Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Росстата от 22.10.2008 N 269 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ НА 2009 ГОД"
Указания по заполнению формы N 1-ТР (мор)
5. В настоящих Указаниях используются следующие понятия, соответствующие Кодексу торгового мореплавания (КТМ) от 30.04.1999 N 81-ФЗ.
5.1. По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
5.1.1. Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор.
В качестве перевозчиков на морском транспорте могут выступать как государственные, так и частные перевозчики. Деятельность перевозчика лицензируется. Одной из сторон договора морской перевозки груза является перевозчик (комментарий к КТМ, § 15).
5.1.2. Фрахтователем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер).
5.1.3. Отправителем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза без предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени.
5.2. Чартер-договор между судовладельцем и фрахтователем на аренду всего судна или его части на определенный рейс или срок.
5.2.1. По договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или иных целей торгового мореплавания. При этом судовладелец несет расходы по заработной плате, питанию экипажа и обеспечению содержания судна в надлежащем техническом состоянии. Расходы по перевозкам (оплата топлива, погрузки-выгрузки, налоги и сборы, агентское вознаграждения и т.д.) возлагаются на фрахтователя.
5.2.2. По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или иных целей торгового мореплавания.
Фрахтователь осуществляет комплектование экипажа судна и эксплуатирует судно в соответствии с условиями бербоут-чартера и несет все связанные с эксплуатацией расходы, в том числе на содержание экипажа судна.
5.3. По договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения и в случае сдачи пассажиром багажа также доставить в пункт назначения багаж и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную за проезд плату при сдаче багажа и плату за провоз багажа.
II. Заполнение показателей формы N 1-ТР (мор)Раздел 1. Перевозки грузов морским транспортом6. В разделе отражаются сведения о перевозках грузов, выполненных по договору морской перевозки груза собственными и (или) арендованными судами, оформленному соответствующими перевозочными документами - погрузочным ордером, коносаментом, манифестом, передаточной накладной, дорожной ведомостью, багажной квитанцией.
В объем перевозок грузов включаются:
перевозки, осуществляемые собственными судами транспортного (включая паромы и лихтеровозы) и портового флота;
перевозки, осуществляемые судами, взятыми в аренду у российских организаций (предприятий);
перевозки, осуществляемые судами, взятыми в аренду у иностранного судовладельца на условиях тайм-чартера и (или) бербоут-чартера;
вес судов и плавучих средств (барж, лихтеров, катеров, земснарядов, доков, плавкранов и др.), буксируемых от мест их постройки или закупки до портов назначения, указанных в буксировочном документе, а также судов, списанных в металлолом;
вес судов, списанных в металлолом, идущих своим ходом в пункты сдачи при оформлении соответствующих перевозочных документов;
перевозки грузов от пункта распаузки в другие пункты назначения, оформленные перевозочными документами.
7. Не подлежат включению в объемы перевозки грузов, отражаемые в форме:
перевозки грузов, выполненные в судах, сданных в аренду российским организациям, судоходным компаниям, осуществляющим перевозки;
перевозки грузов в судах, сданных в аренду иностранным организациям на условиях тайм-чартера и бербоут-чартера;
перевозки грузов, совершаемые внутри акватории порта от одного причала к другому и не оформленные перевозочными документами, являющиеся либо дополнительной работой, обеспечивающей основную транспортную операцию, либо работой служебно-вспомогательного флота (доставка топлива и воды на суда, принятие льяльных вод с транспортных судов, доставка снабжения на суда и т.д.);
перевозки грузов с берега на судно или с судна на берег в открытых портах, где происходит перегрузка на рейде;
перевозки, учтенные по отходу из порта отправления на одном судне, затем переотправленные из промежуточного порта на другом судне по ранее выписанному коносаменту.
8. Перевозки грузов учитываются по отправлению в тоннах в точном соответствии с перевозочными документами, включая вес тары груза, а также вес приспособлений и оборудования, применяемых при перевозках.
Объектом учета грузовых перевозок служит отправка. Отправкой считается каждая отдельная партия груза, отправленная из одного пункта в другой.
9. Из общего объема отправления сухогрузов выделяются перевозки грузов в контейнерах (стр. 131, 132) и пакетами (стр. 133), а из общего объема отправления - перевозки грузов на паромах (стр. 134).
10. Перевозки грузов, выполненные вспомогательными и обслуживающими судами, подлежат включению в отчет в тех случаях, если перевозки носили транспортный характер и были оформлены соответствующими перевозочными документами.
11. Перевозки грузов и грузооборот учитываются по видам плавания (каботажное и заграничное) и видам перевозок.
К перевозкам в каботажном плавании относятся перевозки между портами и портопунктами Российской Федерации. К ним относятся и местные перевозки.
К перевозкам в заграничном плавании относятся перевозки между российскими и иностранными портами и между иностранными портами, включая порты стран СНГ.
Перевозки, имеющие направление из морских портов (пунктов) России в порты иностранных государств, включая порты стран СНГ, относятся к экспортным, а перевозки из иностранных портов, включая порты стран СНГ, в морские порты (пункты) России - к импортным.
Перевозки между портами иностранных государств, включая порты стран СНГ, учитываются по строке "между иностранными портами".
12. Грузооборот по отправлению в тонно-милях (стр. 140) определяется путем умножения каждой отдельной партии груза на кратчайшее расстояние между портами отправления и назначения (с учетом захода в промежуточные порты либо по рекомендованным курсам) в одном направлении и последующим суммированием этих произведений.
Раздел 2. Перевозки пассажиров морским транспортом13. В форме учитываются перевозки пассажиров, выполненные судами транспортного и портового флота, предназначенными для перевозки пассажиров, включая перевозки в пригородном и местном сообщении.
Перевозки пассажиров по отправлению (стр. 210 - 212) учитываются по количеству пассажиров, фактически отправленных в отчетном периоде на собственных и арендованных судах. Объектом учета количества пассажиров является каждая поездка одного пассажира от пункта отправления до пункта назначения в одном направлении.
В сведения по форме включается число пассажиров, билеты которых приобретены за наличный и безналичный расчет, согласно кассовым отчетам о проданных билетах.
Из общего отправления выделяются пассажиры на паромах и пассажиры льготных категорий.
Учет количества перевезенных пассажиров льготных категорий граждан (строка 212) ведется по внутренним реестрам предприятий, которые составляются при продаже билетов пассажирам, имеющим право на меры социальной поддержки (льготы), предоставляемые им в соответствии с действующим законодательством.
Учет пассажиров ведется в соответствии с количеством реализованных билетов.
В случае продажи единого билета (для семей и организованных групп, следующих в одном направлении на судах международных линий), учет осуществляется по количеству пассажиров, указанных в билете или прилагаемом к нему списке.
В случае продажи билетов по предварительным заказам учет осуществляется по моменту отправления судна.
14. Моментом отправления грузов (пассажиров) считается зафиксированный в вахтенном журнале момент фактического отхода судна с грузом (с пассажирами) от причала или снятия с якоря и выхода в рейс стоящего на внутреннем или внешнем рейде судна без задержек на акватории и рейде порта.
В тех случаях, когда груженное судно выходит на внутренний или внешний рейд порта и там простаивает по любой причине, моментом отправления считается не дата постановки на рейд, а дата действительного ухода с рейда в рейс.
Если груз погружен на судно до 24-00 последнего дня отчетного периода, а судно снялось после этого срока, то учет груза производится в том периоде, когда судно фактически вышло в рейс.
15. Пассажирооборот по отправлению отражается в форме по стр. 220 в пассажиро-милях и определяется по каждой поездке, исходя из количества пассажиров и расстояния перевозки от пункта отправления до пункта назначения путем умножения количества отправленных пассажиров на расстояние перевозки каждого пассажира и последующим суммированием этих произведений.
Раздел 3. Погрузочно-разгрузочные работы, выполненные организациями, осуществляющими деятельность на морском транспорте16. В разделе 3 по строкам 310 - 332 показывается объем погруженных и выгруженных грузов в суда (из судов) на собственных и арендованных причалах предприятий (организаций) при непременном условии выполнения их силами и средствами порта по своим и арендованным судам, по судам других организаций, включая суда иностранных владельцев. В объеме погрузочно-разгрузочных работ отдельно выделяются экспортные, импортные и каботажные грузы.
Объем погрузочно-разгрузочных работ в отчете отражается в физических тоннах.
Выполненный объем перегрузочных работ по каждому судну, указанный в наряде либо других документах, заменяющих его, должен соответствовать объемам, указанным в перевозочных документах (коносаменте, манифесте, передаточной накладной).
В объем погрузочно-разгрузочных работ включаются следующие виды работ по погрузке и выгрузке грузов, прибывающих в порт и отправляемых из порта водным путем:
погрузка в суда с берега и выгрузка из судов на берег сухогрузов и наливных грузов в таре;
налив в суда и слив из судов по варианту "транспорт-транспорт" наливных грузов;
погрузка зерна в суда и выгрузка его из судов через элеваторы портов и клиентуры при ответственности порта за организацию и производство этих работ силами порта;
выгрузка леса из судов на воду и погрузка леса в суда из воды;
погрузка леса из плотов в суда;
выгрузка леса из плотов на берег;
погрузка-выгрузка сухогрузов по варианту "судно-судно";
грузы, не связанные с морским грузооборотом, при погрузке (выгрузке) их в вагоны и другие виды транспортных средств.
К грузам, не связанным с морским грузооборотом, относятся также экспортные грузы, прибывшие в порт в вагонах или автомашинах, а через некоторое время снятые с экспорта и отправленные внутрь страны не морским транспортом при условии оплаты услуг порта грузовладельцем.
17. В сведения подлежат включению погрузочно-разгрузочные работы, выполненные на территории и акватории порта и по выгрузке и погрузке судов на причалах клиентуры докерами-механизаторами и привлеченной рабочей силой (не состоящей в списках порта) с помощью перегрузочных машин порта (как собственных, так и арендованных), судовых средств, либо вручную при ответственности порта за организацию и производство этих работ, а также работы, выполненные на рейдовых перегрузочных комплексах.
18. В случае возврата грузов по форс-мажорным обстоятельствам или по метеоусловиям объемы грузов учитываются по выгрузке в том виде плавания, в котором выписан коносамент.
19. При возврате грузов вследствие аварии судна либо по другой причине, зависящей от судна или перевозчика, выгрузка груза из судна и повторная погрузка в другое судно в объемы ПРР не включаются: расходы относятся к внепортовым работам с возмещением их за счет перевозчика.
20. Если груз не доставлен в пункт назначения по причинам, не зависящим от перевозчика, и по заявлению грузоотправителя оформляется новая отправка по вновь составленным документам со взиманием всех предусмотренных тарифами плат и сборов, то в пункте вынужденной выгрузки объем произведенных работ засчитывается по выгрузке и по погрузке в другое судно в соответствующих видах плавания.
21. В портах, соприкасающихся с речными бассейнами, по грузам, прибывающим в порт речным путем и переотправленным, даже с предварительной выгрузкой на берег, морским путем физические тонны учитываются только один раз по моменту погрузки в морское судно, а по грузам, прибывшим морским путем и переотправленным речным путем, по моменту выгрузки из морского судна.
Вес грузов в любых контейнерах учитывается с весом контейнера брутто.
При распаузке судна на рейде основного порта с дальнейшей доставкой груза в этот порт учет осуществляется только один раз по выгрузке на рейде (выгрузка на причале второй физической тонны не создает).
22. Не подлежат включению в отчет объемы внепортовых, вспомогательных и хозяйственных работ, в том числе:
работы, выполненные вне территории порта, за исключением перечисленных выше;
работы на территории порта, выполняемые по требованиям клиентуры за дополнительную плату: штабелирование грузов, сортировка, вскрытие грузовых мест для определения качества грузов, перекладка для маркировки, работа по рыхлению грузов (включая взрывные работы), работы по оборудованию судов под перевозку тяжеловесов, живого скота и птицы, крепление и раскрепление грузов, очистка судов после выгрузки из них загрязняющих грузов, взвешивание грузов;
работы на территории порта, выполняемые для хозяйственных и других нужд порта: очистка и уборка территории, околка льда, выгрузка из автотранспорта и вагонов грузов, прибывающих для хозяйственных и строительных нужд порта;
перелопачивание угля в целях предохранения от самовозгорания, киркование соли и руды;
внутрискладские перемещения грузов;
землечерпательные и дноуглубительные работы на акватории порта.
Раздел 4. Доходы и затраты по перевозочной деятельности на морском транспорте23. Данный раздел содержит сведения о доходах и затратах, связанных с перевозкой грузов и перевозкой пассажиров.
24. Формирование экономических показателей по перевозочной деятельности по соответствующим строкам формы осуществляется на основании бухгалтерского синтетического и аналитического учета в соответствии с нормативно-законодательными актами по бухгалтерскому учету и типовыми отраслевыми методологическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости перевозочной деятельности.
Доходы, полученные от перевозок в заграничном сообщении, определяются как сумма доходов, полученных в рублях и в инвалюте и отраженных в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.
При определении доходов, полученных в заграничном сообщении, выручка определяется в рублях по официальному курсу, действующему на дату признания доходов в иностранной валюте (Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2006, утвержденное Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н).
25. В затраты включаются расходы отчитывающегося предприятия, затрачиваемые на перевозку грузов и пассажиров (затраты на оплату труда, амортизация основных фондов, материальные затраты, топливо, ремонт флота, навигационные расходы и др.).
Расходы по перевозкам в заграничном сообщении определяются как сумма расходов, произведенных в рублях и в инвалюте и отраженных в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.
В доходы и затраты не должны включаться доходы и расходы по работам, не связанным с перевозкой (по перегрузочным работам, по судам, сданным в аренду, и прочим доходам и расходам).
При отнесении затрат на внутреннее и заграничное сообщения рекомендуется порядок распределения затрат на сообщения осуществлять согласно плановой расстановке флота в I квартале текущего года с последующим уточнением показателей в отчете за I полугодие.
При распределении эксплуатационных расходов между грузовыми и пассажирскими перевозками рекомендуется предприятиям, осуществляющим одновременно перевозки грузов и пассажиров на грузопассажирских судах, производить распределение общей суммы расходов между видами перевозок или пропорционально доходам, полученным собственно за перевозку грузов и пассажиров, или пропорционально приведенным тоннаже-суткам, которые определяются суммированием тоннаже-суток и пассажиро-место-суток в эксплуатации.
Предприятия, эксплуатирующие отдельно грузовые и пассажирские суда, из общих эксплуатационных расходов выделяют прямые расходы, относящиеся, соответственно, к грузовым и пассажирским перевозкам. Остальные расходы распределяются или пропорционально прямым расходам, или пропорционально эксплуатационным измерителям работы данного типа судна.
С введением в действие настоящих Указаний отменяется ранее действовавший Порядок заполнения формы федерального статистического наблюдения N 1-ТР (мор) "Сведения о перевозочной и погрузочно-разгрузочной деятельности на морском транспорте", утвержденный Постановлением Росстата от 26.07.2006 N 41.
- Главная
- ПРИКАЗ Росстата от 22.10.2008 N 269 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ НА 2009 ГОД"