в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 08.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ. ППБО-109-92" (утв. МПС РФ 11.11.92 N ЦУО-112) (вместе с "ПРАВИЛАМИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ВИДЕОКОМПЛЕКСОВ, РАЗМЕЩАЕМЫХ В ПАССАЖИРСКИХ ЗДАНИЯХ. ППБ-151"В"-88") (ред. от 06.12.2001)
действует Редакция от 06.12.2001 Подробная информация
"ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ. ППБО-109-92" (утв. МПС РФ 11.11.92 N ЦУО-112) (вместе с "ПРАВИЛАМИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ВИДЕОКОМПЛЕКСОВ, РАЗМЕЩАЕМЫХ В ПАССАЖИРСКИХ ЗДАНИЯХ. ППБ-151"В"-88") (ред. от 06.12.2001)

Глава 2. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ, ДЕПО ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА, СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

1. Железнодорожные станции

1.1. Железнодорожные станции (пассажирские, грузовые, сортировочные, участковые, промежуточные) всех классов должны отвечать требованиям СНиП "Железные дороги колеи 1520 мм" и раздела 3 главы 1 настоящих Правил в части содержания территорий, зданий и сооружений депо по ремонту и обслуживанию подвижного состава, складов, рабочих парков и других объектов, входящих в состав станций.

1.2. Противопожарное водоснабжение зданий, сооружений и устройств станций должно отвечать требованиям СНиП "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", СНиП "Внутренний водопровод и канализация зданий", СНиП "Склады нефти и нефтепродуктов", а также главы 6 настоящих Правил.

1.3. Противопожарное водоснабжение в парках станций и базах отстоя вагонов пассажирских депо, в которых производится расформирование, формирование, погрузочно - разгрузочные операции и отстой составов осуществляется в соответствии с требованиями СНиП "Железные дороги колеи 1520 мм".

1.4. В парках станций и базах отстоя вагонов с числом путей более трех через каждые 150 м должны оборудоваться междушпальные лотки для прокладки двух рукавных линий под рельсами в каждом лотке.

Количество лотков определяется расчетом, в зависимости от расхода воды на наружное пожаротушение.

При наличии 10 и более путей через каждые 150 м прокладываются сухотрубы диаметром 77 - 89 мм с установкой пожарных кранов, с интервалом не менее чем через пять путей. Пожарный кран должен оборудоваться заглушкой.

1.5. Средства связи железнодорожных станций (информационная, диспетчерская, громкоговорящая и др.) должны использоваться для передачи информации о пожаре (аварийной ситуации), содержаться в исправном состоянии и быть доступными для работы в любое время суток. По согласованию с гарнизоном пожарной охраны МВД железнодорожная станция оборудуется прямой телефонной связью с центральным пунктом пожарной связи (ЦППС) гарнизона или пунктом связи пожарной части МВД.

1.6. На станциях, производящих переработку опасных грузов, должны быть разработаны и введены в действие специальные приложения к техническо - распорядительным актам (ТРА) станций, регламентирующие действия работников станции при возникновении пожара или аварийной ситуации с опасными грузами, а также вызове дополнительных сил и средств других ведомств для ликвидации пожара (аварийной ситуации). Разработка приложения к ТРА возлагается на начальников станций при соответствующей помощи со стороны пожарной охраны.

Содержание указанных приложений к ТРА и порядок действий работников станций регламентируется "Рекомендациями по организации и тактике тушения пожаров в подвижном составе железнодорожного транспорта" - 1987 г. МПС и МВД.

Выписки из приложения к ТРА должны находиться в помещениях дежурного по станции, маневрового диспетчера, дежурных по паркам станций и сортировочным горкам.

1.7. Ответственность за организацию и руководство тушением пожара, спасением людей, эвакуацией подвижного состава и грузов до прибытия пожарных подразделений возлагается на начальника станции и его заместителей, а в их отсутствие - на дежурных по станции в соответствии с требованиями раздела 7 главы 1 настоящих Правил.

1.8. Для обеспечения бесперебойной работы пожарных подразделений при тушении крупных пожаров на базе локомотивных депо станций I - II класса должны быть созданы пункты запаса пенообразователя из расчета 5 - 10 тонн в каждом пункте.

1.9. Ответственность за своевременное пополнение запаса пенообразователя и контроль за его хранением и качеством возлагается на начальников локомотивных депо.

1.10. Все депо по ремонту и обслуживанию подвижного состава должны быть обеспечены пунктами (цехами) для производства ремонта, зарядки и испытания огнетушителей, а ответственные работники, производящие зарядку и испытание огнетушителей, должны иметь специальную подготовку.

1.11. Во всех производственных, складских и административных помещениях депо должен быть план эвакуации людей, подвижного состава и имущества в случае пожара, который должен практически отрабатываться 1 раз в год.

2. Локомотивные депо

2.1. Требования настоящего раздела распространяются на все депо, склады жидкого топлива и пункты технического обслуживания и экипировки локомотивов: электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава (далее - тяговый подвижной состав, сокращенно ТПС).

2.2. Начальники служб локомотивного хозяйства и их заместители (главные инженеры), начальники локомотивных отделов отделений дорог и их заместители, начальники основных локомотивных и моторвагонных депо и их заместители (главные инженеры) обязаны обеспечить выполнение требований, изложенных в разделах 2, 3, 6, и 7 главы 1 настоящих Правил, не допускать выхода на линию локомотивов с неисправностями, могущими привести к пожару, а также с неисправными установками пожарной сигнализации и пожаротушения, не обеспеченными огнетушащими средствами соответствующего качества.

2.3. Заместители начальника депо по ремонту, начальники баз топлива и нефтепродуктов, дежурные по депо, старшие мастера, мастера и бригадиры основных производственных участков локомотивных, моторвагонных депо и пунктов технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ) обязаны на своих участках:

проверять в установленные сроки противопожарное состояние технологического оборудования, первичных средств пожаротушения и установок пожаротушения, инструмента, рабочих мест и закрепленного участка территории депо на их соответствие требованиям инструкций и правил пожарной безопасности;

контролировать выполнение работниками депо требований технологических регламентов по обеспечению пожарной безопасности в технологических процессах и при проведении пожароопасных работ, а также проверять знания и умение применять имеющиеся средства пожаротушения и действовать в случае возникновения пожара в соответствии с разработанным планом.

2.4. Главные механики, энергетики, старшие мастера, мастера и бригадиры вспомогательных отделений обязаны на своих участках:

обеспечить своевременные профилактические осмотры и ремонт технологического оборудования, инструмента, устройств, гарантирующие их исправное и пожаробезопасное состояние;

вести постоянный контроль за соблюдением сроков профилактического осмотра и планово - предупредительных ремонтов электроустановок, систем отопления и вентиляции в соответствии с требованиями раздела 4 главы 1 настоящих Правил и разработку местных инструкций по их безопасной эксплуатации;

обеспечить соблюдение требований взрывопожарной безопасности оборудования, приспособлений и устройств, изготовляемых в депо.

2.5. Во время текущего ремонта ТР-1 тепловозов следует проверять уровень водного раствора и качество пенообразователя в резервуаре установки пенного пожаротушения. При текущих ремонтах ТР-2 и ТР-3 следует проверить работоспособность установок пожаротушения, которыми оборудованы тепловозы.

3. Вагонные депо, депо и участки по ремонту контейнеров

3.1. Требования настоящего раздела распространяются на депо по ремонту и техническому обслуживанию грузовых, пассажирских вагонов и рефрижераторных поездов и секций, автономных рефрижераторных вагонов, депо и участков по ремонту контейнеров.

3.2. Начальники и главные инженеры службы вагонного хозяйства дорог, начальники отделов вагонного хозяйства отделений дорог и их заместители, начальники вагонных депо (участков) и их заместители (главные инженеры) обязаны обеспечить выполнение требований, изложенных в разделе 2 главы 1 настоящих Правил, не допускать отправку в рейс пассажирских и рефрижераторных поездов (секций) и АРВ с неисправностями, могущими привести к пожару, а также неисправными установками пожарной сигнализации и аварийными выходами пассажирских вагонов, а также установками пожаротушения рефрижераторных секций и АРВ.

Территория, здания и помещения депо (участков, парков и баз отстоя вагонов).

3.3. Содержание территории зданий и помещений депо должно отвечать требованиям раздела 3 главы 1 настоящих Правил. Вагонные депо площадью более 5 га должны иметь не менее двух въездов. Расстояние между въездами не должно превышать 1500 м. К зданиями и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей. При ширине здания до 18 м подъезд может быть с одной стороны, более 18 м - с двух сторон. Все проезды должны иметь твердое покрытие. На территории парков и баз отстоя вагонов должны быть дороги кругового объезда и продольные проезды с площадками для разворота пожарных автомобилей; размещение вагонов - гостиниц (для проживания людей) в составе отстойных вагонов запрещается.

3.4. Пути отцепочного и безотцепочного ремонта вагонов должны своевременно очищаться от горючих и других материалов, вагонных деталей и отходов.

Для их сбора в определенных местах следует устанавливать металлические ящики с крышками.

3.5. Компановка производственных участков и отделений, расстановка вагонов и технологического оборудования в зданиях депо должны соответствовать требованиям норм проектирования. Расстановка технологического оборудования, ширина проездов, проходов, разрывы между ремонтными позициями должны обеспечивать взрывопожаробезопасность технологических процессов и соответствовать требованиям норм технологического проектирования депо.

3.6. Запас материалов и изделий должен отвечать следующим требованиям: на рабочем месте - не более сменной потребности; в кладовых участков и отделений - не более пятисуточной потребности; на складе депо - не более месячной потребности. Нагрузка на полезную площадь склада должна соответствовать нормативной.

3.7. На каждую базу (парк) отстоя вагонов должен быть разработан оперативный план пожаротушения, регламентирующий порядок эвакуации и рассредоточения вагонов, действия работников станции при возникновении пожара, а также по вызову дополнительных сил и средств, локомотивов и других специальных служб, предусмотренных планом.

Оперативный план пожаротушения является обязательным приложением к техническо - распорядительному акту (ТРА) станции, в состав которой входит база (парк) отстоя вагонов.

3.8. На территории депо должны быть оборудованы площадки для сбора горючего мусора и обтирочного материала в контейнеры с крышками; площадки для отходов пиломатериалов в объеме 5-суточной потребности, размещение которых должно отвечать требованиям раздела 3 главы 1 настоящих Правил.

3.9. Объемно - планировочные решения производственных помещений депо и участков по ремонту контейнеров должны соответствовать требованиям норм технологического проектирования.

3.10. Установка контейнеров должна производиться на специально отведенных площадках, размещаемых на расстоянии не менее 15 м от зданий и сооружений депо (участка). Размеры площадок для складирования контейнеров, ожидающих ремонта или отправки после ремонта, устанавливаются нормами и зависят от типа контейнеров, величины технологического запаса контейнеров и высоты складирования.

3.11. Количество ярусов складирования контейнеров (универсальных и специализированных групповых) должно быть: для крупнотоннажных и среднетоннажных - не более 2, для малотоннажных - не более З.

Контейнеры формируются по секциям с одинаковым объемом ремонта, при этом расстояние между секциями через каждые 50 м длины площадки должно быть не менее 5 м.

3.12. К площадкам складирования контейнеров предъявляются требования пожарной безопасности, изложенные в п. п. 6.78 - 6.84 главы 1 настоящих Правил (склады лесоматериалов).

3.13. Требования пожарной безопасности при проведении работ по техническому обслуживанию, экипировке и ремонту подвижного состава изложены в главе 3 настоящих Правил.

4. Промывочно - пропарочные станции и пункты

4.1. Площадки, отводимые под промывочно - пропарочные станции (пункты), должны отвечать требованиям типового технологического процесса станций и располагаться от железнодорожных путей и от ближайших стационарных и тракционных путей на расстоянии не менее 30 м, а от соседних железнодорожных зданий и сооружений - не менее 50 м.

Участки территории, на которых производится обработка цистерн, должны иметь твердое покрытие, не допускающее проникновение нефтепродуктов в грунт.

4.2. Подача цистерн к местам их обработки производится только тепловозами (мотовозами), оборудованными искрогасителями. При подаче цистерн устанавливается прикрытие не менее двух четырехосных вагонов. Приближение тепловозов к местам очистки ближе 20 м не допускается, что должно быть обозначено сигналом, запрещающим дальнейшее движение.

4.3. Электрооборудование, аппараты и приборы в депо очистки должны быть во взрывозащищенном исполнении. Установка электрораспределительных устройств в помещении очистки не разрешается.

4.4. Сливные приборы, крышки колпаков и загрузочных люков цистерн, подаваемых под обработку на промывочно - пропарочные станции и пункты, должны быть закрыты. Обработанные цистерны должны иметь исправную запорную арматуру.

4.5. Пути, на которых производится заправка клапанов сливных приборов цистерн, должны быть оборудованы желобами или другими приспособлениями для улавливания остатков нефтепродуктов. Люки и приямки на отстойниках и трубопроводах должны быть постоянно закрыты крышками.

4.6. При заправке клапанов должны использоваться только аккумуляторные фонари и неискрообразующий инструмент.

4.7. Резервуары, трубопроводы, эстакады, цистерны под сливом и сливо - наливные железнодорожные пути обеспечиваются надежным заземлением для отвода статического электричества.

4.8. Металлические переносные и передвижные лестницы снабжаются медными крючками и резиновыми подушками под стыками.

4.9. Вентиляционные камеры, короба и воздуховоды в депо очистки должны быть из несгораемых материалов, а вентиляционные агрегаты взрывобезопасными. Переключение вентиляционных агрегатов для дегазации цистерн не допускается.

4.10. Отопление депо очистки и других зданий может быть только центральное (водяное, паровое низкого давления или воздушное без рециркуляции и электроподогрева).

4.11. Освещение внутри котлов цистерн допускается только аккумуляторными фонарями. Включение и выключение фонаря необходимо производить вне цистерн.

4.12. Использованные обтирочные материалы убираются в металлические ящики и по окончании рабочего дня выносятся в безопасное в пожарном отношении место.

4.13. Эстакада и площадки очищаются от остатков нефтепродуктов и промываются горячей водой не реже 1 раза в смену.

4.14. На территории промывочно - пропарочных станций и пунктов запрещается:

а) пересекать железнодорожные пути, здания и сооружения воздушными злектролиниями;

б) пользоваться обувью, подбитой стальными пластинами или гвоздями при работе внутри котла;

в) курить на территории станций и пунктов (кроме специально оборудованного помещения);

г) сливать остатки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей вместе с водой и конденсатом в общую канализационную сеть, в открытые канавы, в кюветы, под откос и т.п.;

д) применять для спуска людей в цистерну переносные стальные лестницы, а также деревянные, обитые сталью.

е) оставлять обтирочные материалы внутри осматриваемых цистерн и на их наружных частях;

ж) въезд локомотивов в депо очистки и под эстакады.

5. Путевое хозяйство

5.1. Полоса отвода железных дорог должна содержаться очищенной от валежника, порубочных остатков и кустарника, старых шпал и другого горючего мусора. Указанные материалы должны вывозиться с полосы отвода.

5.2. Оставшиеся на полосе отвода вследствие аварии или пролива горючие вещества и жидкости должны немедленно убираться. В случае невозможности быстрой ликвидации скоплений жидкостей, их необходимо перекачать (перелить) за полосу в места, защищенные от попадания искр подвижного состава.

5.3. Разлитые на путях горючие жидкости должны засыпаться песком, землей и удаляться за полосу отвода.

5.4. Штабеля снегозащитных щитов, кольев, основания деревянных мачт, фидерных столбов, опор линий передач и связи должны быть опаханы или окопаны в радиусе не менее 1,4 м.

5.5. При временном хранении на перегонах, станциях и звеносборочных базах шпалы и брусья должны укладываться в штабеля. Площадка под штабеля и территория на расстоянии не менее 3 м должны очищаться от сухой травы и другого горючего материала, окапываться или опахиваться.

5.6. Для ограничения роста травы, кустарника на откосах пути, создания минерализованных полос рекомендуется использовать специальные химикаты.

5.7. Штабеля шпал и брусьев укладываются параллельно пути на расстояние не менее 30 м от строений и сооружений, 10 м от путей организованного движения поездов, 6 м от других путей и не ближе полуторной высоты опоры от оси линий электропередач и связи. Разрыв между группами шпал должен быть не менее 1 м и между каждой парой групп штабелей - не менее 20 м.

При длительном хранении или при емкости склада шпал и брусьев, превышающей 10000 куб. м следует руководствоваться противопожарными требованиями норм проектирования складов лесных материалов.

5.8. Складирование сена, соломы, дров ближе 50 м от мостов, путевых сооружений, жилых домов и путей организованного движения поездов, а также под проводами линий электропередачи и связи не допускается.

5.9. Жилые дома, переездные будки, насосные станции и другие сооружения со стороны хвойных лесов и хлебных массивов отделяются канавами или минерализованными защитными полосами шириной не менее 1,4 м.

5.10. В полосе отвода запрещается:

а) разводить костры и сжигать хворост, порубочные остатки;

б) оставлять сухостойные деревья и кустарники.

6. Шпалопропиточные заводы

6.1. Содержание территории завода должно отвечать требованиям ведомственных норм технологического проектирования шпалопропиточных заводов и раздела 3 главы 1 настоящих Правил.

6.2. Склады древесины должны иметь раздельные площади для хранения и сушки лесоматериалов и для складирования пропитанной продукции. Минимальное расстояние от открытых складов лесоматериалов до оси железнодорожных путей должно быть не менее 5 м.

6.3. Способы и технология укладки штабелей шпал, брусьев и столбов для атмосферной сушки, а также их размеры регламентируются ведомственными нормами технологического проектирования шпалопропиточных заводов. Размещение штабелей, противопожарные разрывы между штабелями и группами штабелей, противопожарное водоснабжение должны отвечать требованиям СН 473-75, а противопожарный режим на складе - требованиям раздела 6 главы 1 настоящих Правил (склады лесоматериалов).

6.4. Ангар остывания пропитанной древесины должен быть оборудован системой принудительной вентиляции, сточными траншеями и сборниками стекающего антисептика, который периодически должен откачиваться и удаляться в очистные сооружения (отстойники) для последующей утилизации.

Складирование пакетированных шпал после остывания и погрузка пакетов шпал в подвижной состав должны осуществляться в соответствии с требованиями ВНТП для шпалопропиточных заводов.

6.5. При площади складов свыше 9 га должно быть предусмотрено устройство кольцевой сети противопожарного водопровода высокого давления с установкой пожарных гидрантов и стационарных лафетных стволов в соответствии с требованиями СН 473-75.

6.6. При площади складов более 18 га необходимо создавать дополнительные противопожарные разрывы шириной 100 м, разделяющие территорию складов на участки площадью не более 18 га.

6.7. Внутризаводские пути, территория складов лесоматериалов и пропитанной продукции, предцилиндровые площадки и другие участки должны постоянно очищаться от щепы, коры, стекающих со шпал горючих жидкостей и прочих отходов и систематически посыпаться песком.

6.8. Склады антисептика должны соответствовать требованиям раздела 6 главы 1 настоящих Правил (склады ЛВЖ и ГЖ). Пункт слива антисептика должен быть оборудован сливным стояком, устройствами подогрева и эстакадой из негорючих материалов. Площадка сливного пункта должна иметь твердое покрытие с устройствами для сбора пролитых жидкостей.

Разогрев антисептика в железнодорожных цистернах должен осуществляться переносным змеевиковым пароподогревателем.

6.9. В главном производственном корпусе должен быть предусмотрен возврат антисептика по трубопроводам из аппаратов на склад и аварийный слив в емкость, размещаемую за пределами корпуса.

Емкость резервуара должна обеспечивать слив 30% антисептика, находящегося в корпусе, и быть не менее емкости маневрового цилиндра.

6.10. На шпалопропиточных заводах запрещается:

а) курить и пользоваться открытым огнем в неустановленных местах;

б) производить осмотр резервуаров с антисептиками с применением открытого огня и керосиновых фонарей (разрешается только с аккумуляторными фонарями);

в) сжигать горючие отходы на территории завода ближе 150 м от цехов, складов древесины и антисептиков;

г) производить очистку вагонов от мусора на территории завода;

д) хранить на территории складов шпалы, брусья и столбы в количествах более установленной нормы;

е) оставлять оборудование цехов после окончания работы не очищенными от горючих наслоений;

ж) складировать и хранить горючие материалы и оборудование в противопожарных разрывах и пожарных проездах;

з) применять открытый огонь для разогревания маслянистых продуктов в цистернах перед сливом, а также интенсивную подачу острого пара через верхний люк в начале разогревания.

7. Автотранспортные подразделения

7.1. Территория автотранспортных подразделений должна содержаться в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 3 главы 1 настоящих Правил.

7.2. В автотранспортных подразделениях, имеющих более 25 автомобилей, для создания условий их эвакуации при пожаре должен быть разработан и утвержден руководителем подразделения план расстановки автомобилей с описанием очередности и порядка эвакуации. Планом должно предусматриваться дежурство шоферов в ночную смену, в выходные и праздничные дни и определен порядок хранения ключей зажигания.

7.3. Помещения и площадки открытого (безгаражного) хранения автомобилей не должны загромождаться предметами и оборудованием, которые могут препятствовать быстрой эвакуации людей и техники в случае пожара.

7.4. Автотранспортные подразделения должны оборудоваться въездами и выездами в соответствии с требованиями СНиП "Предприятия по обслуживанию автомобилей".

7.5. Места расстановки автомобилей должны быть обеспечены буксирными тросами и штангами из расчета 1 трос (штанга) на 10 автомобилей.

7.6. При эксплуатации помещений для технического обслуживания и ремонта автомобилей необходимо руководствоваться требованиями СНиП "Предприятия по обслуживанию автомобилей".

7.7. В помещениях, предназначенных для стоянки и ремонта автомобилей, а также на стоянках автомобилей под навесами и на открытых площадках запрещается:

устанавливать автомобили в количествах, превышающих норму, нарушать их расстановку, уменьшать расстояние между автомобилями и между автомобилями и элементами зданий;

держать автомобили с открытой горловиной бензобаков, а также при наличии течи горючего;

хранить горючее (бензин, дизельное топливо, баллоны с газом), за исключением топлива в баках и газа в баллонах, смонтированных на автомобилях;

оставлять на местах стоянки груженые автомобили;

заправлять автомобили горючим; заправка автомобилей топливом разрешается только на заправочном пункте;

хранить тару из-под ЛВЖ и ГЖ;

загромождать выездные ворота и проезды.

7.8. Не допускается производить ремонт автомобилей с баками, наполненными горючим (а газовых автомобилей - при заполненных газом баллонах), и картерами, заполненными маслом. По окончании работы помещения и смотровые ямы должны очищаться от промасленных обтирочных материалов и горючих жидкостей.

7.9. Смотровые канавы должны оборудоваться освещением с напряжением не выше 36 В с защитой, соответствующей классу зоны по ПУЭ, и иметь не менее 2 выходов.

7.10. В помещениях для хранения автомобилей не допускается:

подогревать двигатели открытым огнем (костры, факелы, паяльные лампы), а также пользоваться открытыми источниками огня для освещения во время техосмотров, проведения ремонтных и других работ;

оставлять в автомобиле промасленные обтирочные материалы и спецодежду по окончании работы;

оставлять автомобиль с включенным зажиганием;

поручать техническое обслуживание и управление автомобилем людям, не имеющим соответствующей квалификации.

8. Зарядные станции, стоянки электрокаров и автопогрузчиков

8.1. Зарядка тяговых и стартерных аккумуляторных батарей должна производиться в предназначенных для этой цели помещениях или в специально отведенных местах.

Стационарные установки кислотных аккумуляторных батарей должны соответствовать требованиям главы 4.4 ПУЭ.

8.2. На стороне питания зарядных устройств переменным током должна быть предусмотрена блокировка отключения зарядного тока при прекращении работы вентиляции.

8.3. При наличии крановых путей краны должны быть во взрывобезопасном исполнении.

Допускается применение кранов в нормальном исполнении при наличии блокировки, отключающей питание кранов и зарядных устройств по сигналам датчиков довзрывоопасных концентраций по водороду.

8.4. Тяговые аккумуляторные батареи могут заряжаться непосредственно на электрокарах или помостах со снятием батарей с машин. Въезд электрокаров в зарядное помещение и их стоянка на время заряда разрешаются.

8.5. При количестве электрокаров до 6 тяговые аккумуляторные батареи разрешается заряжать в отдельных помещениях с естественной вентиляцией или в общих производственных непожаровзрывоопасных помещениях при установке в одном месте не более 2 электрокаров или батарей, при условии заряда батарей под местными вытяжными устройствами.

Заряд батарей необходимо производить в специально отведенных для этой цели местах, желательно у наружных стен, имеющих оконные проемы. Эти места должны быть ограждены.

8.6. В зарядном помещении запрещается:

производить ремонт аккумуляторов и других приборов;

производить пайку, резку, сварочные и другие работы, связанные с применением открытого огня или возможностью образования искр.

8.7. Подключение аккумуляторных батарей к зарядным устройствам должно исключать возможность искрения.

Ход зарядки следует постоянно контролировать поверенными приборами.

8.8. Стоянка электрокар и автопогрузчиков организуется в гаражах, под навесами и на специальных площадках.

8.9. При выпуске из гаража электрокар и автопогрузчиков необходимо проверить исправность бензопровода, глушителя, системы смазки двигателя, гидравлической системы автопогрузчиков и состояние электрооборудования электрокар. Неисправный транспорт к работе не допускается.

8.10. При перемещении горючих жидкостей в таре и грузов в сгораемой упаковке использование автопогрузчиков с двигателями внутреннего сгорания без искрогасителей не разрешается.

9. Лаборатории и вычислительные центры

9.1. Сотрудники лабораторий обязаны знать показатели пожарной опасности используемых химических веществ и материалов и соблюдать меры безопасности при работе с ними.

Хранение в лабораториях веществ и материалов должно производиться строго по ассортименту, в соответствии с требованиями приложения 7 ГОСТ 12.1.004-91.

9.2. Лабораторные мебель и оборудование должны устанавливаться так, чтобы они не препятствовали эвакуации людей.

Рабочие поверхности столов и вытяжных шкафов должны иметь несгораемое покрытие с устройством бортиков, препятствующих разливу ЛВЖ и ГЖ.

Стеллажи вытяжных шкафов для хранения химических веществ и материалов должны быть изготовлены из несгораемого материала.

9.3. Проводить работы в вытяжном шкафу при наличии в нем материалов и оборудования, не относящихся к выполняемой операции, запрещается.

9.4. Приточно - вытяжная вентиляция должна включаться за 15 - 20 мин. до начала работы с вредными и пожароопасными веществами и выключаться через 20 - 30 мин. после окончания работы с ними.

9.5. Все работы с ЛВЖ, ГЖ и веществами, способными выделять пожароопасные пары и газы, необходимо производить только в исправных вытяжных шкафах при работающей вентиляции.

9.6. Транспортирование и хранение ЛВЖ, ГЖ производится в соответствии с требованиями, изложенными в ГОСТах или ТУ на эти жидкости.

9.7. Щелочные металлы следует хранить под слоем обезвоженного керосина или трансформаторного масла в толстостенной посуде с притертыми пробками, которая помещается в металлический ящик с песком.

9.8. Баллоны со сжатыми, сжиженными и растворенными горючими газами, как правило, необходимо устанавливать вне зданий лабораторий в металлических шкафах, у глухих стен или в простенках между окнами. Шкафы должны иметь прорези или жалюзийные решетки для проветривания.

При технологической необходимости допускается размещение баллонов с ядовитыми пожароопасными газовыми смесями и газами в металлических вытяжных шкафах рядом с технологическими установками, но не более одного баллона на установку каждого вида потребляемого газа по согласованию с органами государственного надзора.

9.9. Запрещается круглосуточное хранение в лабораторных помещениях ЛВЖ, имеющих низкую температуру кипения. По окончании работы эти жидкости должны быть вынесены на хранение в специальное помещение (склад).

9.10. Хранить жидкий воздух и кислород в одном помещении с легковоспламеняющимися веществами, жирами, маслами запрещается.

9.11. Уходить с рабочего места и оставлять без присмотра зажженные горелки и другие нагревательные приборы запрещается.

Перед уходом источник нагрева должен быть выключен. Помещения лаборатории должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормами.

9.12. Планировочные решения зданий и помещений вычислительных центров (ВЦ) должны соответствовать проектной документации, разработанной на основании действующих нормативных документов.

9.13. Хранилища информации ВЦ (помещения для хранения перфокарт, перфолент, магнитных лент и пакетов магнитных дисков) должны располагаться в обособленных помещениях, оборудованных несгораемыми стеллажами и шкафами.

Хранение перфокарт, перфолент и магнитных лент на стеллажах должно производиться в металлических кассетах. Встраивать шкафы в машинных залах ЭВМ для хранения материалов не допускается.

9.14. Установками газового автоматического пожаротушения оборудуются помещения ВЦ в соответствии с действующими нормами по специальному перечню. Остальные помещения оборудуются автоматической пожарной сигнализацией и переносными углекислотными огнетушителями из расчета один огнетушитель на 40 - 50 кв. м площади пола, но не менее двух в помещении.

9.15. В залах ЭВМ и в помещениях счетно - решающих устройств хранение перфокарт, перфолент и других носителей информации, запасных блоков и деталей не разрешается.

9.16. Работы по ремонту узлов (блоков) ЭВМ непосредственно в машинном зале не допускаются. Они должны проводиться в отдельном помещении (мастерской). При необходимости ремонта или техобслуживания ЭВМ непосредственно в машинном зале допускается иметь не более 0,5 л ЛВЖ (ГЖ) в небьющейся, плотно закрывающейся таре.

9.17. Для промывки деталей необходимо применять негорючие моющие препараты. Промывка ячеек и других съемных устройств с применением ЛВЖ (ГЖ) допускается только в специальных помещениях, оборудованных приточно - вытяжной вентиляцией.

9.18. Очистка от пыли измерительной аппаратуры, узлов и агрегатов ЭВМ, кабельных каналов и подпольного пространства должна производиться 1 раз в квартал.

9.19. В помещениях ВЦ запрещается:

а) применять пленку на нитрооснове, групповые розетки на сгораемой панели, ковры и дорожки из синтетических материалов, сгораемые материалы для акустической отделки стен и потолков;

б) устанавливать ящики с пленкой и перфокартами в проходах, эвакуационных путях, у приборов отопления;

в) применять электронагревательные приборы;

г) проводить огневые работы без письменного разрешения администрации, согласованного с пожарной охраной.

  • Главная
  • "ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ. ППБО-109-92" (утв. МПС РФ 11.11.92 N ЦУО-112) (вместе с "ПРАВИЛАМИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ВИДЕОКОМПЛЕКСОВ, РАЗМЕЩАЕМЫХ В ПАССАЖИРСКИХ ЗДАНИЯХ. ППБ-151"В"-88") (ред. от 06.12.2001)