в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 04.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ЗАКОН РФ от 03.07.91 N 1531-I (ред. от 17.03.97) "О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
отменен/утратил силу Редакция от 17.03.1997 Подробная информация
ЗАКОН РФ от 03.07.91 N 1531-I (ред. от 17.03.97) "О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

I. Общие положения

Статья 1. Понятие приватизации государственных и муниципальных предприятий

Приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

Далее по тексту Закона под приватизацией государственных и муниципальных предприятий понимается приватизация всех перечисленных выше объектов собственности.

(в ред. - Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий

1. Законодательство Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий состоит из законов РФ "О собственности в Российской Федерации", "О предприятиях и предпринимательской деятельности" настоящего Закона и других регулирующих приватизацию законодательных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

2. Приватизация долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), находящихся в общей собственности с другими государствами, иностранными физическими и юридическими лицами, международными организациями, регулируется настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, а также соглашениями с иностранными государствами.

3. Настоящий Закон не регламентирует восстановление имущественных прав собственников, их наследников и правопреемников на предприятия, которые были национализированы, конфискованы или другим способом изъяты против их воли в собственность государства.

4. Приобретение государственных и муниципальных предприятий иностранными физическими и юридическими лицами регулируется настоящим Законом, законодательством Российской Федерации об иностранных инвестициях, другими законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

5. Приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

(в ред. - Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

Статья 3. Государственная программа приватизации

1. Цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в Российской Федерации устанавливаются Государственной программой приватизации.

Программа разрабатывается на три ближайших года и состоит из задания на текущий год и прогноза на два последующих года.

2. Программа содержит:

- перечень объектов (групп объектов) государственной собственности, намеченных к приватизации, и обоснование их выбора;

- требования к местным программам приватизации;

- задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества;

- определение предпочтительных способов приватизации и форм платежа, льгот членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

- условия кредитования и размеры кредитных ресурсов, которые предполагается использовать для приватизации;

- величину суммы приватизационных вкладов, распределяемых среди граждан Российской Федерации в планируемом периоде, и размер вклада на одного получателя;

- условия использования при приватизации иностранных инвестиций;

- прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет Российской Федерации, бюджеты республик в составе Российской Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели;

- порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств;

- перечень, сроки и порядок образования за счет средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования в наиболее отсталых в социально-экономическом развитии регионах Российской Федерации, структурной перестройки народного хозяйства, восстановления природной среды или других целей.

3. В программе устанавливается перечень государственных предприятий, объединений или их подразделений, не подлежащих приватизации. Указанный перечень согласовывается с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономными областями, автономными округами, городами Москвой и Ленинградом и ежегодно утверждается Верховным Советом Российской Федерации.

В Программу могут быть включены также перечни объектов, приватизация которых может быть разрешена по решению Правительства Российской Федерации или Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. При приватизации предприятий, включенных в указанные списки, Правительство Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом вправе принимать решения о закреплении контрольных пакетов их акций в государственной собственности на срок до трех лет.

4. Правительство Российской Федерации для оперативного регулирования приватизации без утверждения Верховным Советом Российской Федерации вправе изменять нормативы, перечень которых предусматривается Государственной программой приватизации.

5. В развитие Государственной программы приватизации Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, местными Советами народных депутатов принимаются республиканские и местные программы приватизации и нормативные акты, регулирующие порядок их выполнения. Введение республиканскими и местными программами дополнительных ограничений на приватизацию государственных и муниципальных предприятий допускается только в пределах и порядке, установленных Государственной программой приватизации.

(в ред. - Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288)

Статья 4. Государственный комитет Российской Федерации по управлении государственным имуществом

1. Приватизацию государственного имущества организует Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее по тексту - Госкомимущество России).

Председатель Госкомимущества России входит в состав Правительства Российской Федерации и является заместителем Председателя Правительства Российской Федерации по должности.

В республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных областях, автономных округах, городах Москве и Ленинграде, городах с населением свыше одного миллиона человек Госкомимущество России создает, совместно с соответствующими Советами народных депутатов, свои территориальные агентства и устанавливает их полномочия.

Деятельность Госкомимущества России финансируется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.

2. Для проведения единой государственной политики приватизации Госкомимущество России:

- разрабатывает и представляет Правительству Российской Федерации проект Государственной программы приватизации, ежегодные изменения и дополнения к ней, а также проекты законов и других нормативных актов по приватизации;

- организует и контролирует реализацию указанной программы;

- ежегодно отчитывается о выполнении программы перед Верховным Советом Российской Федерации;

- обобщает предложения по приватизации, поступившие от местных Советов народных депутатов, трудовых коллективов, общественных организаций (объединений), министерств и ведомств;

- устанавливает систему премирования работников органов государственного управления и местной администрации по итогам выполнения Государственной программы приватизации;

- осуществляет через свои территориальные агентства методическое руководство и контроль за проведением приватизации. В случаях нарушения законодательства Российской Федерации о приватизации и Государственной программы приватизации возбуждает в суде или арбитражном суде иски об отмене незаконных решений и привлечении к ответственности виновных должностных лиц;

- создает комиссии по приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности Российской Федерации;

- принимает решения о приватизации предприятий, находящихся в собственности Российской Федерации, осуществляет необходимые преобразования их организационно-правовой формы и передает свидетельства о собственности на них (паи, акции) для продажи Российскому фонду федерального имущества в соответствии со статьей 15 настоящего Закона. По решению Правительства Российской Федерации указанные предприятия могут быть переданы Госкомимуществом России фондам имущества республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов (кроме районов в городах) и городов (кроме городов районного подчинения);

- содействует созданию инвестиционных фондов и холдинговых компаний;

- издает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие процесс приватизации, вносит в них изменения и дополнения, а также дает разъяснения этих нормативных актов и Государственной программы приватизации.

Госкомимущество России не вправе делегировать свои полномочия министерствам и ведомствам, холдинговым компаниям, создаваемым на базе государственных концернов, корпораций, ассоциаций, а также иным хозяйствующим субъектам, не являющимся покупателями в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона.

3. Госкомимущество России готовит предложения по разграничению государственной собственности на собственность Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов и муниципальную собственность районов, городов и входящих в них административно-территориальных образований. Решения о разграничении собственности принимает Верховный Совет Российской Федерации, Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, местные Советы народных депутатов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

При отсутствии решения (свидетельства), удостоверяющего право собственности республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа, города, района или входящих в них административно-территориальных образований на объекты приватизации, они приватизируются Госкомимуществом России как собственность Российской Федерации.

4. Решения Госкомимущества России, принятые в пределах его компетенции во исполнение Государственной программы приватизации, являются обязательными для всех органов государственного управления и местной администрации.

Споры, возникающие в связи с указанными решениями, рассматриваются судом или арбитражным судом в порядке, установленном действующим законодательством.

(в ред. - Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

Статья 5. Комитеты по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов (кроме районов в городах) и городов (кроме городов районного подчинения)

1. Приватизацию имущества, находящегося в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения), организуют комитеты по управлению имуществом, входящие в состав соответствующих органов государственного управления, местной администрации (далее по тексту - комитеты по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований).

Комитеты по управлению имуществом создаются во всех указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образованиях и являются органами государственного управления (местной администрации) с правами юридического лица. Правомочия комитетов по управлению имуществом не могут быть переданы никаким другим органам государственного управления, местной администрации или иным юридическим лицам. Председатель комитета по должности является заместителем главы правительства республики в составе Российской Федерации, главы администрации края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы, Санкт-Петербурга, района, города.

Положение о комитете по управлению имуществом утверждается соответствующим Советом народных депутатов. Оно не может противоречить типовому Положению о комитете по управлению имуществом, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Деятельность комитетов финансируется за счет средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий, находящихся в собственности соответствующих национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований.

2. Для проведения приватизации комитеты по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований:

- разрабатывают с учетом требований Государственной программы приватизации и представляют соответствующим Советам народных депутатов проекты республиканских и местных программ приватизации, ежегодные изменения и дополнения к ним, а также проекты нормативных актов по приватизации;

- организуют и контролируют реализацию Государственной, республиканских и местных программ приватизации и ежегодно отчитываются об их выполнении перед соответствующими Советами народных депутатов;

- устанавливают систему премирования работников органов государственного управления и местной администрации, предприятий и учреждений, участвующих в выполнении программы приватизации;

- создают комиссии по приватизации предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований;

- принимают решения о приватизации этих предприятий, осуществляют преобразования их организационно-правовой формы и передают свидетельства о собственности на них для продажи соответствующим фондам имущества. По решению соответствующих Советов народных депутатов указанные объекты приватизации могут быть переданы Российскому фонду федерального имущества;

- содействуют созданию инвестиционных фондов и холдинговых компаний;

- направляют своих представителей в состав создаваемых Госкомимуществом России комиссий по приватизации объектов собственности Российская Федерация.

3. Решения указанных комитетов, принятые в пределах их компетенции во исполнение Государственной, республиканских и местных программ приватизации, являются обязательными для всех органов государственного управления и местной администрации.

Споры, возникающие в связи с указанными решениями, рассматриваются судом или арбитражным судом в порядке, установленном действующим законодательством.

4. По поручению Госкомимущества России комитеты вправе проводить приватизацию предприятий, находящихся в собственности Российская Федерация.

(в ред. - Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

Статья 6. Российский фонд федерального имущества

1. Продавцами приватизируемых государственных предприятий, находящихся в собственности Российской Федерации, а также принадлежащих Российской Федерации долей (паев, акций) в капитале предприятий признаются только Российский фонд федерального имущества и назначенные им представители.

Деятельность фонда финансируется за счет средств, полученных от приватизации государственных предприятий, находящихся в собственности Российской Федерации.

Фонд создает на местах свои отделения.

2. Российский фонд федерального имущества выполняет следующие функции:

- временно, до момента продажи, владеет принадлежащими Российской Федерации свидетельствами о собственности на предприятия, на доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ (товариществ), переданными ему Госкомимуществом России;

- осуществляет полномочия Российской Федерации как собственника на общих собраниях акционеров (пайщиков), несет риск (ответственность) за деятельность предприятий в пределах находящейся в его владении доли в капитале предприятий;

- продает указанные доли (паи, акции) предприятия;

- выступает учредителем акционерных обществ (товариществ), приобретает акции и паи акционерных обществ и товариществ, развитие которых определяется задачами ускоренной структурной перестройки народного хозяйства, защиты природной среды, развития регионов, наиболее отсталых в социально-экономическом отношении, за исключением созданных в порядке преобразования государственных и муниципальных предприятий;

- получает и перечисляет дивиденды и выручку от приватизации предприятий в соответствии с доходами, учтенными в республиканском бюджете Российской Федерации, и нормативами, установленными Государственной программой приватизации;

- обменивает принадлежащие Российской Федерации акции акционерных обществ на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний при их учреждении;

- осуществляет контроль за предоставлением предусмотренных действующим законодательством льгот работникам приватизируемых предприятий.

Российский фонд федерального имущества не вправе делегировать свои полномочия министерствам и ведомствам, холдинговым компаниям, создаваемым на базе государственных концернов, корпораций, ассоциаций, а также иным хозяйствующим субъектам, не являющимся покупателями в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона.

3. Из числа тех акций любого акционерного общества, которыми владеет фонд, право голоса могут иметь не более 20 процентов от общего числа акций каждого общества; остальные принадлежащие фонду акции независимо от их количества и номинального статуса по настоящему Закону являются привилегированными. При продаже фондом указанных акций они конвертируются в обыкновенные.

Фонд и его отделения не имеют права вмешиваться в деятельность предприятий за исключением случаев, предусмотренных учредительными документами предприятия и законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

4. Верховный Совет Российской Федерации ежегодно рассматривает и утверждает отчет о деятельности Российского фонда федерального имущества за прошедший год.

(в ред. - Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288)

Статья 7. Фонды имущества республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей и автономных округов, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения)

1. Продавцами государственных и муниципальных предприятий, а также долей (паев, акций) в капитале предприятий, находящихся в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей и автономных округов, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения) являются соответствующие фонды имущества (далее по тексту - фонды имущества национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований) и назначенные ими представители.

Деятельность фондов имущества финансируется за счет средств, полученных в виде отчислений от сумм совершенных ими сделок по приватизации государственных и муниципальных предприятий по нормативам, устанавливаемым Государственной программой приватизации.

2. Фонды имущества выполняют следующие функции:

- временно владеют принадлежащими республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным областям, автономным округам, районам и городам свидетельствами о собственности на государственные (муниципальные) предприятия, на доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ (товариществ), переданными им для продажи соответствующими комитетами по управлению имуществом;

- осуществляют полномочия соответствующих собственников на собраниях акционеров (пайщиков), несут риск (ответственность) за деятельность предприятий в пределах находящейся во владении фондов доли в капитале предприятий;

- продают указанные доли (паи, акции) предприятия;

- выступают учредителями акционерных обществ и товариществ, покупают паи и акции акционерных обществ и товариществ, развитие которых диктуется интересами местного населения, за исключением созданных в порядке преобразования государственных и муниципальных предприятий;

- получают и перечисляют дивиденды и выручку от приватизации предприятий в соответствии с доходами, учтенными в соответствующих бюджетах, и нормативами, установленными Государственной, республиканскими и местными программами приватизации;

- обменивают находящиеся в собственности соответствующих национально-государственных, национально- и административно - территориальных образований акции акционерных обществ на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний при их учреждении;

- осуществляют контроль за предоставлением предусмотренных действующим законодательством льгот работникам приватизируемых предприятий.

Фонды не вправе делегировать свои полномочия министерствам и ведомствам, холдинговым компаниям, создаваемым на базе государственных концернов, корпораций, ассоциаций, а также иным хозяйствующим субъектам, не являющимся покупателями в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона.

3. Из числа тех акций любого акционерного общества, которыми владеет тот или иной фонд, право голоса могут иметь не более 20 процентов от общего числа акций каждого общества; остальные акции, принадлежащие фонду, независимо от их количества и номинального статуса по настоящему Закону являются привилегированными. При продаже фондом указанных акций они конвертируются в обыкновенные.

Фонды не имеют права вмешиваться в деятельность предприятий, за исключением случаев, предусмотренных учредительными документами предприятия и законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

4. Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, местные Советы народных депутатов ежегодно рассматривают и утверждают отчеты о деятельности соответствующих фондов имущества за прошедший год.

(в ред. - Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288)

Статья 8. Инвестиционные фонды и холдинговые компании

1. Для создания первичного рынка ценных бумаг и снижения риска покупателей акций создаются инвестиционные фонды. Положение об инвестиционных фондах утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Инвестиционный фонд вправе владеть не более чем 10 процентами голосующих акций одного акционерного общества и помещать в его ценные бумаги не более 5 процентов своих активов.

3. Инвестиционный фонд обязан публиковать свои квартальные, полугодовые и годовые отчеты по форме, определенной Министерством финансов Российской Федерации. Деятельность фонда ежегодно подвергается обязательной аудиторской проверке.

4. На основе предприятий, входящих в объединение (ассоциацию, концерн) или находящихся в ведении органов государственного управления и местной администрации, с согласия Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур для содействия кооперации предприятий-смежников могут быть созданы холдинговые компании. Не допускается создание холдинговых компаний, приводящее к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ), оказания услуг.

Положение о порядке образования холдинговых компаний на основе объединений, ассоциаций, концернов, министерств и ведомств утверждается Верховным Советом Российской Федерации.

Статья 9. Покупатели

1. При приватизации государственных и муниципальных предприятий не могут быть покупателями и участвовать в конкурсе, аукционе, покупать акции приватизируемых предприятий юридические лица, в уставном капитале которых доля государства, местных Советов народных депутатов, общественных организаций (объединений), благотворительных и иных общественных фондов превышает 25 процентов.

2. Обязанность доказывания своего права на приобретение приватизируемых предприятий лежит на покупателях. Для участия в аукционе, конкурсе, для покупки акций приватизируемых предприятий покупатели - юридические лица представляют соответствующему фонду имущества декларацию о составе участников акционерного общества (товарищества) и распределении уставного капитала. Если впоследствии будет установлено, что на момент продажи приватизируемого предприятия (паев, акций) юридическое лицо не имело законных прав на покупку, то сделка признается недействительной в соответствии с законодательством Российская Федерация.

3. Члены трудового коллектива государственного или муниципального предприятия могут выступать его покупателями и образовать с этой целью товарищество или акционерное общество. Они, а также бывшие работники приватизируемого предприятия, вышедшие на пенсию или выработавшие на приватизируемом предприятии трудовой стаж не менее десяти лет для мужчин и семи лет и шести месяцев для женщин и уволенные по собственному желанию, сокращению штатов или численности, а также лица, имеющие право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии, пользуются льготами, определенными настоящим Законом.

(в ред. - Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

Статья 10. Представители и посредники

При приватизации продавцы и покупатели могут действовать через своих представителей (доверенных лиц) и при содействии посредников в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Статья 11. Источники средств для приобретения государственных и муниципальных предприятий

1. Для приобретения государственных и муниципальных предприятий используются личные сбережения граждан, именные приватизационные вклады, личные лицевые приватизационные счета, собственные средства юридических лиц, определенных в п. 1 статьи 9 настоящего Закона, а также заемные средства.

Средства из фондов экономического стимулирования приватизируемых предприятий могут быть использованы их трудовыми коллективами в порядке и размерах, установленных Государственной программой приватизации.

2. При приобретении приватизируемых государственных и муниципальных предприятий используются законные платежные средства СССР, включая именные приватизационные вклады граждан.

3. При приобретении приватизируемых предприятий или долей (паев, акций) в капитале акционерного общества (товарищества) граждане обязаны предъявить справку налоговой инспекции, если их вклад рублями превышает 500 установленных законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда.

(в ред. - Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288)

Статья 12. Использование средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий

1. Средства, полученные от приватизации государственных и муниципальных предприятий, распределяются по нормативам, установленным Государственной, республиканскими и местными программами приватизации.

Указанные средства не подлежат обложению всеми видами налогов.

2. Направления расходования средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий, в пределах, установленных п. 1 настоящей статьи, определяются Верховным Советом Российской Федерации, Верховными Советами республик в составе Российской Федерации и местными Советами народных депутатов.

(в ред. - Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)

  • Главная
  • ЗАКОН РФ от 03.07.91 N 1531-I (ред. от 17.03.97) "О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"