Последнее обновление: 21.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 22.01.98 N 2134-II ГД (ред. от 25.12.2009) "О РЕГЛАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Глава 5. НАЧАЛО РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
1. В соответствии со статьей 99 Конституции Российской Федерации Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
Статья 32.1(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
1. Не позднее чем за две недели до дня начала работы Государственной Думы нового созыва, а в случае, если Президент Российской Федерации примет решение о созыве первого заседания Государственной Думы ранее срока, установленного статьей 99 (часть 2) Конституции Российской Федерации, на следующий день после принятия указанного решения распоряжением Председателя Государственной Думы формируется временная депутатская рабочая группа по подготовке первого заседания Государственной Думы нового созыва (далее - временная депутатская рабочая группа). Временная депутатская рабочая группа формируется из числа избранных на новый срок депутатов Государственной Думы пропорционально количеству депутатских мандатов, полученных каждым федеральным списком кандидатов. Временная депутатская рабочая группа избирает из своего состава руководителя временной депутатской рабочей группы и его заместителя (заместителей).
2. Временная депутатская рабочая группа прекращает свои полномочия после избрания на первом заседании Государственной Думы нового созыва органов, предусмотренных частью первой статьи 34 настоящего Регламента.
Статья 32.2(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
1. Временная депутатская рабочая группа:
а) утверждает схему размещения депутатов Государственной Думы нового созыва в зале заседаний Государственной Думы;
б) формирует проект порядка работы первого заседания Государственной Думы нового созыва;
в) утверждает перечень документов и материалов, подлежащих раздаче депутатам Государственной Думы к первому заседанию Государственной Думы нового созыва;
г) готовит на основе принципа пропорционального представительства федеральных списков кандидатов, получивших депутатские мандаты, предложения по составу Счетной комиссии Государственной Думы, Временной комиссии Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, Временного секретариата Государственной Думы, избираемых Государственной Думой в соответствии со статьей 34 настоящего Регламента;
д) решает иные вопросы организации первого заседания Государственной Думы нового созыва.
2. Решения временной депутатской рабочей группы принимаются большинством голосов от общего числа членов временной депутатской рабочей группы.
Статья 33(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат Государственной Думы. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или его заместителя заседания Государственной Думы могут вести поочередно представители фракций по согласованию между ними.
Статья 341. На своем первом заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы избирает:
а) Счетную комиссию Государственной Думы;
б) Временную комиссию Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
в) Временный секретариат Государственной Думы.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 1-IV ГД)
2. Решения Государственной Думы по этим вопросам оформляются постановлениями.
Статья 35(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 1-IV ГД)
1. Счетная комиссия Государственной Думы осуществляет свою деятельность по мере необходимости в соответствии со статьями 87, 88, 89, 90 и 180 настоящего Регламента. Счетная комиссия Государственной Думы избирает из своего состава председателя и секретаря Счетной комиссии. Решения Счетной комиссии Государственной Думы принимаются большинством голосов от числа ее членов.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
2. Временная комиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы:
а) осуществляет контроль за соблюдением настоящего Регламента;
б) дает разъяснения положений настоящего Регламента;
в) составляет списки фракций, регистрирует фракции и информирует об этом Государственную Думу и средства массовой информации;
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
г) вносит на рассмотрение палаты проекты постановлений Государственной Думы о составах комитетов Государственной Думы;
д) осуществляет контроль за использованием электронной системы на заседаниях Государственной Думы, в том числе за голосованием с использованием электронной системы;
е) ведет учет заявлений депутатов о передаче своих голосов другим депутатам Государственной Думы и осуществляет хранение указанных заявлении;
ж) осуществляет контроль за деятельностью Аппарата Государственной Думы;
з) выполняет иные функции по обеспечению деятельности Государственной Думы.
3. Временный секретариат Государственной Думы:
а) формирует проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание;
б) ведет запись депутатов Государственной Думы на выступления на заседании Государственной Думы;
в) регистрирует вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие материалы, поступающие от депутатов Государственной Думы;
г) информирует председательствующего на заседании Государственной Думы о списке записавшихся на выступления на заседании Государственной Думы и о поступивших во Временный секретариат Государственной Думы материалах;
д) выполняет иные функции по обеспечению заседаний Государственной Думы.
4. Деятельность Счетной комиссии Государственной Думы и Временного секретариата Государственной Думы обеспечивает Аппарат Государственной Думы, деятельность Временной комиссии Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы обеспечивает аппарат Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.
5. Счетной комиссии Государственной Думы, Временной комиссии Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, Временному секретариату Государственной Думы на период их деятельности предоставляются служебные помещения.
6. Временная комиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы и Временный секретариат Государственной Думы прекращают свои полномочия после избрания Председателя Государственной Думы, Первого заместителя Председателя Государственной Думы, образования Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, избрания председателя данного комитета и утверждения его состава.
Статья 361. На первом заседании Государственной Думы депутаты проводят выборы Председателя Государственной Думы, его заместителей в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
2. Продолжительность и порядок проведения заседаний палаты определяются настоящим Регламентом и решениями Государственной Думы.
Статья 37(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 04.12.98 N 3324-II ГД)
1. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, гласно и освещаются в средствах массовой информации.
2. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Государственной Думой законопроектам и иным вопросам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на открытых заседаниях палаты при условии их аккредитации в Государственной Думе.
3. Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании Государственной Думы, Советом Государственной Думы, Президентом Российской Федерации, комитетом Государственной Думы или фракцией, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
4. Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании.
5. Закрытое заседание Государственной Думы назначается, как правило, не менее чем за один час до планируемого времени его проведения.
6. Запрещается проносить на закрытое заседание Государственной Думы и использовать в ходе закрытого заседания фото-, кино- и видеотехнику, средства телефонной связи и радиосвязи, а также средства звукозаписи и обработки информации.
7. Представители средств массовой информации на закрытые заседания Государственной Думы не допускаются.
8. Сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, обсуждаемые на закрытом заседании Государственной Думы, разглашению и распространению не подлежат.
9. Председательствующий на закрытом заседании палаты в начале указанного заседания уведомляет депутатов Государственной Думы и приглашенных лиц об основных правилах проведения закрытого заседания, о степени секретности обсуждаемых на нем сведений и предупреждает об ответственности за разглашение и распространение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
10. Стенограмма закрытого заседания Государственной Думы, а также документы, имеющие отношение к рассматриваемым на указанном заседании вопросам, учетные данные электронной системы о регистрации депутатов Государственной Думы и результаты их голосования, в том числе поименного, хранятся в структурном подразделении по защите государственной тайны Аппарата Государственной Думы в режиме секретного документа. Ознакомление депутатов Государственной Думы со стенограммой закрытого заседания Государственной Думы и с приобщенными к ней материалами производится в указанном подразделении Аппарата Государственной Думы под расписку.
11. Порядок организационно - технического обеспечения закрытых заседаний Государственной Думы, закрытых парламентских слушаний, закрытых заседаний комитетов и комиссий Государственной Думы устанавливается положением, утверждаемым распоряжением Председателя Государственной Думы по согласованию с Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.
Статья 381. Президент Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, Председатель Совета Федерации, члены Совета Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, члены Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместители Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты.
1.1. Члены Общественной палаты, уполномоченные советом Общественной палаты, могут присутствовать на открытых заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, являвшихся объектом экспертизы Общественной палаты.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 10.03.2006 N 2882-IV ГД)
2. Руководители федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных министров) и заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти могут присутствовать на открытых заседаниях Государственной Думы, а на закрытых заседаниях палаты только при наличии специальных пропусков, оформляемых по письменному разрешению Председателя Государственной Думы или по его поручению - одного из его заместителей.
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 10.11.2004 N 1101-IV ГД, от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
3. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только при наличии специальных пропусков, оформляемых по письменному разрешению Председателя Государственной Думы или по его поручению - одного из его заместителей.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 04.12.98 N 3324-II ГД)
3.1. Государственная Дума по предложению депутатов Государственной Думы, фракций, комитетов и комиссий Государственной Думы вправе пригласить на свое заседание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер, Председателя Правительства Российской Федерации, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных должностных лиц. Проекты постановлений Государственной Думы о приглашении на заседание Государственной Думы указанных должностных лиц вносятся и рассматриваются в порядке, установленном статьей 94 настоящего Регламента. В постановлении о приглашении на заседание палаты должностного лица Государственная Дума устанавливает дату заседания и время, на которое приглашается должностное лицо, а также определяет содержание рассматриваемого вопроса. Принятое Государственной Думой постановление по этому вопросу, а также приглашение Председателя Государственной Думы направляются приглашенному должностному лицу не позднее чем за пять дней до заседания Государственной Думы, на которое приглашено должностное лицо. Совет Государственной Думы включает указанный вопрос в проект порядка работы Государственной Думы.
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 10.11.2004 N 1101-IV ГД, от 02.03.2005 N 1554-IV ГД, от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
3.2. Процедура рассмотрения вопроса с участием должностных лиц, указанных в части третьей.1 настоящей статьи, вносится Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы по поручению Совета Государственной Думы и принимается на заседании палаты. Как правило, процедурой предусматриваются заслушивание приглашенного должностного лица и его ответы на вопросы депутатов Государственной Думы. Допускаются выступления представителей фракций и представителя профильного комитета.
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 10.11.2004 N 1101-IV ГД, от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
4. Для Президента Российской Федерации в зале заседаний Государственной Думы отводится специальное место, над которым помещаются Государственный флаг Российской Федерации и Государственный герб Российской Федерации. Для Председателя Государственной Думы и его заместителей в зале заседаний Государственной Думы отводятся специальные места, оборудованные средствами для ведения заседания палаты. Отводятся также места для Председателя Совета Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе, представителей Правительства Российской Федерации и места для членов Совета Федерации.
Статья 391. На заседаниях Государственной Думы ведутся протоколы и стенограммы. Протокол подписывается председательствующим на заседании. Стенограммы заседаний Государственной Думы, за исключением стенограмм закрытых заседаний, подлежат опубликованию, а также размещаются в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
2. Депутат Государственной Думы вправе ознакомиться со стенограммой своего выступления до ее опубликования.
Статья 401. Государственная Дума собирается на весеннюю и осеннюю сессии в соответствии с распорядком работы депутатов Государственной Думы на соответствующую сессию, утверждаемым постановлением Государственной Думы. Постановление Государственной Думы о распорядке работы депутатов Государственной Думы на очередную сессию, проект которого вносится Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, принимается на одном из последних заседаний текущей сессии палаты.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
2. Во время сессии Государственной Думы проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий Государственной Думы, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, во фракциях, а также с избирателями.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
3. Заседания Государственной Думы проходят по средам и пятницам. Государственная Дума может назначить дополнительное или внеочередное заседание. Время проведения заседаний устанавливается настоящим Регламентом.
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 04.10.2000 N 665-III ГД, от 13.12.2001 N 2184-III ГД)
4. На заседаниях Государственной Думы по средам после утверждения порядка работы Государственной Думы проводится "час голосования". По решению Совета Государственной Думы либо по решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, может быть определен иной день и иное время проведения "часа голосования". На "час голосования" выносятся только те законы, законопроекты и проекты постановлений, которые уже были предметом обсуждения палаты:
а) законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении;
Подпункт "б" - Утратил силу.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 20.04.2007 N 4464-4 ГД)
в) законопроекты о ратификации международных договоров Российской Федерации;
г) законы, отклоненные Советом Федерации;
д) законы, отклоненные Президентом Российской Федерации;
е) проекты постановлений Государственной Думы по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Государственной Думы.
Председательствующий на заседании оглашает название закона, законопроекта либо проекта постановления Государственной Думы, после чего осуществляется процедура голосования.
Во время "часа голосования" не допускаются внесение в законы, законопроекты и проекты постановлений поправок и возвращение к обсуждению в целом либо обсуждение отдельных разделов, глав, статей, частей, пунктов.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 21.09.99 N 4324-II ГД)
5. Совет Государственной Думы собирается регулярно. Очередные заседания Совета Государственной Думы проходят по вторникам и четвергам, за исключением дней работы депутатов с избирателями. Начало заседаний в 10 часов.
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 21.09.99 N 4324-II ГД, от 04.10.2000 N 665-III ГД, от 13.12.2001 N 2184-III ГД, от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
6. Комитеты и комиссии Государственной Думы заседают по понедельникам и четвергам. Вторник отводится для работы депутатов во фракциях. Четверг отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, во фракциях и в депутатских группах.
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 13.12.2001 N 2184-III ГД, от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
7. Парламентские слушания проводятся в дни и время, определенные Советом Государственной Думы. Проведение парламентских слушаний во время заседаний Государственной Думы не допускается, если Государственная Дума не примет иное решение.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 22.12.2000 N 1001-III ГД)
8. Как правило, одна неделя каждого месяца во время сессии предназначается для работы депутатов Государственной Думы с избирателями. В период проведения выборов депутатов Государственной Думы нового созыва (со дня назначения выборов до дня выборов) для работы депутатов Государственной Думы с избирателями предназначаются две недели каждого месяца, при этом заседания Государственной Думы проходят по вторникам, средам и пятницам, а заседания Совета Государственной Думы - по понедельникам и четвергам. Периоды работы депутатов Государственной Думы с избирателями устанавливаются распорядком работы депутатов Государственной Думы на текущую сессию.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
Статья 41(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 10.11.2004 N 1101-IV ГД)
1. На заседаниях Государственной Думы по средам отводится время для ответов федерального министра (федеральных министров), иных должностных лиц, на вопросы депутатов Государственной Думы (далее - "правительственный час").
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 26.12.2008 N 1544-5 ГД, от 25.12.2009 N 3065-5 ГД)
2. "Правительственный час" проводится с 12 часов 30 минут до 14 часов.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 26.12.2008 N 1544-5 ГД)
3. Государственная Дума вправе пригласить на "правительственный час" федерального министра (федеральных министров), иных должностных лиц.
(в ред. Постановления ГД РФ от 25.12.2009 N 3065-5 ГД)
Часть четвертая. - Утратила силу.
(в ред. Постановления ГД РФ от 25.12.2009 N 3065-5 ГД)
5. План проведения "правительственного часа" на очередную сессию утверждается палатой, как правило, на одном из последних заседаний текущей сессии Государственной Думы.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 02.03.2005 N 1554-IV ГД)
6. Проект плана проведения "правительственного часа", подготовленный Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, рассматривается Советом Государственной Думы с учетом мнения полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе и полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Государственной Думе и включается в проект порядка работы Государственной Думы.
7. В плане проведения "правительственного часа" указываются инициалы, фамилии и должности приглашаемых на "правительственный час" должностных лиц, а также даты их приглашения на заседания Государственной Думы. В плане проведения "правительственного часа" могут быть указаны также темы "правительственных часов".
(в ред. Постановления ГД РФ от 25.12.2009 N 3065-5 ГД)
8. Совет Государственной Думы включает в проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц информацию о приглашении должностных лиц на "правительственный час" в соответствии с планом проведения "правительственного часа" на текущую сессию.
(в ред. Постановления ГД РФ от 25.12.2009 N 3065-5 ГД)
9. Председатель Государственной Думы приглашает на "правительственный час" федерального министра (федеральных министров), иных должностных лиц не позднее чем за 10 дней до проведения "правительственного часа".
(в ред. Постановления ГД РФ от 25.12.2009 N 3065-5 ГД)
9.1. По инициативе приглашенных на "правительственный час" федерального министра (федеральных министров), иных должностных лиц в "правительственном часе" могут принимать участие другие должностные лица.
(в ред. Постановления ГД РФ от 25.12.2009 N 3065-5 ГД)
10. Не позднее чем за 10 дней до проведения "правительственного часа" комитеты, комиссии, фракции, депутаты Государственной Думы направляют в Совет Государственной Думы письменные вопросы приглашаемым на "правительственный час" федеральному министру (федеральным министрам), иным должностным лицам.
(в ред. Постановления ГД РФ от 25.12.2009 N 3065-5 ГД)
11. Совет Государственной Думы рассматривает вопросы от комитетов, комиссий, фракций, депутатов Государственной Думы и направляет их приглашенным на "правительственный час" федеральному министру (федеральным министрам), иным должностным лицам в соответствии с их компетенцией не позднее чем за пять дней до проведения "правительственного часа".
(в ред. Постановления ГД РФ от 25.12.2009 N 3065-5 ГД)
12. Если федеральный министр или иное приглашенное должностное лицо не может прибыть на "правительственный час", то они, как правило, не позднее чем за пять дней до его проведения уведомляют об этом Председателя Государственной Думы с указанием причины своего отсутствия. В таком случае Совет Государственной Думы может перенести "правительственный час" на иное время.
(в ред. Постановления ГД РФ от 25.12.2009 N 3065-5 ГД)
13. Приглашенным федеральному министру (федеральным министрам), иным должностным лицам для основной информации предоставляется до 20 минут, другим должностным лицам, принимающим участие в "правительственном часе", - до пяти минут.
(в ред. Постановления ГД РФ от 25.12.2009 N 3065-5 ГД)
14. Депутаты Государственной Думы вправе задать вопросы приглашенным на "правительственный час" федеральному министру (федеральным министрам), иным должностным лицам. Продолжительность вопроса не должна превышать одну минуту, ответа на вопрос - три минуты. Прения в рамках "правительственного часа" не проводятся. По итогам обсуждения вопросов в рамках "правительственного часа" вправе выступить представители фракций. Продолжительность выступления представителя фракции не может превышать пять минут.
(в ред. Постановления ГД РФ от 25.12.2009 N 3065-5 ГД)
15. Федеральный министр (федеральные министры), иные должностные лица, выступившие с основной информацией, вправе выступить с заключительным словом продолжительностью не более пяти минут.
(в ред. Постановления ГД РФ от 25.12.2009 N 3065-5 ГД)
16. По результатам обсуждения вопросов в рамках "правительственного часа" Государственная Дума может дать соответствующему комитету поручение подготовить проект постановления Государственной Думы, который вносится в порядке, установленном статьей 94 настоящего Регламента.
(в ред. Постановления ГД РФ от 25.12.2009 N 3065-5 ГД)
Статья 42По пятницам может проводиться "час заявлений". Выступления представителей фракций, комитетов, комиссий и депутатов во время "часа заявлений" не могут превышать пять минут. По решению палаты время выступления может быть продлено.
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 04.10.2000 N 665-III ГД, от 13.12.2001 N 2184-III ГД, от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
Статья 431. Внеочередные заседания Государственной Думы созываются Советом Государственной Думы в соответствии со статьей 14 настоящего Регламента.
2. В случае, если проведения внеочередного заседания палаты требует фракция, данная фракция должна внести в Совет Государственной Думы соответствующие проекты постановлений палаты.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
3. Совет Государственной Думы назначает день внеочередного заседания палаты.
4. Подготовка проекта порядка работы внеочередного заседания Государственной Думы возлагается на фракцию - инициатора проведения внеочередного заседания палаты.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
5. В случае одобрения Советом Государственной Думы порядка работы внеочередного заседания палаты Совет Государственной Думы вносит его на рассмотрение Государственной Думы для принятия (без внесения в данный порядок изменений) или отклонения.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
6. В случае отклонения Государственной Думой порядка работы внеочередного заседания палаты, проводимого во время очередной сессии, Совет Государственной Думы предлагает новый проект порядка работы внеочередного заседания Государственной Думы.
7. В случае отклонения Государственной Думой порядка работы внеочередного заседания палаты, проводимого в период между сессиями, Совет Государственной Думы может предложить иной проект порядка работы Государственной Думы.
Статья 441. Заседание Государственной Думы начинается с регистрации присутствующих на заседании депутатов Государственной Думы, которую проводит председательствующий.
2. Заседание Государственной Думы является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты.
3. Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на ее заседаниях.
4. О невозможности присутствовать на заседании палаты депутат Государственной Думы заблаговременно информирует руководителя фракции, либо председателя комитета, комиссии, либо Председателя Государственной Думы.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
5. Регистрация присутствующих на заседании депутатов осуществляется после каждого перерыва в заседании палаты. Закрывая заседание, председательствующий напоминает депутатам о порядке работы очередного заседания Государственной Думы.
6. Депутат Государственной Думы вправе зарегистрироваться с помощью электронной карточки, а в случае ее отсутствия от микрофона или путем подачи личного заявления, написанного на бланке установленной формы.
Статья 45(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 27.04.2007 N 4513-4 ГД)
Выступающий в Государственной Думе не вправе нарушать правила депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. Выступающие в Государственной Думе депутат Государственной Думы, член Совета Федерации и гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, стоимостные показатели указывают в рублях, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В случае нарушения требований настоящей статьи председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания. В случае нарушения указанных требований депутат может быть также лишен права выступления на срок до одного месяца решением палаты, принимаемым большинством от общего числа депутатов.
Статья 46На заседаниях Государственной Думы депутаты вправе участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Государственной Думой, задавать вопросы, давать справки, а также пользоваться иными установленными правами.
Статья 47(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 29.09.99 N 4373-II ГД)
1. Государственная Дума вправе направить парламентский запрос Председателю Правительства Российской Федерации, другим членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, с соблюдением требований статьи 18 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (вмешательство члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в оперативно - розыскную, уголовно - процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность не допускается).
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 12.02.2003 N 3620-III ГД)
2. Проекты парламентского запроса и соответствующего постановления Государственной Думы вносятся на рассмотрение Государственной Думы и рассматриваются палатой в порядке, установленном статьями 93 и 94 настоящего Регламента, а в особых случаях могут быть предложены депутатом или группой депутатов Государственной Думы к включению в порядок работы Государственной Думы в порядке, установленном частью четвертой статьи 50 настоящего Регламента.
3. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный Государственной Думой срок. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании палаты. Копии письменного ответа направляются всем депутатам Государственной Думы.
4. Депутат Государственной Думы вправе направить запрос Председателю Правительства Российской Федерации, другим членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, с соблюдением требований статьи 18 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (вмешательство члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в оперативно - розыскную, уголовно - процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность не допускается). Запрос депутата Государственной Думы направляется им самостоятельно и не требует оглашения на заседании палаты.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 12.02.2003 N 3620-III ГД)
Статья 481. Депутаты Государственной Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Проекты документов и другие необходимые материалы предоставляются депутатам не позднее чем за три дня до их рассмотрения на заседании палаты.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
2. Указанные в части первой настоящей статьи проекты документов и материалы, подлежащие распространению среди депутатов Государственной Думы, размещаются в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
Статья 491. В ходе пленарных заседаний Государственной Думы непосредственно в зале заседаний Государственной Думы распространяются только материалы по вопросам, включенным в порядок работы Государственной Думы на данное заседание Государственной Думы, а также заявления фракций.
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 29.09.99 N 4373-II ГД, от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
2. Все другие материалы и документы распространяются перед началом заседания в установленном порядке, а также через комитеты, комиссии, фракции или раскладываются в индивидуальные ящики депутатов. Указанные в настоящей части материалы и документы размещаются в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы.
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД, от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
3. Любой документ или материал, распространяемые в зале заседаний Государственной Думы, должны иметь подпись (подписи) депутата (депутатов), инициирующего (инициирующих) распространение указанного документа или материала, и визу Председателя Государственной Думы, заместителя Председателя Государственной Думы или председателя Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, разрешающую распространение документов и материалов в зале заседаний Государственной Думы.
4. Документы, носящие характер заявлений фракций или комитетов, комиссий Государственной Думы, должны, кроме того, иметь визу руководителя соответствующей фракции или комитета, комиссии.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
Статья 501. Заседания Государственной Думы проводятся в соответствии с разработанной Советом Государственной Думы и заблаговременно разосланной депутатам Государственной Думы примерной программой законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию, утверждаемой на одном из ее первых заседаний, с календарем рассмотрения вопросов Государственной Думой на текущий месяц, составленным Советом Государственной Думы по предложениям фракций, комитетов и комиссий Государственной Думы, и с порядком работы очередного заседания Государственной Думы, утверждаемыми Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Решения Государственной Думы об утверждении примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц оформляются соответствующими постановлениями палаты.
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД, от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
2. Проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой и формируемый на его основе проект порядка работы очередного заседания Государственной Думы составляются, как правило, исходя из последовательности поступления законопроектов в Государственную Думу. В проект порядка работы Государственной Думы законопроекты включаются в следующей последовательности:
а) законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении;
б) законопроекты, рассматриваемые во втором чтении;
в) законопроекты, рассматриваемые в первом чтении.
3. Предложения о внесении изменений в календарь рассмотрения вопросов предварительно представляются в Совет Государственной Думы в письменной форме комитетами, комиссиями, фракциями, группами депутатов или отдельными депутатами. Совет Государственной Думы принимает решение о внесении изменений в календарь рассмотрения вопросов или об отклонении данного предложения. В случае отклонения Советом Государственной Думы указанного предложения инициатор предложения вправе внести его непосредственно на заседании Государственной Думы, при этом первым предоставляется слово представителям фракций.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
4. При обсуждении проекта порядка работы заседания Государственной Думы депутаты Государственной Думы вправе вносить мотивированные предложения о внесении изменений в проект порядка работы заседания палаты. После внесения всех указанных предложений председательствующий ставит их на голосование в порядке поступления. Преимущественное право вносить предложения в проект порядка работы заседания Государственной Думы предоставляется представителям фракций.
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД, от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
5. На обсуждение изменений, вносимых в проект порядка работы заседания Государственной Думы, отводится не более 30 минут. Это время может быть продлено решением палаты, принятым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
6. В случае, если на заседании Государственной Думы порядок работы пленарного заседания был рассмотрен не в полном объеме, Совет Государственной Думы при формировании проекта порядка работы следующего заседания палаты включает эти вопросы в качестве первоочередных в соответствии с последовательностью, установленной статьями 50 и 51 настоящего Регламента.
Статья 511. Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат:
а) послания и обращения Президента Российской Федерации;
б) законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
в) проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 20.04.2007 N 4464-4 ГД)
г) федеральные конституционные законы и федеральные законы, возвращенные в Государственную Думу на повторное рассмотрение в порядке, предусмотренном статьями 105 и 107 Конституции Российской Федерации;
д) нормативные правовые акты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, имеющие статус законодательной рекомендации Союза;
е) проекты федеральных законов о ратификации международных договоров Российской Федерации;
ж) проекты постановлений о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;
з) проекты постановлений Государственной Думы по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Государственной Думы;
и) проекты Регламента Государственной Думы и постановлений Государственной Думы о внесении в него изменений.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 20.02.2004 N 131-IV ГД)
2. Иные законопроекты и вопросы могут рассматриваться во внеочередном порядке только по решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа депутатов палаты.
Статья 521. Председательствующий на заседании Государственной Думы:
а) руководит общим ходом заседания в соответствии с настоящим Регламентом;
б) предоставляет слово для выступления в порядке поступления зарегистрированных заявок в соответствии с порядком работы Государственной Думы, требованиями настоящего Регламента либо в ином порядке, определенном решением Государственной Думы;
в) предоставляет слово вне порядка работы заседания Государственной Думы только для внесения процедурного вопроса и по порядку ведения заседания;
г) обеспечивает выполнение организационных решений Государственной Думы;
д) ставит на голосование каждое предложение депутатов Государственной Думы в порядке поступления;
е) проводит голосование и оглашает его результаты;
ж) контролирует ведение протоколов и стенограмм заседаний Государственной Думы и подписывает указанные протоколы.
2. Председательствующий на заседании Государственной Думы вправе:
а) в случае нарушения положений настоящего Регламента предупреждать депутата Государственной Думы, а при повторном нарушении лишать его слова. Депутат Государственной Думы, допустивший грубые, оскорбительные выражения в адрес председательствующего, других депутатов, лишается слова без предупреждения;
б) предупреждать депутата Государственной Думы, выступающего по порядку ведения заседания, в случае его отклонения от темы выступления, а при повторном нарушении лишать его слова. Под порядком ведения заседания понимается соблюдение председательствующим настоящего Регламента. Депутат Государственной Думы, выступающий по порядку ведения заседания, обязан указать, в чем выразилось нарушение Регламента председательствующим, с указанием нарушенной нормы;
в) указывать на допущенные в ходе заседания нарушения положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, настоящего Регламента, а также исправлять фактические ошибки, допущенные в выступлениях;
г) удалять из зала заседаний приглашенных лиц, мешающих работе Государственной Думы.
Статья 531. Председательствующий на заседании Государственной Думы не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления депутатов Государственной Думы, давать характеристику выступающим.
2. Если председательствующий считает необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он записывается в общем порядке для выступления и передает одному из заместителей Председателя Государственной Думы функции председательствующего до принятия решения по данному вопросу.
3. Участвуя в открытом голосовании без использования электронной системы, председательствующий голосует последним.
4. При нарушении председательствующим требований настоящего Регламента Государственная Дума вправе большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы назначить другого председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу.
Статья 541. Работа в Государственной Думе осуществляется на русском языке. Депутат Государственной Думы, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.
2. Депутат Государственной Думы выступает с трибуны, от установленного в зале микрофона или со своего рабочего места в зале заседаний.
3. Во время работы в Государственной Думе депутаты должны носить деловую одежду, соответствующую официальному характеру деятельности Государственной Думы.
Статья 551. Заседания Государственной Думы проводятся в рабочие дни:
а) утренние - с 10 до 14 часов с перерывом с 12 часов до 12 часов 30 минут;
б) вечерние - с 16 до 18 часов.
2. Палата может принять решение об ином времени проведения заседаний.
3. Председательствующий на заседании Государственной Думы вправе без голосования продлить заседание Государственной Думы в среду до принятия окончательного решения по вопросу, обсуждение которого было начато в основное время заседания палаты.
Статья 561. Продолжительность докладов, содокладов и заключительного слова устанавливается председательствующим на заседании Государственной Думы по согласованию с докладчиками и содокладчиками, но не должна превышать 15 минут для доклада, 10 минут для содоклада и 10 минут для заключительного слова.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 06.12.2000 N 875-III ГД)
2. Выступающим в прениях предоставляется до десяти минут, для повторных выступлений в прениях - до пяти минут, для выступлений депутатов Государственной Думы по процедурным вопросам и выступлений с обоснованием принятия или отклонения внесенных ими поправок к законопроектам или проектам иных решений палаты, по кандидатурам, для ответов на вопросы, сообщений, справок, внесения изменений в порядок работы, предложенный Советом Государственной Думы, - до трех минут, для вопросов, выступлений по порядку работы и ведения заседания Государственной Думы - не более одной минуты.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 23.04.2004 N 451-IV ГД)
3. По истечении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего, а затем вправе прервать его выступление.
4. Каждый депутат Государственной Думы должен придерживаться темы обсуждаемого вопроса. Если он отклоняется от нее, председательствующий вправе напомнить ему об этом. Если замечание депутатом не учтено, председательствующий может прервать выступление депутата.
5. С согласия большинства присутствующих на заседании депутатов Государственной Думы председательствующий может установить общую продолжительность обсуждения вопроса, включенного в повестку заседания, время, отводимое на вопросы и ответы, продлить время выступления.
Статья 57На заседании Государственной Думы один и тот же депутат может выступать в прениях по одному и тому же вопросу не более двух раз.
Статья 581. Никто не вправе выступать на заседании Государственной Думы без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается председательствующим слова без предупреждения.
2. Депутаты Государственной Думы, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные ими и завизированные председательствующим на заседании тексты выступлений к стенограмме заседания Государственной Думы.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 30.03.2005 N 1658-IV ГД)
Статья 591. Прения по обсуждаемому вопросу могут быть прекращены по истечении времени, установленного палатой, либо по решению Государственной Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании.
2. Председательствующий, получив предложение о прекращении прений, информирует депутатов Государственной Думы о числе записавшихся и выступивших, выясняет, кто из записавшихся, но не выступивших представителей фракций настаивает на выступлении, и с одобрения депутатов предоставляет им слово.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
3. После принятия решения о прекращении прений докладчик и содокладчик имеют право на заключительное слово. Допускаются выступления по мотивам голосования представителей фракций продолжительностью до трех минут, при этом под мотивами голосования понимается обоснование принятия или отклонения обсуждаемого вопроса.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
Статья 601. Для подготовки вопроса к рассмотрению палатой в ходе ее заседания Государственная Дума вправе дать поручение Председателю Государственной Думы, его заместителям, комитетам, комиссиям, Руководителю Аппарата Государственной Думы. Такие поручения даются по предложению председательствующего на заседании палаты, а также по предложениям фракций, комитетов, комиссий, группы депутатов или отдельных депутатов Государственной Думы в целях предоставления дополнительной информации по заинтересовавшему их вопросу.
(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 6-IV ГД, от 09.10.2007 N 5134-4 ГД)
2. Текст поручения, внесенный в письменной форме и подписанный инициатором, оглашается на заседании палаты им же или председательствующим.
3. При наличии возражений предложение о даче поручения ставится на голосование. Перед голосованием Председатель Государственной Думы, его заместитель, уполномоченный представитель комитета, комиссии, которым в соответствии с частью первой настоящей статьи предлагается дать поручение Государственной Думы, вправе выступить с обоснованием своей позиции. Решение о даче поручения Государственной Думы принимается большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 11.02.2009 N 1680-5 ГД)
4. Поручение оформляется протокольной записью, удостоверяемой председательствующим на заседании. Выписка из протокола в течение суток направляется Аппаратом Государственной Думы исполнителю, который не позднее чем через 15 дней или в иной установленный палатой срок со дня получения поручения информирует Председателя Государственной Думы и инициатора поручения о результатах его выполнения. Информация о результатах выполнения поручений размещается в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 11.02.2009 N 1680-5 ГД)
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 22.01.98 N 2134-II ГД (ред. от 25.12.2009) "О РЕГЛАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"