в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 02.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ N 186, Минобразования РФ N 272 от 30.06.92 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ"
действует Редакция от 30.06.1992 Подробная информация
ПРИКАЗ Минздрава РФ N 186, Минобразования РФ N 272 от 30.06.92 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ"

Приложения

Приложение 1
к Приказу Минздрава РФ
и Минобразования РФ
от 30 июня 1992 г. N 186/272

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРАХ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Медико-педагогическая коррекция
Профессиональная ориентация

Переломные возрастные периоды Доврачебный этап (скрининг и лабораторное обследование) Врачебно-педагогический этап Специализированный этап
педиатр педагог, психолог
1 2 3 4 5
Перед поступлением в дошкольное учреждение Средний медработник лечебно-профилактического учреждения Осмотр с анализом данных скрининг-теста и лабораторного обследования. Распределение по группам здоровья Рекомендации по режиму адаптации в дошкольном учреждении Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, логопед (с 3-х лет), по показаниям психиатр и другие специалисты
За год до поступления в школу Средний медработник дошкольного учреждения Осмотр с анализом данных скрининг-теста и лабораторного обследования Определение функциональной готовности к обучению в школе Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, по показаниям логопед, психиатр
Медико-педагогическая коррекция
Перед поступлением в школу Средний медработник дошкольного учреждения Осмотр с анализом данных скрининг-теста и лабораторного обследования. Распределение на медицинские группы для занятий физической культурой Определение функциональной готовности в школе Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, по показаниям психиатр, логопед
Конец первого года обучения Средний медработник школы Рекомендации для оздоровления в летние каникулы Оценка адаптации к обучению в школе, рекомендации на каникулы -"
Переход к предметному обучению -"-Оценка нервно-психического и физического развития, определение биологического возраста ребенка и соответствие паспортному Оценка адаптации -"- и гинеколог
Профессиональная ориентация
Пубертатный период (14-15 лет) -"-Врачебно-профессиональная консультация, передача сведений на юношей - допризывного возраста в военкоматы Педагог, психолог Врачебно-профессиональная консультация -"-
Перед окончанием образовательного учреждения - 10-11-й класс (16-17 лет) -"--"--"--"-

Примечание: - в остальные возрастные периоды проводится скринирование всех детей средними медицинскими работниками, включая тестовую оценку физической подготовки и развития. Врачебные осмотры, в т. ч. специалистов, проводятся по показаниям; - скринирование проводится в соответствии с методическими указаниями "Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов" - детям с выявленными отклонениями в состоянии здоровья назначаются оздоровительные мероприятия, которые проводятся в территориальных лечебно-профилактических учреждениях, а при наличии условий - в образовательном учреждении; - дети с хроническими заболеваниями, состоящие на диспансерном учете, наблюдаются в соответствии с действующими методическими рекомендациями.

Начальник Управления охраны здоровья
матери и ребенка Министерства
здравоохранения Российской Федерации
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ

Начальник Главного управления
социальной защиты детства Министерства
образования Российской Федерации
И.Н.ВОЛОДИНА

Приложение 2
к Приказу Минздрава РФ
и Минобразования РФ
от 30 июня 1992 г. N 186/272

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

NN Виды деятельности Заведующий центром (отделением) Врач-педиатр Средний медработник
дошкольного учреждения школы, лицея и др.
1 2 3 4 5 6
1. Организация медицинского обеспечения детей
1.1. Анализ состояния здоровья детей, оценка эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий. постоянно по плану работы
1.2. Координация деятельности лечебно-профилактических и образовательных учреждений, контроль за организацией медобслуживания детей, анализ. постоянно по плану работы
1.3. Организация профилактических осмотров. -"-
1.4. Организация консультативной помощи. -"-
1.5. Организация повышения квалификации медицинских и педагогических работников. -"-
1.6. Организация работы по гигиеническому воспитанию детей, родителей (лиц, их заменяющих). постоянно по плану работы
1.7. Организация и проведение летней оздоровительной кампании. ежегодно
2. Первичная профилактика
2.1. Контроль за санитарно-гигиеническими условиями в образовательных учреждениях 2 раза в год постоянно
2.2. Контроль и оказание методической помощи в организации учебно-воспитательного процесса: 2 раза в год 1 раз в месяц
- участие в составлении учебного расписания;
- составление режима дня и занятий.
3. Питание:
- контроль за состоянием фактического питания и анализ качества питания; постоянно
- санитарно-гигиеническое состояние пищеблока;
- составление меню;
- бракераж готовой продукции;
- контроль за выполнением натуральных норм
4. Физическое воспитание:
- распределение на медицинские группы для занятий физической культурой; 1 раз в год
- анализ эффективности физического воспитания с оценкой физической подготовки детей;
- осуществление контроля за организацией физвоспитания, закаливающих мероприятий 1 раз в месяц
5. Трудовое обучение и профессиональная ориентация: в соответствии с приложением 1
- врачебно-профессиональная консультация;
- заключение о профессиональной пригодности;
- контроль за выполнением рекомендаций по трудовому обучению
6. Гигиеническое воспитание в детском коллективе:
- рекомендации по организации и проведению гигиенического воспитания, формированию навыков здорового образа жизни, профилактике СПИДа. Организация мероприятий по профилактике близорукости, кариеса, нарушений осанки и др.; 2 раза в год 1 раз в месяц
- контроль за гигиеническим воспитанием. постоянно
7. Иммунопрофилактика:
- планирование и анализ вакцинации; 1 раз в год
- осмотр перед прививкой; по
- вакцинация; плану по плану
- контроль за состоянием здоровья после прививки, регистрация местной и общей реакции на прививку. цинации постоянно
8. Мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении: в соответствии с приложением 1
- рекомендации по адаптации и ее коррекции (совместно с педагогом);
- контроль за течением адаптации и проведением медико-педагогической коррекции; постоянно
- проведение медико-педагогических мероприятий по формированию функциональной готовности к обучению. в соответствии с приложением 1
9. Ведение документации (медицинская форма на ребенка, выписки и справки для лечебно-профилактических учреждений, военкоматов, летних оздоровительных учреждений, проч.). постоянно
10. Диспансеризация:
- проведение углубленных профилактических осмотров; в соответствии с приложением 1
- проведение (совместно с педагогом) скрининг-тестов по выявлению отклонений в состоянии здоровья, оценка физической подготовленности детей; в соответствии с приложением 1
- рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья; назначение оздоровительных мероприятий и и контроль за выполнением постоянно
- проведение назначенных оздоровительных мероприятий и контроль за их выполнением в образовательных учреждениях, детской поликлинике и др. постоянно
11. Анализ состояния здоровья детей по предлагаемым критериям и тестам, разработка медико-педагогических мероприятий по улучшению охраны их здоровья 1 раз в год

Примечание:

- медицинская помощь дошкольникам и школьникам непосредственно в образовательном учреждении осуществляется средним медицинским персоналом, получившим специальную подготовку по организации профилактической оздоровительной работы;

- деятельность врача по обслуживанию детей в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с настоящими функциональными обязанностями с закрепленным детским контингентом в лечебно-профилактическом или образовательном учреждении;

- диспансерное наблюдение за детьми, имеющими хронические заболевания, осуществляется лечебно-профилактическим учреждением;

- медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях специального назначения осуществляется по действующим нормативным документам;

- педагогические коллективы образовательных учреждений совместно с медицинскими работниками принимают непосредственное участие в мероприятиях по охране здоровья детей;

- медицинские работники, занятые медицинским обеспечением детей в организованных коллективах, могут привлекаться к участию в проведении летней оздоровительной кампании, в т. ч. с выездом в загородные учреждения.

Начальник Управления охраны здоровья
матери и ребенка Министерства
здравоохранения Российской Федерации
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ

Начальник Главного управления
социальной защиты детства Министерства
образования Российской Федерации
И.Н.ВОЛОДИНА

Приложение 3
к Приказу Минздрава РФ
и Минобразования РФ
от 30 июня 1992 г. N 186/272

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙI. Показатели здоровья в детском коллективе

Общая заболеваемость (уровень и структура).

Острая заболеваемость (уровень и структура).

Заболеваемость детей в случаях, в днях на 1 ребенка.

Процент часто болеющих детей (ЧБД).

Процент детей с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями.

Процент детей, отнесенных по состоянию здоровья к медицинским группам для занятий физической культурой (основная, подготовительная, специальная).

Процент детей, функционально незрелых к обучению.

Процент детей с нарушениями состояния здоровья, вызванных адаптацией к дошкольному учреждению, школе.

Процент детей, нуждавшихся в оздоровительных мероприятиях.

Распределение детей по группам здоровья.

II. Показатели физического развития

А. Обязательные:

1. Антропометрия: длина и масса тела, обхват грудной клетки (вдох, выдох, экскурсия), динамометрия спирометрия.

2. Форма грудной клетки - деформация - "куриная", "воронкообразная", "грудь сапожника" и др.

3. Форма ног - нормальные, Х-образные, О-образные.

4. Стопа - нормальная, уплощенная, полая.

5. Осанка - нормальная, лордоз, кифоз, сколиоз.

Б. Дополнительные:

1. Толщина жировой складки в 4-х точках. Определение процента жировой массы.

2. Форма живота (нормальный, впалый, выпуклый, отвислый). Оценка гармоничности развития по индексам или местным стандартам (или центильная оценка).

III. Показатели физической подготовленности по физическим тестам

А. Обязательные:

1. Подтягивания или отжимания (сила) (раз).

2. Быстрота бега на 10, 30 метров (мин.).

3. Метание (теннисного мяча) на дальность (м).

4. Прыжки в длину, высоту с места (м).

5. Бег на выносливость в течение 1,5 минут.

Б. Дополнительные:

1. На статистическую выносливость (упражнения "рыбка" или "угол") на время в секундах.

2. Статистическое равновесие, стоя на одной ноге или "ласточка" с закрытыми глазами, в секундах.

3. Гибкость - наклоны вперед, стоя на скамейке в см. от нулевой линии.

4. Координация движений - бросание мяча о стену попеременно руками в течение 30 секунд с 1 метра.

5. Силовая выносливость - количество седов из положения лежа на спине.

Начальник Управления охраны здоровья
матери и ребенка Минздрава Российской Федерации
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ

Приложение 4
к Приказу Минздрава РФ
и Минобразования РФ
от 30 июня 1992 г. N 186/272

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯI. Степень биологической зрелости (в баллах).

1. У дошкольников и младших школьников по количеству постоянных зубов.

2. У средних и старших школьников - по вторичным половым признакам (по Властовскому В.Г.).

II. Уровень функционального состояния:

1. Время задержки дыхания (пробы Штанге и Генчи).

2. Ортостатическая проба.

3. Нагрузочная проба (20 приседаний или 30 подскоков за 30).

4. Двойное произведение (ЧСС х АД сист.)

100

5. Общая работоспособность (с помощью степ-теста или велоэргометрии PWC 150-170 по Абросимовой Л.И.).

III. Методики оценки биологической зрелости и функционального состояния

Схема оценки биологического возраста по зубной формуле

Хронологический возраст, лет Пол Число постоянных зубов
замедленное развитие соответствующее развитие ускоренное развитие
5,5 М 0 0-3 более 3
Д 0 0-5 -"- 4
6 М 0 1-5 более 5
Д 0 1-6 -"- 6
6,5 М 0-2 3-8 -"- 8
Д 0-2 3-9 -"- 9
7 М менее 5 5-10 -"- 10
Д -"- 6 6-11 -"- 11
7,5 М -"- 8 8-12 -"- 12
Д -"- 8 8-13 -"- 13

Оценка физического развития по данным темпа роста и полового созревания (по схеме Властовского)

Буквенные обозначения: А - ускоренный (акселеранты) М - средний ( ) Р - замедленный (ретарданты) 1-я буква - оценка темпа роста 2-я буква - оценка полового развития 1 - тип - АА - рост ускорен, половое созревание ускорено 2 - тип - АМ - рост ускорен, темп полового созревания средний 3 - тип - АР - рост ускорен, темп полового созревания замедлен 4 - тип - МА - рост средний, половое созревание ускорено 5 - тип - МР - рост средний, половое созревание замедленно 7 - тип - РА - рост замедлен, половое созревание ускорено 8 - тип - РМ - рост замедлен, половое созревание среднее 9 - тип - РР - рост и половое созревание замедлены

Оценочная таблица индивидуального темпа полового созревания

Темп полового созревания, стадии Возраст девочек, в годах Возраст мальчиков в годах
1 2 3 1 2 3
1 Ускоренный 8-9 10-12 13-14 10-11 12-13 14-16
2 Средний 10-12 13-14 15-16 12-13 14-16 17-18
3 Поздний 13-14 15-16 17-18 14-16 17-18 19

Степени: 0 степень - 0 баллов,

I степень - 1-2 балла,

II степень - 3-4 балла,

III степень - 5-6 баллов.

Бальная значимость признаков полового созревания

для мальчиков

1. Оволосение лобка - Р.

Р0 - отсутствие оволосения,

Р1 - единичные волосы,

Р2 - редкие волосы, расположенные на центральном участке лобка,

Р3 - густые, прямые волосы, неравномерно расположенные на поверхности лобка, без четких ровных границ.

Р4 - густые, вьющиеся волосы, равномерно расположенные по всей поверхности лобка с четкой горизонтальной границей,

Р5 - густые, вьющиеся волосы, распространяющиеся на внутреннюю поверхность бедер и в направлении к пупку (мужской тип оволосения)

2. Оволосение подмышечных впадин: Ах

Ах0 - отсутствие оволосения,

Ах1 - единичные волосы, расположенные на небольшом центральном участке подмышечной впадины,

Ах2 - густые, прямые волосы, расположенные по всей поверхности подмышечной впадины,

Ах3 - густые вьющиеся волосы.

Для девочек

Р0 - отсутствие волос,

Р1 - единичные волосы,

Р2 - волосы на центральном участке лобка, более густые, длинные,

Р3 - волосы густые, длинные, вьющиеся, на всем участке лобка.

Оволосение подмышечных впадин Ах

Ах0 - отсутствие волос,

Ах1 - единичные волосы,

Ах2 - волосы редкие, на центральном участке впадины,

Ах3 - волосы густые, вьющиеся, длинные на всей подмышечной области

Развитие молочной железы: Ма

Ма0 - железы не выдаются,

Ма1 - железа несколько выдается, околососковый кружок вместе с соском образует конус,

Ма2 - железа значительно выдается, вместе с соском и околососковым кружком образует конус,

Ма3 - железы значительно выдаются, сосок поднимается на около сосковым кружком, тело железы округлой формы.

Менструальная функция: Ме

Ме0 - отсутствие менструаций,

Ме1 - менархе в момент обследования,

Ме2 - неустойчивый менструальный цикл,

Ме3 - регулярные менструации в течение года.

Ориентированные показатели пробы Штанге (1) и Генчи (2) (сек.)

Возраст, лет Мальчики Девочки
1 2 1 2
5 24 12 22 12
6 30 14 26 14
7 36 14 30 15
8 40 18 36 17
9 44 19 40 18
10 50 22 50 21
11 51 24 44 20
12 60 22 48 22
13 61 24 50 19
14 64 25 54 24
15 68 27 60 26
16 71 29 64 28

Оценка результатов ортостатической пробы

Учащение пульса за 1 минуту менее 16 - хороший результат от 16 до 20 - средний, более 20 - ниже среднего результата.

Оценка результатов пробы с 20 приседаниями за 30 секунд

Время восстановления пульса к исходному уровню: менее 3-х минут - хороший результат, от 3-х до 4-х минут - средний, более 4-х минут - ниже среднего результат.

