Последнее обновление: 10.04.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- ПРИКАЗ ФСТЭК РФ от 04.04.2008 N 78 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ (В ПРЕДЕЛАХ СВОЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ) КОНТРОЛЯ ЗА ЭКСПОРТОМ И (ИЛИ) ИМПОРТОМ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ), ИНФОРМАЦИИ, РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРАВ НА НИХ), В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИМЕНЯЮТСЯ МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ"

I. Общие положения
1. Административный регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по осуществлению (в пределах своей компетенции) контроля за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования (далее - Регламент), определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК России) при осуществлении (в пределах своей компетенции) полномочий по контролю за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования (далее - контроль за экспортом и импортом).
2. Исполнение государственной функции по контролю за экспортом и импортом осуществляется в соответствии с:
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, часть I, ст. 1);
Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 30, ст. 3774; 2002, N 1, часть I, ст. 2; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, часть I, ст. 3101; 2007, N 49, ст. 6044, ст. 6079);
Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, часть I, ст. 3436; 2002, N 44, ст. 4297; 2003, N 2, ст. 169; N 40, ст. 3820; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719; 2006, N 1, ст. 17; 2007, N 1, часть I, ст. 29);
Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. N 202 "Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 8, ст. 742; 1997, N 4, ст. 523; N 20, ст. 2234; 2000, N 19, ст. 2062; N 26, ст. 2749; 2004, N 6, ст. 411; 2005, N 47, ст. 4879);
Указом Президента Российской Федерации от 29 января 2001 г. N 96 "О Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 6, ст. 550; 2002, N 25, ст. 2398; 2005, N 18, ст. 1664);
Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 г. N 1005 "Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, часть II, ст. 3441; 2004, N 8, ст. 636; 2005, N 49, ст. 5203; 2007, N 33, ст. 4185);
Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2001 г. N 1082 "Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 36, ст. 3542; 2007, N 6, ст. 730);
Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2003 г. N 36 "Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 3, ст. 208; 2006, N 42, ст. 4349);
Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 2004 г. N 580 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, в отношении которых осуществляется экспортный контроль" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 19, часть II, ст. 1881; 2005, N 49, ст. 5201; 2008, N 10, часть II, ст. 912);
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3541; 2005, N 13, ст. 1138; 2006, N 49, часть II, ст. 5192);
Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 2007 г. N 1083 "Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 35, ст. 4288);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. N 1132 "О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 40, ст. 4964; 1999, N 51, ст. 6354; 2000, N 52, часть II, ст. 5153; 2001, N 17, ст. 1715; N 24, ст. 2459; N 26, ст. 2677; N 40, ст. 3843);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 973 "Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, часть II, ст. 5153; 2001, N 36, ст. 3571; 2002, N 41, ст. 3983; 2005, N 7, ст. 562; 2006, N 52, часть III, ст. 5589; 2007, N 45, ст. 5506);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. N 294 "Об утверждении Правил проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1713; 2005, N 7, ст. 562);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. N 296 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1715; N 41, ст. 3959; 2002, N 41, ст. 3983; 2005, N 7, ст. 562);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001 г. N 447 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 24, ст. 2459; 2002, N 41, ст. 3983; 2004, N 20, ст. 1949; 2005, N 7, ст. 562);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. N 462 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2677; 2003, N 7, ст. 643; 2005, N 7, ст. 560, ст. 562);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 634 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 37, ст. 3683; 2002, N 41, ст. 3983; 2005, N 7, ст. 562; 2007, N 38, ст. 4556);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. N 686 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 40, ст. 3843; 2002, N 41, ст. 3983; 2005, N 7, ст. 562; 2007, N 6, ст. 760);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2005 г. N 517 "О порядке получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 34, ст. 3509).
3. Контроль за экспортом и импортом представляет собой государственную функцию, исполняемую ФСТЭК России с целью обеспечения соблюдения российскими юридическими и физическими лицами, осуществляющими внешнеэкономические операции с товарами (работами, услугами), информацией, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования (далее - участники ВЭД), законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.
Контроль за экспортом и импортом осуществляется путем проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД (далее - проверки).
Проверки проводятся комиссиями в составе двух и более работников ФСТЭК России или ее территориальных органов (управлений ФСТЭК России по федеральным округам) (далее - проверочные комиссии).
4. Проверки в отношении участников ВЭД могут быть плановыми и внеплановыми.
5. Плановой проверкой является проверка, включенная в план осуществления управлениями ФСТЭК России по федеральным округам контроля исполнения законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (далее - план), формируемый на год и утверждаемый директором ФСТЭК России.
Плановая проверка в отношении одного участника ВЭД может быть проведена не более чем один раз в два года.
6. Проверка, не включенная в план, является внеплановой.
Внеплановая проверка проводится с целью контроля исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений, в случае получения информации о нарушении участником ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля или возникновения угрозы невыполнения международных обязательств Российской Федерации в этой области, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Обращения по вопросам нарушения законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, не позволяющие установить лицо, направившее обращение, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
7. Плановые и внеплановые проверки могут проводиться:
по месту нахождения и (или) осуществления деятельности участника ВЭД (далее - выездная проверка);
без выезда по месту нахождения и (или) осуществления деятельности участника ВЭД (далее - камеральная проверка).
Камеральная проверка проводится проверочной комиссией по месту нахождения ФСТЭК России (ее территориального органа) посредством изучения имеющихся, а также представленных по соответствующим запросам иными государственными органами и проверяемыми участниками ВЭД документов и сведений.
8. При проведении проверок члены проверочных комиссий не вправе:
проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции ФСТЭК России;
осуществлять выездные плановые проверки в случае отсутствия при их проведении должностных лиц или работников участника ВЭД либо их представителей;
требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами проверки и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения проверок, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
превышать установленные сроки проведения проверок.
9. При проведении проверок члены проверочных комиссий обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы участников ВЭД;
проводить проверки на основании и в строгом соответствии с приказами ФСТЭК России или ее территориальных органов о проведении проверок в порядке, установленном настоящим Регламентом;
посещать объекты (территории и помещения) участников ВЭД в целях проведения проверки только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и приказа ФСТЭК России или ее территориального органа о проведении проверки;
не препятствовать представителям участников ВЭД присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять должностным лицам участника ВЭД либо его представителям, присутствующим при проведении проверки, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;
знакомить должностных лиц участника ВЭД либо его представителей с результатами проверок;
при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов участников ВЭД;
доказывать законность своих действий при их обжаловании участниками ВЭД в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
10. В процессе проведения проверок не допускается использование членами проверочных комиссий материально-технических ресурсов, имущества, финансовых и иных средств участников ВЭД, за исключением пользования предоставленными отдельными изолированными помещениями, обеспечивающими сохранность документов, и необходимыми организационно-техническими средствами и средствами связи (при наличии возможности).
11. В случае выявления при проведении проверки нарушений участником ВЭД требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля члены проверочной комиссии в пределах полномочий принимают в отношении этого участника ВЭД меры по устранению выявленных нарушений, их предупреждению, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.
12. Исполнение государственной функции по контролю за экспортом и импортом включает в себя следующие административные процедуры:
принятие решения о проведении проверки;
подготовка к проверочным мероприятиям;
осуществление проверки (выездной или камеральной);
оформление результатов проверки;
принятие решения по итогам проведения проверки.
13. Исполнение государственной функции по контролю за экспортом и импортом осуществляется ФСТЭК России через ее территориальные органы. В отдельных случаях по решению директора ФСТЭК России (замещающего его лица) к участию в проверках могут привлекаться работники центрального аппарата ФСТЭК России.
- Главная
- ПРИКАЗ ФСТЭК РФ от 04.04.2008 N 78 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ (В ПРЕДЕЛАХ СВОЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ) КОНТРОЛЯ ЗА ЭКСПОРТОМ И (ИЛИ) ИМПОРТОМ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ), ИНФОРМАЦИИ, РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРАВ НА НИХ), В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИМЕНЯЮТСЯ МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ"