в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 04.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.11.2001 N 779 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА" НА 2002-2006 ГОДЫ"
не действует Редакция от 08.11.2001 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.11.2001 N 779 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА" НА 2002-2006 ГОДЫ"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА" на 2002-2006 годы

ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА" НА 2002-2006 ГОДЫ
Наименование Программы - федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы
Наименование, дата и номер решения о разработке Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2001 г. N 591-р
Государственные заказчики Программы - Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации - государственный заказчик-координатор, государственные заказчики: Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство образования Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Российское авиационно-космическое агентство, Российское агентство по боеприпасам, Российское агентство по обычным вооружениям, Российское агентство по системам управления, Российское агентство по судостроению
Основные разработчики Программы - Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство образования Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Российское авиационно-космическое агентство, Российское агентство по боеприпасам, Российское агентство по обычным вооружениям, Российское агентство по системам управления, Российское агентство по судостроению, государственное унитарное предприятие "Государственный центр системных исследований"
Цель Программы - развитие национальной технологической базы, способной обеспечить разработку и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции для решения приоритетных задач в области социально-экономического развития и национальной безопасности России
Основные задачи Программы - разработка промышленных технологий, критически важных для обеспечения разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции;
технологическое перевооружение отечественной промышленности на основе передовых технологий;
создание научно-технологического задела;
разработка технологий подготовки и повышение профессионального уровня кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности;
активизация процессов коммерциализации новых технологий
Сроки реализации Программы - 2002-2006 годы
Перечень основных мероприятий Программы - проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке базовых критических технологий и системных технологий межотраслевого значения (технологии новых материалов, технологии микроэлектроники, технологии вычислительных систем, технологии телекоммуникаций, радиоэлектронные, микроволновые и акустоэлектронные технологии, оптоэлектронные, лазерные и инфракрасные технологии, технологии информационных систем, ядерные технологии нового поколения, технологии промышленного оборудования, технологии перспективных двигательных установок, технологии энергетики и энергосбережения, химические технологии и катализ, технологии спецхимии и энергонасыщенных материалов, биотехнологии, технологии транспортных систем, уникальные технологии экспериментальной отработки и испытаний, технологии обеспечения устойчивой и экологически чистой среды обитания, технологии подготовки кадров для развития национальной технологической базы);
комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных технологий, продукции и их научно-технического уровня на основе внедрения международных стандартов качества и сертификации;
прогнозные исследования, мониторинг состояния выявление проблем сохранения и развития технологий
Исполнители мероприятий Программы - научные и промышленные организации России, отбираемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"
Объемы и источники финансирования Программы - всего - 12994 млн. рублей, в том числе:
а) за счет средств федерального бюджета - 7740,8 млн. рублей,
из них:
на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 5253,2 млн. рублей, на капитальные вложения - 2324,9 млн. рублей, на прочие нужды - 162,7 млн. рублей;
б) за счет средств внебюджетных источников - 5253,2 млн. рублей.
Объемы и источники финансирования программных мероприятий ежегодно уточняются исходя из реальных возможностей экономики и федерального бюджета на соответствующий год
Контроль за исполнением Программы - контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - координатор Программы - Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации совместно с другими государственными заказчиками Программы
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - создание современной технологической базы, необходимой для разработки и производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции мирового уровня в области важнейших технических систем (воздушного, морского и наземного транспорта, ракетно-космической техники, машиностроительного, энергетического оборудования, вычислительной техники, систем управления, связи и информации), медицинской техники, оборудования и изделий медицинского назначения и лекарственных средств, обеспечивающей в целом технологические аспекты национальной безопасности России, возможности для равноправного международного технологического сотрудничества, увеличение доли высокотехнологичной продукции и услуг в структуре экономики; сохранение и создание более 850 тыс. рабочих мест на отечественных предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности;
формирование научных и технологических основ для кардинального изменения структуры экспорта в пользу наукоемкой продукции с увеличением ее доли в 2-2,5 раза за счет резкого повышения потребительских свойств и конкурентоспособности выпускаемой продукции, закрепления традиционных и освоения новых сегментов мирового рынка
Экономическая эффективность Программы - в 2002-2006 годах показатели по чистому дисконтированному доходу составят 1439,3 млн. рублей, индекс доходности - 1,15;
налоги, поступающие в федеральный бюджет, составят 21382,5 млн. рублей, что превысит размер инвестиций за тот же период и создаст бюджетный эффект в размере 6843,2 млн. рублей;
индекс доходности инвестиций (рентабельность) бюджетных ассигнований составит 1,65, а срок окупаемости бюджетных ассигнований (период возврата инвестиций) - около 1 года, что свидетельствует о высокой эффективности Программы

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2001 г. N 591-р с учетом полученных в 1996-2000 годах результатов реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" (1996-2005 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 986.

Работы по указанной федеральной целевой программе начались в 1996 году. Основные исполнители работ на базе имеющегося задела приступили к выполнению первоочередных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, имеющих определяющее значение для сохранения и развития в приоритетном порядке отечественных технологических разработок. Указанные работы финансировались за счет консолидации части бюджетных средств, выделяемых на поддержку государственных научных центров, а также их собственных средств.

Однако в дальнейшем темпы развертывания работ резко снизились в связи с недостаточным уровнем финансирования. В целом в 1996-2000 годах из федерального бюджета на эти цели было выделено менее 5 процентов запланированного объема средств. По этой причине многие из начатых разработок были приостановлены, объемы работ практически по всем направлениям указанной федеральной целевой программы значительно сокращены. Тем не менее, несмотря на сложные экономические условия, по ряду технологических направлений к настоящему времени удалось получить достаточно значимые результаты:

разработаны и внедрены в промышленное производство высококачественные композиционные материалы на основе углеродных волокон конструкционного назначения. Их использование позволило создать уникальные конструкции крыла самолета Су-37, что на 30 процентов снизило массу крыла и в 1,5-2 раза увеличило ресурс высоконагруженных элементов конструкции самолета;

впервые в России разработаны конструкция, базовый технологический маршрут и технологические процессы изготовления монохромных электролюминесцентных полимерных плоских индикаторов (экранов) с высокими функциональными характеристиками, не уступающие лучшим мировым образцам, маршрутные технологии сверхбольших интегральных схем уровня 0,5 мкм, создан 6-координатный станочный модуль бездефектного микрошлифования электронных материалов;

разработаны и экспериментально подтверждены принципиальные технологические основы создания полупроводниковых и твердотельных лазеров с диодной накачкой и их элементной базы;

разработаны основы технологии создания геоинформационных систем нового поколения на основе сложноструктурированных баз данных дистанционного зондирования и принципов виртуальной реальности;

созданы технологии производства прецизионных реакторных и конструкционных материалов на основе циркония для оболочек твэлов и других элементов и узлов действующих и разрабатываемых реакторов атомных электростанций, позволяющие увеличить срок службы и повысить безопасность атомных электростанций;

разработаны базовые основы экологически безопасной технологии очистки оружейного плутония, включая иммобилизацию высокоактивных отходов в минералоподобные матричные системы, пригодные для длительного контролируемого хранения;

создана промышленная технология и разработан технический проект установки для дезинфекции питьевой воды и очистки сточных вод с использованием ускорителя электронов, обладающей уникальными характеристиками по производительности, сроку службы и стоимости обработки вод;

разработаны технологии биосинтеза рекомбинантного белка терапевтического назначения NEF-вируса иммунодефицита человека в биореакторах нового поколения;

по всем основным технологическим направлениям выполнены работы по созданию научно-технического задела, включая разработку базовых основ, расчетно-теоретическое и экспериментальное обоснование, что позволяет при обеспечении достаточного финансирования работ перейти к этапу создания пилотных промышленных технологий, предназначенных для непосредственного использования при производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции нового поколения.

С учетом новых требований, предъявляемых к федеральным целевым программам, потребовалось внести существенные изменения в концепцию и содержание Программы. В соответствии с протоколом совещания в Правительстве Российской Федерации от 9 октября 2000 г. N ИК-П7-98пр в составе Программы должны быть реализованы технологические направления, ранее включенные в отдельные федеральные целевые программы: "Российские верфи", "Развитие электронной техники в России", "Создание технических средств связи, телевидения и радиовещания", "Разработка и применение технологий двойного назначения "Спецхимия".

Программа разработана с учетом этих требований и на основе одобренных Правительством Российской Федерации приоритетов и критериев формирования федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета на 2002 год.

Программа учитывает особенности современной международной и внутренней ситуации и исходит из необходимости не допустить отставания от мирового уровня по критическим технологиям в области важнейших видов наукоемкой продукции.

В Программе используются понятия, которые означают следующее:

"технология" - совокупность научно-технических знаний, процессов, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при разработке, производстве или эксплуатации продукции;

"базовая технология" - технология, лежащая в основе создания широкого спектра наукоемкой продукции и прямо не связанная с каким-либо видом конкретных технических систем;

"критическая технология" - технология, разработка и использование которой обеспечивают интересы государства в сфере национальной безопасности, экономического и социального развития;

"национальная технологическая база" - совокупность технологий, важнейших научно-производственных комплексов и интеллектуального потенциала производственного персонала, владеющего, развивающего и реализующего указанные технологии в приоритетных областях науки, техники и промышленности, обеспечивающих жизнедеятельность и безопасность страны.

Технологическая оснащенность государства всегда являлась одной из важнейших задач, так как национальные интересы России самым непосредственным образом определяются развитием национальной технологической базы.

Достижение приоритетных долгосрочных целей национальной политики страны требует решения ряда крупнейших экономических и научно-технических задач, связанных с коренной перестройкой промышленности. Существенные изменения в связи с этим должны произойти в системе образования, подготовки и повышения квалификации кадров. В макроэкономическом плане необходимо кардинальным образом изменить структуру энергетического баланса, энергоемкость промышленности, структуру и эффективность трудовых ресурсов, резко повысить фондоотдачу. Эти проблемы в мировой практике решаются за счет внедрения новейших технологий и их достаточно быстрого обновления.

Обладание передовыми технологиями является важнейшим фактором развития национальной экономики и обеспечения национальной безопасности любой страны. Преимущество страны в технологической сфере обеспечивает ей приоритетные позиции на мировых рынках и одновременно увеличивает ее оборонный потенциал, позволяя компенсировать за счет качества высоких технологий диктуемые экономическими потребностями необходимые количественные сокращения сил и средств вооруженной борьбы.

Программа направлена на решение следующих основных задач:

1) создание передовой технологической базы высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики, в том числе:

разработка новых технологий, обеспечивающих конкурентоспособность производимой продукции, реализацию производственных процессов с высокой производительностью и гарантированным потребительским качеством продукции;

снижение ресурсоемкости и энергоемкости отечественных производств;

разработка новых технических принципов для создания машин и производств будущего;

повышение уровня импортозамещения и независимости отечественной промышленности от импортных технологий;

увеличение доли продукции высокой степени переработки для преодоления сырьевого уклона в производственной структуре экономики;

обеспечение гибкости производств для быстрого приспособления (переориентации) их к новой рыночной конъюнктуре;

2) информатизация общества, совершенствование средств телекоммуникаций;

3) повышение жизненного уровня и обеспечение здоровья нации;

4) обеспечение безопасности функционирования сложных технических систем;

5) создание транспортной инфраструктуры будущего;

6) обеспечение экологической чистоты производств и комфортной среды обитания;

7) совершенствование подготовки кадров в интересах развития экономики.

Процесс развития базовых технологий в разных странах неравномерен. В настоящее время США, объединенная Западная Европа, Канада и Япония являются представителями высокоразвитых в технологическом отношении стран. Большая группа государств стремится овладеть современными технологиями. Ряд стран Восточной и Юго-Восточной Азии добились значительных успехов на этом направлении. По такому пути идут и развивающиеся страны.

Программа исходит из того, что в настоящее время в России нет ни возможности, ни необходимости создавать все технологии собственными силами. Необходимо использовать технологические достижения других развитых стран, включиться в международное технологическое пространство на правах равного партнера, то есть предложить собственные технологические достижения и при этом найти свою технологическую нишу. Для этого надо иметь достаточно высокий национальный технологический уровень.

Обороноспособность страны требует определенной технологической независимости от внешних рынков. Поэтому, опираясь на международное сотрудничество и разделение труда, необходимо иметь возможность создавать целый ряд технологий, которые, с одной стороны, гарантируют требуемый уровень обороноспособности, а с другой стороны, обеспечивают конкурентоспособность российских товаров на внутреннем и международном рынках.

Сравнительный анализ уровня развития в России базовых и критических технологий по отношению к уровню развития подобных технологий в США и других странах показывает, что практически по всем технологиям в настоящее время наблюдается отставание от мирового уровня. Вместе с тем уровень отечественных технологий по большинству показателей пока еще позволяет занять достойное место в мировом процессе технологического развития.

Для успешного решения задачи подъема отечественной промышленности как главного фактора устойчивого роста экономики страны необходима современная, динамично развивающаяся технологическая база, способная обеспечить создание и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции, которая должна со временем занять опережающие позиции в экономическом развитии нашей страны и стать основным источником пополнения федерального бюджета. Опыт стран Запада подтверждает, что наличие передовых наукоемких технологий является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности и развития экономики страны. Передовые в технологическом отношении страны, обладающие мощным частным промышленным сектором, который вкладывает значительные средства в развитие наукоемких технологий, имеют также приоритетные государственные программы развития базовых и критических технологий.

Для России государственная поддержка - это важнейший путь сохранения и развития наукоемкой технологической базы. В нашей стране, несмотря на реализуемые федеральные целевые программы технологической направленности и выделение на них значительных бюджетных средств, состояние технологической базы продолжает ухудшаться. Накопленный ранее технологический потенциал разрушается. Технологическое отставание от передовых стран по отдельным направлениям достигло критического предела.

Основная причина такого положения заключается в том, что большинство программ промышленно-технологического профиля, финансируемых из федерального бюджета, в значительной степени были ориентированы на создание конкретных видов конечной продукции, базирующихся, как правило, на уже имеющихся технологических достижениях. В развитие же собственно технологий, особенно базовых, лежащих в основе широкого спектра наукоемкой продукции и определяющих ее новые, перспективные свойства, существенные средства практически не вкладывались, что замедляло их развитие и ограничивало возможности создания в перспективе новой конкурентоспособной продукции.

Реализация основных положений технологической политики России, направленной на достижение приоритетных целей социально-экономического развития страны в условиях жестких финансовых и других ресурсных ограничений, требует сосредоточения усилий на развитии и государственной поддержке в первую очередь критически важных для кардинального перевооружения экономики технологиях. Именно такой подход положен в основу формирования системы мероприятий Программы.

Программа должна формироваться и реализовываться как составная часть единого комплекса федеральных целевых программ на 2002-2006 годы, обеспечивающего развитие реального сектора экономики и включающего в себя такие программы, как "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы, "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" на 2002-2006 годы и "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса" на 2002-2006 годы.

При этом результаты фундаментальных исследований и разработок по программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" на 2002-2006 годы будут составлять основу для разработки промышленных базовых технологий, предусмотренных в Программе. В свою очередь научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию важнейших системных технологий межотраслевого значения, ведущиеся в рамках Программы, приведут к созданию необходимого технологического базиса для реализации инвестиционных проектов развития отраслей промышленности, а также для технологического перевооружения преобразуемых и вновь создаваемых предприятий и корпораций в рамках программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса" на 2002-2006 годы.

Для осуществления взаимодействия при реализации всех программ и исключения дублирования отдельных работ при государственном заказчике-координаторе создается центральный координирующий орган - президиум координационных советов Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации по федеральным целевым программам, возглавляемый Министром промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

Программа будет реализовываться на основе следующих принципов:

комплексность решения наиболее актуальных проблем научно-технического и технологического развития страны;

сосредоточение основных усилий на развитии критических технологий, имеющих межотраслевое значение для повышения технологического уровня и конкурентоспособности отечественной промышленности;

непрерывность инновационного цикла, реализуемого на основе кооперации исполнителей, от фундаментальных исследований и разработки экспериментальных критических технологий до опытно-конструкторской разработки пилотных промышленных технологий, предназначенных для создания на их основе образцов наукоемкой продукции нового поколения;

гибкость выбора конкретных проектов, реализуемых в рамках Программы, возможность межотраслевого маневра бюджетными средствами и их концентрации на приоритетных направлениях для обеспечения наибольшей эффективности Программы;

обеспечение эффективного управления реализацией Программы и контроля за целевым использованием выделенных средств;

конкурсный отбор проектов для реализации в рамках Программы с целью обеспечения наибольшей ее эффективности;

создание условий для продуктивного сотрудничества государства и частного бизнеса, основанных на сочетании экономических интересов и соблюдении взаимных обязательств.

2. Цель, задачи и сроки выполнения Программы

Целью Программы является развитие национальной технологической базы, способной обеспечить создание и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции для решения приоритетных задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности России.

Для реализации указанной цели требуется выполнение ряда краткосрочных и долгосрочных задач, включающих:

разработку промышленных технологий, необходимых для обеспечения разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках наукоемкой продукции;

технологическое перевооружение отечественной промышленности на основе передовых технологий мирового уровня;

создание научно-технологического задела;

подготовку и повышение профессионального уровня кадров в сфере науки и производства;

активизацию процессов коммерциализации новых технологий.

Целевые установки Программы, ее основные задачи, состав программных мероприятий направлены в конечном итоге на повышение конкурентоспособности отечественной наукоемкой продукции и обеспечение на этой основе выхода на внутренний и мировые рынки высокотехнологичной продукции и услуг.

Достижение целей Программы осуществляется путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных программных мероприятий, ни одно из которых не может быть успешно выполнено автономно, вне связи и без опоры на достижения, получаемые в процессе реализации других мероприятий. В результате общий эффект от реализации Программы существенно превосходит сумму результатов выполнения ее отдельных мероприятий. Каждое программное мероприятие представляет собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ, требующих значительных ресурсных и временных затрат, и не может быть выполнено в результате разовых или краткосрочных действий.

В Программе предусмотрена система количественных показателей, позволяющих оценить степень соответствия результатов ее реализации поставленным целям, в том числе:

показатели социально-экономической эффективности (количество сохраняемых и создаваемых новых рабочих мест, в том числе по регионам и отраслям, доля высокотехнологичной наукоемкой продукции в структуре экспорта, бюджетный эффект, срок окупаемости инвестиций);

показатели научно-технического уровня технологий (по каждому технологическому направлению Программы заданы характеристики уровня развития технологий по отношению к мировому уровню, которые должны быть достигнуты в результате реализации Программы);

функционально-технические показатели основных видов продукции на базе технологий, разрабатываемых в рамках Программы.

Программа выполняется в 2002-2006 годах в один этап.

3. Система программных мероприятий

Программные мероприятия включают в себя работы по следующим разделам:

технологии новых материалов;

технологии микроэлектроники;

технологии вычислительных систем;

технологии телекоммуникаций;

радиоэлектронные, микроволновые и акустоэлектронные технологии;

оптоэлектронные, лазерные и инфракрасные технологии;

технологии информационных систем;

ядерные технологии нового поколения;

технологии промышленного оборудования;

технологии перспективных двигательных установок;

технологии энергетики и энергосбережения;

химические технологии и катализ;

технологии спецхимии и энергонасыщенных материалов;

биотехнологии;

технологии транспортных систем;

уникальные технологии экспериментальной отработки и испытаний;

технологии обеспечения устойчивой и экологически чистой среды обитания;

технологии подготовки кадров для развития национальной технологической базы;

комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных технологий, продукции и их научно-технического уровня на основе внедрения международных стандартов качества и сертификации;

прогнозные исследования, мониторинг состояния, выявление проблем сохранения и развития технологий.

Основу программных мероприятий составляют 18 технологических направлений (разделов Программы), необходимых для достижения цели Программы.

Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 1.

Технологии новых материалов

Основные цели осуществления мероприятий этого раздела состоят в удержании приоритетных позиций в области высокопрочных конструкционных материалов, преодолении опасного отставания от передовых стран по ряду важнейших направлений современного материаловедения, сохранении и наращивании отечественного научно-технического потенциала в этой области.

Мероприятия раздела предусматривают разработку и освоение технологий перспективных материалов широкой номенклатуры от традиционных конструкционных сплавов с существенно более высокими показателями до новейших неравновесных и "интеллектуальных" материалов с качественно новыми свойствами:

высокопрочных коррозионно-стойких и жаропрочных материалов на основе сталей, титановых и алюминиевых сплавов и композитов для перспективного оборудования ТЭК, морской и авиакосмической техники нового поколения, атомной энергетики и медицины (направления работ 1-6 и 10 приложения N 1), обеспечивающих резкое повышение потребительских качеств и конкурентоспособности продукции на мировом рынке;

принципиально новых многофункциональных покрытий (направление работ 7 приложения N 1), позволяющих обеспечить длительное (до 30-40 лет) сохранение работоспособности и эксплуатационных качеств машиностроительных деталей и конструкций транспортных средств, нефтегазопроводов, буровых платформ и другой техники;

новых интерметаллических материалов и композиций, полимерных и термопластичных композиционных материалов с регулируемыми много-функциональными свойствами, обеспечивающих повышение физико-механических характеристик и снижение массогабаритных параметров конструкций автомобилей, судовых энергоустановок и агрегатов авиационной и ракетно-космической техники, оптических приборов, способствующих ликвидации зависимости российских производителей от импортных поставок этих материалов (направления работ 8, 9, 11, 12 приложения N 1).

Практическое освоение технологий позволит решить комплекс важных народно-хозяйственных проблем, в том числе создать решающие предпосылки для сохранения приоритета страны в ряде важнейших областей техники (снижение веса конструкций авиационной и космической техники на 30-50 процентов, увеличение ресурса конструкций бурового оборудования в 4-7 раз и др.); повысить функциональные свойства и конкурентоспособность машиностроительной продукции, включая глубоководные инженерные сооружения, новейшие экологичные системы для автотранспорта, конструктивные элементы нефте- и газодобывающего, горно-рудного и химического оборудования, новых элементов с высоким уровнем свойств для компьютерных, радиотехнических и приборных комплексов нового поколения, новых видов экологически чистых источников энергии; сохранить созданный в предыдущие годы в России материаловедческий научно-технический потенциал.

Освоение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этому разделу требует совершенствования экспериментально-стендового оборудования, а также технического перевооружения предприятий для внедрения новых технологий. Для этих целей предусматривается выделение капитальных вложений на модернизацию комплексов технологического оборудования для создания новых конструкционных и функциональных материалов и на организацию производства микропорошков и изделий из них (направления работ 13, 14 приложения N 1).

Технологии микроэлектроники

Главными направлениями работ в области развития отечественных технологий микроэлектроники, включенных в этот раздел, являются:

разработка базовых технологий производства новых поколений сверхбольших интегральных схем с топологическими размерами элементов 0,1-0,25 мкм для аппаратуры сверхвысокого быстродействия и сверхскоростной обработки информации, что позволит увеличить производительность радиоэлектронной аппаратуры обработки цифровой информации в 5-8 раз и в 3-4 раза снизить энергопотребление, обеспечить национальный рынок дешевыми и разнообразными комплектующими путем создания спектра программируемых сверхбольших интегральных схем, различающихся по производительности (направления работ 15-17 приложения N 1);

разработка технологий производства микромеханических элементов и создания нанотехнологических комплексов для наноэлементов и терабитных микромеханических запоминающих устройств, что позволит создавать принципиально новую микросистемную технику с использованием искусственного интеллекта, а также разрабатывать сверхбольшие интегральные схемы с уровнем интеграции до 109 эл./см2 , создать наноэлектронные приборы, значительно превосходящие традиционные аналоги по эффективности, стоимости, надежности, ресурсу, массогабаритным параметрам и энергопотреблению (направления работ 18-20 приложения N 1);

разработка технологий планарной микроэлектронной обработки стеклянных и иных подложек для создания полноцветных эффективных плоских экранов для обеспечения жизнедеятельности и безопасности сложных технических средств, организации серийного производства плоских цветных плазменных телевизионных приемников и широкоформатных индикаторных табло с размерами по диагонали от 0,5 м до 10 м (направления работ 21, 22 приложения N 1);

разработка базовых технологий и конструкций силовых полностью управляемых модулей на токи до 100 А и напряжение до 4500 В, что позволит развить прорывное направление силовой электроники, значительно сократит сроки разработок и серийного освоения конечной радиоэлектронной продукции и обеспечит ее конкурентоспособность (направления работ 23, 24 приложения N 1).

Реализация разработок указанных технологий микроэлектроники позволит существенно потеснить позиции зарубежных фирм на внутреннем рынке за счет замены импортных комплектующих, увеличить экспортный потенциал микроэлектроники и радиоэлектронной аппаратуры, изготовленной на ее основе, увеличить количество занятых в микроэлектронике и связанных с ней отраслях, гарантировать устойчивую работу институтов и заводов.

Освоение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этому разделу требует совершенствования экспериментально-стендового оборудования, а также технического перевооружения предприятий для внедрения новых технологий. Для этих целей предусматривается выделение капитальных вложений на широкомасштабное производство сверхбыстродействующих интегральных схем (направление работ 25 приложения N 1).

Технологии вычислительных систем

В этом разделе планируются мероприятия по разработке:

технологий производства и монтажа электронных модулей на частоте 800-1200 МГц (направление работ 26 приложения N 1), что необходимо для создания современных конкурентоспособных электронных устройств вычислительной техники и средств автоматизации, с повышением при этом качества и снижением их себестоимости;

технологий создания компьютеров и вычислительных комплексов высокой и сверхвысокой производительности, нейрокомпьютеров, перспективных операционных систем и систем управления базами данных для аппаратных платформ (направления работ 27-30 приложения N 1). Эти технологии позволят создать интегрированные открытые компьютерные среды для проектирования системных и прикладных программных продуктов, обеспечивающих поддержку концептуального проектирования программ, методологии RAD, коллективного проектирования, а также реализацию новейших моделей взаимодействия "человек-компьютер", обеспечить высокую степень защиты информации, функционирование в реальном масштабе времени, а также возможность реализации многопроцессорного и многопотокового режимов работы, создать технологические основы для развития индустрии программирования, обеспечения системных и прикладных программных продуктов следующего поколения, конкурентоспособных как на российском, так и на мировом рынках, обеспечения паритетного участия российских производителей в международном разделении труда в части системных программных средств, обеспечить технологическую независимость России в области производства и применения суперкомпьютеров и специализированных вычислительных комплексов, необходимых для решения важнейших задач национальной безопасности и защиты российских интересов.

Технологии телекоммуникаций

Основные мероприятия Программы в области телекоммуникаций соответствуют основным положениям Доктрины информационной безопасности Российской Федерации и предусматривают разработку:

перспективных интегрированных систем и комплексов связи третьего поколения (спутниковой, радиорелейной радиосвязи), навигации, опознавания и передачи данных для стационарных и подвижных объектов - авиационных, морских и сухопутных (направление работ 31 приложения N 1), что позволит уменьшить в телекоммуникационных системах номенклатуру программно-аппаратных средств в 1,5 раза, в 1,5-2 раза снизить массогабаритные характеристики и энергопотребление, обеспечить электромагнитную совместимость систем спутниковой связи, радиосвязи, систем навигации и опознавания на транспортных средствах сухопутного, воздушного, морского базирования;

цифровых высокоскоростных систем и комплексов передачи информации по волоконно-оптическим линиям связи, систем связи на основе АТМ-технологий, коммутационного и терминального оборудования с использованием средств мультимедиа, обеспечивающих снижение массогабаритных характеристик и энергопотребления оборудования в 1,5-2 раза, снижение эксплуатационных расходов на обслуживание оборудования, повышение в 2 раза доли отечественной телекоммуникационной техники на внутреннем рынке, снижение объемов закупки импортного оборудования (направление работ 32 приложения N 1);

систем и комплексов цифрового телевизионного и радиовещания в общеевропейском стандарте MPEG-2 (направление работ 33 приложения N 1), что позволит обеспечить развитие рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации и внедрение в России цифрового телевизионного и радиовещания.

Реализация мероприятий этого раздела позволит сократить отставание России в этой области, снизить объем импорта телекоммуникационных систем и комплексов и, таким образом, укрепить информационную безопасность страны.

Освоение результатов разработанных технологий, предусмотренных в этом разделе, требует проведения модернизации стендовой базы для обеспечения испытаний волоконно-оптических линий связи (направление работ 35 приложения N 1).

Радиоэлектронные, микроволновые и акустоэлектронные технологии

Работы этого раздела направлены на преодоление технологического отставания от мирового уровня.

Предусмотрено проведение работ в следующих областях:

радиоэлектронные технологии, включающие технологии создания нового поколения высокоточных помехозащищенных радиолокационных средств, в том числе радиолокационных станций с твердотельными активными фазированными антенными решетками, обеспечивающих создание нового поколения средств с уникальными функциональными свойствами в целях повышения эффективности и конкурентоспособности перспективных образцов авиационной и ракетно-космической техники, реализации экстремальных технических характеристик, обеспечения информационной защиты наземных, морских, воздушных и космических объектов, создание радиоэлектронных систем мониторинга состояния окружающей среды, подповерхностной локации, обнаружения и пресечения незаконного перемещения наркотических средств (направления работ 36-46 приложения N 1);

акустоэлектронные технологии (направления работ 47-49 приложения N 1) создания высокоэффективных систем подводного наблюдения на базе гидроакустических антенн нового поколения, производство пьезокристаллических материалов, металловолоконных пластин и систем звуковидения в целях создания и внедрения многоуровневой мультистатической системы подводного наблюдения для национального и международного мониторинга ядерных испытаний, землетрясений и стартов баллистических ракет, оснащения перспективных систем аппаратурой звуковидения в мутных и слабопрозрачных средах;

микроволновые технологии, включающие технологии создания мощных транзисторов и монолитных СВЧ-микросхем, унифицированных высокоплотных приемо-передающих модулей активных фазированных антенных решеток, которые позволят создать технологическую базу, обеспечивающую развитие твердотельного приборостроения мирового уровня для радиоэлектронных систем, обеспечить научно-технический задел для внедрения технологии сверхкороткоимпульсной (5-10 нс) радиолокации, создать новое поколение вакуумных сверхмощных СВЧ-приборов с высокими эксплуатационными характеристиками, магнитооптических систем, специальных материалов, отражающих и поглощающих покрытий (направления работ 50-53 приложения N 1).

Освоение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этому разделу требует совершенствования экспериментально-стендового оборудования, а также технического перевооружения предприятий для внедрения новых технологий. Для этих целей предусматривается выделение капитальных вложений на создание мощностей по выпуску газоразрядных индикаторных панелей для телевизоров с плоским экраном (направление работ 54 приложения N 1).

Оптоэлектронные, лазерные и инфракрасные технологии

Работы данного раздела предусматривают разработку базовых технологий по следующим направлениям:

технологии создания твердотельных лазеров с диодной накачкой, которые имеют самые широкие перспективы применения, включая лазерную информатику (связь, прецизионные измерения, получение, передача и обработка изображений, голографическая память и т. п.), лазерную энергетику (передача энергии на большие расстояния лазерным лучом, получение лазерной энергии из солнечной, тепловой, химической и других источников энергии, преобразование лучевой энергии в электрическую), лазерную обработку материалов (размерная обработка, плавление, сварка, преобразование агрегатных состояний, в том числе на поверхности материалов) (направление работ 55 приложения N 1);

технологии фотоники и оптоэлектроники на полупроводниковых гетероструктурах, ориентированные на создание принципиально новых элементов и систем фотонной обработки информации с производительностью, многократно превосходящей предельную производительность электронных информационно-обрабатывающих устройств, что позволит создать новые типы оптоэлектронных приборов для систем передачи, обработки и отображения информации производственного и экологического контроля, медицины (направление работ 56 приложения N 1);

технологии производства новых марок оптического стекла, в том числе лазерных стекол, кристаллов, получения оптических элементов из стекла, керамики, полимерных материалов и оптических покрытий (в том числе нанокомпозиционных пленочных), оптических структур для управления лазерным излучением;

технологии производства оптического волокна и оптоволоконных датчиков, в том числе активного волокна, волноводных планарных и канальных структур на различных материалах;

прогрессивные технологии для создания ряда оптических приборов нового поколения общепромышленного и научного характера;

технологии создания фотолитографических объективов высокого разрешения для производства сверхбольших интегральных схем нового поколения с элементом разрешения 0,1-0,15 мкм;

технологии и оборудование для прецизионной обработки оптических деталей (направления работ 57, 59-61 приложения N 1);

технологии создания многоэлементных фотоприемников на основе фотодиодов из теллурида кадмия-ртути, гетероструктур, в том числе матричных фотоприемных устройств нового поколения для различных спектральных диапазонов с повышенной в 10-12 раз чувствительностью, предусматривающие их применение в тепловизионных приборах и системах массового использования в медицине, охране окружающей среды, строительстве, топливно-энергетическом комплексе и навигации;

технологии создания ИК-фотоприемников для длинноволнового инфракрасного диапазона;

технологии создания микрохолодильных систем для ИК-фотоприемных устройств;

технологии создания новых материалов для многоэлементных ИК-фотоприемников;

базовые технологии для создания оптических вычислителей и специализированных бортовых процессоров с увеличенной более чем на три порядка по сравнению с существующими аналогами скоростью обработки информации и пропускной способностью каналов, нового поколения высокоэффективных лазеров с полупроводниковой диодной накачкой, роботизированных устройств с элементами искусственного интеллекта, лазерных технологических и медицинских приборов, спектрофотометрических приборов и ряда других приборов;

технологии построения сверхпроводниковых и неохлаждаемых полупроводниковых структур, акустически управляемых оптических датчиков и тонкопленочных элементов (направления работ 58, 62, 63-69 приложения N 1).

Работы по этому разделу позволят создать гамму универсальных оптико-электронных приборов общепромышленного назначения нового поколения для решения целого ряда задач, в том числе для измерения линейных и угловых величин с повышенной надежностью, точностью и производительностью, с автоматическим управлением и обработкой результатов измерений на основе достижений вычислительной, полупроводниковой и лазерной техники, а также обеспечить производство конкурентоспособной продукции как на внутренних, так и на зарубежных рынках.

Освоение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этому разделу требует совершенствования экспериментально-стендового оборудования, а также технического перевооружения предприятий для внедрения новых технологий. Для этих целей предусматривается выделение капитальных вложений на организацию серийного производства фотоприемников на основе p-i-n фотодиодов, на создание модернизированного комплекса для светотехнических испытаний и на модернизацию трассового комплекса (направления работ 70-72 приложения N 1).

Технологии информационных систем

Работы по данному разделу Программы включают следующие направления:

технологии мониторинга, трехмерного дистанционного зондирования с автоматическим обнаружением и распознаванием наземных и воздушных объектов (информационно-лазерные технологии, технологии синтезированного стереовидения, технологии автоматического анализа сцен), основанные на эффекте слияния видеоинформации, получаемой от устройств различной физической природы. Полученные результаты могут быть использованы в интересах построения интеллектуальных автоматизированных и автоматических систем дистанционного зондирования нового поколения - космических авиационных наземных (направление работ 73 приложения N 1);

технологии обработки сигналов и видеоинформации. Интеллектуальные измерительные комплексы на базе обработки видеоинформации позволят создавать текстурированные метрические модели рельефных объектов, входящих в состав сложных сцен наблюдения. Промышленный выпуск комплексов бесконтактных измерений обеспечит повышение производительности труда на участках производства, связанных с измерениями, повысит квалификацию персонала, что будет являться базой для увеличения объема производства, сохранения валютных резервов, замещения импортной техники отечественной (направление работ 74 приложения N 1);

технологии имитационного моделирования сложных социально-технических систем (направление работ 75 приложения N 1);

создание интерфейса "человек - машина" на основе систем виртуальной реальности. Результаты работ могут быть использованы в системах обучения, тренажа, при принятии решений в интересах повышения качества управления объектами и процессами различного уровня (направление работ 76 приложения N 1);

технологии электронного сопровождения наукоемкой продукции на всех этапах жизненного цикла на основе CALS-стандартов (направление работ 77 приложения N 1);

технологии для систем анализа ситуаций, принятия решений, прогнозирования и управления (направления работ 78, 79 приложения N 1).

Создание и широкое использование технологий, разработка которых предусмотрена в этом разделе Программы, обеспечит:

включение отечественных производителей в международную кооперацию при проектировании и производстве сложной наукоемкой продукции;

создание современных геоинформационных систем широкого назначения, экономичное и оперативное составление ресурсных кадастров с высокой точностью;

оптимальное построение промышленно-технических и природоохранных комплексов;

создание интеллектуальных транспортных систем, измерительных комплексов, интеллектуальной робототехники;

эффективную организацию процессов проектирования, производства и технической эксплуатации сложной наукоемкой техники, повышение качества выпускаемой продукции, резкое сокращение сроков и стоимости ее создания, снижение эксплуатационных затрат;

создание национальных и региональных ресурсных кадастров и систем электронного картографирования и прогнозирования добычи полезных ископаемых, поддержание общественного порядка и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, возможность исследования динамики экологической обстановки;

создание интерактивных программно-технических комплексов имитационного моделирования, обеспечивающих оптимальное построение и функционирование промышленно-технических, народнохозяйственных, природоохранных и других комплексов;

создание различных типов систем, использующих технологии виртуальной реальности в различных областях народного хозяйства;

создание нового поколения тренажеров и эффективных обучающих машин.

Освоение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этому разделу требует совершенствования экспериментально-стендового оборудования, а также технического перевооружения предприятий для внедрения новых технологий. Для этих целей предусматривается выделение капитальных вложений на создание производственных мощностей под выпуск радионавигационных устройств с использованием новых технологий (направление работ 80 приложения N 1).

Ядерные технологии нового поколения

В этом разделе Программы предусматривается комплекс работ по:

разработке технологий делящихся и радиоактивных материалов на основе урана и плутония (металлы, сплавы, соединения), разработке уникальных радиационных и радиопучковых технологий (направления работ 81-83 приложения N 1);

разработке технологий переработки облученного ядерного топлива, других радиоактивных материалов и обращения с радиоактивными отходами (направления работ 84, 85 приложения N 1);

разработке нейтронно-поглощающих материалов (направление работ 86 приложения N 1).

Реализация программных мероприятий по этому разделу позволит:

создать реакторы повышенной безопасности с увеличением ресурса работы активных зон в 1,5-2 раза, в том числе для энергетических двигательных установок двойного назначения;

осуществить замкнутый топливный цикл ядерной энергетики без воспроизводства нового плутония;

повысить безопасность реакторов атомных электростанций, в энергетических реакторах достигнуть глубины выгорания топлива

3
(80 - 90) х 10 кВт. сут/т;

решить задачу использования в исследовательских реакторах низкообогащеного урана до 20 процентов;

повысить выработку энергии в реакторах двухцелевого назначения на величину до 20 процентов;

создать специальное топливо для трансмутации малых актиноидов и сжигания плутония в быстрых реакторах;

создать конкурентоспособные высококондиционные делящиеся материалы для атомной энергетики и атомной техники;

создать экологически безопасные и безотходные технологии комплексной переработки руд, в том числе методом подземного выщелачивания, с целью расширения сырьевой базы для производства урана и редких металлов;

создать новые материалы с быстрым спадом наведенной активности и материалы, обладающие повышенной радиационной стойкостью для обеспечения повышенного срока службы (до 60 лет) и экологической безопасности конструкций транспортных и стационарных атомных энергетических установок;

обеспечить экологически безопасные и эффективные способы переработки облученного ядерного топлива с извлечением из него практически всех ценных элементов техногенного происхождения, безопасное длительное хранение и радиационно-эквивалентное захоронение радиоактивных отходов без нарушения природного радиационного баланса;

создать систему очистки и дезактивации зданий, сооружений и оборудования при снятии с эксплуатации ядерных объектов;

разработать принципиально новую безреагентную технологию и оборудование для дезинфекции питьевой воды и очистки сточных вод;

создать методы и средства радионуклидной томографии для контроля высоконагруженных объектов (брикетированные отходы атомной энергетики перед их захоронением, детали и узлы летательных аппаратов, элементы газо- и нефтепроводов);

разработать новую экологически чистую и энергоэкономичную технологию поверхностной обработки стальных серийных изделий для повышения их эксплуатационных свойств (увеличение микротвердости в 3 раза, износостойкости в 2-4 раза) и ресурса изделий;

обеспечить потребности народного хозяйства (экология, медицина, пищевая промышленность, микроэлектроника и др.) в современных импортозамещающих фильтрационных материалах;

создать систему утилизации стержней регулирования, отработавших в реакторах на быстрых нейтронах, с целью обеспечения замкнутого цикла использования обогащенного карбида бора.

Технологии промышленного оборудования

Работы этого раздела направлены на сохранение и развитие позитивных тенденций в разработке технологий для промышленного оборудования и в создании предпосылок для их ускоренного развития в интересах машиностроительного комплекса всех отраслей промышленности Российской Федерации. При этом решаются первоочередные и наиболее важные задачи текущего и перспективного периодов, главными из которых являются:

в сфере организации и управления производством - разработка компьютерных систем автоматизированного проектирования и управления технологическими процессами производства (направление работ 87 приложения N 1);

в металлургическом производстве - разработка технологий и создание перспективных систем электрошлакового переплава для получения крупных слитков стали, высокопроизводительных и экологически чистых печей, разработка новой технологии изготовления многослойных листов, биметаллов, в том числе из труднообрабатываемых материалов, и тонкой фольги с повышенными характеристиками (направление работ 88 приложения N 1);

в горяче- и холодноштамповочном производстве - разработка технологий и создание оборудования нового поколения с повышенными технико-экономическими показателями (точность, энергопотребление, экологичность), разработка новых технологий изготовления высокоточных, в том числе тонкостенных, крупногабаритных, сложнопрофильных деталей из легких, жаропрочных, высокопрочных сплавов и сталей (направления работ 89, 93, 94 приложения N 1);

в механообрабатывающем производстве - разработка технологий и создание оборудования с числовым программным управлением с увеличенным (до 4-6) числом координат обработки, более высокой скоростью и точностью обработки изделий, в том числе оборудования, реализующего прецизионную и сверхпрецизионную технологию - нанотехнологию (направления работ 90-92 приложения N 1);

в термоупрочняющем производстве и производстве защитных покрытий - разработка гаммы новых комбинированных технологий с использованием различных энергетических полей, реализация которых позволит существенно (в 3-10 раз) снизить трудоемкость упрочняющих процессов, получить сверхизносостойкие и высокоэффективные антикоррозийные покрытия (направления работ 95-98 приложения N 1).

Реализация указанных программных мероприятий позволит:

обеспечить совершенствование существующих и создание новых технологий и комплексов технологического оборудования в приоритетных направлениях производства машиностроительной продукции;

значительно увеличить номенклатуру технологического оборудования и продукции на основе конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках "прорывных" технологий, инициирующих развитие в других областях науки и техники;

создать системы автоматизированного проектирования и оптимизации процессов, включающие в себя геометрическое моделирование, проектирование технологического процесса, динамическое моделирование и разработку постпроцессоров, а также системы автоматического управления реализацией спроектированных технологий, предусматривающие в том числе функции сбора и обработки информации, контроля качества и изготовления продукции;

существенно повысить экологическую безопасность промышленных производств и улучшить состояние экологии.

Технологии перспективных двигательных установок

В этом разделе Программы предусмотрено развитие следующих базовых и системных технологий:

технологии создания газотурбинных двигателей нового поколения для авиации и энергетики, газотрубопроводного и наземного транспорта, сельского хозяйства и других отраслей экономики страны (направления работ 99, 100 приложения N 1). Выполнение предусмотренных в данном разделе Программы работ в области технологий газотурбинных двигателей нового поколения создаст необходимую технологическую базу для повышения надежности и ресурса перспективных авиационных двигателей в 1,5-2 раза, сокращения вредных выбросов в 2-3 раза, существенного (на 10-20 децибел) снижения уровня шума, улучшения массогабаритных и расходных характеристик, а также для создания новых высокоэффективных модульных газотурбинных установок для энергетики с коэффициентом полезного действия более 50 процентов и ресурсом до 100 тыс. часов;

ключевые технологии, обеспечивающие создание солнечных энергодвигательных установок с электронагревным тепловым аккумулятором и многорежимным водород-кислородным ракетным двигателем для средств межорбитальной транспортировки и энергоснабжения космических аппаратов в течение всего срока их активного существования на рабочих орбитах (направление работ 101 приложения N 1). Использование солнечных энергодвигательных установок на базе разработанных технологий позволит в сравнении с современными средствами межорбитальной транспортировки с жидкостными ракетными двигателями или ракетными двигателями твердого топлива повысить целевую эффективность космического аппарата на высокой рабочей орбите за счет значительно большей массы космического аппарата и его целевой аппаратуры (в 1,5-2 раза при выведении на геостационарную орбиту) и более высокого уровня ее энергообеспечения или (при той же массе космического аппарата) использовать ракеты-носители более легкого класса, что, в свою очередь, позволит примерно вдвое снизить затраты на выведение объектов на геостационарную орбиту и осуществлять запуски с космодрома Плесецк;

технологии в области двигателей и энергоустановок многоцелевого назначения для создания двигателей малой мощности многоцелевого назначения с качественно новыми характеристиками по ресурсу и экономичности, в том числе экологически чистых дизельных установок, работающих на альтернативных видах топлива (направление работ 102 приложения N 1).

Реализация программных мероприятий этого раздела обеспечит:

развитие научно-производственного потенциала для создания конкурентоспособных на мировом рынке экономичных, надежных и экологически чистых газотурбинных и поршневых двигателей для авиации, наземного транспорта и промышленной энергетики, солнечных энергодвигательных установок для средств межорбитальной транспортировки и энергоснабжения космических аппаратов (направления работ 99, 100 приложения N 1);

разработку конструктивно-технологических решений, позволяющих существенно повысить безопасность эксплуатации перспективных газотурбинных двигателей, увеличить их ресурс (в 2-5 раз) и безотказность (на 5-20 процентов), уменьшить удельную массу (на 10-40 процентов) и металлоемкость, существенно сократить сроки создания, снизить стоимость и уменьшить трудоемкость эксплуатации газотурбинных двигателей различного назначения, снизить уровни шума (на 10-20 децибел) и эмиссии вредных веществ (в 2-3 раза) авиационных газотурбинных двигателей по сравнению с существующим уровнем (направления работ 99, 100 приложения N 1);

создание высокоэффективных двигателей и энергоустановок малой мощности (до 1 МВт) многоцелевого назначения (авиация общего назначения, наземный транспорт, промышленные установки), отвечающих требованиям по топливной экономичности, ресурсу и экологии (направление работ 102 приложения N 1);

создание конкурентоспособных на мировом рынке экологически чистых, экономичных, надежных газотурбинных установок для энергетики мощностью от 2 до 30 МВт, потребность в которых для России составляет более 20 тыс. единиц общей мощностью более 120000 МВт (направления работ 99, 100 приложения N 1);

создание принципиально новых средств межорбитальной транспортировки и энергоснабжения космических аппаратов, обеспечивающих более чем в 2 раза повышение эффективности аппаратуры или при заданном уровне эффективности - снижение в 2-3 раза удельной стоимости выведения на высокоэнергетические орбиты (направление работ 102 приложения N 1).

Технологии энергетики и энергосбережения

В этом разделе Программы предусмотрено проведение технологических разработок по следующим направлениям:

разработка уникальных, не имеющих мировых аналогов интеллектуальных систем высокоскоростных электроприводов для атомной энергетики и нефтегазовой промышленности (направление работ 104 приложения N 1);

разработка осветительных устройств и ультрафиолетовых облучателей нового типа на основе безэлектродных ламп с СВЧ-возбуждением, обеспечивающих 50-процентную экономию потребляемой энергии при одновременном четырехкратном увеличении светового потока, мобильных бактерицидных установок для медицины (направления работ 105-107 приложения N 1);

разработка уникальных плазмохимических реакторов для применения в водородной энергетике для утилизации радиоактивных отходов и химического оружия;

разработка мощных широкополосных усилителей для перспективных систем телекоммуникации, позволяющих сократить в 3-4 раза количество орбитальных ретрансляторов, значительно повысить дальность действия и помехозащищенность систем связи, телеуправления и навигации (направление работ 107 приложения N 1);

разработка технологии выработки электроэнергии на тепловых электростанциях с пониженным уровнем выбросов пыли и оксидов в атмосферу за счет использования высоковольтных разрядов (направление работ 109 приложения N 1).

Работы по этим направлениям позволят обеспечить:

создание комплексных электротехнических систем, обеспечивающих генерирование мощного (несколько десятков кВт в непрерывном режиме) потока электромагнитного, ультрафиолетового, светового, СВЧ-излучения, что способствует решению на новом уровне проблем многоканальной связи и телекоммуникаций, созданию высокоэффективных плазмохимических технологий, а также решению многих задач в области специальной радиотехники;

создание систем широкодиапазонного и точно управляемого интеллектуального электропривода. Эти вопросы касаются машиностроения, металлургии, транспорта и охватывают широкий круг задач техники двойного назначения (направление работ 103 приложения N 1);

создание системы эффективной газоочистки выбросов энергетических и других промышленных предприятий в атмосферу с использованием высоковольтных разрядов, что может оказать существенное влияние на обеспечение охраны среды обитания человека;

разработку новой элементной базы электроэнергетики, в том числе:

безэлектродных осветительных устройств с СВЧ-возбуждением, обеспечивающих 50-процентную экономию энергии при значительном увеличении светового потока;

электропроводов с уникальной термостойкой изоляцией, обеспечивающей рабочую температуру до 500 градусов по Цельсию;

высоковольтных плазменно-вакуумных приборов;

натрий-хлоридных аккумуляторов с высокой энергоемкостью.

Освоение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этому разделу требует совершенствования экспериментально-стендового оборудования, а также технического перевооружения предприятий для внедрения новых технологий. В этих целях предусматривается выделение капитальных вложений на создание стендов для испытаний высоковольтных устройств в натурных условиях (направление работ 110 приложения N 1).

Химические технологии и катализ

Основная часть научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этому разделу Программы ориентирована на создание катализаторов и каталитических технологий нового поколения для нефтехимического комплекса (направление работ 111 приложения N 1).

В результате выполнения предусмотренных работ будут созданы:

катализаторы и каталитические технологии нового поколения для углубленной переработки углеводородного сырья (включая нефть, газ и нефтяные остатки) в моторные топлива и нефтехимические продукты высокой товарности (бензол);

опытные образцы установок получения синтез-газа и водорода по новой технологии, обеспечивающей снижение в 2-4 раза капитальных и на 30-40 процентов текущих затрат на производство;

научно-технические основы для вовлечения в теплопроизводство до 10 млн. тонн в год некондиционных видов топлива.

Значительное внимание в этом разделе Программы уделено разработке технологий синтеза и созданию опытно-промышленного производства жизненно важных импортозамещающих лекарственных средств широкого спектра действия (направление работ 112 приложения N 1). Реализация этих технологий позволит резко сократить импорт дорогостоящих лекарственных препаратов, обеспечив здравоохранение более дешевыми высококачественными препаратами российского производства.

На удовлетворение актуальных потребностей электронной, химической промышленности, машиностроения и других отраслей направлены мероприятия по разработке технологий производства химических продуктов для создания новых материалов, соответствующих современному научно-техническому уровню, в том числе новых жидкокристаллических и электролюминесцентных материалов для устройств отображения информации, нового поколения мембран для утилизации производственных стоков вредных производств (направление работ 113 приложения N 1).

Реализация научно-технических разработок по этому разделу позволит:

обеспечить использование в различных отраслях промышленности (химической, нефтехимической, металлургической, машиностроительной, электронной) новых разработок, большинство из которых по своему техническому решению и ожидаемым практическим результатам заметно превышают мировой уровень и имеют потребительский рынок в России и за рубежом;

получить дополнительно до 15 тыс. тонн в год высокооктановых бензинов;

осуществить техническое перевооружение предприятий медицинской, нефтехимической и других отраслей промышленности.

Технологии спецхимии и энергонасыщенных материалов

Основные мероприятия этого раздела Программы связаны с созданием технологий:

элементной базы спецхимии (окислители, пластификаторы, поверхностно-активные вещества, олигомеры, аддукты, целлюлоза из древесного сырья и др.) для гражданских и оборонных нужд, в том числе для экспортных поставок (направления работ 117, 118 приложения N 1);

производства баллиститных порохов и твердого ракетного топлива на базе высокопроизводительного оборудования и средств автоматического управления процессами, адаптированных к условиям и возможностям российских заводов-изготовителей (направления работ 114, 115 приложения N 1);

изготовления зарядов смесевых твердых ракетных топлив нового поколения для перспективных ракетно-космических комплексов, космических, магнитогазодинамических генераторов и других систем различного назначения с повышением производительности в 1,5-2 раза и одновременным снижением энергоемкости производства (направления работ 116, 118 приложения N 1);

создания конкурентоспособной на мировом рынке гражданской продукции - генераторов аэрозольного пожаротушения для различных отраслей хозяйства, технических алмазов и другой продукции (направления работ 119, 120 приложения N 1).

Реализация мероприятий этого раздела Программы позволит:

сохранить одно из важнейших научных и технических направлений - спецхимию и энергонасыщенные материалы (твердые ракетные топлива, корпуса ракетных двигателей из композиционных материалов, пороха, взрывчатые вещества и пиротехнические составы), сохранить высококвалифицированные научные, инженерные и рабочие кадры, производственные мощности, использовать в народном хозяйстве имеющиеся в области спецхимии научно-технические достижения фундаментального, технологического и конструкторского характера;

улучшить технико-экономические показатели, повысить пожаровзрывобезопасность и экологичность производств спецхимии;

обеспечить устойчивый выход на мировой рынок конкурентоспособной продукции и технологий;

сохранить на российских предприятиях более 35 тыс. рабочих мест.

Освоение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этому разделу требует совершенствования экспериментально-стендового оборудования, а также технического перевооружения предприятий для внедрения новых технологий. Для этих целей предусматривается выделение капитальных вложений на реконструкцию и создание малотоннажного технологического комплекса по выпуску инструмента для прецизионной обработки изделий и на организацию быстропереналаживаемого автоматизированного производства по переработке баллиститных, смесевых топлив и других материалов спецхимии (направления работ 121, 122 приложения N 1).

Биотехнологии

В этом разделе Программы предусмотрены мероприятия по следующим направлениям в области биотехнологий:

внеклеточный синтез функционально активных белков и полипептидов в биореакторах нового поколения для создания противовирусных, антибактериальных и противоопухолевых лекарственных препаратов (направление работ 123 приложения N 1);

создание новых лекарственных препаратов на основе эндогенных пептидов, рекомбинантных белков и модифицированных пуриновых оснований для лечения лейкозов, опухолевых, вирусных и других опасных заболеваний (направления работ 125, 128 приложения N 1);

создание препаратов генетически направленного действия, средств и методов генной диагностики и терапии (направления работ 126, 127 приложения N 1);

разработка устройств поверхностного плазмонного резонанса и биомолекулярных взаимодействий для диагностики опасных бактериальных и вирусных заболеваний, включая СПИД, туберкулез и вирусные гепатиты (направление работ 124 приложения N 1).

В результате выполнения работ будут разработаны методы и технологии производства следующих препаратов и продуктов:

генно-инженерный гемоглобин человека, важнейшие гормональные препараты (различные типы интерферонов, интерлейкинов и других циктокинов);

рекомбинатные вакцины на основе новых векторов, гибридные антитела для диагностики;

антибактериальные и антивирусные полипептиды для медицинского и ветеринарного использования;

одноцепочечные антитела и мини-антитела для диагностики заболеваний и направленной доставки лекарств к клеткам-мишеням внутри организма;

ферменты, атакующие нуклеиновые кислоты, в том числе нуклеаз для противовирусной терапии и специфические рестриктазы для генно-инженерных работ;

рибозимы и антисмысловые нуклеиновые кислоты для генно-инженерных работ, для противораковой и противовирусной терапии;

биологически активные вещества генетически направленного действия и высокоэффективные нетоксичные терапевтические препараты на основе аналогов и производных олигонуклеотидов.

Кроме того, будут разработаны методы сверхчувствительной ранней диагностики раковых, вирусных и бактериальных заболеваний на основе обнаружения единичных молекул чужеродного генетического материала методом молекулярных колоний.

Реализация программных мероприятий позволит:

расширить фундаментальные и прикладные научные исследования в наиболее перспективных отраслях биотехнологии, обеспечив научную базу для развития промышленного производства;

внедрить технологии производства новых препаратов и продукции, обеспечить ими внутренний рынок, экспортировать технологии и продукцию;

обеспечить работой ведущих ученых, технологов, инженеров и конструкторов, владеющих уникальными базовыми технологиями, сохранив большое количество рабочих мест.

Технологии транспортных систем

Основные мероприятия раздела связаны с разработкой технологий:

создания и прогнозирования развития перспективной судовой техники (направление работ 129 приложения N 1);

комплексного проектирования и создания сложных транспортно-технологических комплексов, предназначенных для освоения минеральных ресурсов и запасов углеводородов, минеральных и биологических ресурсов, в том числе в экстремальных условиях Северного морского пути (направления работ 130, 133 приложения N 1);

проектирования и создания принципиально новых высокоэффективных и экономически рентабельных технических средств транспортных систем (направление работ 131 приложения N 1);

производства компонентов систем водного транспорта, включая лазерные обрабатывающие машины и оптико-волоконные системы (направления работ 132, 134 приложения N 1);

создания нового гидроакустического, навигационного и электротехнического оборудования и их компонентов, удовлетворяющих требованиям Международной морской организации и национальных регистров и правил (направление работ 136 приложения N 1);

управления физическими полями в системе "человек - технический объект - окружающая среда" для обеспечения снижения шума, вибраций и электромагнитных полей на транспорте, создания безопасных условий для человека (направление работ 135 приложения N 1).

Реализация программных мероприятий обеспечит:

сохранение и развитие научно-производственного потенциала в области создания компонентов транспортных систем;

освоение новых интермодальных транспортных коридоров;

повышение экономической эффективности перевозок в 1,2-1,4 раза;

создание современной наукоемкой продукции с высоким экспортным потенциалом, соответствующей мировому уровню;

разработку криогенных технологий, экспериментального и проектно-конструкторского задела для обеспечения перехода к широкому использованию в будущем сжиженного природного газа, а затем жидкого водорода в аэрокосмической технике, наземном и водном транспорте;

существенное повышение качества, снижение себестоимости и трудоемкости создания объектов транспорта, расширение областей их применения, повышение надежности и экологической безопасности;

сбалансированное и взаимоувязанное развитие различных транспортных систем;

освоение промышленностью передовых технологий производства сложных объектов;

сохранение более 200 тыс. рабочих мест на предприятиях России.

Освоение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этому разделу требует совершенствования экспериментально-стендового оборудования, а также технического перевооружения предприятий для внедрения новых технологий. Для этих целей предусматривается выделение капитальных вложений на техническое перевооружение стендового комплекса для испытаний колесной и гусеничной техники (направление работ 137 приложения N 1).

Уникальные технологии экспериментальной отработки и испытаний

Программные мероприятия этого раздела предусматривают:

совершенствование структуры экспериментально-испытательной базы, повышение научно-технического уровня технологий экспериментальной отработки и испытаний, модернизацию и развитие испытательных, измерительных и моделирующих средств, комплексов и стендов (направления работ 138-148 приложения N 1);

реконструкцию и техническое перевооружение испытательных полигонов (направления работ 149-159 приложения N 1).

Выполнение этих мероприятий позволит:

обеспечить развитие уникальной стендовой, испытательной базы с одновременным развитием технологий и методик экспериментальной отработки и испытаний, а также проведение сертификации уникального стендового оборудования предприятий, способного обеспечить создание конкурентоспособной на мировом рынке продукции;

поддержать на мировом уровне научно-технический потенциал уникальных испытательных средств;

осуществить модернизацию уникальной стендовой, испытательной базы и использовать ее для выполнения мероприятий программ международного сотрудничества и сертификации продукции;

использовать экспериментальную базу для проведения поисковых научно-исследовательских работ, направленных на создание научно-технического задела, необходимого при разработке перспективных базовых технологий, решении прикладных и фундаментальных задач;

существенно сократить затраты на разработку и создание конкурентоспособной на мировом рынке наукоемкой промышленной продукции.

Освоение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этому разделу требует совершенствования экспериментально-стендового оборудования, а также технического перевооружения предприятий для внедрения новых технологий. Для этих целей предусматривается выделение капитальных вложений на создание авиационно-ракетного трека, на проведение строительно-монтажных работ по оснащению уникальных стендовых комплексов новым измерительным и диагностическим оборудованием, на модернизацию летно-моделирующих комплексов, на создание пилотажного стенда для авиатехники, на создание системы автоматизированного управления и контроля для испытаний химических лазеров двойного назначения, на создание комплексов для гидродинамических, акустических и прочностных испытаний морской техники двойного назначения, на модернизацию стендовой базы для обеспечения разработки технологии создания и проведения испытаний судовой техники, на модернизацию синхротрона для отработки нанотехнологий сверхбыстродействующих интегральных схем, на модернизацию экспериментальной базы контрольно-измерительных систем и опытного производства для исследований газовых лазеров, на оснащение уникального полигонного комплекса специализированным оборудованием для испытаний служебного и гражданского стрелкового оружия и патронов и на создание комплекса измерительной аппаратуры для испытаний инфракрасной техники (направления работ 149-159 приложения N 1).

Технологии обеспечения устойчивой и экологически чистой среды обитания

В этом разделе Программы представлен комплекс мероприятий по разработке базовых технологий, лежащих в основе широкого спектра конкурентоспособных систем очистки газовой, жидкой и твердой сред от опасных химических и радиоактивных веществ, технических средств защиты человека, систем жизнеобеспечения герметизированных объектов, в том числе:

мер по обеспечению устойчивой экологически чистой среды жизнедеятельности общества средствами градостроительства (направления работ 161, 165 приложения N 1);

технологий производства фильтрующих, сорбирующих регенеративных и защитных материалов многофункционального назначения для создания систем очистки воздуха производственных помещений, индивидуальных средств защиты человека в экстремальных ситуациях, систем водоочистки, предотвращения вредных выбросов и рекультивации загрязненных земель (направления работ 160, 162 приложения N 1);

технологий наблюдения за состоянием природной среды, обнаружения и предупреждения аварийных ситуаций (направления работ 163, 164 приложения N 1).

Реализация этих мероприятий позволит:

обеспечить условия для рационального территориального и пространственного развития системы расселения, процессов урбанизации, производственной, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, сохранения окружающей среды;

разработать прогнозы устойчивого пространственного размещения людских и материальных ресурсов, научных, интеллектуальных и культурных центров для развития и формирования национальной технологической базы;

разработать новые типы энергосберегающих производственных и жилых зданий на основе использования технологий новых материалов, в том числе биотехнологий, и технологий снижения энергопотребления в градостроительстве до 40 процентов;

создать высокоэффективные системы очистки техногенных выбросов в атмосферу, водоемы и почву, доведя их до уровня мировых стандартов;

обеспечить с помощью новых технологий активную рекультивацию и восстановление экологического равновесия городских земель и сельскохозяйственных угодий, а также акваторий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности и чрезвычайных ситуаций;

повысить урожайность сельскохозяйственных культур на 25-40 процентов за счет восстановления плодородия почв, обеспечить получение экологически чистой сельхозпродукции;

создать системы экологического мониторинга окружающей среды с чувствительностью, в 100 раз превышающей чувствительность существующих систем, обладающих высокой селективностью вредных примесей и экспрессностью не более 2-5 сек.

Освоение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этому разделу требует совершенствования экспериментально-стендового оборудования, а также технического перевооружения предприятий для внедрения новых технологий. Для этих целей предусматривается выделение капитальных вложений на создание экспериментальной базы для исследования нового способа лазерной дезактивации материалов (направление работ 166 приложения N 1).

Технологии подготовки кадров для национальной технологической базы

Важнейшей частью национальной технологической базы является ее кадровая составляющая - ученые, специалисты, рабочие.

На протяжении последних десяти лет резкий спад производства, сокращение научных исследований, конверсия оборонных отраслей и структурная перестройка промышленности сопровождались высокой динамикой изменения требований к квалификации и, как следствие, к содержанию, формам и объемам подготовки кадров, соответствующих новым социально-экономическим условиям.

Для решения этих и других проблем подготовки кадров необходимо создать государственную систему кадрового обеспечения национальной технологической базы, обеспечивающую адекватное восполнение интеллектуального потенциала высокотехнологичных отраслей промышленности в интересах национальной безопасности и устойчивого развития страны.

Программные мероприятия этого раздела включают:

нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение кооперации высшей школы и промышленности в реализации базовых технологий в приоритетных областях жизнедеятельности страны (направление работ 167 приложения N 1);

базовые технологии подготовки высококвалифицированных специалистов в области экономики, управления и права для повышения профессионального уровня внешнеторговой деятельности организаций с учетом особенностей функционирования международных рынков (направление работ 168 приложения N 1);

разработку технологий профессиональной ориентации и довузовской подготовки учащейся и работающей молодежи (направление работ 169 приложения N 1).

В результате реализации этих мероприятий должна быть восстановлена, усовершенствована и развита федеральная межотраслевая система подготовки и повышения квалификации национальных кадров с учетом потребностей отраслей промышленности, а также необходимости создания общего научно-технологического пространства Содружества Независимых Государств.

Выполнение работ, предусмотренных разделами 19 и 20 Программы, необходимо для:

реализации мер по повышению конкурентоспособности отечественных технологий на основе внедрения международных стандартов качества и сертификации (направления работ 170-176 приложения N 1);

выявления проблем сохранения и развития технологий в интересах обеспечения технологической безопасности Российской Федерации, создания информационной системы оперативного контроля за реализацией мероприятий Программы и выбора приоритетов технологического развития (направления работ 177, 178 приложения N 1).

4. Ресурсное обеспечение Программы

Ресурсное обеспечение Программы предусматривает смешанную систему инвестирования с привлечением:

средств федерального бюджета;

внебюджетных средств, формируемых за счет собственных средств организаций и предприятий - исполнителей Программы, с возможным привлечением отечественных и иностранных инвесторов (банков, фондов, коммерческих структур).

Для финансирования работ по Программе на 2002 год предусматривается выделение средств федерального бюджета по разделу функциональной классификации 06 "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" в размере 1000 млн. рублей на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и 455,4 млн. рублей на капитальные вложения.

Капитальные вложения направляются на модернизацию и совершенствование экспериментально-стендового и испытательного оборудования, необходимого для создания и опытной промышленной отработки новых технологий. Это позволит выполнить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по Программе на современном уровне и создать технологическую основу для разработки и производства нового поколения конкурентоспособной наукоемкой продукции в области авиационного и морского транспорта, ракетно-космической техники, вычислительных устройств, энергетического оборудования и экологических систем и в других областях.

Финансирование в дальнейшем промышленного освоения новых технологий намечается осуществлять с привлечением дополнительных внебюджетных источников, что может быть осуществлено за счет создания необходимых условий и предпосылок для повышения заинтересованности инвесторов и самих предприятий в создании на базе новых технологий конкурентоспособной продукции.

Объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по всем технологическим направлениям Программы за счет внебюджетных средств составит 50 процентов от общей стоимости работ и будет уточняться по результатам проведения конкурсного отбора исполнителей - разработчиков технологий.

Структура и источники финансирования Программы представлены в приложении N 2, распределение бюджетных средств по государственным заказчикам - в приложении N 3.

Распределение ассигнований по технологическим направлениям Программы будет уточняться в установленном порядке в ходе выполнения программных мероприятий и с учетом актуальности проектов для обеспечения национальных интересов государства. Финансирование работ (проектов) по Программе будет осуществляться на конкурсной основе.

Контроль за эффективностью использования средств обеспечивается государственными заказчиками Программы.

5. Система управления реализацией Программы

Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются государственным заказчиком - координатором Программы - Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации совместно с другими государственными заказчиками Программы.

Программа имеет межотраслевой, межведомственный характер, отвечает интересам развития большинства отраслей народного хозяйства, производящих и потребляющих высокотехнологичную наукоемкую продукцию. В качестве государственных заказчиков по основным программным мероприятиям выступают одиннадцать федеральных органов исполнительной власти. Исполнителями Программы являются научные и научно-производственные организации различной ведомственной принадлежности.

Эти особенности Программы должны быть адекватно учтены при формировании системы управления ее реализацией.

Государственный заказчик-координатор осуществляет общее руководство реализацией Программы, формирует органы управления ее реализацией. Конкретная структура системы управления, задачи и функции входящих в нее органов управления (без образования юридического лица) регламентируются положением о порядке управления реализацией Программы, утверждаемым Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации по согласованию со всеми государственными заказчиками Программы.

Для осуществления планирования работ, формирования приоритетов по направлениям разработок и контроля за научно-техническим уровнем разрабатываемых технологий создается экспертный совет по координации и научному сопровождению Программы, в состав которого включаются ведущие ученые и специалисты страны в области технологического развития, компетентные представители государственных заказчиков, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, ведущих предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности.

При ведущих научных центрах по каждому технологическому разделу Программы создаются секции экспертного совета, осуществляющие непосредственное научное сопровождение и контроль работ.

Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых государственными заказчиками с головными исполнителями программных мероприятий.

Головные исполнители программных мероприятий по технологическим направлениям определяются по конкурсу, организуемому государственными заказчиками Программы, из числа ведущих научных организаций соответствующего технологического профиля или временных их объединений (консорциумов) по выполнению программных мероприятий.

Головные исполнители в соответствии с государственным контрактом обеспечивают выполнение технологических проектов, необходимых для реализации утвержденных программных мероприятий, организуют на контрактно-конкурсной основе необходимую кооперацию соисполнителей.

Разработанные в ходе реализации Программы технологии могут быть переданы исполнителям инвестиционных проектов и программ коммерческого характера в счет вклада государства при формировании общего инвестиционного пакета конкретного проекта.

Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации совместно с другими государственными заказчиками ежегодно в установленный срок представляет доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования бюджетных средств в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

6. Оценка эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий Программы будет определять технологические возможности страны на длительную перспективу и способствовать созданию научно-технологических основ для повышения качества жизни, подъема экономики и равноправного участия в мировых рынках высокотехнологичной наукоемкой продукции.

Успешное выполнение Программы позволит:

преодолеть наметившееся опасное для безопасности страны отставание от мирового уровня по критическим технологическим направлениям;

обеспечить передовую технологическую базу для производства конкурентоспособной высокотехнологичной наукоемкой продукции мирового уровня в области важнейших технических систем (воздушного, морского и наземного транспорта, ракетно-космической техники, машиностроительного, энергетического, в том числе атомного, оборудования, вычислительной техники, систем управления, связи и информации), медицинской аппаратуры, лекарственных средств и другой наукоемкой продукции, обеспечивающую в целом технологические аспекты развития экономики и укрепления безопасности России, создание предпосылок для равноправного международного технологического сотрудничества;

обеспечить сохранение и создание около 850 тыс. рабочих мест на предприятиях высокотехнологических отраслей экономики;

создать научные и промышленно-технологические основы для кардинального изменения структуры экспорта в пользу наукоемкой конечной продукции с увеличением ее доли в 2-2,5 раза за счет резкого повышения потребительских свойств и конкурентоспособности выпускаемой продукции, закрепления традиционных и освоения новых сегментов мирового рынка.

Прогнозная оценка качественного уровня развития базовых и критических технологий по отношению к мировому уровню показывает, что выполнение Программы позволит повысить уровень развития и существенно сократить отставание России в высоких технологиях, являющихся основой мирового развития в XXI веке.

В результате выполнения Программы будет значительно улучшена среда обитания, созданы экологически чистые материалы и технологии, повышена надежность и безопасность функционирования сложных человекомашинных систем, существенно снижена вероятность техногенных катастроф и уровень их экологических последствий.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.11.2001 N 779 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА" НА 2002-2006 ГОДЫ"