в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 26.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ. РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ. Р 3112194-0366-03" (утв. Минтрансом РФ 29.04.2003) (2-е издание)
отменен/утратил силу Редакция от 29.04.2003 Подробная информация
"НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ. РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ. Р 3112194-0366-03" (утв. Минтрансом РФ 29.04.2003) (2-е издание)

Приложения

Приложение 1
(справочное)

Приложение 1. НОРМЫ РАСХОДА СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.

Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок - в килограммах на 100 л расхода топлива.

Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.

Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.

Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.

Нормы расхода смазочных материалов для современных АТС не приведены из-за отсутствия исходных данных от заводов - изготовителей техники. В таблице даны предельные значения норм эксплуатационного расхода смазочных материалов.

Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлив автомобилем, не более

Марка, модель автомобиля Моторные масла Трансмиссионные и гидравлические масла Специальные масла и жидкости Пластичные смазки
1 2 3 4 5
Легковые автомобили
Автомобили зарубежного производства и "АвтоВАЗа" все моделей и модификаций 0,6 0,1 0,03 0,1
ГАЗ-13, -14 1,8 0,15 0,05 0,1
ГАЗ-24 всех модификаций 1,8 0,15 0,05 0,1
ГАЗ-24-07, -24-17 1,6 0,15 0,05 0,1
ГАЗ-3102 всех модификаций 1,7 0,15 0,05 0,1
ЗАЗ-1102 0,8 0,1 0,03 0,1
ЗИЛ-114, -117, -4104 1,7 0,15 0,05 0,1
ИЖ-2125 всех модификаций 1,8 0,15 0,05 0,1
Москвич-412, -427, -433, -434, -2136, -2137, -2140, -2141 всех модификаций 1,8 0,15 0,05 0,1
ЛуАЗ-1302 всех модификаций 1,3 0,1 0,03 0,1
УАЗ-469, -3151 всех модификаций 2,2 0,2 0,05 0,2
Автобусы
Ikarus-55 всех модификаций 2,9 0,4 0,1 0,3
Ikarus-180, -250, -255, -256, -260, -263, -280 всех модификаций 4,5 0,5 0,1 0,3
КАвЗ-685, -3270, -3976 всех модификаций 2,1 0,3 0,1 0,25
ЛАЗ-695, -697 всех модификаций 2,0 0,3 0,1 0,2
ЛАЗ-699 всех модификаций 2,0 0,35 0,1 0,2
ЛАЗ-4202 всех модификаций
ЛиАЗ-158 всех модификаций 2,2 0,25 0,1 0,2
ЛиАЗ-677 всех модификаций 1,8 0,35 0,3 0,2
ЛиАЗ-5256 всех модификаций 2,8 0,4 0,3 0,35
Nusa-501, -521, -522 всех модификаций 2,2 0,2 0,05 0,2
ПАЗ-651, -652 всех модификаций 2,2 0,25 0,1 0,25
ПАЗ-672, -3201, -3205, -3206 всех модификаций 2,1 0,3 0,1 0,25
РАФ-977 всех модификаций 2,0 0,15 0,05 0,1
РАФ-2203 всех модификаций 1,8 0,15 0,05 0,1
УАЗ-452, -2206, -3962 всех модификаций 2,2 0,2 0,05 0,2
Бортовые грузовые автомобили
Avia-20, -21, -30, -31 всех модификаций 2,8 0,4 0,1 0,3
ГАЗ-51 всех модификаций 2,2 0,25 0,1 0,25
ГАЗ-52, -52-27, -52-28 всех модификаций 2,2 0,3 0,1 0,2
ГАЗ-52-07, -52-08, -52-09 2,0 0,25 0,07 0,2
ГАЗ-53, -53-27 всех модификаций 2,1 0,3 0,1 0,25
ГАЗ-53-07, -53-19 1,8 0,25 0,07 0,2
ГАЗ-66 всех модификаций 2,1 0,3 0,1 0,25
ГАЗ-3307 2,1 0,3 0,1 0,25
ЗИЛ-130, -131, -133, -138А, -138АБ, -138АГ, -4314, -4315, -4316, -4319 всех модификаций 2,2 0,3 0,1 0,2
ЗИЛ-133ГЯ 2,8 0,4 0,15 0,35
ЗИЛ-138, -4318 1,7 0,28 0,07 0,15
ЗИЛ-150, -151, -157, -164 всех модификаций 2,2 0,25 0,1 0,2
ЗИЛ-166А, -166В 1,7 0,25 0,07 0,15
ЗИЛ-4331 всех модификаций 2,8 0,4 0,15 0,35
IFA W50L всех модификаций 2,9 0,4 0,1 0,3
КамАЗ-4310, -5320, -5321 всех модификаций 2,8 0,4 0,15 0,35
КрАЗ-214, -219, -221, -222 всех модификаций 3,0 0,4 0,1 0,35
КрАЗ-255, -256, -257, -258, -260 всех модификаций 2,9 0,4 0,1 0,3
МАЗ-200 всех модификаций 3,0 0,4 0,1 0,35
МАЗ-500, -514, -516, -5334, -5335, -5337 всех модификаций 2,9 0,4 0,15 0,35
МАЗ-543, -7310, -7313 всех модификаций 4,5 0,5 1,0 0,3
Magirus 232D19L, 290D26L 2,5 0,4 0,1 0,3
Tatra 111R 2,9 0,4 0,1 0,3
Урал-355 всех модификаций 2,2 0,25 0,1 0,25
Урал-375, -377 всех модификаций 1,8 0,35 0,1 0,2
Урал-4320 всех модификаций 2,8 0,4 0,15 0,35
УАЗ-450, -451, -452, -3303, -3741 всех модификаций 2,2 0,2 0,05 0,2
ЯАЗ-210, -210А 3,0 0,4 0,1 0,35
Тягачи
Avstro-Fiat 5DN-120, 6DN-130 2,9 0,4 0,1 0,3
БелАЗ-537Л, -6411, 7421 4,5 0,5 1,0 0,3
Volvo-F10-33, -F89-32 2,5 0,4 0,1 0,3
ГАЗ-51П 2,2 0,25 0,1 0,25
ГАЗ-52-06 2,2 0,3 0,1 0,25
ЗИЛ-130АН, -130В, -131В, -131НВ, -4415, -4413 всех модификаций 2,0 0,3 0,1 0,2
ЗИЛ-138В1, -4416 всех модификаций 1,7 0,25 0,07 0,15
ЗИЛ-157В, -157КВ, -157КДВ, -164АН, -164Н 2,2 0,25 0,1 0,2
Iveco-190.33, -190.42 2,5 0,4 0,1 0,3
КАЗ-120ТЗ, -606 всех модификаций 2,2 0,25 0,1 0,2
КАЗ-608 всех модификаций 2,0 0,3 0,1 0,2
КамАЗ-5410, -54118 всех модификаций 2,8 0,4 0,15 0,35
КрАЗ-221 всех модификаций 3,0 0,4 0,1 0,35
КрАЗ-255, -258, -260, -6437, -6443, -6444 всех модификаций 2,9 0,4 0,1 0,3
KNVF-12T Kamacu-Nissan 2,5 0,4 0,1 0,3
КЗКТ-537, -7427, -7428 4,5 0,5 1,0 0,3
ЛуАЗ-2403 1,3 0,1 0,03 0,1
МАЗ-200 всех модификаций 3,0 0,4 0,1 0,35
МАЗ-504, -509 всех модификаций 2,9 0,4 0,15 0,35
МАЗ-537, -543 4,5 0,5 1,0 0,3
МАЗ-5429, -5430, -5432, -5433 всех модификаций 2,8 0,4 0,1 0,3
МАЗ-6422 всех модификаций 2,8 0,4 0,1 0,3
МАЗ-7310, -7313 всех модификаций 4,5 0,5 1,0 0,3
МАЗ-7916 4,5 0,5 1,0 0,3
Mercedes-Benz-1635S, -1926, -1928, -1935, -2232S, -2235, -2236 всех модификаций 2,5 0,4 0,1 0,3
Mercedes-Benz-2628, -2632 2,5 0,4 0,1 0,3
Praga ST2-TN 2,9 0,4 0,1 0,3
Tatra-815ТР всех модификаций 2,8 0,4 0,1 0,3
Урал-375С, -377С всех модификаций 1,8 0,35 0,1 0,2
Урал-4420 всех модификаций 2,8 0,4 0,15 0,35
Faun H-36-40/45, H-46-40/49 4,5 0,5 1,0 0,3
Chepel D-450 всех модификаций 2,9 0,4 0,1 0,3
Scoda-Lias-100 всех модификаций 2,5 0,4 0,1 0,3
Scoda-706 всех модификаций 2,9 0,4 0,1 0,3
Самосвалы
Avia A-30KS 2,8 0,4 0,1 0,3
БелАЗ-540, -540А, -7510, -7522, -7526 4,5 0,5 1,0 0,3
БелАЗ-548, -548А, -549, -7509, -7519, -7521, -7523, -7525, -7527, -75401, -7548 всех модификаций 4,3 0,5 1,0 0,3
ГАЗ-53Б 2,1 0,3 0,1 0,25
ГАЗ-93 всех модификаций 2,2 0,25 0,1 0,25
ГАЗ-САЗ-2500, -3507, -3508, -3509, -3510 всех модификаций 2,1 0,3 0,1 0,25
ЗИЛ-ММЗ-138АБ, -554, -555, -4502, -4505 всех модификаций 2,0 0,3 0,1 0,2
ЗИЛ-ММЗ-585 всех модификаций 2,2 0,25 0,1 0,2
IFA W50/A, W50L/K 2,9 0,4 0,1 0,3
КАЗ-600 всех модификаций 2,2 0,25 0,1 0,2
КАЗ-4540 2,8 0,4 0,15 0,35
КамАЗ-5510, -5511 всех модификаций 2,8 0,4 0,15 0,35
КрАЗ-222 всех модификаций 3,0 0,4 0,1 0,35
КрАЗ-256, -6505, -6510 всех модификаций 2,9 0,4 0,1 0,3
Magirus-232D19K, -290D26K 2,5 0,4 0,1 0,3
МАЗ-205 3,0 0,4 0,1 0,35
МАЗ-503, -510, -511, -512, -513, -5549, -5551 всех модификаций 2,9 0,4 0,15 0,35
МоАЗ-75051 4,5 0,5 1,0 0,3
САЗ-3502 2,1 0,3 0,1 0,25
САЗ-3503, -3504 2,2 0,3 0,1 0,25
Tatra-138, -148 всех модификаций 2,8 0,4 0,1 0,3
Tatra-T815C всех модификаций 2,8 0,4 0,1 0,3
Урал-5557 2,8 0,4 0,15 0,35
Фургоны
Avia A-20F, -30F, -30KSU, -31KSU 2,8 0,4 0,1 0,3
ГЗСА-731, -947, -3713, -3714, -3718, -3719 2,1 0,3 0,1 0,25
ГЗСА-891, -891В, -892, -893А, -893Б, -3702, -37022, -3704, -37042, -3712, -37122, -3742,
-37421 всех модификаций 2,2 0,3 0,1 0,25
ГЗСА-890А, -891Б, -893АБ, -950А, -37021, -3704 2,0 0,25 0,07 0,2
ГЗСА-949, -950, -3705, -3706, -3711, -3716, -3721, -37231, -3726, -3944 всех модификаций 2,1 0,3 0,1 0,25
ЕрАЗ-762, -3730 всех модификаций 1,8 0,15 0,05 0,1
ЕрАЗ-37111 2,1 0,3 0,1 0,25
ЕрАЗ-37121 2,2 0,3 0,1 0,25
Zuk А-03, А-06, А-07М, А-11, А-13, А-13М 2,2 0,2 0,05 0,2
ИЖ-2715 всех модификаций 1,8 0,15 0,05 0,1
IFA-Robur LD 3000KF/STKo 2,8 0,4 0,1 0,3
КАвЗ-664 2,1 0,3 0,1 0,25
Кубань-Г1А1, -Г1А2 2,2 0,3 0,1 0,25
Кубанец-У1А 1,8 0,15 0,05 0,1
ЛуМЗ-890, -890Б 2,0 0,25 0,07 0,2
ЛуМЗ-945, -946, -948, -949 1,3 0,1 0,03 0,1
Мод. 35101, 3716, 37311, 37231, 3726, 3718, 3944, 39021, 39031 2,1 0,3 0,1 0,25
Мод. 53423, 5703 2,8 0,4 0,15 0,35
Москвич-2733, -2734 1,8 0,15 0,05 0,1
НЗАС-3944 2,1 0,3 0,1 0,25
НЗАС-4208, -4951 2,8 0,4 0,15 0,35
НЗАС-4347, -4947 1,8 0,35 0,1 0,2
Nusa C-502-1, -521C, -522C 2,2 0,2 0,05 0,2
ПАЗ-3742, -37421 2,1 0,3 0,1 0,25
РАФ-22031-01, -22035, -22035-01, 22036-01 1,8 0,15 0,05 0,1
ТА-1А4, -943А, -943Н, -949А 2,2 0,3 0,1 0,25
УАЗ-450А, -451А, -374101, 396201 2,2 0,2 0,05 0,2
Урал-49472 1,8 0,35 0,1 0,2

Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены следующие временные нормы расхода масел и смазок:

Виды и сорта масел (смазок) Временная норма расхода масел и смазок на 100 л общего нормируемого расхода топлива, не более:
Легковые и грузовые автомобили, автобусы, работающие Внедорожные автомобили-самосвалы, работающие на дизельном топливе
на бензине, сжатом и сжиженном газе на дизельном топливе
Моторные масла, л 2,4 3,2 4,5
Трансмиссионные и гидравлические масла, л 0,3 0,4 0,5
Специальные масла и жидкости, л 0,1 0,1 1,0
Пластичные (консистентные), кг 0,2 0,3 0,2

Приложение 2
(обязательное)

Приложение 2. ЗНАЧЕНИЯ ЗИМНИХ НАДБАВОК К НОРМАМ РАСХОДА ТОПЛИВ ПО РЕГИОНАМ РОССИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛИМАТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ

Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода автомобильного топлива дифференцированы по регионам России на основе значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода, обобщения опыта эксплуатации автомобильного транспорта в регионах - в соответствии с ГОСТ 16350-80 "Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей".

