в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.12.2005 N 803 (ред. от 24.03.2008) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006-2010 ГОДЫ"
не действует Редакция от 24.03.2008 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.12.2005 N 803 (ред. от 24.03.2008) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006-2010 ГОДЫ"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006-2010 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.05.2007 N 270, от 24.03.2008 N 199)

Паспорт Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы
Наименование Программы - Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы
Дата принятия решения о разработке Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. N 1340-р
Государственные заказчики Программы - Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по науке и инновациям
Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство образования и науки Российской Федерации
Основной разработчик Программы - Федеральное агентство по образованию
Цели и задачи Программы - основная стратегическая цель Программы - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Стратегическими задачами Программы являются:
совершенствование содержания и технологий образования;
развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
повышение эффективности управления в системе образования;
совершенствование экономических механизмов в сфере образования
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы - удельный вес численности региональных систем образования, вовлеченных в апробацию и внедрение моделей предшкольного образования детей старшего дошкольного возраста
удельный вес численности учащихся 10-11 (12) классов, обучающихся по программам профильного обучения
удельный вес численности образовательных учреждений, реализующих новые государственные образовательные стандарты общего образования, включающие в себя требования к уровню подготовки выпускников различных ступеней общего образования и условия осуществления образовательной деятельности
удельный вес численности образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, использующих методы дистанционного обучения
удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования на коммерческой основе
удельный вес численности российских высших учебных заведений, аккредитованных зарубежными аккредитационными агентствами
удельный вес численности высших учебных заведений и филиалов, осуществляющих прием по результатам единого государственного экзамена
удельный вес численности образовательных учреждений, реализующих интегрированные образовательные программы профессионального образования
увеличение объема инвестиций в сферу образования из различных источников (без учета средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) по отношению к 2005 году
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2007 N 270)
Сроки и этапы реализации Программы - 2006-2010 годы.
На первом этапе (2006-2007 годы) предусмотрены работы, связанные с разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также с началом масштабных преобразований и экспериментов.
На втором этапе (2008-2009 годы) приоритет отдается мероприятиям, направленным на закупку оборудования, инвестиции (модернизацию материальной инфраструктуры образования и другие высокозатратные работы), осуществление методического, кадрового и информационного обеспечения Программы.
На третьем этапе (2010 год) реализуются мероприятия, направленные в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах
"Объемы и источники финансирования Программы - общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет 65583,35 млн. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 51391,23 млн. рублей;
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 8475,46 млн. рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 5716,66 млн. рублей"
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2007 N 270, от 24.03.2008 N 199)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности - по 60 процентам образовательных дисциплин будут разработаны и внедрены новые стандарты общего образования
количество программ профессионального образования, получивших международное признание, увеличится в 1,3 раза по сравнению с 2005 годом
доля учащихся, получающих образование с использованием информационных технологий, увеличится в 1,5 раза по сравнению с 2005 годом
изменения в системе дополнительного образования взрослых позволят переподготовить в 1,3 раза больше граждан в возрасте 25-65 лет по сравнению с 2005 годом
прогнозируется повышение рейтинга России в международных обследованиях качества образования до уровня, являющегося средним (20-е место) для стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (сейчас Россия занимает 30-е место)
доля иностранных учащихся в системе среднего и высшего профессионального образования, в том числе обучающихся на коммерческой основе, увеличится с 0,9 до 1,6 процента
доля учащихся, поступивших в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования по результатам единого государственного экзамена, увеличится с 40 до 90 процентов
доля учебных заведений, реализующих программы двухуровневого профессионального образования, увеличится с 15 до 70 процентов
увеличится доля средств, поступивших от коммерческих и некоммерческих организаций на финансирование образования, в общей сумме расходов на образование по сравнению с 2005 годом.
Будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования за счет:
распространения различных моделей образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе, профильного обучения;
создания общероссийской системы оценки качества образования и системы непрерывного* профессионального образования;
опережающего развития общенациональных университетов и системообразующих вузов как центров интеграции науки и образования для подготовки высокопрофессиональных кадров
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития.

Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе.

Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.

Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования, определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (далее - Концепция). Применительно к периоду действия Программы они сводятся к следующему:

развитие современной системы непрерывного образования;

повышение качества профессионального образования;

обеспечение доступности качественного общего образования;

повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;

формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования.

Решение этих задач в 2006-2010 годах позволит ликвидировать следующие проблемы:

несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования;

чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств и недостаточной свободе их использования;

отсутствие формируемых вне системы образования требований к содержанию и качеству образования;

несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны.

Отдельные мероприятия, направленные на решение этих проблем, реализовывались в предшествующий период.

В ходе выполнения Федеральной программы развития образования в 2000-2005 годах реализованы мероприятия и проекты в области модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования, формирования общенациональной системы оценки качества образования, развития материально-технической базы образовательных учреждений на условиях совершенствования механизмов финансирования образования, расширения экспорта образовательных услуг*, совершенствования институциональных механизмов управления образованием.

Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" создала условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий (оснащение школ персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, создание системы федеральных образовательных порталов, разработка электронных образовательных продуктов, переподготовка преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий), а также для предоставления образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.

Благодаря мерам, принятым в 2001-2005 годах в рамках реализации Концепции, федеральных целевых, межведомственных и ведомственных программ в сфере образования, была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии страны:

приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;

разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;

создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность сферы образования.

Организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования должна стать Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (далее - Программа), обеспечивающая продолжение модернизации российского образования.

Решение указанных задач достигается также благодаря использованию системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы образования.

2. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей

Основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.

Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие стратегические задачи:

совершенствование содержания и технологий образования;

развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

повышение эффективности управления в системе образования;

совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

Каждая из задач Программы носит комплексный характер и направлена на реализацию нескольких приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, в том числе:

развитие современной системы непрерывного профессионального образования (обеспечивается главным образом в рамках задач по совершенствованию содержания и технологий образования и развитию системы обеспечения качества образовательных услуг, совершенствованию экономических механизмов в сфере образования);

повышение качества профессионального образования (реализуется в рамках задач по совершенствованию содержания и технологий образования, развитию системы обеспечения качества образовательных услуг, повышению эффективности управления в сфере образования);

обеспечение доступности качественного общего образования (решается в рамках задач по совершенствованию содержания и технологий образования, развитию системы обеспечения качества образовательных услуг, повышению эффективности управления в системе образования);

повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования (обеспечиваются в рамках задач по повышению эффективности управления и совершенствованию экономических механизмов в сфере образования).

Достижение стратегической цели и решение стратегических задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности приведены в приложении N 1.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2007 N 270)

3. Перечень мероприятий Программы

Перечень мероприятий Программы (без учета государственных капитальных вложений) приведен в приложении N 3. Расчет потребности в ресурсном обеспечении, необходимом для реализации Программы, основан на оценке объемов средств, необходимых для реализации каждого мероприятия в рамках решаемых Программой задач.

Перечень строек и объектов для государственных нужд, финансируемых за счет средств, предусмотренных на реализацию Программы, приведен в приложении N 4.

4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Сводные данные по расчету потребности в ресурсном обеспечении, необходимом для реализации Программы, по задачам (без учета государственных капитальных вложений) приведены в таблице 1.

Таблица 1

сводные данные по расчету потребности в ресурсном обеспечении, необходимом для реализации программы, по задачам (без учета государственных капитальных вложений)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.05.2007 N 270, от 24.03.2008 N 199)

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

Задачи Источник финансирования Объем финансирования
2006-2010 годы - всего в том числе
2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
1. Совершенствование содержания и технологий образования федеральный бюджет 12514,72 1134,06 1702,01 2821,27 2781,74 4075,64
другие источники - всего 6150,93 660,86 858,14 1505,3 1448,95 1677,68
в том числе:
бюджеты субъектов Российской Федерации 4969,97 574,3 744,6 1128,37 1181,49 1341,21
внебюджетные источники 1180,96 86,56 113,54 376,93 267,46 336,47
2. Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг федеральный бюджет 6941,64 837,7 1359,67 1279,67 1659,05 1805,55
другие источники - всего 1468,95 280,37 290,04 112,92 367,19 418,43
в том числе:
бюджеты субъектов Российской Федерации 867,71 162,09 173,3 75,04 223,11 234,17
внебюджетные источники 601,24 118,28 116,74 37,88 144,08 184,26
3. Повышение эффективности управления в системе образования федеральный бюджет 11290,72 1206,75 2012,88 2694,33 2699,3 2677,46
другие источники - всего 3480,07 285,1 664,7 882,35 837,98 809,94
в том числе:
бюджеты субъектов Российской Федерации 1535,13 120,65 248,79 395,39 396,34 373,96
внебюджетные источники 1944,94 164,45 415,91 486,96 441,64 435,98
4. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования федеральный бюджет 2752,94 621,49 523,51 478,21 623,99 505,74
другие источники - всего 825,82 160,32 163,19 152,3 194,35 155,66
в том числе:
бюджеты субъектов Российской Федерации 437,38 53,35 100,67 100,88 93,01 89,47
внебюджетные источники 388,44 106,97 62,52 51,42 101,34 66,19
Итого федеральный бюджет 33500,02 3800 5598,07 7273,48 7764,08 9064,39
другие источники - всего 11925,77 1386,65 1976,07 2652,87 2848,47 3061,71
в том числе:
бюджеты субъектов Российской Федерации 7810,19 910,39 1267,36 1699,68 1893,95 2038,81
внебюджетные источники 4115,58 476,26 708,71 953,19 954,52 1022,9

За счет средств государственных капитальных вложений финансируются мероприятия Программы по реконструкции и строительству федеральных образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, не обеспеченных в соответствии с нормативами необходимыми учебно-лабораторными и вспомогательными площадями, а также объектов социальной направленности (учебно-спортивные корпуса, спортивные площадки, стадионы, студенческие базы отдыха, профилактории и общежития для университетских комплексов).

Целью реконструкции и строительства объектов образовательных учреждений являются обеспечение доступности получения образования, улучшение качества образования, сохранение и улучшение здоровья обучающихся.

Сводные данные по необходимому ресурсному обеспечению Программы по направлению финансирования "Государственные капитальные вложения" за счет средств различных источников приведены в таблице 2.

Таблица 2

сводные данные по необходимому ресурсному обеспечению программы по направлению финансирования "государственные капитальные вложения" за счет средств различных источников

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.05.2007 N 270, от 24.03.2008 N 199)

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

Источник финансирования Объем финансирования
2006-2010 годы - всего в том числе
2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Федеральный бюджет 17891,21 4239,7 5552,67 4259,3 2072 1767,54
Другие источники 2266,35 513,5 390 400,59 436,56 525,7
Итого 20157,56 4753,2 5942,67 4659,89 2508,56 2293,24

Разработка и реализация инновационных проектов Программы требуют значительного научного обеспечения, финансирование которого осуществляется целевым образом в пределах финансирования мероприятий, предусмотренных Программой. Размер финансирования за счет средств федерального бюджета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусмотренных Программой, составляет 2347,62 млн. рублей. Тематика научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в рамках Программы, ориентирована на два основных направления - опережающие научные исследования по проектам, реализация которых запланирована в рамках Программы, и решение комплекса научных проблем, которые будут выявлены в результате реализации отдельных мероприятий Программы.

Сводные данные по необходимому ресурсному обеспечению Программы по направлению финансирования "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" за счет средств различных источников приведены в таблице 3.

Таблица 3

Сводные данные по необходимому ресурсному обеспечению Программы по направлению финансирования "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" за счет средств различных источников

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

Источник финансирования Объем финансирования
2006-2010 годы - всего в том числе
2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Всего 2640,3 253,15 956,22 593,58 452,01 385,34
в том числе
федеральный бюджет 2347,62 200 886,36 542,18 388,35 330,73
другие источники 292,68 53,15 69,86 51,4 63,66 54,61

Объемы финансирования мероприятий Программы по основным направлениям финансирования приведены в приложении N 5.

На начальном этапе реализации Программы предусмотрены в основном работы, связанные с разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также с началом масштабных преобразований и экспериментов. На последующих этапах планируются мероприятия, которые предполагают значительные вложения в закупку оборудования и модернизацию материальной инфраструктуры образования. В последние годы реализации Программы предусмотрены мероприятия, направленные в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.

Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке софинансирования с соответствующим оформлением нормативными актами субъектов Российской Федерации. При этом субъекты Российской Федерации могут разрабатывать собственные региональные программы, финансируемые за счет средств своих бюджетов, с аналогичным названием и применением классификационных признаков, применяемых для Программы, или отдельные региональные проекты. Для реализации Программы привлекаются также средства внебюджетных источников.

Общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет 65583,35 млн. рублей, в том числе по источникам финансирования:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2008 N 199)

за счет средств федерального бюджета - 51391,23 млн. рублей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2008 N 199)

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 8475,46 млн. рублей;

за счет внебюджетных источников - 5716,66 млн. рублей. В качестве внебюджетных источников будут привлечены средства вузов, спонсорская поддержка, средства международных организаций (в том числе Всемирного банка, Международного банка реконструкции и развития, некоммерческих фондов и т. д.).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2007 N 270)

5. Механизм реализации Программы

Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации.

Государственный заказчик - координатор:

разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;

подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;

подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;

разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы;

несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;

организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом программных мероприятий;

осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников;

утверждает положение об управлении Программой.

В целях привлечения общественности к управлению Программой государственным заказчиком - координатором Программы создается научно-координационный совет Программы. В его состав входят ученые и специалисты в соответствующих областях, представители предпринимательского сообщества, общественных, в том числе молодежных, объединений, а также представители государственного заказчика - координатора, государственных заказчиков Программы и других органов исполнительной власти.

Регламент работы научно-координационного совета Программы и его персональный состав утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации. Председателем научно-координационного совета является Министр образования и науки Российской Федерации.

Основными задачами научно-координационного совета Программы являются:

рассмотрение тематики программных мероприятий;

рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации Программы;

выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.

Для текущего управления Программой может быть создана дирекция в виде государственного учреждения или в иной организационно-правовой форме.

Государственными заказчиками Программы являются Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям.

Федеральное агентство по образованию:

подготавливает предложения по формированию перечня программных мероприятий;

проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;

организует независимую оценку показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым показателям;

ведет ежеквартальную отчетность о реализации Программы;

осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;

подписывает соглашения (договоры) о намерениях, заключенные государственным заказчиком и организациями в отношении мероприятий, предусматривающих финансирование за счет средств внебюджетных источников;

организует размещение в электронном виде на сайте Федерального агентства по образованию информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных средств, проведении конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;

с учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы и состав исполнителей.

Федеральное агентство по науке и инновациям:

подготавливает предложения о реализации проектов, обеспечивающих проведение предусмотренных Программой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организует проведение независимой экспертизы их результатов и подготавливает отчет о результатах указанных работ;

подготавливает предложения и участвует в уточнении целевых показателей реализации программных мероприятий;

подготавливает предложения по совершенствованию механизмов реализации Программы.

Мероприятия по сопровождению реализации Программы осуществляются за счет средств, выделяемых на реализацию Программы, и включают в себя методическое, организационно-техническое и экспертное сопровождение реализации Программы (экспертиза проектов и экспертиза результатов выполнения проектов), а также контроль за ходом выполнения Программы.

Отбор поставщиков товаров (работ, услуг) в рамках Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Отбор получателей товаров (работ, услуг) осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на основании творческих конкурсов, которые организуются с целью отбора наиболее перспективных образовательных учреждений и организаций, готовых осуществлять собственные проекты по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации.

Получателями товаров (работ, услуг) могут выступать как подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации учреждения и организации, так и находящиеся в ведении других федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляющие проекты, направленные на реализацию федеральной политики в сфере образования (сохранение единого образовательного и информационного пространства, выравнивание доступа к качественному образованию, создание общероссийской системы оценки качества образования, введение новых образовательных стандартов на всех уровнях образования, внедрение новых организационно-правовых форм, экономических и других институциональных механизмов управления в сфере образования, создание системы непрерывного профессионального образования и другие).

В рамках реализации мероприятий Программы не предусматривается поддержка субъектов Российской Федерации, осуществляемая путем субсидий и субвенций.

Передача материально-технических ресурсов, приобретенных за счет средств федерального бюджета, государственным образовательным учреждениям, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляется государственным заказчиком по акту приема-передачи между государственным заказчиком, поставщиком (исполнителем) и получателем товаров (работ, услуг).

В случае если предметом государственного контракта является выполнение работ (оказание услуг), длительность производственного цикла выполнения (оказания) которых составляет более 1 года, такой государственный контракт может заключаться в пределах средств, предусмотренных Программой на соответствующие цели, на весь срок реализации Программы.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2008 N 199)

6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты развития страны, связанные со сферой образования:

формирование эффективного человеческого капитала и профессиональных кадровых ресурсов, обладающих квалификацией необходимого уровня;

содействие развитию институтов гражданского общества в системе образования и в стране в целом;

обеспечение динамичного и устойчивого роста качества жизни населения.

При выборе показателей и индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные.

Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:

а) повышение качества общего образования:

выравнивание возможностей учащихся (увеличение количества детей в возрасте 5-6 лет, получающих дошкольное образование в соответствии с практикой развитых стран, уменьшение количества неуспевающих и второгодников в начальной школе);

повышение функциональной грамотности выпускников общеобразовательной школы (рост уровня грамотности чтения, математической грамотности, естественно-научной грамотности учащихся (повышение рейтинга PISA);

б) улучшение социальной ориентации учащихся и достижение социального равенства в получении образования:

профилирование школьного образования (увеличение количества учащихся, занимающихся по профилированным программам);

увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой;

снижение различий между городским и сельским образованием (по результатам единого государственного экзамена);

расширение возможности получения образования детьми с ограниченными возможностями (увеличение количества детей указанной категории, получивших общее среднее или профессиональное образование);

расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами населения (увеличение количества учащихся в возрасте до 15 лет, обучающихся по программам дополнительного образования);

увеличение количества молодежи, занятой в сфере экономики (увеличение количества трудоустроенных или перешедших на следующую ступень образования выпускников учебных заведений со специальными образовательными программами);

обеспечение доступности образования (уменьшение количества несовершеннолетних в возрасте 8-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, увеличение количества молодежи в возрасте до 22 лет, получившей среднее образование, увеличение количества учащихся и студентов, получающих стипендии по адресному принципу);

увеличение количества учащихся в возрасте 17-18 лет, успешно завершивших полное среднее образование;

в) повышение конкурентоспособности профессионального образования:

повышение роли работодателей в подготовке профессиональных кадров (увеличение количества учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, прошедших экспертизу образовательных программ, проводимую работодателями, а также учреждений профессионального образования, перешедших на образовательные стандарты нового поколения, разработанные при участии работодателей, общественных и профессиональных объединений);

увеличение количества молодежи, занятой в различных сферах экономики (уменьшение количества безработных в возрасте 16-29 лет и среди выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, уменьшение количества выпускников учреждений среднего профессионального образования и вузов, не получивших работу в течение 6 месяцев после окончания учебы);

увеличение количества молодежи, обучавшейся на первой ступени высшего профессионального образования, включившейся в активную трудовую деятельность;

увеличение количества людей, получающих дополнительное (послевузовское) образование, участвующих в программах переподготовки и повышения квалификации;

г) интеграция в европейское образовательное пространство, повышение мобильности профессионального образования, рост экспортного потенциала образования:

расширение сотрудничества с европейскими странами в области обеспечения качества образования (увеличение количества вузов, прошедших институциональную и специализированную аккредитацию и внедривших системы управления качеством на основе международного стандарта);

введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов, путем внедрения легко сравнимых степеней, болонских студенческих документов (Европейский табель курсов, приложения к диплому (Diploma Supplement), кредитов ECTS в накопительно-переводном "формате"), увеличение количества вузов, использующих эти инструменты;

увеличение количества вузов, соответствующих международным требованиям (имеющих валидизацию);

рост академической мобильности студентов, академического и административного персонала (увеличение количества выданных ссуд и грантов для финансового обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей, увеличение числа граждан Российской Федерации в возрасте до 30 лет, участвующих в международных обменах);

рост экспорта образовательных услуг (увеличение числа граждан других государств, обучающихся в учреждениях профессионального образования Российской Федерации);

д) повышение эффективности финансирования образования:

сокращение числа учебных заведений, учебно-материальная база которых требует капитального ремонта или которые находятся в аварийном состоянии;

рост инвестиций, направляемых на модернизацию основных фондов и прирост нефинансовых активов в области образования (рост доли негосударственных фондов в финансировании образования, увеличение расходов на образование за счет средств всех источников, рост удельного веса финансирования образования за счет средств негосударственных источников в общем объеме финансирования, рост числа крупных инвестиционных проектов, удельный вес расходов по которым за счет средств негосударственных источников выше 10 процентов);

обновление учебно-материальной базы учреждений образования (увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме финансирования образования, увеличение числа образовательных учреждений, имеющих учебно-лабораторную, компьютерную и технологическую базу, соответствующую современным требованиям и нормам);

расширение системы программно-целевого финансирования образования (рост числа регионов, финансирующих развитие образования на основе среднесрочных и долгосрочных целевых программ, рост удельного веса федеральных образовательных учреждений, финансируемых на основе среднесрочных и долгосрочных целевых программ);

е) расширение социального партнерства и использование следующих принципов в управлении образованием:

развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования (увеличение удельного веса образовательных учреждений, имеющих попечительские, управляющие общественные советы);

развитие общественно-гражданских форм управления в системе профессионального образования (увеличение доли учреждений профессионального образования, имеющих институты общественно-гражданского участия в управлении образованием);

развитие общественно-гражданских форм управления в системах регионального образования (увеличение удельного веса субъектов Российской Федерации, имеющих общественно-гражданские институты, участвующие в управлении образованием);

развитие системы общественной экспертизы, государственно-общественных консультаций, общественного мониторинга состояния и развития образования (доля органов власти субъектов Российской Федерации, использующих процедуры общественно-гражданской экспертизы образовательных программ и проектов, систем консультаций в образовании, доля субъектов Российской Федерации, осуществляющих мониторинг развития образования и представляющих данные в открытый доступ, доля федеральных учреждений образования, регулярно представляющих отчеты в открытый доступ).

В результате реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить следующие отсроченные социально-экономические эффекты:

а) на федеральном уровне:

повышение конкурентоспособности и эффективности экономики России, обусловленное повышением качества человеческого капитала, более полным удовлетворением потребностей интенсивно развивающейся экономики, повышением эффективности использования трудовых ресурсов;

повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере образования за счет создания эффективной системы обеспечения качества образовательных услуг, широкого включения в нее общественно-государственных структур и профессиональных объединений;

ускорение оборачиваемости средств федерального бюджета;

повышение уровня образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон;

введение новых форм управления в системе образования;

модернизацию технологической и социальной инфраструктуры образования;

реструктуризацию системы подготовки специалистов всех уровней;

увеличение объемов и структуры экспорта образовательных услуг российской системы образования;

повышение удельного веса российского образования на мировом рынке образовательных услуг;

снижение ресурсоемкости конечного результата деятельности в сфере образования;

б) на уровне образовательных учреждений (организаций):

увеличение количества инновационно-активных научно-образовательных комплексов и сетевых образовательных структур;

рост негосударственного финансирования образовательных программ;

улучшение финансового состояния и повышение эффективности деятельности организаций сферы образования, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала;

увеличение доли нематериальных активов, находящихся в хозяйственном обороте, укрепление связей и расширение взаимовыгодного сотрудничества в сферах образования, науки и производства;

в) в сфере социальной привлекательности образования:

расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи;

повышение спроса на квалифицированные кадры, оптимизация их возрастной структуры;

повышение уровня доходов работников сферы образования;

предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие государства и отрасли;

сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров;

г) в бюджетной сфере:

концентрация средств федерального бюджета на развитии системообразующих "точек роста" в сфере образования;

повышение прозрачности и результативности бюджетных расходов в сфере образования;

содействие развитию различных организационно-правовых форм образовательных организаций;

повышение уровня внебюджетного софинансирования образования, обеспечение дополнительных налоговых поступлений.

Примечание. Определения терминов, отмеченных значком "*", указаны в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. N 1340-р.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.12.2005 N 803 (ред. от 24.03.2008) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006-2010 ГОДЫ"