Последнее обновление: 14.03.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- ПРИКАЗ Росаэронавигации от 26.11.2007 N 115 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И АВИАЦИОННАЯ ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ"

III. Организация технической эксплуатации объектов и средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи
3.1. Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь осуществляются посредством организации технической эксплуатации объектов и средств РТОП и связи.
Техническую эксплуатацию осуществляет служба эксплуатации радиотехнического обеспечения полетов и связи (далее - ЭРТОС), являющаяся структурным подразделением организации (центра ОВД).
3.2. Техническая эксплуатация объектов и средств РТОП и связи включает:
- мероприятия по вводу в эксплуатацию;
- мероприятия по техническому обслуживанию;
- мероприятия по проведению доработок;
- мероприятия по проведению ремонта;
- мероприятия по метрологическому обеспечению технического обслуживания и ремонта;
- мероприятия по подготовке и повышению квалификации инженерно-технического персонала;
- мероприятия по охране труда и пожарной безопасности.
3.3. Контроль состояния и технической эксплуатации объектов РТОП и связи осуществляются по годовому графику.
Результаты контроля отмечаются в оперативном журнале объекта инженера (техника) (приложение N 3).
3.4. Ввод в эксплуатацию объектов и средств РТОП и связи состоит из следующих этапов:
- планирование работ по вводу в эксплуатацию новых радиотехнических средств, реконструкции объектов РТОП и связи и замене выработавшего ресурс (срок службы) оборудования;
- приемосдаточные испытания, наземные и летные проверки средств РТОП и связи и приемка законченных строительством объектов РТОП и связи;
- получение разрешения на использование радиочастот (радиочастотных каналов);
- регистрация вводимых в эксплуатацию радиоизлучающих средств РТОП и связи.
3.5. Служба ЭРТОС в своей деятельности осуществляет:
- составление исходных технических требований, условий и технических заданий на проектирование, в изыскательских работах, согласовании проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и ремонт объектов РТОП и связи, в подготовке заявок на поставку оборудования;
- контроль за выполнением строительно-монтажных и пусконаладочных работ по установке оборудования и приемке законченных строительством объектов РТОП и связи;
- участие в приемосдаточных испытаниях, наземных и летных проверках средств (объектов) РТОП и связи;
- подготовку документов на получение разрешения на использование радиочастот (радиочастотных каналов);
- разработку схемы внутриаэропортовой радиосвязи с указанием на ней всех радиосетей (радионаправлений) с соответствующими позывными;
- подготовку документов на получение сертификатов годности объектов к эксплуатации;
- согласование в установленном порядке проведения земляных и строительных работ на территории аэродрома, в районе объектов РТОП и связи и вблизи кабельных трасс, при поведении этих работ организует наблюдение за сохранностью линейно-кабельных сооружений и антенно-фидерных устройств объектов РТОП и связи.
3.6. Монтаж и пусконаладочные работы средств объекта РТОП и связи осуществляются в соответствии с проектной и эксплуатационной документацией.
3.7. Приемосдаточные испытания средств РТОП и связи и приемка объектов, как правило, проводятся комиссией, в состав которой могут быть включены представители монтажных организаций, организации-разработчика, завода-изготовителя, специалисты научных организаций в области использования воздушного пространства и других заинтересованных организаций.
3.8. Результаты испытаний объектов и средств РТОП и связи, вводимых в эксплуатацию, оформляются актом (приложение N 4).
3.9. Для определения соответствия технических и тактических характеристик средств требованиям эксплуатационной документации и оценки пригодности их для обеспечения полетов проводятся летные проверки.
3.10. На каждое средство РТОП и связи при вводе его в эксплуатацию и перед летной проверкой после технической проверки и регулировки, на основании данных заводской эксплуатационной документации, составляется карта контрольных режимов и таблица настройки. Форма карты контрольных режимов и таблиц настройки разрабатываются в зависимости от типа оборудования, с указанием всех контролируемых параметров.
3.11. Излучения, создаваемые средствами РТОП и связи на прилегающих к населенным пунктам территориях и на рабочих местах инженерно-технического персонала, не должны превышать предельно допустимых уровней, установленных действующими санитарными нормами и правилами.
3.12. Согласно пункту 3 статьи 48 Воздушного кодекса Российской Федерации радиотехническое, светотехническое и метеорологическое оборудование, устанавливаемое на гражданских аэродромах, аэродромах совместного базирования гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов и аэродромах совместного использования, а также объекты единой системы организации воздушного движения должны соответствовать требованиям годности к эксплуатации, что подтверждается соответствующим сертификатом годности к эксплуатации.
В соответствии с Положением о Федеральной аэронавигационной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2006 N 173 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 15, ст. 1612; N 44, ст. 4593), Росаэронавигация проводит обязательную сертификацию типов систем и средств радиотехнического обеспечения полетов и управления воздушным движением, а также их производства.
3.13. Сертификации объектов РТОП и связи осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.14. Техническое обслуживание средств РТОП и связи осуществляется в соответствии с годовым графиком технического обслуживания (приложение N 5), на основании которого разрабатываются месячные планы работ инженерно-технического персонала (приложение N 6), и проводится в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
3.15. При отсутствии в эксплуатационной документации инструкции (регламента) по техническому обслуживанию, определяющего порядок проведения технического обслуживания средства РТОП и связи, разрабатывается инструкция (регламент) технического обслуживания соответствующего средства.
Рекомендации по составлению регламента технического обслуживания приведены в приложении N 7.
Проверка работоспособности радиосредств аварийно-спасательного канала проводится на частоте 124,0 МГц или на рабочих частотах каналов ПОДХОД и РЦ не реже одного раза в месяц.
3.16. Контроль своевременности, полноты и качества выполнения технического обслуживания осуществляет руководитель объекта РТОП и связи.
3.17. Годовым графиком технического обслуживания устанавливается продолжительность плановых остановок объектов РТОП и связи или одного из объектообразующих элементов совмещенного объекта при выполнении технического обслуживания.
3.18. Для обеспечения безопасности полетов воздушных судов и надежного функционирования объектов РТОП и связи организуется дежурство инженерно-технического персонала по сменам.
3.19. Контроль работоспособности автоматизированных объектов РТОП и связи, работающих без постоянного присутствия инженерно-технического персонала, осуществляет старший сменный инженер (сменный инженер) (техник) службы ЭРТОС (далее - сменный инженер службы ЭРТОС) по сигналам системы дистанционного контроля, управления и сигнализации, а также по отзывам диспетчерского и летного состава, возглавляющий дежурную смену.
3.20. На объектах РТОП и связи с дежурным инженерно-техническим персоналом контроль работоспособности средств РТОП и связи осуществляется дежурным инженером (техником) объекта.
3.21. Рабочее место сменного инженера службы ЭРТОС оборудуется средствами дистанционного управления и контроля за автоматизированными объектами РТОП и связи, телефонной и/или громкоговорящей связью с рабочими местами дежурных смен службы ОВД, с другими службами организаций гражданской авиации и объектами РТОП и связи.
В распоряжении сменного инженера службы ЭРТОС должна постоянно находиться радиофицированная дежурная автомашина.
3.22. Средства РТОП и связи должны включаться в работу и выключаться по указанию сменного инженера службы ЭРТОС, который согласовывает свои действия с руководителем полетов. Время включения и выключения средств РТОП и связи фиксируется в журнале сменного инженера (приложение N 8).
3.23. При нарушении работоспособности объекта РТОП и связи сменный инженер службы ЭРТОС информирует руководителя полетов о случившемся, по согласованию с ним дает команду о прекращении работы отказавшего объекта и принимает меры к восстановлению его работоспособности, фиксируя свои действия в журнале.
3.24. Каждый случай отказа объекта РТОП и связи оформляется актом (приложение N 9).
3.25. Нормативное время переключения (перехода) средств РТОП и связи на резерв (обходные каналы электросвязи), а также действия инженерно-технического персонала в различных ситуациях указываются в инструкциях по резервированию объектов РТОП и связи.
3.26. Плановые остановки объектов РТОП и связи или одного из объектообразующих элементов совмещенного объекта продолжительностью до 8 часов производятся с предварительным уведомлением об этом взаимодействующих в обеспечении полетов воздушных судов организаций и пользователей воздушного пространства не позднее чем за 8 часов до начала таких остановок.
3.27. О плановых остановках объектов РТОП и связи или одного из объектообразующих элементов совмещенного объекта продолжительностью более 8 часов производится оповещение в установленном порядке заинтересованных организаций и пользователей воздушного пространства за 7 суток до начала остановок с указанием их причины, даты, времени начала и окончания остановки и документирование в журнале сменного инженера (техника).
3.28. Кратковременные остановки объектов РТОП и связи (выключение, включение неработающих объектов и переключение на резервные комплекты) для проверки работоспособности при выполнении технического обслуживания и ремонта продолжительностью до 30 мин. проводятся с разрешения сменного инженера службы ЭРТОС по согласованию с руководителем полетов.
3.29. Для непосредственного выполнения функций по организации эксплуатации электроустановок назначается ответственный за электрохозяйство. При наличии в организации (центре ОВД) должности главного энергетика обязанности ответственного за электрохозяйство возлагаются на него.
3.30. Резервные дизель-генераторы проверяются под номинальной нагрузкой не реже одного раза в месяц продолжительностью не менее 20 мин., при этом проверяются правильность работы устройства автоматического запуска дизель-генератора, частота и напряжение на шинах резервных дизель-генераторов, перед запуском дизель-генераторов сливается отстой (конденсат) из расходных топливных емкостей.
По окончании работ проверяются положения всех органов управления, производится запись в журнале технического обслуживания с указанием выявленных и устраненных недостатков, величин параметров до и после устранения недостатков, израсходованных материалов и делается заключение о работоспособности системы электроснабжения и готовности ее к работе.
3.31. Техническое обслуживание средств РТОП и связи в особых условиях эксплуатации направлено на своевременную подготовку объектов к ожидаемому возникновению (усилению) опасного явления погоды, сохранение оборудования, устранение последствий стихийного явления.
На объектах РТОП и связи должны быть инструкции о действиях инженерно-технического персонала при получении предупреждения об опасных явлениях.
Сменный инженер службы ЭРТОС после получения предупреждения об опасном явлении немедленно оповещает дежурный инженерно-технический персонал для принятия необходимых мер.
По окончании опасного явления проводится осмотр объектов, антенно-фидерных систем и линейно-кабельных сооружений, принимаются меры по устранению повреждений и при необходимости организуются восстановительные работы.
3.32. Доработка средств РТОП и связи проводится в целях улучшения их тактических, технических и эксплуатационных характеристик, повышения надежности, а также устранения конструктивных и производственных недостатков.
3.33. После выполнения работ по доработке в формуляр средства РТОП и связи вносятся соответствующие записи.
3.34. В формуляр заносятся параметры и технические характеристики средств РТОП и связи, отражающие техническое состояние и сведения по эксплуатации данных средств, включая программные средства. Формуляр ведется по всем разделам.
При заполнении всех листов формуляра и невозможности подклейки дополнительных листов формуляр заменяется новым. В новый формуляр заносятся обобщенные данные по каждому разделу старого формуляра.
3.35. Средства РТОП и связи, выработавшие срок службы или ресурс, установленные эксплуатационной документацией, подвергаются проверке в целях определения возможности их дальнейшего использования.
Работа по оценке возможности продления срока службы (ресурса) проводится организацией (центром ОВД).
3.36. Результаты проверки технического состояния средства РТОП и связи оформляются актом технического состояния (приложение N 10), на основании которого принимается решение о продлении срока службы (ресурса).
3.37. Восстановление работоспособности средств РТОП и связи достигается посредством замены и (или) восстановления составных частей этих средств и в зависимости от объема и сложности подразделяется на текущий и плановый ремонты.
3.38. Текущий и плановый ремонт средств РТОП и связи должен выполняться в соответствии с требованиями, указанными в эксплуатационной документации на указанные средства, другими нормативными документами, регламентирующими правила проведения ремонтных работ.
3.39. Текущий ремонт производится после выявления или предпосылок к возникновению неисправностей и/или отказов, обнаруженных в процессе эксплуатации средств РТОП и связи.
3.40. Объем работ при плановом ремонте зависит от технического состояния средств РТОП и связи. Плановый ремонт, связанный с необходимостью прекращения работы средств РТОП и связи, производится по согласованию с заинтересованными организациями. По завершении планового ремонта оформляется акт проверки технического состояния средства РТОП и связи.
3.41. Учет выполненных работ по ремонту средств РТОП и связи ведется в журнале технического обслуживания и ремонта по форме, установленной в приложении N 11. Для каждого объекта РТОП и связи ведется отдельный журнал технического обслуживания и ремонта.
3.42. По окончании всех видов ремонтных работ в формуляр средства РТОП и связи, паспорта линейно-кабельных сооружений и антенно-фидерных устройств ВЧ диапазона вносятся записи о проведенных ремонтах и об изменениях, появившихся в результате ремонта, с указанием даты проведения ремонта и вида ремонтных работ.
3.43. Для измерения технических параметров средств РТОП и связи используются исправные средства измерений, поверка (калибровка) которых своевременно проведена.
3.44. Работа по охране труда проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране труда, требованиями действующих нормативных правовых актов в области охраны труда.
3.45. Пожарная безопасность объектов РТОП и связи обеспечивается силами и средствами организации (центра ОВД) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Главная
- ПРИКАЗ Росаэронавигации от 26.11.2007 N 115 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И АВИАЦИОННАЯ ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ"