в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 28.03.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПОСТРОЙКЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ГОФРИРОВАННЫХ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ. ВСН 176-78" (утв. Минтрансстроем СССР, МПС СССР 15.08.78) (в ред. от 15.07.85)
действует Редакция от 15.07.1985 Подробная информация
"ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПОСТРОЙКЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ГОФРИРОВАННЫХ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ. ВСН 176-78" (утв. Минтрансстроем СССР, МПС СССР 15.08.78) (в ред. от 15.07.85)

ЗАЩИТНЫЕ ПОКРЫТИЯ И ЛОТКИ

4.43. Основным средством защиты металлических труб от коррозии является цинковое покрытие с толщиной слоя не менее 80 мкм по ГОСТ 9791-68, наносимое на внутреннюю и наружную поверхности элементов и отвечающее требованиям п. 5.30 настоящей Инструкции.

4.44. Средства дополнительной защиты металлических труб от коррозии следует назначать на основе данных о коррозионной активности (агрессивности) грунтов основания, насыпи и протекающей через сооружение воды.

4.45. Степень коррозионной активности недренирующих грунтов основания и насыпи по отношению к трубам следует определять по величине удельного электросопротивления грунта (табл. 3).

Таблица 3

Удельное сопротивление грунта, Ом*м Более 100100-10Менее 10
Степень коррозионной активности грунта СлабоагрессивнаяСреднеагрессивнаяСильноагрессивная

Удельное электросопротивление грунта насыпи измеряют в карьере, из которого намечено отсыпать земляное полотно (насыпь).

Удельное электросопротивление поверхностного слоя грунта (если не предусмотрено отсыпать подушку основания) измеряется по оси трубы в местах расположения входного и выходного оголовков.

Удельное электросопротивление грунтов определяется по методике, изложенной в ГОСТ 9.015-74 (приложение 14).

4.46. Оценку степени коррозионной активности протекающей через сооружение воды можно производить на основании величины рН (концентрации водородных ионов) и суммарной концентрации сульфатов и хлоридов (табл. 4).

Таблица 4

Концентрация водородных ионов (общекислотная агрессивность)8,1-11,0 8,0-6,0 Менее 6,0
11,1-12,5 Более 12,5
Суммарная концентрация сульфатов и хлоридов, г/л Менее 0,5 0,5-5,0 Более 5,0 Менее 0,5 0,5 и более Любая
Степень коррозионной активности воды Слабоагрессивная Среднеагрессивная Сильноагрессивная Среднеагрессивная Сильноагрессивная Сильноагрессивная

Измерение величины рН и суммарной концентрации сульфатов и хлоридов производится в соответствии с "Методическими указаниями по химическим анализам грунтов и вод при изысканиях дорог" (М., Минтрансстрой, 1966).

Применение металлических труб на железных дорогах в сильноагрессивных средах не разрешается, а в средах средне-агрессивных допускается по специальному проекту, согласованному с МПС.

В районах тундры и лесотундры Западной Сибири допускается применение металлических гофрированных труб на железных дорогах в среднеагрессивных средах. В этих случаях для каждой железнодорожной линии с МПС согласовывается проект объекта представителя.

(в ред. Дополнения N 2)

4.47. Дополнительные защитные покрытия труб на автомобильных дорогах и при слабой и средней агрессивности среды на железных дорогах из материалов, указанных в пп. 2.8-2.13. следует наносить на наружную и внутреннюю поверхности элементов или труб. Типы и характеристики покрытий приведены в табл. 5. Внутри трубы устраивается бетонный или асфальтобетонный лоток. Условия применения дополнительных защитных покрытий в зависимости от степени коррозионной активности грунта и воды и расчетных температур воздуха приведены в табл. 6.

Расчетной отрицательной температурой воздуха согласно п. 1.3 настоящей Инструкции является средняя температура наиболее холодных суток. За расчетную положительную температуру следует принимать абсолютную максимальную температуру наружного воздуха.

Окрашивать элементы труб эмалями ЭП-1155 и ЭП-5116 в необходимо только в заводских условиях.

(в ред. Дополнения N 2)

Таблица 5

Тип покрытия и способ нанесения Марка покрытия Материалы Общая толщина покрытия, мм Количество слоев Толщина каждого слоя, мм
Битумные наполненные, послойный набрызгом или кистью Б-1 Битумная грунтовка 2,2-2,3 1 0,2-0,3
Мастика МБР-65 1 2,0
Б-2 Битумная грунтовка 3,7-4,3 1 0,2-0,3
Мастика МБР-65 1 2,0
Битуминоль Н-1 или мастика МБР-90 1 1,5-2,0
Б-3 Битумная грунтовка 3,7-4,3 1 0,2-0,3
Битуминоль Н-2 1 2,0
Битуминоль Н-1 или мастика МБР-90 1 1,5-2,0
Битумные ненаполненные, погружением ПБТ-4 Пластбитулен 2,0 1 2,0
БТД-5 Битудиен 1,5 1 1,5
ПБД-6 Пластбитудиен 2,0 1 2,0
Полимерные лакокрасочные, пневматическое распыление Э-1 Эмали ЭП-1155 или ЭП-5116 0,25-0,30 2 0,12-0,15
Э-2 Грунт ЭКГ 0,05 1 0,05
Краска ЭКК-100 0,30-0,40 2 0,15-0,20

Таблица 6

Общий показатель степени коррозионной активности грунта и воды<*> Расчетная температура в зоне эксплуатации трубы, °С Тип дополнительного защитного покрытия (применять один из указанных типов)
внутренней поверхности наружной поверхности
Слабоагрессивная До +45°С До -20°С - Б-2; Б-3
До +35°С До -40°С - Б-1<**>
Ниже -40°С Э-1; Э-2
Среднеагрессивная До +45°С До -20°С БТД-5; ПБТ-4
До +35°С До -40°С ПБД-6
Ниже -40°С Э-1; Э-2
Сильноагрессивная До -40°С Э-1; Э-2<***>
Ниже -40°С Э-1; Э-2<***>


<*> За общий показатель степени агрессивности принимают больший из показателей степени агрессивности грунта и воды.

<**> С применением мастики МБР-65, изготовленной компаундированием мастики МБР-90.

<***> Для применения на автодорогах.

4.48. При укладке труб в насыпях однопутных электрифицированных на постоянном токе железных дорог (кроме раздельных пунктов) коррозионное влияние на них блуждающих токов не учитывается.

При укладке труб в насыпях двухпутных, а также на раздельных пунктах однопутных линий, электрифицированных на постоянном токе железных дорог, следует устраивать электрохимическую защиту с помощью протекторов в соответствии с ГОСТ 9.015-74 и ГОСТ 16149-70. Узлы электрического контакта протекторов с трубой должны быть тщательно изолированы от контакта с грунтом.

Применять протекторы необходимо только в грунтах с удельным сопротивлением до 60 Ом*м

Кроме протекторов, независимо от степени коррозионной активности грунта и воды, следует использовать полимерное покрытие типа Э-1 или Э-2 на внутренней и наружной поверхностях трубы.

4.49. Конструкция бетонного или асфальтобетонного лотка в трубах должна отвечать следующим требованиям: толщина лотка над гребнями волн не менее 2 см; угол охвата внутренней поверхности трубы лотком 90-120°.

4.50. Лотки в трубах следует устраивать, как правило, из сборных бетонных или асфальтобетонных блоков.

Использование монолитного литого асфальтобетона допускается лишь как исключение в случае ремонта ранее уложенных лотков.

В лотках из монолитного бетона следует предусматривать дисперсное армирование или армирование металлической сеткой. Ее отгибают на торцах трубы и прикрепляют к 2-3 головкам болтов через каждые 2 м длины трубы.

Для труб, применяемых в районах с расчетной минимальной температурой воздуха ниже минус 40°С, лоток рекомендуется устраивать из блочного асфальтобетона. Гранулометрический состав минеральной части литой песчаной асфальтобетонной смеси следует принимать согласно табл. 7. На автомобильных дорогах при расчетных температурах до минус 40°С допускается применение полимерных или битумно-полимерных материалов.

Таблица 7

Содержание (в %) зерен минеральной части асфальтобетонных смесей мельче, мм Примерный расход битума (в % по массе) сверх 100% минерального материала
5 2,5 1,25 0,63 0,315 0,14 0,071
95-100 75-90 50-67 32-50 25-35 20-27 15-20 9-12
- 95-100 52-70 33-52 30-35 22-30 15-20 9-12

4.51. Асфальтобетон, изготавливаемый на месте согласно п. 4.50, должен иметь следующий состав: гравелистый песок до 5 мм или песок до 2 мм - 80-85%, минеральный порошок - 15-20%, битум - 9-12%. При использовании мелкого песка количество минерального порошка и битума следует принимать по верхним пределам.

4.52. Асфальтобетон, применяемый для устройства лотков, должен иметь следующие показатели: остаточная пористость - не более 2% (по объему); водонасыщение - не более 1% (по объему); набухание - не более 0,1% (по объему); предел прочности при сжатии при температуре 20°С - не ниже 15 кгс/см2, а при температуре 50°С - не ниже 8 кгс/см2; морозостойкость - не ниже Мрз 300.

При определении указанных показателей следует руководствоваться ГОСТ 12801-77, при этом литую асфальтобетонную смесь не уплотняют, а заливают в формы и разравнивают. Образцы могут изготовляться как цилиндрической формы (диаметр 5 см, высота 5 см), так и в виде кубиков 5x5x5 см.

4.53. На автомобильных дорогах для устройства лотка в трубах диаметром 1 и 1,25 м и в трубах любых диаметров при малом количестве твердых частиц в потоке и малой скорости его<1> допускается применение по специальному проекту, согласованному с министерством автомобильных дорог соответствующей республики, покрытия из полимерных или битумно-полимерных материалов (например, полимерного герметика УТ-38Г или битумно-бутилкаучуковой мастики МББГ-70). Толщина слоя покрытия 2-3 мм. Покрытие устраивают непосредственно на оцинкованной поверхности элементов.


<1> При количестве твердых частиц (размером до 15 мм) в потоке до 2% (по объему) и при скорости потока до 2-3 м/с.

При устройстве лотков труб в районах с расчетной температурой воздуха ниже минус 40°С необходимо, как правило, применять полимерный герметик УТ-38Г.

Полимерный герметик УТ-38Г в состоянии поставки комплектуется из следующих составных частей: герметизирующей пасты по ТУ 38-105874-75 Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР; каменноугольной смолы вторичной переработки (препарированной) по ТУ 14-6-83-72 Министерства черной металлургии СССР; вулканизирующего агента - бихромата натрия в виде водного раствора 67%-ной концентрации.

Битумно-бутилкаучуковая мастика МББГ-70 должна отвечать требованиям ТУ 21-27-40-74 Министерства промышленности строительных материалов СССР.

На железных дорогах трубы на водотоках при малом количестве твердых частиц в потоке (до 1% по объему и до 2 мм по размеру) и малой скорости его (до 2 м/с) допускается проектировать без устройства специальных защитных лотков, предусматривая нанесение на внутреннюю поверхность лотковой части трубы полимерных защитных покрытий марки Э-1.

(в ред. Дополнения N 2)

4.54. При строительстве труб на постоянных водотоках под автомобильными дорогами лоток следует устраивать из асфальтобетонных или бетонных блоков или предусматривать другие меры (применение износостойких материалов, армирование и др.).

Строительство труб на постоянных водотоках не допускается, если для устройства или ремонта лотка невозможно отвести поток в рядом расположенное сооружение или другим путем предотвратить доступ воды в трубу после полного возведения насыпи.

Укрепление русла и откосов насыпи у труб в случае ожидания значительных просадок необходимо производить каменной наброской, а в других случаях - допускается применять плитные или решетчатые конструкции.

Крепление на мелких песках должно производиться с устройством обратного фильтра из геотекстильных материалов.

(в ред. Дополнения N 2)

  • Главная
  • "ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПОСТРОЙКЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ГОФРИРОВАННЫХ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ. ВСН 176-78" (утв. Минтрансстроем СССР, МПС СССР 15.08.78) (в ред. от 15.07.85)