"Двойное произведение" в покое

ЧСС х АД сист.\r\n --------------\r\n 100

Возраст, лет Выше среднего Среднее Ниже среднего
3 85 100 116
5 85 100 115
6 81 95 105
7 80 92 100
8 76 89 98
9 73 86 95
10 70 88 100
11 70 86 98
12 77 86 99
13 73 85 90
14 74 86 91
15 75 87 93
16 76 88 94
17 75 86 90

Физическая работоспособность детей (кгм/мин.) по PWC 150-170 методом велоэргометрии или степ-теста

Возраст, лет Мальчики Девочки
5 195 150
6 200 175,0
7 250 210
8 300 240
9 370 310
10 420 340
11 495 360
12 550 420
13 650 450
14 730 440
15 740 444
16 850 450
17 890 470

Начальник Управления охраны здоровья
матери и ребенка Минздрава Российской Федерации
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ

Приложение 5
к Приказу Минздрава РФ
и Минобразования РФ
от 30 июня 1992 г. N 186/272

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ

Медицинское обеспечение детей дошкольного и школьного возрастов имеет в виду контроль за состоянием здоровья на основе правильной организации первичной профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья, привития гигиенических навыков и физической культуры, профессиональной ориентации.

Эти задачи путем анализа деятельности, контроля за работой, организации методической помощи, использования более эффективных организационных форм медицинской помощи, рационального труда медицинского персонала, повышения качества и эффективности профилактических осмотров, повышения профессионального уровня медиков и педагогов реализуются медицинскими работниками совместно с педагогическими коллективами как непосредственно в организованных коллективах, так и в лечебно-профилактических учреждениях.

С учетом местных условий, имеющегося опыта работы рекомендуются различные формы организации медицинского обслуживания детей, внедрение новых организационных форм, наряду с существующими.

I. Центр (отделение) охраны здоровья детей.

Центр может быть организован как на базе лечебно-профилактического учреждения, так и при наличии условий, самостоятельно, а также в образовательных учреждениях.

В структуре центра может быть 3 подразделения:

- амбулаторное, обеспечивающее организацию профилактической работы, углубленных осмотров, оздоровления детей с отклонениями в состоянии здоровья;

- консультативное, обеспечивающее консультации по вопросам семьи, брака половому и физическому воспитанию, психологическому развитию, становлению речи, профессиональной ориентации с привлечением необходимых специалистов. Проводится медико-педагогическая коррекция отклонений.

- организационно-методическое, которое обеспечивает координацию и преемственность в работе всех структур центра (отделения), внедрение новых форм организации профилактической работы в образовательных учреждениях, взаимосвязь с лечебно-профилактическими и другими учреждениями.

Штаты центра (отделения) устанавливаются, исходя из местных условий и рекомендательных штатных нормативов.

II. Традиционная форма (дошкольно-школьное отделение), при которой врач обеспечивает в образовательном учреждении в основном профилактическую работу.

Лечебная помощь больным, реабилитация диспансерной группы обеспечивается специалистами детской поликлиники.

III. Обслуживание по принципу "единого педиатра" предполагает обеспечение профилактической работы в образовательном учреждении с дачей необходимых рекомендаций по оздоровлению и контролю за оздоровлением, медико-педагогической коррекции, лечебной помощи на дому; и детской поликлинике диспансерное наблюдение хронических больных осуществляют специалисты поликлиники.

IV. Бригадный метод обслуживания обеспечивает углубленные осмотры бригадой врачей педиатров и специалистов в предлагаемые сроки (приложение 1), назначаются рекомендации по оздоровлению и медико-педагогической коррекции.

При этих организационных формах оказания медицинской помощи детям возлагается на медицинский персонал, получивший специальную подготовку в соответствии с функциональными обязанностями.

Организационно-методическую и консультативную помощь медицинскому персоналу образовательного учреждения оказывает старший врач или заведующий ДШО.

Начальник охраны здоровья
матери и ребенка Минздрава Российской Федерации
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ N 186, Минобразования РФ N 272 от 30.06.92 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ"