в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.03.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • "УРОВНИ ШУМА НА МОРСКИХ СУДАХ. САНИТАРНЫЕ НОРМЫ. СН 2.5.2.047-96" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 21.02.96 N 3)
действует Редакция от 21.02.1996 Подробная информация
"УРОВНИ ШУМА НА МОРСКИХ СУДАХ. САНИТАРНЫЕ НОРМЫ. СН 2.5.2.047-96" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 21.02.96 N 3)

САНИТАРНЫЕ НОРМЫ

1. Разработаны: Центральным научно - исследовательским и проектно - конструкторским институтом морского флота (к.т.н. Зинченко В.И. - руководитель темы, к.т.н. Лошаков В.И., Дмитриев Э.М.) с участием Российского учебно - научно - практического Центра гигиены водного транспорта (д.м.н. Мацевич Л.М.), НИИ промышленной и морской медицины (к.м.н. Васильев А.А.); Санкт - Петербургской государственной медицинской академии (к.м.н. Кадыскина Е.Н.), Санитарно - промышленной лаборатории Новороссийского морского пароходства (к.м.н. Плотников В.А., Куницкий А.В.).

2. Внесены Департаментом морского транспорта (начальник управления Просвирнин О.Г.).

3. Утверждены и введены в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 21 февраля 1996 г. N 3.

4. Введены взамен Санитарных норм шума на морских судах N 2498-81.

Закон РСФСР "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"

"Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами" (статья 3).

"Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил...

Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности" (статья 27).

1. Назначение и область применения

1.1. Настоящие Санитарные нормы устанавливают предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, в жилых, служебных и общественных помещениях, зонах отдыха и др. на судах морского флота.

1.2. Нормы распространяются на проектируемые, строящиеся, переоборудуемые и эксплуатируемые морские суда, в т.ч. и суда "река - море". Нормы не распространяются на военные корабли и войсковые транспорты, а также спортивные и прогулочные суда, не занятые в коммерческих операциях.

1.3. Санитарные нормы являются обязательными для судовладельцев, организаций, проектирующих, строящих и переоборудующих суда, учреждений государственного санитарного надзора.

1.4. Требования настоящих норм должны быть учтены в нормативно - технических документах, ГОСТах, ТУ и др. документах, регламентирующих конструктивные, технологические и эксплуатационные требования к судам и судовому оборудованию.

1.5. Величины, представленные в данных нормах, следует рассматривать как предельно допустимые, а не как желаемые. Там, где это практически осуществимо, уровни шума должны быть ниже указанных допустимых значений.

2. Нормативные ссылки

В настоящих санитарных нормах использованы ссылки на следующие документы.

2.1. Закон РСФСР "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения".

2.2. "Санитарные нормы шума на морских судах", N 2498-81, Министерство здравоохранения СССР, 1981.

2.3. "Методические рекомендации по дозной оценке производственных шумов", N 2908-82, Главное санитарно - эпидемиологическое управление Минздрава СССР, М., 1982.

2.4. Code on Noise levels on Board Ships. International Maritime Organization (ИМО), London, 1982.

2.5. РД 5.3107-77. KCKK.OMT. "Конструкции звукоизолирующие корабельные. Методы испытаний".

2.6. ГОСТ 12.1.020.79. "Шум. Метод контроля на морских и речных судах".

3. Определения

3.1. Энергетическое отделение (ЭО) - помещение или группа помещений, в которых установлены главные, вспомогательные двигатели, котлы и механизмы, обеспечивающие работу движительной энергетической установки и судна в целом.

3.2. Центральный пост управления (ЦПУ) - изолированное помещение, в котором сосредоточены контрольные приборы и органы дистанционного управления главной энергетической установкой, вспомогательными механизмами и системами.

3.3. Производственные помещения - помещения, в которых установлены производственное оборудование, обрабатывающие машины и станки (судовые мастерские, камбуз и т.п.).

3.4. Служебные помещения - рулевая, штурманская, багермейстерская рубки, радиорубка и другие помещения, предназначенные для управления судном и ведения документации.

3.5. Основное рабочее место - место наиболее длительного пребывания вахтенного.

3.6. Общественные помещения - столовые, кают - компании, салоны, клубы, библиотека, помещения для любительских занятий и занятий спортом, кабинеты и салоны в помещениях комсостава и т.п.

