Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "КОДЕКС ЭТИКИ АУДИТОРОВ РОССИИ" (Принят Минфином РФ 28.08.2003)
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ НЕЗАВИСИМОСТИ К КОНКРЕТНЫМ СИТУАЦИЯМ
1.1. В приведенных ниже примерах описываются конкретные ситуации, которые могут повлечь возникновение угрозы независимости. В этих примерах характеризуются потенциальные угрозы и меры предосторожности, которые могут быть уместными для их исключения или сведения до приемлемого уровня. Указанные примеры не являются исчерпывающими. На практике аудиторам и аудиторским организациям придется оценивать воздействие аналогичных, но отличных обстоятельств и отношений для определения того, какие меры предосторожности из числа указанных в нижеприведенных пунктах необходимо применить, чтобы должным образом решить проблемы, связанные с угрозами независимости.
1.2. Ряд примеров касается только аудируемых организаций, в то время как другие относятся к организациям, не являющимся таковыми. В примерах показано, какие меры предосторожности следует применять, чтобы аудиторы соответствовали требованиям независимости от аудируемой организации. В примерах не рассматриваются отчеты по услугам, круг пользователей которых заранее ограничен определенными лицами. Как указано в пункте 8.10 Кодекса, при таких заданиях аудиторы и члены их семей, а также их близкие родственники должны быть не зависимы от аудируемой организации. Кроме того, аудиторская организация не должна иметь финансовой заинтересованности (прямой или косвенной) в аудируемой организации.
Статья 2. Финансовая заинтересованность2.1. Наличие финансовой заинтересованности в аудируемой организации может повлечь возникновение угрозы личной заинтересованности. При оценке значимости такой угрозы и потребности в применении соответствующих мер предосторожности, направленных на ее исключение или сведение до приемлемого уровня, необходимо изучить характер финансовой заинтересованности. Сюда относится оценка роли лица, имеющего финансовую заинтересованность, ее существенности и типа (прямая или косвенная).
2.2. При оценке типа финансовой заинтересованности следует помнить, что она может быть разных видов - от ситуаций, когда соответствующее лицо не имеет контроля над инвестиционными механизмами, до ситуаций, когда такое лицо обладает контролем над финансовыми доходами или инвестициями.
При наличии такого контроля финансовая заинтересованность считается прямой. Когда же владелец финансового интереса не имеет возможности использовать такой контроль, финансовая заинтересованность считается косвенной.
Статья 3. Положения, применимые ко всем аудируемым организациям3.1. Если аудитор или член его семьи имеет прямую финансовую заинтересованность или косвенную заинтересованность в клиенте, создаваемая этим угроза личной заинтересованности будет настолько велика, что единственными мерами предосторожности, позволяющими исключить ее или свести до приемлемого уровня, будут:
3.1.1. отчуждение прямой финансовой заинтересованности до того, как заинтересованное лицо приступит к аудиторской проверке;
3.1.2. отчуждение всей косвенной финансовой заинтересованности или ее существенной части таким образом, чтобы оставшаяся часть была несущественной до того, как заинтересованное лицо приступит к аудиторской проверке;
3.1.3. выведение такого лица из состава аудиторов.
В течение периода до отчуждения финансовой заинтересованности или выведения заинтересованного лица из состава аудиторов необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности применения дополнительных мер предосторожности, необходимых для сведения угрозы независимости до приемлемого уровня. Например, обсудить проблемы с уполномоченными органами управления аудируемой организацией.
3.2. Если аудитор имеет в проверяемом клиенте прямую или косвенную финансовую заинтересованность через исполнение функций доверительного управляющего, то может возникнуть угроза личной заинтересованности за счет возможного влияния на аудируемую организацию. Следовательно, существование такой заинтересованности недопустимо.
3.3. Следует проанализировать вероятность создания угрозы личной заинтересованности наличием финансовой заинтересованности у лиц, не входящих в число аудиторов, и у членов их семей.
Вероятность возникновения угрозы личной заинтересованности из наличия заинтересованности у таких лиц зависит, например, от следующих факторов:
3.3.1. организационная и производственная структура аудиторской организации и структура ее управления;
3.3.2. характер отношений между таким лицом и аудитором.
Для того чтобы свести степень угрозы до приемлемого уровня, необходимо оценить ее значимость и, если она существенна, предусмотреть и использовать меры предосторожности.
3.4. Непреднамеренное нарушение положений настоящей статьи, относящихся к финансовой заинтересованности в проверяемом клиенте, не нанесет ущерба независимости аудитору или аудиторской организации, если:
3.4.1. в аудиторской организации установлены правила и процедуры, требующие от всех специалистов незамедлительно докладывать руководству о всех нарушениях, возникающих в результате покупки, получения в наследство или приобретения в иной форме финансовой заинтересованности в проверяемом клиенте;
3.4.2. аудиторская организация своевременно уведомляет специалиста о необходимости отчуждения финансовой заинтересованности;
3.4.3. после возникновения проблемы в максимально короткие сроки финансовая заинтересованность либо отчуждается, либо такой специалист выводится из числа работающих аудиторов.
3.5. Если происходит непреднамеренное нарушение положений настоящей статьи, относящихся к финансовой заинтересованности в аудируемой организации, аудитору следует применить меры предосторожности. К таким мерам предосторожности относятся:
3.5.1. поручение другому специалисту, не принимавшему участия в оказании услуг, проверить работу, выполненную аудитором;
3.5.2. отстранение такого лица от принятия существенных решений по оказанным услугам.
Статья 4. Положения, применимые к аудируемой организации4.1. Если аудиторская организация имеет прямую финансовую заинтересованность в аудируемой организации аудиторской проверки, создаваемая этим угроза личной заинтересованности может оказаться столь существенной, что ее нельзя свести до приемлемого уровня никакими мерами предосторожности. Следовательно, единственным выходом для аудиторской организации, желающей заключить договор на проведение проверки, будет отчуждение финансовой заинтересованности.
4.2. Если аудиторская организация имеет существенную косвенную финансовую заинтересованность в аудируемой организации аудиторской проверки, то это также может повлечь возникновение угрозы личной заинтересованности. Единственным способом, позволяющим аудиторской организации провести проверку, будет отчуждение аудиторской организацией либо всей косвенной финансовой заинтересованности либо такой ее части, отчуждение которой сделает оставшуюся финансовую заинтересованность несущественной.
4.3. Если аудиторская организация имеет существенную финансовую заинтересованность в компании, контролирующей аудируемую организацию, то создаваемая этим угроза личной заинтересованности может оказаться столь существенной, что ее нельзя свести до приемлемого уровня никакими мерами предосторожности. Единственным способом, позволяющим аудиторской организации провести проверку, будет отчуждение аудиторской организацией либо всей финансовой заинтересованности, либо такой ее части, отчуждение которой сделает оставшуюся финансовую заинтересованность несущественной.
4.4. Если специалисты руководящего звена аудиторской организации, оказывающие аудируемой организации не связанные с аудитом услуги, или члены их семей владеют прямой финансовой заинтересованностью или существенной косвенной финансовой заинтересованностью в аудируемой организации, то создаваемая этим угроза личной заинтересованности может оказаться столь существенной, что ее нельзя свести до приемлемого уровня никакими мерами предосторожности. Следовательно, специалисты и члены их семей не должны владеть такой финансовой заинтересованностью в аудируемой организации.
4.5. Угроза личной заинтересованности может возникнуть, если аудиторская организация или аудитор имеет заинтересованность в какой-либо третьей организации, а аудируемая организация или один из ее руководителей или контролирующий собственник также имеет вложения в такую третью организацию. Независимость от аудируемой организации не нарушается, если соответствующие интересы аудитора или аудиторской организации, а также интересы аудируемой организации аудиторской проверки или члена ее Совета директоров, ее должностного лица или контролирующего собственника несущественны и если аудируемая организация не может оказывать существенного влияния на третью организацию. Если же заинтересованность значительна для аудиторской организации или аудируемой организации или если аудируемая организация может оказывать существенное влияние на третью организацию, то угрозу независимости невозможно свести до приемлемого уровня никакими мерами предосторожности, и аудиторской организации следует либо избавиться от такой заинтересованности, либо отказаться от проведения проверки. Любой аудитор, имеющий такую существенную заинтересованность, должен:
4.5.1. избавиться от такой заинтересованности;
4.5.2. избавиться от такой части заинтересованности, отчуждение которой сделает оставшуюся часть несущественной;
4.5.3. отстраниться от выполнения работ по аудиторской проверке.
Статья 5. Кредиты и гарантии5.1. Кредит, получаемый аудиторской организацией у аудируемой организации, являющейся банком, или гарантия кредита, предоставленная аудиторской организации аудируемой организацией, являющейся банком, не создает угрозы независимости при условии, что кредит предоставлен в соответствии с установленной процедурой кредитования на обычных условиях и что он несущественен ни для аудиторской организации, ни для аудируемой организации. Если кредит существенен для аудируемой организации или для аудиторской организации, то создаваемая угроза личной заинтересованности может быть сведена до приемлемого уровня за счет использования мер предосторожности.
5.2. Кредит, получаемый аудитором или членом его семьи у аудируемой организации, являющейся банком, или гарантия кредита, предоставленная таким лицам аудируемой организацией, являющейся банком, не создают угрозы независимости при условии, что кредит предоставлен на обычных условиях в соответствии с установленной процедурой кредитования. К примерам таких кредитов относятся ипотечные кредиты, кредиты на покупку автомобиля, балансы на кредитных карточках.
5.3. Аналогичным образом вклады аудитора или аудиторской организации в банке, являющемся аудируемой организацией, не создают угрозы независимости при условии, что вклад или счет обслуживается на обычных коммерческих условиях.
5.4. Если аудиторская организация или аудитор предоставляет заем проверяемому клиенту, не являющемуся банком или аналогичным учреждением, или выступает поручителем обязательств такого клиента по займу, то создаваемая этим угроза личной заинтересованности может оказаться столь существенной, что ее нельзя будет свести до приемлемого уровня никакими мерами предосторожности, кроме случая, когда заем или гарантия не существенны ни для аудитора или аудиторской организации, ни для аудируемой организации.
5.5. Аналогичным образом, если аудиторская организация или аудитор получает от аудируемой организации, не являющейся банком или аналогичным учреждением, заем или поручительство по займу, то создаваемая этим угроза личной заинтересованности может оказаться столь существенной, что ее нельзя будет свести до приемлемого уровня никакими мерами предосторожности, кроме случая, когда заем или гарантия не существенны ни для аудитора или аудиторской организации, ни для аудируемой организации.
Статья 6. Тесные деловые отношения с проверяемыми клиентами6.1. Тесные деловые отношения между аудитором или аудиторской организацией и аудируемой организацией или ее руководством подразумевают наличие коммерческой или общей финансовой заинтересованности и могут создать угрозу существования личной заинтересованности и шантажа. Примерами таких отношений являются:
6.1.1. наличие существенной финансовой заинтересованности в совместном предприятии с аудируемой организацией или контролирующим собственником, членом Совета директоров, должностным лицом, занимающим руководящий пост в аудируемой организации;
6.1.2. схемы, объединяющие какие-либо услуги аудиторской организации с какими-либо товарами или услугами аудируемой организации, или совместный маркетинг таких товаров/услуг в общем пакете с указанием обеих сторон;
6.1.3. маркетинговые механизмы, в которых аудиторская организация выступает в качестве маркетолога товаров или услуг аудируемой организации или, напротив, в которых аудируемая организация выступает в качестве дистрибьютора или маркетолога услуг аудиторской организации.
6.2. В случае если аудируемая организация является клиентом аудиторской проверки и если финансовая заинтересованность существенна и отношения имеют особое значение для аудиторской организации и аудируемой организации, то никакие меры предосторожности не способны свести такую угрозу до приемлемого уровня. Следовательно, в обоих случаях единственно возможными представляются следующие действия:
6.2.1. прекращение деловых отношений;
6.2.2. сокращение объема отношений до уровня, при котором финансовая заинтересованность стала бы несущественной, а отношения незначительными;
6.2.3. отказ от проведения проверки.
При наличии столь существенной финансовой заинтересованности у аудитора или при высокой значимости для него таких отношений единственно возможным выходом является выведение такого лица из состава проверяющих.
6.3. В случае с аудируемой организацией деловые отношения, подразумевающие наличие заинтересованности со стороны аудитора или аудиторской организации или членов их семей, не создают угрозу независимости, если:
6.3.1. такие отношения однозначно не имеют существенного значения для аудиторской организации или аудируемой организации;
6.3.2. такая заинтересованность несущественна.
6.4. Факт покупки аудитором или аудиторской организацией товаров или услуг у аудируемой организации не создает угрозу независимости, если такая сделка заключена в рамках обычного делового оборота на обычных условиях. Однако характер или объем таких сделок может создать угрозу наличия личной заинтересованности. Если такая угроза не является однозначно несущественной, необходимо предусмотреть и использовать меры предосторожности, сводящие такую угрозу до приемлемого уровня. К таким мерам могут относиться:
6.4.1. отказ от сделки или ограничение ее объема;
6.4.2. выведение такого аудитора из состава проверяющих;
6.4.3. обсуждение проблемы с руководящими органами, такими, как, например, Комитет по аудиту аудируемой организации.
Статья 7. Семейные и личные отношения7.1. Семейные и личные отношения между аудиторами и руководителями или иными сотрудниками аудируемой организации могут создать угрозу наличия личной заинтересованности, близкого знакомства или шантажа.
7.2. Если член семьи аудитора является одним из руководителей или работником аудируемой организации, занимающим должность, позволяющую оказывать прямое и существенное влияние на предмет проверки, или если он занимал такую должность в течение какого-то времени, охватываемого проверкой, то угроза независимости может быть сведена до приемлемого уровня только за счет выведения такого лица из состава проверяющих. Близость отношений здесь такова, что никакие другие меры предосторожности не могут свести угрозу независимости до приемлемого уровня. Если такая мера не применяется, то необходимо отказаться от проведения проверки. Например, если супруг(а) аудитора занимает должность в аудируемой организации, позволяющую ей/ему оказывать прямое и существенное влияние на процесс подготовки бухгалтерской или финансовой отчетности аудируемой организации, то угроза независимости может быть сведена до приемлемого уровня только путем исключения такого аудитора из состава проверяющих.
7.3. Кроме того, угроза появления личной заинтересованности, близкого знакомства или шантажа может возникнуть, когда лицо, не являющееся членом семьи аудитора, имеет тесные отношения с аудитором и является одним из руководителей или работником аудируемой организации, занимающим должность, позволяющую оказывать прямое и существенное влияние на предмет проверки. Поэтому аудиторская организация обязана выявить всех таких лиц. Оценка значимости любой создаваемой угрозы и мер, направленных на ее устранение или сведение до приемлемого уровня, включает анализ таких вопросов, как близость отношений и роль лица в аудируемой организации.
7.4. Непреднамеренное нарушение положений настоящей статьи, относящихся к семейным и личным отношениям, не угрожает независимости аудитора или аудиторской организации, если:
7.4.1. в аудиторской организации действуют правила и процедуры, требующие, чтобы все специалисты незамедлительно докладывали руководству о любых нарушениях, возникающих в результате изменения занимаемой должности их близкими родственниками или членами семьи или других личных отношений, которые создают угрозу независимости;
7.4.2. обязанности аудиторов перераспределены таким образом, что данному сотруднику не приходится иметь дело с вопросами, входящими в компетенцию того лица, которое является его родственником или с которым у него имеются личные отношения, или, если это невозможно, аудиторская организация незамедлительно отстраняет такого специалиста от обязанностей, связанных с проведением проверки;
7.4.3. за работой такого специалиста устанавливается особый надзор.
7.5. Если произошло непреднамеренное нарушение положений настоящей статьи, относящихся к семейным и личным отношениям, то аудиторская организация немедленно рассматривает вопрос целесообразности применения тех или иных мер предосторожности.
Статья 8. Работа в организации аудируемой организации8.1. Независимость аудитора или аудиторской организации может быть поставлена под угрозу, если член Совета директоров, должностное лицо или работник аудируемой организации, занимающий должность, позволяющую оказывать прямое и существенное влияние на предмет проверки, являлся аудитором или специалистом аудиторской организации. Такие обстоятельства могут создать угрозу появления личной заинтересованности, близкого знакомства и шантажа, в особенности если сохранились существенные отношения между таким лицом и его бывшей аудиторской организацией. Аналогичным образом независимость аудитора может быть поставлена под угрозу, если он участвует в работе по проверке, зная или имея основания полагать, что в какое-то время в будущем он поступит или может поступить на работу в аудируемую организацию.
8.2. Если аудитор поступил на работу в аудируемую организацию, значимость угрозы появления личной заинтересованности, близкого знакомства и шантажа будет зависеть от следующих факторов:
8.2.1. значимость должности, занимаемой таким лицом в аудируемой организации;
8.2.2. объем работы, которую такое лицо будет вести с аудитором или аудиторской организацией;
8.2.3. продолжительность срока, прошедшего с того момента, когда данное лицо было аудитором или работало в аудиторской организации;
8.2.4. должность, которую данное лицо занимало в аудиторской организации.
8.3. Для того, чтобы свести степень угрозы до приемлемого уровня, необходимо оценить ее значимость и, если она существенна, предусмотреть и использовать меры предосторожности. К таким мерам предосторожности относятся:
8.3.1. внесение изменений в план проведения проверки;
8.3.2. поручение последующих проверок аудиторам, имеющим значительный опыт работы с человеком, перешедшим на работу в аудируемую организацию;
8.3.3. контроль качества работы по проверке, в том числе силами профессиональных аудиторских объединений, аккредитованных при Министерстве финансов Российской Федерации.
8.4. Во всех случаях необходимо применять следующие меры предосторожности, направленные на снижение угрозы до приемлемых уровней:
8.4.1. такое лицо не должно получать от аудиторской организации каких-то льгот или выплат, кроме тех, которые были предусмотрены заранее установленными договоренностями. Кроме того, никакие суммы, причитающиеся такому лицу, не должны быть значительными, чтобы независимость аудиторской организации не оказалась под угрозой;
8.4.2. такое лицо не должно участвовать в хозяйственной или профессиональной деятельности аудиторской организации.
8.5. Введение бывшего руководителя или работника аудируемой организации в состав группы проверяющих может создать угрозу появления личной заинтересованности, самоконтроля и близкого знакомства. Это особенно важно, когда аудитор должен отчитаться, к примеру, по предмету, который он готовил, или по элементу финансовой отчетности, который он оценивал, находясь на работе в аудируемой организации. Если создаваемая этим угроза настолько значима, что не может быть сведена до приемлемого уровня никакими мерами предосторожности, такое лицо не может быть членом группы проверяющих.
8.6. Если работник аудиторской организации выполняет функции должностного лица или члена Совета директоров аудируемой организации, это может повлечь угрозу личной заинтересованности и самоконтроля, которую никакие меры предосторожности не могут свести до приемлемого уровня. Следовательно, если такое лицо занимает такую должность, единственно правильным будет отказаться от исполнения своих функций или не принимать участия в работе по проверке.
Статья 9. Длительные контакты старшего персонала с аудируемой организацией9.1. Длительное использование одного и того же старшего персонала на проверках у одного и того же клиента может создать угрозу близкого знакомства. Значимость такой угрозы зависит от следующих факторов:
9.1.1. продолжительность пребывания такого лица в составе группы проверяющих;
9.1.2. роль, которая отведена такому лицу в группе проверяющих;
9.1.3. структура управления аудиторской организацией;
9.1.4. характер проводимых проверок.
9.2. Для того, чтобы свести степень угрозы до приемлемого уровня, необходимо оценить ее значимость и, если она существенна, предусмотреть и использовать меры предосторожности. К таким мерам предосторожности относятся:
9.2.1. ротация старшего персонала группы проверяющих;
9.2.2. проведение независимой оценки качества работы, в том числе силами профессиональных аудиторских объединений, аккредитованных при Министерстве финансов Российской Федерации.
Статья 10. Работа с аудируемой организацией10.1. Продолжительное использование одних и тех же специалистов по заданию на аудиторских проверках у одного клиента может создать угрозу близкого знакомства. В таких случаях для снижения угрозы независимости до приемлемого уровня следует применять определенные меры предосторожности. В том числе:
10.1.1. через определенные периоды, как правило, не более пяти лет должна производиться ротация ведущего специалиста при оказании услуг по аудиторской проверке.
10.2. Несмотря на требование ротации ведущего специалиста при оказании услуг по аудиторской проверке через определенный период времени, в отдельных случаях в отношении сроков ротации может требоваться определенная свобода. К таким обстоятельствам, в частности, относятся:
10.2.1. ситуации, когда сохранение ведущего специалиста в составе группы проверяющих имеет особую важность для аудируемой организации, например, ввиду готовящейся крупной структурной реорганизации аудируемой организации, которая может по времени совпасть с выведением ведущего специалиста из состава группы проверяющих;
10.2.2. ситуации, когда ввиду размеров аудиторской организации ротация невозможна или не представляет собой должной меры предосторожности.
Во всех таких обстоятельствах, когда ведущий специалист не сменяется через установленное время, следует использовать равноценные меры предосторожности для сведения любой потенциальной угрозы до приемлемого уровня.
10.3. Когда аудиторская организация располагает небольшим числом специалистов по аудиту, обладающих опытом и квалификацией, необходимыми для выполнения функций ведущего специалиста по аудиторской проверке, ротация ведущего специалиста может оказаться недостаточной мерой предосторожности. В этих обстоятельствах аудиторской организации следует использовать иные меры предосторожности для сведения угрозы до приемлемого уровня. Они могут включать поручение другому специалисту, который не был связан с группой проверяющих, контролировать работы, выполненные ведущим специалистом, или по мере необходимости предоставлять иного рода консультации. Таким лицом может быть специалист со стороны или сотрудник аудиторской организации, до этого никак не участвовавший в работе группы проверяющих.
Статья 11. Оказание аудируемой организации других услуг11.1. Оказание ряда не связанных с проверкой услуг может создать угрозу для независимости аудитора или аудиторской организации. Следовательно, необходимо оценивать значимость любой угрозы, создаваемой оказанием таких услуг. В ряде случаев ее можно исключить или свести до приемлемого уровня путем использования мер предосторожности. В других случаях такую угрозу невозможно свести до приемлемого уровня никакими мерами предосторожности.
11.2. Следующие виды деятельности, как правило, создают угрозу личной заинтересованности или самоконтроля такого уровня, который может быть сведен до приемлемого значения только за счет отказа от ведения такой деятельности или отказа от проведения проверки:
11.2.1. разрешение, подписание или совершение сделки или исполнение иных полномочий от имени аудируемой организации или наличие таких полномочий;
11.2.2. определение того, какие из рекомендаций аудиторской организации следует реализовать;
11.2.3. ведение учета и составление отчетности аудируемой организации;
11.2.4. оказание аудируемой организации услуг, связанных с трансформацией отчетности.
11.3. Следующие виды услуг могут повлечь возникновение угрозы самоконтроля или личной заинтересованности:
11.3.1. контроль за работниками аудируемой организации в ходе выполнения ими повседневных обязанностей;
11.3.2. подготовка исходных документов или данных в электронной или иной форме, подтверждающих совершение сделки (например, заказов на поставку, табелей учета рабочего времени).
11.4. Для того, чтобы свести степень угрозы до приемлемого уровня, необходимо оценить ее значимость и, если она существенна, предусмотреть и использовать меры предосторожности. К таким мерам относятся:
11.4.1. такая организация труда в аудиторской организации, при которой сотрудники, оказывающие подобные услуги, не участвуют в работе по проверке;
11.4.2. другие меры предосторожности, предусмотренные нормативными актами.
11.5. Новые направления развития хозяйственной деятельности, эволюция финансовых рынков, быстрые изменения в сфере информационных технологий и их последствия для функций управления и контроля делают невозможным составление исчерпывающего перечня ситуаций, в которых оказание не связанных с проверкой услуг аудируемой организации может создать угрозу для независимости, а также всех мер предосторожности, которые могли бы устранить такую угрозу или свести ее до приемлемого уровня. Однако аудиторская организация может оказывать услуги помимо проверки, если угрозы ее независимости сведены до приемлемого уровня.
11.6. Для сведения угроз независимости, создаваемых оказанием не связанных с проверкой услуг аудируемой организации до приемлемого уровня, особое значение имеют следующие меры предосторожности:
11.6.1. правила и процедуры, запрещающие персоналу принимать управленческие решения за аудируемую организацию или принимать ответственность за такие решения;
11.6.2. обсуждение вопросов о независимости, связанных с оказанием не относящихся к проверке услуг, с ответственными органами аудируемой организации, такими, как Комитет по аудиту;
11.6.3. привлечение специалистов со стороны для проверки отдельных вопросов, связанных с работой по проверке;
11.6.4. получение от аудируемой организации подтверждения принятия ею ответственности за результаты работ, сделанных аудиторской организацией;
11.6.5. сообщение ответственным органам аудируемой организации, таким, как Комитет по аудиту, о характере услуг и о размере их оплаты;
11.6.6. такая организация труда в аудиторской организации, при которой сотрудники, оказывающие подобные услуги, не участвовали бы в работе по проверке.
Статья 12. Подготовка бухгалтерских документов и финансовой (бухгалтерской) отчетности12.1. Помощь аудируемой организации в подготовке бухгалтерских документов или финансовой (бухгалтерской) отчетности может повлечь возникновение угрозы самоконтроля, если финансовая (бухгалтерская) отчетность впоследствии будет проходить аудиторскую проверку в аудиторской организации.
12.2. Оказание бухгалтерских услуг, в том числе связанных с оплатой труда, и подготовка финансовой (бухгалтерской) отчетности, по которой в последующем выдается аудиторское заключение, по поручению аудируемой организации может отрицательно сказаться на независимости аудиторской организации или, как минимум, дать повод подвергнуть такую независимость сомнению. Следовательно, никакие меры предосторожности, кроме запрета на оказание таких услуг, не могут свести создаваемую угрозу до приемлемого уровня. Поэтому аудиторская организация в соответствии с требованиями законодательства не должна оказывать такие услуги аудируемой организации.
Статья 13. Оценочные услуги13.1. Если аудиторская организация проводит оценку имущества для аудируемой организации и результаты этой оценки должны войти в финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемой организации, может возникнуть угроза самоконтроля.
13.2. Если при оказании услуг оценки производится стоимостная оценка имущества, результаты которой существенны для финансовой (бухгалтерской) отчетности, создаваемая этим угроза самоконтроля не может быть сведена до приемлемого уровня никакими мерами предосторожности. Соответственно такие услуги оценки не должны оказываться или в качестве единственно допустимой альтернативы следует отказаться от договора аудиторской проверки.
13.3. Оказание оценочных услуг, которые ни по отдельности, ни в совокупности не существенны для финансовой (бухгалтерской) отчетности, может создать угрозу самоконтроля, которая сводится до приемлемого уровня применением мер предосторожности. К числу таких мер предосторожности относятся:
13.3.1. поручение другому аудитору, который не входил в группу проверяющих, функций контроля за исполняемой работой и иных консультаций по мере необходимости;
13.3.2. получение от аудируемой организации подтверждения о принятии ею на себя ответственности за результаты работ, выполненных аудиторской организацией;
13.3.3. распределение обязанностей в аудиторской организации, при котором персонал, оказывающий услуги по оценке для данной аудируемой организации, не участвует в аудиторской проверке.
13.4. При определении потенциальной эффективности указанных мер предосторожности необходимо обратить внимание на следующие моменты:
13.4.1. квалификация и опыт аудируемой организации, ее способность оценивать соответствующие вопросы, а также уровень ее участия в определении и утверждении важных аспектов принимаемых решений;
13.4.2. уровень применения установленных методик и профессиональных рекомендаций при оказании конкретных услуг по оценке;
13.4.3. при оценке с использованием типовых или сложившихся методик - уровень субъективизма, характерный для того или иного элемента оценки;
13.4.4. достоверность и достаточность исходных данных;
13.4.5. степень зависимости от будущих событий;
13.4.6. достаточность и четкость информации, представленной в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
13.5. Если аудиторская организация оказывает аудируемой организации услуги по оценке для целей подачи налоговой декларации в налоговые органы или рассчитывает аудируемой организации сумму налогов, причитающихся к уплате, или для целей налогового планирования, это не создает существенной угрозы независимости аудиторской организации, поскольку такие оценки, как правило, проверяются сторонними организациями, то есть налоговыми органами.
Статья 14. Оказание услуг по налогообложению14.1. Услуги по налогообложению представляют собой широкий спектр услуг, в том числе контроль за соблюдением налогового законодательства, налоговое планирование, составление налоговых деклараций, помощь в разрешении налоговых споров. Выполнение таких услуг, как правило, не влечет возникновения угрозы независимости.
Статья 15. Оказание услуг внутреннего аудита аудируемой организации15.1. Угроза самоконтроля может возникнуть, когда аудиторская организация оказывает аудируемой организации услуги внутреннего аудита. Услуги внутреннего аудита могут подразумевать выполнение аудиторской организацией услуг, выходящих за рамки общепринятых стандартов аудиторской деятельности. При оценке потенциальных угроз независимости следует проанализировать характер таких услуг. Для этих целей услуги внутреннего аудита не включают оперативную внутреннюю проверку, не связанную с внутренними механизмами финансового контроля, финансовыми системами или бухгалтерской (финансовой) отчетностью.
15.2. Услуги, представляющие собой продолжение процедур, требуемых для проведения аудиторской проверки в соответствии с действующими стандартами аудита, не считаются представляющими угрозу независимости при условии, что персонал аудиторской организации не выступает в роли, эквивалентной роли членов ревизионной комиссии аудируемой организации.
15.3. Когда аудиторская организация оказывает помощь в проведении внутреннего аудита в аудируемой организации, любая создаваемая этим угроза самоконтроля может быть сведена до приемлемого уровня путем обеспечения четкого разграничения между управлением и контролем за работой ревизионной комиссии аудируемой организации и самой деятельностью по проведению внутреннего аудита.
15.4. Исполнение значительной части функций внутреннего аудита в аудируемой организации может создать угрозу самоконтроля, и аудиторская организация должна проанализировать такую угрозу. Необходимо внедрить соответствующие меры предосторожности, в частности аудиторская организация должна обеспечить признание аудируемой организацией своей ответственности за создание, содержание и мониторинг систем внутреннего контроля.
15.5. К мерам предосторожности, которые должны использоваться во всех обстоятельствах для сведения создаваемой угрозы до приемлемого уровня, относятся меры, обеспечивающие, чтобы:
15.5.1. аудируемая организация отвечала за процесс внутреннего аудита и признавала свою ответственность за создание, содержание и мониторинг систем внутреннего контроля;
15.5.2. аудируемая организация назначила компетентного работника, предпочтительнее из числа руководства высшего звена, ответственным за внутренний аудит;
15.5.3. аудируемая организация утвердила объем, риски и периодичность внутреннего аудита;
15.5.4. аудируемая организация самостоятельно решала, какие из рекомендаций аудиторской организации следует принять к исполнению, и отвечала за принятые решения;
15.5.5. результаты работ и рекомендации, сделанные по результатам внутреннего аудита, сообщались в установленном порядке руководству организации, членам Совета директоров.
Статья 16. Оказание аудируемой организации информационных услуг16.1. Оказание аудиторской организацией услуг, связанных с разработкой и внедрением информационно-технологических систем, используемых для обработки информации, входящей в состав финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемой организации, может создать угрозу самоконтроля.
16.2. Угроза самоконтроля может оказаться слишком высокой, требующей надлежащих мер предосторожности, обеспечивающих, чтобы:
16.2.1. должностное лицо аудируемой организации признавало свою ответственность за создание, содержание и мониторинг систем внутреннего контроля;
16.2.2. должностное лицо аудируемой организации назначило компетентного работника из числа руководства высшего звена ответственным за принятие всех управленческих решений, касающихся разработки и внедрения программных средств;
16.2.3. должностное лицо аудируемой организации самостоятельно принимало все управленческие решения в части разработки и внедрения указанных систем;
16.2.4. должностное лицо аудируемой организации оценивало адекватность и результаты разработки и внедрения систем;
16.2.5. должностное лицо аудируемой организации отвечало за эксплуатацию систем и за данные, используемые или генерируемые системами.
16.3. Оказание услуг по оценке, разработке и внедрению систем внутреннего финансового контроля и систем управления рисками не создает угрозу независимости при условии, что персонал аудиторской организации не выполняет функций управления.
Статья 17. Оказание аудируемой организации услуг, связанных с помощью в рассмотрении арбитражных споров17.1. Помощь в рассмотрении арбитражных споров может включать такие услуги, как экспертиза, оценка предполагаемого ущерба или других сумм, которые по результатам судебного спора аудируемая организация может быть обязана уплатить или получить, а также помощь в делопроизводстве и поиске документов для судебного спора.
17.2. Угроза самоконтроля может возникнуть, если оказываемая аудируемой организации помощь в судебных спорах включает оценку вероятного исхода спора, что влияет на суммы или данные, которые должны отражаться в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Значимость угрозы зависит от таких факторов, как:
17.2.1. существенность сумм, являющихся предметом спора;
17.2.2. степень субъективизма в предмете спора;
17.2.3. характер оказываемой аудируемой организации услуги.
17.3. Аудиторская организация должна оценить значимость любой создаваемой угрозы, и, если угроза значительна, предусмотреть и использовать меры предосторожности для исключения такой угрозы или сведения ее к приемлемому уровню. Такие меры могут включать:
17.3.1. правила и процедуры, не позволяющие лицам, оказывающим услуги аудируемой организации, принимать управленческие решения от имени аудируемой организации;
17.3.2. использование на оказании таких услуг специалистов, не входящих в группу проверяющих;
17.3.3. привлечение независимых экспертов.
17.4. Если функции, исполняемые аудиторской организацией, подразумевают принятие управленческих решений от имени аудируемой организации, создаваемая этим угроза не может быть сведена до приемлемого уровня применением каких-либо мер предосторожности. Поэтому аудиторская организация не должна оказывать аудируемой организации подобного рода услуги.
Статья 18. Оказание юридических услуг аудируемой организации18.1. Юридические услуги в соответствии с законодательством определяются как сопутствующие аудиту услуги. Юридические услуги охватывают широкий и разнообразный спектр областей, поэтому оказание аудиторской организацией юридических услуг организации, которая одновременно является аудируемой организацией, может повлечь возникновение угрозы самоконтроля и угрозы заступничества.
18.2. Угрозы независимости следует анализировать в зависимости от характера оказываемой услуги и от того, насколько такая услуга обособлена от группы проверяющих и от существенности любых вопросов, связанных с финансовой отчетностью. В обстоятельствах, когда угроза независимости не может быть сведена до приемлемого уровня, единственным выходом будет отказ от предоставления таких услуг или от проведения аудиторской проверки.
18.3. Оказание юридических услуг аудируемой организации по вопросам, которые не имеют существенного влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, не является фактором, создающим неприемлемую угрозу независимости.
18.4. Юридические услуги, предоставляемые аудируемой организации с целью оказания помощи в той или иной сфере (например, составление договора, юридическая консультация, юридическая экспертиза или советы по реорганизации), могут создать угрозу самоконтроля, но при этом могут приниматься меры предосторожности, способные свести такую угрозу до приемлемого уровня. Такие услуги, как правило, не оказывают отрицательного влияния на независимость при условии, что:
18.4.1. члены группы проверяющих не участвуют в оказании этих услуг;
18.4.2. при оказании консультационных услуг организация сама принимает окончательное решение.
Статья 19. Гонорары19.1. Если общий размер гонорара, получаемого от аудируемой организации, составляет значительную долю в общем размере доходов, получаемых аудиторской организацией, зависимость от такой аудируемой организации и боязнь потерять ее в качестве клиента могут создать угрозу личной заинтересованности. Значимость такой угрозы будет зависеть от таких факторов, как:
19.1.1. структура аудиторской организации;
19.1.2. является ли аудиторская организация уже сложившейся или же она была создана недавно.
19.2. Для того, чтобы свести степень угрозы до приемлемого уровня, необходимо оценить значимость такой угрозы и, если она существенна, предусмотреть и использовать необходимые меры предосторожности. К таким мерам относятся:
19.2.1. обсуждение размера и характера получаемых гонораров с органами управления аудируемой организации;
19.2.2. действия по снижению зависимости от аудируемой организации;
19.2.3. контроль за качеством услуг, проводимый сторонними специалистами, в том числе контролерами качества аккредитованных при Минфине России профессиональных саморегулируемых аудиторских объединений.
Статья 20. Просроченный гонорар20.1. Угроза личной заинтересованности может возникнуть, если оплата гонорара, причитающаяся с аудируемой организации за профессиональные услуги, просрочена на продолжительное время, в особенности если значительная его часть не выплачена к моменту передачи аудируемой организации отчета о проверке за прошедший год. В этом случае можно использовать следующие меры предосторожности:
20.1.1. обсуждение сроков оплаты гонорара с органами управления аудируемой организацией;
20.1.2. рассмотрение вопроса о целесообразности продолжения отношений с данной аудируемой организацией.
Статья 21. Расценки21.1. Когда аудиторская организация заключает договор на проведение проверки по значительно более низкой цене, чем аудиторская организация - предшественница или чем предлагают другие аудиторские организации, может возникнуть опасность личной заинтересованности, которую невозможно свести к приемлемому уровню, если:
21.1.1. аудиторская организация не выделит на проведение проверки достаточное время и квалифицированный персонал;
21.1.2. не будут соблюдены все применимые правила (стандарты) аудита и процедуры по контролю за качеством работ.
Статья 22. Условная оплата услуг22.1. Условная оплата - это зависимость гонорара от размера и исхода или результата сделки или от результатов выполненных работ. Гонорар не будет считаться условным, если он установлен судом или иным компетентным органом.
22.2. Получение аудиторской организацией условной оплаты услуг по проверке создает угрозы личной заинтересованности и заступничества, которые не могут быть сведены до приемлемых уровней какими-либо мерами предосторожности. В связи с этим аудиторская организация не должна заключать договоров, по которым размер оплаты услуг зависел бы от их результатов.
Статья 23. Подарки и знаки гостеприимства23.1. Получение подарков или других знаков гостеприимства от аудируемой организации может создать угрозу личной заинтересованности и близкого знакомства. Если аудиторская организация или аудитор получает подарок или иной знак гостеприимства, стоимость которого существенна, угроза независимости не может быть сведена до приемлемого уровня никакими мерами предосторожности. Следовательно, аудиторская организация или аудитор не должны принимать таких подарков или знаков гостеприимства.
Статья 24. Ведущиеся или готовящиеся арбитражные (судебные) иски24.1. Если идет или готовится судебное разбирательство в арбитражном суде между аудитором или аудиторской организацией и аудируемой организацией, то может возникнуть угроза личной заинтересованности или шантажа в связи с тем, что аудиторская организация и руководство аудируемой организации в ходе рассмотрения исков могут оказаться в положении соперничающих сторон.
В этом случае в соответствии с законодательством единственным выходом остается отказ от проведения проверки.
- Главная
- "КОДЕКС ЭТИКИ АУДИТОРОВ РОССИИ" (Принят Минфином РФ 28.08.2003)