Указанный период применения зимних надбавок к норме и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений - приказом руководителя предприятия.

Региональные (местные) органы власти или руководитель предприятия могут уточнять начальный и конечный сроки периода применения и значений зимних надбавок, в рекомендованных пределах для данного региона, при значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температур от средних суточных или месячных многолетних среднестатистических значений - по согласованию с региональными (местными) службами Гидрометцентра РФ и с НИИАТ Минтранса РФ.

В качестве такой температурной границы (изотермы) принимается минус 5 град. C, ниже и выше которой можно проводить соответствующие уточнения зимних надбавок.

При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.

При междугородных перевозках грузов и пассажиров (поездках в другие климатические зоны) рекомендуется применять надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.

Приложение 3
(справочное)

Приложение 3. КЛАССИФИКАЦИЯ И СИСТЕМА ОБОЗНАЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Автомобильные транспортные средства (АТС) подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.

К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы. К грузовому - грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы, включая специализированные АТС, предназначенные для перевозки конкретного вида грузов. К специальным АТС относится подвижной состав, оборудованный и предназначенный для выполнения особых, преимущественно нетранспортных, работ, не связанных с перевозкой грузов (в т.ч. пожарные, коммунальные, мастерские, краны и т.п.).

В настоящее время для автотранспорта вводятся новая классификация и обозначения, принятые в международных правилах, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств. Правила ЕЭК ООН N 36, N 52 и др.).

Классификация автотранспортных средств, принятая ЕЭК ООН

Категория АТС Тип и общее назначение АТС Максимальная масса, т Класс и эксплуатационное назначение АТС
1 2 3 4
M1 АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест (кроме места водителя) Не регламентируется Легковые автомобили, в том числе повышенной проходимости
M2 АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя) До 5,0 Автобусы: городские (кл. I), междугородные (кл. II), туристические (кл. III)
M3 АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя) Свыше 5,0 Автобусы: городские, в том числе сочлененные (кл. I), междугородные (кл. II), туристические (кл. III)
M2 и M3 Отдельно выделяются маломестные АТС, предназначенные для перевозки пассажиров, вместимостью не более 22 сидящих или стоящих пассажиров (кроме места водителя) Не регламентируется Автобусы маломестные, в том числе повышенной проходимости, для стоящих и сидящих пассажиров (кл. A) и для сидящих пассажиров (кл. B)
N1 АТС, предназначенные для перевозки грузов До 3,5 Грузовые, специализированные и специальные автомобили, в т.ч. повышенной проходимости
N2 АТС, предназначенные для перевозки грузов Свыше 3,5 до 12,0 Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили, в т.ч. повышенной проходимости
N3 АТС, предназначенные для перевозки грузов Свыше 12,0 Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили, в т.ч. повышенной проходимости
O1 АТС, буксируемые для перевозки До 0,75 Прицепы
O2 АТС, буксируемые для перевозки Свыше 0,75 до 3,5 Прицепы и полуприцепы
O3 АТС, буксируемые для перевозки Свыше 3,5 до 10,0 Прицепы и полуприцепы
O4 АТС, буксируемые для перевозки Свыше 10,0 Прицепы и полуприцепы

Вместе с новой международной классификацией в нашей стране также используется отраслевая нормаль ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения АТС. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Заводские обозначения подвижного состава практикуются до настоящего времени для ряда моделей, включая АТС специализированного и специального назначения.

В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 была принята следующая система обозначения АТС.

1-я цифра обозначает класс АТС:

Для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в литрах или куб. дм):

11 - особо малый (объем до 1,1 л);

21 - малый (от 1,1 до 1,8 л);

31 - средний (от 1,8 до 3,5 л);

41 - большой (свыше 3,5 л);

51 - высший (рабочий объем не регламентируется).

Для автобусов по габаритной длине (в метрах):

22 - особо малый (длина до 5,5);

32 - малый (6,0 - 7,5);

42 - средний (8,5 - 10,0);

52 - большой (11,0 - 12,0);

62 - особо большой (сочлененный) (16,5 - 24,0).

Для грузовых автомобилей по полной массе:

Полная масса, т Эксплуатационное назначение автомобиля
Бортовые Тягачи Самосвалы Цистерны Фургоны Специальные
до 1,2 13 14 15 16 17 19
1,2 до 2,0 23 24 25 26 27 29
2,0 до 8,0 33 34 35 36 37 39
8,0 до 14,0 43 44 45 46 47 49
14,0 до 20,0 53 54 55 56 57 59
20,0 до 40,0 63 64 65 66 67 69
свыше 40,0 73 74 75 76 77 79

Примечание. Обозначения классов от 18-го до 78-го, оканчивающиеся на цифру "8", являются резервными и в индексацию не включены.

2-я цифра обозначает тип АТС:

1 - легковой автомобиль;

2 - автобус;

3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап;

4 - седельный тягач;

5 - самосвал;

6 - цистерна;

7 - фургон;

8 - резервная цифра;

9 - специальное автотранспортное средство.

3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели.

5-я цифра - модификация автомобиля.

6-я цифра - вид исполнения:

1 - для холодного климата;

6 - экспортное исполнение для умеренного климата;

7 - экспортное исполнение для тропического климата.

Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении приставку 01, 02, 03 и др. - это указывает на то, что базовая модель имеет модификации.

Приложение 4
(справочное)

Приложение 4. НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ НА ОБОГРЕВ САЛОНОВ АВТОБУСОВ И КАБИН АВТОМОБИЛЕЙ НЕЗАВИСИМЫМИ ОТОПИТЕЛЯМИ

Марка, модель автомобиля или автобуса Марка отопителя Расход топлив, на 1 ч работы на линии, л/ч Примечание
1 2 3 4
Ikarus-255, -255.70, -260.01, -260.18, -260.27, -260.37, -260.50, -260.52 Sirokko-262 1,2
Ikarus-260, -260.01 Sirokko-265 1,4
Ikarus-250.12 Sirokko-262 (два отопителя) 2,4
Ikarus-250, -250.58, -250.58S, -250.59, -250.93, -256.95, -256, -256.54, -256.59, -256.74, -256.75, -260.51 Sirokko-268 2,3
Ikarus-180 Sirokko-268 плюс Sirokko-265 3,7 С учетом обогрева прицепа
Ikarus-280, -280.01, -280.33, -280.63, -280.64 Sirokko-268 плюс Sirokko-262 3,5 С учетом обогрева прицепа
ЛАЗ-699А, -699Р ЛАЗ-4202, -42021 ОВ-95 П-148106 1,4 2,5
ЛиАЗ-5256 ДВ-2020 2,5
IFA-Robur LD-2002, -LD-3000 Sirokko-251 0,9
Tatra-815 C1, C3 X7A, KP-D2-24.1 0,8

Примечания.

1. Пользование отопителями предполагается в зимнее (в тот период, когда автомобили работают по нормам расхода топлива с применением зимних надбавок), а также в холодное время года при среднесуточной температуре ниже +5 град. C.

2. Для АТС и марок отопителей, не вошедших в данный перечень, расчет расхода топлива для последних рекомендуется проводить по данным завода-изготовителя.

Приложение 5

Приложение 5. ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА НОРМАТИВНОГО РАСХОДА ТОПЛИВА

(в примерах приводятся условные цифры)

1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль такси ГАЗ-24-10, работавший в горной местности на высоте 300 - 800 м, совершил пробег 244 км.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива для легкового автомобиля ГАЗ-24-10 составляет Hs= 13,0 л/100 км;

- надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 300 до 800 м составляет D = 5%.

Нормативный расход топлива составляет:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x 13,0 x 244 x (1 + 0,01 x 5) = 33,3 л.

2. Из путевого листа установлено, что городской автобус Ikarus-280.33 работал в городе в зимнее время с использованием штатных отопителей салона Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 (отопитель прицепа), совершил пробег 164 км при времени работы на линии 8 ч.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива на пробег для городского автобуса Ikarus-280.33 составляет Hs = 43,0 л/100 км;

- надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%;

- норма расхода топлива на работу отопителя Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 составляет Ќот = 3,5 л/ч.

Нормативный расход топлива составляет:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Ќот x T = 0,01 x 43,0 x 164 x (1 + 0,01 x 8) + 3,5 x 8 = 104,2 л.

3. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-431410 при пробеге 217 км выполнил транспортную работу в объеме 820 т·км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля ЗИЛ-431410 составляет Hs = 31,0 л/100 км;

- норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляет Hw = 2,0 л/100 т·км.

Нормативный расход топлива составляет:

Qн = 0,01 x (Hs x S + Hw x W) = 0,01 (31 x 217 + 2 x 820) = 83,7 л.

4. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 выполнил 6413 т-км транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 800 - 2000 м и совершил общий пробег 475 км.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-5320 составляет Hs = 25,0 л/100 км;

- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т·км;

- норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа составляет Hg = 1,3 л/100 т·км;

- надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%, за работу в горных условиях на высоте от 800 до 2000 м над уровнем моря D = 10%;

- масса снаряженного прицепа ГКБ-8350 Gпр = 3,5 т;

- норма расхода топлив на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 составляет:

Hsan = Hs + Hg x Gпр = 25 + 1,3 x 3,5 = 29,55 л/100 км.

Нормативный расход топлива:

Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x (29,55 x 475 + 1,3 x 6413) x (1 + 0,01 x 18) = 264,0 л.

5. Из путевого листа установлено, что седельный автомобиль-тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А выполнил 9520 т·км транспортной работы при пробеге 595 км.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива на пробег для тягача МАЗ-5429 составляет Hs = 23,0 л/100 км;

- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т·км;

- масса снаряженного полуприцепа МАЗ-5205А Gпр = 5,7 т;

- надбавка за работу в зимнее время D = 6%, снижение в связи с передвижением автопоезда по загородной дороге с усовершенствованным покрытием D = 15%;

- норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе седельного тягача МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А без груза составляет: Hsan = Hs + Hg x Gпр = 23 + 1,3 x 5,7 = 30,41 л/100 км.

Нормативный расход топлива:

Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x (30,41 x 595 + 1,3 x 9520) x (1 - 0,01 x 9) = 277,3 л.

6. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал МАЗ-5551 совершил пробег 165 км, выполнив при этом m = 10 ездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива для автомобиля-самосвала МАЗ-5551 составляет Hs = 28 л/100 км;

- норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом составляет Hz = 0,25 л;

- надбавки за работу в зимнее время D = 6%, на работу в карьере - D = 12%.

Нормативный расход топлива:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Hz x m = 0,01 x 28 x 165 x (1 + 0,01 x 18) + 0,25 x 10 = 57 л.

7. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 т щебня. Общий пробег составил 240 км.

Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормативный расход топлив определяется так же, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для самосвала КамАЗ-5511) с учетом разницы собственной массы этих автомобилей. Таким образом, в этом случае норма расхода топлива для автомобиля КамАЗ-5511 включает 25 л/100 км (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КамАЗ-5320) плюс 2,7 л/100 км (учитывающих разницу собственных масс порожнего бортового автомобиля и самосвала в размере 2,08 т), что составляет 27,7 л/100 км.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 в снаряженном состоянии составляет Hs = 27,7 л/100 км;

- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т·км;

- работа проводилась в условиях, не требующих применения надбавок и снижений;

- масса снаряженного самосвального прицепа ГКБ-8527 Gпр = 4,5 т;

- норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5511 с прицепом ГКБ-8527 составляет: Hsan = Hs + Hw x Gпр = 27,7 + 1,3 x 4,5 = 33,6 л/100 км.

Нормативный расход топлива:

Qн = 0,01 x [Hsan x S + Hw (S' x G' + S'' x G'')] = 0,01 x [33,6 x 240 + 1,3 x (115 x 13 + 80 x 16)] = 116,7 л.

8. Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021 (на сжиженном нефтяном газе), работая с почасовой оплатой в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152 км.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона ГЗСА-37021 составляет Hs = 34,0 л/100 км;

- надбавка за работу с почасовой оплатой D = 10%, надбавка за работу с частыми технологическими остановками D = 8%.

Нормативный расход топлива:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x 34 x 152 x (1 + 0,01 x 18) = 61 л.

9. Из путевого листа установлено, что автомобильный кран КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 127 км. Время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,8 ч.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива на пробег автомобильного крана КС-4571 составляет Hsc = 52,0 л/100 км;

- норма расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобиле, составляет Ќт = 8,4 л/ч;

- надбавка при пробеге автомобилем первой тысячи километров после капитального ремонта D = 5%.

Нормативный расход топлива:

Qн = (0,01 x Hsc x S + Ќт x Т) x (1 + 0,01 x D) = (0,01 x 52 x 127 + 8,4 x 6,8) x (1 + 0,01 x 5) = 129,3 л.

Приложение 6

Приложение 6. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

К 1 июля 2003 г. вместо старых "Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (Руководящий документ Р 3112194-0366-97) в связи с окончанием срока их действия разработан НИИАТ и утвержден Минтрансом России 29 апреля 2003 г. как новый Руководящий документ Р 3112194-0366-03.

При подготовке нового Руководящего документа (РД) были учтены развивающаяся и обновляемая структура автопарка страны, интенсификация транспортных перевозок, изменения в условиях эксплуатации, влияние климатических и сезонных условий по регионам, уточнены положения и формулировки, методы нормативных расчетов и применения надбавок, а также приняты во внимание обоснованные предложения и замечания, поступившие от потребителей.

Так, данный РД впервые в практике подготовки аналогичных нормативов был согласован с Министерством РФ по налогам и сборам, что полностью отвечает его назначению и упрощает порядок его применения.

Исходя из сегодняшних требований как технического, так и экономического характера уточнены следующие формулировки и положения РД.

Руководящий документ предназначен для автотранспортных предприятий, организаций, предпринимателей и других юридических и физических лиц, независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

Нормы расхода топлив (и смазочных материалов) на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, осуществления расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортных средств, водителями и т.д.

При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы (по действующей "Методике определения базовых норм расхода топлив"), и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

Установлены следующие виды норм для автомобилей общего назначения.

Базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии.

Транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега транспортной работы:

- для автобусов - с учетом снаряженной массы и нормативной по назначению автобуса загрузкой пассажиров;

- для самосвалов - с учетом снаряженной массы и нормативной загрузкой самосвала (в большинстве случаев с коэффициентом 0,5).

Транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 т·км) транспортной работы грузового автомобиля, которая учитывает дополнительный к базовой норме расход топлив при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом:

- или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, прицепа, полуприцепа - до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей соответственно с дизельными и бензиновыми двигателями;

- или с использованием более точных расчетов, выполняемых НИИАТ по специально разработанной современной программе-методике для каждой конкретной марки и типа АТС (по индивидуальному заказу).

В новом РД приведены переводные коэффициенты при работе автомобилей на сжиженном нефтяном и природном газе (при условии, если установлены нормы для жидкого топлива):

- для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах бензина или дизтоплива на 100 км пробега;

- для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (снг), - в литрах снг (из расчета 1 л бензина соответствует 1,32 л снг) на 100 км пробега;

- для автомобилей, работающих на сжатом природном газе (спг), - в метрах кубических спг (из расчета 1 л бензина соответствует 1 куб. м спг) на 100 км пробега;

- для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м снг с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах (их соотношение определяется производителем техники или в инструкции по эксплуатации) на 100 км пробега.

В новом РД с учетом возросшей интенсивности проведения транспортных работ АТС в эксплуатационных условиях в значительной степени изменены надбавки (поправочные коэффициенты), а также уточнены условия и место их применения, в частности:

- по условиям работы АТС в зимнее время каждый регион выделен в отдельную строку с конкретными и уточненными, в ряде случаев повышенными значениями величины и срока действия зимних надбавок, что в большей мере согласуется с ГОСТом 16350-80 ("Климат СССР") и местными условиями эксплуатации техники;

- уточнены надбавки при работе АТС в горной местности, а также конкретизировано применение надбавок при работе АТС на дорогах со сложным планом трассы вне пределов городов и пригородных зон;

- с учетом численности населения городов (согласно новому Градостроительному кодексу) городские надбавки уточнены и более четко дифференцированы с их увеличением практически во всех случаях, также впервые применение надбавок распространено на поселки городского типа, если на их улицах имеются знаки регулирования дорожного движения;

- учитывая широкое разнообразие городов по численности населения, по занимаемой площади, по конфигурации, по географическим условиям, по потребности в расширении территории и т.д., определение границы городов и протяженности пригородных зон должно являться прерогативой местных администраций регионов;

- ближе к реальным условиям разграничены скорости АТС и надбавки при перевозке нестандартных и опасных грузов;

- разграничены и увеличены надбавки при эксплуатации АТС от 5 до 8 лет - до 5%, более 8 лет - до 10%;

- уточнены условия и типы АТС для применения надбавок, если не учитывается масса перевозимого груза;

- для АТС общего и специального назначения с учетом как нормальных, так и экстремальных условий эксплуатации уточнены величины и основания для использования надбавок, включая особые условия их работы и категорию дорог;

- разграничены и уточнены применение и расчеты надбавок при работе кондиционеров и установок "климат-контроль" или при движении АТС - до 7%, или на стоянке АТС с работающим двигателем, где час простоя соответствует 10 км пробега;

- разграничены и уточнены применение и расчеты надбавок при технологических простоях АТС с работающим двигателем - до 10%, а также в зимнее (холодное при температуре ниже +5 град. C) время года при простоях и прогреве АТС с работающим двигателем, где час простоя соответствует 10 км пробега;

- конкретизированы условия нормирования расхода топлива на внутригаражные нужды до 1% от общего количества потребляемого данным предприятием топлива, но с обязательным учетом конкретных типов и единиц АТС, участвующих в данном технологическом процессе.

Новый Руководящий документ 2003 г. значительно дополнен типами, моделями, марками и модификациями отечественных и зарубежных АТС, поступающих в автопарк страны с 1997 г., нормы для которых рассчитываются в основном по заявкам потребителей.

Новые нормы рассчитаны и установлены с использованием компьютерной программы-методики, разработанной НИИАТ с участием ведущих ученых специалистов смежных институтов, утвержденной Минтрансом России в 1996 г. Данная методика является современной электронной версией - моделью, максимально отражающей теоретические основы и конструктивные особенности автомобилей, полностью приближенной к реальным условиям эксплуатации, учитывает типизированные маршруты для различных видов АТС, а также особенности движения по дорогам России и требования Правил дорожного движения в городских условиях и на магистралях страны.

Принятая методика позволяет определять не только базовые, но и эксплуатационные нормы расхода топлив при проведении транспортной работы АТС с учетом перевозимого груза (в данный период осуществляется накопление данных по заявкам потребителей).

Перечни АТС с нормами расхода топлив приведены в РД в виде таблиц, разделены на автомобили отечественные и стран СНГ и на автомобили зарубежного производства, что более реально отражает ситуацию в автопарке на данный период. Для каждой марки автомобиля впервые приведен вид потребляемого топлива.

Из таблиц исключены очень старые автомобили, выпуск которых прекращен 20 и более лет назад. В таблицах, однако, приведен ряд автомобилей, устаревших конструктивно, морально и физически, но еще находящихся в эксплуатации. Для таких АТС и нормы расхода топлив были оставлены из предыдущих РД, которые были определены по устаревшим расчетно-экспериментальным методам. Поэтому эти (в основном завышенные старые нормы) не адекватны нормам расхода топлива по РД-2003, рассчитанным по современной методике для конструктивно и экономически более совершенных машин, и с этим на данный период следует согласиться (эти АТС и старые нормы выделены во всех таблицах курсивом).

Следует особо отметить, что по результатам расчетов по современной методике в таблицах приведены основные параметры двигателей и коробок передач для каждой марки или модификации автомобиля. Это является важной информацией для потребителей, эксплуатирующих технику, а также для контрольных органов в связи с тем, что практически все изготовители постоянно осуществляют в той или иной мере модернизацию своей техники, что предполагает изменение указанных параметров и, в свою очередь, изменение нормируемых значений расхода топлив, т.е. перерасчета. Например, это относится к маркам и модификациям отечественных автомобилей ВАЗ, базовых моделей ГАЗ-3102 и ГАЗ-3110, а также к большинству зарубежных автомобилей.

В главе 2 по нормам расхода топлив для спецподвижного состава на шасси автомобилей по сравнению с РД-97 существенных изменений не вносилось. Исключение составили пожарные автомобили, перечень которых был официально представлен Государственной противопожарной службой МВД (ныне - МЧС) России. Сложной проблемой для спецавтомобилей является определение дополнительных норм расхода топлив на работу агрегатов спецоборудования в связи с тем, что во многих случаях трудно получить исходные данные от разработчиков или производителей этих агрегатов.

Эксплуатационные нормы расхода смазочных материалов (приложение 1) приведены в качестве справочных, поскольку в настоящий период не поступают достоверные исходные данные как от отечественных, так и от зарубежных изготовителей АТС.

Исходя из практического опыта все зарубежные легковые автомобили могут быть приравнены к современным автомобилям "АвтоВАЗ" с количественным ограничением нормы расхода смазочных материалов - "не более". Кроме того, для автомобилей, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода смазочных материалов, приведены временные нормы, также с ограничением "не более".

В приложении 2 изложен порядок применения зимних надбавок к нормативному расходу топлив. В частности указано, что местные органы власти могут уточнять значения надбавок, а также сроки их применения в случае существенного отклонения от среднестатистических температур с учетом местных климатических условий, но по согласованию с местными службами Гидрометцентра РФ и с обоснованной информацией, направляемой в НИИАТ как разработчику данного РД.

В порядке дополнительной информации в помощь руководителям местных администраций и предприятий потребителей для правильного выбора АТС с учетом оптимального расхода и затрат на топливо в приложении 3 приведены как современная Международная классификация и система обозначения АТС по Правилам ЕЭК ООН, так и традиционная отечественная классификация согласно нормали ОН 025270-66.

НИИАТ как разработчик данного РД и норм расхода автомобильных топлив для АТС, рекомендует направлять в его адрес обоснованные предложения и замечания, а также при необходимости заявки на разработку и уточнение как базовых, так и эксплуатационных норм расхода топлив с учетом транспортной работы АТС.

Приложение 7

Приложение 7. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СЕЗОННОМУ ПРИМЕНЕНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ ДЛЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Испаряемость бензинов характеризуется двумя показателями - давлением насыщенных паров и фракционным составом.

С целью снижения потерь от испарения и уменьшения загрязнения окружающей среды низкокипящими углеводородами при транспортировке, хранении и применении автобензинов ужесточается норма на показатель "давление насыщенных паров", что требует ограничения в них легких фракций.

Испаряемость топлива влияет на выбросы автомобилей в условиях холодной и жаркой погоды. Низкая испаряемость в холодную погоду увеличивает продолжительность запуска двигателя, и, поскольку топливно-воздушная смесь экстремально обогащена, увеличиваются выбросы несгоревших углеводородов с отработанными газами.

При прогреве двигателя недостаточная испаряемость бензина приводит к увеличению времени прогрева, перерасходу топлива и увеличению количества выбросов несгоревших углеводородов и оксида углерода.

В жаркую погоду в результате интенсивного испарения бензина в топливном насосе и в трубопроводах основная проблема заключается в образовании паровых пробок, что нарушает и ограничивает равномерную подачу топлива в двигатель. Это приводит к ухудшению приемистости и перебоям в работе и в экстремальных случаях - к остановке двигателя. На автомобилях с карбюраторными двигателями высокая испаряемость может также привести к закипанию топлива в поплавковой камере, вследствие чего в цилиндры поступает очень богатая смесь и как результат увеличиваются выбросы оксида углерода и несгоревших углеводородов. Повышенная испаряемость загрязняет окружающую среду парами бензина, образует фотохимический смог и т.д.

Испаряемость можно регулировать и контролировать двумя способами:

- максимальной температурой, при которой устанавливается отношение пары - жидкость, равное 20;

- индексом испаряемости (индексом паровых пробок) - ИИ, который является функцией давления насыщенных паров и определяется количеством топлива, испарившегося до 70 град. C.

ИИ = 10 ДНП + 7 V70,

где ДНП - давление насыщенных паров, кПа;

V70 - количество топлива, испарившегося до 70 град. C, %.

Последний способ регулирования испаряемости используется в спецификации EN 228 - Европейском стандарте на автомобильные бензины.

Согласно этой спецификации все автомобильные бензины в европейских странах по испаряемости подразделяются на 8 классов. Применение бензинов того или иного класса определяется климатическими условиями каждой страны ЕС, а также особенностями эксплуатации автотранспорта.

Среднестатистические значения и изменения температуры в регионах нашей страны практически известны для всех сезонов года, поэтому имеется возможность обеспечения рынка бензинами, которые удовлетворяют сезонным требованиям.

В соответствии с международными техническими требованиями и учитывая фактические значения по испаряемости отечественных бензинов, в российских стандартах ГОСТ Р 51105-97 и в ГОСТ Р 51866-2002, который полностью соответствует EN-228, установлены нормы на показатели фракционного состава и давления насыщенных паров, соответствующие европейским классам испаряемости.

При этом, учитывая особенности климатических условий нашей страны, с целью обеспечения нормальной эксплуатации автомобилей и более рационального использования бензинов по предложению НИИАТ в новом ГОСТ Р 51866-2002 все бензины по испаряемости подразделяются на 10 классов, что соответствует их сезонному применению в различных климатических районах страны по регионам. При этом учтены среднемесячные и среднесуточные значения температур воздуха, изотермы января и июля, максимальные, минимальные и экстремальные значения температур за многолетний период по всем климатическим районам (согласно ГОСТ 16350-80), а также обобщен опыт эксплуатации автомобильного транспорта в этих районах. Для тех регионов, где осень и весна имеют достаточно длительный характер (более одного месяца), рекомендуется применение на переходный период бензинов с промежуточным классом испаряемости.

Для каждого класса испаряемости в ГОСТ Р 51866-2002 определены диапазон давления насыщенных паров и фракционный состав бензинов, предусмотрены процедуры определения объема испарившегося бензина при заданных температурах 70, 100 и 150 град. C. Установлена температура конца кипения бензина не выше 210 град. C.

Производство и, главное, применение автобензинов с различной испаряемостью в зависимости от климатических условий и сезонных требований позволяет снизить потери при транспортировке и хранении бензинов, повысить работоспособность и экономичность автомобильной техники, сократить количество вредных выбросов автомобильным транспортом при его эксплуатации.

В приведенной ниже таблице дано приложение к ГОСТ Р 51866-2002, разработанное НИИАТ, которое предназначается для рационального сезонного применения автобензинов по классам испаряемости для каждого региона Российской Федерации.

На основании этой разработки было составлено и приведено в Руководящем документе Р 3112194-0366-03 приложение 2 "Значение зимних надбавок к нормам расхода топлив по регионам России в зависимости от климатических районов".

Таблица

СЕЗОННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АВТОБЕНЗИНОВ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КЛАССАМ ИСПАРЯЕМОСТИ

N п/п Регионы России (по федеральным округам) Применение бензинов по сезонам года с учетом классов испаряемости, количество месяцев и даты периодов
Летний период Весенний и осенний периоды Зимний период
A B C D C1 D1 E1 F1 C D E F
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
I. Центральный
1 Москва 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
2 Белгородская обл. 6.0 15.III... 4.0
15.IV... 15.X 15.IV (1.0)/ 15.X... 15.XI (1.0) 15.XI... 15.III
3 Брянская обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
4 Владимирская обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
5 Воронежская обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
6 Ивановская обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
7 Калужская обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
8 Костромская обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
9 Курская обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
10 Липецкая обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
11 Московская обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
12 Орловская обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
13 Рязанская обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
14 Смоленская обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
15 Тамбовская обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
16 Тверская обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
17 Тульская обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
18 Ярославская обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
II. Северо - Западный
19 Санкт - Петербург 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
20 Республика Карелия 4.0 15.IV... 15.V 5.5
15.V... 15.IX (1.0)/ 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 15.IV
21 Республика Коми 3.5 1.V... 1.VI (1.0)/ 6.0
1.VI... 15.IX 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 30.IV
22 Архангельская обл. 3.5 1.V... 1.VI (1)/ 6.0
1.VI... 15.IX 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 30.IV
23 Вологодская обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (l.0) 01.XI... 31.III
24 Калининградская обл. 6.0 15.III... 15.IV 4.0
15.IV... 15.X (1.0)/ 15.X... 15.XI (1.0) 15.XI... 15.III
25 Ленинградская обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
26 Мурманская обл. 3.5 15.IV... 31.V 5.5
1.VI... 15.IX (1.5)/ 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 15.IV
27 Новгородская обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 1.XI... 31.III
28 Псковская обл. 5.0 1-30/IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 1.XI... 31.III
29 Ненецкий автономный округ 3.0 15.IV... 31.V 6.0
1.VI... 31.VIII (1.5)/ 1.IX... 15.X (1.5) 5.X... 15.IV
III. Северо - Кавказский
30 Республика Адыгея 6.5 1.III... 31.III 3.0
1.IV... 15.X (1)/ 15.X... 30.XI (1.5) 1.XII... 1.III
31 Республика Дагестан 6.5 1-31.III 3.0
1.IV... 15.X (1.0)/ 15.X... 30.XI (1.5) 1.XII... 1.III
32 Республика Ингушетия 6.5 1.III... 31 III 3.0
1.IV... 15.X (1)/ 15.X... 30.XI (1.5) 1.XII... 1.III
33 Чеченская Республика 6.5 1.III... 31.III 3.0
1.IV... 15.X (1.0)/ 15.X... 30/XI (1.5) 1.XII... 1.III
34 Кабардино - Балкарская Республика 6.5 1.III... 31.III 3.0
1.IV... 15.X (1.0)/ 15.X... 30.XI (1.5) 1.XII... 1.III
35 Республика Калмыкия 5.0 15.III... 15.IV 5.0
15.IV... 15.IX (1.0)/ 15.IX... 15.X (1.0) 15.X... 15.III
36 Карачаево - Черкесская Республика 6.5 1.III... 31.III 3.0
1.IX... 15.X (1.0)/ 15.X... 30.XI (1.5) 1.XII... 1.III
37 Республика Северная Осетия - Алания 6.5 1.III... 31 III 3.0
1.IV... 15.X (1.0)/ 15.X... 30.XI (1.5) 1.XII... 1.III
38 Краснодарский край 7.0 1-31.III 3.0
1.IV... 31.X (1.0)/ 1-30.XI (1.0) 1.XII... 1.III
39 Ставропольский край 6.5 15.III... 15.IV 3.5
15.IV... 31.X (1.0)/ 1-30.XI (1.0) 1.XII... 15.III
40 Астраханская обл. 5.0 15.III... 15.IV 5.0
15.IV... 15.IX (1)/ 15.IX... 15.X (1.0) 15.X... 15.III
41 Волгоградская обл. 5.0 15.III... 15.IV 5.0
15.IV... 15.IX (1.0)/ 15.IX... 15.X (1.0) 15.X... 15.III
42 Ростовская обл. 6.0 15.III... 15.IV 4.0
15.IV... 15.X (1.0)/ 15.X... 15.XI (1.0) 15.XI... 15.III
IV. Приволжский
43 Республика Башкортостан 4.0 15.IV... 15.V 5.5
15.V... 15.IX (1.0)/ 15.IX... 31.X (1.5) 01.XI... 15.IV
44 Республика Марий Эл 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
45 Республика Мордовия 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
46 Республика Татарстан 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
47 Удмуртская Республика 4.5 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 15.IX 15.IX... 31.X (1.5) 01.XI... 31.III
48 Чувашская Республика 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
49 Кировская обл. 4.0 1-30.IV (1.0)/ 5.5
1.V... 31.VIII 1.IX... 15.X (1.5) 15.X... 31.III
50 Нижегородская обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
51 Оренбургская обл. 4.0 1-30.IV (1.0)/ 5.5
1.V... 31.VIII 1.IX... 15.X (1.5) 15.X... 31.III
52 Пензенская обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
53 Пермская обл. 4.0 15.IV... 15.V 5.5
15.V... 15.IX (1.0)/ 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 15.IV
54 Самарская обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
55 Саратовская обл. 5.0 1-30.IV (1.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
56 Ульяновская обл. 5.0 1-30.IV (l.0)/ 5.0
01.V... 30.IX 1-31.X (1.0) 01.XI... 31.III
57 Коми - Пермяцкий автономный округ 3.5 15.IV... 15.V 6.0
15.V... 31.VIII (1.0)/ 1.IX... 15.X (1.5) 15.X... 15.IV
V. Уральский
58 Курганская обл. 4.0 15.V... 15.IX 15.IV... 15.V (1.0)/ 15.IX... 31.X (1.5) 5.5 1.XI... 15.IV
59 Свердловская обл. 4.0 15.IV... 15.V 5.5
15.V... 15.IX (1.0)/ 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 15.IV
60 Тюменская обл. 4.0 15.IV... 15.V 5.5
15.V... 15.IX (1.0)/ 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 15.IV
61 Челябинская обл. 4.0 15.IV... 15.V 5.5
15.V... 15.IX (1.0)/ 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 15.IV
62 Ханты - Мансийский автономный округ 3.0 1-31.V (1.0)/ 6.5
1.VI... 31.VIII 1.IX... 15.X (1.5) 15.X... 30.IV
63 Ямало - Ненецкий автономный округ 2.5 1.V... 15.VI (1.5)/ 6.5
15.VI... 31.VIII 1.IX... 15.X (1.5) 15.X... 30.IV
VI. Сибирский
64 Республика Алтай 4.0 15.IV... 15.V 5.5
15.V... 15.IX (1.0)/ 15.IX... 31.Х (1.5) 1.XI... 15.IV
65 Республика Бурятия 3.5 1-31.V (1.0)/ 6.0
1.VI... 15.IX 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 30.IV
66 Республика Тува 3.5 1-31.V (1.0)/ 6.0
1.VI... 15.IX 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 30.IV
67 Республика Хакасия 3.5 1-31.V (1.0)/ 6.0
1.VI... 15.IX 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 30.IV
68 Алтайский край 4.0 15.IV... 15.V 5.5
15.V... 15.IX (1.0)/ 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 15.IV
69 Красноярский край 4.0 15.IV... 15.V 5.5
15.V... 15.IX (1.0)/ 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 15.IV
70 Иркутская обл. 3.5 1-31.V (1.0)/ 6.0
1.VI... 15.IX 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 30.IV
71 Кемеровская обл. 3.5 1-31.V (1.0)/ 6.0
1.VI... 15.IX 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 30.IV
72 Новосибирская обл. 4.0 15.IV... 15.V 5.5
15.V... 15.IX (1.0)/ 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 15.IV
73 Омская обл. 4.0 15.IV... 15.V 5.5
15.V... 15.IX (1.0)/ 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 15.IV
74 Томская обл. 4.0 15.IV... 15.V 5.5
15.V... 15.IX (1.0)/ 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 15.IV
75 Читинская обл. 3.5 1-31.V (1.0)/ 6.0
1.VI... 15.IX 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 30.IV
76 Таймырский автономный округ 2.5 1.V... 15.VI (1.5)/ 6.5
15.VI... 31.VIII 1.IX... 15.X (1.5) 15.X... 30.IV
77 Усть - Ордынский Бурятский автономный округ 3.5 1-31.V (1.0)/ 6.0
1.VI... 15.IX 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 30.IV
78 Эвенкийский автономный округ 2.5 1.V... 15.VI (1.5)/ 6.5
15.VI... 31.VIII 1.IX... 15.X (1.5) 15.X... 30.IV
79 Агинский Бурятский автономный округ 3.5 1-31.V (1.0)/ 6.0
1.VI... 15.IX 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 30.IV
VII. Дальневосточный
80 Республика Саха (Якутия) 2.5 15.V... 15.VI 7.0
15.VI... 31.VIII (1.0)/ 1.IX... 15.X (1.5) 15.X... 15.V
81 Приморский край 4.0 15.IV... 15.V 5.5
15.V... 15.IX (1.0)/ 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 15.IV
82 Хабаровский край 3.5 15.IV... 31.V 5.5
1.VI... 15.IX (1.5)/ 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 15.IV
Охотский район 2.5 1.V... 15.VI 6.5
15.VI... 31.VIII (1.5)/ 1.XI... 15.X (1.5) 15.X... 30.IV
83 Амурская обл. 3.0 1.V... 15.VI (1.5)/ 6.0
15.VI... 15.IX 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 30.IV
84 Камчатская обл. 3.0 1.V... 15.VI 6.0
15.VI... 15.IX (1.5)/ 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 30.IV
85 Магаданская обл. 2.5 1.V... 15.VI (1.5)/ 6.5
15.VI... 31.VIII 1.IX... 15.X (1.5) 15.X... 30.IV
86 Сахалинская обл. (южная часть) 4.0 15.IV... 31.V 5.0
1.VI... 30.IX (1.5)/ 1.X... 15.XI (1.5) 15.XI... 15.IV
Сахалинская обл. (северная часть, выше 50 град. сев. широты) 3.5 15.IV... 31.V 5.5
1.VI... 15.IX (1.5)/ 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 15.IV
87 Еврейская автономная обл. 4.0 15.IV... 15.V 5.5
15.V... 15.IX (1.0)/ 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI..15.IV
88 Корякский автономный округ 3.0 1.V... 15.VI 6.0
15.VI... 15.IX (1.5)/ 15.IX... 31.X (1.5) 1.XI... 30.IV
89 Чукотский автономный округ 2.5 1.V... 15.VI 6.5
5.VI... 31.VIII (1.5)/ 1.IX..15.X (1.5) 15.X... 30.IV
90 Острова Северного Ледовитого океана и морей 1.5 1.VI... 15.VII 7.0
15.VII... 31.VIII (1.5)/ 1.IX... 31.X (2.0) 1.XI... 31.V

Примечания:

1. Сезонное применение бензинов по классам испаряемости, по регионам и по продолжительности зимнего и летнего периодов определено в соответствии с ГОСТом 16350-80 "Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей".

2. Верхняя и нижняя температурные границы весеннего и осеннего переходного периодов ограничиваются пределами от плюс 5 град. C до минус 5 град. C по установленным среднесуточным значениям температур.

3. Переходными температурными границами между периодами по установленным среднесуточным значениям считаются:

от зимнего к весеннему периоду - выше минус 5 град. C,

от весеннего к летнему периоду - выше плюс 5 град. C,

от летнего к осеннему периоду - ниже плюс 5 град. C,

от осеннего к зимнему периоду - ниже минус 5 град. C.

4. Исходя из местных климатических условий допускаются изменения длительности по количеству суток весеннего и осеннего переходных периодов в сторону зимы или лета по согласованию местной администрации с региональными службами Гидрометцентра и НИИАТ Минтранса РФ.

5. Для повышения эффективности эксплуатации автотранспорта, снижения расхода топлива и снижения вредных выбросов рекомендуется руководителям региональных и местных органов власти, руководителям предприятий независимо от формы собственности при реализации поставок автобензинов по ГОСТ Р 51866-2002 указывать в заявках на топлива для нужных марок соответствующий местным условиям класс испаряемости бензина.

  • Главная
  • "НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ. РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ. Р 3112194-0366-03" (утв. Минтрансом РФ 29.04.2003) (2-е издание)