Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 15.07.2008 N 1016-р
КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ СЕРЖАНТОВ И СОЛДАТ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПЕРЕВЕДЕННЫМИ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЕРЕХОДА К КОМПЛЕКТОВАНИЮ ДОЛЖНОСТЕЙ СЕРЖАНТОВ (СТАРШИН) ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДРУГИХ ВОЙСК, ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ И ОРГАНОВ, А ТАКЖЕ МАТРОСОВ ПЛАВСОСТАВА ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ (2009-2015 ГОДЫ)"
Основные направления совершенствования военной организации государства, одним из которых является совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту (далее - система комплектования), определены концептуальными документами по военному строительству.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года отмечалось: "Для уверенного, спокойного решения вопросов мирной жизни мы должны найти убедительные ответы на угрозы в сфере национальной безопасности. ... Вот почему вопрос модернизации Российской армии является сейчас крайне важным, и он реально волнует российское общество. ... Считаю необходимым после перевода частей постоянной готовности на контракт разработать и с 2009 года начать осуществление программы комплектования на этих же принципах должностей сержантов, старшин, а также экипажей кораблей".
Сказанное подтверждает необходимость иметь высокопрофессиональную, оснащенную современной военной техникой армию, способную адекватно реагировать на возможные угрозы.
При этом развитие форм и способов ведения военных действий, внедрение информационных технологий в основные звенья боевого управления, вооружение и военную технику, в том числе элементов искусственного интеллекта, многократно повышают требования к военнослужащим.
Однако в связи с сокращением с 2008 года срока военной службы по призыву до 1 года подготовка высококлассных специалистов существенно осложнится.
Ключевой ролью в решении этого вопроса станет увеличение в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (далее - Вооруженные Силы Российской Федерации) количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Первым шагом в этом направлении является перевод военнослужащих ряда соединений и воинских частей постоянной готовности на военную службу по контракту.
В дальнейшем предполагается осуществить перевод на военную службу по контракту сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации и матросов плавсостава Военно-Морского Флота, что снизит социальную напряженность в обществе, позволит эффективно бороться с нарушениями уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в армейской (флотской) среде.
Для решения проблемы устойчивого комплектования должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (далее - комплектование по контракту), потребуется привлечение пребывающих в запасе граждан Российской Федерации, для которых важнейшим показателем поступления на военную службу будет служить привлекательность системы денежных выплат и социальных гарантий.
Указанная система позволит сформировать устойчивый контингент профессиональных военнослужащих. Решение этого вопроса увеличит долю семейных военнослужащих, а это, по данным проведенных социологических опросов в Вооруженных Силах Российской Федерации, самая надежная категория.
Решение указанной проблемы предусматривается осуществить программно-целевым методом в рамках реализации федеральной целевой программы "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009-2015 годы)" (далее - Программа).
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методомСоциально-экономические преобразования в стране диктуют необходимость совершенствования системы комплектования, перевода ее на качественно новый уровень, при котором обеспечивается комплектование по контракту всего плавсостава Военно-Морского Флота и младшего командного звена Вооруженных Сил Российской Федерации.
Это требует серьезной государственной поддержки и наиболее результативно может быть решено при использовании программно-целевого метода, который позволит создать условия для максимально эффективного использования финансовых и материальных ресурсов в соответствии с установленными приоритетами. В большей степени это актуально при реализации мероприятий, требующих больших затрат, направленных на создание служебного жилищного фонда.
Выделяются следующие основные преимущества решения проблемы программно-целевым методом:
комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволят учесть все аспекты системы комплектования, а основные направления финансирования - определить приоритетность тех или иных мероприятий, осуществляемых в рамках Программы;
распределение полномочий и ответственности. В рамках Программы проводится четкое распределение полномочий и ответственности между участниками Программы, что позволит повысить эффективность выполнения программных мероприятий;
эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы. В рамках Программы определяются показатели, которые позволят ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий по этапам реализации Программы.
Исходя из этого, совершенствование системы комплектования должно осуществляться последовательно в рамках Программы при обязательной увязке сроков и масштабов проводимых мероприятий, оптимально соответствовать целям и приоритетам военного строительства в Российской Федерации.
III. Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого методаПри осуществлении комплектования по контракту без использования программно-целевого метода возникает проблемная ситуация, которая характеризуется следующим:
в ближайшее время планируется поступление в Вооруженные Силы Российской Федерации военной техники нового поколения, которая, отличаясь повышенной эффективностью, будет одновременно и значительно сложнее эксплуатируемой в настоящее время, а значит квалификация (профессиональная подготовка) эксплуатирующего эту технику личного состава должна быть повышена, что потребует дополнительных временных затрат на его обучение;
переход к военной службе по призыву сроком на 1 год означает, что личный состав после обучения в школах младших специалистов и приобретения необходимых практических навыков эксплуатации военной техники нового поколения в воинских частях будет увольняться в связи с истечением установленных законодательством сроков службы по призыву, то есть постоянно будет осуществляться обучение личного состава, а полностью обученных младших специалистов не будет.
Для примера, в Военно-Морском Флоте начиная с 2008 года матросы плавсостава будут укомплектованы военнослужащими только одного периода службы, в то время как военнослужащие другого периода службы будут находиться на обучении. В результате сменяемость матросов плавсостава будет составлять 100 процентов дважды в год. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к кораблям (судам) Военно-Морского Флота, при смене 30 процентов личного состава корабль выводится из состава сил постоянной готовности и должен пройти полную отработку курса боевой подготовки в течение полугода.
Аналогичная ситуация сложится с сержантским составом других видов Вооруженных Сил Российской Федерации.
Переход к комплектованию по контракту является единственным реальным выходом из сложившейся ситуации.
При сохранении системы смешанного способа комплектования неизбежны:
уменьшение количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
дальнейшее снижение привлекательности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;
потеря специалистов, способных обеспечивать качественную эксплуатацию военной техники и выполнять поставленные задачи;
неэффективная работа по подготовке военнослужащих младшего командного звена.
Использование программно-целевого метода в таких условиях является обязательным, так как только в этом случае можно обеспечить согласованность выполняемых мероприятий по времени, приоритетности и объемам финансирования.
В целом можно сделать вывод - отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к тому, что качество подготовки специалистов младшего командного звена будет становиться хуже, а количество военнослужащих, проходящих службу по контракту, останется на прежнем уровне или будет постепенно уменьшаться.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ее решенияДля определения источников финансирования и направлений использования средств следует рассмотреть различные варианты решения проблемы, чтобы выбрать из них оптимальный.
Исходя из предположения, что средства будут расходоваться эффективно, значимыми показателями становятся объем и динамика финансирования.
Первый вариант решения проблемы - финансирование в полном объеме позволит решить все поставленные задачи и достичь цели Программы.
Второй вариант решения проблемы - уменьшенный по сравнению с заявленным объем финансирования. При реализации второго варианта основное финансирование будет сосредоточено на выполнении мероприятий, связанных с расквартированием несемейных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и проживающих в общежитиях с жилыми ячейками, оборудованными блоком санитарно-бытовых помещений на территории казарменной зоны. При этом исключается возможность комплектования по контракту для семейных военнослужащих.
Кроме того, без решения вопросов социальной направленности будет затруднительно заключать с военнослужащими последующие контракты.
В этом случае при существенно возросшей нагрузке на военные комиссариаты и учебные воинские части не будут решены проблема текучести кадров и задача стабилизации их численности, а боеспособность воинских частей будет снижаться.
Следовательно, использование второго варианта решения проблемы не позволит достичь в установленный срок поставленных целей.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методомПрограмму предполагается осуществить в 3 этапа в период с 2009 по 2015 годы.
На первом этапе (2009 год) планируется:
обустройство старшин и матросов плавсостава Военно-Морского Флота, а также семейных военнослужащих рядового и сержантского состава, переведенных на военную службу по контракту в рамках федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 годы;
проведение проектно-изыскательских работ для обустройства военнослужащих на следующем этапе.
На втором этапе (2010-2012 годы):
обустройство сержантов соединений и воинских частей, переводимых на военную службу по контракту в рамках Программы (за исключением военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации), семейных военнослужащих рядового и сержантского состава, переведенных на военную службу по контракту в рамках федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 годы, а также семейных сержантов (старшин), переведенных на военную службу по контракту в пограничных органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
проведение проектно-изыскательских работ для обустройства военнослужащих на следующем этапе.
На третьем этапе (2012-2015 годы):
завершение обустройства семейных военнослужащих рядового и сержантского состава, переведенных на военную службу по контракту в рамках федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 годы;
обустройство сержантов соединений и воинских частей, переводимых на военную службу по контракту в рамках Программы, и семейных сержантов (старшин), переведенных на военную службу по контракту в пограничных органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Исходя из финансово-экономических возможностей государства, при разработке Программы были приняты следующие исходные данные:
численность военнослужащих, переводимых на военную службу по контракту в ходе реализации Программы, пересчитана с учетом общей численности Вооруженных Сил Российской Федерации по состоянию на 1 января 2016 г.;
численность сержантов, не имеющих в подчинении личный состав, исключена из расчетов;
доля семейных военнослужащих принята равной 30 процентам общей численности военнослужащих, переводимых на военную службу по контракту;
строительство жилищного фонда в гарнизонах, где количество военнослужащих-контрактников составляет менее 50 человек, проводиться не будет.
VI. Предложения, касающиеся целей и задач Программы, целевых индикаторов и показателей, позволяющих оценивать ход реализации Программы по годамОсновной целью Программы является переход к осуществлению комплектования по контракту к 2016 году.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
улучшение условий расквартирования (строительство, реконструкция служебного жилищного фонда, объектов социального и культурно-бытового назначения) матросов плавсостава Военно-Морского Флота, сержантов (старшин) соединений и воинских частей, переводимых на военную службу по контракту в рамках Программы, семейных военнослужащих рядового и сержантского состава, переведенных на военную службу по контракту в рамках федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 годы, а также семейных сержантов (старшин), переведенных на военную службу по контракту в пограничных органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
обеспечение привлекательности военной службы по контракту и создание условий для комплектования по контракту;
поэтапное осуществление комплектования по контракту.
Решение изложенных задач обеспечивается выполнением следующих мероприятий:
проведение проектно-изыскательских работ по обустройству военнослужащих;
создание служебного жилищного фонда с учетом следующих условий:
семейные военнослужащие размещаются в малосемейных общежитиях и жилых домах в жилой зоне военных городков;
несемейные военнослужащие с выслугой до 3 лет, как правило, размещаются в общежитиях с жилыми ячейками, оборудованными блоком санитарно-бытовых помещений на территории казарменной зоны, а с выслугой более 3 лет - в общежитиях для несемейных военнослужащих в жилой зоне военных городков;
приведение социальной инфраструктуры в соответствие с установленными нормативными требованиями для обустройства военнослужащих, переведенных на военную службу по контракту;
развитие инженерной инфраструктуры для обеспечения функционирования существующих и вводимых в эксплуатацию объектов;
выплата надбавки за работу с личным составом сержантскому (старшинскому) составу в размере 100 процентов оклада по воинской должности и надбавки за особые условия боевой подготовки плавсоставу в размере до 3300 рублей.
Целевые индикаторы, позволяющие оценить ход реализации Программы, приведены в приложении N 1.
Кроме указанных целевых индикаторов в ходе ежегодного мониторинга для оценки эффективности реализации ассигнований, выделяемых в рамках Программы, будут использоваться следующие показатели:
соотношение количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и количества военнослужащих, подлежащих переводу на военную службу по контракту к установленному сроку;
соотношение количества военнослужащих, обеспеченных служебным жильем, и количества военнослужащих, подлежащих обеспечению жильем к установленному сроку;
соотношение количества объектов социальной и инженерной инфраструктуры, готовых к эксплуатации, и количества объектов, которые необходимо подготовить к установленному сроку.
VII. Предложения, касающиеся объема и источников финансирования ПрограммыПрогнозный объем финансирования Программы составляет 243437,64 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
Объемы финансирования Программы по направлениям и государственным заказчикам приведены в приложении N 2. Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 3.
Финансирование расходов, связанных с реализацией Программы, планируется осуществить за счет средств федерального бюджета.
Объем финансирования мероприятий Программы уточняется в установленном порядке с учетом утвержденной проектно-сметной документации и последующих изменений структуры военной организации.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемыРеализация Программы обеспечит создание необходимых условий для совершенствования системы комплектования.
Результатами реализации Программы будут являться:
планомерное наращивание к 2016 году количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, увеличение их численности с 43,5 до 107,7 тыс. человек, то есть на 64,2 тыс. человек;
обустройство сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, матросов плавсостава Военно-Морского Флота, семейных военнослужащих рядового состава соединений и воинских частей, переведенных на военную службу по контракту в рамках федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 годы, а также семейных сержантов (старшин), переведенных на военную службу по контракту в пограничных органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
повышение престижа военной службы и укрепление позитивного имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации;
увеличение количества сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, матросов плавсостава Военно-Морского Флота и рядового состава соединений и воинских частей постоянной готовности, проходящих военную службу по контракту и заключивших последующие контракты;
улучшение морально-психологического климата в соединениях и воинских частях за счет повышения статуса и авторитета младших командиров.
IX. Предложения, касающиеся государственных заказчиков и разработчиков Программы и участия федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию ПрограммыГосударственным заказчиком - координатором Программы целесообразно определить Министерство обороны Российской Федерации, а государственными заказчиками Программы - Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Службу внешней разведки Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации и Федеральное агентство специального строительства.
В состав основных разработчиков Программы должны войти Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации и Федеральное агентство специального строительства.
В число федеральных органов исполнительней власти, ответственных за формирование и реализацию Программы, целесообразно включить Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Службу внешней разведки Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации и Федеральное агентство специального строительства.
