Последнее обновление: 10.04.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- ПРИКАЗ Минприроды РФ от 31.10.2008 N 289 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ СОБСТВЕННИКАМИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ И ЭКСПЛУАТИРУЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НОРМ И ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ, А ТАКЖЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ, ПОЛНОМОЧИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА КОТОРЫМИ ПЕРЕДАНЫ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ)"

II. АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
При анализе безопасности ГТС в декларации безопасности приводятся сведения, относящиеся только к ГТС, подлежащим декларированию.
2.1. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ2.1.1. Несоответствие реализованных конструктивно-компоновочных решений и условий эксплуатации ГТС положениям проекта, требованиям действующих норм и правил.
Указываются конкретные параметры ГТС или характеристики условий их эксплуатации, которые не соответствуют положениям проекта и требованиям действующих норм и правил, в том числе:
- геометрические размеры ГТС (отметки гребня плотин и дамб, ширина по гребню, углы заложения откосов грунтовых плотин и др.);
- превышение отметок гребня плотины (а также гребня ядра или экрана грунтовой плотины) над нормальным и форсированным уровнем воды в водохранилище;
- водопропускная способность;
- характеристики сейсмостойкости;
- уровни воды в водохранилище;
- уровни воды в нижнем бьефе (изменение зависимости уровня воды от расхода);
- физико-механические и фильтрационные характеристики грунтов, использованных для возведения сооружений, а также грунтов основания;
- характеристики бетона и других материалов, использованных для возведения сооружений и строительных конструкций;
- фактические показатели механической и фильтрационной прочности и устойчивости сооружений и их оснований;
- другие параметры.
Анализируются возможные причины несоответствия параметров ГТС проектным или нормативным значениям, в том числе ошибки, допущенные при строительстве ГТС, изменения свойств грунтов и материалов в период эксплуатации, изменения состояния ГТС, а также изменения нормируемых показателей расчетных нагрузок и параметров ГТС. Сведения об изменениях в период эксплуатации ГТС физико-механических свойств грунтов и строительных материалов получают путем сравнения данных строительного контроля (при их отсутствии - данных проекта) с данными специальных обследований и периодических исследований в ходе эксплуатации ГТС.
2.1.2. Превышение или возможность превышения принятых в проекте расчетных значений внешних воздействий.
Приводятся сведения о фактически достигнутом и прогнозируемом превышении расчетных значений внешних воздействий и их вероятностных оценок, обусловленном природными и техногенными причинами.
2.1.3. Аварии, аварийные ситуации и отклонения от проектных режимов работы ГТС, произошедшие в период их эксплуатации.
Приводятся подробные сведения об авариях, аварийных ситуациях (предотвращенных авариях) и непроектных режимах эксплуатации ГТС (далее - инциденты):
- признаки обнаружения, сценарий развития и время прохождения инцидента;
- вред, причиненный в результате инцидента владельцу ГТС и третьим лицам (физическим и юридическим);
- описание инженерных мероприятий, направленных на восстановление ГТС и ликвидацию последствий инцидента, причины инцидента, выявленные при его расследовании и в результате более поздних исследований.
2.1.4. Сведения о состоянии ГТС и их соответствии критериям безопасности.
Приводятся основные результаты наблюдений за состоянием ГТС и их гидромеханического оборудования, указываются основные дефекты и локальные повреждения, дается характеристика развития негативных процессов в сооружениях и основаниях, которые могут привести к снижению уровня безопасности ГТС.
Дается характеристика установленных критериев безопасности ГТС объекта.
Указывается форма и периодичность выпуска отчетных материалов о результатах эксплуатационного контроля за состоянием ГТС и выполнения ремонтных работ, направленных на обеспечение безопасности ГТС.
Приводятся результаты анализа соответствия критериям безопасности ГТС показателей состояния ГТС, полученным при осуществлении контроля и диагностики состояния ГТС следующими методами:
- инструментальными и визуальными наблюдениями за состоянием ГТС;
- проведением специальных, в том числе подводных, обследований;
- выполнением поверочных расчетов (расчетных исследований) прочности и устойчивости ГТС, режимов фильтрации и фильтрационной прочности грунтов, сейсмостойкости, водопропускной способности и других характеристик.
2.2. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВАРИИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ2.2.1. Данные об авариях, имевших место на аналогичных объектах.
Приводятся описания аварий, произошедших на аналогичных объектах в России и за рубежом, со ссылкой на источник информации. По каждому случаю аварии указываются установленные причины и (при наличии информации) основные мероприятия по ее ликвидации.
2.2.2. Анализ схем возможных сценариев развития аварий.
Анализ схем возможных аварий выполняется на основании данных об авариях на аналогичных сооружениях, сведений о состоянии сооружений и негативных изменениях их состояния, данных о соответствии ГТС критериям безопасности и возможном превышении расчетных нагрузок. Рекомендуется применение графических методов анализа вероятных отказов ("дерево отказов"). При определении причин аварии следует учитывать данные мировой статистики по наиболее вероятным причинам аварий ГТС.
2.3. ОЦЕНКА УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ (РИСКА АВАРИИ) ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙКоличественная и качественная оценки риска различных сценариев развития аварий и общая оценка безопасности ГТС осуществляются экспертными методами, принятыми в настоящее время в отечественной гидротехнике.
Следует иметь в виду, что количественная оценка риска аварии существующими методами является достаточно приближенной и зависящей от частных экспертных оценок. При качественной оценке уровня безопасности ГТС на основании полученного численного значения риска или балльной оценки часто встречаются случаи, когда эти оценки близки к их переходным граничным значениям. В этих случаях следует дополнительно с использованием качественного анализа риска аварий (уровня безопасности) в соответствии с требованиями Инструкции о ведении Российского регистра ГТС и данными об авариях аналогичных сооружений обосновать качественный уровень безопасности, который наиболее объективно характеризует данное сооружение.
- Главная
- ПРИКАЗ Минприроды РФ от 31.10.2008 N 289 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ СОБСТВЕННИКАМИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ И ЭКСПЛУАТИРУЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НОРМ И ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ, А ТАКЖЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ, ПОЛНОМОЧИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА КОТОРЫМИ ПЕРЕДАНЫ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ)"