Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 14.07.2007 N 937-р
КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАНОИНДУСТРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2008-2010 ГОДЫ"
Системной проблемой наноиндустрии, являющейся фундаментом развития всех сфер новой наукоемкой экономики в развивающемся обществе, в настоящее время является разрыв между необходимостью проведения на высоком уровне исследований и разработок, имеющимся научно-технологическим заделом в сфере наноиндустрии и критически низким уровнем инфраструктуры наноиндустрии, что не позволяет Российской Федерации стать достойным конкурентом на формирующемся мировом рынке наноиндустрии.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах обращается внимание на необходимость продолжения решения вопросов развития наноиндустрии с применением программно-целевых методов.
Ускоренное выполнение работ в области развития инфраструктуры наноиндустрии призвано обеспечить реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г., в том числе повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования и культуры, обеспечение обороноспособности и безопасности государства, и направлено на решение задач, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов.
Правительство Российской Федерации одобрило в основном Концепцию развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 года (поручение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N МФ-П7-6194), в соответствии с которой важным направлением реализации государственной политики в области инновационного развития наноиндустрии является материальное обеспечение работ с учетом возможности кооперации при использовании уникального дорогостоящего научного оборудования в целях создания сбалансированной и гибкой инфраструктуры, обеспечивающей ускоренное развитие основ наноиндустрии и освоение внутреннего и внешнего рынков наукоемкой продукции.
В президентской инициативе "Стратегия развития наноиндустрии", утвержденной Президентом Российской Федерации, одним из основных инструментов государственной политики в сфере нанотехнологий определена федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы".
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методомУстаревшая инфраструктурная база организаций научно-технического комплекса, проводящих исследования в области наноиндустрии, снижает эффективность использования средств, направляемых на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области наноиндустрии, и, следовательно, темпы передачи результатов исследований и разработок для обеспечения диверсификации и роста конкурентоспособности российской экономики. Для создания наноиндустрии принципиально важным является формирование ее инфраструктуры, в результате чего обеспечивается координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в данной области, исключается неоправданное дублирование и достигается синергетический эффект от обмена результатами и их использования. Инфраструктурная база наноиндустрии должна создаваться не для отдельных организаций и предприятий, а в виде инфраструктуры национальной нанотехнологической сети, представляющей собой совокупность организаций различных организационно-правовых форм, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования, осуществляющих разработки и коммерциализацию технологий, деятельность которых в этой сфере координируется федеральными органами исполнительной власти на межотраслевом уровне.
Важнейшими элементами формируемой инфраструктуры наноиндустрии являются:
приборно-инструментальная и производственно-технологическая составляющая, которая характеризует материально-техническую и метрологическую базу различных направлений развития наноиндустрии;
информационно-аналитическая составляющая, которая обеспечивает координацию работ, полноту и актуализацию сведений о перспективных разработках, технологиях и кадровом потенциале в сфере наноиндустрии в Российской Федерации и за рубежом;
методическая составляющая, которая регламентирует безопасность создания и применения нанотехнологий и наноматериалов, механизмы регулирования развития наноиндустрии, обеспечивает гармонизацию российских и иностранных нормативных и методических документов по обеспечению единства измерений и подтверждения соответствия продукции наноиндустрии.
Программно-целевой подход к развитию инфраструктуры наноиндустрии необходим для обеспечения сбалансированности и последовательности решения стоящих задач, расстановки приоритетов и создания эффективного механизма государственной координации и интеграции работ по решению проблемы, в том числе координации работ в рамках уже реализуемых федеральных и ведомственных целевых программ. Государственное участие в финансировании развития инфраструктуры наноиндустрии должно стать катализатором развития различных направлений исследований и разработок в этой области и коммерциализации полученных результатов.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого методаВ настоящее время существует разрыв между системой исследований и разработок и рынком продукции, создаваемой с использованием нанотехнологий и наноматериалов. Наличие этого разрыва обусловлено рядом недостатков, затрудняющих реализацию накопленного потенциала исследований и разработок на рынке наукоемкой продукции.
К недостаткам, носящим общесистемный характер и затрудняющим привлечение инвестиций, относятся:
длительность периода вывода продукции на рынок, высокие технологические риски для экономических субъектов при неочевидной выгоде;
высокая стоимость разработки и внедрения нанотехнологий, уникальность необходимого оборудования;
междисциплинарность исследований и многоаспектность прикладного применения создаваемых нанотехнологий.
Дополнительными специфическими недостатками являются:
неразвитость инновационной инфраструктуры, отсутствие опыта коммерциализации технологий у большинства представителей академического сообщества, являющихся в настоящее время основными участниками разработок в области нанотехнологий;
старение основных фондов науки и наукоемкой промышленности, необходимость массового обновления приборно-инструментальной базы научных учреждений, разработки и приобретения уникального и дорогостоящего производственного оборудования;
отсутствие институтов и инструментов финансирования сложных наукоемких проектов, прежде всего, на основе государственно-частного партнерства.
Отсутствие программной поддержки в сфере развития наноиндустрии со стороны государства в создавшихся условиях может привести к тому, что имеющийся сегодня в Российской Федерации существенный научный задел будет либо утрачен, либо использован иностранными конкурентами.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемыДля решения общих проблем в области наноиндустрии необходимо создать с учетом Программы координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 г. N 1188-р, инфраструктуру национальной нанотехнологической сети.
Возможны два варианта решения указанной задачи:
формирование в рамках действующих федеральных целевых и ведомственных программ инвестиционных мероприятий, в соответствии с которыми будут осуществляться за счет средств федерального бюджета капитальные вложения в развитие материально-технической базы ведущих государственных научных и образовательных организаций, выполняющих исследования в области наноиндустрии;
создание единого программного механизма поддержки, управления и координации работ в области наноиндустрии, при котором сохраняются федеральные и ведомственные целевые программы бюджетного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и формируется федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы" (далее - Программа).
Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат. Риски данного варианта заключаются в следующем:
практически неизбежны дублирование затрат на оборудование, приобретаемое в рамках различных федеральных целевых и ведомственных программ, и необходимость дополнительных капитальных вложений;
невозможно осуществлять координацию, систематизацию, анализ результативности всех работ в области наноиндустрии, включая частный сектор;
сложность и длительность создания механизмов межведомственной координации и государственно-частного партнерства в рамках инвестиционных мероприятий федеральных и ведомственных целевых программ.
Основными преимуществами второго варианта являются отсутствие дублирования капитальных вложений в рамках различных программ, консолидация значительных объемов финансовых ресурсов на определенных приоритетных направлениях и, как следствие, более рациональное использование бюджетных средств. Риски данного варианта связаны с длительностью и сложностью ведомственных согласований при создании нового комплексного механизма обеспечения функционирования и развития национальной нанотехнологической сети.
Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта с реализацией Программы, нацеленной на развитие приборно-инструментальной, информационной и методической составляющих инфраструктуры наноиндустрии в составе национальной нанотехнологической сети.
V. Ориентировочный срок решения проблемы программно-целевым методомРеализацию Программы целесообразно осуществить в 2008-2010 годах без разделения на этапы.
VI. Предложения по цели и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годамЦелью Программы является создание в Российской Федерации современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети.
Для достижения указанной цели следует решить следующие задачи:
оснащение специальным экспериментальным, диагностическим, метрологическим, научно-технологическим и производственным оборудованием, иными приборами и устройствами элементов национальной нанотехнологической сети, формируемых на базе государственных организаций, обеспечение эффективной эксплуатации и использования приборно-инструментальной базы в интересах российских научных организаций, вузов, ведущих работы в области нанотехнологий и наноматериалов;
создание и поддержка функционирования системы обмена информацией между организациями, входящими в состав национальной нанотехнологической сети, в целях повышения эффективности их деятельности, коммерциализации и популяризации знаний в области нанотехнологий и наноматериалов;
формирование системы методического обеспечения, регламентирующей безопасность создания и применения нанотехнологий и наноматериалов;
формирование системы методического обеспечения механизмов регулирования развития наноиндустрии, гармонизирующей российские и иностранные нормативные и методические документы по обеспечению единства измерений и подтверждения соответствия продукции наноиндустрии, поддержки экспорта в целях стимулирования процессов коммерциализации нанотехнологий и вывода на внутренний и внешний рынки новой продукции наноиндустрии.
В качестве тематических направлений деятельности национальной нанотехнологической сети федеральными органами исполнительной власти определены следующие направления:
наноинженерия;
функциональные наноматериалы и высокочистые вещества;
функциональные наноматериалы для энергетики;
функциональные наноматериалы для космической техники;
нанобиотехнологии;
конструкционные наноматериалы;
нанотехнологии для систем безопасности.
В состав национальной нанотехнологической сети входят:
головная научная организация Программы координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации (далее - головная научная организация), которая определена на конкурсной основе, - федеральное государственное учреждение Российский научный центр "Курчатовский институт";
головные организации отраслей, определяемые федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками Программы из числа крупных отраслевых специализированных научно-технологических комплексов;
центр метрологического обеспечения продукции и технологий наноиндустрии, являющийся структурным подразделением выбираемой на конкурсной основе организации, функционирующий как центр коллективного пользования, оказывающий метрологические и методические услуги по обеспечению единства измерений в наноиндустрии;
ведущие научно-образовательную деятельность в области наноиндустрии высшие учебные заведения, отбираемые на конкурсной основе.
Головная научная организация и головные организации отраслей функционируют одновременно и как центры коллективного пользования, обеспечивающие доступ к исследовательскому и технологическому оборудованию исследователям, выполняющим разработки в области наноиндустрии в рамках мероприятий различных профильных федеральных целевых программ.
Предлагаемые показатели и целевые индикаторы реализации мероприятий Программы, позволяющие оценивать ход ее реализации по годам, приведены в приложении N 1.
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования ПрограммыФинансирование мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников.
Для реализации Программы необходимо финансирование в объеме согласно приложению N 2. Объемы государственных капитальных вложений для строительства, реконструкции или технического перевооружения объектов национальной нанотехнологической сети увязаны с мероприятиями по тематическим направлениям развития наноиндустрии, которые обеспечиваются головными организациями национальной нанотехнологической сети.
Финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения объектов, включаемых в Программу, осуществляется в установленном порядке через главных распорядителей бюджетных средств, к ведению которых относятся указанные объекты.
При недостаточности внебюджетных средств соответствующие расходы на реализацию мероприятий Программы не могут быть осуществлены за счет средств федерального бюджета.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемыПо прогнозным оценкам реализация Программы обеспечит достижение следующих результатов, определяющих ее эффективность:
создание нового поколения наноматериалов и нанотехнологий для использования в ключевых областях науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, промышленном производстве, здравоохранении и производстве продуктов питания, а также для поддержания требуемого уровня обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
увеличение доли продукции, произведенной с помощью созданной в рамках Программы инфраструктуры наноиндустрии, до 75 процентов общего объема продукции наноиндустрии, произведенной в Российской Федерации;
обеспечение мирового уровня исследований и разработок, оснащенности научно-исследовательским, метрологическим и технологическим оборудованием организаций, работающих в области наноиндустрии, и получение при этом организациями - участниками Программы до 80 патентов (в том числе международных) в год;
развитие и реализация российского потенциала наноиндустрии и активное участие Российской Федерации в международной научно-технической кооперации;
создание системы учета информации о результатах научных исследований и технологических разработок в области наноиндустрии, полученных организациями различных организационно-правовых форм, обеспечение доступа к этой информации;
совершенствование методической базы научно-технической и инновационной деятельности в области наноиндустрии;
создание и ресурсное обеспечение уникальных научных установок, сети центров коллективного пользования уникальным научным и экспериментальным оборудованием;
создание и развитие инновационной инфраструктуры, совершенствование механизма взаимодействия участников инновационного процесса, включая организацию взаимодействия научных организаций и высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых нанотехнологий и наноматериалов в производство;
сохранение и развитие кадрового потенциала, в том числе создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере наноиндустрии, возвращения в Российскую Федерацию ведущих российских ученых и специалистов в области наноиндустрии, работающих за рубежом, и их трудоустройства. При этом доля научных сотрудников, имеющих не менее 3 лет опыта проведения исследований и разработок технологий с использованием научного оборудования мирового уровня, в общем числе научных сотрудников организаций национальной нанотехнологической сети составит не менее 70 процентов.
Реализация Программы позволит существенно улучшить экологические показатели и параметры охраны окружающей среды в результате создания новых средств ее защиты и восстановления, основанных на нанотехнологиях и наноматериалах.
В целом реализация Программы обеспечит инновационную активность субъектов экономической деятельности в области наноиндустрии, создание необходимой инновационной инфраструктуры, развитие научно-технического и технологического потенциала и позволит создать необходимые предпосылки для дальнейшего научно-технического прогресса и повышения конкурентоспособности российской экономики.
IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию ПрограммыОтветственными за формирование и реализацию Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.
X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам ПрограммыГосударственным заказчиком - координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации, государственными заказчиками Программы - Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.
Разработка Программы осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук.
XI. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации ПрограммыДостижение цели и решение задач Программы осуществляются путем выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий, объединенных в блоки по следующим направлениям:
развитие приборно-инструментальной составляющей инфраструктуры наноиндустрии;
развитие информационно-аналитической составляющей инфраструктуры наноиндустрии;
развитие методической составляющей инфраструктуры наноиндустрии;
обеспечение управления Программой и содержание дирекции Программы.
Предложения по основным направлениям финансирования и срокам реализации Программы представлены в приложении N 3.
Программа выполняется в 2008-2010 годах в один этап.
XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий ПрограммыВ рамках данного направления предусматриваются приобретение оборудования для оснащения элементов национальной нанотехнологической сети, его монтаж, а также подготовка квалифицированного персонала для его эксплуатации. Реализации планов по закупке оборудования предшествует комплексный анализ российского и мирового рынков оборудования в области наноматериалов и нанотехнологий, определяется потребность организаций национальной нанотехнологической сети в таком оборудовании, а также подготавливается и согласуется проектно-сметная документация по техническому перевооружению имеющихся площадей под поставляемое оборудование, осуществляется закупка необходимых материалов и выполняются строительно-монтажные работы по реконструкции помещений организаций национальной нанотехнологической сети для установки закупаемого оборудования.
XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией ПрограммыПредлагается следующий вариант управления реализацией Программы.
Министр образования и науки Российской Федерации руководит деятельностью по реализации Программы, несет ответственность за ее выполнение и конечные результаты, рациональное использование выделяемых финансовых средств и определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Министерство образования и науки Российской Федерации как государственный заказчик - координатор Программы в ходе реализации Программы:
осуществляет контроль за деятельностью государственных заказчиков по выполнению мероприятий Программы;
вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других необходимых для выполнения Программы документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации;
разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
с учетом выделяемых финансовых средств уточняет показатели выполнения Программы и затраты на реализацию ее мероприятий, механизм реализации Программы и состав исполнителей;
составляет организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы;
подготавливает с учетом хода реализации Программы и представляет ежегодно в установленном порядке в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы на очередной год;
представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом;
представляет в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации сведения о заключенных со всеми исполнителями мероприятий Программы государственных контрактах либо иных гражданско-правовых договорах на финансирование этих мероприятий за счет средств внебюджетных источников, в том числе на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд;
представляет ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по установленной форме доклад о ходе реализации Программы, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств;
инициирует при необходимости экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;
вносит в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о корректировке, продлении срока реализации Программы либо о прекращении ее выполнения (при необходимости);
по завершении Программы представляет в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении Программы, включая эффективность использования финансовых средств за весь период ее реализации.
Государственные заказчики Программы с участием Российской академии наук:
участвуют в составлении детализированного организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы;
в случае сокращения объема финансирования работ по Программе за счет средств федерального бюджета разрабатывают дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, в установленные сроки и при необходимости разрабатывают предложения по их корректировке;
разрабатывают перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий Программы;
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
организуют ведение ежеквартально отчетности по реализации Программы, а также мониторинг ее мероприятий;
организуют экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;
осуществляют управление деятельностью исполнителей мероприятий Программы;
осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по соответствующим мероприятиям Программы, заключение государственных контрактов либо иных гражданско-правовых договоров;
организуют применение информационных технологий в целях управления и контроля за ходом реализации Программы, размещение в сети Интернет текста Программы, нормативных правовых актов по управлению реализацией Программы и контролю за ходом выполнения ее мероприятий, а также материалов о ходе и результатах реализации Программы;
согласуют с государственным заказчиком - координатором Программы и заинтересованными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
представляют государственному заказчику - координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации мероприятий Программы;
при необходимости представляют государственному заказчику - координатору Программы предложения о продлении срока реализации Программы либо о ее прекращении;
представляют ежегодно, до 15 января, государственному заказчику - координатору Программы по установленной форме доклад о ходе выполнения работ по Программе, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств.
В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы создается координационный совет, формируемый из представителей государственного заказчика - координатора Программы, государственных заказчиков, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, учреждений высшего профессионального образования, независимых экспертов.
Координационный совет возглавляет Министр образования и науки Российской Федерации или один из его заместителей. Положение о координационном совете и его состав утверждаются Министром образования и науки Российской Федерации. Организационное и методическое сопровождение деятельности координационного совета осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
Координационный совет осуществляет следующие функции:
выработка предложений по тематике и объемам финансирования заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий Программы;
рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы;
организация проверок выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования финансовых средств;
подготовка рекомендаций по более эффективной реализации мероприятий Программы с учетом хода ее выполнения и социально-экономического развития Российской Федерации;
рассмотрение результатов экспертизы содержания и стоимости мероприятий, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году.
Дирекция Программы является бюджетным учреждением, формируемым государственным заказчиком - координатором Программы, и финансируется за счет средств, выделяемых на реализацию Программы.
Дирекция Программы осуществляет следующие основные функции:
собирает и систематизирует статистическую и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
организует по поручению государственных заказчиков Программы экспертизу проектов на всех этапах реализации Программы;
организует независимую оценку показателей результативности и эффективности мероприятий Программы, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
внедряет информационные технологии и обеспечивает их применение в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения мероприятий Программы, осуществляет информационное обеспечение специализированного сайта в сети Интернет.
Дополнительными функциями по управлению реализацией Программы дирекция Программы может быть наделена государственным заказчиком - координатором Программы на договорной возмездной и (или) безвозмездной основе.
До начала реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает положение об управлении реализацией Программы, в котором определяются:
порядок формирования организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы;
механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы;
процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о показателях и целевых индикаторах, результатах мониторинга реализации Программы, ее мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 14.07.2007 N 937-р