X. Предложения, касающиеся основных направлений финансирования ПрограммыФинансирование мероприятий Программы предлагается осуществить по следующим основным направлениям:
капитальные вложения с объемом финансирования 243437,64 млн. рублей - за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на реализацию Программы;
прочие расходы - за счет средств федерального бюджета, выделяемых на содержание федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
XI. Предложения, касающиеся механизмов формирования мероприятий ПрограммыМероприятия Программы формируются на основе анализа ситуации, связанной с комплектованием по контракту, а также на основе предложений государственных заказчиков Программы и научно-исследовательских организаций.
Отбор мероприятий для включения в Программу осуществляется исходя из необходимости достижения поставленной цели и решения задач с учетом оценки потребности в финансовых средствах и сроков реализации Программы.
Отбор мероприятий осуществляется в целях:
определения соответствия результатов реализации мероприятий Программы целевым индикаторам и показателям Программы;
включения в Программу мероприятий, не реализуемых в рамках текущей деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, то есть не финансируемых в рамках смет расходов;
включения в Программу наиболее эффективных для достижения целей Программы мероприятий;
включения в Программу мероприятий, способствующих решению следующих целевых задач:
изменение условий расквартирования военнослужащих, прежде всего семейных, проходящих военную службу по контракту;
обеспечение привлекательности военной службы по контракту и создание условий для комплектования по контракту;
недопущения включения в Программу мероприятий, осуществляемых в рамках других федеральных и ведомственных целевых программ.
Государственные заказчики Программы формируют перечень мероприятий, оценивают необходимые ресурсы и направляют предложения (с разбивкой мероприятий по этапам) государственному заказчику - координатору Программы.
Государственный заказчик - координатор Программы направляет согласованный проект программы с пояснительной запиской, социально-экономическими и технико-экономическими обоснованиями, предварительной бюджетной заявкой в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации. В представленных материалах должны содержаться необходимые данные для проведения анализа проекта программы, возможностей для реализации ее в предполагаемые сроки и осуществления контроля за ходом ее выполнения.
Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации оценивают представленный проект программы и подготавливают заключение по проекту программы и предварительной бюджетной заявке.
С учетом замечаний и предложений Министерства экономического развития Российской Федерации государственный заказчик - координатор Программы и государственные заказчики Программы осуществляют доработку проекта программы, а при необходимости - корректировку перечня мероприятий.
Доработанный проект программы повторно направляется в Министерство экономического развития Российской Федерации.
В случае положительной оценки Министерство экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации представляет проект программы в Правительство Российской Федерации.
XII. Предложения, касающиеся возможных вариантов форм и методов управления реализацией ПрограммыУправление реализацией Программы и контроль за ходом реализации мероприятий Программы осуществляют государственный заказчик - координатор Программы и государственные заказчики Программы.
Ответственность за подготовку и реализацию мероприятий Программы возлагается на государственного заказчика - координатора Программы.
Государственный заказчик - координатор Программы осуществляет общую координацию деятельности государственных заказчиков Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, а также формирует предложения по рациональному использованию средств федерального бюджета.
До начала реализации Программы государственный заказчик - координатор Программы представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации положение об управлении реализацией Программы, в котором детально определяет и раскрывает метод управления реализацией Программы.
Государственный заказчик - координатор Программы, государственные заказчики Программы и исполнители мероприятий Программы несут ответственность перед Правительством Российской Федерации за качественное и своевременное выполнение Программы, рациональное использование средств, выделяемых на ее реализацию.
Для управления реализацией Программы предусматривается создание межведомственной комиссии, формируемой из должностных лиц государственного заказчика - координатора Программы, государственных заказчиков Программы и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Межведомственная комиссия обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, а также рациональное использование средств федерального бюджета, предусмотренных на программные мероприятия.
Текущее управление реализацией Программы осуществляет орган военного управления, определенный Министром обороны Российской Федерации, ответственным за реализацию Программы.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы государственный заказчик - координатор Программы ежегодно согласовывает с Министерством экономического развития Российской Федерации уточненные показатели эффективности реализации Программы на соответствующий год. Кроме того, контроль за ходом реализации Программы может осуществляться в процессе комплексных проверок, проводимых с участием представителей государственного заказчика - координатора Программы (государственных заказчиков Программы) и Министерства экономического развития Российской Федерации.
Государственные заказчики Программы ежеквартально представляют государственному заказчику - координатору Программы отчеты о реализации Программы. Перечень показателей и порядок представления отчетности устанавливаются Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.
Государственный заказчик - координатор Программы обобщает результаты отчетов и направляет ежеквартально в установленном порядке сводный отчет, а также ежегодно, до 1 февраля, отчет о ходе работ по реализации Программы и об эффективности использования финансовых средств, подготовленный по форме, утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации, в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 15.07.2008 N 1016-р