в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 18.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 11.03.2003 N 13 (ред. от 28.04.2007) "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ САНПИН 2.4.1201-03" (вместе с "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ, ОБОРУДОВАНИЮ И РЕЖИМУ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ. СанПиН 2.4.1201-03")
действует Редакция от 28.04.2007 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 11.03.2003 N 13 (ред. от 28.04.2007) "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ САНПИН 2.4.1201-03" (вместе с "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ, ОБОРУДОВАНИЮ И РЕЖИМУ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ. СанПиН 2.4.1201-03")

II. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

2.1. Требования к участку

2.1.1. Учреждения следует размещать в озелененных районах городов, пригородных зонах и сельской местности, на обособленных земельных участках. Расстояния от промышленных, коммунальных и хозяйственных организаций, сооружений для автотранспорта, жилых домов до специализированных учреждений для несовершеннолетних принимаются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городских и сельских поселений.

Размещение учреждений на территории санитарно-защитной зоны не допускается.

Через территорию учреждений не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжение, канализация, теплоснабжение, электроснабжение).

2.1.2. Земельный участок должен быть сухим, чистым, хорошо проветриваемым и инсолируемым, иметь удобные подъездные пути; въезд для автомашин и вход для детей, взрослых должны быть раздельными.

При сложных рельефах местности участок должен иметь отвод ливневых и паводковых вод.

2.1.3. Учреждения рекомендуется размещать вблизи общеобразовательных школ.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних не размещают на внутриквартальных и особенно межквартальных проездах с регулярным движением транспорта.

Подходы к зданию, пути движения воспитанников не должны пересекаться с проездными путями транспорта.

2.1.4. Земельный участок должен иметь ограждение высотой не менее 1,6 м и освещаться в вечернее время при норме освещенности на земле не менее 10 лк.

2.1.5. Площадь озеленения должна составлять не менее 50% от площади участка. Для озеленения участка запрещается использовать деревья и кустарники с колючими ветвями и ядовитыми плодами. Деревья следует высаживать на расстоянии не менее 15 м от здания, кустарники - не менее 5 м.

2.1.6. Площадь участка следует принимать из расчета не менее 40 м2 на 1 место.

2.1.7. Площадь игровых площадок следует принимать 6 - 8 м2 на 1 ребенка из расчета одновременного присутствия всех детей дошкольного возраста и 40 - 50% детей школьного возраста. Площадки должны иметь травянисто-песчаный покров.

2.1.8. На игровых площадках должны быть оборудованы теневые навесы площадью из расчета не менее 2 м2 на 1 место, рассчитанные на проведение игр в плохую погоду и защиту воспитанников от перегревов в солнечную погоду.

Теневые навесы должны быть закрыты с трех сторон (для защиты от ветра) и иметь дощатый пол на расстоянии не менее 15 см от земли.

2.1.9. На игровых площадках рекомендуется предусматривать следующее оборудование:

- для детей дошкольного и младшего школьного возраста - качели, качалки, грибки, скамейки для отдыха, песочницы, площадки для развития основных видов движения (для лазания, скатывания и др.);

- для детей среднего и старшего школьного возраста - беседки и скамейки для отдыха и чтения, столы для игр.

2.1.10. Оборудование на участке должно соответствовать росту детей, быть исправно, устойчиво закреплено, без выступов и шероховатостей. Покрытие должно быть водостойким и поддаваться очистке и дезинфекционной обработке.

2.1.11. На территории предусматривается физкультурная площадка, а при наличии достаточной площади - спортивные площадки для игр в настольный теннис, волейбол, бадминтон, футбол. Эти площадки располагают вблизи игровых площадок для детей среднего и старшего школьного возраста.

2.1.12. Размеры спортивных площадок должны быть не менее: для настольного тенниса 2,8 м х 1,5 м; для волейбола - 9 м х 18 м; для футбола - 4 м х 80 м; для бадминтона - 13,5 х 6 м; для физической культуры - 80 - 100 м2.

2.1.13. На детских игровых и спортивных площадках не должно быть смотровых колодцев по обслуживанию наружных сетей водоснабжения и канализации.

2.1.14. Хозяйственная зона должна располагаться вблизи пищеблока, иметь твердое покрытие (асфальт или бетон), самостоятельный въезд с улицы и ограждаться зелеными насаждениями от других участков для отдыха детей и подростков.

2.1.15. В хозяйственной зоне на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения должна быть оборудована площадка для сбора мусора. На площадке с твердым покрытием устанавливают контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,0 м во все стороны.

2.1.16. В хозяйственной зоне в зависимости от конкретных условий и при наличии достаточной площади могут располагаться: гараж, ремонтные мастерские, складские помещения, овощехранилище и т.д.

2.1.17. При наличии достаточной площади на территории учреждения организуют огороды, парники.

2.2. Требования к зданию

2.2.1. Учреждения необходимо размещать в отдельно стоящих зданиях. Этажность зданий не должна превышать 3 этажей. Размещение детей дошкольного и младшего школьного возраста не должно превышать 2-го этажа.

2.2.2. Планировочное решение здания должно обеспечивать принцип групповой изоляции, четкое деление на основные функциональные группы помещений: приемное отделение, жилые, учебные, общевоспитательного назначения, психологической коррекции и социальной реабилитации, медицинского обслуживания, административно-хозяйственные и бытовые помещения с пищеблоком и прачечной. Помимо перечисленных, может быть предусмотрена группа помещений для дополнительных занятий: музыкальных, физкультурных, трудовой и кружковой деятельности.

2.2.3. Наружные входы в здания оборудуют тамбурами: одним - в III Б климатическом подрайоне, двойным - в I В, I Д, II и III климатических районах, тройным тамбуром под углом в I А, I Б и I Г климатических подрайонах (внутренние двери не должны иметь сплошное остекление, наружная дверь должна открываться вовнутрь).

2.2.4. Высота ограждений лестниц, используемых детьми, должна быть 1,8 м 1,5 м при сплошном ограждении сеткой.

2.2.5. В подвальных и цокольных этажах не следует размещать помещения для пребывания детей (учебные, жилые, раздевальные, мастерские, помещения кружковой деятельности, спортивные, медицинского назначения и др.).

Цокольные и подвальные помещения должны использоваться в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

2.2.6. Приемное отделение

2.2.6.1. Приемное отделение предназначается:

- для проведения первичной санитарной обработки воспитанников;

- для проведения медицинского осмотра и направления их при наличии показаний на лечение в стационарно-медицинское учреждение;

- для оказания первичной психологической и медицинской помощи.

2.2.6.2. Приемное отделение размещают на первом этаже с обязательным самостоятельным выходом на участок.

2.2.6.3. В состав приемного отделения входят:

- санпропускник [приемник, помещение для первичного осмотра, кладовая для сбора одежды, бывшей на детях при поступлении в приют, дезинфекционная камера (при отсутствии дезинфекционной камеры в учреждении используют дезинфекционную камеру в близлежащих учреждениях по договору), душевая, санитарный узел];

- кабинет врачебного осмотра площадью не менее 12 м2;

- изолятор (не менее 2 палат, площадью по 9 м2 каждая);

- помещение для обработки против педикулеза площадью не менее 6 м2;

- буфет - раздаточная с 3-секционной мойкой площадью не менее 6 м2;

- санитарный узел с ванной комнатой или душевой площадью не менее 8 м2 и помещение для одевания воспитанников площадью не менее 5 м2;

- раздевалка для персонала площадью не менее 5 м2.

2.2.7. Отделение реализации программ социальной реабилитации

2.2.7.1. В отделении создаются реабилитационные возрастные группы круглосуточного или дневного пребывания.

