Последнее обновление: 22.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минздрава РФ от 25.04.2003 N 190 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОГО СТАНДАРТА "ОТДЕЛЕНИЕ ДИАЛИЗА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ" (вместе с "ОТДЕЛЕНИЕ ДИАЛИЗА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ. ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ. ОСТ 91500.02.0001-2003")
VII. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ
7.1 Требования к технологиям выполнения работ и услуг устанавливаются соответствующей нормативной документацией системы стандартизации в здравоохранении.
7.2 Перед началом работы необходимо проверить:
- выключить бактерицидные лампы;
- проверить показатели относительной влажности и температуры в помещении;
- проверить наличие средств оказания неотложной помощи;
- проверить заземление всех металлических и электропроводящих неметаллических частей оборудования;
- комплектность используемой аппаратуры,
- убедиться в целостности сетевых шнуров, отсутствии нештатных соединений, герметичности гидравлических разъемов и соединений.
Подготовку аппаратов ("искусственная почка" и др.) и изделий однократного применения к работе следует проводить согласно инструкции по эксплуатации на используемый аппарат и соответствующее изделие.
7.3 Персонал, работающий в диализных залах, должен проверить наличие собственного электростатического заряда - прикоснуться рукой к заземленному металлическому предмету, например, к металлической части стола либо к водопроводному крану. В случае возникновения электростатического разряда работник должен немедленно покинуть помещение для устранения причин его накопления. В процессе работы руки работника, а также лицо пациента должны быть чистыми, без следов масел, мази и помады.
7.4 Непосредственно перед проведением диализа необходимо проверить срок годности изделий однократного применения (диализатор, колонка, контейнер для крови, магистрали и т.д.), а также убедиться в целости потребительской тары. Не допускается использование изделий однократного применения с поврежденной потребительской тарой, нарушающей их стерильность.
7.5 Экстракорпоральный контур "артериальная магистраль - аппарат - диализатор (гемофильтр и др.) - венозная магистраль" должен собираться непосредственно перед подсоединением к пациенту с целью уменьшения возможности контаминации. Персонал при сборке экстракорпорального контура работает в стерильных перчатках.
7.6 В процессе работы в диализном зале необходимо:
- 1 раз в 2. часа контролировать температуру и относительную влажность воздуха с помощью приборов (термометра, гигрометра или психрометра);
- периодически проверять надежность крепления узлов, деталей аппаратов и комплектующих изделий;
7.7 Не допускается во время процедуры:
- работать на неисправных аппаратах, приборах, устройствах с неисправными приспособлениями, сигнализацией, при отсутствии заземления, имеющими нештатное электросоединение;
- использовать оборудование, аппараты и приборы, не прошедшие в установленном порядке стерилизации и дезинфекции;
- работать при отключенных системах постоянного электроснабжения водоснабжения, канализации, вентиляции, за исключением аварийных (внештатных) ситуаций, когда необходимо вернуть пациенту из экстракорпорального контура кровь и отключить его от аппарата;
- носить в процессе работы одежду из шерсти, шелка, нейлона, капрона и других синтетических материалов, сильно электризующихся при движении, обувь на подошве из пластика, резины и других диэлектриков;
- работать без специальной одежды, средств индивидуальной защиты;
- прикасаться к движущимся и вращающимся частям аппарата с принудительным приводом;
- оставлять пациентов без медицинского надзора во время и непосредственно после процедуры;
- загромождать помещения неиспользуемой аппаратурой и мебелью;
- применять вещества и лекарственные средства без этикеток, из поврежденной упаковки или тары;
- держать на рабочих местах изделия однократного применения и диализные концентраты, не используемые в конкретной процедуре;
- принимать пищу и курить на рабочих местах в диализном зале; прием пищи пациентами во время процедуры гемодиализа должен быть, как правило, исключен, при необходимости для пациентов допускается питье.
7.8 При обнаружении неисправности в процессе эксплуатации аппарата для диализа персонал должен немедленно отключить аппарат от сети, с помощью ручного привода насоса крови вернуть пациенту кровь, находящуюся в экстракорпоральном контуре, сделать соответствующую запись в журнале технического обслуживания, доложить заведующему отделением. Продолжать работу следует только после устранения неисправности и наличия в паспорте аппарата соответствующей записи инженера или иного уполномоченного лица о возможности безопасной эксплуатации оборудования.
7.9 При работе с биологическими жидкостями персоналом должны соблюдаться меры безопасности, предусмотренные нормативными документами, исключающие возможность инфицирования персонала вирусными и другими инфекциями, передающимися через кровь и другие биологические жидкости.
7.10 При проведении каждой процедуры диализа для предупреждения контаминации зоны пункции (соединения с шунтом, катетером) должны использоваться стерильные клеенки, простыни (обычные или со специальные с окном), одно- или многоразовые; место пункции (соединения с шунтом, катетером) на весь период процедуры закрывается стерильным сухим марлевым тампоном.
7.11 Матрац на кровати в диализном зале должен быть защищен от попадания в него крови, других биологических жидкостей клеенкой, иным водоустойчивым покрытием, согласно требованиям нормативных документов. После каждой процедуры диализа на кровати (кресле-кровати) необходимо менять постельное белье. Допускается использование индивидуального белья пациента, при этом необходимо предусмотреть, чтобы индивидуальное белье не было загрязнено пятнами крови, других выделений и др.
7.12 По окончании процедуры диализа или иного метода экстракорпорального воздействия на кровь необходимо:
- привести в порядок рабочее место;
- провести тепловую и химическую дезинфекцию аппарата в соответствии с установленными требованиями;
- привести аппарат в состояние, оговоренное инструкцией по эксплуатации.
7.13 Изделия однократного применения после использования должны быть заполнены 2,5% раствором формалина, затем собраны в специальные полиэтиленовые мешки (баки), которые следует залить 100-200 мл 40% раствора формалина
7.14 По окончании рабочего дня необходимо:
- провести влажную уборку всех помещений с использованием разрешенных антисептиков и дезинфектантов;
- включить ультрафиолетовые облучатели в помещениях диализных залов и операционных (минимальная экспозиция определяется объемом помещения и мощностью облучателя).
7.15 Один раз в неделю следует проводить генеральную уборку помещений с перемещением оборудования.
7.16 Приготовленный диализный концентрат необходимо тестировать в лаборатории на соответствие концентрации электролитов (К, Na, Ca). Руководитель отделением дает заключение по результатам лабораторного тестирования о пригодности диализного концентрата к использованию.
Заключение с бланком лабораторного анализа фиксируется в журнале оценки качества приготовления концентрата.
- Главная
- ПРИКАЗ Минздрава РФ от 25.04.2003 N 190 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОГО СТАНДАРТА "ОТДЕЛЕНИЕ ДИАЛИЗА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ" (вместе с "ОТДЕЛЕНИЕ ДИАЛИЗА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ. ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ. ОСТ 91500.02.0001-2003")