в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. ШУМ ВНУТРЕННИЙ. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ. ГОСТ Р 51616-2000" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.06.2000 N 156-ст)
действует Редакция от 14.06.2000 Подробная информация
"АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. ШУМ ВНУТРЕННИЙ. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ. ГОСТ Р 51616-2000" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.06.2000 N 156-ст)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Предисловие

1.РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 56 "Дорожный транспорт"

2.ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 14 июня 2000 г. N 156-ст

3.Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 5128-80 "Акустика. Измерение шума в салоне автомобиля" в части методов измерений

4.ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее - автотранспортные средства) категорий М,, М^, Мз, N), N^, N3*, в том числе с электродвигателем, полуприцепы, предназначенные для перевозки пассажиров, троллейбусы и устанавливает допустимые уровни шума, которые воздействуют на водителя в кабине и пассажиров в пассажирском помещении автотранспортных средств, и методы испытаний.

Стандарт не распространяется на автотранспортные средства, находящиеся в эксплуатации.

Требования стандарта являются обязательными.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.026-80 Система стандартов безопасности труда. Шум. Определение шумовых характеристик источников шума в свободном звуковом поле над звукоотражающей плоскостью. Технический метод ГОСТ 17187-81 Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний ГОСТ 27815-88 Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции ГОСТ Р 41.85-99 (Правила ЕЭК ООН N 85) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей внутреннего сгорания или систем электротяги, предназначенных для приведения в движение механических транспортных средств категорий М и N, в отношении измерения полезной мощности и максимальной 30-минутной мощности систем электротяги.

3. Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 система, влияющая на образование внутреннего шума: Комплекс элементов автотранспортного средства, изменяющих уровень звука в кабине (пассажирском помещении) и вибрацию, передаваемую элементами кабины (пассажирского помещения).

3.2 элемент системы, влияющей на изменение уровня внутреннего шума: Любой отдельный элемент автотранспортного средства: элемент упругой подвески кузова, двигателя, коробки передач (силового агрегата), раздаточной коробки, карданного вала, системы выпуска отработавших газов; глушители шума впуска воздуха и выпуска отработавших газов; перегородки в пассажирском помещении; вибродемпфирующие, звукоизолирующие и звукопоглощающие материалы и т. п.

3.3 полная масса автотранспортного средства: Масса автотранспортного средства, состоящая из снаряженной массы, массы груза (по грузоподъемности) или пассажиров (по числу мест), их багажа, водителя и другого обслуживающего персонала.

3.4 снаряженная масса автотранспортного средства: Масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и т. п.) автотранспортного средства, но без груза или пассажиров, водителя, другого обслуживающего персонала и их багажа.

3.5 максимальная мощность двигателя: Мощность двигателя в киловаттах, определенная по ГОСТ Р 41.85.

4. Допустимые уровни внутреннего шума

4.1 Автотранспортные средства одного типа в отношении внутреннего шума не должны иметь существенных различий в следующих характеристиках:

конструкции кузова, места установки двигателя;

длины и ширины автотранспортного средства;

типа двигателя (с искровым зажиганием или с воспламенением от сжатия, двухтактный или четырехтактный, поршневой или роторный), типа и конструкции системы питания и газораспределения, номинальной или максимальной мощности и соответствующей частоты вращения коленчатого вала двигателя, типа электродвигателя и т. д.;

наличия вспомогательных систем, не являющихся необходимыми для получения движения, но используемых при движении автотранспортного средства (система отопления, кондиционирования и вентиляции кузова или пассажирского помещения, далее - вентиляционная установка);

конструкции трансмиссии (в части типов: коробки передач, главной передачи, раздаточной коробки, дополнительной коробки), числа передач и передаточных чисел;

других систем, влияющих на образование внутреннего шума.

4.2 В качестве оценочного показателя внутреннего шума принимается уровень звука в децибелах.

Допустимые уровни внутреннего шума автотранспортных средств приведены в таблице 1.

Таблица 1

Допустимые уровни внутреннего шума автотранспортных средств

Автотранспортное средство Допустимый уровень звука, дБ A
Автомобили и автобусы для перевозки пассажиров
Категория M1 (кроме вагонной или полукапотной компоновки кузова) 78
Категория M1 (вагонная или полукалотная компоновка кузова) 80
Категории М2, М3 (кроме расположения двигателя впереди или рядом с местом водителя):
- на рабочем месте водителя 78
- в пассажирском помещении автобусов классов II и III по ГОСТ 27815 80
- в пассажирском помещении автобусов класса I 82
Категории Мз, Мз (с расположением двигателя впереди или рядом с местом водителя):
- на рабочем месте водителя и в пассажирском помещении 80
Автомобили для перевозки грузов
Категории NI полной массой до 2 т 80
Категория NI полной массой от 2 до 3,5 т 82
Категории NZ, N3 кроме предназначенных для международных и междугородных перевозок 82
Категории N2, N3, для международных и междугородных перевозок 80
Полуприцепы, предназначенные для перевозки пассажиров 80
Троллейбусы
- на рабочем месте водителя 78
- в пассажирском помещении 82

Примечания

1. Для автотранспортных средств повышенной проходимости* категории MI допустимые уровни увеличиваются на 2 дБ А.

2. При проведении инспекционных испытаний сертифицированного типа автотранспортного средства допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 1 дБ А.

3. Для автотранспортных средств, имеющих мягкий верх, допускается увеличение предельных значений на 2 дБ А до 01.07.2001.

4. Для автотранспортных средств, поставленных на производство до 01.01.91, допускается увеличение предельных значений на 2 дБЛ.


* В соответствии с определением, приведенным в ЕЭК ООН [I].

5. Методы испытаний

5.1 Общие требования

5.1.1 Методы испытаний, изложенные в настоящем стандарте, используют при проведении испытаний автотранспортных средств (в том числе периодических, сертификационных, инспекционных и др).

5.1.2 Автотранспортное средство, представленное на испытание, должно соответствовать требованиям технической и эксплуатационной документации, что определяется при его идентификации.

5.1.3 Для проведения испытаний должно быть представлено техническое описание автотранспортного средства конкретного типа в трех экземплярах в соответствии с приложением А.

5.1.4 Порядок проведения инспекционных испытаний сертифицированных автотранспортных средств изложен в приложении Б.

5.2 Средства измерений и регистрации

5.2.1 Для измерения внутреннего шума автотранспортного средства должны применяться следующие приборы:

шумомер 1-го класса точности по ГОСТ 17187. При измерениях рекомендуется использовать микрофон с всенаправленной характеристикой;

приборы для измерения скорости автотранспортного средства и частоты вращения коленчатого вала двигателя с относительной погрешностью измерения + 3 %;

прибор для измерения скорости ветра с диапазоном измерения от 1 до 10 м/с и погрешностью измерения + 0,5 м/с;

прибор для измерения температуры окружающего воздуха с погрешностью измерения + 1 "С;

прибор для измерения атмосферного давления с погрешностью измерения + 2,6 гПа.

5.2.2 Шумомер следует калибровать по стандартному источнику звука непосредственно до и после каждой серии испытаний. Если при этой проверке показания шумомера отличаются более чем на 1 дБ А, то испытание считают недействительным.

5.2.3 Допускается использовать другие средства измерений и регистрации, если их электроакустические характеристики соответствуют ГОСТ 17187.

5.3 Условия проведения испытаний

5.3.1 Автотранспортные средства, на которых для условий бездорожья используются шины повышенной проходимости, на время испытаний могут быть оборудованы дорожными шинами, указанными в документации предприятия-изготовителя. Допустимый износ шин не должен превышать 30 % первоначальной высоты рисунка протектора.

5.3.2 Автотранспортное средство испытывают без нагрузки, прицепов и полуприцепов, если они не предназначены для перевозки пассажиров. В кабине автотранспортного средства могут находиться два человека: водитель и испытатель. В автотранспортном средстве с числом мест для сиденья более 9 (категории М^, Мз) допускается присутствие второго испытателя. Наличие посторонних предметов не допускается.

5.3.3 В процессе испытаний ни одно из сидений в автотранспортном средстве, где измеряется уровень звука, не должно быть занято, за исключением места водителя.

5.3.4 На автотранспортном средстве, оборудованном вспомогательной (дополнительной) коробкой передач с ручным переключением и/или приводом более чем на один мост с включением дополнительных мостов, следует установить положение переключателя и количество ведущих мостов, используемое при нормальных условиях движения в городе. Не следует использовать устройства, предназначенные для движения на малой скорости, стоянки или торможения.

5.3.5 При измерениях окна, двери и люки в крыше должны быть закрыты, мягкий тент установлен.

5.3.6 Передвижные регулируемые сиденья, возле которых проводятся измерения, должны находиться в среднем положении. Спинка сиденья, если имеется возможность ее регулирования, должна находиться в удобном для водителя рабочем положении. Регулируемые подголовники сидений должны находиться в среднем положении.

5.3.7 Перед испытаниями двигатель и другие агрегаты автотранспортного средства должны быть прогреты до рабочей температуры.

