Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ ФАС РФ от 25.04.2006 N 108 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ"
IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке
49. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке включает:
а) заключение о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок: к рынку с развитой конкуренцией, к рынку с недостаточно развитой конкуренцией или к рынку с неразвитой конкуренцией;
б) оценку перспективы изменения конкурентной среды на рассматриваемом товарном рынке (в случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 1 настоящего Порядка);
в) рекомендации (в случае необходимости) органам государственной власти и местного самоуправления по развитию конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.
50. Заключение о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок, дается на основании показателей уровня концентрации товарного рынка, наличия и преодолимости барьеров входа на товарный рынок (в соответствии с разделами VII и VIII настоящего Порядка).
В случае если указанных характеристик недостаточно для заключения о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок, то анализируется поведение хозяйствующих субъектов на товарном рынке (в соответствии с пунктом 51 настоящего Порядка) и результаты хозяйственной деятельности (в соответствии с пунктом 52 настоящего Порядка), а также наличие факторов, ограничивающих конкуренцию (в соответствии с пунктом 53 настоящего Порядка).
51. Анализ поведения хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке включает в том числе:
- изучение инновационной деятельности и маркетинговой стратегии продавцов;
- выяснение степени взаимозависимости конкурирующих хозяйствующих субъектов;
- установление фактов предоставления продавцами льгот отдельным покупателям (группам покупателей);
- выявления соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
52. При анализе результатов хозяйственной деятельности могут рассматриваться:
- соотношение размера прибыли и издержек привлечения капитала для хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемом товарном рынке долю более 35 процентов;
- динамика цен на рассматриваемом товарном рынке;
- динамика объема рассматриваемого товарного рынка и спроса (в том числе наличие спроса, не обеспеченного товарной массой, и возможности расширения спроса);
- открытость рассматриваемого товарного рынка для межрегиональной и международной торговли;
- частота появления новых продавцов на рассматриваемом товарном рынке;
- уровень технического развития хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, и частота появления новых товаров.
53. К факторам, ограничивающим конкуренцию на рассматриваемом товарном рынке, могут относиться:
- наличие барьеров для распространения информации о товарах-заменителях;
- значительная доля вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов;
- снижение в течение временного интервала исследования доли хозяйствующих субъектов, не являющихся вертикально-интегрированными;
- доминирующее положение вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, на одном из смежных товарных рынках, на которых обращаются товары, используемые в производстве данного товара, или на которые рассматриваемый товар последовательно поступает в процессе своего физического перемещения от производителя к потребителю;
- высокий уровень концентрации предшествующих (вышестоящих) смежных товарных рынков, на которых хозяйствующий субъект, действующий на рассматриваемом товарном рынке (последующем или нижестоящем) в качестве продавца, выступает или готов выступить в качестве покупателя.
54. При оценке перспектив изменения конкурентной среды товарного рынка сделки, акты и действия могут признаваться ограничивающими конкуренцию, если в результате их совершения:
- создается возможность для нарушения запретов, установленных статьями 5 и 6 Закона "О конкуренции";
- повышается уровень концентрации рассматриваемого товарного рынка с умеренного до высокого;
- становятся непреодолимыми барьеры входа на товарный рынок с высоким или умеренным уровнем концентрации;
- создаются благоприятные предпосылки для координации действий хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке;
- уменьшаются возможности покупателя (покупателей) заменять один товар другими (из группы взаимозаменяемых товаров) при ограниченном предложении данных товаров;
- возникает вертикальная интеграция субъекта естественной монополии с хозяйствующими субъектами, являющимися его поставщиками или покупателями.
55. При определении положительного эффекта от совершаемых сделок в социально-экономической сфере (согласно пункту 4 статьи 17 и пункту 5 статьи 18 Закона "О конкуренции") рассматриваются в том числе следующие изменения:
- прибыли и издержек производства и реализации данного товара (показателей эффективности, рентабельности);
- объема производства (реализации) данного товара;
- обеспеченности спроса;
- технического и организационного уровня развития продавцов данного товара;
- качества данного товара;
- количества продавцов данного товара на рассматриваемом товарном рынке;
- количества рабочих мест при производстве (реализации) данного товара.
Положительный эффект от совершаемых сделок в социально-экономической сфере должен носить долговременный характер (не менее двух лет) и быть получен в течение года с момента совершения сделки.
Положительный эффект от совершаемых сделок в социально-экономической сфере может определяться на основании выборочных опросов покупателей или экспертных оценок.
- Главная
- ПРИКАЗ ФАС РФ от 25.04.2006 N 108 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ"