Последнее обновление: 24.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ КФМ РФ от 11.08.2003 N 104 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, СОВЕРШАЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"
Приложения
Приложение 1
к Рекомендациям по отдельным положениям
правил внутреннего контроля,
разрабатываемых организациями,
совершающими операции с денежными
средствами или иным имуществом,
в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма
Приложение 2
к Рекомендациям по отдельным положениям
правил внутреннего контроля,
разрабатываемых организациями,
совершающими операции с денежными
средствами или иным имуществом,
в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма
N п/п | |
1 | Немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений (помимо установленных нормативными правовыми документами), но запрашиваемых в соответствии со сложившейся практикой, в том числе о своем доверителе (в случае, когда клиент выступает в качестве представителя юридического или физического лица), а также излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки) |
2 | Пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг (тариф комиссионного вознаграждения и т.д.), а также предложение клиентом необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг |
3 | Наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом, или от обычной рыночной практики |
4 | Предложение клиента осуществить возврат причитающейся суммы по расторгнутой сделке третьим лицам, в том числе на счет в банк-нерезидент |
5 | Настоятельное желание клиента работать самостоятельно с удаленного терминала |
6 | Внесение в операцию (сделку) дополнений и изменений, не соответствующих установившейся практике деятельности организации |
7 | Необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент |
8 | Внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества |
9 | Передача клиентом поручения об осуществлении операции через представителя (посредника), если представитель (посредник) выполняет поручение клиента без вступления в прямой (личный) контакт с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом |
10 | Отсутствие информации о клиенте (юридическом лице, в том числе кредитной организации) в официальных справочных изданиях, а также невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам |
11 | Сложности, возникающие у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, при проверке представляемых клиентом в соответствии с внутренними документами организации сведений, неоправданные задержки в предоставлении клиентом документов и информации, представление клиентом информации, которую невозможно проверить или данная проверка является слишком дорогостоящей |
12 | Невозможность установления контрагентов клиента |
13 | Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, располагает данными о том, что информация, представленная клиентом об участниках сделки, содержит неверные (заведомо ложные) сведения |
14 | Отсутствие очевидной связи между характером и родом деятельности клиента с услугами, за которыми клиент обращается к организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом |
15 | Запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели |
16 | Несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации |
17 | Выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом |
18 | Настаивание клиента на проведении расчетов наличными денежными средствами |
19 | Приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет |
Приложение 3
к Рекомендациям по отдельным положениям
правил внутреннего контроля,
разрабатываемых организациями,
совершающими операции с денежными
средствами или иным имуществом,
в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма
* Признаки необычных сделок, указанные в подпунктах 7 - 13, относятся к профессиональным участникам рынка ценных бумаг.
Приложение 4
к Рекомендациям по отдельным положениям
правил внутреннего контроля,
разрабатываемых организациями,
совершающими операции с денежными
средствами или иным имуществом,
в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма
Деятельность, подверженная высокому риску осуществления легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма:
1. Деятельность юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся кредитными организациями, занимающихся переводом денежных средств, платежами в наличной форме по чекам, инкассацией денежных средств;
2. Деятельность физических и юридических лиц, их обособленных подразделений, дочерних и зависимых обществ (в том числе кредитных организаций), имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
3. Туристская деятельность (туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий);
4. Игорный бизнес (предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением (казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места) от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение);
5. Деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной, предметов искусства и антиквариата;
6. Осуществление внешнеэкономических операций;
7. Торговля (особенно экспорт и импорт) драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни;
8. Торговля (посредничество в торговле) недвижимым имуществом;
9. Любая деятельность, связанная с интенсивным оборотом наличности (в том числе оказание услуг в сфере розничной торговли, в сфере общественного питания, розничная торговля горючим на бензоколонках и газозаправочных станциях и т.п.).
Приложение 5
к Рекомендациям по отдельным положениям
правил внутреннего контроля,
разрабатываемых организациями,
совершающими операции с денежными
средствами или иным имуществом,
в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма
1. При разработке программы обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма рекомендуется учитывать, что организация осуществляет обучение своих сотрудников исходя из их должностных обязанностей по следующим направлениям:
1.1. ознакомление сотрудников с нормативными правовыми актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
1.2. ознакомление сотрудников с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденными организацией;
1.3. организация и проведение с сотрудниками практических занятий по реализации правил внутреннего контроля, в том числе, программ его осуществления;
1.4. обеспечение, по возможности, участия ответственного лица в конференциях, семинарах и иных мероприятиях (в том числе международных), посвященных проблемам противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
2. Программы обучения рекомендуется строить исходя из того, что основным условием успешного осуществления организацией деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является непосредственное участие каждого сотрудника в рамках его компетенции в данном процессе.
3. Обучение сотрудников организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проводится регулярно, не реже одного раза в год.
Приложение 6
к Рекомендациям по отдельным положениям
правил внутреннего контроля,
разрабатываемых организациями,
совершающими операции с денежными
средствами или иным имуществом,
в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма
1. Сведения об операции (сделке), в том числе, принадлежность к указанным категориям:
а) операция, подлежащая обязательному контролю;
б) необычная сделка, а также содержание операции (сделки).
2. Сумма и валюта операции (сделки).
3. Сведения о лице (лицах), проводящих операцию (совершающих сделку).
4. Описание возникших затруднений квалификации операции как подлежащей обязательному контролю или причины, по которой сделка квалифицируется как необычная.
5. Сведения о сотруднике, составившем сообщение.
6. Подпись сотрудника, составившего сообщение.
7. Дата составления сообщения.
8. Подпись непосредственного руководителя подразделения (в случае его наличия).
Приложение 7
к Рекомендациям по отдельным положениям
правил внутреннего контроля,
разрабатываемых организациями,
совершающими операции с денежными
средствами или иным имуществом,
в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма
1. К ответственному лицу рекомендуется предъявлять следующие требования:
1.1. высшее образование и опыт руководства подразделением организации не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыт руководства таким подразделением не менее двух лет;
1.2. знание работы подразделений по работе с клиентами;
1.3. отсутствие судимости.
2. К сотрудникам подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, рекомендуется предъявлять следующие требования:
2.1. высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы в организации не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыт работы в организации не менее двух лет;
2.2. знание работы подразделений по работе с клиентами;
2.3. отсутствие судимости.
- Главная
- ПРИКАЗ КФМ РФ от 11.08.2003 N 104 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, СОВЕРШАЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"