5.3.8 Испытания следует проводить на прямом сухом гладком и чистом участке дороги с покрытием из асфальтобетона в хорошем техническом состоянии. Продольный уклон измерительного участка не должен превышать 1 %. На расстоянии 20 м от продольной оси измерительного участка не должны находиться крупные звукоотражающие объекты (заборы, камни, мосты или здания).

5.3.9 Уровень шумовых помех должен быть не менее чем на 15 дБ А ниже измеряемого уровня шума. Если это условие не соблюдается, следует внести поправку уровня помех по ГОСТ 12.1.026.

5.3.10 При измерении шума вспомогательное оборудование (системы обмыва и очистки стекол, аудиоаппаратура и т. д.) должно быть выключено. Если автотранспортное средство оборудовано жалюзи и/или вентилятором системы охлаждения двигателя с автоматическим приводом, испытания должны проводиться при их работе в автоматическом режиме. Если автотранспортное средство оборудовано жалюзи с ручным управлением, испытания проводят при полностью открытых жалюзи.

5.3.11 При измерении уровня шума по методикам, изложенным в 5.5.1 и 5.5.2, вентиляционные установки, отопители, кондиционеры должны быть выключены.

5.3.12 Испытания проводят при следующих метеорологических условиях:

отсутствии атмосферных осадков;

атмосферном давлении 1013 гПа (760 мм рт. ст.); допустимое отклонение + 5 %;

температуре окружающего воздуха от минус 10 до плюс 30 "С;

скорости ветра, измеряемой на измерительном участке на высоте приблизительно 1,2 м, не более 5 м/с.

5.4 Методы измерения шума

5.4.1 Измерения уровня шума необходимо проводить в следующих точках:

У сиденья водителя (для всех категорий автотранспортных средств) - микрофон, расположенный у сиденья водителя, должен быть смещен от его оси симметрии на (0,20 + 0,02) м в направлении центра автотранспортного средства согласно точке Б, указанной на рисунке 1.

Над каждым рядом сидений - микрофон, расположенный у сидений пассажиров, устанавливают в точке А, указанной на рисунке 1.

В зонах, предназначенных для стояния пассажиров, измерения проводят на высоте (1,6 + 0,1) м от пола ближе к продольной оси симметрии автотранспортных средств.

В зонах, предназначенных для лежания пассажиров, измерения проводят над серединой подушки на высоте (0,15 + 0,02) м.

5.4.2 Расстояние от микрофона до стенок кабины или испытателя, проводящего измерения, должно быть не менее 0,15 м; Если при измерении в автотранспортном средстве находится испытатель, расстояние от него до микрофона должно быть не менее 1 м.

Микрофон должен быть расположен горизонтально; его ось максимальной чувствительности (в соответствии с характеристикой прибора) должна быть ориентирована в направлении взгляда сидящего человека. Если это направление не определено, то в направлении движения автотранспортного средства.

Рисунок 1 - Положение микрофона относительно сиденья

5.4.3 В протоколе испытаний указывают зоны, в которых были проведены измерения.

5.5 Измерение шума при разгоне

5.5.1 Измерения проводят следующим образом.

Стабилизируют начальную скорость движения v0 автотранспортного средства и режим работы двигателя в соответствии с условиями испытаний.

При достижении стабильной начальной скорости v0 резко нажимают до упора на педаль управления дроссельной заслонкой или подачей топлива и удерживают ее в таком положении до достижения окончания разгона скорости vk указанной в 5.5.2. Не допускается переключение передач во время разгона.

За результат измерения принимают максимальное значение уровня звука, зарегистрированное в процессе разгона автотранспортного средства от v0 до vk.

5.5.2 Выбор режима испытаний

5.5.2.1 Испытание автотранспортного средства с механической коробкой передач, имеющей ручное управление

В коробке передач должна быть включена наиболее высокая передача (не ниже третьей, если коробка передач имеет четыре и более передач, и не ниже второй, если коробка передач имеет менее четырех передач), обеспечивающая движение автотранспортного средства со скоростью, не превышающей 120 км/ч при частоте вращения двигателя, равной 90 % режима максимальной мощности. Полученная скорость принимается за скорость окончания разгона vk.

Если при включении выбранной передачи при частоте вращения, равной 90 % режима максимальной мощности двигателя, скорость превышает 120 км/ч, то скорость vk считают равной 120 км/ч.

Испытания проводят на выбранной передаче, начиная со скорости v0, соответствующей 45 % режима максимальной мощности двигателя.

Если на выбранной передаче скорость vk равна 120 км/ч, то v0 должна быть 60 км/ч.

Если на автотранспортном средстве категории N3 установлен ограничитель скорости, не позволяющий на высшей передаче развить скорость, соответствующую 90% режима максимальной мощности, то необходимо переходить на более низкую передачу и осуществлять разгон с 45 % до 90 % режима максимальной мощности двигателя.

5.5.2.2 Испытание автотранспортного средства с автоматической коробкой передач

В автотранспортном средстве с автоматической коробкой передач измерения проводят начиная со скорости v0, соответствующей 45 % режима максимальной мощности двигателя. При этом скорость v0 не должна быть более 60 км/ч. Если в коробке передач происходит переключение передач раньше, чем автотранспортное средство достигнет скорости, соответствующей 90 % частоты режима максимальной мощности двигателя или 120 км/ч, начальную скорость v0 принимают равной 50 % скорости, при которой происходит переключение передач. За скорость окончания разгона vk принимают скорость, на которой происходит переключение передач. Не допускается принудительное включение понижающей передачи.

5.5.2.3 Испытание автотранспортных средств всех категорий, приводимых в движение с помощью электродвигателя, и троллейбусов.

Для автотранспортных средств всех категорий, приводимых в движение с помощью электро-двигателя, и троллейбусов начальную скорость v0 устанавливают равной 45 % максимальной скорости, указанной предприятием-изготовителем. Разгон осуществляют до скорости vk соответствующей 90 % максимальной скорости, указанной предприятием-изготовителем.

5.5.2.4 Испытание автотранспортных средств, у которых максимальная скорость автотранспортного средства снаряженной массы с водителем и оператором на высшей передаче меньше скорости, соответствующей 90 % максимальной мощности двигателя и скорости 120 км/ч

В коробке передач включают более низкую передачу, но не ниже третьей. Начальная скорость VQ должна соответствовать минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, обеспечивающей ее постоянное увеличение при полном нажатии на педаль дроссельной заслонки или подачи топлива, но не ниже 45 % скорости, соответствующей режиму максимальной мощности двигателя. Разгон заканчивается при скорости автомобиля vk, соответствующей 90 % максимальной мощности двигателя.

5.6 Измерение шума при движении автотранспортного средства с постоянной скоростью

5.6.1 Измерение шума при движении с постоянной скоростью проводят на высшей передаче в диапазоне скоростей, начиная с 60 км/ч или 40 % максимальной скорости автотранспортного средства до скорости, соответствующей 80 % максимальной, но не более 120 км/ч. Из указанных скоростей выбирают наименьшую.

5.6.2 Измерения проводят не менее чем при пяти значениях постоянных скоростей с округлением до 5 км/ч: наименьшей, наибольшей и промежуточных, обеспечивая равномерность интервалов между значениями скоростей. В каждой точке измерения по 5.4 и при каждой скорости в течение 5 с регистрируют среднее значение показания шумомера.

5.7 Измерение шума вентиляционных установок автотранспортного средства

5.7.1 Измерение проводят на неподвижном автотранспортном средстве при работе двигателя на холостом ходу (минимальная частота вращения холостого хода).

При измерении шума вентиляционной установки кондиционеры, отопители или вентиляторы должны быть включены в наиболее шумном режиме, предусмотренном изготовителем для продолжительной работы при движении автотранспортного средства. В каждой точке расположения микрофона проводят не менее трех измерений. Результаты измерений заносят в протокол испытаний (приложение В).

5.8 Измеряемые значения

5.8.1 При испытаниях по 5.5 измерения проводят с использованием постоянной времени усреднения "Быстро" (Fast), при испытаниях по 5.6 и 5.7 измерения проводят с использованием постоянной времени усреднения "Медленно" (Slow).

5.8.2 Измерения в процессе испытаний проводят при включенной частотной коррекции, соответствующей шкале А.

5.9 При измерениях по 5.5 и 5.6 в каждой точке расположения микрофона проводят не менее трех измерений. За результат измерения в каждой точке принимают среднее арифметическое значение, округленное до целого числа, которое сравнивают с допустимыми уровнями, приведенными в таблице 1. Если разность наибольшего и наименьшего значений уровней шума в каждой точке превышает 2 дБ А, проводят повторное испытание.

За окончательный результат измерения уровня шума в пассажирском помещении принимают максимальное значение, полученное в измерительных точках.

5.10 По результатам испытаний оформляют протокол испытаний в соответствии с приложением В.

  • Главная
  • "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. ШУМ ВНУТРЕННИЙ. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ. ГОСТ Р 51616-2000" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.06.2000 N 156-ст)