в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 09.12.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Ространснадзора от 15.12.2005 N ВС-255-р(фс) "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ (РУКОВОДСТВА) ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ"
действует Редакция от 15.12.2005 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Ространснадзора от 15.12.2005 N ВС-255-р(фс) "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ (РУКОВОДСТВА) ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ"

III. ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Модуль I Организации обеспечения авиационной безопасности

Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов (п. 6 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 897).

Служба авиационной безопасности аэропорта обеспечивает выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.

Служба авиационной безопасности эксплуатанта обеспечивает выполнение требований Норм, правил и процедур авиационной безопасности своими силами или за счет привлечения для этих целей служб авиационной безопасности аэропортов на договорной основе (п. 13 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 897 <*>).


<*> Далее по тексту - Положение о Федеральной системе защиты ГА от АНВ.

При проведении контроля инспектором проверяется:

1. Наличие в Уставе авиапредприятия, аэропорта, эксплуатанта (далее по тексту - авиапредприятие) видов деятельности: обеспечение авиационной безопасности и урегулирование чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия.

2. Наличие выданного в установленном порядке действующего сертификата организации, осуществляющей аэропортовую деятельность в области обеспечения авиационной безопасности, лицензии на выполнение деятельности по авиационной безопасности, сертификатов (удостоверений) о прохождении подготовки и повышения квалификации (переподготовки) сотрудников САБ.

3. Организационно-производственная структура САБ, ее техническое, производственное и финансовое обеспечение:

- наличие приказа о создании САБ;

- наличие Положения о САБ, утвержденного руководителем авиапредприятия и согласованного с Ространснадзором (территориальным органом Ространснадзора); наличие структурной схемы авиапредприятия и САБ, соответствие структуры САБ типовой структуре;

- список руководящего состава, ответственного за обеспечение авиационной безопасности; наличие должностных инструкций с указанием полномочий (права, обязанности), ответственность указанных лиц, укомплектованность САБ руководящим составом согласно штатному расписанию, уровень и достаточность квалификации специалистов, занимающих руководящие должности (количество и названия штатных должностей руководящего состава САБ определяются условиями его деятельности, объемами и характером выполняемых работ по авиационной безопасности);

- наличие приказа о назначении должностных лиц, ответственных за принятие решений при возникновении чрезвычайных ситуаций в соответствии с Планом действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, и решений о возможности работы авиапредприятия с ограничениями или о прекращении его работы до урегулирования чрезвычайной ситуации;

<...> сотрудников САБ, непосредственно связанных с обеспечением авиационной безопасности, должностных инструкций для сотрудников САБ, утвержденного перечня категорий сотрудников САБ, подлежащих аттестации и (или) сертификации, применительно к каждому виду (направлению) авиационной безопасности;

- порядок ведения учета кадрового состава САБ, фактическое состояние его подготовки и повышения (подтверждения) квалификации, организация контроля за сроками действия аттестатов (допусков) и (или) сертификатов персонала САБ.

4. Нормативно-правовое обеспечение авиационной безопасности:

- наличие Программы обеспечения авиационной безопасности, утвержденной Руководителем авиапредприятия и согласованной с Ространснадзором, территориальным органом Ространснадзора, в случае эксплуатанта - с руководителем аэропорта (рекомендуется согласовывать Программу с территориальными органами внутренних дел, пограничного и таможенного контроля). Соответствие Программы рекомендациям Добавлений 9 и 15 "Руководства по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" (Doc 8973);

- наличие технологий производства досмотра пассажиров, членов экипажей воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, утвержденных руководителем авиапредприятия и согласованных с территориальным органом Ространснадзора и линейным органом внутренних дел на транспорте;

- наличие Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму, утвержденной руководителем авиапредприятия и согласованной с территориальным органом Ространснадзора (на аэродромах совместного базирования, внесенных в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации, Инструкция согласовывается с руководителями совместно базирующихся организаций (войсковых частей); в международном аэропорту Инструкция согласовывается с органами пограничного, таможенного и других видов государственного контроля);

- наличие Инструкции по размещению и охране воздушных судов и объектов авиапредприятия, утвержденной руководителем авиапредприятия, дислокации постов и сведений о потребной численности охраны, Табеля постам, схемы размещения воздушных судов и расположения постов, маршрутов патрулирования подвижных нарядов, инструкции караулу;

- наличие Инструкции по предполетному и дополнительному досмотру гражданских воздушных судов со схемами и перечнями мест досмотра, утвержденной руководителем авиапредприятия и согласованной с территориальным органом Ространснадзора (в случае международного аэропорта - согласованной с территориальными органами пограничного и таможенного контроля);

- наличие Плана действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия.

5. Наличие и состояние служебных помещений (кабинетов, комнат разборов) и бытовых помещений (комнат отдыха и приема пищи, раздевалок, сушилок спецодежды и т.п.) для размещения САБ, обеспеченность средствами компьютерной и оргтехники, средствами связи и транспортными средствами (достаточность площадей; их оснащение системами энергообеспечения и другими системами жизнеобеспечения; соблюдение в помещениях температурного режима, вентиляции, освещения);

- наличие действующих договоров об аренде производственных, служебных и (или) бытовых помещений с собственниками зданий, сооружений и технических средств досмотра в случае, если авиапредприятие не располагает собственными зданиями, сооружениями, помещениями и техническими средствами досмотра.

6. Обеспеченность законодательными, нормативными правовыми актами, документами ИКАО и информационными материалами, порядок доступа к ним:

- поддержание нормативно-правовой базы в контрольном состоянии: порядок доведения до сведения, порядок внесения изменений, дополнений, отмены в контрольные экземпляры законодательных, нормативных правовых актов и доведения их до сведения сотрудников САБ;

- порядок соблюдения конфиденциальности информации по обеспечению авиационной безопасности.

7. Система контроля за выполнением принятых мер по авиационной безопасности: периодичность проведения контроля за выполнением мер безопасности; проведение анализа и оценки достаточности и эффективности проводимых мероприятий по обеспечению авиационной безопасности; деятельность по выявлению уязвимости объектов (мест) авиапредприятия в целях их защиты от возможных актов незаконного вмешательства; порядок внесения изменений и дополнений в документы по авиационной безопасности; наличие и ведение документации по учету проводимого контроля; назначение лиц, ответственных за проведение и учет такого контроля; организация выполнения мер по результатам контроля.

8. Система информации и связи по авиационной безопасности:

- состояние учета и отчетности по авиационной безопасности (соблюдение порядка и своевременность представления в уполномоченные соответствующие федеральные органы исполнительной власти установленной отчетности и информации об актах незаконного вмешательства, выявленных недостатках в обеспечении авиационной безопасности, а также другой информации по вопросам состояния авиационной безопасности), наличие ответственных лиц за ведение учета и отчетности.

9. Соблюдение порядка допуска сотрудников САБ к работам по обеспечению мер авиационной безопасности (начальная подготовка, текущая учеба, повышение (подтверждение) квалификации):

- организация и обеспечение подготовки сотрудников САБ, наличие и выполнение планов подготовки, повышения (подтверждения) квалификации, в том числе:

- в учебных заведениях ГА, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования гражданской авиации (на основании договоров или разовых заявок);

- на собственной учебной базе;

- наличие программ начальной подготовки и текущей учебы сотрудников САБ, утвержденных руководителем авиапредприятия и согласованных с территориальным органом Ространснадзора;

- организация и обеспечение подготовки авиаперсонала авиапредприятия, работников авиапредприятия, не относящихся к авиаперсоналу, членов экипажей гражданских воздушных судов мерам обеспечения авиационной безопасности (наличие и выполнение планов текущей учебы и повышения квалификации), планы проведения аттестации сотрудников САБ.

10. Ведение учета и отчетности наличия, состояния и движения служебного оружия, боеприпасов и спецсредств САБ, наличие ответственных лиц за ведение данного учета.

11. Использование информационных технологий в целях организации обеспечения авиационной безопасности.

Администрация авиационных предприятий, аэропортов (городских аэровокзалов) и эксплуатанты гражданской авиации должны иметь программы обеспечения авиационной безопасности, согласованные с Межрегиональными территориальными управлениями ФСВТ России <*>.

Каждое авиапредприятие должно разработать и осуществлять Программу обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия (п. 14 Положения о Федеральной системе защиты ГА от АНВ).


<*> В настоящее время территориальные органы государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН ФСНСТ).

При проведении контроля инспектором проверяется соответствие требований Программы обеспечения авиационной безопасности (далее - Программы) авиапредприятия требованиям ВК РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области обеспечения авиационной безопасности, Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, Стандартам по авиационной безопасности, содержащимся в Приложении 17 к Чикагской конвенции 1944 года, по следующим разделам:

- цель Программы, включая порядок допуска к содержащейся в ней информации, порядок внесения дополнения и изменения;

- перечень законодательных, нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации, определяющих правовую систему обеспечения авиационной безопасности;

- права, обязанности и ответственность полномочных федеральных и местных органов власти в области обеспечения авиационной безопасности, администрации авиапредприятия, САБ, структурных подразделений, эксплуатантов и сторонних организаций как в нормальных условиях функционирования, так и в случае чрезвычайных ситуаций или актов незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия;

- полномочия и персональный состав аэропортовой комиссии по авиационной безопасности;

- порядок предоставления и рассылки информации по вопросам обеспечения авиационной безопасности, включая информацию о проверках, проводимых силами САБ, правила присвоения грифа секретности и обращения конфиденциальной информации, и правила связи, включая порядок официальных контактов, в том числе и со СМИ (состав информации и порядок ее прохождения);

- описание деятельности авиапредприятия, включая название, местоположение относительно ближайшего населенного пункта и официальный адрес авиапредприятия, его назначение, наименование юридического лица с указанием организационно-правовой формы собственности, номер телефона и кодовое обозначение, регламент работы, процедуры по обеспечению авиационной безопасности, применяемых в авиапредприятии в рабочее и нерабочее время, описание неконтролируемых, контролируемых зон и охраняемых зон ограниченного доступа, краткое описание видов деятельности, осуществляемой всеми находящимся на территории авиапредприятия предприятиями и организациями;

- меры безопасности в авиапредприятии с описанием мер и процедур авиационной безопасности: безопасность воздушных судов, включая воздушные суда эксплуатантов авиации общего назначения (АОН), и объектов авиапредприятия, безопасность пассажиров, в том числе пассажиров отдельных категорий, членов экипажей гражданских воздушных судов, в том числе членов экипажей воздушных судов эксплуатантов АОН, работников авиапредприятия, в том числе авиаперсонала и обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, контроль за перевозкой оружия и боеприпасов, технические средства обеспечения авиационной безопасности;

- подготовка и повышение квалификации кадров в области авиационной безопасности с указанием периодичности обучения по категориям работников, сведения о преподавательском составе и учебной базе;

- приложения к Программе: схема территории авиапредприятия (аэропорта, аэродрома, посадочной площадки) с указанием контролируемых зон, расположения объектов и места специальной стоянки для проведения дополнительного досмотра воздушных судов, схема организации охраны воздушных судов и объектов авиапредприятия, схема здания аэровокзала с указанием зон досмотра, оборудования и стерильной зоны.

Для выработки мероприятий, направленных на защиту авиационных предприятий, аэропортов и эксплуатантов от актов незаконного вмешательства, предотвращения и пресечения захватов и угонов воздушных судов, создаются аэропортовые комиссии по авиационной безопасности (п. 11 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты ГА от АНВ).

При проведении контроля инспектором проверяется:

1. Установление в Положении об аэропортовой комиссии по авиационной безопасности ее основных полномочий, в том числе:

- координация выполнения Норм, правил и процедур по авиационной безопасности и требований Программы обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия;

- надзор и контроль за выполнением Программы обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия, включая специальные меры, введенные администрацией авиапредприятия, эксплуатантами и арендаторами;

- разработка рекомендаций по применению и исполнению законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность в области обеспечения авиационной безопасности, Руководства по авиационной безопасности ИКАО;

- определение и обновление перечня уязвимых зон, включая объекты авиапредприятия и системы его обеспечения, и проверка состояния безопасности этих зон согласно установленному графику;

- обеспечение необходимых мероприятий в целях авиационной безопасности и процедур, адекватных оценкам угроз, и их постоянный пересмотр с учетом реальных условий и непредвиденных обстоятельств в периоды повышенной опасности и чрезвычайных ситуаций;

- проведение выборочных проверок состояния авиационной безопасности;

- информирование Ространснадзора и его территориального органа о состоянии мер безопасности и действующих в авиапредприятии процедурах и сообщение ему о любых проблемах, связанных с обеспечением охраны объектов авиапредприятия и его отдельных служб (структурных подразделений), которые не могут быть решены на региональном (местном) уровне;

- включение мер по авиационной безопасности в программы строительства и (или) реконструкции авиапредприятия;

- уведомление в письменном виде и в части, их касающейся, эксплуатантов воздушных судов, включая эксплуатантов воздушных судов авиации общего назначения, о вопросах, связанных с авиационной безопасностью;

- координация мер по авиационной безопасности в ходе разработки Программы обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия.

2. Сведения о составе аэропортовой комиссии по авиационной безопасности (возглавляется заместителем руководителя местного органа исполнительной власти).

3. Наличие планов работы аэропортовой комиссии по авиационной безопасности.

4. Периодичность заседаний, наличие протоколов заседаний.

Модуль II Обеспечение правил пропускного и внутриобъектового режима

Территория аэропорта, включая зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объекты управления воздушным движением, радио- и светотехнического оборудования аэродромов, авиатопливообеспечения и коммерческие склады должны иметь ограждение по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемые зоны.

В контролируемой зоне аэропорта, на объектах авиатопливообеспечения и на коммерческих складах устанавливаются дополнительные ограждения, а также вводится пропускной режим. Для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации устанавливаются пропуска единого образца.

Контрольно-пропускные пункты в аэропортах оборудуются воротами, шлагбаумами, площадками и техническими средствами для осмотра транспорта и грузов, а также техническими средствами для досмотра работников аэропорта и командированных лиц, а запасные контрольно-пропускные пункты - воротами.

Территория аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением должны регулярно патрулироваться нарядами службы авиационной безопасности. С этой целью вдоль внутренней стороны ограждения аэропорта к выделенным объектам управления воздушным движением должны устраиваться дороги, а служба авиационной безопасности аэропорта - иметь в своем распоряжении специальные патрульные автотранспортные средства.

Работники, находящиеся в контролируемой зоне, обязаны иметь на верхней одежде пропуска с легко различимыми фотографией и надписями.

Места стоянки воздушных судов, территории отдельно стоящих объектов аэропортов и контрольно-пропускных пунктов должны оборудоваться охранным освещением (п. 1 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности (Приложение к Положению о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 897 <*>)).


<*> Далее по тексту - Нормы, правила и процедуры по АБ.

При проведении контроля инспектором проверяется:

1. Установление процедур и правил пропускного и внутриобъектового режимов и ответственности за их соблюдение и исполнение в Программе обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия и в Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму, разработанной с учетом специфики местных условий:

1.2. В Программе обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия должны быть описаны:

: Нумерация пунктов приведена в соответствии с официальным текстом документа.

- контролируемые зоны, стерильные зоны аэропорта, иные объекты и меры, установленные для исключения возможности несанкционированного доступа в них физических лиц и транспортных средств;

- системы пропускного и внутриобъектового режимов, включая порядок допуска работников и транспорта авиапредприятия, пассажиров и членов экипажей гражданских воздушных судов, лиц сторонних организаций в контролируемую зону и на объекты авиапредприятия, порядок допуска транспортных средств сторонних организаций в контролируемую зону авиапредприятия;

- должностные лица авиапредприятия, уполномоченные принимать решение о выдаче пропусков, а также лица, ответственные за подготовку, контроль и выдачу пропусков в контролируемые зоны, охраняемые зоны ограниченного доступа;

- процедуры досмотра при допуске лиц и транспортных средств в контролируемую зону авиапредприятия с применением технических средств досмотра или ручного досмотра;

- порядок учета, хранения бланков пропусков, выдачи и изъятия всех видов пропусков, используемых в авиапредприятии;

- система охраны воздушных судов и объектов авиапредприятия.

1.2. В Программе обеспечения авиационной безопасности должны быть определены мероприятия по усилению действующих в авиапредприятии систем пропускного и внутриобъектового режимов в периоды повышенной опасности или при наличии особой угрозы (привлечение дополнительных сил и средств, меры по обеспечению быстрого закрытия контролируемых зон, стоянок воздушных судов, стоянок автотранспорта в случае появления угрозы и др.).

2. В Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму должны быть установлены:

2.1. Требования по организации и осуществлению пропускного и внутриобъектового режимов: установление правил допуска в контролируемую зону авиапредприятия работников авиапредприятия, членов экипажей гражданских воздушных судов, представителей федеральных органов исполнительной власти, представителей сторонних организаций, транспортных средств, в том числе при возникновении авиационных происшествий и чрезвычайных ситуаций; использование установленной системы пропусков, наличие уполномоченного органа, ответственного за выдачу пропусков и выполнение требований пропускного и внутриобъектового режимов.

2.2. Порядок доведения обязательных требований по соблюдению пропускного и внутриобъектового режимов до сведения авиационного персонала, работников авиапредприятия, сотрудников САБ.

3. Организация и обеспечение охраны территории авиапредприятия и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику, зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов УВД, радио- и светотехнического оборудования аэродрома, складов ГСМ и коммерческих складов:

- состояние охраны территории авиапредприятия и ее границ, в том числе за пределами территории авиапредприятия;

- состояние охраны контролируемых зон: наличие, система и состояние ограждений, освещение и т.п., распределение ответственности за охрану зон;

- наличие и состояние ограждения авиапредприятия по периметру и расположенных на его территории объектов гражданской авиации: наличие козырька, предупредительных аншлагов, постовых вышек, освещения, патрульной дороги и полос безопасности вдоль ограждения;

- наличие подвижных патрулей и периодичность патрулирования: патрулирование перрона, периметра ограждения, прилегающих зон за ограждением, в том числе расположенных в непосредственной близости от порога ВПП, и рулежных дорожек, в различное время, по разным маршрутам и различными способами;

- дополнительные ограждения на объектах авиатопливообеспечения и на коммерческих складах;

- оборудование наружным освещением стоянок воздушных судов, территории отдельно расположенных объектов и контрольно-пропускных пунктов;

- применение инженерно-технических средств охраны: периметровая и объектовая охранная сигнализация, средства видеонаблюдения, освещение, приборы ночного видения, обзорно-постовые вышки. Перроны и другие места стоянок должны быть освещены, и освещение должно охватывать наиболее уязвимые секторы по периметру авиапредприятия;

- меры для защиты периметра авиапредприятия и установок электроснабжения, электрических подстанций КДП и других сооружений служб ОВД, ГСМ, РТО и связи: ограждение территории этих объектов, оборудование объектов техническими средствами охраны, установление на этих объектах строгого пропускного и внутриобъектового режимов;

- специальные меры для предотвращения попыток хищений и порчи средств топливоснабжения, связи и электроснабжения.

4. Организация и состояние контроля доступа лиц и транспортных средств в контролируемые зоны авиапредприятия.

4.1. Наличие и состояние КПП, их оборудование:

- наличие средств связи, освещения, тревожной сигнализации, ворот (с полностью автоматизированными системами открытия и закрытия с помощью средств дистанционного управления), шлагбаумов площадок и технических средств для производства досмотра автотранспорта, а также технических средств досмотра обслуживающего персонала;

- меры контроля САБ за использованием запасных ворот в ограждении аэродрома для проезда транспорта к отдельно стоящим объектам авиапредприятия;

- меры контроля САБ за проходами через границы между зонами ограниченного доступа и контролируемыми зонами (наличие охраняемых и/или закрытых дверей).

4.2. Процедуры контроля доступа лиц в контролируемые зоны.

4.2.1. Наличие актов плановых и внеплановых комплексных проверок состояния пропускного и внутриобъектового режима, проводимых должностными лицами авиапредприятия, в том числе совместно с представителями органов пограничного, таможенного контроля, планы мероприятий по устранению выявленных недостатков.

4.2.2. Меры контроля допуска пассажиров в контролируемую зону авиапредприятия и к местам посадки в воздушные суда:

- допуск пассажиров, в том числе обслуживаемых в залах официальных делегаций, должен осуществляться после регистрации и прохождения предполетного досмотра, а в международных аэропортах осуществляется после прохождения всех видов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- залы официальных лиц и делегаций должны быть изолированы от остальных помещений (вход в них должен располагаться вне контролируемой зоны, а выход на перрон - контролироваться);

- контроль за перемещением пассажиров в стерильной зоне и посадкой их в воздушные суда должен осуществляться работниками службы организации пассажирских перевозок и сотрудниками САБ, а в международных аэропортах - и представителями органов пограничного и таможенного контроля;

- выход пассажиров и членов экипажей воздушных судов на перрон международного сектора должен быть запрещен, а также должны быть запрещены их посадка (высадка) в (из) воздушное судно международного сообщения без разрешения органов пограничного и таможенного контроля;

- пассажиры международных рейсов, следующих транзитом или трансфером через территорию Российской Федерации, должны размещаться в специально выделенном для них помещении.

4.2.3. Меры контроля допуска членов экипажей воздушных судов в контролируемую зону:

- члены экипажей воздушных судов допускаются по удостоверениям установленного образца для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации; удостоверения действительны для прохода в контролируемую зону только в тех аэропортах, которые указаны в задании на полет, а также на запасных аэродромах по маршруту следования;

- члены экипажей воздушных судов зарубежных авиапредприятий в международных аэропортах допускаются по идентификационным картам; действительны для посещения служб, обеспечивающих вылет воздушного судна;

- порядок допуска в контролируемую зону должностных лиц, вписанных в задание на полет с целью проведения ими инспекторской проверки работы экипажа в полете по выполнению нормативных требований по обеспечению безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности, качеству проведения работ и оказания услуг;

- члены экипажей воздушных судов, а также лица, вписанные в задание на полет с целью проведения инспекторской проверки экипажа в полете, должны допускаться в контролируемую зону после прохождения предполетного досмотра, а в случаях следования воздушного судна за границу Российской Федерации - после прохождения таможенного и пограничного контроля.

4.2.4. Меры контроля допуска наземного персонала в контролируемую зону:

- специалисты авиапредприятия, имеющие непосредственное отношение к подготовке и выполнению полетов, техническому обслуживанию воздушных судов, обеспечивающие авиационную безопасность и находящиеся в стерильной зоне, допускаются на перрон и в воздушные суда для выполнения служебных обязанностей при наличии у них пропусков установленного образца (на верхней одежде с левой стороны должен находиться личный пропуск с фотографией и надписями с указанием секторов допуска) и прохождения досмотра;

- работники международных аэропортов, представители иностранных авиапредприятий допускаются в зону пограничного контроля по пропускам, выдаваемым органами пограничного контроля, после прохождения досмотра;

- должен быть установлен порядок ограничения доступа обслуживающего наземного персонала к воздушным судам в период осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.

4.2.5. Меры контроля допуска лиц сторонних организаций в контролируемую зону:

- лица сторонних организаций и посетители, которым необходим доступ в контролируемую зону для выполнения служебных заданий, допускаются по разовым или временным пропускам на основании предварительных заявок при предъявлении ими документа, удостоверяющего личность, а в зону пограничного контроля международного аэропорта - по пропускам, выдаваемым органами пограничного контроля;

- работники ФСНСТ МТ РФ и ФАВТ МТ РФ, УГАН ФСНСТ МТ РФ (до заместителей начальников управлений включительно) при выполнении ими служебных обязанностей допускаются на основании служебного удостоверения с вкладышем;

- работники Межгосударственного авиационного комитета допускаются на основании служебного удостоверения и командировочных удостоверений, подписанных руководителем указанного органа;

- специалисты авиапредприятий, организаций гражданской авиации и других ведомств, привлекаемые к работе в комиссии Межгосударственного авиационного комитета, допускаются по временным пропускам, выдаваемым в установленном порядке согласно заявке, подписанной председателем комиссии или его заместителем;

- представители ФСБ России (в том числе и ФПС), МВД России, ФТС России, Российской трудовой инспекции и органов прокуратуры Российской Федерации, не имеющие пропусков в данное авиапредприятие, допускаются на основании служебного удостоверения с соблюдением мер авиационной безопасности и в соответствии с порядком, установленным администрацией авиапредприятия в Технологии (Инструкции), согласованным с территориальными подразделениями указанных органов и утвержденным на заседании аэропортовой комиссии по авиационной безопасности;

- сотрудники ФСО России при выполнении служебных обязанностей и проведении охранных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О Государственной охране" допускаются с табельным оружием и специальными техническими средствами;

- представители отраслевых профсоюзов гражданской авиации для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав (для прохода на рабочие места, находящиеся в контролируемой зоне авиапредприятия, где работают члены соответствующих профсоюзов), допускаются по пропускам и в соответствии с порядком, установленным в данном авиапредприятии;

- в международных аэропортах руководители ФСНСТ МТ РФ и ФАВТ РФ, их заместители, руководители управлений и их заместители, а также начальники УГАН ФСНСТ и их заместители в зону пограничного контроля допускаются по служебным удостоверениям;

- сотрудники дипломатических и консульских представительств допускаются в зоны пограничного и таможенного контроля при наличии у них специальных пропусков, выдаваемых в установленном порядке.

4.3. Меры надлежащего контроля за передвижением лиц и транспортных средств к воздушному судну и от него с целью предотвращения несанкционированного доступа к воздушному судну.

4.4. Порядок прохода (проезда) на территорию авиапредприятия персонала, посетителей и транспорта.

4.4.1. Порядок выдачи, использования и изъятия различных видов пропусков:

- постоянные пропуска для прохода в контролируемую зону должны выдаваться сроком до 3 лет с последующим продлением (заменой) лицам, постоянно работающим в авиапредприятии. Основанием для выдачи постоянного пропуска является приказ руководителя администрации авиапредприятия о приеме данного лица на работу. В таких пропусках должны быть указаны: фамилия, имя, отчество сотрудника, занимаемая им должность, принадлежность к данной организации, зона допуска, дата выдачи, печать и подпись руководителя. При увольнении или переводе в другое предприятие работник авиапредприятия обязан сдать пропуск по месту его получения, о чем делается соответствующая запись в журнале учета и выдачи пропусков;

- временные пропуска должны выдаваться лицам, временно работающим в авиапредприятии, на срок до окончания работ, но не более одного года, а также работникам, утратившим служебное удостоверение до окончания служебного расследования;

- разовые пропуска должны выдаваться по заявкам руководителей структурных подразделений авиапредприятия для разового посещения авиапредприятия лицам по предъявлению документов, удостоверяющих личность. Разовый пропуск действителен на день посещения с момента его получения до истечения времени, указанного в пропуске. При оформлении разового пропуска на группу лиц пропуск должен выписываться на старшего группы с приложением списка следующих с ним лиц. При выходе посетителей из контролируемой зоны авиапредприятия разовые пропуска должны изыматься работниками КПП и сдаваться в конце рабочего дня в бюро пропусков;

- в международном аэропорте постоянные и временные пропуска для прохода в зону пограничного контроля должны выдаваться по согласованию с органами пограничного и таможенного контроля;

- на бланках всех видов пропусков типографским способом или нумератором должны быть проставлены порядковые номера, а при необходимости - номера серии. Бланки пропусков должны храниться в надежно запираемых и опечатываемых сейфах или металлических шкафах и учитываться в специальном журнале отдельно по каждому виду;

- авиационный персонал, работники авиапредприятия, находящиеся в контролируемой зоне авиапредприятия (зонах технического обслуживания, цехах бортпитания, зонах обработки груза и почты, а также в зонах обслуживания пассажиров и зонах обслуживания воздушных судов), обязаны иметь на верхней одежде с левой стороны личный пропуск с фотографией и надписями с указанием секторов допуска;

- в помещениях КПП должны быть оборудованы стенды с образцами действующих в авиапредприятии удостоверений и пропусков, а также с образцами подписей должностных лиц, имеющих право подписи постоянных, временных, разовых и материальных пропусков.

4.4.2. Организация и обеспечение контроля нахождения и движения транспортных средств:

- постоянный пропуск на транспортное средство для въезда в контролируемую зону авиапредприятия, в котором в обязательном порядке должны быть указаны тип (марка) и государственный номер транспортного средства, срок действия пропуска, дата выдачи, печать и подпись лица, выдавшего пропуск;

- временный и разовый пропуск на транспортные средства с указанием фамилии, имени, отчества водителя, типа (марки) и номера транспортного средства, наименования организации-владельца данного транспортного средства, фамилии, имени, отчества, должности, принадлежности к конкретной службе авиапредприятия лица, сопровождающего транспортное средство, фамилии, имени, отчества, должности, принадлежности к конкретной службе авиапредприятия лица, проведшего инструктаж водителя, даты выдачи, печать и подпись лица, выдавшего пропуск;

- пропуск на транспортное средство должен прикрепляться и постоянно находиться на видном месте транспортного средства, должен быть надежно защищен от подмены или подлога;

- меры по недопущению передачи пропуска от одного транспортного средства на другое;

- ограничительные мероприятия по допуску транспортных средств в контролируемую зону авиапредприятия в целях усиления мер авиационной безопасности (наличие сопровождающего от структурного подразделения авиапредприятия или от САБ);

- сроки действия пропусков:

- постоянные пропуска для въезда (выезда) в контролируемую зону авиапредприятия выдаются на срок не более одного года (на транспортные средства и другую подвижную технику, которым необходим регулярный въезд в контролируемую зону);

- временные пропуска на транспортные средства сторонних организаций, работающих в контролируемой зоне авиапредприятия по договору, выдаются на срок выполнения работы, но не более одного года;

- разовые пропуска на транспортные средства сторонних организаций для въезда в контролируемую зону выдаются в день выдачи пропуска;

- порядок допуска служебного транспорта подразделений ФСБ России (в том числе и ФПС), МВД России, ФТС России и органов Прокуратуры Российской Федерации в контролируемую зону авиапредприятия должен быть установлен администрацией авиапредприятия в Технологии (Инструкции), согласован с территориальными органами указанных ведомств и утвержден на заседании аэропортовой комиссии по авиационной безопасности;

- порядок допуска транспортных средств ФСО России в контролируемую зону авиапредприятия осуществляется по разовым пропускам без предварительных заявок и при необходимости - в сопровождении сотрудника САБ;

- порядок допуска личного состава региональных поисково-спасательных баз, пожарно-спасательных расчетов, других расчетов аварийно-спасательных команд, бригады скорой медицинской помощи и спецтранспорт для ликвидации последствий авиационных и чрезвычайных происшествий в контролируемую зону авиапредприятия и на его объекты должен быть установлен администрацией авиапредприятия в Технологии (Инструкции) и утвержден на заседании аэропортовой комиссии по авиационной безопасности;

- порядок допуска сил и средств, задействованных в реализации плана операции "НАБАТ", в контролируемую зону и на объекты авиапредприятия должен быть разработан администрацией авиапредприятия и утвержден на заседании оперативного штаба.

4.5. Организация и обеспечение контроля движения материальных ценностей:

- порядок выписки материальных пропусков лицам на материальные ценности, подлежащие выносу (вывозу), вносу (ввозу) из (на) контролируемой зоны авиапредприятия (образцы материальных пропусков и образцы подписей лиц, имеющих право на их выдачу, предварительно должны представляться в САБ);

- в материальном пропуске должны быть указаны: фамилия, имя и отчество экспедитора, наименование вывозимого (вносимого) груза, тип (марка) и государственный номер транспортного средства, количество мест, номера накладной ведомости, дата выдачи и подписи материально ответственного лица;

- срок действия пропуска: разовый, действителен в течение дня его выписки, после чего он подлежит изъятию;

- соблюдение процедур выдачи пропуска:

- в международных аэропортах основанием для выписки материального пропуска, кроме накладной на прием и выдачу прибывавших из-за границы Российской Федерации материальных ценностей и груза, является решение таможенного органа Российской Федерации об их выпуске;

- основанием, дающим право перевозки грузов транспортом авиапредприятия от грузового терминала, расположенного на территории аэропорта до воздушного судна и обратно, при наличии отметки о досмотре являются сопроводительные перевозочные документы (грузовая ведомость, почтовые накладные, багажная ведомость и др.), а также иные документы и основания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.6. Соблюдение порядка выдачи пропусков:

- все заявления на получение пропусков в контролируемую зону оформляются в письменном виде и передаются в установленном порядке уполномоченным должностным лицам;

- письменные заявления проверяются уполномоченными должностными лицами, чтобы убедиться в наличии достаточных оснований для выдачи пропусков;

- пропуска на санкционированный проход в контролируемую зону выдаются только после получения официального разрешения на доступ и проведения соответствующих проверок;

- пропуска в контролируемую зону подразделяются по зонам допуска и разрешают доступ в каждую зону на основании служебной необходимости.

Модуль III Обеспечение безопасности воздушных судов на земле и в полете

Воздушные суда должны находиться под постоянной охраной службы авиационной безопасности. При подготовке самолета к вылету службой авиационной безопасности осуществляется предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывчатых веществ и других предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также выявления посторонних лиц.

В случаях получения информации об угрозе акта незаконного вмешательства воздушное судно подлежит дополнительному досмотру на специально выделенной стоянке.

Если досмотр окажется безрезультатным, а угроза инцидента продолжает существовать, то воздушное судно оставляют на указанной стоянке на срок, соответствующий времени выполнения планируемого рейса воздушного судна до пункта назначения.

По просьбам авиапредприятий и эксплуатантов воздушного транспорта администрация запрашиваемого аэропорта обязана проводить дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности: досмотр и охрану воздушных судов, повторный досмотр пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, принадлежащих этим авиапредприятиям и эксплуатантам (п. 4 Норм, правил и процедур по АБ).

При проведении контроля инспектором проверяется:

1. Установление процедур и правил обеспечения безопасности воздушных судов на земле и в полете, ответственности за их соблюдение и исполнение в Программе обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия и в Инструкции по производству предполетного и дополнительного досмотра гражданских воздушных судов.

1.1. В Программе обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия должны быть описаны:

- процедуры взаимодействия между аэропортом и авиапредприятием (эксплуатантом) в части производства досмотра воздушных судов на земле и в полете;

- меры защиты находящихся на земле воздушных судов: действия сотрудников САБ, членов экипажей гражданских воздушных судов и авиаперсонала, занятого в техническом обслуживании воздушных судов;

- порядок охраны воздушных судов: порядок передачи на (с) охрану воздушного судна для производства полетов, технического обслуживания и ремонта, охраны, организация охраны воздушных судов и несение службы патрульным нарядом, перронный контроль;

- порядок производства предполетного досмотра гражданских воздушных судов с указанием процедур досмотра в нормальных условиях и в случае получения информации об угрозе акта незаконного вмешательства, наличие разработанных и утвержденных перечней мест досмотра воздушных судов в целях безопасности (по типам воздушных судов и их модификациям), действия сотрудников САБ, членов экипажей гражданских воздушных судов и работников инженерно-технических служб;

- действия сотрудников САБ, членов экипажей гражданских воздушных судов, работников инженерно-технических служб в случае обнаружения взрывных устройств, подозрительных предметов или посторонних лиц;

- порядок производства дополнительного досмотра гражданского воздушного судна на специально выделенной стоянке при поступлении информации об угрозе взрыва;

- порядок оповещения об угрозе воздушному судну в полете;

- документальное оформление результатов производства досмотра гражданских воздушных судов.

1.2. В Инструкции по производству предполетного и дополнительного досмотра должны быть установлены:

- соответствие требований, установленных в вышеуказанной Инструкции, требованиям законодательных и нормативных правовых актов в части производства предполетного и дополнительного досмотра гражданских воздушных судов на земле и в воздухе;

- обязательность установленных требований для авиационного персонала и работников авиапредприятия, эксплуатантов, должностных лиц органов пограничного и таможенного контроля, всех юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного авиапредприятия, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

- порядок обязательного доведения требований Инструкции до сведения авиационного персонала, работников авиапредприятия, сотрудников САБ, подразделений военизированной охраны САБ и САБ эксплуатантов;

- определение видов ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации авиационного персонала, работников авиапредприятия, физических и юридических лиц, виновных в нарушении правил досмотра гражданских воздушных судов на земле и в полете: административная, имущественная и уголовная ответственность.

2. Организация и состояние охраны воздушных судов на земле:

- схема обеспечения охраны воздушных судов;

- наличие и состояние постов охраны воздушных судов;

- ответственность за обеспечение безопасности воздушных судов;

- наличие Инструкции по охране воздушных судов: организация и соблюдение порядка приема-передачи воздушных судов на техническое обслуживание и под охрану, ведение Журнала приема-сдачи воздушных судов под охрану;

- организация и обеспечение контроля за соблюдением мер авиационной безопасности на воздушных судах при их техническом и коммерческом обслуживании;

- наличие и состояние освещения стоянок воздушных судов.

3. Организация и обеспечение контроля доступа к воздушным судам:

- наличие у авиаперсонала, имеющего допуск к обслуживанию воздушных судов, пропусков с указанием зон допуска и рабочих смен: право доступа к месту стоянки и на воздушное судно имеет только персонал аэропорта, авиапредприятия или эксплуатанта, имеющий допуск (для выполнения служебных обязанностей по техническому обслуживанию и эксплуатации данного воздушного судна);

- наличие на передвижном оборудовании для наземного обслуживания воздушного судна и на любых других транспортных средствах, имеющих право доступа к месту стоянки, соответствующих пропусков, подтверждающих их право находиться на стоянке воздушных судов;

- контроль за пассажирами, находящимися на стоянке (нахождение под постоянным наблюдением специально выделенных сотрудников САБ);

- порядок допуска представителей органов пограничного и таможенного контроля на воздушное судно, выполняющее международный полет (допуск при наличии пропуска установленного образца).

4. Оборудование воздушных судов системами безопасности:

- надежно запирающимися пуленепробиваемыми дверями и перегородками, изолирующими пилотскую кабину от пассажирского салона;

- специальными сигнализационными и переговорными устройствами для связи между экипажем и бортпроводниками;

- специально отведенными и обозначенными местами для размещения взрывного устройства в случае обнаружения его на борту воздушного судна в полете;

- замаскированными проходами (лазами), обеспечивающими внезапный одновременный вход специальной группы в двух и более местах пассажирского салона;

- противоугонными устройствами, исключающими несанкционированный запуск двигателей, выруливание и вылет воздушного судна;

- запираемыми помещениями (багажниками) для хранения изъятых на время полета у пассажиров предметов и веществ;

- инструктивными документами о порядке действий экипажа в случае захвата или угона воздушного судна, иных актов незаконного вмешательства, производстве экипажем специального досмотра воздушного судна в полете, порядке обращения со взрывными устройствами в случае их обнаружения на борту воздушного судна.

5. Принятые меры безопасности воздушных судов в условиях повышенной угрозы.

6. Наличие, состояние и оснащенность специальной стоянки для воздушных судов.

7. Организация и состояние производства предполетного досмотра воздушных судов:

- порядок производства предполетного досмотра: до посадки пассажиров, погрузки груза, багажа, почты, бортового питания;

- наличие перечня мест дополнительного досмотра воздушных судов;

- наличие технологических карт и схем досмотра используемых типов воздушных судов: досмотр всех помещений (отсеков) воздушного судна, дверей (панелей, люков), которые можно открыть;

- наличие приказа о создании групп досмотра воздушных судов: штатная численность групп досмотра воздушных судов должна быть установлена в зависимости от режима работы, количества и типа эксплуатируемых воздушных судов, технической оснащенности групп (рекомендуемая численность группы досмотра САБ: две группы по 2 - 3 человека для досмотра воздушного судна внутри и снаружи);

- порядок действий при обнаружении подозрительного предмета;

- порядок документального оформления результатов досмотра конкретного гражданского воздушного судна (срок хранения документов - в течение года).

8. Принятые меры обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушных судов в полете:

- наличие в полетной документации Памятки экипажу воздушных судов по действиям в чрезвычайной обстановке;

- наличие Инструкции о порядке проведения досмотра воздушных судов в полете.

Модуль IV Обеспечение досмотра пассажиров и ручной клади, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала

Досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется для предотвращения несанкционированной доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут использоваться для совершения акта незаконного вмешательства. При отказе пассажира от досмотра перевозчик вправе расторгнуть договор воздушной перевозки.

Пассажиры с дипломатическим статусом, обладающие дипломатическим иммунитетом, а также фельдъегери, сопровождающие официальную корреспонденцию, проходят досмотр на общих основаниях, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пассажиры-инвалиды (на костылях, в инвалидных колясках, на носилках и т.п.) подлежат досмотру вручную, а сопровождающие их лица проходят досмотр на общих основаниях.

Перечень предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом по условиям авиационной безопасности, устанавливается Федеральной службой воздушного транспорта России Министерства транспорта Российской Федерации.

Допускается проведение досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа в зданиях городских аэровокзалов в специально оборудованных для этой цели помещениях.

В этом случае при доставке пассажиров от городского аэровокзала до самолета должны быть обеспечены меры безопасности.

При поступлении информации об угрозе совершения незаконного вмешательства служба авиационной безопасности принимает меры по повышению эффективности досмотра.

В случаях обнаружения у пассажиров веществ и предметов, запрещенных к перевозке, а также по просьбе авиапредприятий и эксплуатантов производится дополнительный досмотр багажа. При неявке пассажира на посадку его багаж подлежит обязательному досмотру.

При производстве досмотра пассажира осуществляется проверка достоверности перевозочных документов и их соответствия личности предъявителя.

В аэровокзалах должны устраиваться специальные залы ожидания для пассажиров, прошедших досмотр, для предотвращения контактов с лицами, не прошедшими такого досмотра, а также с работниками гражданской авиации, не имеющими отношения к обслуживанию пассажиров. Такие же меры должны приниматься при следовании пассажиров по перрону для посадки в воздушное судно.

Каждый аэропорт должен иметь специальное помещение и технические средства для досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортовых запасов (п. 2 Норм, правил и процедур по АБ).

При проведении контроля инспектором проверяется:

1. Установление процедур и правил производства досмотра, ответственности за их соблюдение и исполнение в Программе обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия и в Технологии производства досмотра пассажиров, экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, разработанной с учетом специфики местных условий (далее - Технология производства досмотра).

1.1. В Программе обеспечения авиационной безопасности должны быть описаны:

- полномочия сотрудников САБ по производству досмотра, порядок их взаимодействия с сотрудниками органов внутренних дел: досмотр производится специально подготовленными сотрудниками САБ и сотрудниками территориального органа внутренних дел на транспорте;

- процедуры досмотра, которые должны применяться в случае отказа какого-либо лица от прохождения досмотра или в случае принятия решения об отказе от выполнения договора воздушной перевозки;

- перечень всех категорий лиц, которые освобождены от прохождения досмотра;

- процедуры регистрации пассажиров, порядок взаимодействия САБ с органами пограничного и таможенного контроля при пересечении зон пограничного и таможенного контроля;

- процедуры проверки личности пассажиров (вылетающих, трансферных и транзитных) и их проездных документов;

- процедуры досмотра пассажиров, в том числе и пассажиров воздушных судов АОН, их ручной клади, включая процедуры распознавания запрещенных к перевозке предметов, веществ и опасных грузов, и действия сотрудников САБ при обнаружении оружия или взрывных устройств, меры контроля в отношении членов экипажей гражданских воздушных судов, в том числе и воздушных судов АОН, авиаперсонала и обслуживающего персонала;

- организационно-технические мероприятия и основные требования к зонам контроля пассажиров (пунктам досмотра), включая их оборудование, порядок разделения прошедших и не прошедших досмотр лиц, процедура контроля пассажиров, прошедших досмотр, при их доставке к борту воздушного судна;

- типы и модели технических средств досмотра (по каждому пункту досмотра), процедуры их технического обслуживания и ремонта, порядок действий сотрудников САБ в случае отказа оборудования;

- квалификационные требования, предъявляемые к сотрудникам групп (подразделений) досмотра по каждому пункту досмотра с указанием их профессиональной подготовки (начальная подготовка, текущая учеба, повышение квалификации), к организации учета такой подготовки, а также нормы укомплектованности пунктов досмотра персоналом, порядок перемещения специалистов по номерам и должностные обязанности каждого номера;

- процедуры досмотра, применяемые в отношении дипломатических вализ и сотрудников фельдъегерской связи; порядок перевозки оружия, боеприпасов и спецсредств, конвоируемых лиц; процедуры досмотра пассажиров, сопровождающих груз на грузовых воздушных судах, вылетающих из аэропортов местных воздушных линий (с посадочных площадок), трансферных и транзитных пассажиров, и пассажиров, следующих через зал официальных делегаций;

- меры контроля за перевозкой оружия, боеприпасов и спецсредств и разрешенного действующим законодательством ношения огнестрельного оружия на борту воздушного судна;

- должностные лица авиапредприятия, ответственные за организацию и производство досмотра.

1.2. В Технологии производства досмотра должны быть установлены:

- соблюдение обязательных требований в части организации и производства досмотра (дополнения и изменения с учетом выполнения рекомендаций аэропортовой комиссии по авиационной безопасности и предписаний Ространснадзора по усилению и совершенствованию досмотра);

- порядок доведения обязательных требований до сведения сотрудников САБ, авиационного персонала и работников, должностных лиц органов пограничного, таможенного контроля, органов внутренних дел, сотрудников САБ, эксплуатантов, осуществляющих свою деятельность на территории данного авиапредприятия;

- порядок документального оформления результатов производства досмотра.

2. Наличие и состояние зон контроля и пунктов досмотра пассажиров:

- соответствие оборудования требованиям: должны быть оборудованы техническими средствами досмотра, часами, телефонной связью, в том числе прямой связью с диспетчером службы организации перевозок, пунктами регистрации билетов и приема багажа, с органами внутренних дел; должны иметься коврики, лотки, корзины, коробки, используемые при производстве досмотра пассажиров; соблюдение соответствующего температурного режима, нормальных условий труда специалистов группы досмотра; обеспечение нормальных условий нахождения пассажиров в пункте досмотра и стерильной зоне (накопителе);

- производство досмотра:

- в аэропортах: после регистрации билетов пассажиров;

- в международных аэропортах и секторах: после прохождения всех видов контроля;

- в аэровокзалах: только в случаях непосредственной доставки пассажиров к борту воздушного судна с соблюдением мер, исключающих возможность контактов пассажиров, прошедших досмотр, в пути следования с другими лицами;

- в аэропортах и на аэродромах местных воздушных линий (на посадочной площадке): в случае отсутствия САБ аэропорта и САБ эксплуатанта АОН досмотр осуществляет командир воздушного судна или назначенный им член экипажа;

- наличие и оснащенность кабин (помещений) для личного досмотра: проведение личного досмотра должно осуществляться только лицами одного пола с досматриваемым пассажиром сотрудниками САБ совместно с сотрудниками территориального органа внутренних дел на транспорте.

3. Оснащенность пунктов досмотра техническими средствами досмотра:

- наличие и соответствие сертификационным требованиям технических средств досмотра <*>;


<*> В соответствии с п. 2 ст. 456 Гражданского кодекса Российской Федерации "Обязанности продавца по передаче товара" изготовитель (поставщик, продавец) обязан одновременно с передачей товара предоставить покупателю техническую документацию, в том числе применительно к техническим средствам досмотра, и сертификаты соответствия ССГА.

- организация обслуживания и ремонта технических средств досмотра: эксплуатация технических средств досмотра и поддержание их работоспособности должны осуществляться специально подготовленными сотрудниками САБ; техническое обслуживание могут осуществлять специалисты авиапредприятия, имеющие соответствующую подготовку на право проведения ремонта и технического обслуживания технических средств досмотра;

- наличие тест-объекта и методики его настройки;

- альтернативные способы и меры контроля в случаях неисправности и (или) ремонта технических средств досмотра.

4. Укомплектованность групп досмотра обученными специалистами:

- профессиональная подготовленность и наличие сертификатов (удостоверений):

- сотрудники САБ, прошедшие специальную профессиональную подготовку, должны иметь соответствующие документы установленного образца с конкретным сроком действия;

- в аэропорте и на аэродроме местных воздушных линий (посадочной площадке) досмотр должны производить работники гражданской авиации, прошедшие курс специального обучения и имеющие допуск к данной работе, с участием сотрудников территориального органа внутренних дел на транспорте либо в случае отсутствия органа внутренних дел на транспорте - с участием сотрудников территориального органа внутренних дел;

- знание специалистами групп досмотра основных характеристик и правил эксплуатации применяемых технических средств досмотра;

- наличие должностных инструкций специалистов групп досмотра.

5. Процедуры производства досмотра: ручной и выборочный досмотр, включая дополнительный досмотр (ручным контактным методом) пассажира в просторной одежде, скрывающей очертания тела; действия в случае отказа пассажира от прохождения досмотра; досмотр с использованием технических средств, включая досмотр содержимого ручной клади, верхней одежды, ремня, обуви пассажира; досмотр транзитных (трансферных) пассажиров.

6. Наличие и состояние информации для пассажиров о порядке досмотра: в агентствах, аэровокзалах, в местах заполнения таможенных деклараций и оформления багажа, перед пунктами досмотра; систематическое обновление в соответствии с ее изменением и дополнением.

7. Оснащенность техническими средствами досмотра залов для официальных лиц и делегаций и соответствие технических средств досмотра сертификационным требованиям.

8. Принимаемые меры в отношении пассажиров отдельных категорий:

- требования об уведомлении пассажиров о мерах и процедурах обеспечения авиационной безопасности:

- высокопоставленные лица и пассажиры с дипломатическим статусом, обладающие дипломатическим иммунитетом: на пунктах досмотра: досмотр ручной клади и багажа должен производиться только в их присутствии или в присутствии уполномоченных представителей согласно положениям Венской конвенции о дипломатических отношениях;

- дипломатическая почта, правительственные курьеры и дипломатические вализы и приравненная к ним на основании международных договоров Российской Федерации иная официальная корреспонденция иностранных учреждений и международных организаций досмотру не подлежат;

- лица, следующие через VIP и зал официальных делегаций: досмотр производится в пункте досмотра в зале VIP или в одном из пунктов досмотра аэропорта отдельно от остальных пассажиров;

- охрана высокопоставленных представителей правительства;

- сотрудники службы безопасности на борту воздушных судов;

- инвалиды (на костылях, в инвалидных колясках, на носилках и т.п.): досмотр производится вручную, а сопровождающие их лица проходят досмотр на общих основаниях;

- пассажиры, находящиеся под стражей или административным контролем (депортируемые лица, конвоируемые заключенные): досмотр производится на общих основаниях;

- работники, сопровождающие спецгруз и почту, личный состав караула (войсковой наряд), сопровождающего конвоируемых лиц: досмотр производится на общих основаниях без изъятия оружия, боеприпасов и спецсредств на время полета, о чем ставится в известность командир воздушного судна;

- лица с имплантированным кардиостимулятором (досмотр производится без применения технических средств досмотра).

9. Наличие и состояние стерильных зон для досмотренных пассажиров.

10. Порядок доставки и сопровождения пассажиров на борт воздушных судов:

- исключение смешивания лиц, прошедших и не прошедших досмотр, с провожающими, с персоналом аэропорта или аэровокзала, не занятыми обслуживанием пассажиров:

- расположение, планировка пунктов досмотра и размещение в них технических средств досмотра;

- допуск пассажиров рейсов по предъявлении перевозочных документов и документа, удостоверяющего их личность;

- исключение прохода через пункт досмотра персонала авиапредприятия без прохождения обязательного досмотра на общих основаниях;

- исключение нахождения посторонних лиц;

- наличие ограждения пунктов досмотра для исключения возможности наблюдения и изучения процессов досмотра;

- оборудование зон досмотра, стерильной зоны и выходов для исключения контактов провожающих и посторонних лиц с пассажирами, прошедшими досмотр.

11. Организация и состояние досмотра членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала:

- соблюдение Технологии досмотра членов экипажей, авиаперсонала и работников, не относящихся к авиаперсоналу: в пунктах досмотра, оборудованных на контрольно-пропускных пунктах;

- производство досмотра экипажей воздушных судов эксплуатантов АОН: отдельно от пассажиров коммерческих рейсов.

12. Состояние учета и отчетности по результатам досмотра (ведение Журнала учета актов изъятия запрещенных к перевозке опасных веществ и предметов).

13. Организация и соблюдение порядка перевозки на борту воздушных судов оружия, боеприпасов и спецсредств, изъятых у пассажиров на время полета:

- наличие технологии передачи оружия и боеприпасов экипажу;

- наличие помещения для приема и выдачи оружия и боеприпасов;

- условия доставки на борт воздушных судов оружия и боеприпасов;

- провоз оружия и боеприпасов в воздушных судах АОН;

- провоз оружия, хранящегося в недоступных местах воздушных судов;

- наличие Инструкции по правилам размещения, транспортировки и обеспечения сохранности металлических запираемых ящиков для перевозки оружия и боеприпасов, изъятых у пассажиров на период полета.

14. Порядок взаимодействия сотрудников САБ и сотрудников ЛОВДТ в производстве предполетного и послеполетного досмотров пассажиров, их ручной клади, лиц из авиационного персонала.

15. Организация и состояние досмотра транзитных и трансферных пассажиров:

- наличие зала (залов) для размещения транзитных и трансферных пассажиров с ручной кладью и багажом;

- меры контроля и правила обеспечения наблюдения за передвижением транзитных и трансферных пассажиров к воздушному судну.

Модуль V Обеспечение досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов

Досмотр ..., багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется для предотвращения несанкционированной доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут использоваться для совершения акта незаконного вмешательства.

Каждый аэропорт должен иметь специальное помещение и технические средства для досмотра ..., багажа, почты, груза и бортовых запасов (извлечение из текста п. 2 Норм, правил и процедур по АБ).

При проведении контроля инспектором проверяется:

1. Установление процедур и правил производства досмотра, ответственности за их соблюдение и исполнение в Программе обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия, программах обеспечения авиационной безопасности эксплуатантов и в соответствующей Технологии производства досмотра, разработанной с учетом специфики местных условий:

1.1. В Программе обеспечения авиационной безопасности должны быть описаны:

- полномочия сотрудников САБ по производству досмотра, порядок их взаимодействия с сотрудниками органов внутренних дел;

- процедуры досмотра;

- порядок взаимодействия САБ с авиапредприятиями, эксплуатантами, грузоотправителями, грузополучателями, зарегистрированными агентами, курьерскими службами: полномочия, ответственность.

1.2. В Технологии производства досмотра должны быть установлены:

- порядок производства досмотра:

- досмотр грузов осуществляется с применением всех имеющихся способов для выявления веществ и предметов, запрещенных к перевозке на гражданских воздушных судах: применение технических средств досмотра, служебных собак, выдержка грузов до погрузки в воздушное судно на время от нескольких часов до нескольких суток и др.;

- досмотр почтовых отправлений осуществляется с использованием технических средств без вскрытия их почтовой упаковки при дополнительном контроле в присутствии отправителей почтовых отправлений с нарушенной упаковкой;

- досмотр контейнеров с бортовыми запасами осуществляется с обязательным их пломбированием;

- порядок стикирования, система учета, хранения и использования стикеров.

2. Организация досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов.

3. Организация и состояние обеспечения безопасности багажа, груза, почты и бортовых запасов:

- прием и охрана багажа: меры по хранению багажа в складских зонах и (или) помещениях коммерческих складов, включая невостребованный багаж; охрана систем обработки и комплектования багажа; охрана багажа на тележках, на стоянке воздушного судна, в пунктах регистрации (возле аэропорта, за его пределами и/или в местах стыковочных перевозок);

- процедуры досмотра багажа:

- установление принадлежности багажа пассажирам: использование различных систем установления принадлежности для видов пассажиров (вылетающих, трансферных и транзитных) и багажа, меры контроля неопознанного багажа;

- досмотр зарегистрированного багажа: порядок действий в случае обнаружения запрещенных для перевозки воздушным транспортом предметов; альтернативный порядок досмотра в случае отказа технических средств досмотра багажа; порядок досмотра перевозимого в грузовом отсеке багажа членов экипажа воздушного судна; досмотр багажа, сдаваемого в камеру хранения;

- трансферный зарегистрированный багаж;

- хранение неправильно обработанного и невостребованного багажа;

- контроль за транспортировкой багажа к воздушным судам;

- меры охраны грузов, почты и бортовых запасов во время их транспортировки в пределах территории аэропорта, включая сопровождение бортовых запасов и контейнеров с бортпитанием сотрудниками САБ до борта воздушного судна;

- процедуры досмотра грузов, почты (бандеролей, курьерских отправлений) и бортовых запасов, включая бортпитание;

- проверки зарегистрированных агентов и эксплуатантов (в том случае, если они являются зарегистрированными агентами), персонала, имеющего доступ к бортпитанию;

- меры контроля в целях безопасности в обычных условиях и в период повышенной угрозы: охрана перевозимого в грузовом отсеке багажа, меры контроля с момента его регистрации до погрузки на борт воздушного судна.

4. Наличие, состояние и оснащенность пунктов досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов специальными техническими средствами.

5. Обеспеченность пунктов досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов техническими средствами досмотра:

- наличие пунктов досмотра;

- виды и типы используемых технических средств досмотра;

- участки их применения;

- использование технических устройств и служебных собак для обнаружения взрывчатых веществ;

- использование инженерно-технических средств охраны:

- виды и типы используемых инженерно-технических средств охраны;

- объекты применения инженерно-технических средств охраны;

- процедуры принятия мер при срабатывании средств охраны.

Модуль VI Обеспечение организации и принятия мер по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации

Для оперативного руководства действиями по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушных судов или иными актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации в аэропортах, где возникла или имеется угроза возникновения таких ситуаций, координации действий подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и других заинтересованных министерств и ведомств создаются оперативные штабы, которые возглавляются уполномоченными должностными лицами Федеральной службы контрразведки Российской Федерации <*> (извлечение из текста п. 11 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты ГА от АНВ).


<*> В настоящее время - Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

В целях обеспечения авиационной безопасности в аэропортах (городских вокзалах) и на прилегающих к ним территориях администрация аэропорта (городского аэровокзала) имеет право в зависимости от складывающейся обстановки, угрожающей безопасной деятельности аэропорта (городского аэровокзала), вводить дополнительные меры безопасности (контроль допуска граждан в аэровокзалы, досмотр на входах, контроль за передвижением и стоянками транспортных средств и т.д.) (извлечение из текста п. 12 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты ГА от АНВ).

Для эффективного противодействия актам незаконного вмешательства Межведомственная комиссия по авиационной безопасности при Правительстве Российской Федерации <*>, аэропортовые комиссии по авиационной безопасности и Федеральная антитеррористическая комиссия Российской Федерации разрабатывают и принимают согласованные планы действий.

Указанные планы должны учитывать складывающуюся обстановку при:

- захвате воздушного судна на земле;

- захвате воздушного судна в полете;

- угрозах террористических актов в отношении воздушных судов или важных объектов аэропорта;

- анонимных угрозах;

- инцидентах в аэропорту;

- вооруженном нападении в пределах границ аэропорта;

- вооруженном нападении на воздушное судно, сооружения и оборудование из-за пределов границ аэропорта;

- обследовании подозрительных устройств, которые могут быть использованы для совершения диверсии или других потенциальных источников опасности в аэропорту (п. 7 Норм, правил и процедур по АБ).


<*> Упразднена согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 291 "Об упразднении Межведомственной комиссии по авиационной безопасности при Правительстве Российской Федерации".

При проведении контроля инспектором проверяется:

1. Установление в Программе обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия, в программах обеспечения авиационной безопасности эксплуатантов мер на случай чрезвычайных ситуаций, ответственности за их соблюдение и исполнение, процедур передачи информации об актах незаконного вмешательства и порядка ее прохождения.

2. Наличие Плана действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия, аэропорта, эксплуатанта:

- наличие на рабочих местах инструкций, выписок и памяток по действиям персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций: действия и процедуры, предусмотренные в случаях попыток захвата, захвата воздушных судов, диверсий и угроз применения взрывных устройств;

- процедуры досмотра в целях безопасности пассажиров, багажа, грузов, почты и бортзапасов;

- ответные действия в случае акта незаконного вмешательства;

- порядок и процедуры изъятия и уничтожения опасных предметов и веществ;

- порядок и процедуры обследования подозрительных устройств, которые могут быть использованы для совершения диверсии или других потенциальных источников опасности в аэропорту;

- порядок эвакуации пассажиров и проведения досмотра воздушных судов на земле в случае угрозы применения взрывных устройств;

- наличие согласованного Плана проведения операции "Набат";

- порядок аэронавигационного обслуживания воздушных судов, подвергшихся актам незаконного вмешательства;

- специальные меры по обеспечению авиационной безопасности, подлежащие применению в периоды повышенной угрозы или в отношении особо важных рейсов и маршрутов, в том числе при актах вымогательства и вмешательства в действия сотрудников авиапредприятия, аэропорта, эксплуатанта;

- виды и средства связи для передачи информации об актах незаконного вмешательства, угрозах их совершения, а также иной информации, которая способствует урегулированию указанных ситуаций (обеспечение двухсторонней связи между всеми службами авиапредприятия, наличие резервных каналов связи).

3. Наличие командного пункта (специально оборудованного помещения) для обеспечения работы оперативного штаба по урегулированию чрезвычайных ситуаций:

- состав и структурная схема оперативного штаба;

- установленный порядок (схема) оповещения и связи;

- наличие, состояние и использование средств связи;

- оснащенность средствами обеспечения деятельности;

- установленный порядок приведения в действие оперативного штаба.

4. Наличие и готовность сил и средств, привлекаемых к урегулированию чрезвычайных ситуаций:

- координация их действий;

- организация и учет проведения занятий, тренировок и учений;

- учебные мероприятия, проводимые по практической отработке мер авиационной безопасности с взаимодействующими службами и организациями (орган, ответственный за их подготовку, и периодичность проведения тренировок).

5. Планирование и проведение учебных мероприятий по практической отработке мер авиационной безопасности взаимодействующими службами авиапредприятия и заинтересованными министерствами и ведомствами.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Ространснадзора от 15.12.2005 N ВС-255-р(фс) "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ (РУКОВОДСТВА) ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ"