Последнее обновление: 08.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Ространснадзора от 15.12.2005 N ВС-255-р(фс) "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ (РУКОВОДСТВА) ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ"
I. Общие положения
1.1. Требования настоящей Инструкции предназначены для обеспечения единообразного порядка применения стандартных процедур проведения контроля обеспечения авиационной безопасности в авиапредприятиях, аэропортах, эксплуатантах (далее по тексту - контроль) государственными инспекторами по контролю за авиационной безопасностью Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Такой порядок обеспечивает проведение контроля выполнения авиапредприятиями, аэропортами, эксплуатантами при осуществлении ими деятельности обязательных требований в области авиационной безопасности, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО.
1.2. Требования настоящей Инструкции являются обязательными для должностных лиц и государственных инспекторов по контролю за авиационной безопасностью Ространснадзора и его территориальных органов, инспекторов авиапредприятий и эксплуатантов, а также для юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности, независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности.
1.3. Требования и процедуры настоящей Инструкции разработаны с учетом соблюдения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем положения Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", регулирующие отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не применяются к отношениям, связанным с проведением государственного контроля (надзора) инспекторскими службами гражданской авиации на территориях аэропортов.
1.4. В настоящей Инструкции использованы обязательные нормативные требования законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также требования Стандартов и рекомендуемой практики ИКАО (Приложение 1).
2. Основные понятия, используемые в настоящей ИнструкцииДля целей настоящей Инструкции используются следующие понятия и их определения:
Авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации (п. 1 ст. 83 ВК РФ).
Авиационный персонал - лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения (п. 1 ст. 52 ВК РФ).
Авиационное предприятие (авиапредприятие) - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ (п. 1 ст. 61 ВК РФ).
Аэродром - участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (п. 1 ст. 40 ВК РФ).
Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников (п. 3 ст. 40 ВК РФ).
Внутриобъектовый режим - это совокупность организационно-технических мероприятий и правил, направленных на обеспечение порядка передвижения лиц и транспортных средств в контролируемой зоне аэропорта (авиапредприятия) (п. 3.1 Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме).
Досмотр - применение технических или иных средств, предназначенных для обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других опасных устройств, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства (Приложение 17).
Груз - любое перевозимое на борту воздушного судна имущество, за исключением почты, бортприпасов и сопровождаемого или засланного багажа (Приложение 17).
Зарегистрированный агент - агент, экспедитор грузов или любое другое юридическое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность с эксплуатантом и обеспечивающее контроль в целях безопасности, который признается или требуется соответствующим полномочным органом в отношении груза, курьерских и срочных отправлений или почты (Приложение 17).
Засланный багаж - багаж, непреднамеренно или по невнимательности отделенный от пассажиров или экипажа (Руководство по безопасности).
Зона контроля (пункт досмотра) - место, куда следуют (направляются) пассажиры (и имущество) для прохождения процедуры досмотра/проверки отсутствия у них оружия или оборудования (электронного) или для визуального осмотра (п. 3.38 Положения по процедурам сертификации авиационной безопасности).
Контроль в целях безопасности - меры, с помощью которых может быть предотвращен пронос оружия, взрывчатых веществ или предметов, которые могут быть использованы в целях совершения акта незаконного вмешательства (Приложение 17).
Контролируемая зона - рабочая площадь аэропорта, прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется (Приложение 17).
Международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль (п. 4 ст. 40 ВК).
Незаконное вмешательство - противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий (п. 3 ст. 83 ВК).
Неконтролируемая зона - та зона аэропорта и здания, куда пассажиры, а также лица, не являющиеся пассажирами, имеют неограниченный доступ (Руководство по безопасности).
Неопознанный багаж - багаж, который прибыл в аэропорт с багажной биркой или без багажной бирки и не был получен или опознан пассажиром (Приложение 17).
Организация, осуществляющая аэропортовую деятельность в области обеспечения авиационной безопасности, - юридическое лицо, деятельность которого непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности аэропорта, авиапредприятия, эксплуатанта (п. 3.7 Положения по процедурам сертификации авиационной безопасности).
Перрон - определенная площадь сухопутного аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки или высадки пассажиров, погрузки или выгрузки почты или грузов, заправки, стоянки или технического обслуживания (Руководство по безопасности).
Проверка при найме на работу <*> - проверка личности и послужного списка лица, включая, когда это уместно, любые случаи привлечения к уголовной ответственности, в рамках оценки возможности предоставления данному лицу права допуска без сопровождения в охраняемую зону ограниченного доступа (Приложение 17).
<*> В целях настоящей Инструкции используется термин - проверка при приеме на работу.
Проверка воздушного судна в целях безопасности - осмотр внутренних помещений воздушного судна, в которые пассажиры могли иметь доступ, и осмотр багажного отсека в целях обнаружения подозрительных предметов, оружия, взрывчатых веществ или других опасных устройств (Приложение 17).
Пропускной режим - это совокупность правил и процедур допуска лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия) (п. 2.1 Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме).
Служба авиационной безопасности аэропорта - самостоятельное структурное подразделение аэропорта, осуществляющее в аэропорту комплекс мероприятий по обеспечению безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность, а также усиливающее (дополнительно) меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или в чрезвычайных обстоятельствах (п. 1.2 Типового положения о САБ аэропорта).
Служба авиационной безопасности эксплуатанта - структурное подразделение эксплуатанта, обеспечивающее выполнение требований Норм, правил и процедур авиационной безопасности своими силами или за счет привлечения для этих целей служб авиационной безопасности аэропортов на договорной основе (п. 13 Положения о Федеральной системе защиты ГА от АНВ).
Стерильная зона - зона между любым пунктом проверки/досмотра пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется (п. 3.32 Положения по процедурам сертификации авиационной безопасности).
Сотрудник службы авиационной безопасности - лицо, имеющее специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющее деятельность по обеспечению авиационной безопасности (п. 3.32 Положения по процедурам сертификации авиационной безопасности).
Сторонние организации - предприятия, не базирующиеся на данном аэродроме и не использующие в своей производственной деятельности рабочую площадь аэродрома (п. 3.22 Положения по процедурам сертификации авиационной безопасности).
Транзитные пассажиры - пассажиры, вылетающие из аэропорта тем же рейсом, которым они прибыли (Руководство по безопасности).
Трансферные пассажиры/багаж - пассажиры, делающие прямую пересадку, и багаж, перегружаемый с одного рейса на другой (Руководство по безопасности).
Экипаж воздушного судна - члены летного экипажа (командир, другие лица летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоры и бортпроводники) (п. 1 ст. 56 ВК РФ).
Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК РФ).
3. Полномочия по организации и проведению контроля обеспечения авиационной безопасности3.1. Полномочия по организации и проведению контроля обеспечения авиационной безопасности (контрольные и надзорные функции) возлагаются на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Управление транспортной безопасности) и его территориальные органы.
3.1.1. В соответствии с п. 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, действующих в Российской Федерации норм и правил обеспечения авиационной безопасности, международных договоров Российской Федерации в области гражданской авиации.
3.1.2. В соответствии с п. 6 Положения Ространснадзор имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность, в том числе деятельность по обеспечению авиационной безопасности, запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по проведению контроля, применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами обязательных требований в области авиационной безопасности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
3.2. Полномочия государственных инспекторов по контролю за авиационной безопасностью.
3.2.1. Государственные инспекторы по контролю за авиационной безопасностью (далее - инспекторы) являются федеральными государственными служащими, работниками (должностными лицами) структурных подразделений Ространснадзора и его территориальных органов, непосредственно осуществляющими контрольные и надзорные функции.
Требования инспекторов в пределах их полномочий, предъявленные в связи с проведением проверок, являются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами.
3.2.2. В соответствии с п. 5 ст. 84 Воздушного кодекса РФ "при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области контроля (надзора) на транспорте, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, вправе:
1) осуществлять проверки соблюдения правил проведения предполетного досмотра, а также пропускного и внутриобъектового режимов;
2) запрашивать и получать от руководителей, должностных лиц организаций, служб авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, служб авиационной безопасности авиационных предприятий, а также от перевозчиков, грузоотправителей и иных организаций документы и информацию, необходимые для выполнения задач, связанных с обеспечением авиационной безопасности;
3) давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний;
4) при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета;
5) задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам".
3.2.3. Инспектор в пределах своей компетенции в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия:
- контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами (их структурными подразделениями), обеспечивающими деятельность в области авиационной безопасности на территории Российской Федерации (а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, - и за ее пределами), требований действующего законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации;
- проведение анализа состояния авиационной безопасности в регионе и в установленном порядке информирование заинтересованных государственных органов, организаций и предприятий о состоянии авиационной безопасности;
- в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, производство по делам об административных правонарушениях <*>;
<*> В соответствии с правилами ст. 23, 24 Кодекса РФ об административных правонарушениях уполномоченные должностные лица органов воздушного транспорта вправе рассматривать дела, налагать и исполнять взыскание в виде предупреждения или административного штрафа на месте совершения правонарушения.
- в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
- взаимодействует в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, научными и общественными организациями по вопросам, отнесенным к его компетенции;
- иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
3.3. Инспектор при осуществлении контрольных и надзорных функций руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, а также настоящей Инструкцией.
3.4. Инспектор в целях реализации полномочий в области контроля за обеспечением авиационной безопасности имеет право:
- беспрепятственно в установленном порядке посещать служебные и производственные помещения аэропортов, авиапредприятий, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности;
- проверять деятельность служб авиационной безопасности (далее по тексту - САБ) авиапредприятий, аэродромов, аэропортов, эксплуатантов, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, САБ авиапредприятий, эксплуатантов, других юридических и физических лиц, связанную с обеспечением авиационной безопасности гражданской авиации;
- требовать и получать от авиапредприятий, аэропортов, эксплуатантов, учреждений и организаций информацию, документы, сведения и материалы по всем вопросам обеспечения авиационной безопасности и расследования актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, инцидентов, чрезвычайных происшествий и других опасных событий;
- давать заключения по результатам проводимых территориальными органами Ространснадзора расследований актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, инцидентов, чрезвычайных происшествий и других опасных событий;
- вносить обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений и недостатков в обеспечении авиационной безопасности с установлением сроков представления информации о принимаемых мерах;
- задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам;
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам обеспечения авиационной безопасности;
- взаимодействовать в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, научными и общественными организациями по вопросам обеспечения авиационной безопасности;
- участвовать в выполнении технических рейсов по проверке вновь открываемых воздушных линий, аэродромов и средств посадки, а также аэродромов на действующих воздушных линиях при внедрении новых типов воздушных судов;
- при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета;
- включаться в установленном порядке в состав экипажей гражданских воздушных судов эксплуатантов воздушного транспорта региона в качестве проверяющих при осуществлении полетов на внутренних линиях и на международных трассах <*>.
<*> 1) Инспекторам территориальных органов Ространснадзора при проведении инспекций на маршруте (в полете) включаться в задание на полет разрешается только в экипажи эксплуатантов, зарегистрированных в конкретном регионе.
2) Конкретные права и обязанности работников, в том числе и начальников подразделений, излагаются в должностных инструкциях, утверждаемых в установленном порядке.
3.5. При проведении мероприятий по контролю инспектор не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Ространснадзора в области авиационной безопасности;
- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц либо их представителей;
- требовать представление документов, информации, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки;
- изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
- распространять информацию, охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
3.6. Инспектор в целях реализации полномочий по контролю за обеспечением авиационной безопасности обязан:
- осуществлять проверки соблюдения правил проведения предполетного досмотра, а также пропускного и внутриобъектового режимов;
- запрашивать и получать от руководителей, должностных лиц авиапредприятий, аэропортов, эксплуатантов, САБ авиапредприятий, аэропортов, авиапредприятий, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также от перевозчиков, грузоотправителей и иных организаций документы и информацию, необходимые для выполнения задач, связанных с обеспечением авиационной безопасности;
- осуществлять в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, производство по делам об административных правонарушениях. В соответствии с правилами ст. 23, 24 Кодекса РФ об административных правонарушениях уполномоченные должностные лица органов воздушного транспорта вправе рассматривать дела, налагать и исполнять взыскание в виде предупреждения или административного штрафа на месте совершения правонарушения;
- давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний;
- знать и выполнять требования законодательных, нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и рекомендуемой практики ИКАО, регулирующие деятельность в области авиационной безопасности гражданской авиации;
- своевременно информировать своих непосредственных начальников о вскрытых ими недостатках в обеспечении мер авиационной безопасности;
- выполнять должностные инструкции;
- хранить информацию, представляющую государственную и служебную тайну;
- выполнять правила внутреннего распорядка;
- иметь при себе удостоверение установленного образца.
3.7. Государственный инспектор в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за:
- неисполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него задач и должностных обязанностей;
- достоверность сведений по вопросам обеспечения авиационной безопасности;
- объективность и качество проводимых мероприятий по контролю, а также за правильность оформления материалов проверок;
- объективность указаний и предписаний;
- непринятие мер к нарушителям воздушного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов по вопросам обеспечения авиационной безопасности.
Государственный инспектор в целях реализации предоставленных ему полномочий в области обеспечения авиационной безопасности несет ответственность за:
- выполнение функций, возложенных на территориальный орган Ространснадзора;
- объективность и качество расследования актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, инцидентов, чрезвычайных происшествий и других опасных событий;
- несвоевременное выполнение указаний непосредственного начальника;
- упущения и недостатки в своей работе, повлиявшие на работу по контролю обеспечения авиационной безопасности в проверяемом авиапредприятии (аэропорту, эксплуатанте).
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Ространснадзора от 15.12.2005 N ВС-255-р(фс) "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ (РУКОВОДСТВА) ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ"
