Последнее обновление: 24.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ЗАКОН РФ от 03.07.91 N 1531-I (ред. от 17.03.97) "О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
II. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1. Инициатива в проведении приватизации государственных и муниципальных предприятий может исходить от Госкомимущества России, его территориальных агентств, комитетов по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований, руководителя предприятия, трудового коллектива предприятия, цеха, производства, иного подразделения предприятия, от покупателей, определенных в статье 9 настоящего Закона, а также от иных лиц, в том числе от предприятий-смежников, банков, кредиторов, органов власти и управления.
Заявка на приватизацию предприятия подается в территориальное агентство Госкомимущества России или в комитет по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования. Форму заявки и размер госпошлины, уплачиваемой при ее подаче, устанавливает Правительство Российской Федерации.
2. Заявка трудового коллектива принимается к рассмотрению при наличии подписей не менее половины членов трудового коллектива предприятия. Заявка рассматривается как заявление о намерении членов трудового коллектива учредить согласно статьям 15, 32 и 33 Закона Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" товарищество (акционерное общество) в процессе приватизации предприятия.
(в ред. - Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)
Статья 14. Порядок рассмотрения заявок на приватизацию1. Заявки на приватизацию государственных и муниципальных предприятий регистрируются Госкомимуществом России или его территориальным агентством, комитетом по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования в день их подачи в соответствующий комитет. Решение о приватизации или об отказе в приватизации предприятия должно быть принято соответствующим комитетом в месячный срок с момента регистрации заявки. Решение по данной заявке - о приватизации или об отказе в приватизации - в письменной форме доводится до сведения граждан, юридических лиц и трудовых коллективов, подавших зарегистрированную заявку, в трехдневный срок с момента его принятия.
2. Отказ в приватизации государственного или муниципального предприятия возможен только в следующих случаях:
- лицо, подавшее заявку, не может быть признано покупателем в соответствии со статьей 9 настоящего Закона;
- имеется законодательно установленное ограничение на приватизацию данного предприятия;
- предприятие включено в установленный Государственной, республиканской или местной программой приватизации перечень объектов (групп объектов), не подлежащих приватизации;
- указанное в заявке предприятие было приватизировано ранее.
3. В случае принятия решения о приватизации создается комиссия по приватизации предприятия и устанавливается срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать трех месяцев со дня подачи заявки.
Срок разработки плана приватизации может быть продлен по решению Госкомимущества России, но не более чем до шести месяцев.
Комиссия по приватизации обязана рассмотреть проекты планов приватизации, представленные заявителями.
4. В состав комиссии по приватизации предприятия входят представители Госкомимущества России, его территориального агентства или соответствующего комитета по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования, работники финансовых органов. Совет народных депутатов по месту нахождения предприятия, администрация и трудовой коллектив предприятия, Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур вправе направлять своих представителей в состав комиссии. Комиссия вправе привлекать к работе экспертов, а также специализированные аудиторские, консультационные и иные организации.
5. Комиссия по приватизации рассматривает план приватизации предприятия и направляет его на согласование местному Совету народных депутатов или уполномоченному им представителю, а также трудовому коллективу предприятия. Если Совет народных депутатов и трудовой коллектив предприятия в недельный срок с момента получения плана приватизации не приняли соответствующего решения, план считается согласованным. Срок согласования плана приватизации Советом народных депутатов и трудовым коллективом может быть продлен по их просьбе, но не более чем до двух недель. План приватизации утверждает соответствующий комитет по управлению имуществом.
Приватизация объектов и предприятий, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, осуществляется по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
6. План приватизации предприятия определяет способы и сроки приватизации, начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества или товарищества, рекомендуемую форму платежа (расчетов). В состав плана приватизации предприятия может также входить проект его реорганизации, который может предусматривать, в частности, выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов) или распродажу активов предприятия.
При приватизации не допускаются слияние, присоединение предприятий, а также лишение предприятия статуса юридического лица (за исключением случаев его ликвидации с последующей продажей его активов).
7. В случае отклонения трудовым коллективом плана приватизации комиссия обязана предложить другой вариант плана. При повторном отклонении плана приватизации трудовым коллективом окончательное решение о доработке плана, способе и порядке осуществления приватизации принимает соответствующий Совет народных депутатов или уполномоченный им орган.
8. В случае отклонения местным Советом народных депутатов плана приватизации предприятия, находящегося в собственности Российской Федерации, комиссия обязана предложить другой вариант плана. При повторном отклонении плана приватизации окончательное решение принимает Госкомимущество России.
9. В случае принятия плана приватизации предприятие включается соответствующим комитетом в план-график конкурсов, аукционов, акционирования.
10. По требованию Российского фонда федерального имущества, его отделений, фондов имущества национально-государственных, национально- или административно-территориальных образований комиссия обязана предоставить все имеющиеся документы и справочные материалы по приватизируемому предприятию.
(в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1;Федерального закона от 17.03.97 N 58-ФЗ)
Статья 15. Способы приватизации государственных и муниципальных предприятий1. Приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществляется путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду полностью или частично.
Приватизация предприятий в форме продажи долей в их капитале (акций) осуществляется после преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества. Порядок преобразования определяется Положением, которое утверждается Госкомимуществом России.
2. Приватизация имущества государственного или муниципального предприятия, сданного в аренду по договору аренды с правом выкупа, заключенному до вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", осуществляется следующими способами:
- в соответствии с договором аренды, если размеры, сроки, порядок и иные условия внесения выкупа установлены договором аренды с предоставлением трудовому коллективу арендного предприятия всех льгот, предусмотренных для трудового коллектива государственного и муниципального предприятия;
- путем преобразования арендного предприятия в акционерное общество открытого типа с правом первоочередного приобретения арендаторами акций, принадлежащих государству, местным Советам народных депутатов, если такое решение принято общим собранием (конференцией) арендаторов.
Арендаторам предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, не имеющим права на выкуп арендованного имущества в соответствии с условиями договоров аренды, заключенных с ними до вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", такое право может быть предоставлено в случае согласия членов коллектива арендаторов на выделение в процессе приватизации отдельных структурных подразделений.
Порядок предоставления права на выкуп и преобразования арендного предприятия в акционерное общество определяется положением о порядке приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду, утверждаемым Госкомимуществом России.
В остальных случаях арендатор имущества государственного или муниципального предприятия, признаваемый покупателем в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, может получить право на приобретение арендованного имущества только в порядке, установленном статьями 20, 21, 24 настоящего Закона.
3. При выборе рекомендуемого способа приватизации комиссия по приватизации учитывает:
- мнение трудового коллектива предприятия;
- предложения покупателей, поданные в соответствующий комитет по управлению имуществом вместе с заявкой на приватизацию;
- отраслевые особенности объекта приватизации;
- оценку его уставного капитала;
- социально-экономическое значение предприятия для территории;
- мнение представителя фонда имущества.
4. Решение о выборе способа приватизации предприятия и формы платежа принимают Госкомимущество России, его территориальные агентства или соответствующий комитет по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона.
5. После завершения работы комиссии по приватизации Госкомимущество России, его территориальное агентство или соответствующий комитет по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования осуществляет реорганизацию или ликвидацию государственного (муниципального) предприятия, учреждает акционерное общество и передает его акции и права учредителя, либо приватизируемое предприятие, либо активы ликвидированного предприятия для продажи Российскому фонду федерального имущества или соответствующему фонду имущества республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа, района, города.
6. Российский фонд федерального имущества, фонды имущества республик в составе Российской Федерации, краев, областей, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения) ежегодно в месячный срок после утверждения Государственной программы приватизации заключают с Госкомимуществом России и соответствующими комитетами по управлению имуществом соглашения, определяющие порядок передачи приватизируемых предприятий, долей (паев, акций) в их капитале, активов ликвидируемых и ликвидированных предприятий, оформления необходимой для этого документации, порядок и нормативные сроки продажи объектов приватизации (в том числе по группам), порядок взаиморасчетов и устанавливающие взаимную ответственность сторон.
Указанными соглашениями могут определяться также правомочия комитетов как представителей фондов имущества.
7. Акционерные общества закрытого типа (товарищества с ограниченной ответственностью), часть уставного капитала которых находится в государственной и (или) муниципальной собственности, подлежат преобразованию в акционерные общества открытого типа. Порядок и сроки преобразования определяются Государственной программой приватизации.
(в ред. - Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)
Статья 16. Подготовка предприятия к приватизации1. Подготовка предприятия к приватизации состоит в инвентаризации его приватизируемых производственных и непроизводственных фондов, а также в реорганизации предприятия, включая выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов).
2. В ходе подготовки к приватизации предприятия определяются состав и направления использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия.
Если указанные объекты включаются в состав имущества, подлежащего приватизации, то покупатель имеет право применять любой вариант их использования, не противоречащий требованиям законодательства Российской Федерации, условиям договора между продавцом и покупателем и коллективного договора.
(в ред. - Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)
Статья 17. Определение начальной цены приватизируемого предприятияОпределение начальной цены для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества может производиться только в соответствии с методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утверждаемыми Госкомимуществом России.
(в ред. - Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)
Статья 18. Информация о приватизируемых государственных и муниципальных предприятиях1. Информация о предполагаемых к продаже по конкурсу или на аукционе государственных и муниципальных предприятиях, о продаже акций акционерных обществ, о результатах сделок приватизации должна быть опубликована в специальных бюллетенях фондов имущества (для предприятий с уставным капиталом, превышающим 50 млн. рублей, - в бюллетене Российского фонда федерального имущества) не позднее чем за месяц до даты проведения конкурса, аукциона или выпуска акций в свободную продажу. При приватизации объектов муниципальной собственности соответствующим комитетом по управлению имуществом может устанавливаться более короткий срок, но не менее двух недель.
2. Обязательному опубликованию подлежат следующие сведения о приватизируемом предприятии:
- площадь земельного участка и характеристики расположенных на нем строений, условия их аренды или продажи;
- наличие принадлежащих предприятию долей (паев, акций) в капитале других предприятий;
- нематериальные ценности (патенты, торговые марки и другие);
- обязательства предприятия (торговые, бюджетные, кредитные);
- балансы предприятия за последний год;
- укрупненная номенклатура выпускаемой продукции;
- среднесписочная численность работников.
По представлению Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальных органов публикуются сведения о доле продукции (работ, услуг) приватизируемого предприятия на соответствующем товарном рынке.
Форму предоставления сведений и перечень дополнительных данных определяет Госкомимущество России.
3. Приватизация проводится под общественным контролем работников приватизируемых предприятий, покупателей, общественных организаций (объединений) и народных депутатов.
(в ред. - Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)
Статья 19. Формы платежа1. Оплата стоимости приобретаемых предприятий или долей (паев, акций) в капитале акционерных обществ (товариществ) может производиться единовременно или в рассрочку.
2. Выкуп имущества государственного или муниципального предприятия в соответствии с условиями договора аренды признается оплатой в рассрочку.
Арендная плата за пользование имуществом государственных и муниципальных предприятий не может засчитываться в качестве платы за приобретение имущества в собственность.
3. Форма платежа устанавливается в договоре между продавцом и покупателем и может быть одним из условий приобретения предприятия по конкурсу.
Статья 20. Приобретение государственных и муниципальных предприятий по конкурсу1. По конкурсу продаются государственные и муниципальные предприятия, а также активы ликвидированных (в том числе находящихся в стадии ликвидации) предприятий в случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых соответствующим комитетом по управлению имуществом.
2. Общий порядок проведения конкурса регулируется положением, которое утверждается Правительством Российской Федерации. В указанном положении определяются условия участия покупателей в конкурсе, порядок рассмотрения их предложений, а также процедуры утверждения принятого решения и оформления прав собственности на предприятие.
Условия конкурса должны быть опубликованы не позднее чем за 30 дней до даты проведения конкурса.
При приватизации объектов муниципальной собственности соответствующим комитетом по управлению имуществом может устанавливаться более короткий срок, но не менее двух недель.
3. Продажу предприятия по конкурсу осуществляет конкурсная комиссия, формируемая Российским фондом федерального имущества, его отделениями на местах или фондами имущества национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований при участии трудовых коллективов, местных Советов народных депутатов и Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, а также привлекаемых ими экспертов.
4. Конкурсная комиссия определяет условия, порядок и сроки проведения конкурса.
5. Цена покупки предприятия определяется в ходе конкурсного рассмотрения. Она не может опускаться от начальной цены ниже чем на 30 процентов. В случае, если в ходе конкурса предприятие не было продано за такую цену, оно снимается с конкурса. Комиссия по приватизации обязана в месячный срок пересмотреть план приватизации предприятия.
6. Преимущественным правом на приобретение в собственность предприятий традиционных промыслов и кустарных ремесел народностей Севера и малочисленных народов пользуются коренные жители. Приватизация таких предприятий производится по их остаточной стоимости.
(в ред. - Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)
Статья 21. Приобретение государственных и муниципальных предприятий на аукционе1. С аукциона продаются государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидированных предприятий в случаях, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнение каких-либо условий.
При этом право собственности предоставляется покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.
2. Порядок проведения аукциона, условия участия в нем покупателей, порядок расчетов, а также процедура оформления прав собственности регулируются Положением, которое утверждается Советом Министров Российской Федерации.
3. Аукционы проводят Российский фонд федерального имущества, его отделения на местах, фонды имущества национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований или назначаемые ими представители.
4. Цена покупки предприятия на аукционе определяется в ходе торгов. Она не может быть снижена более чем на 30 процентов от начальной цены. В случае, если предприятие не продано за такую цену, оно снимается с аукциона. В этом случае комиссия по приватизации обязана в месячный срок пересмотреть план приватизации предприятия и (или) его начальную цену.
(в ред. - Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)
Статья 22. Приобретение покупателями акций открытых акционерных обществ1. Учредителем открытого акционерного общества, создаваемого на основе государственного или муниципального предприятия, является Госкомимущество России, его территориальное агентство или комитет по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования. Учредитель в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" представляет для регистрации в Совет народных депутатов по месту расположения предприятия решение о создании акционерного общества, заявление о регистрации, его устав и свидетельство об оплате государственной пошлины.
2. После регистрации акционерного общества комитет по управлению имуществом передает права учредителя и пакет акций в соответствующий фонд имущества.
3. Фонд продает акции членам трудового коллектива приватизируемого предприятия на льготных условиях в соответствии со статьей 23 настоящего Закона в течение месяца после учреждения общества. Часть акций может быть внесена в фонд акционирования работников предприятия, образованный в соответствии со статьей 25 настоящего Закона, а также обменена на акции инвестиционных фондов. Реализация акций осуществляется в соответствии с положением о продаже акций в процессе приватизации, утверждаемым Госкомимуществом России.
4. Нереализованные акции остаются в распоряжении Российского фонда федерального имущества или фондов имущества национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований.
(в ред. - Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)
Статья 23. Льготы работникам приватизируемых предприятий по приобретению их акций1. Работники государственных или муниципальных предприятий, преобразованных в акционерные общества, имеют право приобрести акции своего предприятия на льготных условиях. При этом скидка с цены акций составляет 30 процентов от номинальной стоимости. Номинальная стоимость пакета акций, предоставляемых каждому члену трудового коллектива на льготных условиях, не может превышать суммы, устанавливаемой Государственной программой приватизации. Акции сверх установленной суммы приобретаются работниками предприятия на общих основаниях.
Рассрочка при оплате акций, приобретаемых на льготных условиях работниками предприятия, предоставляется на три года с момента регистрации акционерного общества. При этом сумма первоначального взноса не может быть меньше 15 процентов номинальной стоимости акций.
2. Льготы по приобретению акций акционерного общества распространяются на бывших работников приватизируемого предприятия, вышедших на пенсию или выработавших на приватизируемом предприятии трудовой стаж не менее десяти лет для мужчин и семи лет и шести месяцев для женщин и уволенных по собственному желанию, сокращению штатов или численности, а также лиц, имеющих право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии.
3. Государственной программой приватизации могут быть установлены дополнительные льготы работникам отдельных предприятий или групп предприятий (отраслей).
(в ред. - Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)
Статья 24. Приобретение государственных и муниципальных предприятий их работниками по конкурсу (на аукционе)1. Для участия в конкурсе (аукционе) по приобретению государственного или муниципального предприятия в качестве покупателя члены трудового коллектива в соответствии с Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" могут учредить товарищество (акционерное общество) либо заключить договор о совместной деятельности.
2. Если товарищество (акционерное общество или участники соответствующего договора о совместной деятельности), принимающее участие в конкурсе (аукционе), объединяет не менее трети списочного состава работников приватизируемого предприятия или его подразделения, то при покупке предприятия (подразделения) оно имеет право на рассрочку платежа, а также на использование части остатков средств фондов экономического стимулирования, пропорциональной численности работников, вошедших в товарищество (акционерное общество), заключивших договор.
3. Указанное товарищество (акционерное общество, участники договора о совместной деятельности) при приобретении государственного или муниципального предприятия имеет право на рассрочку платежа. Рассрочка не может превышать трех лет, а сумма первоначального взноса не может быть меньше 25 процентов цены, за которую приобретено предприятие.
4. В случае, если указанное товарищество (акционерное общество) и другие покупатели предлагают равные конкурсные условия, приоритет в приобретении предприятия имеет данное товарищество (акционерное общество).
(в ред. - Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)
Статья 25. Приобретение акций (паев) из фондов акционирования работников предприятий1. Работники акционерных обществ (товариществ) имеют право приобретать акции (паи) из фондов акционирования работников предприятий (ФАРП), если таковые сформированы как доля уставного капитала предприятия в соответствии с планом приватизации.
2. ФАРП формируется за счет вклада Российского фонда федерального имущества или вкладов фонда имущества национально-государственных, национально- или административно-территориальных образований.
Решение о формировании ФАРП принимается на основе соглашения с покупателем.
Размеры ФАРП не могут превышать 10 процентов от уставного капитала предприятия.
При продаже имущества и нематериальных активов ликвидированных предприятий ФАРП не образуется.
3. Невыкупленными акциями ФАРП и выручкой от продажи акций (паев) владеет соответствующий фонд имущества или назначенный им представитель. Свободные средства ФАРП расходуются исключительно на приобретение акций (паев) данного акционерного общества (товарищества). Акции (пай), не выкупленные у ФАРП, не дают права решающего голоса.
(в ред. - Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1)
Статья 26. Социальные гарантии работникам приватизируемых государственных и муниципальных предприятий1. Предприятия, приобретенные покупателями по конкурсу или на аукционе, а также акционерные общества и товарищества отвечают по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, определенных действовавшим до приватизации коллективным договором.
2. Не позднее шести месяцев с момента оформления покупателем прав собственности на приватизированное государственное или муниципальное предприятие или преобразования его в акционерное общество (товарищество) его руководитель обязан заключить коллективный договор с трудовым коллективом, если последним будет принято такое решение.
3. Приобретение активов ликвидированного предприятия не влечет для покупателя никаких обязательств, связанных с ранее существовавшими на данном предприятии трудовыми отношениями.
4. Высвобождение работников приватизированных предприятий и их трудоустройство регулируется законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации о труде и занятости.
- Главная
- ЗАКОН РФ от 03.07.91 N 1531-I (ред. от 17.03.97) "О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"