усилия торможения, полученного в результате обработки всех испытаний, более чем на 25%.
4.3.2.3.2. Регулируемые ловители, предназначенные для улавливания различных масс
Усилие торможения, развиваемое ловителями со ступенчатым или плавным регулированием, должно определяться в соответствии с п.4.3.2.3.1 для минимальной и максимальной улавливаемых масс, указанных Заявителем.
4.3.2.4. После испытания необходимо:
а) сравнить твердость схватывающих элементов ловителей с исходными величинами, указанными Заявителем;
б) проверить, при отсутствии разрушения конструкции, наличие деформации или разрушений (например, трещины, деформации или износ схватывающих элементов, наличие задиров на направляющих поверхностях);
в) сфотографировать, при необходимости, ловители в сборе, схватывающие элементы и направляющие для подтверждения наличия деформаций или разрушений.
4.3.3. Определение допустимой улавливаемой массы
4.3.3.1. Нерегулируемые ловители, предназначенные для улавливания конкретной массы
Допустимая улавливаемая масса должна быть рассчитана по следующей формуле:
где
Р - масса пустой кабины и соединенных с ней элементов, таких как часть подвесного кабеля, уравновешивающие канаты/цепи, и т.д. (кг);
Q - номинальная нагрузка (кг);
4.3.3.2. Регулируемые ловители, предназначенные для улавливания различных масс
Допустимая улавливаемая масса для ловителей со ступенчатым регулированием должна быть рассчитана для каждого шага регулирования в соответствии с п.4.3.3.1
Допустимая улавливаемая масса для ловителей с плавным регулированием должна быть рассчитана для максимальной и минимальной заявленных масс в соответствии с п.4.3.3 1.
Если определенная по результатам испытаний допустимая улавливаемая масса отличается от установленной заявителем более чем на 20%, то допускается, по согласованию с заявителем, проведение повторных испытаний при другой настройке ловителей.
4.3.4. Результат испытаний ловителей.
4.3.4.1. Результат испытаний ловителей оформляется в трех экземплярах: два экземпляра передаются Заявителю и один - Испытательной лаборатории.
4.3.4.2. Протокол должен содержать информацию, указанную в разделе 2 настоящего Приложения, а также:
а) предельные значения улавливаемой массы;
б) максимальная скорость срабатывания ограничителя скорости;
в) тип направляющих;
г) толщина головки направляющих;
д) ширина головки направляющих;
е) состояние поверхности направляющих (для ловителей плавного торможения) - тянутая, фрезерованная, шлифованная и т.д.;
ж) тип смазки направляющих (для ловителей плавного торможения).
5. Ограничитель скорости
5.1. Требования к документации
5.1.1. В заявке на проведение испытаний должно быть указано:
а) тип (или типы) ловителей, которые будут приводиться в действие ограничителем скорости;
б) номинальную скорость лифта, для которого можно использовать ограничитель скорости;
в) предполагаемую величину усилия на канате ограничителя скорости при его срабатывании.
Если ограничитель скорости должен отвечать дополнительным требованиям (водонепроницаемость, пыленепроницаемость), о чем должно быть указано в Заявке и должны быть проведены дополнительные проверки и/или испытания для подтверждения соответствия этим требованиям.
5.1.2. К заявке на проведение испытаний типа должен# быть приложены чертежи деталей и сборочный чертеж ограничителя скорости, показывающие:
а) работу ограничителя скорости;
в) используемые материалы.
5.2. Требования к образцу для испытаний
Для проведения испытаний должны быть представлены:
а) один ограничитель скорости;
б) канат ограничителя скорости, используемый с данным ограничителем скорости (длина каната определяется Испытательной лабораторией);
в) одно натяжное устройство каната ограничителя скорости, используемое с данным ограничителем скорости.
5.3. Требования к испытаниям
Во время проведения испытания должны быть определены:
а) скорость срабатывания ограничителя скорости;
б) величина усилия, возникающего в канате ограничителя скорости при его срабатывании;
Кроме того должна быть проверена работа:
а) электрического устройства безопасности, контролирующего срабатывание ограничителя скорости;
б) электрического устройства безопасности, отключающего привод лифта до срабатывания ограничителя скорости (при его наличии).
5.3.2. Процедура испытаний
Должно быть выполнено не менее 20 испытаний в диапазоне скоростей срабатывания ограничителя скорости, соответствующих номинальным скоростям лифта, указанным в заявке на проведение испытаний.
5.3.2.1. Испытания могут быть выполнены в лаборатории изготовителя
5.3.2.2. Большая часть испытаний должна быть выполнена на крайнем значении диапазона
5.3.2.3. Ускорение разгона ограничителя скорости должно быть по возможности минимальным, для исключения влияния инерции
5.4. Результат испытаний типа ограничителя скорости
5.4.1. Значения скорости срабатывания ограничителя скорости, полученные во время 20 испытаний, должны находиться в пределах, оговоренных настоящими Правилами.
5.4.2. Электрические устройства безопасности, установленные на ограничителе скорости, во время 20 испытаний должны срабатывать в случаях, оговоренных в в настоящих Правилах
5.4.3. Усилие в канате ограничителя скорости при его срабатывании должно быть не менее 300 Н или не менее большей, оговоренной заявителем величины.
5.4.3.1. Угол обхвата канатом шкива ограничителя скорости должен быть равен 180°, если другое значение не оговорено в документации изготовителя
5.4.3.2. Если в конструкции ограничителя скорости предусмотрено устройство, зажимающее канаты, они должны быть проверены на отсутствие остаточных деформаций после срабатывания этого устройства.
5.4.4. Результат испытаний типа ограничителя скорости оформляется в трех экземплярах: два экземпляра передаются заявителю и один - испытательной лаборатории.
5.4.4.1. Протокол должен содержать информацию, указанную в разделе 2 настоящего Приложения, а также
а) номинальную скорость лифта, для которого может использоваться данный ограничитель скорости;
в) диаметр каната ограничителя скорости;
г) минимальное усилие натяжения каната ограничителя скорости, при наличии натяжного устройства;
д) усилие в канате, возникающее при срабатывании ограничителя скорости.
6. Буфера
6.1. Требование к документации
В заявке на проведение испытаний должна быть указана:
а) максимальная скорость удара;
б) минимальная и максимальная масса, на восприятие нагрузки от которой рассчитан буфер.
К заявке на проведение испытания буфера должна быть приложена следующая документация:
а) чертежи деталей и узлов, поясняющие устройство и работу буфера, с указанием применяемых материалов, размеров и допусков.
б) техническая характеристика используемой жидкости для гидравлических буферов.
6.2. Требования к образцу для испытания.
Для проведения испытаний в лабораторию должны быть представлены:
а) один буфер;
б) необходимое количество жидкости для гидравлического буфера (поставляется отдельно).
6.3. Энергонакопительные буфера с амортизированным обратным ходом.
6.3.1. Методика испытаний
Испытание проводится грузами массой М, падающими на буфер с ускорением свободного падения с высоты Н.
Максимально допустимая масса груза определяется по формуле
где
Минимально допустимая масса определяется по формуле
Высота, с которой падает груз, определяется по формуле
где
v - номинальная скорость лифта (м/с)
Указанный тип буферов допускается использовать при номинальной скорости лифта, определяемой по формуле
Во время проведения испытаний грузы должны перемещаться по жестким направляющим.
Буфер должен устанавливаться и крепиться так же, как и при обычной эксплуатации.
Регистрация скорости движения груза должна производиться с момента касания грузом буфера и до окончания испытания. Скорость подъема груза при обратном ходе буфера должна быть не более 1 м/с
После двух испытаний буфера максимальной массой буфер не должен иметь остаточных деформаций или повреждений.
Во время проведения испытаний температура окружающего воздуха должна находиться в диапазоне от + 15 до + 25°C.
6.4. Энергорассеивающие буфера.
6.4.1. Методика испытаний
Испытание проводится падающими с ускорением свободного падения грузами с минимальной и максимальной массой. В момент касания буфера должна быть достигнута максимально требуемая скорость груза.
6.4.2. Процедура испытаний
Во время проведения испытаний грузы должны перемещаться по жестким направляющим.
Буфер должен устанавливаться и крепиться так же, как и при обычной эксплуатации. Гидравлический буфер должен быть заполнен жидкостью, в соответствии с требованиями изготовителя.
Во время проведения испытаний температура окружающего воздуха должна находиться в диапазоне от + 15 до + 25°C.
Регистрация скорости движения груза должна производиться с момента касания грузом буфера или в течение всего перемещения груза. Ускорение замедления груза должно быть рассчитано или измерено в функции времени на всем протяжении перемещения груза.
Должно быть проведено два испытания:
а) падение груза с минимальной массой;
б) падение груза с максимальной массой.
После каждого испытания буфер должен удерживаться в полностью сжатом положении в течении 5 минут. Затем груз должен быть убран для возвращения буфера в нормальное положение. Буфер с пружинным или гравитационным возвратом должен возвращаться в нормальное положение не более чем за 120 с.
Перед вторым испытанием должен быть сделан перерыв на 30 минут, чтобы жидкость возвратилась в резервуар и из нее вышли пузырьки воздуха.
После проведения двух испытаний повторно должен быть проверен уровень жидкости. Через 30 минут после проведения второго испытания уровень жидкости должен соответствовать уровню, необходимому для нормальной работы.
После испытания буфера максимальной массой буфер не должен иметь остаточных деформаций или повреждений.
Величина замедления груза должна соответствовать требованиям настоящих Правил.
Если после проведения испытаний с минимальным и максимальным грузами не был достигнут положительный результат, то Испытательная лаборатория по согласованию с Заявителем может установить другие значения предельных масс.
6.5. Буфер с нелинейными характеристиками
Испытание проводится падающими с ускорением свободного падения грузами, масса которых соответствует минимальному и максимальному значению, указанному в заявке. В момент соприкосновения с буфером, груз должен иметь максимальную заявленную скорость, но не менее 0,8 м/с.
6.5.2. Процедура испытания
Во время испытаний груза должны перемещаться по жестким направляющим.
Буфер должен устанавливаться и крепиться, как и при обычной эксплуатации.
Во время проведения испытаний температура окружающего воздуха должна находиться в диапазоне от + 15 до + 25°C.
Во время проведения трех испытаний с максимальным грузом, исходная величина усилия буфера при его ходе равном 50% его высоты не должна отличаться от заявленной более чем на 5%. Это требование должно выполняться также при проведении испытаний с минимальным грузом
Величина пройденного расстояния, ускорение падения и замедления груза должны регистрироваться с момента опускания груза и вплоть до полного успокоения системы. С каждым из грузов проводится по три испытания. Интервал между двумя испытаниями должен быть не менее 5 и не более 30 минут.
Измеренная при свободном падении груза массой равной номинальной грузоподъемности и скорости 115% от номинальной средняя величина ускорения замедления "а" не должна превышать 9,81 м/с2. Величина средней величины ускорения рассчитывается для временного интервала между двумя абсолютными минимумами замедления (см. Рис.1). Время действия ускорения замедления, превышающего 2,5g_n м/с2, должно быть не более 0,04 с.
После испытания буфера максимальным грузом, буфер не должен иметь остаточных деформаций или повреждений.
Если после проведения испытаний с минимальным и максимальным грузами не был достигнут положительный результат, то Испытательная лаборатория по согласованию с Заявителем может установить другие значения предельных масс.
6.6. Результат испытаний буферов
6.6.1. Результат испытаний типа буферов оформляется в трех экземплярах: два экземпляра передаются заявителю и один - испытательной лаборатории.
6.6.2. Протокол должен содержать информацию, указанную в разделе 2 настоящего Приложения, а также:
а) максимальную скорость удара о буфер;
б) максимальную массу;
в) минимальную массу;
г) технические характеристики жидкости для гидравлического буфера;
д) условия эксплуатации (температура окружающей среды, влажность, загрязненность и т.д.) для буфера с нелинейными характеристиками.
7. Печатные платы
7.1. Общие положения
Заявитель предоставляет лаборатории следующую информацию:
а) обозначение платы;
б) условия эксплуатации;
в) перечень используемых компонентов;
г) разводку печатной платы;
д) размещение гибридных схем и маркировку соединений, используемых в электрических цепях безопасности;
е) информацию об электрической части, монтажную схему (при применении равноценных печатной плате сборке), с отмеченными входом и выходом платы.
7.2. Испытательные образцы
В лабораторию следует представить:
- одну печатную плату с установленными на ней компонентами
- одну печатную плату без установленных на ней электрических компонентов (пустую).
7.3. Испытания
7.3.1. Механические испытания
Во время испытаний испытуемая печатная плата (схема) должна работать. Ни во время, ни после испытаний, в электрической цепи безопасности не должно возникать никаких опасных действий и состояний.
7.3.1.1. Вибрация
Передающие элементы цепи безопасности должны отвечать следующим требованиям.
а. Сопротивляемость изгибу;
- 20 циклов изгибов по каждой оси: - с амплитудой 0,35 мм или 5 g_n и в диапазоне частот 10-55 Hz;
б. Ускорение и продолжительность пульсации;
- максимальное ускорение 294 м/с2 или 30 g_n;
- соответствующей длительности импульс 11 мс
- соответствующее изменение скорости 2,1 м/с, половина синусоиды.
Если передающие элементы оснащаются амортизаторами, то эти амортизаторы считаются их составной частью.
После испытаний, воздушные зазоры и длины пути должны быть не меньше минимально допустимых.
7.3.1.2. Испытания на удар
Испытания на удар проводят для имитации падения печатных плат, рассматривая вероятность разрушения компонентов и опасной ситуации.
Эти испытания подразделяются на:
- частичные испытания на удар;
- непрерывные испытания на удар.
Испытываемый образец должен как минимум удовлетворять следующим требованиям:
7.3.1.2.1. Частичные испытания на удар
1) Форма удара: половина синусоиды;
2) Амплитуда ускорения: 15 g;
3) Продолжительность удара: 11 мс
7.3.1.2.2. Непрерывные испытания на удар.
1) Амплитуда ускорения: 10 g.
2) Продолжительность удара: 16 мс.
а) число ударов: 1000 +-10;
б) частота ударов: 2/с.
7.3.2. Температурные испытания
Рабочий диапазон температуры окружающего воздуха лежит в пределах от 0°C до + 65°C (имеется в виду температура воздуха вокруг устройства безопасности).
Условия испытания:
Печатная плата должна запитываться своим обычным номинальным напряжением питания;
- ее устройство безопасности должно работать во время и после испытания. Если печатная плата несет на себе другие детали, отличные от электрических цепей безопасности, они также должны функционировать во время испытаний (их поломка не учитывается);
- испытания должны проводиться для минимальной и максимальной температур (0°C и + 65°C). Продолжительность таких испытаний должна составлять не менее 4 часов;
- если печатная плата предназначена для работы в более широких температурных пределах, она должна быть проверена для соответствующих величин.
7.4. Результат испытания печатных плат оформляется в трех экземплярах, два экземпляра поступают Заявителю и один - в Испытательную лабораторию.
Протокол должен содержать информацию, указанную в разделе 2 настоящего Приложения, а также:
а) тип и назначение электрических цепей;
б) рабочее напряжение, электрических цепей;
в) расстояния между электрическими цепями безопасности и остальными контрольными цепями на печатной плате.
* Протокол оформляется на бланке Испытательной лаборатории
** Указывается при наличии представителя
Приложение 7
ЭЛЕКТРОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ОТКАЗОВ7.1. Ниже перечисленные неисправности не должны приводить к отказам электронных компонентов:
а) отсутствие напряжения;
б) падение напряжения более допустимого;
в) обрыв провода;
г) пробой изоляции на металлические конструкции или на землю;
д) короткое замыкание или разрыв электрической цепи; изменение номинальной величины или рабочих характеристик таких электрических компонентов, как резистор, конденсатор, транзистор, лампа, и т.д.;
е) полное или частичное отсутствие притяжения подвижной части контактора или реле;
ж) "заедание" подвижной части контактора или реле;
з) неразмыкание контакта;
и) изменение чередования фаз.
