Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 28.01.2008 N 74-р
VI. Предложения по цели и задачам Программы, индикаторам и показателям, позволяющим оценивать реализацию Программы по годам
Выбор приоритетов Программы определен Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
Целью Программы является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население, биосферу, техносферу и экологические системы.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
предупреждение возникновения источников и очагов химического и биологического поражения (заражения) путем систематического мониторинга химических и биологических опасностей, контроля исполнения законодательства и нормативных документов в области химической и биологической безопасности;
уменьшение масштабов потенциальных очагов химического и биологического поражения и суммарных площадей зон защитных мероприятий путем проведения комплекса мер в отношении источников химической и биологической опасности;
повышение защищенности населения и среды его обитания от негативных влияний опасных химических веществ и биологических агентов и (или) снижение уровня их влияния путем внедрения современных средств защиты, разработанных с учетом мониторинга опасных биологических и химических факторов окружающей среды в зонах защитных мероприятий.
Реализация указанных задач будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
первое приоритетное направление предполагает проведение комплексного анализа ситуации, сложившейся в области химической и биологической безопасности, обеспечение координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления опасными объектами и организаций, эксплуатирующих эти объекты, а также укрепление материально-технической базы организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, с учетом установившейся практики осуществления контроля (надзора) и мониторинга в области обеспечения химической и биологической безопасности в Российской Федерации;
второе приоритетное направление предполагает проведение анализа нормативно-методической базы Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности и научное обоснование предложений по ее совершенствованию;
третье приоритетное направление предполагает снижение степени опасности, угроза которой здоровью населения, животным, растениям и другим живым организмам биосферы исходит от опасных химических и биологических объектов, путем модернизации и технического перевооружения этих объектов, а также модернизации и технического перевооружения объектов научно-промышленной базы, специализирующихся на выпуске российских систем (средств) материально-технического и иных видов обеспечения химической и биологической безопасности;
четвертое приоритетное направление предполагает развитие научных основ и разработку единых научно-методических подходов в области обеспечения химической и биологической безопасности, а также технологий и средств защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов;
пятое приоритетное направление предполагает повышение уровня информированности и просвещения населения, обеспечение условий для образования и подготовки кадров, а также внедрения органами государственной власти инструментов управления рисками негативного воздействия опасных химических и биологических факторов окружающей среды на биосферу и техносферу.
По каждому приоритетному направлению будет осуществлен комплекс мероприятий.
В рамках первого приоритетного направления предусматривается на основе проведенного комплексного анализа сложившейся ситуации в области химической и биологической безопасности Российской Федерации осуществление следующих мероприятий:
разработка модели управления и взаимодействия, а также алгоритмов принятия управленческих решений на объектовом, местном, региональном и федеральном уровнях;
создание базовой региональной системы обеспечения химической и биологической безопасности на примере нескольких субъектов Российской Федерации для последующего тиражирования результатов, полученных в ходе их реализации, в отношении других регионов Российской Федерации;
оснащение 211 организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального медико-биологического агентства, деятельность которых направлена на обеспечение химической и биологической безопасности, средствами контроля, современным оборудованием и расходными материалами;
обеспечение деятельности 13 центров индикации и диагностики опасных инфекционных болезней и отравлений химическими веществами, формируемых на базе федеральных государственных учреждений, дислоцированных в федеральных округах Российской Федерации;
разработка методических документов по созданию и реализации региональных целевых программ (подпрограмм), объектовых планов и проектов, а также по организации региональных государственных комиссий в области обеспечения химической и биологической безопасности;
создание системы частно-государственного партнерства на федеральном и региональном уровнях в области обеспечения химической и биологической безопасности, а также разработка действенных механизмов привлечения для этих целей негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов;
разработка и реализация комплекса организационно-правовых, экономических и иных мер по выводу (перебазированию) из густонаселенных районов Российской Федерации, либо реформированию (ликвидации), либо временной остановке деятельности опасных объектов, функционирование которых создает систематическую угрозу химической и биологической безопасности;
оценка существующего уровня обеспеченности производственного персонала химически и биологически опасных производств и объектов, а также гражданского населения, проживающего и работающего в зонах техногенных рисков, средствами индивидуальной и коллективной защиты от воздействия поражающих факторов химической и биологической природы, иными средствами материально-технического и других видов обеспечения химической и биологической безопасности;
защита имущественных интересов государства, инвесторов, собственников (балансодержателей) опасных объектов и других участников инновационно-инвестиционного процесса в области обеспечения химической и биологической безопасности;
совершенствование системы страхования рисков, в том числе формирование и внедрение механизма оптимизации страховых тарифов с учетом угроз нарушения прав и законных интересов третьих лиц в сфере обеспечения химической и биологической безопасности.
В рамках второго приоритетного направления предусматривается осуществление следующих мероприятий:
разработка и утверждение единых критериев и методической базы по определению и категорированию уровней химической и биологической опасности объектов, территорий и природных явлений;
проведение инвентаризации опасных объектов, включая оценку их состояния, уточнение зон защитных мероприятий, степень оснащенности, а также определение потребностей в замене и освежении запасов российских средств защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов;
разработка федерального и региональных перечней опасных химических и биологических объектов с выделением критически важных объектов (в составе утвержденного перечня критически важных объектов Российской Федерации).
Кроме того, необходимо осуществить следующие мероприятия:
обоснование и подготовка методом сравнительного анализа предложений по совершенствованию нормативно-методической базы в области обеспечения химической и биологической безопасности;
разработка методики обоснования требований химической и биологической безопасности при подготовке национальных стандартов и стандартов организаций в отношении отдельных процессов производства;
разработка и обоснование требования к процедуре оценки соответствия отдельных видов средств защиты;
усовершенствование системы сертификации работ по охране труда на опасных объектах.
В рамках третьего приоритетного направления предусматривается осуществление следующих мероприятий:
проведение модернизации и техническое перевооружение 22 опасных химических объектов (в рамках пилотных проектов);
создание федеральных центров в области материаловедческих проблем, разработки безопасных технологий ликвидации химически опасных отходов, технического перевооружения отдельных гальванических, кислотных, хлорных, аммиачных производств;
реализация пилотных проектов по строительству производственных мощностей для выпуска современного химико-технологического оборудования, включая производство чиллеров и гидролизных анодно-катодных комплексов, модернизацию жидкостно-хлорных городских станций водоочистки;
создание интегрированного научно-производственного, опытно-экспериментального, конструкторского и технологического комплекса, включающего функции центра трансфера технологий, обеспечения подготовки кадров и механизмов частно-государственного партнерства в интересах обеспечения химической безопасности;
разработка государственных стандартных образцов и банка данных химически опасных загрязнителей и методик их анализа;
обеспечение сохранности национальных и объектовых коллекций патогенных микроорганизмов;
проведение модернизации 51 объекта научно-промышленной базы, специализирующейся на выпуске российских систем (средств) материально-технического и иных видов обеспечения химической и биологической безопасности;
выполнение разработок и поддержание мобилизационных запасов, мобилизационной готовности и мобилизационных мощностей организаций, деятельность которых связана с обеспечением химической и биологической безопасности на уровне, обеспечивающем адекватное противодействие современным угрозам;
создание базы данных по оценке эффективности действующих и внедряемых мер безопасности в отношении групп опасных объектов;
разработка технологий, материалов, комплектующих и других видов продукции, снижающих риск опасного воздействия химических и биологических факторов;
создание и внедрение новых региональных систем предупреждения и оповещения населения;
внедрение современных методов и технических средств контроля, управления, мониторинга и обеспечения безопасных условий эксплуатации объектов, осуществляющих сложные химико-технологические процессы;
разработка и реализация мероприятий по санации и реабилитации химически и биологически зараженных объектов и территорий, а также ликвидации химически и биологически опасных накопителей, свалок и захоронений, в том числе бесхозных или не отвечающих требованиям безопасности.
В рамках четвертого приоритетного направления предусматривается осуществление следующих мероприятий:
создание научных основ для решения материаловедческих проблем химической и биологической безопасности, усовершенствования и создания современных аналитических методов и систем мониторинга, предназначенных для методологического, технического и инструментального решения задач обеспечения химической и биологической безопасности;
приоритетное развитие критических технологий защиты и критических промышленных технологий в проблемных областях химической и биологической безопасности;
создание и внедрение в производство нового поколения конкурентоспособных средств и систем индивидуальной и коллективной защиты, химической и биологической разведки на основе нового поколения сорбционных, защитных и композиционных материалов и продуктов повышенной химической и биологической активности, емкости и избирательности в отношении опасных химических веществ и биологических агентов;
снижение остроты негативной тенденции проникновения на российский рынок импортной низкосортной продукции;
разработка методов и средств индикации и идентификации биологических агентов и химических веществ в биологических средах и материалах, объектах внешней среды;
создание материалов и веществ нового поколения на основе комплексов наноструктур с биоматериалами, необходимых для использования в современных системах обнаружения и идентификации нового класса опасных химических веществ, а также для создания систем химической защиты от таких веществ;
разработка полимерных сорбционных материалов повышенной емкости и избирательности для использования в системах и средствах индивидуальной и коллективной защиты, ликвидации последствий химических аварий и детоксикации организма человека;
разработка новых технологий производства специальных средств диагностики, профилактики и лечения заболеваний, вызываемых воздействием опасных химических веществ и биологических агентов;
разработка высокоэффективных сорбционно-каталитических систем на основе перспективных материалов для нейтрализации залповых выбросов аварийных химически опасных веществ;
создание единой базы данных научно-технического и технологического потенциала Российской Федерации для решения проблем обеспечения химической безопасности;
разработка современных технологий производства средств профилактики, диагностики, лечения и реабилитации населения, пострадавшего в результате воздействия опасных химических и биологических факторов;
разработка протоколов диагностики болезней, возникновение которых связано с воздействием химических и биологических факторов, а также медико-экономических стандартов их лечения;
создание информационных и прогнозно-аналитических систем, в том числе геоинформационных экспертных систем, экономико-математических моделей и методик управления риском, а также модулей программного обеспечения;
разработка критериев и алгоритмов оценки эффективности мероприятий, направленных на обеспечение химической и биологической безопасности.
Планируется обеспечить разработку и апробацию новых технологий управления рисками нанесения вреда здоровью населения в условиях многофакторных неблагоприятных воздействий.
В рамках пятого приоритетного направления предусматривается осуществление следующих мероприятий:
обеспечение условий для формирования интегрированных автоматизированных банков данных, характеризующих обстановку в области химической и биологической безопасности в рамках соответствующего комплексного направления;
разработка и поддержка в сети Интернет информационного портала "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации";
финансирование и выпуск специализированных изданий, включая журнал Российской академии наук "Химическая и биологическая безопасность", а также выпуск издательских серий "Химическая безопасность" и "Биологическая безопасность", подготовка и издание учебных пособий, информационно-аналитических и методических сборников по вопросам обеспечения химической и биологической безопасности;
обеспечение условий для подготовки специалистов по направлениям деятельности в области обеспечения химической и биологической безопасности на базе существующих федеральных государственных учреждений (в том числе военных образовательных учреждений);
разработка и внедрение учебных программ, программ тематического усовершенствования для различных специалистов, в том числе по заказам коммерческих организаций на контрактной основе с использованием механизмов частно-государственного партнерства;
распространение информационных материалов среди населения в зонах защитных мероприятий опасных объектов в субъектах Российской Федерации, на территории которых планируется реализация пилотных проектов;
создание в 2010-2013 годах интегрированного автоматизированного банка данных в области обеспечения химической и биологической безопасности.
Целевые индикаторы и показатели хода реализации Программы, позволяющие оценивать реализацию Программы (нарастающим итогом), приведены в приложении N 1. В процессе разработки Программы индикаторы и показатели хода реализации Программы могут быть сгруппированы применительно к комплексным направлениям Программы.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 28.01.2008 N 74-р