Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 28.01.2008 N 74-р
КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009-2013 ГОДЫ)"
Обеспечение химической и биологической безопасности на территории Российской Федерации может быть достигнуто в результате своевременного и эффективного выполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организационных, санитарно-противоэпидемических, ветеринарных, фитосанитарных и инженерно-технических мероприятий, направленных на полную нейтрализацию и (или) уменьшение до уровня предельно допустимых концентраций биологических и химических факторов окружающей среды и предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами.
Состояние дел в различных сферах обеспечения химической и биологической безопасности позволяет сделать вывод, что защищенность населения и среды его обитания на территории Российской Федерации от опасных биологических и химических факторов не доведена до уровня, при котором отсутствуют недопустимые риски причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде и техносфере. На фоне значительного ухудшения санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической обстановки в Российской Федерации, а также упадка ее биотехнологической и химической промышленности появились новые биологические и химические угрозы для национальной безопасности страны. Стало очевидным, что нужно быть готовым к:
трансграничным заносам на территорию Российской Федерации известных и неизвестных ранее неэндемичных патогенов и экопатогенов;
несанкционированному использованию в сельскохозяйственной практике различных средств защиты растений и агрохимикатов, а также потенциально опасных генно-инженерно-модифицированных организмов, которые не прошли соответствующих испытаний и неизвестны специализированным службам государственного надзора Российской Федерации;
применению на территории Российской Федерации опасных и особо опасных биологических агентов и химических веществ в террористических целях;
применению против Российской Федерации различных видов химического и биологического оружия, предназначенного для смертельного поражения или причинения иного вреда, созданного за рубежом на базе новейших достижений в области геномики, протеомики, генной инженерии патогенов, экопатогенов, а также органической и неорганической химии.
Целью государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на биосферу, техносферу и экологическую систему.
Основу государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности составляют совершенствование и упрочение системы химической и биологической безопасности в Российской Федерации.
Реализация государственной политики по обеспечению химической и биологической безопасности достигается путем функционирования единой государственной системы обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации, предусматривающей категорирование, прогнозирование, предупреждение и парирование угроз химической и биологической безопасности, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в результате воздействия опасных химических и биологических факторов окружающей среды.
В Российской Федерации в настоящее время функционирует свыше 10 тыс. потенциально опасных химических объектов, относящихся к топливно-энергетическому комплексу, цветной и черной металлургии, химической, целлюлозно-бумажной, пищевой и другим отраслям промышленности и сельского хозяйства (при этом 70 процентов из них расположены в 146 городах с населением более 100 тыс. человек).
Подавляющее большинство этих объектов было построено и введено в эксплуатацию 40-50 лет назад. При нормативных сроках эксплуатации до 15 лет химико-технологическое оборудование к настоящему времени многократно выслужило свои сроки, морально устарело и физически изношено.
На территории Российской Федерации в атмосферный воздух ежегодно продолжает поступать около 20 млн. тонн химических веществ, а накопленные токсичные отходы составили более 84 млн. тонн. По данным международных организаций, 75 процентов всех смертельных случаев, возникающих в результате аварий, связаны с воздействием химических факторов. Тем не менее число потенциально опасных химических объектов, имеющих запредельную выработку проектного ресурса, неуклонно растет. Объемы затрат на модернизацию, реконструкцию, вывод их из эксплуатации могут достигать 7 процентов валового внутреннего продукта. Следует учесть, что затраты на ликвидацию последствий аварий и катастроф в 10-15 раз выше затрат, необходимых для превентивных мер.
Ежегодно на пожарах в стране гибнет более 15 тыс. человек, при этом большая часть - от воздействия опасных химических веществ, образующихся в результате горения.
Прогнозные оценки на ближайшую перспективу показывают, что тенденция повышения вероятности аварий химической природы в ближайшем будущем будет сохраняться.
Загрязнение вредными химическими веществами атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны, питьевой воды, почвы, продуктов питания и пищевого сырья свидетельствует о том, что проблема химической безопасности является одной из важнейших в области охраны здоровья населения.
Необходимо отметить, что к числу приоритетных загрязнителей (взвешенные вещества, оксиды азота, углерода, серы, полиароматические углеводы и тяжелые металлы), за которыми ведется наблюдение, следует также отнести суперэкотоксиканты, например, полихлорированные бифенилы и диоксины. Несмотря на то что при проведении специальных скрининговых исследований указанные стойкие органические вещества, отнесенные к опасным, определяются в объектах внешней среды практически повсеместно, до сих пор в стране не создана необходимая методическая и материально-техническая база для их количественного определения и мониторинга.
Ситуация усугубляется тем, что в настоящее время в Российской Федерации официально не утверждены единая федеральная классификация токсичности химических веществ и перечни химических веществ, представляющих наибольшую опасность.
Не разработаны единые критерии и методическая база по определению и категорированию уровней химической опасности объектов, территорий и природных явлений.
Не проведена инвентаризация химически и биологически опасных объектов, включая оценку их состояния, уточнение зон защитных мероприятий, степень оснащенности, а также определение потребности в замене и освежении запасов российских средств защиты от воздействия опасных химических факторов окружающей среды.
Требуют уточнения федеральные и региональные перечни опасных химических и биологических объектов Российской Федерации с указанием критически важных объектов.
Коренному изменению взглядов на химическую опасность в России и ее место в ряду других видов техногенной опасности послужили крупномасштабные аварии на зарубежных химических предприятиях, которые унесли жизни сотен тысяч человек (Бхопал, Фликсборо, Мехико, Ионава, Севезо).
Нормативные правовые акты в области обеспечения химической и биологической безопасности, в том числе отраслевого уровня, подлежат гармонизации с международными актами в этой области.
Население страны недостаточно обеспечено необходимыми средствами индивидуальной защиты от опасных химических веществ. Заложенные на хранение средства предназначены для защиты населения от боевых отравляющих веществ в военное время и могут быть лишь ограниченно использованы в мирное время (при техногенных авариях, природных катастрофах и террористических актах на потенциально опасных объектах).
Требуется повышение уровня и интенсификация фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по созданию новых веществ и материалов, усовершенствованию существующих и созданию новых аналитических методов и систем мониторинга, предназначенных для методологического, технического и инструментального решения задач обеспечения химической безопасности.
Обеспечение химической безопасности нацелено прежде всего на решение проблем, связанных с антропогенным воздействием на население и окружающую среду. Основной подход к снижению химической опасности многочисленных объектов, включая повышение их антитеррористической устойчивости, базируется на принципе естественной безопасности, присущей самим объектам. Определены четыре стратегии обеспечения химической безопасности:
уменьшение объемов опасных веществ;
замена веществ менее опасными;
использование веществ в менее опасном состоянии;
проектирование объектов с наименьшим уровнем сложности, менее чувствительных к ошибкам или несанкционированным воздействиям.
Кроме того, значительное внимание уделяется вопросам превентивной защиты персонала объектов и населения и, прежде всего, созданию эффективных средств индивидуальной и коллективной защиты человека. Указанные меры в числе других должны быть приняты для реализации требований Указа Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом", направленных на предупреждение и предотвращение террористических проявлений, связанных с применением или угрозой применения химических, токсических, отравляющих, сильнодействующих и ядовитых веществ.
Таким образом, предусматриваемые федеральной целевой программой "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)" (далее - Программа) программно-целевые мероприятия по обеспечению химической безопасности целесообразно сгруппировать в комплексное направление (отдельный раздел).
Необходимость решения проблемы обеспечения биологической безопасности обусловлена сохраняющейся угрозой заноса, возникновения и распространения опасных и особо опасных инфекций, связанной с неблагополучной эпидемиологической ситуацией в мире (по данным Всемирной организации здравоохранения, в течение 2 последних лет зарегистрировано более 70 непредвиденных крупных вспышек инфекционных болезней), наличием стойких природных очагов особо опасных инфекций на территории Российской Федерации и сопредельных государств.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно умирает от инфекционных болезней, вызванных патогенами, свыше 16 млн. человек. Эпидемиологи подсчитали, что за последние 50 лет в военных конфликтах на земном шаре погибли около 25 млн. человек, в то время как только от 5 инфекций (синдром приобретенного иммунодефицита, малярия, туберкулез и гепатиты В и С) умерли свыше 200 млн. человек.
В Российской Федерации ежегодно регистрируется около 40 млн. случаев инфекционных заболеваний. При этом экономический ущерб, наносимый инфекционными болезнями, составляет свыше 18 млрд. рублей в год.
В Российской Федерации остается напряженной ситуация, связанная с заболеваемостью клещевым вирусным энцефалитом (за 7 месяцев 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года заболеваемость выросла на 10,9 процента), клещевым боррелиозом (в 2006 году по сравнению с 2005 годом заболеваемость выросла на 7,6 процента), расширяется ареал распространения этих инфекций.
За последние 7 лет отмечается активизация природных очагов Крымской геморрагической лихорадки в субъектах Российской Федерации Южного федерального округа, в которых в 2006 году переболели указанным заболеванием 200 человек по сравнению с 137 человеками в 2005 году, за 8 месяцев 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года в 2 раза выросла заболеваемость лихорадкой Западного Нила. Сохраняется сложная ситуация, связанная с заболеваемостью бешенством, от которого в 2005 году погибло 14 человек.
Ежегодно в Российской Федерации регистрируется до 500 случаев заболеваний впервые выявленным бруцеллезом, вновь стали регистрироваться завозные случаи заболеваний тропической малярией и холерой.
В последние годы отмечается высокий уровень заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом в связи с активизацией природных очагов преимущественно на территориях Приволжского и Уральского федеральных округов, где находятся самые активные природные очаги этой инфекции. Так, только за первые 3 месяца 2007 года на территории 4 субъектов Центрального федерального округа Российской Федерации было зарегистрировано 587 случаев геморрагической лихорадки с почечным синдромом.
Сохраняются стойкие природные очаги чумы на территории Южного и Сибирского федеральных округов (Республика Алтай, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Тыва, Астраханская область), в которых ежегодно регистрируются эпизоотии чумы среди грызунов.
Сохраняется неблагоприятная эпизоотическая ситуация, связанная с заболеванием ящуром сельскохозяйственных животных (Амурская область, Хабаровский и Приморский края). При этом отмечены случаи указанной болезни, вызванные вирусом ящура типа Азия-1, ранее не регистрируемые на территории Российской Федерации.
В 2007 году был зафиксирован рост заболеваемости бешенством животных и людей, значительно ухудшилась ситуация, связанная с болезнью Ньюкасла птиц, продолжается регистрация населенных пунктов, где выявлены случаи классической чумы свиней. При этом необходимо отметить, что затраты на ликвидацию вспышки классической чумы свиней только в одном свиноводческом комплексе составляют в среднем не менее 10 млн. рублей.
Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляют эпидемические и эпизоотические вспышки новых и вновь возникающих инфекционных болезней (тяжелый острый респираторный синдром, грипп птиц и др.), большинство которых характеризуется внезапностью возникновения, высокой смертностью, отсутствием специфических методов диагностики и лечения, а также значительным уровнем затрат на проведение противоэпидемических и противоэпизоотических мероприятий.
В последние годы в ряде субъектов Российской Федерации сложилась неблагоприятная ситуация, связанная с массовым падежом дикой и домашней птицы в результате заболевания, вызванного высокопатогенным вирусом гриппа типа А (H5N1), близкородственным к штаммам, вызвавшим заболевания среди людей в странах Юго-Восточной и Западной Азии с высокой смертностью (более 50 процентов заболевших).
Для обеспечения профилактических мероприятий с учетом периодичности энзоотичных процессов в природных очагах и снижения заболеваемости необходима разработка новых современных средств диагностики и более эффективных и малореактогенных препаратов для вакцинации.
Особое внимание должно быть уделено потенциально опасным биологическим объектам, то есть организациям, в которых проводятся работы с опасными биологическими материалами и агентами. На территории Российской Федерации осуществляют свою деятельность, связанную с возбудителями инфекционных заболеваний 1-й и 2-й групп патогенности, свыше 160 организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти. В целях предупреждения несанкционированного доступа к биологическим материалам и агентам, обеспечения безопасности работающего персонала и населения требуется совершенствование систем обеспечения биологической безопасности на указанных объектах, включая разработку современных средств защиты. Особого внимания требует вопрос обеспечения сохранности коллекций, депонирующих патогенные микроорганизмы (возбудители опасных и особо опасных инфекционных заболеваний человека, животных и растений), 8 из которых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. N 725-47 имеют статус Национальных коллекций микроорганизмов.
Необходимо отметить, что последние научные достижения в области биологии, генной инженерии и биотехнологии сделали более доступными технологии культивирования возбудителей инфекционных болезней, получения опасных продуктов их жизнедеятельности (токсинов), а также технологии создания генно-инженерно-модифицированных организмов. В связи с тем что технологии создания генно-инженерно-модифицированных организмов крайне несовершенны, существует потенциальная опасность получения их вредоносных форм, которые потенциально опасны для здоровья человека и животных, а также для биологического разнообразия растений. Например, пока еще плохо изучены последствия потребления продуктов питания и кормов для животных, в состав которых входят белки и другие биологически активные вещества генно-инженерно-модифицированных организмов.
Таким образом, предусматриваемые Программой программно-целевые мероприятия по обеспечению биологической безопасности также целесообразно сгруппировать в комплексное направление (отдельный раздел).
Решение проблем обеспечения химической и биологической безопасности осуществляется органами государственной власти Российской Федерации в пределах своих полномочий, однако, в связи с масштабностью, сложностью и многообразием указанных проблем необходима выработка единой методологии создания национальной системы химической и биологической безопасности Российской Федерации, представленной в настоящее время разрозненными организациями и службами надзора.
Следует отметить, что Соединенные Штаты Америки и другие развитые зарубежные страны практически завершили переход к созданию государственных систем химической и биологической безопасности, которые являются составными элементами общей системы безопасности.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методомИспользование программно-целевого метода при создании национальной системы химической и биологической безопасности Российской Федерации предусмотрено Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденными поручением Президента Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N Пр-2194, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации", поручениями Президента Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. N К-3182 и от 29 марта 2006 г. N Пр-502.
Необходимость комплексного решения проблем организации обеспечения химической и биологической безопасности программно-целевым методом обусловлена следующими объективными причинами:
масштабность, сложность и многообразие проблем обеспечения химической и биологической безопасности, предполагающие разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным задачам, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
необходимость выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и научно-технических проектов;
потребность в координации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого методаРешение проблем, связанных с обеспечением химической и биологической безопасности, без использования программно-целевого метода приведет к увеличению негативного влияния опасных химических веществ и биологических агентов на население, биосферу и техносферу.
Прогнозируется, что без разработки и реализации комплексных превентивных мер количество опасных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами будет расти на 10 процентов ежегодно. Следует отметить, что, по данным Контрольного управления Президента Российской Федерации, в настоящее время в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов функционирует более 3,6 тысячи опасных химических объектов. Суммарная площадь, на которой может возникнуть очаг химического заражения в результате возможных аварий на этих объектах, составляет 300 тыс. кв. километров (с населением 54 млн. человек). Растет вероятность аварий и катастроф, связанных с широкомасштабным использованием несовершенных в отношении обеспечения химической и биологической безопасности технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, на транспорте и в жилищно-коммунальном комплексе. При этом разброс обеспеченности населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов, различными средствами индивидуальной защиты (большинство из которых не соответствует современным требованиям) составляет от 8 до 74 процентов в зависимости от региона.
Для модернизации, реконструкции или вывода из эксплуатации большинства опасных химических и биологических объектов необходима разработка современных технологий. В противном случае будет наблюдаться дальнейший рост технологической и производственной составляющих химической и биологической опасности.
В настоящее время 50 процентов химически опасных объектов в Российской Федерации - это организации, применяющие хлор или аммиак.
Промышленная безопасность объекта в большей степени зависит как от физического состояния технологических систем, так и от массы заправленного в систему аммиака. В этой связи необходимо создавать новые системы с малой массой аммиака в единичном блоке, в частности автономных машин-чиллеров с малой удельной аммиакоемкостью (до 50-100 г/кВт).
Общая потребность в чиллерах в России превышает 5 тыс. машин.
В настоящее время российская промышленность таких машин не изготавливает. Вместе с тем в разрабатываемых проектах предусматривается использование чиллеров зарубежного производства. Каждый такой проект делает российскую промышленность все более зависимой от западных стран.
Настоящая Концепция предусматривает разработку программных мероприятий по изготовлению автономных чиллеров в Российской Федерации.
В случае если не будут проведены комплексные программные мероприятия, более широко распространятся природные очаги инфекционных болезней, указанных в разделе I настоящей Концепции.
На фоне усиления негативного влияния химических и биологических факторов на население и окружающую среду формируется ситуация, при которой снижается готовность к парированию новых и вновь возникающих биологических и химических угроз в связи с отсутствием современных средств защиты, в том числе средств диагностики, профилактики и лечения.
Отказ от использования программно-целевого метода при решении проблем по обеспечению химической и биологической безопасности может привести к значительному отставанию научных исследований в области создания новых веществ и материалов, усовершенствования существующих и создания новых аналитических методов и систем мониторинга, предназначенных для методологического, технического и инструментального решения задач обеспечения химической и биологической безопасности, исследований новых видов опасных воздействий биологической и химической природы на человека и окружающую среду, не позволит провести комплексные прикладные исследования, направленные на управление рисками негативного воздействия опасных биоагентов и химических веществ на население и другие объекты биосферы, техносферу, а также обосновать необходимую нормативную, правовую и методическую базу. При этом низкие темпы развития и внедрения критических технологий в области систем жизнеобеспечения и средств защиты человека, объектов инфраструктуры и территорий от поражающих факторов химической и биологической природы приведут к еще большему отставанию российских средств химической и биологической защиты по сравнению с аналогичными средствами, применяемыми за границей.
Отсутствие целевого финансирования будет способствовать необратимому выводу из промышленной цепочки основных производственных фондов и прежде всего критически важных для национальной экономики объектов, включая объекты, функционирующие в особый период, а также разрушению уникальной научно-исследовательской, приборно-стендовой базы организаций по разработке и производству средств защиты и другой высокотехнологичной продукции. Так, значительный ущерб обеспечению безопасности страны может нанести несоответствие защитных возможностей индивидуальных и коллективных средств защиты реально существующим и возможным опасностям, обусловленным появлением в качестве потенциальных трансграничных поражающих факторов суперэкотоксикантов нового поколения, отравляющих веществ, промышленных токсичных веществ и материалов, новых биологических агентов, а также токсичных веществ, отличающихся направленностью действия и требующих одновременного применения различных технологий для их нейтрализации.
Отсутствие системного подхода к созданию многоуровневой комплексной системы защиты человека от воздействия поражающих факторов химической и биологической природы и отсутствие действенных мер по ее повсеместному внедрению способствует сохранению высокого уровня негативного влияния указанных факторов на здоровье и жизнь человека.
Около 211 организаций надзорных (контрольных) органов в области обеспечения химической и биологической безопасности нуждаются в оснащении средствами контроля, современным оборудованием и расходными материалами в целях мониторинга состояния здоровья населения и окружающей среды.
Используемые в настоящее время методы диагностики особо опасных инфекций требуют жестких стационарных условий для проведения исследований и существенных затрат времени для получения результата. В этой связи в планируемом будущем для эффективной и быстрой диагностики особо опасных инфекций требуется создать автономные, высокопроизводительные гибкие информационно-аналитические системы, базирующиеся на сканировании наследственного материала (геномов) патогенов и других опасных биоагентов. Одновременное развитие комплементарных аналитических методов позволит проводить не только быструю индикацию и дифференцированную детекцию возбудителей особо опасных инфекций и их токсинов, но и определять устойчивость возбудителей особо опасных инфекций к лечебным средствам.
Для своевременного реагирования в случае возникновения массовых отравлений и инфекционных болезней с целью недопущения их распространения на территории Российской Федерации необходимо обеспечение деятельности сети центров индикации и диагностики опасных инфекционных болезней и отравлений химическими веществами на базе федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральному медико-биологическому агентству, дислоцированных в федеральных округах Российской Федерации (всего 13 центров).
Снижение общего уровня профессиональной подготовки технического и обслуживающего персонала может стать одной из ключевых причин нарушения правил и порядка обеспечения физической защиты опасных объектов, хранения, обращения и утилизации опасных материалов.
Решение всего спектра проблем обеспечения химической и биологической безопасности невозможно только в рамках основной деятельности федеральных органов исполнительной власти. Отсутствие должной координации и дублирование отдельных направлений деятельности в области обеспечения химической и биологической безопасности ведет к нерациональному и неэффективному расходованию средств федерального бюджета.
Следует обратить особое внимание на тот факт, что отсутствие в стране интегрированных автоматизированных банков данных, характеризующих химические и биологические угрозы, не позволяет обеспечить эффективное планирование комплексных мер противодействия таким угрозам. Это снижает эффективность государственного управления и регулирования в области обеспечения безопасности населения, других объектов биосферы и техносферы в условиях нарастания угроз химического и биологического характера.
Таким образом, в случае неиспользования программно-целевого метода с высокой вероятностью прогнозируется развитие ситуации, характеризующейся:
санитарно-эпидемиологическим и экологическим неблагополучием;
потерями человеческого капитала и валового внутреннего продукта;
неэффективным использованием средств бюджетов различного уровня и хозяйствующих субъектов для решения приоритетных задач по обеспечению химической и биологической безопасности;
затруднением исполнения международных обязательств из-за отсутствия гармонизированных подходов к обеспечению химической и биологической безопасности;
снижением инвестиционной привлекательности страны и отдельных ее регионов.
Дальнейшее развитие рассматриваемой ситуации без использования программно-целевого метода и отсутствие государственных мер по преодолению сложившихся негативных тенденций приведет к снижению уровня национальной безопасности России в целом.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемыРешение проблемы программно-целевым методом может осуществляться по нескольким вариантам.
Первый вариант предусматривает реализацию мероприятий, включающих:
объединение усилий и координацию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при разработке и внедрении системы обеспечения химической и биологической безопасности населения на федеральном, региональном, местном и объектовом уровнях;
анализ и подготовку предложений по совершенствованию законодательства, ведомственных нормативных правовых и организационно-распорядительных актов, информационных и методических документов, а также обоснование предложений по взаимодействию с иностранными государствами в области обеспечения химической и биологической безопасности;
комплексные исследования и мероприятия, направленные на своевременное выявление угроз химической и биологической направленности, оценку опасности, выработку предложений в области обеспечения химической и биологической безопасности и ликвидации последствий;
реализацию (в рамках пилотных проектов) отдельных мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования опасных объектов и технического оборудования, модернизацию систем контроля, управления, в том числе автоматической противоаварийной защиты технологических процессов и обеспечения физической защиты опасных объектов;
модернизацию и разработку новых комплексных средств индивидуальной и коллективной защиты людей и средств спасения в условиях чрезвычайной химической и (или) биологической опасности;
координацию и интенсификацию фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по созданию новых веществ и материалов, усовершенствованию существующих и созданию новых аналитических методов и систем мониторинга, предназначенных для методологического, технического и инструментального решения задач обеспечения химической и биологической безопасности;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и аттестации кадров, формирование у граждан Российской Федерации общей культуры обеспечения химической и биологической безопасности, включая повышение информированности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения об опасных объектах, способах защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов, мерах по ликвидации последствий их воздействия;
информационное сопряжение систем обеспечения химической и биологической безопасности с ресурсами федеральных и региональных структур управления в кризисных ситуациях.
В случае использования первого варианта решения обсуждаемой проблемы учитывается то, что обеспечение химической безопасности наиболее актуально для промышленных районов, ориентированных на производство преимущественно химической продукции, которое связано с использованием в технологическом цикле хлора и аммиака.
При указанном варианте решения проблемы приоритетами являются развитие и укрепление региональной составляющей национальной системы химической и биологической безопасности Российской Федерации.
Для осуществления мероприятий, направленных на решение проблемы с использованием первого варианта, необходимо финансирование за счет средств федерального бюджета (28 744,7 млн. рублей), бюджетов субъектов Российской Федерации начиная с 2010 года (ориентировочно 3 512,5 млн. рублей), а также внебюджетных источников - средств организаций (ориентировочно 2 185,5 млн. рублей).
Невыполнение указанных мероприятий значительно повышает степень социально-экономического риска, так как в зонах возможного химического и биологического поражения проживает более двух третей населения страны. При этом затраты на реабилитацию территорий в случае их поражения многократно превышают объем инвестиций для обеспечения их устойчивого развития. При сохранении существующих подходов к решению проблемы обеспечения химической и биологической безопасности экономика Российской Федерации вскоре будет не способна восполнять потери, связанные с возникновением аварий и катастроф на опасных химических и биологических объектах.
В случае использования второго варианта решения проблемы предусматривается в дополнение к мероприятиям, предлагаемым при использовании первого варианта решения проблемы, проведение модернизации и реконструкции не менее 3,6 тысячи опасных химических и биологических объектов, осуществление дополнительных санитарно-противоэпидемических и противоэпизоотических природоохранных, медико-оздоровительных и других видов мероприятий, направленных на снижение критического уровня химической и биологической опасности. На эти мероприятия потребуется выделение средств в размере около 1 трлн. рублей, включая средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и частных инвестиций.
Преимуществом этого варианта является то, что он позволит качественно изменить ситуацию путем реконструкции, технического перевооружения производств и введения новых мощностей на базе высоких технологий, обеспечивающих естественную безопасность предприятий, а также провести в полном объеме профилактические мероприятия, в том числе в природных очагах возможного химического и биологического заражения.
Однако в настоящее время второй вариант решения проблемы рассматривается как преждевременный, так как осуществление крупномасштабной и затратной Программы без проведения подготовительных мероприятий и выработки механизмов частно-государственного партнерства имеет высокую степень экономического риска.
В связи с этим преимущество отдается первому варианту решения проблемы, в соответствии с которым предусмотрена реализация мероприятий, направленных на последовательное снижение до минимально приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население страны, биосферу и техносферу.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методомФормирование единой государственной системы обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации - процесс, который может занять не менее 10 лет.
Применение программно-целевого метода по 2 комплексным направлениям даст возможность в течение ближайших 5 лет создать необходимые условия для противодействия химическим и биологическим опасностям и последовательного снижения до минимально приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население, биосферу и техносферу.
На этом этапе планируется осуществить ряд мероприятий, включая совершенствование государственного регулирования, контроля и координации взаимодействия на всех уровнях государственной, законодательной и исполнительной власти, повышение уровня кадровой подготовки, развитие нормативно-методической, научно-производственной и материально-технической базы, а также разработку современных технологий и реализацию пилотных проектов, направленных на решение широкого спектра проблем, связанных с обеспечением химической и биологической безопасности. Необходимо обеспечить проведение на территории Российской Федерации мониторинга опасных химических веществ и биологических агентов, разработать предложения по первоочередным мерам в отношении опасных химических и биологических объектов и территорий их дислокации.
В перспективе при условии приложения целенаправленных усилий, связанных с решением проблем обеспечения химической и биологической безопасности, и использования адекватных ресурсов можно рассчитывать на тиражирование результатов, полученных в ходе реализации пилотных проектов, в отношении большинства субъектов Российской Федерации, а также на постепенное увеличение количества модернизированных и реконструированных опасных производств, внедрение новых технологий, значительно снижающих влияние опасных химических факторов на человека и среду его обитания, минимизацию риска возникновения инфекционных болезней и недопущение их распространения на территории Российской Федерации.
VI. Предложения по цели и задачам Программы, индикаторам и показателям, позволяющим оценивать реализацию Программы по годамВыбор приоритетов Программы определен Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
Целью Программы является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население, биосферу, техносферу и экологические системы.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
предупреждение возникновения источников и очагов химического и биологического поражения (заражения) путем систематического мониторинга химических и биологических опасностей, контроля исполнения законодательства и нормативных документов в области химической и биологической безопасности;
уменьшение масштабов потенциальных очагов химического и биологического поражения и суммарных площадей зон защитных мероприятий путем проведения комплекса мер в отношении источников химической и биологической опасности;
повышение защищенности населения и среды его обитания от негативных влияний опасных химических веществ и биологических агентов и (или) снижение уровня их влияния путем внедрения современных средств защиты, разработанных с учетом мониторинга опасных биологических и химических факторов окружающей среды в зонах защитных мероприятий.
Реализация указанных задач будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
первое приоритетное направление предполагает проведение комплексного анализа ситуации, сложившейся в области химической и биологической безопасности, обеспечение координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления опасными объектами и организаций, эксплуатирующих эти объекты, а также укрепление материально-технической базы организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, с учетом установившейся практики осуществления контроля (надзора) и мониторинга в области обеспечения химической и биологической безопасности в Российской Федерации;
второе приоритетное направление предполагает проведение анализа нормативно-методической базы Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности и научное обоснование предложений по ее совершенствованию;
третье приоритетное направление предполагает снижение степени опасности, угроза которой здоровью населения, животным, растениям и другим живым организмам биосферы исходит от опасных химических и биологических объектов, путем модернизации и технического перевооружения этих объектов, а также модернизации и технического перевооружения объектов научно-промышленной базы, специализирующихся на выпуске российских систем (средств) материально-технического и иных видов обеспечения химической и биологической безопасности;
четвертое приоритетное направление предполагает развитие научных основ и разработку единых научно-методических подходов в области обеспечения химической и биологической безопасности, а также технологий и средств защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов;
пятое приоритетное направление предполагает повышение уровня информированности и просвещения населения, обеспечение условий для образования и подготовки кадров, а также внедрения органами государственной власти инструментов управления рисками негативного воздействия опасных химических и биологических факторов окружающей среды на биосферу и техносферу.
По каждому приоритетному направлению будет осуществлен комплекс мероприятий.
В рамках первого приоритетного направления предусматривается на основе проведенного комплексного анализа сложившейся ситуации в области химической и биологической безопасности Российской Федерации осуществление следующих мероприятий:
разработка модели управления и взаимодействия, а также алгоритмов принятия управленческих решений на объектовом, местном, региональном и федеральном уровнях;
создание базовой региональной системы обеспечения химической и биологической безопасности на примере нескольких субъектов Российской Федерации для последующего тиражирования результатов, полученных в ходе их реализации, в отношении других регионов Российской Федерации;
оснащение 211 организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального медико-биологического агентства, деятельность которых направлена на обеспечение химической и биологической безопасности, средствами контроля, современным оборудованием и расходными материалами;
обеспечение деятельности 13 центров индикации и диагностики опасных инфекционных болезней и отравлений химическими веществами, формируемых на базе федеральных государственных учреждений, дислоцированных в федеральных округах Российской Федерации;
разработка методических документов по созданию и реализации региональных целевых программ (подпрограмм), объектовых планов и проектов, а также по организации региональных государственных комиссий в области обеспечения химической и биологической безопасности;
создание системы частно-государственного партнерства на федеральном и региональном уровнях в области обеспечения химической и биологической безопасности, а также разработка действенных механизмов привлечения для этих целей негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов;
разработка и реализация комплекса организационно-правовых, экономических и иных мер по выводу (перебазированию) из густонаселенных районов Российской Федерации, либо реформированию (ликвидации), либо временной остановке деятельности опасных объектов, функционирование которых создает систематическую угрозу химической и биологической безопасности;
оценка существующего уровня обеспеченности производственного персонала химически и биологически опасных производств и объектов, а также гражданского населения, проживающего и работающего в зонах техногенных рисков, средствами индивидуальной и коллективной защиты от воздействия поражающих факторов химической и биологической природы, иными средствами материально-технического и других видов обеспечения химической и биологической безопасности;
защита имущественных интересов государства, инвесторов, собственников (балансодержателей) опасных объектов и других участников инновационно-инвестиционного процесса в области обеспечения химической и биологической безопасности;
совершенствование системы страхования рисков, в том числе формирование и внедрение механизма оптимизации страховых тарифов с учетом угроз нарушения прав и законных интересов третьих лиц в сфере обеспечения химической и биологической безопасности.
В рамках второго приоритетного направления предусматривается осуществление следующих мероприятий:
разработка и утверждение единых критериев и методической базы по определению и категорированию уровней химической и биологической опасности объектов, территорий и природных явлений;
проведение инвентаризации опасных объектов, включая оценку их состояния, уточнение зон защитных мероприятий, степень оснащенности, а также определение потребностей в замене и освежении запасов российских средств защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов;
разработка федерального и региональных перечней опасных химических и биологических объектов с выделением критически важных объектов (в составе утвержденного перечня критически важных объектов Российской Федерации).
Кроме того, необходимо осуществить следующие мероприятия:
обоснование и подготовка методом сравнительного анализа предложений по совершенствованию нормативно-методической базы в области обеспечения химической и биологической безопасности;
разработка методики обоснования требований химической и биологической безопасности при подготовке национальных стандартов и стандартов организаций в отношении отдельных процессов производства;
разработка и обоснование требования к процедуре оценки соответствия отдельных видов средств защиты;
усовершенствование системы сертификации работ по охране труда на опасных объектах.
В рамках третьего приоритетного направления предусматривается осуществление следующих мероприятий:
проведение модернизации и техническое перевооружение 22 опасных химических объектов (в рамках пилотных проектов);
создание федеральных центров в области материаловедческих проблем, разработки безопасных технологий ликвидации химически опасных отходов, технического перевооружения отдельных гальванических, кислотных, хлорных, аммиачных производств;
реализация пилотных проектов по строительству производственных мощностей для выпуска современного химико-технологического оборудования, включая производство чиллеров и гидролизных анодно-катодных комплексов, модернизацию жидкостно-хлорных городских станций водоочистки;
создание интегрированного научно-производственного, опытно-экспериментального, конструкторского и технологического комплекса, включающего функции центра трансфера технологий, обеспечения подготовки кадров и механизмов частно-государственного партнерства в интересах обеспечения химической безопасности;
разработка государственных стандартных образцов и банка данных химически опасных загрязнителей и методик их анализа;
обеспечение сохранности национальных и объектовых коллекций патогенных микроорганизмов;
проведение модернизации 51 объекта научно-промышленной базы, специализирующейся на выпуске российских систем (средств) материально-технического и иных видов обеспечения химической и биологической безопасности;
выполнение разработок и поддержание мобилизационных запасов, мобилизационной готовности и мобилизационных мощностей организаций, деятельность которых связана с обеспечением химической и биологической безопасности на уровне, обеспечивающем адекватное противодействие современным угрозам;
создание базы данных по оценке эффективности действующих и внедряемых мер безопасности в отношении групп опасных объектов;
разработка технологий, материалов, комплектующих и других видов продукции, снижающих риск опасного воздействия химических и биологических факторов;
создание и внедрение новых региональных систем предупреждения и оповещения населения;
внедрение современных методов и технических средств контроля, управления, мониторинга и обеспечения безопасных условий эксплуатации объектов, осуществляющих сложные химико-технологические процессы;
разработка и реализация мероприятий по санации и реабилитации химически и биологически зараженных объектов и территорий, а также ликвидации химически и биологически опасных накопителей, свалок и захоронений, в том числе бесхозных или не отвечающих требованиям безопасности.
В рамках четвертого приоритетного направления предусматривается осуществление следующих мероприятий:
создание научных основ для решения материаловедческих проблем химической и биологической безопасности, усовершенствования и создания современных аналитических методов и систем мониторинга, предназначенных для методологического, технического и инструментального решения задач обеспечения химической и биологической безопасности;
приоритетное развитие критических технологий защиты и критических промышленных технологий в проблемных областях химической и биологической безопасности;
создание и внедрение в производство нового поколения конкурентоспособных средств и систем индивидуальной и коллективной защиты, химической и биологической разведки на основе нового поколения сорбционных, защитных и композиционных материалов и продуктов повышенной химической и биологической активности, емкости и избирательности в отношении опасных химических веществ и биологических агентов;
снижение остроты негативной тенденции проникновения на российский рынок импортной низкосортной продукции;
разработка методов и средств индикации и идентификации биологических агентов и химических веществ в биологических средах и материалах, объектах внешней среды;
создание материалов и веществ нового поколения на основе комплексов наноструктур с биоматериалами, необходимых для использования в современных системах обнаружения и идентификации нового класса опасных химических веществ, а также для создания систем химической защиты от таких веществ;
разработка полимерных сорбционных материалов повышенной емкости и избирательности для использования в системах и средствах индивидуальной и коллективной защиты, ликвидации последствий химических аварий и детоксикации организма человека;
разработка новых технологий производства специальных средств диагностики, профилактики и лечения заболеваний, вызываемых воздействием опасных химических веществ и биологических агентов;
разработка высокоэффективных сорбционно-каталитических систем на основе перспективных материалов для нейтрализации залповых выбросов аварийных химически опасных веществ;
создание единой базы данных научно-технического и технологического потенциала Российской Федерации для решения проблем обеспечения химической безопасности;
разработка современных технологий производства средств профилактики, диагностики, лечения и реабилитации населения, пострадавшего в результате воздействия опасных химических и биологических факторов;
разработка протоколов диагностики болезней, возникновение которых связано с воздействием химических и биологических факторов, а также медико-экономических стандартов их лечения;
создание информационных и прогнозно-аналитических систем, в том числе геоинформационных экспертных систем, экономико-математических моделей и методик управления риском, а также модулей программного обеспечения;
разработка критериев и алгоритмов оценки эффективности мероприятий, направленных на обеспечение химической и биологической безопасности.
Планируется обеспечить разработку и апробацию новых технологий управления рисками нанесения вреда здоровью населения в условиях многофакторных неблагоприятных воздействий.
В рамках пятого приоритетного направления предусматривается осуществление следующих мероприятий:
обеспечение условий для формирования интегрированных автоматизированных банков данных, характеризующих обстановку в области химической и биологической безопасности в рамках соответствующего комплексного направления;
разработка и поддержка в сети Интернет информационного портала "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации";
финансирование и выпуск специализированных изданий, включая журнал Российской академии наук "Химическая и биологическая безопасность", а также выпуск издательских серий "Химическая безопасность" и "Биологическая безопасность", подготовка и издание учебных пособий, информационно-аналитических и методических сборников по вопросам обеспечения химической и биологической безопасности;
обеспечение условий для подготовки специалистов по направлениям деятельности в области обеспечения химической и биологической безопасности на базе существующих федеральных государственных учреждений (в том числе военных образовательных учреждений);
разработка и внедрение учебных программ, программ тематического усовершенствования для различных специалистов, в том числе по заказам коммерческих организаций на контрактной основе с использованием механизмов частно-государственного партнерства;
распространение информационных материалов среди населения в зонах защитных мероприятий опасных объектов в субъектах Российской Федерации, на территории которых планируется реализация пилотных проектов;
создание в 2010-2013 годах интегрированного автоматизированного банка данных в области обеспечения химической и биологической безопасности.
Целевые индикаторы и показатели хода реализации Программы, позволяющие оценивать реализацию Программы (нарастающим итогом), приведены в приложении N 1. В процессе разработки Программы индикаторы и показатели хода реализации Программы могут быть сгруппированы применительно к комплексным направлениям Программы.
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования ПрограммыФинансирование Программы планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета (28744,7 млн. рублей), а также за счет привлекаемых средств бюджетов субъектов Российской Федерации начиная с 2010 года (ориентировочно 3512,5 млн. рублей). При этом субъекты Российской Федерации могут разрабатывать собственные региональные программы, финансируемые за счет средств своих бюджетов, с аналогичным названием и классификационными признаками, применяемыми для Программы. С 2010 года планируется привлечь также средства внебюджетных источников - организаций (ориентировочно 2185,5 млн. рублей). Для этих целей предусмотрено разработать и утвердить в установленном порядке временный регламент по выработке механизмов частно-государственного партнерства в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации.
Объемы финансирования Программы по источникам финансирования приведены в приложении N 2. Объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета рассчитан в ценах соответствующих лет.
Объемы финансирования Программы по видам расходов приведены в приложении N 3.
Строительство и реконструкция объектов будут осуществляться в течение всего периода реализации Программы. Целевым индикатором, позволяющим оценить эффективность реализации мероприятий инвестиционного характера, станет завершение строительства и реконструкции указанных объектов (или их подразделений).
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности реализации ПрограммыРеализация планируемых в рамках Программы мероприятий обеспечит модернизацию базовых элементов государственной системы обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации.
Для оценки ожидаемой эффективности и результативности реализации Программы предлагается величина предотвращенного социально-экономического и экологического ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций на опасных химических и биологических объектах и экономический эффект, который получит государство от реализации Программы.
Экономический эффект от реализации Программы оценивается путем сравнения необходимых затрат на ликвидацию возможного ущерба с затратами на профилактические (превентивные) мероприятия. Таким образом, экономическая эффективность и результативность реализации Программы в основном зависит от степени достижения показателей реализации Программы.
Исходя из практики наиболее экономически развитых государств отношение средств, вложенных в предупреждение чрезвычайных ситуаций, к предотвращенному ущербу составляет 7-10 процентов, что соответствует экономическому эффекту от 10 до 14,28 рубля на каждый вложенный рубль.
Согласно планируемым на реализацию Программы объемам финансирования, которые составляют 34442,7 млн. рублей, величина предотвращенного социально-экономического и экологического ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций на опасных химических и биологических объектах составит от 344427 до 491841,7 млн. рублей.
Реализация Программы нацелена в первую очередь на достижение целей, определенных Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности Программы проведена по критериям социальной, экономической и государственной значимости планируемых результатов.
К числу ожидаемых показателей эффективности и результативности Программы по группе социально значимых результатов относятся следующие показатели:
снижение социальной напряженности в обществе, обусловленной наличием либо возможностью появления поражающих факторов химической и биологической природы, негативно воздействующих на население страны;
создание дополнительных условий для оздоровления нации, снижения уровня смертности и заболеваемости населения, сохранения генофонда страны и поддержания его на необходимом для нормального развития общества уровне;
повышение жизненного уровня населения Российской Федерации.
К числу ожидаемых показателей эффективности и результативности Программы по группе результатов, имеющих государственную значимость, относятся следующие показатели:
выявление и анализ существующих и вновь возникающих угроз химической и биологической направленности, а также путей их парирования;
повышение уровня национальной безопасности Российской Федерации в рассматриваемой области;
обновление технологической базы потенциально опасных химических и биологических объектов, повышение уровня их экологической безопасности;
повышение безопасности транспортировки и перевалки опасных химических и биологических грузов;
подготовка высококвалифицированных научных и производственных кадров в профильных областях;
восстановление (реабилитация) сельскохозяйственных земель, выведенных из хозяйственного оборота по причине их загрязнения токсичными химическими веществами и опасными биологическими агентами.
К числу ожидаемых показателей эффективности и результативности Программы по группе результатов, имеющих экономическую значимость, относятся следующие показатели:
прирост внутреннего валового продукта за счет снижения экономического ущерба от последствий аварий и катастроф на химически и биологически опасных объектах;
повышение эффективности производственной деятельности химически и биологически опасных производств и объектов за счет модернизации химико-технологических и биотехнологических процессов в рамках реализации программных мероприятий;
увеличение выпуска для внутреннего и внешнего рынков конкурентоспособной продукции, обеспечивающей защиту людей, снижение уровня химической и биологической опасности во всех ее проявлениях.
IX. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы и участию федеральных органов исполнительной власти в реализации ПрограммыФункции государственного заказчика - координатора Программы предлагается возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а государственных заказчиков Программы - на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное агентство по промышленности и Федеральное медико-биологическое агентство.
Указанные федеральные органы исполнительной власти должны стать разработчиками Программы.
Комплексные направления Программы должны формироваться соответствующими головными разработчиками исходя из принципов паритетности мероприятий, предусмотренных Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, и объемов их финансирования с учетом предложений государственных заказчиков и заявок других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Представляется целесообразным, чтобы комплексное направление в области обеспечения химической безопасности Российской Федерации формировали Федеральное агентство по промышленности и Федеральное медико-биологическое агентство, а комплексное направление в области обеспечения биологической безопасности Российской Федерации - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Для научного и методического сопровождения Программы предполагается привлечь такие научные организации, как Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия наук и ведущие специализированные организации различных форм собственности, занимающиеся проблемами обеспечения химической и биологической безопасности.
X. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации ПрограммыПредлагаемые сроки реализации Программы - 2009-2013 годы.
Финансирование Программы должно соответствовать ее комплексным направлениям.
Объемы финансирования Программы по годам предусмотрены приложением N 2 к настоящей Концепции с дифференциацией по источникам финансирования (средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников) и приложением N 3 к настоящей Концепции - по видам расходов (капитальные вложения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, прочие расходы).
Основные направления финансирования Программы с учетом источников финансирования и видов расходов приведены в приложении N 4.
XI. Предложения по механизму формирования мероприятий ПрограммыПри формировании мероприятий Программы Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации как государственный заказчик - координатор Программы:
обобщает предложения:
от Федерального агентства по промышленности и Федерального медико-биологического агентства - по комплексному направлению в области обеспечения химической безопасности Российской Федерации;
от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в области обеспечения биологической безопасности Российской Федерации;
формирует Программу в целом на основе представленных предложений по комплексным направлениям.
Государственные заказчики Программы, а также органы, осуществляющие функции по обеспечению химической и биологической безопасности в субъектах Российской Федерации, и заинтересованные организации представляют предложения о конкретных мероприятиях государственным заказчикам соответствующих комплексных направлений Программы, в том числе предложения о расходах, необходимых для реализации этих мероприятий, с указанием источников финансирования и соответствующим обоснованием.
Федеральное агентство по промышленности, Федеральное медико-биологическое агентство и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, являясь государственными заказчиками:
осуществляют экспертизу представленных предложений и заявок в проекты соответствующих комплексных направлений, при необходимости направляют их на доработку;
проводят согласительные процедуры при наличии разногласий по отдельным мероприятиям с предложившими их органами или организациями, при необходимости назначают экспертизы и исследования;
формируют проекты комплексных направлений в целом и представляют их государственному заказчику - координатору Программы.
XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией ПрограммыМеханизм реализации Программы базируется на принципах паритетности финансирования комплексных направлений Программы и партнерства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также разграничения полномочий, предметов ведения и ответственности всех участников Программы.
Распределение функций и взаимодействие органов управления реализацией Программы будут осуществляться в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
Ежегодно Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации планируемые уточненные показатели эффективности реализации Программы на соответствующий год и ежеквартально в установленном порядке отчитывается о ходе выполнения Программы.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет общее руководство Программой и координирует деятельность государственных заказчиков, проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов.
Текущее управление реализацией соответствующего комплексного направления Программы осуществляется его государственными заказчиками и дирекциями Программы, осуществляющими на договорной основе следующие функции:
организация и проведение торгов по отбору исполнителей Программы;
отбор в установленном порядке исполнителей мероприятий комплексного направления, организация и обеспечение заключения и исполнения государственных контрактов, включая отчетность;
мониторинг результатов реализации мероприятий комплексного направления;
сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации мероприятий комплексного направления;
организация независимой оценки показателей результативности и эффективности мероприятий комплексного направления, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
внедрение и обеспечение применения информационных технологий в целях управления реализацией целевого комплексного направления и контроля за ходом Программы, контентное обеспечение специализированного сайта в сети Интернет по целевому комплексному направлению и другие функции и полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный заказчик комплексного направления Программы до начала ее реализации утверждает и представляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации для представления в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации положение об управлении реализацией комплексного направления Программы, определяющее:
порядок формирования организационно-финансового плана реализации комплексного направления;
механизмы корректировки мероприятий комплексного направления и их ресурсного обеспечения в ходе реализации комплексного направления;
процедуры обеспечения открытости информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации комплексного направления, мероприятиях комплексного направления и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 28.01.2008 N 74-р