Вопрос об исключении вероятности появления неисправностей может быть рассмотрен только для компонентов, работающих на худших пределах своих характеристик, номинала, температуры, влажности, электрического напряжения и вибраций.
7.2. При проектировании и изготовлении электронных компонентов должна быть учтена возможность исключения отказов и условия, указанные в Таблице 1 настоящего Приложения.
7.3. Неисправности электронных компонентов не должны влиять на безопасность эксплуатации лифта
Приложение 9
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ МОНТАЖНОГО ЧЕРТЕЖА1. Монтажный чертеж должен содержать сведения и размеры, необходимые для проверки соответствия установки лифта требованиям настоящих Правил.
2. На монтажном чертеже должны быть даны виды и разрезы, в том числе шахты, машинного и блочного помещений, дающее представление о расположении и взаимной связи составных частей лифта, с указанием размеров, регламентированных настоящими Правилами
3. На монтажном чертеже должны быть указаны:
- краткая техническая характеристика лифта;
- нагрузки на строительную часть от лифтовой установки.
4. Чертеж должен содержать штамп с указанием изготовителя чертежа, подписями специалистов и местом установки лифта.
Приложение 10
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕРАМ ОТВЕРСТИЙ В ОГРАЖДЕНИИ ДВИЖУЩИХСЯ ЧАСТЕЙ МЕХАНИЗМОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ОГРАЖДЕНИЕМ И ДВИЖУЩИМИСЯ ЧАСТЯМИРазмеры, приведенные в таблице, соответствуют:
- ГОСТ Р 51336-99 "Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних конечностей от попадания в опасную зону"
- стандарту EN294: 1992 "Безопасность механизмов - Зазоры безопасности, не позволяющие дотянуться до опасных участков"
* Если длина прямоугольника <= 65 мм, большой палец будет действовать как стопор и расстояние безопасности можно уменьшить до 200 мм
Приложение 11
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ СТЕКЛЯННЫХ ПАНЕЛЕЙ НА УДАР МАЯТНИКОМ1. Испытательный стенд
1.1. Маятник для жесткого удара
Маятник для жесткого удара представляет собой устройство (Рис.1), состоящее из стального ударного кольца и стального корпуса. Корпус заполняется свинцовыми шариками диаметром 3,5 +- 0,25 мм, посредством которых суммарную массу маятника доводят до величины 10 +- 0,01 кг.
1.2. Маятник для нежесткого удара
Маятник для нежесткого удара представляет собой мешок (Рис.2), сделанный из кожи и заполненный свинцовыми шариками диаметром 3,5 +- 1 мм, посредством которых суммарную массу маятника доводят до величины 45 +- 0,5 кг.
1.3. Подвеска маятника
Маятник должен быть подвешен на стальном канате диаметром 3 мм таким образом, чтобы горизонтальное расстояние между наружным краем свободно подвешенного маятника и испытуемой панелью не превышало 15 мм.
Длина подвески (расстояние от нижней части крюка до точки, наносящей удар по испытываемой панели) должна быть не менее 1,5 м.
1.4. Тянущее и отпускающее приспособление
Для удара маятник отклоняют от вертикали посредством тянущего и отпускающего приспособления и таким образом поднимают на высоту, необходимую согласно п.п.3.2 и 3.3. В момент отпускания отпускающее приспособление не должно сообщать маятнику никакого дополнительного импульса.
2. Требование к стеклянной панели
Для проведения испытаний поставляются полностью готовые стеклянные дверные панели в сборе, включая направляющие элементы. Стеклянные стенные панели должны иметь требуемые размеры и крепления. Панели должны крепиться к раме или иной подходящей конструкции таким образом, чтобы во время испытаний в местах крепления была исключена возможность каких-либо деформаций (жесткое крепление).
3. Методика испытаний
3.1. Испытания должны проводиться при температуре 23°C +- 2°C. Непосредственно перед испытаниями панели должны быть выдержаны при этой температуре не менее 4 часов.
3.2. Испытание на удар жестким маятником должно проводиться с помощью устройства, описанного в п.1.1, при высоте падения 500 мм (Рис.3).
3.3. Испытание на удар нежестким маятником должно проводиться с помощью устройства, описанного в п.1.2, при высоте падения 700 мм (Рис.3).
3.4. Маятник должен быть поднят на необходимую высоту и отпущен. Он должен ударить панель посередине ее ширины и на высоте 1,0 +- 0,05 м от уровня пола, назначенного для данной панели.
Высота падения представляет собой расстояние по вертикали между базисными точками (Рис.3).
3.5. Испытания на жесткий и нежесткий удар проводятся по одному разу на одной и той же панели.
4. Оценка результатов
Требования настоящих Правил считаются выполненными, если после таких испытаний:
а) нет полного разрушения панели;
б) в панели нет трещин;
в) в панели нет отверстий;
г) панель не вышла из своих направляющих;
д) направляющие панели не имеют остаточной деформации;
е) стеклянная поверхность не имеет трещин и повреждений, за исключением отметки диаметром не более 2 мм.
5. Отчет об испытаниях
Отчет об испытании должен содержать следующую информацию:
а) название и адрес лаборатории, выполнившей испытания;
б) дату испытаний;
в) информацию о размерах и конструкции панели;
г) информацию о креплении панели;
д) высоту падения, использованную в этих испытаниях;
е) число проведенных испытаний;
ж) подпись лица, ответственного за эти испытания.
6. Особые случаи
Испытания на удар маятником можно не выполнять, если используются панели с размерами, не превышающими указанные в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Плоские стеклянные панели, используемые для стен кабины
Плоские стеклянные панели, используемые для горизонтально-раздвижных дверей
Для случая креплений с трех или четырех сторон величины из этой таблицы действуют при условии, что профили креплений жестко связаны друг с другом.
Рис. 1. Маятник для жесткого удара
Рис. 2. Маятник для нежесткого удара
Рис. 3. Высота падения на испытательном стенде
Приложение 12
ДОПУСТИМЫЕ РАЗМЕРЫ СТРОИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРИ УСТАНОВКЕ ЛИФТОВ В СУЩЕСТВУЮЩИХ ЗДАНИЯХ1. Размеры в свету дверного проема для доступа в машинное помещение:
- ширина не менее - 0,6 м;
- высота не менее - 1,6 м.
2. Вход в машинное помещение допускается через люк, отвечающий требованиям п.4.3.7. При выходе из люка должна быть свободная площадка с размерами не менее 0,8 х 0,8 м, а также должны быть приняты меры, предотвращающие возможность падения людей (ограждения, перила и т.д.).
3. Высота в свету зон обслуживания оборудования в машинном помещении не менее 1,6 м, высота в свету прохода к зонам обслуживания оборудования не менее 1,8 м.
4. Размеры зоны обслуживания (свободная площадка) перед расположенными в машинном помещении устройствами управления:
а) глубина, измеренная от наружной поверхности шкафа или панели не менее 0,6 м;
б) ширина не менее 0,450 м.
5. Ширина проходов к зонам обслуживания механического оборудования не менее 0,4 м.
6. Высота прохода к машинному и блочному помещениям не менее 1,8 м, при этом допускается местное уменьшение высоты (пороги, балки и др.) до 1,5 м.
7. При разнице в уровнях пола подхода к машинному (блочному) помещению и полом машинного (блочного) помещения не более 1,0 м. Допускается установка скоб (скобы) с шагом 0,35 м на стене машинного (блочного) помещения со стороны открытия двери. При этом рядом со скобами должен быть установлен поручень высотой не менее 1,0 м над уровнем порога дверей.
8. Высота шахты лифта, оборудованного лебедкой с канатоведущим шкивом или барабаном трения, должна быть такой, чтобы при противовесе, находящемся на полностью сжатых буферах выполнялись требования п.3.11.1 а), б), в), а над кабиной должно быть предусмотрено свободное пространство, достаточное для размещения "прямоугольного блока" с размерами не менее 0,35 х 0,6 х 0,7 м, лежащего на одной из своих граней. У лифтов с прямой подвеской, тяговые элементы и их крепления могут находиться в этом пространстве при условии, что тяговые элементы расположены на расстоянии, не превышающем 0,15 м, по крайней мере, от одной вертикальной поверхности "прямоугольного блока".
9. При нахождении кабины на полностью сжатых буферах, одновременно должны выполняться следующие условия:
а) в приямке должно быть предусмотрено свободное пространство, достаточное для размещения "прямоугольного блока" с размерами не менее 0,4 х 0,6 х 0,9 м, лежащего на одной из своих граней;
б) зазор между дном приямка и самыми нижними частями кабины должен быть не менее 0,45 м. Зазор может быть уменьшен до 0,05 м в пределах измеренного по горизонтали расстояния 0,2 м между:
- фартуком или деталями вертикально-раздвижной двери и примыкающей стеной (стенами) шахты;
- самыми нижними частями кабины и направляющей.
Приложение 13
НОРМЫ БРАКОВКИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ1. Браковка находящихся в работе стальных канатов производится по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки каната согласно данным Таблицы 1.
Число обрывов проволок на длине шага свивки каната, при котором канат должен быть забракован
Таблица 1
2. Шаг свивки каната определяется следующим образом. На поверхности какой-либо пряди наносят метку, от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, шесть в шестипрядном канате), и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку.
Расстояние между метками принимается за шаг свивки каната.
3. Браковка каната, изготовленного из проволок различного диаметра, конструкции 6 х 9 = 114 проволок с одним органическим сердечником производится согласно данным, приведенным в первой графе табл.1, причем число обрывов, как норма браковки, принимается за условное.
При подсчете обрывов обрыв тонкой проволоки принимается за 1, а обрыв толстой проволоки - за 1,7.
Например, если на длине шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 9 имеется 7 обрывов тонких проволок и 5 обрывов толстых проволок, до 7 х 1 + 5 х 1,7 = 15,5 т.е. более 14 (табл.1), и, следовательно, канат надлежит забраковать.
4. Число проволок на одном шаге свивки как признак браковки каната, конструкция которого не указана в табл.1, определяют, исходя из данных, помещенных в этой таблице для каната, ближайшего по числу прядей и числу проволок в сечении.
Например, для каната конструкции 8 x 19 = 152 проволоки с одним органическим сердечником ближайшим является канат 6 х 19 = 114 проволок с одним органическим сердечником. Для определения признака браковки следует данные табл.1 (число обрывов на одном шаге свивки) для каната 6 х 9 = 114 проволок с одним органическим сердечником умножить на коэффициент 96:72, где 96 и 72 - число проволок в наружных слоях прядей одного и другого канатов.
5. При наличии у канатов поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов проволок на шаге свивки, как признак браковки, должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.
Таблица 2
Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии
Поверхностный износ или коррозия проволок по диаметру % | Число обрывов проволок на шаге свивки, % от норм, указанных в табл.1 |
10 | 85 |
15 | 75 |
20 | 70 |
25 | 60 |
30 и более | 50 |
При износе или коррозии, достигнувших 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.
Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится при помощи микрометра или иного инструмента; при отсутствии оборванных проволок замер износа или коррозии не производится.
6. В тех случаях, когда кабина (противовес) лифта подвешена на двух отдельных канатах, каждый из них бракуется в отдельности, причем допускается замена одного более изношенного каната.
7. В тех случаях, когда кабина (противовес) лифта подвешена на трех и более канатах, их браковка производится по среднему арифметическому значению, определяемому исходя из наибольшего числа обрывов проволок на длине одного шага свивки каждого каната. При этом у одного из канатов допускается повышенное число обрывов проволок, но не более чем на 50% против норм, указанных в таблице 1.
8. При наличии обрывов, число которых не достигает браковочного показателя, установленного настоящими нормами, а также при наличии поверхностного износа проволок канат допускается к работе при условии:
- тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал технического обслуживания;
- смены каната по достижении степени износа, указанного в настоящих нормах.
9. При обнаружении в канате оборванной пряди или сердечника канат к дальнейшей работе не допускается.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 16.05.2003 N 31 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИФТОВ"