Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минсоцзащиты РФ от 14.12.94 N 249 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ"
Приложения
Приложение N 1
к Приказу
Министерства социальной
защиты населения
Российской Федерации
от 14 декабря 1994 г. N 249
1.1. Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (далее именуется Центр) является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района социальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются.
1.2. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется местными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими территориальными органами социальной защиты населения, а его структурные подразделения создаются, реорганизуются решением директора Центра по согласованию с территориальными органами управления социальной защиты населения.
1.3. Свою деятельность Центр строит на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации по социальной защите, иных нормативных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, решений органов местного самоуправления, а также руководствуется настоящим Примерным положением.
1.4. Центр и его структурные подразделения организуются и содержатся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности Центра и других внебюджетных поступлений.
1.5. Центр создается из расчета одно учреждение на 1 тысячу детей с ограниченными возможностями, проживающих в городе или районе. При наличии в городе или районе менее 1 тысячи детей с ограниченными возможностями создается один Центр.
1.6. Центр осуществляет свою деятельность под руководством территориальных органов социальной защиты населения и исполнительной власти в пределах их компетенции.
Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации осуществляют координацию деятельности Центров, расположенных на их территории, и оказывают им организационно - методическую и практическую помощь, а также контрольные функции в пределах своей компетенции.
1.7. Для размещения Центра и его структурных подразделений в установленном порядке выделяются специальные помещения, которые должны соответствовать реализации целей и задач этого учреждения и располагать всеми видами коммунальных услуг (отопление, водопровод, канализация, электричество, газ, радио, телефон), отвечать санитарно - гигиеническим нормам, противопожарным требованиям.
1.8. Центр является юридическим лицом, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы и бланки со своим наименованием. Открывает счета в банках, в том числе внебюджетный счет для поступления средств от государственных предприятий и организаций, благотворительных взносов и пожертвований общественных объединений и граждан, других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
1.9. Директор, администрация и коллектив Центра в своей деятельности руководствуются законом и нравственным долгом. За время нахождения детей в Центре несут ответственность за их жизнь, здоровье, обеспечение и защиту их прав и интересов. Ответственность за нарушения определяется действующим законодательством Российской Федерации.
1.10. Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в т.ч. отделения диагностики и разработки программ социальной реабилитации, медико - социальной реабилитации, психолого - педагогической помощи, отделение дневного пребывания, стационарное отделение, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам Центра.
Все структурные подразделения Центра в своей деятельности подчиняются директору Центра.
1.11. Штатное расписание Центра утверждается директором в пределах установленного фонда оплаты труда.
1.12. Правила внутреннего трудового распорядка Центра и его структурных подразделений утверждаются общим собранием (конференцией) их работников по представлению администрации Центра, а правила поведения клиентов Центра и его структурных подразделений - директором Центра.
1.13. Дети и подростки, находящиеся в отделении дневного пребывания и стационарном отделении Центра, обеспечиваются продуктами питания и постельными принадлежностями по нормам, определенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
: В связи с утратой силы Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 07.11.2005 N 659
1.14. Прием детей и подростков на обслуживание в Центр, в т.ч. в отделение дневного пребывания и стационарное отделение, перевод из отделения в отделение, а также снятие с обслуживания оформляется приказом по Центру.
1.15. Лечебно - профилактическая, противоэпидемическая работа в Центре организуется и проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.16. Образовательная работа с детьми и подростками в Центре организуется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и с учетом времени пребывания их в учреждении, формы и степени ограниченных возможностей, возраста, уровня учебной подготовки. При необходимости решение о форме получения образования принимается по согласованию с соответствующей медико - педагогической комиссией.
1.17. Центр развивает и поддерживает контакты с другими учреждениями системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с детьми с отклонениями в умственном или физическом развитии, взаимодействует с общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в интересах эффективной социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями.
1.18. При Центре может создаваться попечительский совет для решения различных проблем обеспечения его деятельности, в том числе в организации социального патронажа детей и подростков.
2. Цель и основные задачи деятельности Центра, порядок обслуживания2.1. Целью деятельности Центра является оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико - социальной, психолого - социальной и социально - педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.
2.2. Основными задачами Центра являются:
- выявление в городе или районе всех детей и подростков с ограниченными возможностями, проживающих в семьях, создание компьютеризированной базы данных о таких детях и подростках;
- изучение совместно с консультативно - диагностическими службами здравоохранения и образования причин и сроков наступления инвалидности ребенка или подростка, определение исходного уровня здоровья и психики ребенка, прогнозирование восстановления нарушенных функций (реабилитационного потенциала);
- разработка на основании типовых базовых программ индивидуальной программы реабилитации и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;
- обеспечение реализации указанных программ и координация в этих целях совместных действий медицинских, образовательных, социальных, физкультурно - оздоровительных, спортивных и иных учреждений, способствующих реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;
- оказание помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с отклонениями в развитии, в их социальной реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях;
- социально - реабилитационная работа с родителями детей, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии;
- повышение квалификации сотрудников учреждений социального обслуживания населения, семьи и детей по вопросам детской и подростковой реабилитологии.
2.3. Центр осуществляет социальное обслуживание детей и подростков в соответствии с медико - социальными показаниями по направлению:
- органов и учреждений социальной защиты населения, в т.ч. территориальных центров социальной помощи семье и детям;
- органов и учреждений образования, здравоохранения;
- по просьбе родителей (опекунов и попечителей);
- по представлению сотрудников Центра.
2.4. При оформлении детей и подростков на обслуживание в Центр должны быть представлены документы, подтверждающие состояние их здоровья: история развития ребенка (ф. N 112/у) или амбулаторная карта подростка (ф. N 025/у).
Противопоказаниями для направления в отделение дневного пребывания и стационарное отделение Центра являются: все заболевания в острой стадии и хронические заболевания в стадии декомпенсации; злокачественные новообразования в активной фазе; кахексии любого происхождения, острые инфекционные заболевания.
2.5. Прием детей и подростков в Центр, в т.ч. в отделение дневного пребывания и стационарное отделение, перевод из отделения в отделение, а также завершение этапа реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка или подростка с оформлением переводного или выписного эпикриза с указанием развернутого диагноза и соответствующих рекомендаций.
2.6. Социальные услуги оказываются Центром, как правило, бесплатно. В порядке и на условиях, устанавливаемых субъектами Российской Федерации, соответствующими органами местного самоуправления, может быть принято решение о предоставлении социального обслуживания (услуг) за плату. Плата за предоставляемые социальные услуги зачисляется на счет Центра и направляется на его развитие, улучшение социального обслуживания детей сверх ассигнований, выделяемых из бюджета.
3. Структурные подразделения Центра3.1. Отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации (далее именуется отделением).
Отделение предназначается для обеспечения:
- выявления детей и подростков, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии, воспитывающихся в семьях, проживающих в городе или районе;
- сбора информации об анамнезе, основном диагнозе, исходном состоянии здоровья ребенка или подростка, его реабилитационном потенциале, а также сведений о его семье;
- разработки совместно с другими учреждениями социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, образования, культуры, спорта и иных ведомств индивидуальной программы реабилитации и реабилитации ребенка или подростка с отклонениями в развитии, направленной на достижение оптимального уровня его здоровья и интеграции в обществе;
- осуществления координации выполнения индивидуальных программ и контроля эффективности проводимых мероприятий, своевременное внесение необходимых корректив;
- создания компьютеризированной базы данных о детях и подростках с ограниченными возможностями в городе и районе, их семьях, реализации индивидуальных программ социальной реабилитации этих детей.
3.2. Отделение медико - социальной реабилитации.
3.2.1. Отделение предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в части медико - социальных и медико - консультативных мероприятий.
3.2.2. Отделение:
- согласовывает и координирует свою работу с лечебными учреждениями города и района, не дублируя их деятельность;
- осваивает и использует как традиционные, так и новые эффективные методики и технологии, а также нетрадиционные методы реабилитации;
- при необходимости по согласованию с органами здравоохранения направляет детей и подростков в лечебные учреждения для получения узкой специализированной медицинской помощи;
- проводит медико - социальный патронаж семей, имеющих детей и подростков с ограниченными физическими или умственными возможностями;
- обеспечивает взаимодействие специалистов отделения с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации ребенка и семьи, осуществляет их обучение основам медико - психологических и медико - социальных знаний, навыков и умений для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;
- содействует обеспечению детей - инвалидов необходимыми вспомогательными техническими средствами;
- осуществляет лечебные физкультурно - оздоровительные мероприятия.
3.2.3. Специалисты отделения осуществляют свою деятельность по реализации индивидуальных программ реабилитации как в самом Центре (в данном и других отделениях), так и в семьях, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями.
3.2.4. В отделении выделяются помещения для проведения лечебного массажа, лечебной физкультуры и других медико - реабилитационных мероприятий.
3.2.5. В рамках отделения могут быть созданы ортезно - протезная служба, лечебный физкультурно - оздоровительный комплекс и другие подразделения медико - социального профиля.
3.3. Отделение психолого - педагогической помощи.
3.3.1. Отделение предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в части психолого - социальных и социально - педагогических мероприятий.
3.3.2. Отделение:
- совместно с органами образования определяет формы обучения детей с ограниченными возможностями, воспитывающихся в домашних условиях, в зависимости от их возраста и состояния здоровья, оказывает практическую помощь в организации обучения;
- проводит психолого - коррекционную работу с детьми и подростками с ограниченными возможностями, а также консультирование их родителей по психолого - педагогическим вопросам семейного воспитания и развития личности таких детей;
- готовит и проводит мероприятия по организации досуга детей и подростков с ограниченными возможностями, в т.ч. вместе с их родителями, открывает соответствующие клубы и кружки, летние оздоровительные лагеря;
- проводит своевременную профориентацию и трудотерапию детей и подростков, организует в необходимых случаях их профобучение, занимается вопросами их трудоустройства на специализированные предприятия для инвалидов или использует имеющиеся квоты рабочих мест для несовершеннолетних инвалидов на других предприятиях, оказывает содействие в организации их труда и труда членов их семей на дому, обеспечении сырьем и сбытом готовой продукции;
- обучает детей с ограниченными возможностями навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, а также навыкам общения и другим приемам бытовой адаптации;
- организует игротерапию детей и подростков с ограниченными возможностями;
- осуществляет патронаж семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в вопросах их семейного воспитания и развития.
3.3.3. Специалисты отделения осуществляют свою деятельность по реализации индивидуальных программ реабилитации как в самом Центре (в данном и других отделениях), так и в семьях, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями.
3.3.4. В отделении выделяются помещения для учебных занятий, лечебной игротеки, клубных и кружковых занятий, профориентационной, психокоррекционной работы и психотренингов и другие помещения, необходимые для реализации содержания и форм деятельности отделения.
3.3.5. В рамках отделения может быть создана служба "телефона доверия" для детей и подростков с ограниченными возможностями и их родителей, лекторий (школа) матерей и отцов детей и подростков с отклонениями в умственном или физическом развитии и другие подразделения психолого - педагогического профиля.
3.4. Отделение дневного пребывания.
3.4.1. Отделение предназначено для реализации индивидуальных программ медико - социальной, психолого - социальной, социально - педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями каждый день в течение рабочей недели в дневное время в условиях Центра, в период, установленный реабилитационной программой.
3.4.2. В отделении образуются реабилитационные группы, объединяющие детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья и возрасту. Количество детей и подростков в реабилитационной группе устанавливается от 5 до 10 человек.
3.4.3. Дети и подростки, обучающиеся в общеобразовательных школах, посещают отделение в свободное от учебы в школе время в течение необходимого для их реабилитации периода времени в соответствии с индивидуальными программами.
Для детей и подростков, обучающихся в домашних условиях, могут организовываться учебные занятия в помещении Центра.
3.4.4. С учетом семейных обстоятельств и интересов детей и подростков может быть организовано их пребывание в отделении в вечернее время.
3.4.5. В отделении выделяются помещения для питания, учебных занятий, сна, досуга, игротерапии, трудотерапии и другие помещения, необходимые для проведения реабилитационных мероприятий.
3.5. Стационарное отделение.
3.5.1. Отделение предназначается для реализации программ медико - социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в условиях круглосуточного пятидневного пребывания в Центре.
3.5.2. В отделении образуются реабилитационные группы, объединяющие детей и подростков с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, возрасту и полу. Количество детей и подростков в реабилитационной группе не должно превышать 7 человек.
Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации.
В одном отделении может быть образовано не более 5 реабилитационных групп.
3.5.3. Дети и подростки школьного возраста, находящиеся в отделении, в обязательном порядке посещают учебное заведение или обучаются в условиях Центра.
3.5.4. Сотрудники данного и других отделений Центра обеспечивают учебную, лечебно - реабилитационную, познавательную, трудо- и игротерапевтическую, досуговую и иную деятельность детей и подростков, а также процесс возможного самообслуживания.
3.5.5. При приеме детей и подростков в отделение производится их медицинский осмотр.
3.5.6. Сотрудники данного и других отделений Центра осуществляют различные формы патронажа над детьми и подростками, поддерживают контакты с ними и их семьями после выписки их из отделения с целью обеспечения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации ребенка и семьи.
3.5.7. В отделении создаются условия, приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями.
3.5.8. В отделении выделяются помещения для сна, питания, обучения, игро- и трудотерапии, оказания медицинской и психолого - коррекционной работы и другие помещения, необходимые для проведения реабилитационных мероприятий и организации жизнедеятельности детей и подростков с учетом состояния их здоровья.
Сотрудникам Центра, исполнение служебных обязанностей которых связано с использованием общественного транспорта, выдаются проездные билеты.
Расходы на обеспечение сотрудников проездными билетами включаются в смету на содержание соответствующего отделения Центра.
Директор Центра, исходя из производственной необходимости, может в пределах установленного планового фонда заработной платы вводить в штат Центра и его структурных подразделений должности, не предусмотренные прилагаемыми нормативами.
Оплата труда работников Центра, находящегося на бюджетном финансировании, производится в соответствии с действующей системой оплаты труда.
ПриложениеПриложение
ПРИМЕРНОЕ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ<1> Должность вводится при наличии автомобиля.
<2> Ставка на 200 детей с ограниченными возможностями в городе, районе. При наличии в городе, районе менее 200 детей с ограниченными возможностями ставка сохраняется. При наличии более 200, но менее 400 детей вводятся две ставки, более 400, но менее 600 - три ставки и т.д. Осуществляет реализацию различных мероприятий индивидуальных программ реабилитации, имеющих социальный характер.
<3> Осуществляет реализацию различных мероприятий индивидуальных программ реабилитации, имеющих социальный характер.
<4> Ставка на 200 детей с ограниченными возможностями в городе, районе.
<5> Ставка на 200 детей с ограниченными возможностями в городе, районе.
<6> Ставки на каждую реабилитационную группу.
<7> Ставка по каждому предмету, преподавание которого осуществляется в отделении.
При наличии меньшей учебной нагрузки вводится соответственно 0,75; 0,5 или 0,25 ставки учителя по каждому предмету.
<8> Ставка вводится при наличии мастерских.
<9> Ставки на каждую реабилитационную группу.
<10> Ставка на каждую реабилитационную группу.
<11> Ставка по каждому предмету, преподавание которого осуществляется в отделении. При наличии меньшей учебной нагрузки вводится соответственно 0,75; 0,5 или 0,25 ставки учителя по каждому предмету.
<12> Ставка вводится при наличии мастерских.
<13> Выполняет функции ночного дежурного.
- Главная
- ПРИКАЗ Минсоцзащиты РФ от 14.12.94 N 249 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ"