в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВИЛАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 05.01.98 N 14-П (ред. от 31.10.2002) (утв. Советом директоров Банка России 19.12.97 N 47)
отменен/утратил силу Редакция от 31.10.2002 Подробная информация
"ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВИЛАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 05.01.98 N 14-П (ред. от 31.10.2002) (утв. Советом директоров Банка России 19.12.97 N 47)

ПОЛОЖЕНИЕ

(в ред. - Указаний ЦБ РФ от 22.01.99 N 488-У, от 31.10.2002 N 1201-У)

Глава 1. Общие положения

1.1. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации разработано согласно компетенции, предоставленной Банку России Федеральным законом от 26 апреля 1995 г. N 65-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также с учетом положений Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности", Гражданского кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

1.2. Настоящее Положение обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно - кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка Российской Федерации (в дальнейшем по тексту - учреждения банков), а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории Российской Федерации.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЩЕНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ

2.1. Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно - правовой формы (далее именуются - предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

2.2. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы при предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.

2.3. Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно - кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. N 31 и Положением "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. N 56.

2.4. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:

- для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;

- для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - на следующий день;

- для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии - 1 раз в несколько дней.

Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.

2.5. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно - правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично - денежные расчеты.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно - кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу" (Приложение 1).

По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.

По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.

Лимиты остатка кассы распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства, устанавливаются учреждениями Банка России или уполномоченными кредитными организациями органам федерального казначейства Российской Федерации с учетом указанных распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Расчет на установление лимита остатка кассы в этом случае представляется органами федерального казначейства с учетом распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства в установленном порядке.

При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично - денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

При этом лимит остатка кассы устанавливается:

- для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, - в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;

- для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России на следующий день, - в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;

- для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России не ежедневно, - в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;

- для предприятий, не имеющих денежной выручки, - в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии).

Установленные учреждением банка лимиты остатка наличных денег в кассе письменно сообщаются каждому предприятию, для чего могут использоваться вторые экземпляры представленных расчетов по форме 0408020.

Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и другие), а также в соответствии с договором банковского счета.

2.6. Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.

Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

2.7. Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.

Решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимаются учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета по форме 0408020 с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.

Решение о расходовании предприятием поступающей в его кассу денежной выручки при наличии у него нескольких счетов в различных учреждениях банков принимается в порядке, аналогичном установлению лимита остатка наличных денег в кассе такого предприятия.

При открытии счета недоимщика действие ранее выданных разрешений на расходование предприятиями поступающей в их кассы денежной выручки приостанавливается до полного расчета с бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами. В этом случае учреждения банков направляют предприятиям не позднее следующего дня после получения извещения об открытии счета недоимщика уведомления о прекращении использования поступающей в их кассы денежной выручки на время действия этого счета. Данное условие может быть оговорено при заключении дополнительного договора банковского счета или внесении изменений в имеющиеся договоры банковского счета с учреждениями банков, в которых открыты другие счета кроме счета недоимщика.

2.8. Предприятия могут получать наличные денежные средства в учреждениях банков, в которых открыты соответствующие счета на цели, установленные федеральными законами, иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и нормативными актами Банка России.

2.9. Выдачи денежной наличности предприятиям на заработную плату и выплаты социального характера, стипендии производятся в сроки, согласованные с обслуживающими учреждениями банков. При согласовании конкретных сроков выдачи наличных денег на эти цели учреждения банков учитывают необходимость равномерного распределения их по дням месяца и беспрепятственного удовлетворения обоснованных требований предприятия в наличных деньгах.

Выдачи наличных денег предприятиям на указанные цели по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и воскресенье, могут производиться учреждениями банков, в целях рассредоточения нагрузки на кассовых работников, начиная с четверга. Выдачи наличных денег по срокам, приходящимся на праздничные дни, производятся не ранее, чем за три дня до их наступления, а по предприятиям, выходные дни которых не совпадают с общеустановленными, - накануне выходных дней этих предприятий.

В случаях, когда выдачи наличных денег на заработную плату производятся не через кассу учреждения банка, поручения предприятий на перечисления или перевод указанных сумм принимаются с таким расчетом, чтобы денежные средства поступили в соответствующие учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России в установленные для этих предприятий сроки выплаты заработной платы.

Выдачи наличных денег для расчетов с увольняемыми работниками и уходящими в отпуск, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, производятся независимо от установленных предприятию сроков выплаты заработной платы.

2.10. В целях равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств учреждения банков ежегодно составляют (по усмотрению руководителя учреждения банка) календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по дням) по форме 0408021 (Приложение 2) на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты заработной платы.

Исходя из предстоящих (расчетных) выдач наличных денег в мае и ноябре, учреждения банков ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по месяцам) по форме 0408022 (Приложение 3) и не позднее 20 марта и 20 сентября представляют его территориальным учреждениям Банка России.

В календаре выдач наличных денег указываются расходы по выплате заработной платы, выплатам социального характера, расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера, стипендии по обслуживаемым учреждением банка предприятиям с учетом предприятий - клиентов бескассовых учреждений банков по всем числам месяца, включая и нерабочие дни (сумма выдач за 31 число прибавляется к размеру выдач 30 числа месяца), а также согласованные в установленном порядке сроки выдач наличных денег. Не учитывается заработная плата, выплачиваемая предприятиями из выручки и переводимая для зачисления во вклады граждан в учреждения банков.

Территориальные учреждения Банка России на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии по республике, краю, области (по месяцам) по форме 0408023 (Приложение 4) и в срок до 29 марта и 29 сентября высылают Банку России для свода в целом по Российской Федерации.

Данные сведения используются также при прогнозировании досрочных выплат по заработной плате (символ 96 "Выдачи на заработную плату в текущем месяце по срокам, приходящимся на следующий месяц") и при оценке кассовых оборотов по приходу, расходу, эмиссионному результату за месяц в целом по территориальному учреждению Банка России (форма N 201).

2.11. Для осуществления учета своевременного получения предприятиями наличных денег на заработную плату и выплаты социального характера учреждения банков ведут "Ведомость учета выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии" по форме 0408024 (Приложение 5). Данные учета используются при расчетах потребности учреждения банка в наличных деньгах в предстоящие дни.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 31.10.2002 N 1201-У)

2.12. Выдачи наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций.

Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно - кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением "О ведении кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. N 56 и осуществляют контроль за его соблюдением.

При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке.

2.13. Установление лимитов оборотных касс учреждениям Банка России и их подкрепление осуществляется в порядке, определенном в Инструкции по эмиссионно - кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. N 31.

2.14. Учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с рекомендациями, изложенными в Приложении 7.

Материалы проверок оформляются справкой по форме 0408026 (Приложение 8). При необходимости копии справок направляются в соответствующие органы Государственной налоговой службы Российской Федерации для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью в соответствии с предоставленными им правами.

2.15. К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

2.16. Территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в свете настоящего Положения.

В этих целях территориальные учреждения Банка России и расчетно - кассовые центры проводят проверки в кредитных организациях применительно к рекомендациям, изложенным в Приложении 9.

2.17. В случае невыполнения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России по вопросам организации наличного денежного обращения применяются меры, предусмотренные ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Глава 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА

3.1. Для определения объема, источников поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направлений их выдач, а также выпуска или изъятия их из обращения в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовых оборотов на квартал.

Прогноз кассовых оборотов составляется по следующим источникам поступлений и направлениям выдач наличных денег:

ПРИХОД

Поступления торговой выручки от продажи потребительских товаров независимо от каналов их реализации 02
Поступления выручки пассажирского транспорта 05
Поступления квартирной платы и коммунальных платежей 08
Поступления выручки зрелищных предприятий 09
Поступления выручки от предприятий, оказывающих прочие услуги 11
Поступления налогов и сборов 12
Поступления от реализации недвижимости 15
Поступления на счета по вкладам граждан (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) 16
Поступления от предприятий Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации 17
Поступления от учреждений Сберегательного банка Российской Федерации 18
Поступления на счета граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица 19
Поступления наличных денег от реализации государственных и других ценных бумаг (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) 20
Возврат заработной платы и других приравненных к ней выплат 28
Поступления наличных денег в кассы кредитных организаций от валютно - обменных операций с физическими лицами 30
Прочие поступления 32
Итого по приходу - символы 02 - 32

РАСХОД

Выдачи на заработную плату 40
Выдачи на стипендии 41
Выдачи на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера 42
Выдачи на выплаты социального характера 44
Выдачи на закупку сельскохозяйственных продуктов 46
Выдачи на выплату пенсий, пособий и страховых возмещений 50
Выдачи на другие цели 53
Выдачи ссуд индивидуальным заемщикам и денег на операции ломбардов (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) 54
Выдачи со счетов по вкладам граждан (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) 55
Выдачи кредитными организациями наличных денег физическим лицам при совершении валютно - обменных операций 57
Выдачи со счетов граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица 58
Выдачи подкреплений предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации 59
Выдачи наличных денег на выплату дохода, погашение и покупку государственных и других ценных бумаг (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) 60
Выдачи подкреплений учреждениям Сберегательного банка Российской Федерации 61
Итого по расходу - символы 40 - 61

3.2. Содержание прогноза кассовых оборотов по символам прихода и расхода соответствует номенклатуре символов "Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций" (форма N 202).

3.3. Кредитные организации для определения потребности в наличных деньгах составляют прогнозные расчеты ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег и выдач наличных денег на основании динамических рядов "Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций" (форма N 202) или на основе получаемых кассовых заявок от обслуживаемых предприятий по форме 0408027 (Приложение 10).

Расчеты ожидаемых поступлений наличных денег в кассы кредитных организаций и их выдач составляются ежеквартально с распределением по месяцам. Итоги кассовых оборотов по приходу и расходу сообщаются расчетно - кассовому центру, в котором открыт корреспондентский (субкорреспондентский) счет кредитной организации, за 14 дней до начала прогнозируемого квартала.

3.4. Расчетно - кассовые центры составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым кредитным организациям на основе анализа оборотов наличных денег, проходящих через их кассы, и получаемых от кредитных организаций сообщений об ожидаемых оборотах наличных денег. Расчеты осуществляются ежеквартально с распределением по месяцам и за 7 дней до начала квартала сообщаются территориальному учреждению Банка России.

Прогнозные расчеты ожидаемой эмиссии денег используются расчетно - кассовыми центрами при составлении заявок на подкрепление оборотной кассы.

Территориальные учреждения Банка России могут собирать прогнозы кассовых оборотов непосредственно от кредитных организаций, минуя расчетно - кассовые центры.

В последующем свод указанных прогнозов по обслуживаемым кредитным организациям сообщается информационной службой территориального учреждения Банка России каждому расчетно - кассовому центру для использования в практической работе.

3.5. Для определения ожидаемых изменений налично - денежной массы в обороте и потребности предприятий в денежной наличности территориальные учреждения Банка России составляют прогнозы кассовых оборотов по области, краю, республике по источникам поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направлениям их выдач (форма N 202) на предстоящий квартал с разбивкой по месяцам на основе оценки перспектив социально - экономического развития региона, отчетных данных о кассовых оборотах за предыдущие периоды, а также полученных от расчетно - кассовых центров или кредитных организаций сообщений о прогнозируемых оборотах наличных денег и эмиссионном результате.

3.6. Прогнозируемые на предстоящий квартал обороты в целом по региону по приходу наличных денег в кассы учреждений банков и их выдачам, эмиссионному результату сообщаются территориальными учреждениями Банка России для сведения Департаменту регулирования денежного обращения Центрального банка Российской Федерации за 3 дня до начала прогнозируемого квартала.

3.7. Прогнозные расчеты эмиссии денег территориальные учреждения Банка России учитывают при разработке мер по организации налично - денежного оборота в регионе, а также при составлении планов завозов наличных денег в резервные фонды расчетно - кассовых центров.

3.8. Для составления расчетов прогноза кассовых оборотов территориальными учреждениями Банка России используются:

- прогнозные расчеты розничного товарооборота, включая общественное питание, территориальных органов регулирования торговли;

- фактические сведения территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по статистике о розничном товарообороте и расходовании торговыми предприятиями наличных денег из выручки;

- отчетные данные предприятий Госкомсвязи России по поступлениям наличными деньгами подписной платы за периодические издания;

- сведения территориальных экономических органов о прогнозируемых фондах заработной платы и выплатах социального характера;

- фактические сведения государственных налоговых инспекций о подоходном налоге с физических лиц;

- сведения государственных страховых фирм системы Росгосстраха и других страховых организаций о фактических выплатах по страхованию имущества граждан;

- сведения предприятий Госкомсвязи России о выплатах заработной платы своим работникам и объемах реализации услуг связи населению;

- фактические сведения региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другие;

- фактические сведения региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации о трудовых пенсиях;

- прогнозные расчеты учреждений Сбербанка России о привлечении вкладов населения, объемах продаж облигаций займов, билетов лотерей, перечислениях средств во вклады, поступлениях взносов от добровольных обществ, поступлениях от продажи сертификатов, погашении кредита, выплатах и погашениях по облигациям займов и лотерейным билетам, выплатах зарплаты своим работникам, получении денежных подкреплений от предприятий Госкомсвязи России или сдаче ими излишков.

3.9. Территориальные учреждения Банка России составляют расчет прогноза кассовых оборотов по поступлениям торговой выручки в кассы банков по форме 0408001 (Приложение 11).

В основу расчета принимается прогноз розничного товарооборота, включая общественное питание, по торговым предприятиям, имеющим счета в учреждениях банков для зачисления выручки, и поступления в данном квартале наличными деньгами подписной платы за периодические издания будущего периода, а также прогнозируемый объем поступлений торговой выручки по прочим источникам.

Для определения прогнозируемого размера поступлений наличных денег в кассы банков из общей суммы принятого розничного товарооборота, подписной платы и прочих источников вычитается неинкассируемая ее часть.

Элементы неинкассируемой выручки прогнозируются исходя из их динамики и прогноза розничного товарооборота по данному региону с учетом фактических данных из формы 11-торг "Отчет об обороте кассы", представляемой территориальными органами Государственного комитета Российской Федерации по статистике.

Определяется общая сумма торговой выручки, подлежащая сдаче торговыми организациями по всем каналам поступлений:

- в учреждения банков наличными деньгами и безналичными перечислениями от населения в уплату за товары;

- в предприятия Госкомсвязи России.

В общую сумму поступлений торговой выручки вносятся поправки на разницу в переходящей выручке на начало и конец квартала (месяца).

Поправка на разницу в переходящей выручке производится в случаях, когда в прогнозируемом периоде количество дней торговли не совпадает с количеством дней, за которые учреждения банков учитывают по своему балансу поступления выручки, а также в тех случаях, когда количество дней совпадает, но имеется разница в размерах переходящей выручки на начало и конец прогнозируемого периода. При этом сумма выручки, подлежащая сдаче торговыми предприятиями на их счета в учреждениях банков в прогнозируемом периоде, увеличивается на сумму выручки от торговли за последние дни предыдущего периода, которая будет проведена по балансу учреждения банка в прогнозируемом квартале (месяце), и уменьшается на сумму выручки от торговли за последние дни прогнозируемого периода, которая будет принята на баланс учреждения банка в следующем квартале (месяце).

Процентное отношение полученной торговой выручки к розничному товарообороту характеризует уровень инкассации торговой выручки в регионе.

При определении суммы торговой выручки, поступающей наличными деньгами в предприятия Госкомсвязи России и учреждения банков (включая учреждения Сбербанка России), следует исходить из оборота торговых предприятий, которые должны сдавать выручку таким порядком, фактического размера этих поступлений за соответствующий период прошлого года, сложившейся динамики в текущем году.

Торговая выручка, поступающая в учреждения банков безналичными перечислениями со счетов вкладчиков в уплату за товары, определяется с учетом данных за предыдущие периоды и мероприятий, осуществляемых по развитию этих форм расчетов.

3.10. Для расчета поступлений торговой выручки территориальные учреждения Банка России используют показатели, определяемые следующим образом:

- объем розничного товарооборота по прогнозу - исходя из динамики за периоды, предшествующие прогнозируемому, с учетом индекса цен (уровня инфляции), а также прогнозов территориальных органов регулирования торговлей и территориальных экономических органов;

- сумма подписной платы за периодические издания будущего времени и изданий, реализуемых по ранее оплачиваемой подписке, - по данным предприятий Госкомсвязи России;

- сумма продажи товаров по безналичному расчету в сопоставлении с фактическими данными за прошлое время - с учетом динамики удельных весов этой продажи товаров в соответствующем объеме розничного товарооборота;

- выручка, используемая торговыми предприятиями на заработную плату и выплаты социального характера, выплату пособий и прочие цели (включая выплаты комитентам), - в соответствии с потребностями, сопоставляется с фактическими расходами из выручки по данным отчета формы 11-торг "Отчет об обороте кассы"

- размер расходов из выручки на закупку сельскохозяйственных продуктов - на основании динамики фактических расходов за соответствующий период прошлого года и данных текущего периода с учетом индекса цен на закупаемую продукцию.

Суммы торговой выручки, использованные на заработную плату и выплаты социального характера работникам торговых предприятий, учитываются в расчете прогноза кассовых оборотов по выдачам наличных денег на заработную плату и выплаты социального характера.

Выплаты пособий из торговой выручки учитываются в расчете прогноза по выдачам наличных денег на выплату пенсий, пособий и страховых возмещений.

Торговая выручка, сдаваемая в учреждения Сбербанка России и предприятия Госкомсвязи России, учитывается в расчетах кассового прогноза, соответственно, по операциям учреждений Сберегательного банка Российской Федерации и предприятий Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации.

3.11. Прогнозируемый размер выдач наличных денег на заработную плату и выплаты социального характера (в дальнейшем по тексту - заработная плата) определяется территориальными учреждениями Банка России по форме 0408002 (Приложение 12) исходя из данных о прогнозируемых фондах заработной платы, получаемых от территориальных экономических органов.

Прогнозирование осуществляется на основании фактических выдач на заработную плату за период, предшествующий прогнозируемому кварталу.

3.12. Для определения прогнозируемого размера выдач наличных денег из касс учреждений банков на заработную плату из общей суммы фонда заработной платы вычитаются суммы безналичных перечислений и удержаний из заработной платы, которые определяются следующим образом:

- подоходный налог - исходя из удельного веса отчетных данных налоговых инспекций в фактическом фонде заработной платы за соответствующий период прошлого года и прогнозируемого фонда заработной платы;

- удержания из заработной платы квартирной платы и платежей за коммунальные услуги - исходя из динамики отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций (символ 99);

- суммы платежей по добровольным видам страхования - по прогнозным данным государственных страховых фирм системы Росгосстраха и других страховых организаций;

- взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации - в установленном размере от фонда заработной платы;

- перечисления заработной платы в учреждения банков для зачисления на счета во вклады граждан - с учетом динамики "Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций" по символу "Перечисления заработной платы, выплат социального характера, расходов, не относящихся к фонду заработной платы и выплатам социального характера" (символ 85);

- заработная плата, выплачиваемая из выручки работникам торговых предприятий, - с учетом фактически сложившегося за прошлое время соотношения этих выплат к объему розничного товарооборота;

- заработная плата, выплачиваемая своим работникам учреждениями Сбербанка России и предприятиями Госкомсвязи России из кассовых поступлений, - в размерах, учтенных в расчетах прогноза кассовых оборотов по операциям предприятий Госкомсвязи России и учреждений Сбербанка России.

К сумме этих выдач на заработную плату прибавляются:

- налоги, удерживаемые при выдаче пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам;

- возвращенные в учреждения банков суммы невыплаченной заработной платы (депонированная зарплата) - исходя из динамики, сложившейся в аналогичные прогнозируемому периоду прошлых лет, на основании "Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций" по символу 28. Прогнозируемый объем депонированных сумм учитывается при определении размера прихода наличных денег по символу "Прочие поступления".

К полученной сумме выдач наличных денег на выплату заработной платы прибавляются выдачи на выплату стипендий, расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера. Кроме того, вносятся коррективы на выдачи заработной платы за выходные дни по срокам, приходящимся на другие кварталы;

- выдачи наличных денег на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы, выплатам социального характера и стипендий, - по фактическому размеру этих выплат за предыдущие периоды на основании данных учреждений банков.

Выдачи наличных денег на заработную плату увеличиваются на суммы выплат, производимых по срокам, приходящимся, в связи с выходными днями, на первые числа следующего квартала, и уменьшаются на суммы, выплаченные в предыдущем квартале.

При распределении выдач наличных денег на заработную плату по месяцам учитываются выдачи наличных денег на выплату заработной платы по срокам, приходящимся на субботу и воскресенье.

3.13. Общий объем пенсий, пособий и страховых возмещений определяется территориальными учреждениями Банка России по форме 0408003 (Приложение 13) на основании прогнозируемых и отчетных материалов региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, других государственных внебюджетных фондов, государственных страховых фирм системы Росгосстраха.

Из общей суммы всех видов пенсий, пособий и страховых возмещений исключаются налоги, взимаемые при выплате пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также почтовый тариф за перевод пенсий и пособий через предприятия Госкомсвязи России.

3.14. При распределении выплат пенсий и пособий по отдельным каналам их выдач (предприятия Госкомсвязи России, учреждения банков) учитывается следующее:

- пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и другие пособия, выплачиваемые за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации предприятиями по месту работы получателей, выдаются наличными деньгами из касс учреждений банков;

- трудовые пенсии и другие пособия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации выплачиваются через предприятия Госкомсвязи России или по желанию пенсионеров перечисляются на счета в учреждения банков для зачисления во вклады граждан;

- страховые выплаты населению по поручениям органов Росгосстраха;

- пенсии и пособия военнослужащим и их семьям, обслуживаемым учреждениями банков, могут также по желанию отдельных пенсионеров выплачиваться им через предприятия Госкомсвязи России с доставкой на дом или перечисляться на счета в учреждения Сбербанка России для зачисления во вклады граждан.

Размер выплат пенсий и пособий через учреждения Сбербанка России определяется как сумма соответствующих данных в расчете по операциям Сберегательного банка Российской Федерации.

Фактический размер выплат через предприятия Госкомсвязи России определяется как разница между общей суммой всех видов пенсий, пособий и страховых возмещений, с одной стороны, и суммами, выплачиваемыми через учреждения Сбербанка России, другие учреждения банков, из выручки торговых предприятий, а также удерживаемыми на оплату налогов и почтового тарифа - с другой.

Учтенные в расчете прогноза кассовых оборотов по пенсиям и пособиям суммы выплат через предприятия Госкомсвязи России, учреждения Сбербанка России, из выручки торговых предприятий должны совпадать с соответствующими показателями расчетов прогноза кассовых оборотов по торговой выручке, операциям предприятий Госкомсвязи России и учреждений Сбербанка России.

3.15. В прогнозе кассовых оборотов по операциям предприятий Госкомсвязи России по форме 0408004 (Приложение 14) и по операциям учреждений Сбербанка России по форме 0408005 (Приложение 15) предусматривается сальдо в приходе или расходе по сдаче денежных излишков в учреждение банка и по получению подкреплений из учреждения банка.

Отдельные показатели расчета прогноза кассовых оборотов по операциям предприятий Госкомсвязи России определяются учреждениями банков следующим образом:

- объем реализации услуг населению, выплата заработной платы своим работникам из собственных кассовых поступлений - по сведениям, представляемым предприятиями Госкомсвязи России (отчетным и прогнозируемым);

- поступления торговой выручки, излишков от учреждений Сбербанка России или выдачи им подкреплений, выплаты пенсий и пособий - в размерах, определенных в соответствующих расчетах прогноза кассовых оборотов;

- поступления налогов и сборов через предприятия Госкомсвязи России - на основании "Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций" (символ 76);

- сальдо прочих операций предприятий Госкомсвязи России (по приходу или по расходу) - исходя из фактического его уровня за аналогичные прогнозируемому периоды прошлых лет. За предыдущие периоды сальдо выводится как разница между всеми приведенными в расчете показателями прихода и расхода, включая подкрепления, полученные этими предприятиями из касс учреждений банков, и сдачу излишков в их кассы.

3.16. При составлении расчета по прогнозу кассовых оборотов по операциям учреждений Сберегательного банка Российской Федерации используются показатели, определяемые следующим образом:

- привлечение вкладов населения в учреждения Сбербанка России, поступления от продажи облигаций займов, размещения билетов лотерей, выплаты и погашения по облигациям российских внутренних выигрышных займов, выигрышей по лотерейным билетам - по сведениям Сбербанка России;

- поступления безналичными перечислениями в уплату за товары. Эти поступления должны совпадать с данными в расчете прогноза по поступлениям торговой выручки. Услуги нетоварного характера - с учетом данных учреждений Сбербанка России за предыдущие периоды и мероприятий, проводимых по дальнейшему расширению этих форм расчетов;

- денежные подкрепления, полученные от предприятий Госкомсвязи России, или сдача ими излишков наличных денег - исходя из фактических данных за аналогичные прогнозируемому периоды прошлых лет с учетом изменения в прогнозируемом периоде соотношения между поступлениями и выплатами денег по основным операциям учреждений Сберегательного банка Российской Федерации. Принятая в расчете сумма подкреплений или сдаваемых излишков должна быть отражена в тех же размерах в расчете прогноза по операциям предприятий Госкомсвязи России;

- суммы поступлений торговой выручки, квартирной платы и коммунальных платежей, выручки от предприятий, оказывающих прочие услуги, и от реализации недвижимости - в суммах, принятых в расчетах прогноза кассовых оборотов по поступлениям по соответствующим символам;

- поступления взносов от добровольных обществ, продажи сертификатов - исходя из данных территориальных учреждений Сбербанка России об объемах этих операций за соответствующие периоды прошлых лет и с учетом сложившейся динамики в текущем году;

- поступления от погашения кредитов - исходя из прогнозируемого Сбербанком России размера этих поступлений;

- суммы выплат заработной платы своим работникам, пенсий и пособий из федерального бюджета - в размерах (прогнозах), сообщенных территориальными учреждениями Сбербанка России;

- безналичные перечисления во вклады заработной платы рабочих и служащих, граждан за сданную сельскохозяйственную продукцию, пенсий и других сумм - исходя из фактического размера таких перечислений по данным отчетности Сбербанка России и с учетом ожидаемых изменений в их объемах. При этом предусмотренные в расчете суммы перечислений во вклады не должны совпадать с суммами безналичных перечислений, учтенных в расчетах прогноза кассовых оборотов по выдачам наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии, пенсии, пособия и страховые возмещения;

- сальдо прочих операций (по приходу или расходу) - на основании фактического его уровня, сложившегося в соответствующем периоде прошлого года.

3.17. Прогнозирование по другим статьям прогноза кассовых оборотов, характеризующим поступления наличных денег в кассы банков и их выдачи, осуществляется исходя из динамики кассовых оборотов за соответствующий период предыдущих лет с учетом фактических оборотов, сложившихся в предыдущих кварталах текущего года.

Глава 4. СОСТАВЛЕНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ "ОТЧЕТА О КАССОВЫХ ОБОРОТАХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКА РОССИИ И КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"

Территориальные учреждения Банка России и учреждения банков осуществляют сбор отчетных данных о кассовых оборотах в соответствии с Указаниями "О порядке составления и представления отчетности территориальными учреждениями Банка России в Центральный банк Российской Федерации" от 14 ноября 1997 г. N 27-У и Указаниями "О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации" от 24 октября 1997 г. N 7-У и обеспечивают их соответствие с настоящим Положением.

Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА

5.1. Территориальные учреждения Банка России ежеквартально анализируют состояние наличного денежного оборота в регионах.

Объектом анализа являются:

- складывающиеся тенденции в наличном денежном обороте и его структуре;

- источники поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направления их выдач из касс учреждений банков;

- скорость возврата наличных денег в кассы учреждений банков (Приложение 16);

- происходящие изменения и тенденции в экономике;

- изменение индекса потребительских цен;

- состояние и развитие безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами;

- уровень инкассации наличной денежной выручки (особенно торговой), образующейся в сфере потребительского рынка (Приложение 17);

- территориальное размещение выпуска денег в обращение и изъятия денег из обращения, причины роста эмиссии (сокращения изъятия) наличных денег;

- неиспользованные возможности мобилизации учреждениями банков внутренних кассовых ресурсов для удовлетворения потребностей предприятий в наличных деньгах;

- результаты банковского контроля за соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;

- происходящие изменения в направлениях использования денежных доходов населения и источниках их формирования;

- состояние расходования юридическими лицами средств на заработную плату и выплаты социального характера;

- причины образования просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату и пенсии.

5.2. При анализе состояния наличного денежного оборота используются:

- отчет о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций (формы N N 201, 202);

- информационно - аналитические материалы территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по статистике о социально - экономическом положении региона;

- государственная статистическая отчетность "Отчет об обороте кассы" (форма 11-торг);

- федеральное государственное статистическое наблюдение "Сведения о производстве и отгрузке товаров, услуг" (форма П-1 (месячная));

- баланс денежных доходов и расходов населения, разрабатываемый территориальными органами Государственного комитета Российской Федерации по статистике;

- формы федерального государственного статистического наблюдения по труду: "Сведения о численности и заработной плате работников" (форма 1-т (квартальная, годовая), "Сведения о просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату" (форма 3-ф (месячная));

- информация о произведенных проверках соблюдения порядка работы с денежной наличностью (Приложения 18, 19).

5.3. Результаты анализа состояния наличного денежного оборота используются территориальными учреждениями Банка России при составлении прогнозов кассовых оборотов, а также для разработки и осуществления совместно с учреждениями банков практических мер по улучшению организации оборота наличных денег, сокращению эмиссии в городах и районах. При необходимости соответствующие предложения по этим вопросам вносятся на рассмотрение представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. Настоящее Положение вступает в силу с 1 января 1998 года.

6.2. С момента вступления в силу настоящего Положения утрачивают силу:

Инструкция Госбанка СССР от 3 декабря 1986 г. N 6 "Об организации работы по денежному обращению учреждениями Государственного банка СССР"

Рекомендации по осуществлению учреждениями банков проверок соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" от 30 сентября 1994 г. N 113;

О порядке прогнозирования налично - денежного оборота от 30 декабря 1994 г. N 02-14-4/485;

О выдаче банками средств на потребление от 16 мая 1995 г. N 02-14-5/235;

письмо от 22 августа 1995 г. N 184;

письмо от 21 сентября 1995 г. N 193.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
С.К.ДУБИНИН

  • Главная
  • "ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВИЛАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 05.01.98 N 14-П (ред. от 31.10.2002) (утв. Советом директоров Банка России 19.12.97 N 47)