3.7. Жилые (спальные) помещения - жилые каюты экипажа и пассажиров и спальные помещения в блок - каютах комсостава.

3.8. Медицинские помещения - помещения для медицинского обслуживания: санитарная каюта, амбулатория, стационар, изолятор и др.

3.9. Зона отдыха - открытые площадки и проходы на всех ярусах надстройки и другие места на открытых палубах, предусмотренные для отдыха плавсостава и пассажиров.

3.10. Эквивалентный (по энергии) уровень постоянного шума - условный уровень, создающий за период времени Т ту же дозу, что и реальный шум с неодинаковыми уровнями воздействия на члена экипажа, например, при нахождении в помещениях или зонах с разными уровнями постоянного шума во время рабочего периода или в периоды отдыха. Обозначение - Lэкв(Т), измеряется в дБ или дБА.

3.11. Доза шума - интегральная величина звуковой энергии за время воздействия шума; единица измерения дозы Д = Па(2) x ч. Суточная доза - воздействие за 24 часа.

3.12. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) органа слуха - противошумные наушники и противошумные вкладыши по ГОСТу 12.4.051-87.

3.13. Индекс изоляции воздушного шума (Jа) - одночисловая характеристика звукоизоляции ограждающих конструкций в дБ.

3.14. Постоянный шум - шум, уровень которого меняется в течение 1 мин. менее чем на 5 дБА при измерении на характеристике "медленно".

3.15. Энергетическое отделение с периодическим обслуживанием - помещение, в котором нахождение членов экипажа на ходу судна - не более 1 часа за вахту (при наличии дистанционного управления энергетической установкой из ЦПУ и/или ходового мостика).

3.16. Энергетическое отделение с безвахтенным обслуживанием - помещение, в котором нахождение членов экипажа на ходу судна - не более 2 часов в неделю (при наличии комплексной автоматизации управления энергетической установкой и вспомогательным оборудованием).

4. Нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума

4.1. Нормируемыми параметрами шума на морских судах устанавливаются уровни звукового давления L, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц и взвешенный по характеристике А уровень звука LА, дБА (А-уровень).

Примечание. На эксплуатируемых судах, а также строящихся серийных допускается в качестве основной измеряемой и нормируемой величины принимать уровень звука LА, дБА.

4.2. Воздействие постоянного шума с разными уровнями LAi следует оценивать по эквивалентному уровню звука LАэкв(Т), дБА, определяемому с помощью дозиметра или расчетом по формуле:

(1)

где n - число промежутков времени, в которые вахтенный подвергается воздействию уровня звука LAi;

ti - продолжительность воздействия звука в часах с уровнем LAi;

Т - период времени, за который определяется эквивалентный уровень звука.

4.3. Эквивалентный уровень звука, определенный за непрерывный рабочий период Т = 8 часов, в машинном отделении или в производственных помещениях, не должен превышать Lэкв(8) = 80 дБА. В случае превышения нормы время нахождения работающего в зоне или помещении с наибольшим уровнем шума должно быть сокращено в соответствии с формулой (1) на величину, обеспечивающую выполнение Lэкв(8) = 80 дБА.

4.4. Допустимые уровни шума устанавливаются в зависимости от назначения помещений, длительности воздействия шума, условий пребывания экипажа на судне соответственно классификации судов в санитарных правилах для морских судов.

4.5. Предельные величины допускаемых уровней шума в октавных полосах частот и по А-уровню устанавливаются согласно таблице 1.

Примечание. Форма предельных спектров (ПС) в октавных полосах частот принята в соответствии с рекомендациями ИСО R 1996, за исключением ПС в ЭО с периодическим и безвахтенным обслуживанием в октавах 31 и 63 Гц, где допустимый уровень ограничен 115 дБ. Номер ПС оценивается по числу дБ в октаве 1000 Гц.

4.6. Максимальный уровень звука в ЭО и на рабочих местах в других посещаемых помещениях не должен превышать 110 дБА. Запрещается нахождение людей в зонах с уровнями шума 120 дБА и выше даже при использовании СИЗ.

Примечание. Эпизодическая (случайная) работа в помещениях (зонах) с уровнями шума 110 - 119 дБА, например, при устранении неполадок, допускается не более 4-х часов в сутки с применением одновременно противошумных наушников и противошумных вкладышей.

5. Дозная оценка шумового воздействия

5.1. Для оценки степени воздействия шума с разными уровнями следует производить расчет энергетической дозы шума или измерение ее с помощью дозиметров. На практике целесообразно использовать относительное значение дозы шума - ДШ в долях от допустимой дозы - Ддоп.

ДШ = Д ,
Ддоп

где Д - фактическое значение дозы.

5.2. Среднесуточная доза шума - ДШ(24) определяется по трем парциальным дозам, соответствующим трем восьмичасовым периодам суток, отражающим основные виды жизнедеятельности плавсостава, - труд, внепроизводственное время и сон (см. Приложение 1).

5.3. Среднесуточная доза шума, которую получает та или иная категория плавсостава с учетом применения средств индивидуальной защиты, при уровнях свыше 80 дБА не должна превышать 1.

При ДШ(24) > 1 должны быть выполнены работы по снижению шума или изменен режим труда за счет сокращения времени воздействия в наиболее шумных помещениях, устанавливаемого расчетом дозы.

6. Защита органа слуха

6.1. Индивидуальные средства защиты должны применяться на рабочих местах во всех случаях, когда член экипажа подвергается воздействию шума с уровнем более 80 дБА.

Таблица 1

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ДОПУСТИМЫХ УРОВНЕЙ ШУМА НА МОРСКИХ СУДАХ

Наименование помещений и мест работы и отдыха Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах частот, Гц Уровень звука, LА, дБА
31 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000
Энергетическое отделение
1. С постоянной вахтой 109 99 92 87 83 80 78 76 74 85 <*>
2. С периодическим обслуживанием 115 115 111 106 103 100 98 96 94 105 <**>
3. С безвахтенным обслуживанием 115 115 114 111 108 105 103 101 99 110 <**>
4. Центральный пост управления с энергетической установкой (ЦПУ) 103 92 82 77 73 70 68 66 64 75
Производственные помещения и рабочие места
5. Расположенные в энергетическом отделении 109 99 92 87 83 80 78 76 74 80
6. Расположенные вне энергетического отделения 103 92 82 77 73 70 68 66 64 75
7. Производственные цеха и рабочие места на палубах рыбопромысловых судов 106 95 87 82 78 75 73 71 69 80
8. Рабочие места в трюмах 114 104 97 92 88 85 83 81 79 90 <**>
Служебные помещения
9. Ходовой мостик, штурманская рубка, посты управления вне энергетического отделения и др. 95 83 74 67 63 60 58 56 54 65
10. Крылья ходового мостика и другие посты прослушивания звуковых сигналов 99 87 79 71 68 65 63 61 59 70
11. Радиорубка (операторная) с включенным оборудованием, не производящим аудиосигналы 92 79 70 63 58 55 53 51 49 60
Общественные помещения
12. Кают - компания, столовая, салоны, кабинеты в каютах комсостава, клубы, библиотека 92 79 70 63 58 55 53 51 49 60
13. Пассажирские салоны, рестораны, буфеты, помещения для любительских занятий и занятий спортом 95 83 74 67 63 60 58 56 54 65
14. Зоны отдыха на открытых палубах 103 92 82 77 73 70 68 66 64 75
Жилые (спальные) помещения и помещения медицинского назначения
15. Для судов I и II категории 89 76 66 59 53 50 48 46 44 55
16. Для судов III и IV категории 92 79 70 63 58 55 53 51 49 60


<*> Для вахтенного режима (две вахты в сутки по 4 часа с отдыхом 8 часов между ними).

<**> Применение индивидуальных средств обязательно.

Применение средств индивидуальной защиты органа слуха не должно рассматриваться при проектировании и строительстве судна как замена конструктивных мер по снижению шума.

6.2. Средства индивидуальной защиты должны отвечать требованиям ГОСТа 12.4.051-87 и обеспечивать в судовых условиях ослабление звука не ниже СИЗ класса "А".

6.3. Члены экипажа должны получить инструктаж относительно применения средств индивидуальной защиты органа слуха в соответствии с Приложением 2.

7. Звукоизоляция между помещениями

7.1. Звукоизоляция ограждений между помещениями должна обеспечивать возможность отдыха членов экипажа даже в том случае, если в соседних помещениях идет активная жизнь (музыка, разговоры, просмотр фильмов, телепередач и др.).

7.2. Индекс изоляции по воздушному шуму Jа, дБ, не должен быть ниже:

между каютами - Jа = 30;

между медицинскими помещениями и каютами, а также между каютами и кают - компанией, столовой, спортзалом или другими шумными помещениями, в которых максимальный уровень может достигать 85 дБА, - Jа = 45;

между каютой и коридором - Jа = 30.

Примечание. Метод оценки звукоизоляции между судовыми помещениями см. РД 5.3107-77.

8. Условия измерений и требования к измерительной аппаратуре

8.1. Измерения шума должны выполняться по возможности прецизионными шумомерами (1-го класса), отвечающими требованиям ГОСТа 17187-81, и октавными электрическими фильтрами по ГОСТу 17168-82. Непостоянный шум измеряется интегрирующим шумомером. Эквивалентный шум определяется индивидуальными дозиметрами или с помощью расчета.

8.2. Измерения шума выполняются по программе, содержащей основные характеристики судна, режимы испытаний на ходу и на стоянке, схемы расположения точек измерений, методические указания по проведению измерений и форму представления результатов в соответствии с ГОСТом 12.1.020-79 и/или Кодексом ИМО по контролю шума на судах, Резолюция А.468 (XII).

8.3. В программе испытаний ледоколов и судов ледового плавания должны быть предусмотрены измерения шума на ходовых испытаниях на чистой воде (спецификационном режиме) и во льдах. При испытаниях во льдах мощность энергетической установки должна быть 0,7 - 0,9 от номинальной мощности и скорость судна - 0,4 - 0,6 от спецификационного полного хода на чистой воде. Во время измерений должна работать система пневмообмыва, если таковая имеется. При этом уровни шума в жилых, общественных и служебных помещениях не должны повышаться в сравнении с испытаниями на чистой воде более чем на 5 дБА.

9. Мероприятия по организации испытаний, предупреждению и снижению вредного воздействия шума

9.1. На стадии проектирования судов должны производиться расчет ожидаемых уровней шума и среднесуточная дозная оценка шумового воздействия, подтверждающие выполнение требований настоящих норм. Точность расчета проверяется по результатам ходовых испытаний головного судна, результаты проверки вносятся в протокол ходовых испытаний.

9.2. Испытания головных судов должны организовываться верфью - строителем судна, производиться компетентными специалистами лабораторий (центров), аккредитованных госстандартом, госсанэпиднадзором и другими организациями, имеющими на это право.

9.3. Объем и сроки выполнения дополнительных мероприятий по снижению шума на рабочих местах и в помещениях, где при испытаниях головного судна выявлено превышение санитарных норм, определяются верфью совместно с бюро - проектантом и согласовываются с органами санэпиднадзора. После выполнения согласованных дополнительных мероприятий акустические испытания организовываются верфью повторно по согласованной программе.

9.4. В случае превышения санитарных норм шума после дополнительно проведенных мероприятий по их снижению вопрос о приемке головного судна и строительства судов серии выносится на согласование в Госкомитет по санэпиднадзору РФ.

9.5. Все суда, находящиеся в эксплуатации, должны иметь на борту копию протокола результатов измерений уровней шума, с которыми судовладелец должен периодически, не реже 1 раза в год, знакомить экипаж судна и инструктировать о возможных неблагоприятных последствиях воздействия высоких уровней шума на организм и необходимости пользования и правильного применения средств защиты органов слуха, см. Приложение 2.

9.6. Зоны с уровнями звука выше 80 дБА должны обозначаться знаками безопасности в соответствии с ГОСТом 12.4.026-76. Работающих в этих зонах судовладелец обязан обеспечивать средствами индивидуальной защиты по ГОСТу 12.4.051-87 и периодически их обновлять.

9.7. Судовладелец и администрация судна несут ответственность за обеспечение судна средствами снижения шума, содержанием их в исправности и проведение мер по организации снижения вредного воздействия шума таким образом, чтобы удовлетворялись требования санитарных норм, см. Приложение 2.

  • Главная
  • "УРОВНИ ШУМА НА МОРСКИХ СУДАХ. САНИТАРНЫЕ НОРМЫ. СН 2.5.2.047-96" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 21.02.96 N 3)