в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 03.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ от 05.05.97 N 131 (ред. от 28.09.99) "О ВВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ"
действует Редакция от 28.09.1999 Подробная информация
ПРИКАЗ Минздрава РФ от 05.05.97 N 131 (ред. от 28.09.99) "О ВВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ"

Приложение 3. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРАЧА - КЛИНИЧЕСКОГО ФАРМАКОЛОГА

В соответствии с требованиями специальности врач - клинический фармаколог должен знать и уметь:

1. Общие знания:

- основы законодательства здравоохранения и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации лечебно-профилактической помощи и обеспечения лекарственными препаратами различных групп населения, в том числе и больных в соответствии с нозологическими формами заболеваний;

- основные вопросы нормальной и патологической анатомии и физиологии, биологии и генетики, медицинской химии и физики, фармакологии и фармации, физические и параклинические методы диагностики с учетом их возрастных аспектов;

- клиническая симптоматика и патогенез основных заболеваний внутренних органов, центральной и периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, кожи, мочеполовой системы, глаз, ЛОР-органов с учетом возрастных аспектов;

- условия проведения лабораторных, биохимических, электро-физиологических, рентгенологических, эндоскопических и других параклинических методов исследования в медицинской практике с учетом возрастных аспектов и состояния пациента;

- особенности течения основных заболеваний внутренних органов, периферической и центральной нервной системы, органов пищеварения, глаз, ЛОР-органов, кожи, опорно-двигательного аппарата, мочеполовой системы;

- принципы проведения фармакотерапии при различном течении и тяжести заболеваний (ургентное, тяжелое, острое, подострое, хроническое);

- принципы регистрации новых отечественных и зарубежных лекарственных препаратов в России, в том числе законы и подзаконные акты, регламентирующие проведение клинических испытаний в соответствии с требованиями хорошей медицинской практики (GMP), принципы работы контрольно-разрешительной системы по регистрации лекарственных средств и медицинской техники;

- этические нормы применения лекарственных средств, как при апробации новых, так и зарегистрированных, включая наркотические анальгетики, психотропные, лекарственные средства, прерывающие беременность и т.д.;

- основные требования, регламентирующие применение лекарственных препаратов в широкой медицинской практике, условия их получения, отпуск населению в аптеках и аптечных киосках и обеспечивание ими стационаров, роддомов и других мед. учреждений;

- основные принципы проведения кинетических и фармакодинамических исследований, применяемых лекарственных препаратов в клинике с целью определения их эффективности и безопасности;

- формы и методы работы с врачами по повышению их знаний по рациональному применению лекарственных средств, формы информации о новых лекарственных средствах с учетом эффективности, режима дозирования, взаимодействия и побочного действия;

- формы и методы работы с населением по повышению знаний о рациональном применении лекарственных средств, назначаемых врачом и применяемых самостоятельно пациентами.

2. Общие умения.

1. Соблюдать правила врачебной этики и деонтологии; решать комплекс задач, связанных с взаимоотношением врача и больного.

2. Уметь оценивать результаты лабораторных морфологических, биохимических, иммунологических, микробиологических и других методов исследования.

3. Уметь оценивать результаты основных современных методов функциональной диагностики, применяемых в клинике внутренних болезней:

- ЭКГ-мониторирование,

- АД-мониторирование,

- реовазографию сосудов головы и конечностей,

- велоэргометрию (ВЭМ),

- исследование функции внешнего дыхания (ФВД) - спирография, бодиплетизмография, ПИК-флоуметрия,

- телерадио-рН-метрию,

- ультразвуковые методы исследования внутренних органов - щитовидная железа, сердце, почки, органы малого таза, сосуды.

4. Уметь оценивать результаты эндоскопических методов исследования - бронхоскопия, эзофагогастродуоденоскопия, колоноскопия, ректоскопия, лапороскопия.

5. Уметь оценивать результаты рентгенологических методов исследования:

- рентгенография легких, сердца, позвоночника, суставов, черепа,

- рентгенография сердца,

- рентгенотомография легких.

6. Уметь оценивать результаты радиоизотопных методов исследования легких, сердца, почек, костей.

7. Уметь проводить самостоятельно:

- венепункцию, катетеризацию подключичных вен и внутривенное введение лекарственных средств,

- плевральную пункцию,

- парацентез,

- определение центрального венозного давления,

- кровопускание,

- переливание крови и кровезаменителей,

- снятие ЭКГ и ее оценку,

- определение времени свертывания, гематокрита.

8. Уметь собирать жалобы больного, его анамнез, применять объективные методы обследования, назначать и расшифровывать данные параклинических методов диагностики, проводить дифференциально диагностический поиск, формулировать диагноз, определить направленность лечебных мероприятий и их последовательность и выявлять поражение ЦНС, нейроэндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, кожи, глаз, ЛОР-органов.

9. Уметь оказать необходимую экстренную помощь и проводить реанимационные мероприятия, определять показания для госпитализации больного.

10. Уметь диагностировать острые синдромы, оказать первую помощь и организовать мероприятия по их купированию при:

- инфаркте миокарда,

- нарушении мозгового кровообращения,

- бронхиальной астме,

- острой почечной колике,

- отеке легких,

- тромбоэмболии,

- "остром животе",

- внутреннем кровотечении,

- диабетической, гипогликемической, уремической, мозговой комах.

11. Проводить необходимые противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционных заболеваний.

12. Участвовать в:

- формировании номенклатуры лекарственных средств лечебного учреждения;

- оформлять медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению;

- уметь организовать в лечебном учреждении систему информации по выбору лекарственных средств, режиму их дозирования, взаимодействию, прогнозируемым побочным эффектам;

- оказывать помощь в составлении заявки по потребности лекарственными средствами, возможности их замены с учетом возраста и характера профиля заболеваний.

13. Проводить контроль за использованием лекарственных средств в медицинском учреждении, сроках их годности, соблюдением совместимости, правильности проведения внутривенных и внутримышечных инъекций лекарственных средств, соблюдение правил хранения.

3. Специальные знания.

Общие вопросы клинической фармакологии:

- фармакодинамика лекарственных средств,

- принципы механизма действия, их специфичность и избирательность,

- фармакокинетика лекарственных средств: адсорбция, связь с белком, биотрансформация, распределение, выведение,

- понятия о природе полувыведения, равновесной кривой, кумуляции,

- взаимодействие лекарственных средств: фармакокинетическое, фармакодинамическое, фармакогенетическое, физиологическое,

- фармакогенетики и биоритмы,

- побочные действия лекарственных средств, прогнозируемые и непрогнозируемые,

- пути предупреждения и коррекции,

- возрастные аспекты клинической фармакологии у беременных, плода, новорожденных, детей, лиц пожилого и старческого возраста,

- общие принципы фармакотерапии, выбора лекарственных средств, дозы, режим их дозирования,

- знать клиническую фармакологию основных лекарственных средств, применяемых в широкой медицинской практике (фармакодинамику, фармакокинетику, показания и противопоказания, режим дозирования, взаимодействие, побочное действие):

- психотропных, антимикробных, противовоспалительных лекарственных средств, лекарственных средств, влияющих на тонус сосудов и на основные физиологические функции сердца,

- лекарственных средств, регулирующих секреторную и моторную функцию желудочно-кишечного тракта,

- лекарственных средств, воздействующих на слизистую и кожные покровы,

- лекарственных средств, регулирующих функцию бронхолегочной системы,

- лекарственных средств, влияющих на функцию эндокринных желез,

- метаболических лекарственных средств,

- анестетиков и средств для наркоза,

- лекарственных средств, влияющих на сократимость матки;

- знать лекарственные средства, требующие лекарственного мониторинга;

- особенности клинической фармакологии лекарственных средств при заболевании сердечно-сосудистой и респираторной системы, органов пищеварения, почек, центральной нервной системы, нейроэндокринной системы;

- знать вопросы организации контроля за проведением современной, рациональной фармакотерапии с принципами выявления и регистрации побочных эффектов и мероприятия по их купированию;

- знать показания к проведению острого лекарственного теста.

4. Специальные умения:

- уметь организовать исследования основных показателей по фармакодинамике и фармакокинетике лекарственные средства или определить и оценить равновесную концентрацию;

- изучение окислительной и ацетилирующей функции с определением биотрасформации лекарственных средств у больного;

- уметь проводить лекарственный тест;

- уметь проводить поиск по вопросам клинической фармакологии с использованием информационных систем;

- уметь организовать апробацию лекарственных средств Crossus ower, двойным "слепым" методом, или по "пилотной" системе, или путем чередования;

- определить контрольную группу и методы оценки полученных данных;

- уметь разработать протокол исследования;

- определить характер фармакотерапии, проводить выбор лекарственных препаратов, устанавливать принципы их дозирования, выбрать методы контроля за их эффективностью и безопасностью;

- прогнозировать возможность развития побочных эффектов, уметь их предупреждать, а при развитии их купировать;

- прогнозировать возможность развития тахифилаксии, синдрома отмены, обкрадывания;

- уметь оказать помощь при выборе комбинированной терапии с целью исключения нежелательного взаимодействия, усиления ПД, снижения эффективности базового лекарственного средства;

- уметь оказать помощь в случае развития тахифилоксии к применяемому лекарственному средству;

- контролировать правильность, своевременность введения лекарственного средства больному, их регистрацию, особенно лекарственных средств списка А;

- контролировать правильность внутривенного введения лекарственных средств, оказывающих выраженный, быстрый фармакологический эффект;

- помогать проводить фармакотерапию врачам стационара и поликлиники с учетом тяжести течения заболевания, состоянием функциональных систем, биоритма, генетического фона, особенностей фармакокинетики во всех возрастных группах.

Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ от 05.05.97 N 131 (ред. от 28.09.99) "О ВВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ"