в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.11.2001 N 779 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА" НА 2002-2006 ГОДЫ"
не действует Редакция от 08.11.2001 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.11.2001 N 779 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА" НА 2002-2006 ГОДЫ"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2001 г. N 591-р с учетом полученных в 1996-2000 годах результатов реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" (1996-2005 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 986.

Работы по указанной федеральной целевой программе начались в 1996 году. Основные исполнители работ на базе имеющегося задела приступили к выполнению первоочередных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, имеющих определяющее значение для сохранения и развития в приоритетном порядке отечественных технологических разработок. Указанные работы финансировались за счет консолидации части бюджетных средств, выделяемых на поддержку государственных научных центров, а также их собственных средств.

Однако в дальнейшем темпы развертывания работ резко снизились в связи с недостаточным уровнем финансирования. В целом в 1996-2000 годах из федерального бюджета на эти цели было выделено менее 5 процентов запланированного объема средств. По этой причине многие из начатых разработок были приостановлены, объемы работ практически по всем направлениям указанной федеральной целевой программы значительно сокращены. Тем не менее, несмотря на сложные экономические условия, по ряду технологических направлений к настоящему времени удалось получить достаточно значимые результаты:

разработаны и внедрены в промышленное производство высококачественные композиционные материалы на основе углеродных волокон конструкционного назначения. Их использование позволило создать уникальные конструкции крыла самолета Су-37, что на 30 процентов снизило массу крыла и в 1,5-2 раза увеличило ресурс высоконагруженных элементов конструкции самолета;

впервые в России разработаны конструкция, базовый технологический маршрут и технологические процессы изготовления монохромных электролюминесцентных полимерных плоских индикаторов (экранов) с высокими функциональными характеристиками, не уступающие лучшим мировым образцам, маршрутные технологии сверхбольших интегральных схем уровня 0,5 мкм, создан 6-координатный станочный модуль бездефектного микрошлифования электронных материалов;

разработаны и экспериментально подтверждены принципиальные технологические основы создания полупроводниковых и твердотельных лазеров с диодной накачкой и их элементной базы;

разработаны основы технологии создания геоинформационных систем нового поколения на основе сложноструктурированных баз данных дистанционного зондирования и принципов виртуальной реальности;

созданы технологии производства прецизионных реакторных и конструкционных материалов на основе циркония для оболочек твэлов и других элементов и узлов действующих и разрабатываемых реакторов атомных электростанций, позволяющие увеличить срок службы и повысить безопасность атомных электростанций;

разработаны базовые основы экологически безопасной технологии очистки оружейного плутония, включая иммобилизацию высокоактивных отходов в минералоподобные матричные системы, пригодные для длительного контролируемого хранения;

создана промышленная технология и разработан технический проект установки для дезинфекции питьевой воды и очистки сточных вод с использованием ускорителя электронов, обладающей уникальными характеристиками по производительности, сроку службы и стоимости обработки вод;

разработаны технологии биосинтеза рекомбинантного белка терапевтического назначения NEF-вируса иммунодефицита человека в биореакторах нового поколения;

по всем основным технологическим направлениям выполнены работы по созданию научно-технического задела, включая разработку базовых основ, расчетно-теоретическое и экспериментальное обоснование, что позволяет при обеспечении достаточного финансирования работ перейти к этапу создания пилотных промышленных технологий, предназначенных для непосредственного использования при производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции нового поколения.

С учетом новых требований, предъявляемых к федеральным целевым программам, потребовалось внести существенные изменения в концепцию и содержание Программы. В соответствии с протоколом совещания в Правительстве Российской Федерации от 9 октября 2000 г. N ИК-П7-98пр в составе Программы должны быть реализованы технологические направления, ранее включенные в отдельные федеральные целевые программы: "Российские верфи", "Развитие электронной техники в России", "Создание технических средств связи, телевидения и радиовещания", "Разработка и применение технологий двойного назначения "Спецхимия".

Программа разработана с учетом этих требований и на основе одобренных Правительством Российской Федерации приоритетов и критериев формирования федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета на 2002 год.

Программа учитывает особенности современной международной и внутренней ситуации и исходит из необходимости не допустить отставания от мирового уровня по критическим технологиям в области важнейших видов наукоемкой продукции.

В Программе используются понятия, которые означают следующее:

"технология" - совокупность научно-технических знаний, процессов, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при разработке, производстве или эксплуатации продукции;

"базовая технология" - технология, лежащая в основе создания широкого спектра наукоемкой продукции и прямо не связанная с каким-либо видом конкретных технических систем;

"критическая технология" - технология, разработка и использование которой обеспечивают интересы государства в сфере национальной безопасности, экономического и социального развития;

"национальная технологическая база" - совокупность технологий, важнейших научно-производственных комплексов и интеллектуального потенциала производственного персонала, владеющего, развивающего и реализующего указанные технологии в приоритетных областях науки, техники и промышленности, обеспечивающих жизнедеятельность и безопасность страны.

Технологическая оснащенность государства всегда являлась одной из важнейших задач, так как национальные интересы России самым непосредственным образом определяются развитием национальной технологической базы.

Достижение приоритетных долгосрочных целей национальной политики страны требует решения ряда крупнейших экономических и научно-технических задач, связанных с коренной перестройкой промышленности. Существенные изменения в связи с этим должны произойти в системе образования, подготовки и повышения квалификации кадров. В макроэкономическом плане необходимо кардинальным образом изменить структуру энергетического баланса, энергоемкость промышленности, структуру и эффективность трудовых ресурсов, резко повысить фондоотдачу. Эти проблемы в мировой практике решаются за счет внедрения новейших технологий и их достаточно быстрого обновления.

Обладание передовыми технологиями является важнейшим фактором развития национальной экономики и обеспечения национальной безопасности любой страны. Преимущество страны в технологической сфере обеспечивает ей приоритетные позиции на мировых рынках и одновременно увеличивает ее оборонный потенциал, позволяя компенсировать за счет качества высоких технологий диктуемые экономическими потребностями необходимые количественные сокращения сил и средств вооруженной борьбы.

Программа направлена на решение следующих основных задач:

1) создание передовой технологической базы высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики, в том числе:

разработка новых технологий, обеспечивающих конкурентоспособность производимой продукции, реализацию производственных процессов с высокой производительностью и гарантированным потребительским качеством продукции;

снижение ресурсоемкости и энергоемкости отечественных производств;

разработка новых технических принципов для создания машин и производств будущего;

повышение уровня импортозамещения и независимости отечественной промышленности от импортных технологий;

увеличение доли продукции высокой степени переработки для преодоления сырьевого уклона в производственной структуре экономики;

обеспечение гибкости производств для быстрого приспособления (переориентации) их к новой рыночной конъюнктуре;

2) информатизация общества, совершенствование средств телекоммуникаций;

3) повышение жизненного уровня и обеспечение здоровья нации;

4) обеспечение безопасности функционирования сложных технических систем;

5) создание транспортной инфраструктуры будущего;

6) обеспечение экологической чистоты производств и комфортной среды обитания;

7) совершенствование подготовки кадров в интересах развития экономики.

Процесс развития базовых технологий в разных странах неравномерен. В настоящее время США, объединенная Западная Европа, Канада и Япония являются представителями высокоразвитых в технологическом отношении стран. Большая группа государств стремится овладеть современными технологиями. Ряд стран Восточной и Юго-Восточной Азии добились значительных успехов на этом направлении. По такому пути идут и развивающиеся страны.

Программа исходит из того, что в настоящее время в России нет ни возможности, ни необходимости создавать все технологии собственными силами. Необходимо использовать технологические достижения других развитых стран, включиться в международное технологическое пространство на правах равного партнера, то есть предложить собственные технологические достижения и при этом найти свою технологическую нишу. Для этого надо иметь достаточно высокий национальный технологический уровень.

Обороноспособность страны требует определенной технологической независимости от внешних рынков. Поэтому, опираясь на международное сотрудничество и разделение труда, необходимо иметь возможность создавать целый ряд технологий, которые, с одной стороны, гарантируют требуемый уровень обороноспособности, а с другой стороны, обеспечивают конкурентоспособность российских товаров на внутреннем и международном рынках.

Сравнительный анализ уровня развития в России базовых и критических технологий по отношению к уровню развития подобных технологий в США и других странах показывает, что практически по всем технологиям в настоящее время наблюдается отставание от мирового уровня. Вместе с тем уровень отечественных технологий по большинству показателей пока еще позволяет занять достойное место в мировом процессе технологического развития.

Для успешного решения задачи подъема отечественной промышленности как главного фактора устойчивого роста экономики страны необходима современная, динамично развивающаяся технологическая база, способная обеспечить создание и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции, которая должна со временем занять опережающие позиции в экономическом развитии нашей страны и стать основным источником пополнения федерального бюджета. Опыт стран Запада подтверждает, что наличие передовых наукоемких технологий является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности и развития экономики страны. Передовые в технологическом отношении страны, обладающие мощным частным промышленным сектором, который вкладывает значительные средства в развитие наукоемких технологий, имеют также приоритетные государственные программы развития базовых и критических технологий.

Для России государственная поддержка - это важнейший путь сохранения и развития наукоемкой технологической базы. В нашей стране, несмотря на реализуемые федеральные целевые программы технологической направленности и выделение на них значительных бюджетных средств, состояние технологической базы продолжает ухудшаться. Накопленный ранее технологический потенциал разрушается. Технологическое отставание от передовых стран по отдельным направлениям достигло критического предела.

Основная причина такого положения заключается в том, что большинство программ промышленно-технологического профиля, финансируемых из федерального бюджета, в значительной степени были ориентированы на создание конкретных видов конечной продукции, базирующихся, как правило, на уже имеющихся технологических достижениях. В развитие же собственно технологий, особенно базовых, лежащих в основе широкого спектра наукоемкой продукции и определяющих ее новые, перспективные свойства, существенные средства практически не вкладывались, что замедляло их развитие и ограничивало возможности создания в перспективе новой конкурентоспособной продукции.

Реализация основных положений технологической политики России, направленной на достижение приоритетных целей социально-экономического развития страны в условиях жестких финансовых и других ресурсных ограничений, требует сосредоточения усилий на развитии и государственной поддержке в первую очередь критически важных для кардинального перевооружения экономики технологиях. Именно такой подход положен в основу формирования системы мероприятий Программы.

Программа должна формироваться и реализовываться как составная часть единого комплекса федеральных целевых программ на 2002-2006 годы, обеспечивающего развитие реального сектора экономики и включающего в себя такие программы, как "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы, "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" на 2002-2006 годы и "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса" на 2002-2006 годы.

При этом результаты фундаментальных исследований и разработок по программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" на 2002-2006 годы будут составлять основу для разработки промышленных базовых технологий, предусмотренных в Программе. В свою очередь научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию важнейших системных технологий межотраслевого значения, ведущиеся в рамках Программы, приведут к созданию необходимого технологического базиса для реализации инвестиционных проектов развития отраслей промышленности, а также для технологического перевооружения преобразуемых и вновь создаваемых предприятий и корпораций в рамках программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса" на 2002-2006 годы.

Для осуществления взаимодействия при реализации всех программ и исключения дублирования отдельных работ при государственном заказчике-координаторе создается центральный координирующий орган - президиум координационных советов Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации по федеральным целевым программам, возглавляемый Министром промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

Программа будет реализовываться на основе следующих принципов:

комплексность решения наиболее актуальных проблем научно-технического и технологического развития страны;

сосредоточение основных усилий на развитии критических технологий, имеющих межотраслевое значение для повышения технологического уровня и конкурентоспособности отечественной промышленности;

непрерывность инновационного цикла, реализуемого на основе кооперации исполнителей, от фундаментальных исследований и разработки экспериментальных критических технологий до опытно-конструкторской разработки пилотных промышленных технологий, предназначенных для создания на их основе образцов наукоемкой продукции нового поколения;

гибкость выбора конкретных проектов, реализуемых в рамках Программы, возможность межотраслевого маневра бюджетными средствами и их концентрации на приоритетных направлениях для обеспечения наибольшей эффективности Программы;

обеспечение эффективного управления реализацией Программы и контроля за целевым использованием выделенных средств;

конкурсный отбор проектов для реализации в рамках Программы с целью обеспечения наибольшей ее эффективности;

создание условий для продуктивного сотрудничества государства и частного бизнеса, основанных на сочетании экономических интересов и соблюдении взаимных обязательств.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.11.2001 N 779 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА" НА 2002-2006 ГОДЫ"