2.2.7.2. Комплекс помещений, необходимый для круглосуточного пребывания детей, объединяется по принципу жилой ячейки и должен быть изолирован для детей дошкольного возраста. Допускается пребывание в одной ячейке детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2.2.7.3. Для групп детей дошкольного возраста обязателен следующий набор помещений:

- раздевальная с сушильными шкафами (площадью из расчета не менее 0,7 м2 на 1 человека);

- спальня не более чем на 4 человека, площадью из расчета не менее 3 м2 на 1 человека;

- групповая - игровая, площадью из расчета не менее 2,5 м2 на 1 ребенка;

- буфетная с 2-секционной мойкой площадью не менее 3 м2;

- душевая;

- санитарный узел площадью из расчета 0,8 м2 на 1 ребенка (умывальные, уборные); следует предусмотреть место для хранения уборочного инвентаря.

2.2.7.4. Для групп детей школьного возраста предусматриваются следующие помещения:

- раздевальные помещения с сушильными шкафами, раздельные для мальчиков и девочек, из расчета не менее 0,7 м2 на 1 человека;

- спальни не более чем на 4 места для воспитанников 8 - 14 лет и не более чем на 3 места для воспитанников 15 - 18 лет, площадью из расчета не менее 4 м2 на 1 человека;

- общегрупповая комната (гостиная) площадью не менее 20 м2;

- санитарный узел площадью из расчета 0,8 м2 на 1 воспитанника (раздельные умывальные и туалеты для мальчиков и девочек);

- душевая, комната личной гигиены девочек;

- место для стирки личных вещей (носки, гольфы, колготы и др.) детьми в возрасте с 10 лет.

Спальни группируются в спальные секции по возрастному принципу отдельно для мальчиков и девочек.

Допускается выделение мест для самостоятельных занятий и приготовления уроков (оборудованное местным освещением) в спальне при условии, если ее площадь составляет не менее 6 м2 на воспитанника.

В общегрупповой комнате (гостиной) должно быть выделено место для приготовления уроков, оборудованное местным освещением, отдельное место для проведения совместного чаепития, приема друзей и т.д., а также предусмотрена зона психологической разгрузки, в которой следует располагать кушетку или кресло.

При отсутствии душевых по группам необходимо предусмотреть в учреждении общую душевую или баню и использовать их по графикам (ежедневных и банных дней).

2.2.7.5. Для организации в учреждении обучения детей по школьной программе необходимо выделить дополнительно учебное помещение площадью из расчета 3,0 м2 на 1 человека, но не менее 20 м2.

2.2.7.6. Необходимо предусмотреть комнату для индивидуальных занятий со специалистами (логопед, психолог) площадью не менее 12 м2.

2.2.7.7. Необходимо иметь библиотеку с книгохранилищем и читальным залом площадью не менее 30 м2.

2.2.7.8. Трудовое обучение и кружковая деятельность детей школьного возраста должны осуществляться в специально отведенных помещениях, мастерских. Число мест в мастерских следует принимать 6 - 8. Площадь мастерских: слесарных, обувных, ручных ремесел, ремонта аппаратуры и бытовой техники рекомендуется принимать из расчета 4 м2 на 1 человека; в швейных мастерских - 6 м2; в мастерских по механической обработке дерева, токарной, фрезерной и механической - 10 м2; слесарно-инструментальной и слесарно-сборочной - 7 м2.

Площадь помещений для занятий с использованием компьютеров должна быть из расчета 6 м2 на 1 рабочее место.

2.2.7.9. При наличии достаточных площадей в состав помещений рекомендуется предусмотреть спортивный зал для проведения физкультурных занятий и актовый зал для проведения общественных мероприятий и музыкальных занятий.

Площадь актового зала должна быть рассчитана на 120% от числа детей (в расчете на персонал и гостей) и составлять не менее 1,2 м2 на 1 место в зале.

Площадь спортивного зала должна составлять не менее 70 м2. При организации спортивных залов по отдельным видам спорта следует руководствоваться санитарными и строительными нормами и правилами.

Спортивные, музыкальные занятия и праздничные мероприятия могут проводиться в одном общем зале.

2.2.8. Помещения столовой

2.2.8.1. Помещение столовой выделяется в специальный блок на 1 этаже с обязательным отдельным выходом на хозяйственный двор.

2.2.8.2. При вместимости учреждения больше 30 человек помещение столовой включает:

- обеденный зал - площадь помещения принимается из расчета 1,5 м2 на 1 посадочное место;

- горячий цех площадью не менее 30 м2;

- холодный цех -"- 16 м2;

- мясо-рыбный цех -"- 16 м2;

- овощной цех -"- 16 м2;

- хлеборезка;

- моечная столовой и кухонной посуды (площадь моечной для столовой посуды при ручной мойке должна составлять не менее 16 м2, при механизированной мойке - не менее 30 м2);

- охлаждаемая камера или холодильный шкаф;

- низкотемпературная камера;

- кладовые овощей и сухих продуктов;

- бытовые помещения для сотрудников пищеблока (раздевалка, туалет, душевые);

- помещение для хранения тары.

2.2.8.3. При вместимости специализированного учреждения до 30 мест допускается оборудование пищеблока со следующим составом помещений: кухня с заготовочными и моечными для столовой и кухонной посуды, кладовая для сухих продуктов с холодильной установкой и кладовые для овощей. Моечная, заготовочная отделяются от кухни оборудованием или перегородками - экранами высотой 2 м.

2.2.8.4. Полы в моечной и производственных помещениях должны иметь трап с уклоном для стока воды в канализацию.

2.2.8.5. Перед обеденным залом или внутри него следует предусмотреть раковину из расчета не менее 1 умывальника на 18 посадочных мест.

2.2.8.6. В производственных помещениях устанавливают технологическое оборудование, работающее на электричестве, газе или твердом топливе; топку кухонных плит, работающих на твердом топливе, необходимо вынести в отдельное помещение с выходом наружу.

2.2.9. Медицинские помещения

2.2.9.1. В состав медицинских помещений должны входить:

- кабинет врача-педиатра - площадью не менее 12 м2;

- кабинет психоневролога-психолога - площадью не мене 14 м2;

- кабинет психотерапии - площадью не менее 18 м2;

- кабинет медицинской сестры - площадью не менее 14 м2;

- процедурный кабинет площадью 18 м2;

- санитарный узел для персонала;

- изолятор не менее чем на 2 палаты (не более чем на 2 койки каждая) с санитарным узлом.

При наличии достаточной площади могут быть дополнительно организованы кабинеты физиотерапии, стоматологический и др.

2.2.9.2. Медицинские помещения, помещения для сна и занятий детей следует изолировать от кухни и прачечной, во избежание отрицательного влияния шума, высоких температур, влажности воздуха и запахов.

2.2.10. Отделение социально-правовой помощи

2.2.10.1. В отделение социально-правовой помощи должны входить кабинеты для социальных работников (не менее 2).

2.2.11. Административно-хозяйственные и вспомогательные помещения

2.2.11.1. В состав административно-хозяйственного и вспомогательного блоков необходимо предусмотреть:

- вестибюль с гардеробом для сотрудников и посетителей;

- кабинет директора - площадью не менее 12 м2;

- методический кабинет - площадью не менее 15 м2;

- канцелярию и бухгалтерию - площадью не менее 16 м2;

- хозяйственную кладовую - площадью не менее 10 м2;

- кладовую чистого белья - площадью не менее 8 м2;

- кладовую грязного белья - площадью не менее 6 м2;

- кастелянскую - площадью не менее 9 м2;

- прачечную;

- душевую;

- сушилку для одежды и обуви;

- комнату для хранения сезонной одежды - не менее 9 м2;

- комнату для хранения новых вещей - не менее 9 м2;

- комнату уборочного инвентаря - площадью не менее 9 м2;

- туалет для персонала.

2.2.11.2. Прачечная должна иметь 2 входа: для приема грязного белья и выдачи чистого белья.

В состав прачечной входят:

- помещение, где осуществляется стирка;

- сушильная;

- гладильная.

2.3. Требования к внутренней отделке помещений

2.3.1. Для внутренней отделки помещений специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, следует использовать материалы, разрешенные к использованию в строительстве образовательных учреждений при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.

2.3.2. Поверхности стен, потолков, полов основных помещений должны быть гладкими, позволяющими проводить их уборку (мытье) и дезинфекцию. Панели окрашивают масляными красками светлых тонов на высоту 1,8 м, с коэффициентом отражения 0,7 - 0,6. Стены и потолки окрашивают красками с коэффициентом отражения 0,8 - 0,7, с использованием водоэмульсионных красок, меловой или известковой побелки.

2.3.3. Стены производственных и складских помещений пищеблока следует облицовывать глазурованной плиткой или окрашивать на высоту 1,8 м влагостойкими красками, допускающими систематическую очистку и влажную обработку с использованием моющих и дезинфицирующих средств.

2.3.4. Стены в помещениях с влажным режимом (душевые, умывальные, прачечные, постирочные), кладовых для хранения чистого и грязного белья, буфетах, туалетах облицовывают керамической глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,8 м2.

2.3.5. Стены в коридорах и холлах следует отделывать облицовочными материалами, разрешенными к применению в установленном порядке и допускающими влажную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств, или окрашивать масляной краской на высоту 1,8 м.

2.3.6. Потолки в помещениях с влажным режимом (душевые, постирочные, прачечные, умывальные и др.) и туалетах окрашивают масляной краской.

2.3.7. Полы помещений специализированных учреждений должны быть гладкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов.

2.3.8. В качестве материалов для полов следует использовать деревянные покрытия или синтетические полимерные материалы, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным правилам.

2.3.9. Полы в помещениях с влажным режимом покрывают метлахской плиткой.

2.3.10. Полы в помещениях посудомоечного отделения пищеблока, душевых, постирочных, прачечных оборудуют трапами с соответствующими уклонами полов к отверстиям трапов.

2.4. Требования к оборудованию помещений

2.4.1. При оборудовании специализированных учреждений следует учитывать ростовые данные и возрастные особенности детей, соответствие гигиеническим требованиям.

Использование мебели разрешается только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии данной мебели санитарным правилам.

2.4.2. Приемные и раздевальные оборудуют шкафами для верхней одежды детей, персонала и сушильными шкафами для одежды и обуви. Допускается устройство одного сушильного шкафа вместимостью до 20 комплектов на 2 группы. Шкафы для одежды обязательно закрепляют и оборудуют индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды.

2.4.3. В помещении групповой для детей 3 - 7 лет следует обеспечивать условия для игр, занятий детей и приема пищи, а также возможность самостоятельно регулировать психологическую дистанцию с воспитателем или сверстниками вплоть до относительного уединения. Последнее достигается разделением игровой зоны с помощью оборудования на полузамкнутые отсеки площадью от 2 до 6 м2, а также созданием зон психологической разгрузки - "домашний уголок".

2.4.4. Каждый ребенок должен иметь индивидуальное место за детским столом. Для детей от 2 до 4 лет устанавливают 4-местные столы, для детей от 4 до 7 лет - 2-местные столы, которые размещают во время занятий аналогично ученическим столам в школе. При размещении детских столов следует обеспечить свободный доступ к каждому ребенку, а также достаточный проход между рядами. Во время занятий расстояние между рядами столов следует устанавливать не менее 0,5 м. Столы устанавливают у светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении на расстоянии 1 м.

2.4.5. Расстояние от доски до первых столов не менее 2 м, в крайних рядах при трехрядной расстановке - 2,4 м. От доски до последнего стола расстояние должно быть не более 8 м.

2.4.6. Для левшей рекомендуется устанавливать столы для индивидуальных занятий при правостороннем освещении.

2.4.7. При организации питания детей в группе расстояние между столами следует устанавливать не менее 1,2 м.

2.4.8. Основные размеры комплектов мебели (столов и стульев) для детей дошкольного и школьного возраста должны соответствовать государственным стандартам на детскую и школьную мебель (приложение 1).

Запрещается использовать вместо стульев табуретки или скамейки.

2.4.9. "Домашний уголок" оборудуется как фрагмент гостиной с мебелью, озеленением, телевизором и т.д. Размещение цветов не должно сокращать уровень естественной освещенности.

2.4.10. При использовании мягкой мебели обязательно наличие съемных чехлов (не менее 2 смен) с обязательной сменой их 1 раз в месяц и по мере загрязнения.

2.4.11. В групповых помещениях для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

2.4.12. Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоту 1 - 1,3 м от пола и на расстоянии не менее 4 м от глаз воспитанников.

2.4.13. В буфетных устанавливают 2-секционные мойки (с обязательным устройством воздушных разрывов при подсоединении к канализационной сети), столы, подвесные сушилки и закрывающиеся полки (или шкафы) для хранения чистой посуды.

2.4.14. Спальни для детей дошкольного возраста до 3 лет оборудуют стационарными кроватями длиной 120 см, шириной 60 см с переменной высотой ложа и ограждением; для детей 3 - 7 лет - кроватями длиной 140 см, шириной 60 см.

Не допускается использование стационарных двухъярусных кроватей.

2.4.15. Спальные комнаты для детей школьного возраста обеспечивают твердым и мягким инвентарем в соответствии с требованиями, предъявляемыми к мебели.

2.4.16. Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен - не менее 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, ширина прохода между кроватями - не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 - 0,4 м.

2.4.17. Спальные комнаты оборудуют пристроенными или встроенными шкафами для повседневной одежды и обуви. Количество отделений во встроенных шкафах должно соответствовать количеству спальных мест в комнате. Количество тумбочек и стульев соответствует числу проживающих.

2.4.18. Покрытия столов, тумбочек, спинок кроватей, полок и другой мебели должны быть гладкими, легко доступными для влажной уборки и дезинфекции.

2.4.19. Туалетные помещения делятся на умывальную зону и зону санитарных кабин. Умывальные оборудуют вешалками для полотенец и умывальными раковинами: для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста - детскими умывальными раковинами, для детей среднего и старшего школьного возраста - умывальными раковинами для взрослых. Зону санитарных кабин оборудуют унитазами со стульчаками для детей дошкольного и младшего школьного возраста - детскими, для среднего и старшего школьного возраста - унитазами для взрослых. Туалетные комнаты оборудуют шкафами для хранения уборочного инвентаря.

2.4.20. Туалетные помещения оборудуют умывальниками и унитазами из расчета не менее 1 на 4 человека (дошкольного и школьного возраста), не менее 1 писсуара на 5 мальчиков школьного возраста, не менее 1 ногомойки на 5 человек.

2.4.21. Унитазы (для мальчиков и девочек, независимо от возраста) оборудуют закрывающимися (без запоров) кабинами высотой 1,2 м на расстоянии 15 см от пола.

2.4.22. Душевые кабины (с раздевальными) оборудуют рожками из расчета не менее 1 на 5 человек, резиновыми ковриками с ребристой поверхностью.

2.4.23. Комнату личной гигиены девочек (не менее 1 в учреждении) оборудуют биде или поддоном с гибким шлангом, умывальником и унитазом.

2.4.24. Медицинские помещения обеспечивают необходимым инвентарем и оборудованием в соответствии с их назначением. Не допускается в качестве стульев и кушеток использовать мягкую мебель (диваны, кресла, стулья с мягкой обивкой). Процедурный кабинет должен иметь необходимое оборудование и средства для оказания медицинской помощи (приложение 2).

2.5. Требования к естественному и искусственному освещению

2.5.1. Основные помещения должны иметь непосредственное прямое естественное освещение.

2.5.2. Естественное освещение в помещениях для занятий детей осуществляется через боковые светопроемы, преимущественно с левосторонней направленностью света на рабочее место. Недопустимо направление светового потока на рабочее место спереди и сзади.

Коэффициент естественной освещенности (КЕО) в помещениях пребывания детей должен быть не менее 1,5%.

2.5.3. Помещение для учебных занятий, отдыха детей, спальные помещения, палаты изолятора следует ориентировать на южные румбы горизонта.

2.5.4. Очистку оконных стекол следует проводить не реже 3 - 4 раз в год.

2.5.5. На окнах не должно быть высоких и широколистных цветов, снижающих уровень естественного освещения. Цветы следует размещать в простенках окон в подвесных или напольных цветочницах.

2.5.6. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение помещений. Преимущество имеет люминесцентное освещение. Нормируемые уровни искусственной освещенности в основных помещениях учреждений представлены в таблице 2.5.1.

Таблица 2.5.1

Нормируемая искусственная освещенность в основных помещениях учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации

N Наименование помещений, рабочей поверхности Освещенность люминесцентными лампами (лк) <*> Поверхности, к которым относятся нормы освещения
I. Помещения для дошкольных групп:
раздевальная 200 На полу
групповая 300 <*> Горизонтальные поверхности на уровне 0,5 м
спальня 75 -"
туалетная 75 На полу
буфетная 200 На уровне 0,8 м
II. Помещения для школьных групп:
комната для отдыха и приготовления уроков 300 Горизонт. - 0,8 м
спальные комнаты 75 -"
уборные, умывальные 75 На полу
комнаты личной гигиены девочек, душевые 75 На полу
обеденный зал 200 Горизонт. - 0,8 м
раздаточные 300 -"
холодные и горячие цехи, доготовочные и заготовочные 200 -"
моечные 200 -"
вестибюли и гардеробные 150 На полу
лестницы главные 100 На полу на ступен.
остальные лестничные клетки 50 -"
библиотека 300 Горизонт. - 0,8 м
III. Общие помещения для всех видов учреждений:
кабинет врача 300 Горизонт. - 0,8 м
комната заболевшего ребенка 150 Горизонт. - 0,5 м
изолятор 150 Горизонт. - 0,5 м


<*> При использовании ламп накаливания нормы освещенности уменьшаются вдвое.

2.5.7. Выбор светильников для основных помещений учреждений осуществляется согласно таблице 2.5.2.

Таблица 2.5.2

Рекомендации по искусственному освещению основных помещений учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации

Помещения Система освещения Тип ламп (люминесцентных) Размещение светильников
Раздевальные групповые, комнаты для отдыха и приготовления уроков Общее равномерное ЛБ, ЛХБ Вдоль преимущественного расположения рядов столов параллельно длинной стороне помещения
Спальные помещения Общее равномерное + дежурное (ночное) ЛН, ЛБ Вдоль преимущественного размещения оборудования
Изолятор, комната заболевшего ребенка Общее равномерное ЛЕЦ, ЛХЕ, ЛТБЦ Вдоль прохода и шкафов
Зал для музыкальных и гимнастических занятий Общее равномерное ЛЕЦ, ЛБ, ЛТБЦ -"

2.5.8. В спальнях и палатах изолятора следует предусматривать устройства для дежурного (ночного) освещения, присоединенного к сети эвакуационного освещения.

2.5.9. Чистку осветительной арматуры светильников следует проводить не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. К этой работе дети и подростки не привлекаются. Не допускается хранение использованных ламп в учреждении.

2.6. Требования к воздушно-тепловому режиму

2.6.1. Температура воздуха в помещениях дифференцирована в зависимости от назначения помещений и возраста детей и принимается согласно таблице 2.6.1.

Таблица 2.6.1

Расчетные температуры воздуха и кратность воздухообмена

Помещения Расчетная температура воздуха <*> Кратность обмена воздуха в 1 час
в IА, Б, Г климатических подрайонах в IВ, Д во II, III районах в IА, Б, Г в других районах, за исключением IА, Б, Г
приток вытяжка приток вытяжка
Групповые, раздевальные дошкольной группы 21 - 22 20 - 21 2,5 1,5 1,5
Спальня дошкольной группы 20 19 2,5 1,5 1,5
Туалетные дошкольной группы 21 20 1,5 1,5
Буфетные 16 16 1,5 1,5
Залы для музыкальных и гимнастических занятий 20 19 2,5 1,5 1,5
Спальные комнаты для детей школьного возраста 18 16 1,5
Кружковые помещения 21 18


<*> Расчетная температура в угловых помещениях должна быть на 2 градуса выше.

2.6.2. Влажность в помещениях должна быть не более 40 - 60%. Содержание вредных загрязняющих веществ в воздухе помещений не должно превышать предельно допустимых среднесуточных концентраций для атмосферного воздуха в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

2.6.3. Здания социальных учреждений должны быть оборудованы системами вентиляции в соответствии с требованиями строительных норм и правил для общественных зданий и сооружений.

Кратность воздухообмена в 1 час представлена в таблице 2.6.1.

2.6.4. Все помещения проветриваются ежедневно не реже 2 раз в день. Наиболее эффективным считается сквозное и угловое проветривание помещений.

Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы.

Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 минут до их прихода, в спальнях за 30 минут до отхода ко сну.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении не более чем на 2 - 4 град. (с учетом возраста детей).

В теплое время года необходима широкая аэрация всех помещений в присутствии детей (во время занятий и во время сна).

2.6.5. Площадь фрамуг (форточек) должна составлять не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки не допускается забивать и заклеивать.

2.7. Санитарно-техническое оборудование

2.7.1. Социальные учреждения должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой. Качество воды должно удовлетворять гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

2.7.2. Здания социальных учреждений должны быть оборудованы водопроводом, иметь горячее водоснабжение и канализацию, водостоки.

2.7.3. При отсутствии централизованного водоснабжения должна быть обеспечена механизированная подача воды в следующие здания и сооружения: пищеблок, буфетные, изолятор, медицинские кабины, прачечную, душевые, умывальные, ногомойки, туалеты, кабины личной гигиены девочек.

Температура горячей воды, подаваемой к душам и умывальникам, должна быть не ниже 37 град. С и не выше 60 град. (с учетом устройства смесителей с холодной водой).

2.7.4. К системе горячего водоснабжения должны присоединяться нагревательные приборы в помещениях для сушки верхней одежды и обуви детей (в приемных и раздевальных), а также полотенцесушители при столовых и в туалетных.

2.7.5. В качестве нагревательных приборов отопительной системы допускается применять радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели. Печное отопление допускается только в 1-этажных зданиях. Топка устраивается в коридоре. Не следует устанавливать железные печи. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива.

2.7.6. Нагревательные приборы системы отопления в помещениях должны располагаться под оконными проемами, иметь регуляторы температуры и ограждаться съемными деревянными решетками. Не следует устраивать ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 град. С.

2.8. Требования к организации режима дня

2.8.1. Рациональная организация режима дня воспитанников специализированных учреждений является существенным элементом лечебно-оздоровительных мероприятий и социально-психологической реабилитации. Построение режима дня воспитанников должно основываться на дифференцированном подходе к детям разного возраста с учетом их соматического и психического состояния здоровья.

2.8.2. Продолжительность ночного сна должна составлять: для воспитанников дошкольного возраста - не менее 10 - 11 часов, младшего и среднего школьного возраста - не менее 9 - 10 часов, старшего школьного возраста лет - не менее 8,5 часов. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также для ослабленных детей старшего возраста должен быть организован дневной сон продолжительностью не менее 2 часов. В разновозрастных группах для воспитанников как дошкольного, так и младшего школьного возраста укладывать спать первыми и подымать последними следует детей младшего возраста, а также детей с трудным засыпанием и чутким сном. Во время сна детей (ночного и дневного) присутствие воспитателя (или его помощника) обязательно.

2.8.3. Продолжительность прогулки для детей дошкольного возраста в первой половине дня должна составлять не менее 1,5 - 2 часов, во второй половине дня - не менее 1,5 часов. Для детей младшего школьного возраста продолжительность прогулки составляет не менее 3,5 часов, для детей среднего школьного возраста - не менее 3 часов, детей старшего школьного возраста - не менее 2,5 часов.

В выходные дни и каникулярное время продолжительность пребывания детей на воздухе увеличивается на 1,5 - 2 ч (занятия по интересам, экскурсии, походы, спортивные соревнования и т.п.).

2.8.4. Питание воспитанников организуют не менее 4 раз в день с интервалами не более 3,5 часов для детей дошкольного возраста и не более 4-х часов для детей школьного возраста.

2.8.5. Для воспитанников, имеющих отклонения в состоянии здоровья и в психологическом статусе, в специально отведенное время следует предусматривать лечебно-оздоровительные мероприятия и психолого-педагогическую реабилитацию.

2.8.6. В период пребывания детей в приемном отделении специализированного учреждения продолжительность прогулки, дневного и ночного сна воспитанников может быть увеличена с учетом их индивидуальных потребностей.

2.8.7. Развивающие занятия для дошкольников проводят преимущественно в первую половину дня. Задания на занятиях статического и двигательного характера следует давать дифференцированно с учетом возраста, уровня развития и способности детей и состояния здоровья.

Занятия в разновозрастной группе дошкольников следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей более младшего возраста. Продолжительность одного занятия не более 20 мин. Для детей 3 - 4 лет допускается проведение 2-х занятий в течение дня, а для детей 5 - 7 - не более 3-х занятий. В выходные дни занятия не проводят.

2.8.8. Длительность перерывов между развивающими занятиями дошкольников - не менее 10 мин. Их следует проводить в форме подвижных игр умеренной интенсивности с включением коррекционных упражнений (коррекция и профилактика нарушений осанки, плоскостопия, близорукости).

2.8.9. Для детей, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья, в недельное расписание занятий должно быть включено не менее 3-х занятий по физическому воспитанию. Одно из трех физкультурных занятий для детей 5 - 7 лет, не имеющих медицинских противопоказаний и при наличии соответствующей одежды, следует круглогодично проводить на воздухе. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное число физкультурных занятий проводят на открытом воздухе.

2.8.10. Работа по физическому воспитанию должна осуществляться при регулярном контроле со стороны медицинского персонала учреждения. Дети с отклонениями в состоянии здоровья и выздоравливающие после острых заболеваний должны заниматься по щадящей программе, составленной с учетом рекомендаций медицинского персонала, или лечебной физкультурой.

2.8.11. Трудовое обучение детей 5 - 7 лет следует проводить в форме самообслуживания (помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями).

2.8.12. В режиме дня детей дошкольного возраста необходимо выделить время - не менее 1,5 часов для игр и занятий по интересам и желанию.

2.8.13. Длительность просмотра телепередач и диафильмов для детей-дошкольников должна быть не более 30 мин. Просмотр детских кинофильмов - не чаще 2 раз в неделю. Для профилактики нарушений сна между сном и ужином детей необходимо предусмотреть спокойные тихие игры или занятия без чрезмерной двигательной активности.

2.8.14. Длительность приготовления уроков не должна превышать:

для учащихся 2 классов - 1,5 часов,

-"- 3 - 4 классов - 2 часов,

-"- 5 - 6 классов - 2,5 часов,

-"- 7 - 8 классов - 3 часов,

-"- 9 - 11 классов - 4 часов.

Обучение в 1-м классе проводят без домашних заданий.

Порядок выполнения домашних заданий выбирается самими воспитанниками по собственному усмотрению. По завершении отдельных этапов работы, но не более чем через 30 - 40 мин., им следует предоставлять возможность индивидуальных перерывов.

2.8.15. После окончания самоподготовки и прогулки свободное время воспитанников должно заполняться различными видами деятельности эмоционального, спортивного, трудового характера (кружки, зрелищные мероприятия, занятия по выбору). Длительность занятия в кружках для воспитанников младшего школьного возраста - не более 1 часа, для детей среднего и старшего школьного возраста - не более 1,5 часов и не более 2 раз в неделю. Не рекомендуется участие одного воспитанника более чем в 2-х различных кружках.

2.8.16. При проведении кружковых занятий с использованием компьютеров необходимо учитывать возрастные регламенты непрерывной работы с ними:

- для дошкольников 5 - 6 лет - не более 10 мин.;

- для учащихся 1 - 5 классов - не более 15 мин.;

- для учащихся 6 - 7 классов - не более 20 мин.;

- для учащихся 8 - 9 классов - не более 25 мин.;

- для учащихся 10 - 11 классов - не более 30 мин.

Для профилактики зрительного утомления после работы с компьютером проводится комплекс упражнений гимнастики для глаз - 1 - 2 мин., в середине занятия - перерыв для организации подвижного отдыха длительностью 10 мин.

Не используется компьютер одновременно для занятий двух и более детей, независимо от их возраста.

Занятия воспитанников с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста). Используемая компьютерная техника должна иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее ее безопасность для детей.

2.8.17. Просмотр телевизионных передач, сопряженный со значительной зрительно-психической нагрузкой, не должен превышать в день для младших школьников 1 ч, для детей более старшего возраста - 1,5 ч и не чаще 2 раз в неделю.

2.8.18. Мероприятия эмоционального и двигательного характера проводят до ужина.

2.8.19. Трудовое воспитание включает в себя самообслуживание, работу на приусадебном участке, работу в мастерских в соответствии с содержанием программ трудового обучения и интересами воспитанников. Дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, допускаются к участию в посильном общественно полезном труде по согласованию с медицинским работником.

2.8.20. При организации трудового обучения подростков на базе других организаций необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования.

2.8.21. Перед выполнением тех или иных работ в учреждениях социальной реабилитации для несовершеннолетних педагоги проводят обязательный инструктаж и обучают детей рациональным приемам и правилам безопасности при их выполнении. Используемый для работы инвентарь должен соответствовать росту и возрастным возможностям воспитанников.

2.8.22. Не допускается привлекать воспитанников к выполнению следующих видов работ: очистке осветительной арматуры; мытью окон; уборке санитарных узлов и мест общего пользования (лестничных площадок, пролетов, коридоров); ручной стирке постельного белья; очистке выгребных ям и мусоросборников; очистке крыш и проезжих улиц от снега; обслуживанию котельных; проведению текущей дезинфекции, дезинсекции, дератизации; к выполнению работ, связанных с использованием ядохимикатов, сбором вторичного сырья; к работам на пищеблоке, а также любым видам работ в ночное время и связанным с переносом (передвижением) тяжестей свыше норм, установленных для подростков (приложение 3).

К выполнению работ с использованием бытовых машин и приборов (стиральные машины, пылесосы и др.) допускаются воспитанники не моложе 14 лет при условии контроля со стороны обслуживающего персонала.

III. Требования к оборудованию пищеблока и технологии приготовления пищи

3.1. Требования к устройству, оборудованию, содержанию пищеблока должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также типовой инструкции по охране труда при работе в пищеблоках.

3.2. Столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, следует приобретать цельнометаллические из нержавеющей стали или дюралюминия. Столы, покрытые оцинкованным железом (с закругленными углами) допускаются только для обработки сырого мяса, сырых кур и сырой рыбы. Для разделки теста используют столы с деревянными гладко выструганными и плотно подогнанными, без щелей, крышками.

3.3. Для разделки сырых и готовых продуктов следует выделять отдельные разделочные столы, ножи и доски из деревьев твердых пород (дуб, бук, ясень, береза) без щелей и зазоров, гладко выструганные.

Разделочные доски и ножи следует промаркировать:

"СМ" - сырое мясо, "ВМ" - вареное мясо,

"СК" - сырые куры,

"СР" - сырая рыба", "ВР" - вареная рыба,

"СО" - сырые овощи, "ВО" - вареные овощи,

"МГ" - мясная гастрономия,

"РГ" - рыбная гастрономия,

"КО" - квашеные овощи,

"Сельдь", "Хлеб", "Зелень".

Разделочные доски моют с использованием разрешенных моющих средств, ополаскивают и ошпаривают кипятком.

После мытья и просушивания доски хранят непосредственно на рабочих местах в металлических кассетницах либо в подвешенном состоянии.

3.4. Технологическое оборудование, инвентарь, кухонная посуда, тара выполняются из материалов, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. Рекомендована посуда из нержавеющей стали. Алюминиевая посуда может использоваться только для приготовления и кратковременного хранения пищи. Не допускается использование эмалированной посуды с трещинами или отбитой эмалью.

3.5. Технологическое оборудование для обработки сырых и готовых продуктов следует маркировать, по окончании работы тщательно промывать с добавлением разрешенных моющих средств, ошпаривать кипятком или прожаривать в духовых шкафах или на электроплитах.

Кухонную посуду следует хранить на специальных полках и стеллажах, мелкий инвентарь - в шкафах.

3.6. Столовую посуду следует приобретать фарфоровую или фаянсовую, а столовые приборы - из нержавеющей стали.

Не допускается алюминиевая и пластмассовая посуда.

Посуду с трещинами, сколами, отбитыми краями, деформированную не используют.

3.7. Мытье кухонной посуды и инвентаря проводят в двухсекционных моечных ваннах, подсоединенных к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки. Варочные котлы после освобождения от остатков пищи моют горячей водой (50 град. С) с добавлением моющего средства, ополаскивают, просушивают.

Чистые кухонную посуду и инвентарь хранят на стеллажах на высоте не менее 0,5 м от пола.

3.8. Мытье столовой посуды производится ручным способом или механическими моечными машинами.

Для мытья ручным способом оборудуются трехсекционные ванны для столовой посуды и приборов и двухсекционные ванны - для стаканов, чашек. Ванны должны иметь воздушные разрывы в месте присоединения к канализационной сети.

Независимо от наличия посудомоечной машины в моечной столовой посуды рекомендуется иметь пятисекционную моечную ванну, при количестве воспитанников до 30 человек допускается трехсекционная моечная ванна.

В группах для детей дошкольного возраста допускается мытье посуды в двухсекционной ванне.

3.9. Режим мытья столовой посуды и столовых приборов ручным способом:

- механическое удаление остатков пищи;

- мытье в воде температурой не ниже 40 град. С с добавлением моющих средств (приложение 3);

- мытье во второй ванне в воде той же температуры с добавлением моющих средств, но в количестве в два раза меньше, чем в первой секции;

- ополаскивание посуды, помещенной в металлические сетки с ручками, горячей проточной водой температурой не ниже 65 град. С или с помощью гибкого шланга с душевой насадкой;

- просушивание посуды на решетчатых полках, стеллажах.

Столовые приборы после обработке ручным способом прокаливают в духовых, пекарских, сухожаровых шкафах в течение 10 минут и хранят в металлических кассетницах в вертикальном положением (ручками вверх). Хранение их на подносах россыпью не допускается.

Режим мытья стеклянной (чайной) посуды:

- мытье водой при температуре не ниже 40 град. С с добавлением моющих средств;

- ополаскивание посуды проточной водой с температурой не ниже 65 град. С.

3.10. При использовании посудомоечной машины обработка посуды проводится согласно инструкции к машине.

3.11. Чистую посуду хранят в специальных шкафах и на закрытых полках.

3.12. Щетки для мытья посуды после окончания работы очищают, замачивают в горячей воде при температуре не ниже 45 град. С с добавлением моющих средств, кипятят 10 - 15 минут либо дезинфицируют (0,5% раствор хлорамина - 30 мин.), ополаскивают, просушивают и хранят в промаркированной таре.

3.13. Дезинфекцию посуды проводят ежедневно в конце дня. В случае возникновения инфекционных заболеваний обработка посуды проводится по предписанию эпидемиолога.

3.14. В моечных отделениях вывешивается инструкция о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств.

3.15. Обеденные столы после каждого приема пищи (если они не покрыты скатертями) промывают горячей водой с моющим средством и ополаскивают.

3.16. Мытье оборотной тары производят в специально выделенном помещении.

3.17. Транспортировка пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом, имеющим оформленные в установленном порядке санитарные паспорта. Кузов автотранспорта изнутри обивается материалом, легко поддающимся санитарной обработке, и оборудуется стеллажами. Лицам, занятым погрузкой и выгрузкой продуктов, следует пользоваться санитарной одеждой (халат, колпак, рукавицы) и иметь медицинскую книжку с отметкой о прохождении осмотров, результатах лабораторных исследований и прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.

3.18. Продукты перевозятся в закрытой и маркированной таре, которую в дальнейшем не используют для хранения сырья и готовой продукции на пищеблоке. После каждого употребления тару очищают и промывают в специальной мойке горячей водой с добавлением кальцинированной соды (20 г препарата на 1 л воды), затем ополаскивают проточной водой температурой не ниже +65 град. С; тара хранится на стеллажах в специально отведенном месте. Допускается пользование оборотной тарой.

3.19. Мытье транспорта для перевозки продуктов производится на автобазах по принадлежности машин либо организацией-владельцем в соответствии с требованиями по санитарной обработке машин.

3.20. Поступающие в специализированное учреждение пищевые продукты должны соответствовать требованиям нормативной и технической документации и сопровождаться документами, подтверждающими их качество и безопасность и находиться в исправной, чистой таре. Качество продуктов проверяет кладовщик и медицинский работник. Медицинский работник делает запись в бракеражном журнале сырых продуктов.

3.21. Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений не допускается принимать: продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность; мясо всех видов сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства; сельскохозяйственную птицу и рыбу без ветеринарного свидетельства, непотрошеную птицу (кроме дичи); яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам, утиные и гусиные яйца; консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные консервы, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток; крупу, муку, сухофрукты и другие продукты, зараженные амбарными вредителями и механическими примесями; овощи и фрукты с признаками гниения и наличием плесени; грибы; пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности; продукцию домашнего изготовления.

3.22. Хранение продуктов следует организовывать в кладовых помещениях либо в таре поставщика (ящики, коробки, бидоны), либо в маркированной производственной таре. Продуктовые кладовые используются для складирования хозяйственного инвентаря и других целей.

3.23. Муку, сахар, крупу, макаронные изделия следует размещать в кладовых для сухих продуктов, оборудованных стеллажами и ларями; овощи - в погребах, овощехранилищах, кладовых для овощей; скоро- и особо скоропортящиеся продукты - в холодильных камерах, снабженных термометрами.

3.24. Следует выделять отдельные камеры (шкафы, бытовые холодильники) для хранения сырых, готовых продуктов, а также суточного запаса продуктов. Хлеб рекомендуется хранить в отдельной кладовой.

Температурно-влажностный режим в кладовых и производственных помещениях контролируется специальными приборами (термометр, психрометр).

Хранение скоропортящихся продуктов осуществляется в соответствии с температурными режимами, установленными санитарными правилами для конкретных видов продукции. Особо скоропортящиеся продукты хранятся в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к условиям, срокам хранения особо скоропортящихся продуктов (приложение 4).

При установлении факта порчи продуктов их отбраковка осуществляется в установленном порядке.

IV. Гигиенические требования к организации питания воспитанников

4.1. При организации питания в специализированных учреждениях обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания детей (Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 17, п. 2). Физиологические нормы суточной и потребности основных пищевых веществ для детей разного возраста представлены в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Физиологические нормы суточной потребности детей от 1 года до 17 лет в пищевых веществах и энергии <*>


<*> Через дробь указана потребность в пищевых веществах мальчиков (числитель), девочек (знаменатель).

Пищевые вещества Возраст детей (лет)
1 - 3 4 - 6 6 (школьники) 7 - 10 11 - 13 14 - 17
Белки (г) 53 68 69 77 90/82 98/90
в т.ч. животные 37 44 45 46 54/49 59/54
Жиры (г) 53 68 67 79 92/84 100/90
Углеводы 212 272 285 335 390/355 425/360
Минеральные вещества (мг):
кальций 800 900 1000 1100 1200 1200
фосфор 800 1350 1500 1650 1800 1800
магний 150 200 250 250 300 300
железо 10 10 12 12 15/18 15/18
цинк 5 8 10 10 15/12 15/12
йод 0,06 0,07 0,08 0,10 0,10 0,13
Витамины:
С (мг) 45 50 60 60 70 70
А (мкг рет. экв) 450 500 500 700 1000/800 1000/800
Е (мг ток. экв) 5 7 10 10 12/10 15/12
Д (мкг) 10 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5
В1 (мг) 0,8 0,9 1,0 1,2 1,4/1,3 1,5/1,3
В2 (мг) 0,9 1,0 1,2 1,4 1,7/1,5 1,8/1,5
В6 (мг) 0,9 1,3 1,3 1,6 1,8/1,6 2,0/1,6
Ниацин (мг) 10 11 13 15 18/17 20/17
Фолац (мкг) 100 200 200 200 200 200
В12 0,9 1,3 1,3 1,6 1,8/1,6 2,0/1,6
Энергетическая ценность (ккал) 1540 1970 2000 2350 2750/2500 3000/2600

4.2. Рациональное питание предусматривает выполнение режима питания. Оптимальным является 5-кратный прием пищи с интервалами в 3,5 - 4 часа. Суточная калорийность распределяется: завтрак - 25% калорий, обед - 35%, полдник - 10%, ужин - 25%, второй ужин (перед сном) - 5% в виде кисломолочного напитка с хлебом, печеньем.

4.3. Рацион питания должен включать разнообразный ассортимент продуктов (приложение 5). Нормы питания должны соответствовать нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации (приложение 6).

Для истощенных, ослабленных детей, а также для подростков, значительно превышающих нормы физического развития, по заключению врача может быть обеспечено дополнительное питание.

4.4. В учреждении следует иметь примерное 2-недельное меню, разработанное на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и утвержденных норм.

(в ред. Изменения N 1)

Некоторые продукты, такие как хлеб, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи следует включать в меню ежедневно. Рыбу, яйцо, сыр, творог, сметану можно давать 2 - 3 раза в неделю.

Следует избегать повторения одних и тех же блюд в течение дня и на протяжении нескольких дней.

При отсутствии каких-либо продуктов следует подбирать им замену, равноценную по содержанию основных пищевых веществ, по таблице замены продуктов (приложение 7).

4.5. На основании примерного меню ежедневно медицинской сестрой, поваром и кладовщиком составляется меню-раскладка для детей дошкольного и школьного возраста. Допускается составление единого меню для различного возраста детей, при условии указания в меню-раскладке разного расхода продуктов и выхода блюд в зависимости от возраста ребенка и с учетом норм продуктов. Рекомендуемые объемы порций для детей дошкольного и школьного возраста представлены в таблице 4.2.

Таблица 4.2

Рекомендуемые объемы отдельных блюд для детей разного возраста (г, мл)

Наименование блюд Возраст детей
от 3 до 6 лет школьники
Завтрак
Каша (овощное блюдо) 200 300
Яичное, творожное, мясное блюдо 80 100
Кофе 180 - 200 200
Обед
Салат (закуска) 60 80 - 100
Первое блюдо 200 300 - 400
Второе блюдо из рыбы, мяса 80 100 - 120
Гарнир 130 - 150 180 - 230
Третье блюдо (компот, сок) 180 - 200 200
Полдник
Кефир, молоко 200 200
Булочка, пирог 80 100
Фрукты, ягоды 150 200
Ужин
Овощное, творожное блюдо или каши 200 300
Печень, рыба, сосиски 60 80 - 100
Молоко, чай 200 200
Хлеб
пшеничный 100 150
ржаной 60 200

4.6. Зимой и весной при отсутствии свежих овощей и фруктов рекомендуется использовать свежезамороженные овощи, фрукты, плодоовощные консервы, соки при соблюдении сроков их реализации.

В йоддефицитных регионах для приготовления блюд необходимо использовать йодированную соль.

4.7. С целью обеспечения детей витамином С следует проводить витаминизацию сладких блюд и напитков аскорбиновой кислотой из расчета 35% средней суточной потребности. Содержание аскорбиновой кислоты в одной порции витаминизированного блюда должно составлять:

- для детей 3 - 6 лет - 17 мг,

- для школьников 6 - 10 лет - 20 мг,

- для подростков 11 - 17 лет - 25 мг.

Витамин вводится в компот после его охлаждения до температуры 12 - 15 град. С (перед реализацией), а в кисели при охлаждении до 30 - 35 град. С, после чего кисель тщательно перемешивают и охлаждают до температуры реализации. Витаминизацию проводит и регистрирует в журнале медицинский работник.

Витаминизированные блюда не подогреваются.

Всем детям необходимо проводить профилактическую витаминизацию поливитаминными препаратами и включать в питание витаминно-минеральные напитки.

4.8. Кулинарная обработка пищевых продуктов проводится в соответствии с рецептурой блюд и технологией приготовления кулинарных изделий, с учетом соблюдения принципа организации щадящего питания для детей и подростков в организованных коллективах, в целях профилактики различных заболеваний органов пищеварения.

4.9. Овощи, предназначенные для винегретов и салатов, варят в неочищенном виде, а затем очищают в варочном цехе. Не следует заблаговременно варить овощи (накануне дня их использования). Заправляют винегреты и салаты растительным маслом непосредственно перед их выдачей.

4.10. Сырые овощи для приготовления салатов тщательно перебирают, удаляя нестандартные корнеплоды, хорошо промывают проточной водой, очищают и повторно тщательно промывают. Для профилактики иерсинеоза и псевдотуберкулеза овощи урожая прошлого года, употребляемые для салатов, допускаются только до марта следующего года.

Не проводится предварительное (до кулинарной обработки) замачивание овощей. При приготовлении салата из капусты снимают 3 верхних листа, которые могут быть использованы для приготовления супов, солянок.

Свежие овощи, зелень, фрукты, включая цитрусовые, тщательно моют проточной водой.

Следует соблюдать правила сохранности витаминов в корнеплодах и овощах: кожуру чистить тонким слоем, закладывать только в кипящую воду (вода должна покрывать овощи), варить под крышкой в течение времени, регламентированного для варки разных овощей.

4.11. Для приготовления гарниров макаронные изделия и рис после варки не следует промывать водой.

4.12. Котлеты и биточки из мясного и рыбного фарша, порционные куски рыбы обжаривают с двух сторон до образования поджаристой корочки, а затем доводят до готовности в жарочном шкафу при температуре 250 град. - 280 град. С в течение 5 - 7 минут. Допускается жарка в жарочном шкафу без предварительного обжаривания на плите при температуре 250 град. - 270 град. С в течение 20 - 25 минут.

4.13. Отварное мясо, птицу для первых и вторых блюд после порционирования заливают бульоном и кипятят в течение 5 - 7 минут. Сосиски, вареные колбасы отваривают без оболочки в течение 5 минут с момента закипания воды, закладывая их в кипяток небольшими партиями.

4.14. Яйца перед использованием обрабатывают в соответствии с санитарными требованиями.

При приготовлении омлета смесь яиц с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень слоем 2,5 - 3,0 см и готовят 8 - 10 минут при температуре жарочного шкафа 180 - 200 град. С. Омлет из меланжа не готовится.

Яйцо варят 10 минут с момента закипания воды.

4.15. Творожную запеканку выпекают в жарочном шкафу при температуре 180 - 200 град. С в течение 20 - 30 минут, при высоте слоя 3 - 4 см. Сырники из творога после обжаривания подлежат повторной 3 - 5-минутной термической обработке в жарочном шкафу.

Молоко кипятят не более 2 - 3 минут.

4.16. В целях предупреждения возникновения и распространения пищевых отравлений запрещается:

- использовать остатки блюд от предыдущего приема и пищу, приготовленную накануне;

- изготовление макарон по-флотски, блинчиков с мясом, блинчиков с творогом из непастеризованного молока;

- использование сырого и пастеризованного фляжного молока, а также фляжного творога и сметаны без предварительного кипячения;

- переливание кисломолочных напитков (кефир, ряженка, простокваша, ацидофилин) из потребительской тары в емкости; их порционируют непосредственно из бутылок, пакетов в стаканы перед раздачей пищи;

- использование простокваши-самокваса в качестве напитка, приготовление из него творога.

Творог и сметану в мелкой промышленной упаковке можно использовать в натуральном виде (без повторной термической обработки) при соблюдении сроков их годности и если это не запрещено территориальными центрами госсанэпиднадзора.

4.17. Не рекомендуется использовать в питании детей пищевые продукты, содержащие в своем составе ароматизаторы и красители искусственного происхождения, в том числе безалкогольные газированные напитки, кондитерские изделия, жевательную резинку и др.

Не рекомендуется использовать в питании детей сливочное масло, которое содержит в своем составе более 30% растительных компонентов.

4.18. Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы медицинским работником или ответственным лицом (на момент отсутствия медработника) с обязательной отметкой вкусовых качеств и готовности, а также соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Медработник контролирует выход (вес) кулинарных изделий, для чего взвешивается 5 - 10 порций (котлет, рулета, запеканки). Вес порционных продуктов (сливочное масло, сыр) контролируется взвешиванием всех порций. Вес порции должен соответствовать выходу блюда, указанному в меню-раскладке.

При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности блюдо допускается к выдаче только после устранения выявленных кулинарных недостатков. В бракеражном журнале готовых блюд необходимо отмечать закладку основных продуктов: масла в каши и гарниры, сахара в третьи блюда и пр.

4.19. Ежедневно суточную пробу готовых блюд в объеме 100,0 г (штучные изделия целиком) отбирают в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры и салаты в отдельную посуду), сохраняют в холодильнике при температуре +2 - +6 град. С не менее 48 часов. Контроль за правильностью отбора и хранения суточных проб осуществляет медицинский работник.

4.20. В учреждении следует организовать питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая должна отвечать требованиям санитарных норм и правил.

4.21. В целях профилактики пищевых отравлений и желудочно-кишечных заболеваний на пищеблоке необходимо четко выполнять санитарный режим.

В помещениях пищеблока ежедневно должна проводиться тщательная влажная уборка: подметание и мытье полов, удаление пыли с мебели, радиаторов, подоконников, мытье и дезинфекция раковин и унитазов. Еженедельно с применением моющих средств моют стены, двери, подоконники, очищают стекла и осветительную арматуру. Генеральную уборку следует проводить один раз в месяц с применением дезинфицирующих средств.

Инвентарь для уборки обеденного зала, производственных и бытовых помещений пищеблока должен быть раздельным и храниться в специально отведенном помещении или месте. Для обработки уборочного инвентаря, приготовления моющих и дезинфицирующих растворов, забора воды для мытья пола необходимо предусмотреть поддон с подводкой холодной и горячей воды.

Ведра и ветошь для уборки туалетов должны иметь сигнальную окраску и храниться в специально отведенных местах.

При отсутствии помещения для уборочного инвентаря в тамбуре туалета должен быть оборудован отдельный кран на уровне 0,5 м от пола для забора воды, предназначенной для мытья полов.

Для сбора отходов и мусора в производственных помещениях необходимо устанавливать педальные бачки или металлические ведра с крышками, которые в конце рабочего дня очищают, промывают горячим 2% раствором кальцинированной соды, ополаскивают и просушивают.

Хранить пищевые отходы разрешается не более суток. С целью предупреждения выплода мух и уничтожения личинок 1 раз в 5 - 10 дней места сбора отходов необходимо обрабатывать одним из разрешенных в установленном порядке средств по борьбе с мухами.

Истребительные мероприятия проводятся с использованием инсектицидов, разрешенных к применению в соответствии с инструкцией по применению данных препаратов.

С целью предупреждения залета мух в помещения проводится засетчивание форточек и дверей сеткой с размером ячеек не более 2 мм.

4.22. На каждого работника пищеблока заполняется личная медицинская книжка, в которой отмечают результаты периодических медицинских обследований и сведения о гигиенической аттестации.

4.23. Персонал обязан соблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви, надевать санитарную форму, подбирать волосы (под колпак или косынку), коротко стричь ногти, перед началом работы и после посещения туалета тщательно с мылом мыть руки, снимать санитарную одежду при посещении туалета.

4.24. Ежедневно перед началом рабочего дня каждый работник пищеблока обязан делать запись в журнале "Здоровье" (приложение 8).

4.25. Медицинский работник осуществляет контроль за своевременным и правильным заполнением журнала "Здоровье", а также проводит осмотр зева и открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых заболеваний у работников пищеблока и детей, дежурных по столовой. Результаты осмотра заносятся в специальный журнал.

Сотрудники пищеблока во время работы не носят ювелирные украшения, не покрывают лаком ногти, не застегивают одежду булавками, не курят на рабочем месте.

4.26. Руководитель учреждения обеспечивает организацию рационального питания. Медицинские работники проводят:

- проверку качества поступающих продуктов с записью в журнале бракеража сырой продукции;

- контроль за условиями хранения продуктов и соблюдением сроков их реализации;

- оценку с гигиенических позиций технологии приготовления блюд (сохранность биологической ценности сырья и безопасность пищи);

- бракераж готовой пищи (выполнение меню, вкусовые качества, готовность) с регистрацией в журнале;

- осуществление С-витаминизации третьих блюд и напитков;

- контроль за правильностью отбора и хранением суточной пробы;

- контроль за санитарным содержанием пищеблока и качественной обработкой инвентаря и посуды;

- контроль за выполнением правил личной гигиены персоналом пищеблока, заполнением журнала "Здоровье";

- осмотр сотрудников пищеблока и детей - дежурных по столовой на наличие гнойничковых заболеваний и порезов;

- каждые 10 дней контроль за выполнением утвержденных норм продуктов питания для проведения своевременной коррекции в меню следующей декады;

- один раз в месяц анализирует качество питания и выполнение физиологических норм суточной потребности детей и подростков в пищевых веществах с подсчетом количества белков, жиров, углеводов и калорийности рациона;

- организация индивидуального питания детей с отклонениями в здоровье и после перенесенных заболеваний;

- гигиеническое обучение персонала, а также гигиеническое воспитание детей по вопросам правильного питания.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 11.03.2003 N 13 (ред. от 28.04.2007) "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ САНПИН 2.4.1201-03" (вместе с "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ, ОБОРУДОВАНИЮ И РЕЖИМУ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ. СанПиН 2.4.1201-03")