в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 08.04.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 15.02.2010 N 121 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 034300 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")"
действует Редакция от 15.02.2010 Подробная информация
ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 15.02.2010 N 121 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 034300 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")"

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический циклы;

естественнонаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык", "Экономическая теория".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

Код УЦ ООП Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость (зачетные единицы) <*> Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды формируемых компетенций
Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл 30 - 35 Иностранный язык
История
Философия
Экономика
ОК-1
ОК-2
ОК-3
ОК-4
ОК-5
ОК-8
ОК-9
ОК-11
ОК-12
ОК-17
ОК-19
Базовая часть. 10 - 15
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен
Знать:
- иметь представления о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;
- важнейшие отрасли и этапы развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания;
- условия формирования личности, ее свободы, ответственность за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении;
- смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального
- начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху развития противоречий и кризиса существования человека в природе;
- способы приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;
- движущие силы и закономерности исторического процесса, формы и типы культур, историю и культуру России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;
- этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, природе;
- основы экономической теории, экономические основы сферы физической культуры и спорта.
Уметь:
- оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста, уважительно и бережно относиться к историческому наследию;
- анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы, процессы;
- анализировать основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентации в основных текущих проблемах экономики;
- читать литературу в области профессиональной деятельности на иностранном языке без словаря с целью поиска информации, переводить тексты со словарем, вести диалог на разговорном уровне, диалоги и полилоги в ситуациях профессионального общения.
Владеть:
- навыками публичного выступления; лексическим минимумом одного из иностранных языков.
Вариативная часть (знания, умения и навыки определяются ООП вуза)
Б.2 Естественнонаучный цикл 10 - 20 Естественнонаучные основы физической культуры и спорта
Информатика
ОК-4
ОК-5
ОК-8
ОК-9
ОК-13
ОК-14
ОК-15
ОК-16
ПК-27
Базовая часть. 5 - 10
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:
Знать:
- в области естественнонаучных основ: основы механики, статику, кинематику и динамику; основы электростатики и электродинамики;
- строение атомов и молекул, типы химических связей;
- растворы и взвеси;
- химические реакции и факторы, определяющие их скорость;
- органические вещества и их биологическую роль;
- происхождение и эволюцию Вселенной, место человека в эволюции Земли; взаимосвязи между физическими, химическими и биологическими процессами;
- специфику живых систем;
- происхождение и эволюцию человека;
- экологию и охрану природы, принципы рационального природопользования;
- в области информатики: понятие информации, ее хранения, обработки и представления; аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера.
Уметь:
- применять и трансформировать в соответствии с целями деятельности законы естественнонаучных дисциплин;
- использовать стандартное программное обеспечение в профессиональной деятельности;
- соблюдать основные требования информационной безопасности.
Владеть:
основными методами и рациональными приемами сбора, обработки и представления научной, деловой и педагогической информации; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.
Вариативная часть (знания, умения и навыки определяются ООП вуза)
Б.3 Профессиональный цикл 160 - 170 Безопасность жизнедеятельности
Анатомия человека
Биомеханика двигательной деятельности Биохимия человека
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
История физической культуры
Менеджмент физической культуры и спорта
Педагогика физической культуры
Правовые основы профессиональной деятельности
Психология физической культуры
Теория и методика избранного вида спорта
Теория и методика обучения базовым видам
спорта
Теория и методика физической культуры
Физиология человека
ОК-4
ОК-5
ОК-6
ОК-7
ОК-8
ОК-9
ОК-10
ОК-11
ОК-13
ОК-18
ОК-20
ПК-1 - 32
Базовая часть. 84 - 94
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен
Знать:
- основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий;
- понимать и объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности;
- сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы, определяющие конкретную область своей будущей профессии, их взаимосвязь в системе знаний;
- анатомическое строение и функции органов и систем организма человека, закономерности психического, физического развития и особенности их проявления в разные возрастные периоды;
- санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта;
- психофизиологические, социально-психологические и медико-биологические закономерности развития физических способностей и двигательных умений занимающихся;
- функции психики, основные потребности человека, эмоции и чувства, мотивацию поведения и деятельности, социально-психические особенности групп людей, психолого-педагогические средства и способы организации и управления индивидом, группой людей;
- историю развития педагогической мысли, актуальные дидактические технологии, методы педагогического контроля и контроля качества обучения;
- способы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса;
- методы медико-биологического, педагогического и психологического контроля состояния занимающихся;
- историю, социальную сущность, структуру и функции физической культуры, цели, задачи, основные компоненты педагогического процесса в сфере физической культуры;
- принципы и методы физического воспитания различных контингентов населения, основы теории и методики обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности;
- истоки и эволюцию формирования теории спортивной тренировки, медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в детско-юношеском спорте и у спортсменов массовых разрядов в избранном виде спорта;
- социально-биологические основы, цель, задачи, основные направления двигательной рекреации с различными группами населения;
- факторы и причины травматизма, заболеваний, функциональных нарушений в процессе учебной и спортивной деятельности;
- историю, теорию и методику избранного вида спорта;
- основные положения управленческих наук, организационные основы сферы физической культуры и спорта;
- организационно-методические основы юношеского спорта и систему подготовки резерва в избранном виде спорта;
- Конституцию Российской Федерации, свои гражданские права и обязанности, законы Российской Федерации и нормативные документы органов управления в сфере физической культуры и спорта и образования.
Уметь:
- использовать накопленные в области физической культуры и спорта ценности для воспитания патриотизма и любви к Отечеству, стремления к здоровому образу жизни, навыков соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля состояния своего организма, потребности в регулярных физкультурно-оздоровительных занятиях;
- определять способности и уровень готовности личности включиться в соответствующую физкультурно-спортивную деятельность;
- определять общие и конкретные цели и задачи в сфере физического воспитания, спортивной подготовки и двигательной рекреации как составной части гармоничного развития личности, укрепления ее здоровья, физического совершенствования;
- планировать различные формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей в целях совершенствования природных данных, поддержания здоровья, оздоровления и рекреации занимающихся;
- использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
- использовать в профессиональной деятельности актуальные приемы обучения и воспитания, разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфофункциональных и психологических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья, подбирать средства и методы, адекватные поставленным задачам;
- использовать технические средства и инвентарь для повышения эффективности физкультурно-спортивных занятий;
- определять функциональное состояние, физическое развитие и уровень подготовленности занимающихся в различные периоды возрастного развития;
- использовать методы педагогической и психологической диагностики, изучать коллектив и индивидуальные особенности занимающихся;
- определять причины возникновения у занимающихся ошибок в технике движений, подбирать приемы и средства для их устранения, создавать условия для самоанализа и совершенствования;
- использовать информацию психолого-педагогических, медико-биологических методов контроля для оценки влияния физических нагрузок на индивида и вносить соответствующие коррективы в процесс занятий;
- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе физкультурно-спортивных занятий;
- аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида физкультурно-спортивной деятельности, прогнозировать условия и направления ее развития в социально-культурном аспекте, формировать мотивации у населения для занятий избранным видом спорта;
- реализовывать в профессиональной деятельности права и свободы человека и гражданина; ориентироваться в законодательстве и правовой литературе, принимать решения и совершать соответствии с законом;
- уметь критически оценивать и корректировать собственную профессиональную деятельность в зависимости от результатов контроля за деятельностью занимающихся; разрабатывать и составлять финансовую отчетность, заключать договора на аренду, заказывать и приобретать физкультурно-спортивный инвентарь;
- организовывать и проводить физкультурно-массовые мероприятия и спортивные соревнования;
- организовывать и проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной деятельности.
Владеть:
- основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- навыками использования прав и исполнения обязанностей;
- умениями и навыками психофизического самосовершенствования на основе научного представления о здоровом образе жизни;
- различными средствами коммуникации в профессиональной деятельности;
- техническими элементами базовых видов спорта и избранного вида спорта, а также приемами объяснения и демонстрации основных и вспомогательных элементов;
- способами нормирования и контроля тренировочных и соревновательных нагрузок в избранном виде спорта;
- навыками рационального использования учебно-лабораторного и управленческого оборудования, специальной аппаратуры и инвентаря, современной компьютерной техники;
- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами деятельности в сфере
- физической культуры и спорта в условиях поликультурной среды;
- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды учреждения, региона, области, страны;
- методами проведения научных исследований в сфере профессиональной деятельности;
- методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях в сфере физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом.
Вариативная часть знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки Перечень дисциплин приводится в примерной основной образовательной программе (ПООП) бакалавра
Б.4 Физическая культура 2 Перечень дисциплин, рекомендованных Учебно-методическим объединением, приводится в примерной основной образовательной программе (ПООП) бакалавра
Б.5 Учебная и производственная практики практические умения и навыки определяются ООП вуза 12 - 15 ОК-4 - 11
ПК-1 - 21
ПК-24
ПК-29
ПК-30 - 31
Б.6 Итоговая государственная аттестация 12 ОК-4
ОК-8
ОК-10 - 11
ОК-13
ПК-1 - 32
Общая трудоемкость основной образовательной программы 240


<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестации.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 15.02.2010 N 121 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 034300 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")"