в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 03.09.2005 N 1340-р
действует Редакция от 03.09.2005 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 03.09.2005 N 1340-р

V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения

Возможны непрограммные варианты решения проблем в области развития образования, например:

последовательное, невзаимосвязанное решение основных проблем в сфере образования;

реализация принципа полного государственного обеспечения потребностей сферы образования (прежде всего ресурсами).

Эти варианты характеризуются следующими рисками.

Вариант последовательного решения проблем может привести к ухудшению ситуации в сфере образования вследствие тесной взаимосвязи проблем, требующих в ряде случаев их параллельного полномасштабного решения.

Вариант полного государственного обеспечения потребностей сферы образования не может быть реализован в силу ресурсных ограничений национальной экономики и риска некорректного определения этих потребностей. Кроме того, этот вариант не обеспечит своевременного создания "точек роста", что не даст возможности реализовать задачи ускоренного развития сферы образования в необходимые сроки.

Предварительная оценка минимально необходимого ресурсного обеспечения Программы показывает, что размер необходимых для ее реализации средств, выделяемых из федерального бюджета, должен составлять не менее 45 млрд. рублей.

Реализация Программы в условиях уменьшения размера средств, выделяемых на ее реализацию, не позволит достичь цели Программы и приведет к следующим рискам и экономическим потерям:

снижение объемов бюджетных ресурсов, направляемых на развитие системообразующих "точек роста" в сфере образования, уменьшение вклада системы образования в прирост внутреннего валового продукта, что в зависимости от размеров недофинансирования программных мероприятий и вследствие мультипликативного эффекта может привести к потере от 10 до 15 млрд. рублей прироста внутреннего валового продукта в 2007-2010 годах и последующей ежегодной потере не менее 15 млрд. рублей начиная с 2011 года за счет недостаточного роста конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности национальной экономики из-за резкого падения качества человеческого капитала;

нанесение ущерба федеральному бюджету в 2006-2010 годах за счет сохранения условий неэффективного использования средств вследствие замораживания ранее произведенных инвестиций в размере не менее 8,75 млрд. рублей;

недополучение национальной экономикой в 2008-2009 годах до 4 млрд. рублей за счет ускорения изменений профессионально-квалификационной структуры подготовки специалистов и содержания образования;

недостаточные темпы роста качества человеческого капитала и, как следствие, неполное удовлетворение потребностей национальной экономики в квалифицированных кадрах, которое может привести к существенному росту структурной безработицы к 2015 году;

замедление развития сферы образования из-за недостаточных темпов создания и развития "точек роста" и актуализации их опыта в необходимых масштабах.

Таким образом, в случае сокращения размера финансирования Программы по сравнению с предусмотренным только экономические потери для России могут составить в 2006-2010 годах от 22,75 до 37,75 млрд. рублей, а с 2011 года - свыше 37 млрд. рублей ежегодно.

Кроме экономических потерь, сокращение размеров финансирования реализации Программы за счет средств федерального бюджета приводит к ряду негативных социальных последствий и невыполнению основных задач, поставленных перед системой образования в одобренных Правительством Российской Федерации приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. В частности:

из-за невозможности создания соответствующей материальной, кадровой инфраструктуры и методического обеспечения одобренные педагогическим сообществом и Правительством Российской Федерации проекты введения профильного обучения к 2011 году не будут выполнены в предусмотренном объеме;

полномасштабный выпуск школьников, обучающихся по новым образовательным стандартам, будет перенесен на 2020-2030 годы, что негативно повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов и качество человеческого капитала страны и уменьшит ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность;

существенно замедлится рост числа детей дошкольного возраста, охваченных программами предшкольного образования;

сохранится перегрузка детей школьными программами, что крайне негативно повлияет на состояние физического и психологического здоровья нации;

значительная часть программ обучения по специальностям начального, среднего и высшего профессионального образования не будет реализовываться по непрерывной образовательной траектории, фактически в стране не будет создана система непрерывного профессионального образования;

не будут реализованы к 2010 году в полном объеме положения Болонского процесса и Копенгагенской декларации, что приведет к изоляции российской системы образования от международной системы образования и существенно понизит положение России в рейтинге стран, конкурентоспособных на международном рынке образовательных услуг;

будет интенсивно нарастать социальная напряженность, обусловленная сохранением неравной доступности дальнейшего образования и значительной дифференциацией качества образования для различных регионов и групп населения;

усилится деградация материальной инфраструктуры образования, что к 2020 году приведет к необходимости принятия экстренных мер по ее воссозданию, требующих финансовых затрат, превышающих возможности бюджета страны.

В случае уменьшения вдвое размера средств, выделяемых из федерального бюджета на цели развития образования, существенно снизится степень достижения целей Программы, что может быть подтверждено целевыми индикаторами и показателями, характеризующими ход реализации Программы по годам, а также влияние программных мероприятий на состояние системы образования.

Кроме того, при использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:

с недостатками в управлении Программой;

с неверно выбранными приоритетами развития отрасли;

с изменениями принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы.

Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы управления образованием, руководители образовательных организаций и учреждений), что может привести к диспропорциям в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования выделяемых бюджетных средств.

Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации в системе образования.

Риски, связанные с неверно выбранными механизмами управленческой коррекции программных мероприятий, могут привести к недостаточной координации деятельности между заказчиками, исполнителями, нецелевому использованию бюджетных средств или их неэффективному расходованию.

Изменения в приоритетах государственной политики в сфере образования могут стать причиной внеплановой коррекции частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность затраченных бюджетных средств.

Риски, связанные с изменениями в законодательстве, могут повлечь значительные изменения в структуре и содержании Программы, принципах ее ресурсного обеспечения и механизмах реализации.

Изменение принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий федеральных целевых программ в зависимости от характера этого изменения может как повлиять на существенное увеличение фактических объемов ресурсного обеспечения Программы (то есть фактически привести к формированию консолидированного бюджета Программы, управляемого с помощью единых механизмов), так и привести к полному или частичному прекращению финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов других уровней, следствием чего может стать существенная диспропорция в развитии региональных систем образования.

Чтобы минимизировать возможные отрицательные последствия, связанные с указанными рисками, в структуре управления Программой предусмотрено создание научно-координационного совета, в состав которого будет включен широкий круг специалистов, в том числе представители органов государственной власти и других сфер деятельности.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 03.09.2005 N 1340-р